ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ГАРАНТИЙ ЗАКОННОСТИ
СЛ. БУЛАВИН,
кандидат юридических наук, заслуженный юрист РФ, начальник Департамента правового обеспечения деятельности правоохранительных органов
Государственно-правового управления Президента РФ, генерал-майор милиции
Аннотация. Для обеспечения режима законности необходимо целенаправленное воздействие комплекса правовых средств и способов, которые и составляют механизм гарантирования режима законности. Его рассмотрение в статике и динамике позволяет выделить основные структурные элементы. Механизм гарантирования режима законности в статике предполагает следующие элементы: норму права, специальные правовые институты, разные формы правовой ответственности; правоотношения; акты реализации и применения права; систему специальных правоохранительных органов; правовую культуру субъектов права. В динамическом состоянии выделяются элементы механизма: правотворческая, правоприменительная и контрольно-надзорная деятельность.
Ключевые слова: законность, гарантии законности, юридические гарантии законности, механизм юридического гарантирования, элементы механизма гарантирования законности.
FEATURES OF THE MAINTENANCE OF THE MECHANISM OF REALISATION OF LEGAL GUARANTEES OF LEGALITY
S.P. BULAVIN,
candidate of the jurisprudence, the deserved lawyer of Russia, the chief of Department of legal maintenance of activity of law enforcement bodies It is
state-legal department the President of the Russian Federation,
the major general of militia
Annotation. In article the author comes to a conclusion that for maintenance of a mode of legality, purposeful influence of the whole complex of legal means and ways which make the mechanism of warranting of a mode of legality is necessary. Its consideration in a statics and dynamics allows to allocate the basic structural elements. The mechanism of warranting of a mode of legality in a statics assumes following basic elements: norm of the right, special legal institutes, various forms of legal responsibility; legal relations; certificates of realization and right application; system of special law enforcement bodies; legal culture of subjects of the right. In a dynamic condition allocate elements: activity on right creation; activity on right application activity; control-supervising activity.
Key words: legality; legality guarantees; legal guarantees of legality; the mechanism of legal warranting; elements of the mechanism of warranting of legality.
На современном этапе развития России проблема укрепления законности постоянно находится в центре внимания государства. Укрепление и упрочение законности — всеобщая задача, так как речь идет о сердцевине политики — о государственной власти и методах ее осуществления; регулировании ею важнейших социальных связей и отношений; защите демократического строя, общества, человека; дальнейшем развитии правового государства; правах и свободах граждан. Последовательная и строгая реализация зафиксированных в законодательстве положений не осуществляется стихийно, самотеком, без борьбы и усилий. За законность надо бороться, ее необходимо отстаивать и охранять. Укрепление законности происходит благодаря активной деятель-
ности государства, а также других субъектов общественной жизни. Для того чтобы законы и иные нормативные акты не оставались на бумаге (и тем более не нарушались), а претворялись в жизнь, требуются соответствующие условия и определенный комплекс мер, обеспечивающих такую реализацию, т.е. необходимы гарантии законности. Особое место среди них занимают юридические гарантии законности: система специально созданных государством юридических средств, имеющих непосредственной и основной целью реальное обеспечение законности в правовом государстве.
Определяющее звено гарантирования законности сосредоточено на стадии осуществления правовых норм. Не секрет, что правовые нормы сами по себе
бессильны, поэтому необходим некий механизм гарантий, в том числе другие правовые нормы, чтобы первые могли быть применены и реализованы1.
Для поддержания стабильного режима законности необходимо целенаправленное воздействие комплекса правовых средств и способов, которые и составляют механизм гарантирования режима законности.
Механизм юридического гарантирования законности представляет собой целостную систему, основным звеном которой являются образующие ее взаимосвязанные элементы. Устойчивый и постоянный характер этих связей позволяет утверждать о целенаправленности его воздействия по обеспечению законности. Целостное единство элементов, представляющих собой механизм гарантирования, свидетельствует о самостоятельности этого правового образования. Выделение в механизме гарантирования основных элементов способствует уточнению главных специфических функций, выполняемых разлными средствами правового обеспечения, выяснению их роли в процессе гарантирования и их функциональных связей.
Учитывая сложность и специфичность механизма юридического гарантирования режима законности, о нем следует говорить с учетом его двух сторон — статической и динамической. В статике он включает в себя следующие основные элементы.
Важнейшим элементом статической стороны механизма гарантирования законности являются нормы права, составляющие нормативную основу механизма юридических гарантий.
Термин «юридические гарантии» указывает на их нормативно-правовую основу, а повышение гаран-тированности состоит прежде всего в использовании тех возможностей, которые заложены в действующих правовых нормах. Насколько совершенны и эффективны нормы права, насколько активно и законно пользуются ими субъекты права, в значительной степени зависит режим законности в государстве.
В нормах права определяются как качественные, так и количественные стороны обеспечения режима законности. Когда норма права закрепляет и оформляет право граждан на жалобу, необходимую оборону, это отражает качественную сторону обеспечения законности. Иногда количественные параметры преобладают в правовом предписании и выступают гарантирующим средством.
Среди правовых норм, выступающих в качестве элемента механизма гарантирования режима законности, следует различать:
а) нормы права, которые обеспечивают непосредственно сами себя, т.е. имеют санкцию, предусматривающую юридические гарантии выполнения предписаний данной нормы;
б) нормы права, которые комплексно предусматривают юридические гарантии целой группы норм или даже правовых институтов, отрасли права (например,
уголовно-процессуальные нормы содержат юридические гарантии норм уголовного права);
в) правовые нормы, включающие нормы-начала, нормы-принципы, определительно-установочные, нормы-дефиниции, которые гарантируются другими юридическими нормами традиционного образца2.
Осуществление правовыми нормами функции гарантирования происходит путем конкретизации пределов (границ) прав и обязанностей: указания на юридические факты, с которыми связывается их реализация; определения процессуального порядка реализации прав и обязанностей; мер поощрения и льгот; установление мер надзора и контроля; мер правовой защиты, юридической ответственности, юридического пресечения правонарушений и процессуального порядка применения этих мер; мер профилактики и предупреждения правонарушений.
2. Необходимым элементом механизма гарантирования выступают специальные правовые институты, представляющие собой систему взаимосвязанных правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права или нескольких отраслей права и регулирующих относительно самостоятельную разновидность общественных отношений или какие-либо их компоненты, свойства.
Выделение специальных правовых институтов в механизме юридических гарантий важно не только потому, что это способствует углублению научных представлений о правовом явлении, но и в связи с тем, что часто на практике решение юридического дела состоит в применении не какой-то изолированно существующей нормы, а группы норм, действующих вместе с другими в рамках данного института определенной отрасли права. И когда применяется норма, необходимо видеть, что в механизм юридических гарантий законности включаются и другие, связанные с ней нормы, входящие в соответствующий правовой институт.
К специальным институтам, участвующим в механизме юридических гарантий законности, можно отнести: институт необходимой обороны, институт ответственности, контроля и надзора, обжалования.
Особое место среди специальных правовых институтов занимает институт обжалования, основной целью которого является обеспечение законности в деятельности всех органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы. Порядок такого обращения урегулирован Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», а также Федеральным
законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Однако, реальное осуществление права граждан на обращение с жалобой в суд нередко осложнено сильной бюрократизацией в их разрешении, сложностью судебных процедур (например, в получении доказательств в подтверждение законности и обоснованности жалобы), неизбежной потерей значительного количества времени, тратой денет на уплату судебных пошлин и прочими объективно существующими препятствиями. Поэтому наличие в законодательстве двухступенчатой системы обжалования, когда жалоба подавшего ее лица может быть удовлетворена в административном порядке, нисколько не усложняет, а наоборот, упрощает процесс обжалования.
3. Особое место в механизме юридического гарантирования занимают все формы правовой ответственности, которые установлены за правонарушение. Юридическая ответственность представляет собой особый правовой институт, выполняющий функции охраны от нарушений общественные отношения. Функция обеспечения режима законности, осуществляемая путем наказания правонарушителей, есть специфическая функция юридической ответственности, присущая только ей. Эта функция определяет особое место юридической ответственности в механизме гарантирования режима законности.
Наиболее яркая специфическая черта правовой ответственности выражается в обязанности претерпевания правонарушителем неблагоприятных мер госуда рственно-принудительного воздействия, т.е. отвечать за деликт. Это положение позволяет определить юридическую правовую ответственность как самостоятельное правовое явление, как элемент, входящий в механизм гарантирования, сущность которого — государственно-принудительные меры, призванные оказывать воздействие на правонарушителя, его сознание и волю.
Вместе со штрафной функцией юридическая ответственность выполняет в механизме гарантирования еще одну функцию — правовосстановительную. Эта функция свойственна главным образом мерам воздействия в области гражданско-правовых отношений. Юридическая ответственность, участвуя в механизме гарантирования, призвана не только воздействовать на правонарушение, но и восстановить нарушенный интерес.
4. Правоотношения — еще один элемент механизма гарантирования законности, представляющий собой взаимосвязь субъектов права на основе правовых норм и вследствие наступления определенных юридических фактов, обладающих взаимными субъективными правами и юридическими обязанностями.
Если нормы права образуют правовую основу механизма гарантирования, то правоотношения выступают в качестве главного средства, при помощи которого требования юридических норм претворяются в
жизнь, воплощаются в поведении людей. Правоотношения являются важнейшим и необходимым этапом в процессе достижения целей и результатов гарантирования режима законности.
Правоотношения в механизме гарантирования законности, во-первых, фиксируют круг лиц, на которых в тот или иной момент распространяется действие данных юридических норм; во-вторых, закрепляют конкретный образец поведения, которому должны или могут следовать лица; в-третьих, являются условием для возможного применения правовых средств в целях обеспечения прав и обязанностей участников данного правоотношения, режима законности.
5. Не менее важным элементом механизма гарантирования режима законности в статике являются акты реализации и применения права.
Акты реализации прав и обязанностей — договора, иные акты, документы, заключающие в себе решение отдельных лиц, правомерное поведение завершают действие механизма гарантирования законности. Правовые акты разнообразны и разноплановы — это и решения компетентных (прежде всего правоохранительных) органов, документы органов администрации, договорные документы и т.д. Выраженные в них акты поведения и его результаты играют в механизме гарантирования режима законности неодинаковую роль: они или выражают индивидуально-правовую правоприменительную деятельность (индивидуальные предписания правоохранительных органов и др., органов государства), или воплощают правовую активность участников общественных отношений (институт жалоб).
Акты реализации прав и обязанностей — юридически значимые результаты действия субъектов, в которых осуществляются выраженные в правах и обязанностях меры правомерного поведения. Здесь действие механизма гарантирования завершается, происходит перевод общих предписаний юридических норм в практическое поведение субъектов в рамках режима законности.
Правоприменительные акты представ-
ляют собой документ, содержащий в себе индивидуально-конкретное предписание, вынесенное компетентным органом в итоге решения юридического дела. Акты применения права выполняют особую роль в механизме гарантирования режима законности, так как способствуют обеспечению реализации требований юридических норм, дополняют, усиливают властность юридических норм, конкретизируют властные предписания нормативных актов к данной, конкретной обстановке, гарантируют осуществление прав и обязанностей3. Юридическая сила придает правоприменительным актам властную способность порождать определенные правовые последствия, вызывать возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Обладая таким свойством, они позволяют специальным органам эф-
фективно поддерживать стабильный режим гарантирования законности.
Особенностью положения акта применения в механизме гарантирования является то, что, с одной стороны, он призван юридически констатировать и оформлять правомерность всей правовой деятельности, а с другой — это важное средство контроля, которое позволяет специальным органам проверить и оценить законность правоприменительного процесса. Правоприменительный акт призван не только обеспечить законность в правоприменительных отношениях, но и осуществить проверку их правильности, а в необходимых случаях восстановить режим законности.
6. Для достижения целей гарантирования существует система правоохранительных органов, которые также являются элементом механизма юридических гарантий законности.
Правоохранительные органы представляют собой ту часть государственного механизма, который соответствует характеру разделения власти в государстве, специально создается для защиты конституционных прав и свобод граждан и их объединений от произвола и других неправомерных притязаний, поддержания в обществе демократического порядка и законности, используя в этих целях предусмотренные законом специфические юридические средства, в том числе принудительного и связанного с ним контрольно-надзорного и профилактического регулирования.
Одной из важнейших особенностей правоохранительных органов является то, что они специально созданы государством в целях защиты прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, гарантирования режима законности.
Механизм юридических гарантий законности представляет собой сложный и длящийся процесс, состоящий из ряда законных последовательных действий разных правоохранительных органов. Между этими органами существует своеобразное «распределение труда», благодаря чему обеспечивается их системное воздействие. Общая задача обеспечения законности разбивается на ряд функций, где каждая должна быть реализована определенным правоохранительным органом присущим ему специфическими методами и формами в рамках своей компетенции4.
Правоохранительные органы представляют собой систему, где конкретный государственный орган выступает отдельным элементм. Обладая специфической компетенцией, они тем самым являются обособленными от окружающей среды, но в то же время находятся с ней в постоянной взаимосвязи. Правоохранительные органы тесно взаимосвязаны и, действуя только совместно, могут обеспечивать выполнение поставленных перед ними обществом и государством целей по обеспечению законности. Без
четко отлаженного взаимодействия субъектов правоохранительной деятельности невозможна эффективная работа системы правоохранительных органов в механизме юридических гарантий законности.
7. Важную роль в механизме гарантирования режима законности играет правовая культура. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г. Д. Медведев определил, что преодоление правового нигилизма является приоритетной задачей на современном этапе развития гражданского общества. Правовые знания, чувства, убеждения и ориентации субъектов права формируются и оказывают свое регулирующее воздействие на их поведение, являются продуктами отражения в человеческом сознании действующего законодательства и практики его реализации. Правовая культура, следовательно, является важным путем, по которому идеи, принципы и конкретные требования законности, сформулированные в праве, проникают в человеческое сознание и управляют его деятельностью.
Поскольку правовая культура является связующим звеном между нормами права и правовой деятельностью, уровень ее развития и качественная характеристика — существенные факторы, предопределяющие законность в механизме гарантирования. Таким образом, правовая культура не только является средством перевода всеобщей нормативности права в интеллектуально-правовой мир субъектов юридической деятельности, но и своими индивидуальными способностями детерминирует законность конкретных актов поведения. Отсюда следует ее исключительное значение в механизме гарантирования режима законности.
В отличие от статического состояния, при котором механизм рассматривается в инертном виде, в динамическом в механизме юридического гарантирования также выделяют несколько обособленных, но в то же время взаимосвязанных элементов, каждый из которых характеризует отдельный вид деятельности, преследующий цель укрепления режима законности в правовом регулировании.
1. Особым видом деятельности в механизме юридических гарантий является правотворческая деятельность. Несмотря на то что правотворчество осуществляется до самого процесса гарантирования законности, она находится в глубоком единстве. Во-первых, правотворчество является предпосылкой и формирующим началом, первой стадией механизма гарантирования законности. Во-вторых, они имеют единую природу и характер среди правовых явлений.
Правотворчество и процесс гарантирования выражают единый подход к праву, так как категория механизма гарантирования призвана отразить динамику правовой действительности, причем в том ее состоянии, когда юридические гарантии вступают в действие.
Только при таком анализе механизма гарантирования, когда он рассматривается в единстве с правот-
ворчеством, возможно предупредить абсолютизацию первой из указанных категорий, превращение ее в явление, оторванное от объективных факторов, ее обусловливающих.
Важно и то, что посредством правотворчества механизм обеспечения режима законности получает гарантирующий потенциал. Правотворческая деятельность является основным каналом гарантирующего воздействие государственной власти на социальную жизнь посредством определения всех звеньев механизма гарантирования режима законности путем придания юридической силы правовым средствам, всему механизму гарантирования.
2. Не менее важным видом организационно-юридической деятельности, характеризующим механизм гарантирования законности в динамике, является деятельность по применению и осуществлению предусмотренных в правовых нормах юридических гарантий. Несомненно, правоприменительная деятельность существенно влияет на механизм гарантирования, причем это происходит в самом процессе гарантирующего воздействия данного механизма.
Если деятельность правотворческих органов заключается в закреплении общих для всех субъектов правил поведения, то правоприменительные государственные органы гарантируют проведение в жизнь этих правил, обеспечивают их реализацию с учетом особенностей конкретной ситуации.
Деятельность компетентных органов занимает особое, связанное с самой государственно-властной природой механизма гарантирования место. Оно характеризует процесс гарантирования, участия в этом процессе компетентных органов, его обеспечение и корректировку путем индивидуальной государственно-властной деятельности этих органов.
3. Контрольно-надзорная деятельность разнообразна и включает в себя разные виды государственного и негосударственного контроля и надзора, особое место среди которых занимает судебный контроль и прокурорский надзор.
Судебная власть представляет собой особую форму деятельности государств, осуществляющая свои властные полномочия специально созданными государственными органами — судами, в строго установленной законом процессуальной форме в сфере защиты конституционного строя, прав и законных интересов человека и гражданина, государственных органов, предприятий, учреждений, организаций и иных объединений. Наряду с правосудием по гражданским, уголовным и административным делам суды выполняют функцию контроля. Судебный контроль заклю-
чается в системной деятельности судебных органов, осуществляемый по предусмотренным законом основаниям и процедурам с целью защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций и уставов, законов субъектов Федерации, подзаконных нормативных правовых актов.
Деятельность органов прокуратуры также является важнейшей формой государственного надзора. Самостоятельность прокурорского надзора как вида государственной деятельности, его отличие от других видов деятельности как прокуратуры, так и иных государственных органов определяется содержанием этой деятельности, которая состоит в проверке точности соблюдения и исполнения требований законов, соответствия иных правовых актов закону и устранении выявленных правонарушений.
Таким образом, содержание понятия механизма юридического гарантирования позволяет выделить ряд явлений правовой действительности: нормы права, юридическую деятельность, правовую культуру и др., и представить их целостную систему: показать их в динамическом состоянии; вскрыть их способность гарантировать правовыми способами реализацию определенных законом целей, изучить специальные функции, которые выполняют те или иные правовые явления в процессе механизма гарантирования; показать их внутренние и внешние связи.
0 механизме гарантирования режима законности следует утверждать с учетом, с одной стороны, его сложного характера, как совокупности условий, средств, форм, функциональных проявлений и качественной характеристики, как своеобразного юридического института, а с другой — как о данной правовой системе в своем функционировании, взаимодействующей с другими правовыми системами.
1 Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность (очерк теории). М., 1976. С. 78—79.
2 Витрук Н.В. О юридических гарантиях правового статуса гражданина советского государства // Юридические гарантии правильного применения советских правовых норм и укрепления социалистической законности. Киев, 1970. С. 78-80.
3 Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966. С. 156-157.
4 Демидов В.В. Законность в современном российском праве: Автореф... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2003. С. 94-120.