Научная статья на тему 'Особенности смысложизненных ориентаций у лиц с «Автономным» и «Зависимым» типом субъектной регуляции'

Особенности смысложизненных ориентаций у лиц с «Автономным» и «Зависимым» типом субъектной регуляции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
796
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ТИП СУБЪЕКТНОЙ РЕГУЛЯЦИИ / АВТОНОМНОСТЬ / ЗАВИСИМОСТЬ / LIFE-PURPOSE ORIENTATION / SUBJECTIVE REGULATION TYPE / AUTONOMY / DEPENDENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Магазева Елена Анатольевна, Чуватаева Майра Куркутбаевна

Представлены материалы исследования особенностей смысложизненных ориентаций испытуемых с различным типом субъектной регуляции. В зависимости от типа субъектной регуляции выделены и описаны три группы испытуемых: автономная, смешанная и зависимая. Выявлено, что испытуемые, относящиеся к автономному типу субъектной регуляции, ставят перед собой цели, удовлетворены жизнью и склонны принимать ответственность за реализацию планов. Испытуемые с зависимым типом субъектной регуляции убеждены в том, что их жизнь не поддается сознательному контролю и не удовлетворены своим прошлым и настоящим. Также описана возрастная специфика смысложизненных ориентаций испытуемых в зависимости от типа субъектной регуляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Магазева Елена Анатольевна, Чуватаева Майра Куркутбаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Life-purpose orientation features of persons with «autonomic»" and «dependent»" types of subjective regulation

This work presents datum of study of life-purpose features of research subjects with different types of subjective regulation. Depending on the subjective regulation type there are three groups of research subjects are sorted out and described such as autonomic, mixed and dependent. It is revealed that the research subjects who refer to the autonomic type of subjective regulation set goals and they are satisfied with their lives and feel responsibility for aim realization. The research subjects with the dependent type of subjective regulation are persuaded that their lives are not under conscious control and they are not satisfied with their previous and present lives. Age specificity of life-purpose orientation of the research subjects is also described depending on the subjective regulation type.

Текст научной работы на тему «Особенности смысложизненных ориентаций у лиц с «Автономным» и «Зависимым» типом субъектной регуляции»

УДК 159.923

Е. А. МАГАЗЕВА М. К. ЧУВАТАЕВА

Омская государственная медицинская академия

ОСОБЕННОСТИ

СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИИ У ЛИЦ С «АВТОНОМНЫМ» И «ЗАВИСИМЫМ» ТИПОМ СУБЪЕКТНОЙ РЕГУЛЯЦИИ_

Представлены материалы исследования особенностей смысложизненных ориентаций испытуемых с различным типом субъектной регуляции. В зависимости от типа субъектной регуляции выделены и описаны три группы испытуемых: автономная, смешанная и зависимая. Выявлено, что испытуемые, относящиеся к автономному типу субъектной регуляции, ставят перед собой цели, удовлетворены жизнью и склонны принимать ответственность за реализацию планов. Испытуемые с зависимым типом субъектной регуляции убеждены в том, что их жизнь не поддается сознательному контролю и не удовлетворены своим прошлым и настоящим. Также описана возрастная специфика смысложизненных ориентаций испытуемых в зависимости от типа субъектной регуляции.

Ключевые слова: смысложизненные ориентации, тип субъектной регуляции, автономность, зависимость.

В настоящее время в обществе востребованы инициативные и самостоятельные люди, которые могут адекватно выполнять свои обязанности, ответственно действовать в повседневных и трудных жизненных ситуациях. Умения ставить цели, самостоятельно планировать свое будущее, строить профессиональную и жизненную стратегию связаны с тем, каковы особенности смысложизненных ори-ентаций человека и с тем, насколько он удовлетворен целями, процессом и уже достигнутыми результатами своей жизни.

С каких бы позиций не изучалась личность: педагогических, философских или психологических, в качестве ключевого качества часто указывается способность личности действовать автономно и результативно. Поэтому при изучении поведения и деятельности необходимо учитывать, склонна личность действовать самостоятельно, либо, прежде всего, ориентируется на помощь социально-психологического окружения.

Существуют различия в методологических позициях авторов при изучении автономности, и подобное разнообразие, как теоретических разработок данного феномена, так и полученных результатов исследований, только подчеркивает его сложность.

Л. Я. Дорфман считает, что жизненный мир предусматривает различные степени свободы человека в принятии решений в зависимости от того, как организован его собственный жизненный мир и какие позиции он занимает в нем [1]. В экзистенциально-гуманистической теории Д. Бьюджента-ля источником основных экзистенциальных проблем человека считается выбор между автономией и судьбой [2]. По мнению Г. С. Прыгина, чтобы проанализировать личностные механизмы регуляции

деятельности, необходимо рассматривать личность как субъект деятельности, и в качестве интегра-тивного качества личности он выделяет «автономность» или «эффективную самостоятельность». «Эффективную самостоятельность» определяет как одно из важнейших качеств личности, отражающее высокую степень сформированности системы психической регуляции [3].

При изучении личности, таким образом, важно учитывать особенности организации жизненного мира субъекта, что проявляется в том, насколько он независим и свободен по отношению к внешним требованиям и обстоятельствам. Это означает, что субъект либо приспосабливается к внешним условиям, организуя свое поведение под влиянием внешних воздействий и не проявляя собственной активности, либо функционирует самостоятельно, в полной мере проявляя свои субъектные качества.

Любая деятельность является самостоятельной только тогда, когда совершающий её человек овладевает ею в полном объёме, то есть, становится её носителем. В связи с этим самостоятельность или автономность можно определить как особый момент становления целостной деятельности, как критерий степени овладения этой деятельностью. Автономность — одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться её выполнения собственными силами, ответственно относиться к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.

Автономность определяется как независимость, свобода от внешних влияний, принуждений,

Таблица 1

Процентное соотношение испытуемых с различным типом субъектной регуляции

№ группы Тип субъектной регуляции Процент испытуемых от 16 до 20 лет Процент испытуемых от 21 до 27 лет

1 Зависимый тип 28 26

2 Смешанный тип 39 37

3 Автономный тип 33 38

от посторонней поддержки, помощи, это способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность.

Анализ психологической литературы по данной проблеме позволяет заключить, что проблема автономности и зависимости личности в отечественной психологии тесно связана с понятиями «смысл жизни» и «смысложизненные ориентации». К. А. Абульханова-Славская отмечает, что смысл жизни — это психологический способ переживания жизни в процессе ее осуществления. Это не только будущее, не только жизненная цель, это «психологическая» кривая постоянного осуществления [4].

В работах Д. А. Леонтьева, Г. К. Акопова понятие смысла жизни тоже тесно связывается с понятием смысложизненных ориентаций [5, 6]. Д. А. Леонтьев считает, что они как сложные социально-психологические образования порождаются реальными значимыми жизненным взаимоотношениями субъекта и бытия, они релевантны по отношению ко всему жизненному пути личности (включая прошлое, настоящее, будущее), задают вектор и границы самореализации личности как субъекта жизненного пути через структурную организацию жизненных целей и ценностей.

Похожую позицию можно встретить в работах И. Т. Петрова, который считает, что смысловые ориентации образуются подобно оценке: деятель-ностным «примериванием» предметов и ценностей к потребностям человека, независимо от того, устанавливается это отношение рефлексивно или нет [7].

Смысложизненные ориентации определяются как целостная система сознательных и избирательных связей, отражающая направленность личности, наличие жизненных целей, осмысленность выборов и оценок удовлетворенность жизнью и способность брать за нее ответственность, влиять на ее ход [8].

Мы предполагаем, что смысложизненные ориентации личности тесно связаны с такой характеристикой как самостоятельность или автономность личности [9, 10]. Поэтому целью исследования являлось выявление различий в смысложизненных ориентациях субъектов в зависимости от их принадлежности к определенному типу субъектной регуляции.

В качестве гипотезы исследования мы выдвинули предположение, что испытуемые с автономным и зависимым типом субъектной регуляции различаются особенностями смысложизненных ориентаций.

В исследовании приняли участие испытуемые двух возрастных групп: 92 испытуемых в возрасте от 16 до 20 лет и 90 испытуемых в возрасте от 21 до 27 лет. Для выявления типа субъектной регуляции и выявления особенностей смысложизненных ориентаций использовались следующие методики: опросник «автономности — зависимости» для юношеского возраста и взрослых Г. С. Прыгина и тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева.

С целью статистической обработки данных применялись: дисперсионный анализ и критерий t-Стьюдента для независимых выборок. Для обработки результатов исследования использовался пакет программ статистической обработки данных SPSS.

Задача нашего исследования на первом этапе состояла в определении типа субъектной регуляции испытуемых двух возрастных групп. В результате выделено три группы, различающиеся типом субъектной регуляции. Процентное соотношение испытуемых, составивших «автономную», «смешанную» и «зависимую» группы испытуемых, представлено в табл. 1.

Группа испытуемых с зависимым типом субъектной регуляции при осуществлении деятельности часто обращается за помощью к другим людям, поскольку они не могут самостоятельно определить правильность выбранного им способа действий или оценить значимость того или иного фактора, влияющего на успешность деятельности. Они не умеет сами критически проанализировать полученные результаты и поэтому им приходится часто обращаться к более компетентным лицам.

Группа «автономных» испытуемых более склонна к самостоятельной деятельности без контроля со стороны. Они настойчивы в достижении поставленных целей, имеют адекватную самооценку, уверены в себе и результатах выполненной работы и склонны к систематическому планированию свой деятельности. Испытуемые с автономным типом субъектной регуляции умеют сосредоточиться на выполнении задания и обладают развитым самоконтролем и рефлексией, способны критически оценивать свой успех или неудачу в деятельности и правильно проанализировать их причины.

Как видно из табл. 1, процент испытуемых с автономным типом субъектной регуляции больше в группе испытуемых в возрасте от 21 до 27 лет.

Далее изучались особенности смысложизненных ориентаций испытуемых с различным типом субъектной регуляции, и с помощью однофакторного дисперсионного анализа выявлялась возможность его определяющего влияния на различия в смыс-ложизненных ориентациях. Согласно его результатам, тип субъектной регуляции испытуемых возрастной группы от 16 до 20 лет оказывает влияние на следующие характеристики смысложизненных ориентаций: результат жизни (F = 3,52, при p<0,05), локус контроля Я (F = 3,91, при p<0,05), осмысленность жизни (F = 2,8, при p<0,05).

В возрастной группе испытуемых от 21 до 27 лет тип субъектной регуляции влияет на следующие характеристики смысложизненных ориентаций: цели в жизни (F = 6,23, при p<0,01), процесс жизни (F = 3,97, при p<0,05), результат жизни (F = 2,92, при p<0,05), локус контроля Жизнь (F = 11,8, при p<0,01), локус контроля Я (F = 7,14, при p<0,01), осмысленность жизни (F = 7,55, при p<0,01).

Таблица 2

Значимые различия в характеристиках смысложизненных ориентаций испытуемых

в возрасте от 16 до 20 лет

Характеристика смысложизненных ориентаций Тип субъектной регуляции Средние значения 1 Уровень значимости

Результат жизни зависимый 24,7 -2,42 р<0,01

смешанный 25,7

автономный 28,2 -2,15 р<0,05

Локус контроля Я зависимый 29,9 -2,56 р<0,01

смешанный 31,7

автономный 34,7 -2,06 р<0,05

Осмысленность жизни зависимый 102,07 -2,04 р<0,05

смешанный 103,9

автономный 112,4 -2,07

Таблица 3

Значимые различия в характеристиках смысложизненных ориентаций испытуемых

в возрасте от 21 до 27 лет

Характеристика смысложизненных ориентаций Тип субъектной регуляции Средние значения 1 Уровень значимости

Цели в жизни зависимый 29,08 -4,3 р<0,01

смешанный 32,7

автономный 36,5 -1,9 р<0,05

Процесс жизни зависимый 27,5 -2,9 р<0,05

смешанный 28,7

автономный 32,5 -2,7

Результат жизни зависимый 22,7 -2,7 р<0,01

автономный 27,4

Локус контроля Я зависимый 29,3 -0,6 р<0,01

смешанный 30,7 -3,7

автономный 35,5

Локус контроля Жизнь зависимый 18,7 -6,08 р<0,01

автономный 24,2

Осмысленность жизни зависимый 93,6 -4,8 р<0,05

смешанный 104,1 -2,1 р<0,01

автономный 115,1

Далее с помощью критерия Стьюдента мы сравнивали значения характеристик смысложизненных ориентаций по группам испытуемых. Значимые результаты мы обобщили и представили в табл. 2, 3.

У испытуемых возрастной группы от 16 до 20 лет, относящихся к «автономному» типу субъектной регуляции, выявлен самый высокий показатель по характеристикам «результат», «локус контроля Я». Это свидетельствует о том, что автономные испытуемые стремятся ставить перед собой цели и добиваться результата, свои неудачи они приписывают в большей степени себе, а не случайностям или сложности ситуации. Испытуемые считают, что для получения хорошего результата необходим систематический труд и настойчивость.

Испытуемые с автономным типом субъектной регуляции проживают более осознанную жизнь, они стремятся сделать рациональный выбор между своими желаниям и возможностями, приносящими им удовлетворение. Следствием этого является оценка своей жизни как интересной и наполненной смыслом.

Поэтому автономные испытуемые более довольны результатами своей жизни, чем остальные группы испытуемых, к тому же они склонны добиваться

больших результатов в учебе и некоторых других областях жизни.

Зависимые испытуемые стремятся скорее полагаться на волю случая и не желают предпринимать какие-либо меры по улучшению своей жизни и выполняют лишь формальные условия для достижения цели.

По параметру «осмысленность жизни» самый высокий показатель выявлен у «автономных» испытуемых, а самый низкий у «смешанных». В целом это связано с тем, что «автономные» испытуемые чаще задумываются о долгосрочных перспективах и строят планы на будущее, что в итоге дает им ощущение осознанности жизни.

Обращает на себя внимание тот факт, что более низкие показатели по сравнению с показателями автономных имеет группа испытуемых со «смешанным» типом субъектной регуляции. Это можно объяснить тем, что их взгляды еще не определились, хотя им присуща некоторая гибкость в принятии решений и склонность к самостоятельному поведению.

При интерпретации результатов испытуемых возрастной группы от 21 до 27 лет можно отметить, что у лиц с автономным типом субъектной регуляции выявлены высокие результаты по всем

характеристика смысложизненных ориентации: цели, процесс, результат, локус контроля я, локус контроля жизнь, осмысленность жизни. Наиболее низкие результаты по характеристикам выявлены у лиц с зависимым типом субъектноИ регуляции.

Испытуемые с автономным типом субъектноИ регуляции ставят перед собоИ цели, которые придают их жизни направленность и очерчивают границы их действий. Они стремятся брать на себя ответственность за реализацию своих планов и воспринимают свою жизнь как очень интересную и эмоционально насыщенную.

Показатель «результат жизни» автономных испытуемых свидетельствует о том, что их прошлое дает им силы и опору для деИствиИ в реальности и наполняет смыслом их действия. Высокие показатели по параметрам «Локус контроля я» и «Ло-кус контроля жизнь» у автономных испытуемых отражают их представления о себе как о сильной личности, которая обладает свободой выбора и поэтому может изменять свою жизнь в соответствии со своими желаниями.

Низкие значения показателей испытуемых с зависимым типом субъектноИ регуляции свидетельствуют о том, что они живут сегодняшним днем, не строя планов, уходящих в далекое будущее и не относясь к своей жизни ответственно. Также они не удовлетворены своеИ жизнью, не верят в свои силы и убеждены в том, что их собственная жизнь не поддается контролю. Они не чувствуют себя свободными и способными принимать важные решения, потому что, по их мнению, эти решения практически ничего не могут изменить.

Таким образом, в результате исследования наша гипотеза подтвердилась, и были сделаны следующие выводы:

1. Выделено три группы испытуемых, различающихся типом субъектной регуляции: автономная, смешанная и зависимая.

2. У лиц от 16 до 20 лет с автономным, смешанным и зависимым типом субъектной регуляции выявлены значимые различия по характеристикам смысложизненных ориентаций: «результат жизни», «локус контроля Я» и «осмысленность жизни».

3. У лиц от 21 до 26 лет с автономным, смешанным и зависимым типом субъектной регуляции определены значимые различия в смысложизнен-ных ориентациях по характеристикам: «цели в жизни», «процесс жизни», «результат жизни», «локус контроля Я», «локус контроля Жизнь» и «осмысленность жизни».

Библиографический список

1. Дорфман, Л. Я. Детерминированность и свобода человека / Л. Я. Дорфман // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии ; под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. - М. : Смысл, 1997. - С. 284-314.

2. Бьюдженталь, Д. Наука быть живым: диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии / Д. Бьюдженталь. — М. : Класс, 1998. — 336 с.

3. Прыгин, Г. С. Психология самостоятельности / Г. С. Прыгин. — Ижевск ; Набережные Челны : Изд-во Института управления, 2009. - 408 с.

4. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. — М. : Мысль, 1991. — 299 с.

5. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. — М. : Смысл, 2003. — 478 с.

6. Акопов, Г. В. Проблема сознания в психологии. Отечественная платформа / Г. В. Акопов. — Самара : Изд-во Самар. гос. пед. ун-та, 2002. — 206 с.

7. Петров, И. Т. Смысл как рефлективное отношение человеческого бытия / И. Т. Петров // Мир психологии. — 2000. — № 2. — С. 26 — 35.

8. Сайко, Я. В. Исследование взаимосвязи между смыс-ложизненными ориентациями и самооценкой личности студентов / Я. В. Сайко, Н. И. Гуслякова // Вестник Челябинского государственного университета. — 2013. — № 10. — С. 208 — 217.

9. Магазева, Е. А. Смысложизненные ориентации как личностные детерминанты выбора врачебной специализации выпускниками медицинского вуза / Е. А. Магазева // Омский научный вестник. — 2014. — № 2 (126). — С. 126 — 129.

10. Магазева, Е. А. Взаимосвязь мотивации учебной деятельности со смысложизненными ориентациями студентов медицинского вуза / Е. А. Магазева, М. К. Чуватаева // Современные исследования социальных проблем. — 2013. — № 3 (23). — С. 8.

МАГАЗЕВА Елена Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии.

ЧУВАТАЕВА Майра Куркутбаевна, преподаватель кафедры физики, математики и медицинской информатики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Адрес для переписки: psicholog1981@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 05.06.2014 г. © Е. А. Магазева, М. К. Чуватаева

Книжная полка

ББК 88/С81

Столяренко, Л. Д. Психология : учеб. для вузов по дисциплине «Психология и педагогика» : учеб. для вузов / Л. Д. Столяренко. - СПб. [и др.] : Питер, 2014. - 591 c. - ISBN 978-5-496-00045-1.

В данном учебнике изложены основные понятия и современные научные сведения о познавательных процессах человека, о развитии сознания, рассмотрены психологические теории и типологии личности, описаны различные социально-психологические феномены. Издание предназначено для студентов вузов, преподавателей и всех, кто работает с людьми, а потому должен уметь учитывать особенности их психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.