Научная статья на тему 'Особенности смешанного обучения в общей системе профессиональной подготовки военного специалиста'

Особенности смешанного обучения в общей системе профессиональной подготовки военного специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / BLENDED LEARNING / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE LEARNING / ВОЕННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / MILITARY EXPERT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лепешинский И.Ю.

В статье изложены основные принципы и особенности использования смешанного обучения в системе профессиональной подготовки военного специалиста, определены интегрированные факторы внедрения технологий blended-Learning в систему военного образования, дана их краткая характеристика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES BLENDED LEARNING IN TOTAL THE SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING MILITARY EXPERT

The article describes the main principles and features of use of blended learning in the system of professional training of military specialist, integrated defined factors of implementing a technology blended-Learning in the system of military education, given their short characterized stick.

Текст научной работы на тему «Особенности смешанного обучения в общей системе профессиональной подготовки военного специалиста»

УДК 378.147

И.Ю. Лепешинский, I.J. Lepeshinskiy, e-mail: lepeshinskiiu@yandex.ru Омский государственный технический университет, г. Омск, Россия Omsk state technical University, Omsk, Russia

ОСОБЕННОСТИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА

FEATURES BLENDED LEARNING IN TOTAL THE SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING MILITARY EXPERT

В статье изложены основные принципы и особенности использования смешанного обучения в системе профессиональной подготовки военного специалиста, определены интегрированные факторы внедрения технологий blended-Learning в систему военного образования, дана их краткая характеристика.

The article describes the main principles and features of use of blended learning in the system of professional training of military specialist, integrated defined factors of implementing a technology blended-Learning in the system of military education, given their short characterized stick.

Ключевые слова: смешанное обучение, дистанционное обучение, военный специалист

Keywords: blended learning, distance learning, military expert

Современный этап информатизации охватил практически все стороны жизни общества, в том числе и образовательную. Одним из ключевых факторов образования, в частности военного, является степень использования мировых информационных ресурсов. Информатизация коренным образом изменяет процесс обучения, структуру и содержание образования, являясь комплексным процессом, цель которого состоит в глобальной рационализации интеллектуальной деятельности за счет использования новых технологий, а также в радикальном повышении эффективности и качества подготовки военных специалистов, формировании у них нового типа мышления, новой информационной культуры, соответствующей требованиям постиндустриального общества.

Компьютеризация является сложным, многогранным процессом, затрагивающим все стороны военного образования. Поэтому для ее успешной реализации необходимо объединить усилия широкого круга профессионалов: преподавателей, военных ученых. Только за счет компьютеризации можно существенно повысить эффективность подготовки кадров и создать предпосылки для формирования системы непрерывного военного образования.

Достичь кардинального улучшения организации учебного процесса, повышения его качества можно, лишь обеспечив полный и оперативный доступ к мировым информационным ресурсам, централизованное хранение и обработку информации, формирование методик ее поиска, интеграцию учебной и научно-исследовательской работы, комплексный постоянный контроль за ходом познавательной деятельности обучаемых, индивидуализацию и интенсификацию процесса обучения и воспитания.

В настоящее время неуклонно растет интерес к дистанционному электронному обучению (ЭДО). Электронное обучение - это учебный процесс на базе ГГ-технологий и интернет-сервисов. Такое обучение может осуществляться «по запросу», в любое удобное для слушателя время и в любом месте. Это позволяет избежать проблем со временем, посещаемостью и транспортом, которые могут возникать при традиционной форме обучения.

Основными положительными качествами дистанционного электронного обучения являются:

- целенаправленная и контролируемая интенсивная работа обучаемого, который может самостоятельно определять последовательность освоения предметов, учиться в удобном для себя месте, с индивидуальной скоростью и в удобное для себя время;

- значительно сокращается время обучения, а скорость запоминания материала;

- возрастает, за счет использования мультимедиа компонентов в процессе обучения;

- ЭДО позволяет повысить качество образования за счет широкого использования мировых образовательных ресурсов и увеличения доли самостоятельного освоения материала;

- меньшая стоимость обучения, за счет сокращения затрат на доставку образовательного контента;

- повышение информационно-коммуникационных компетенций слушателя в процессе обучения;

- выработка у слушателя таких качеств, как самостоятельность, ответственность, креативность, организованность и умение реально оценивать свои силы и принимать взвешенные решения, без чего немыслима успешная карьера будущего специалиста в любой сфере деятельности, в том числе и военной.

Однако проведенный анализ публикаций по вопросам применения технологий ЭДО позволяет констатировать, что данный вид обучения не лишен и ряда недостатков.

К основным таким недостаткам относятся:

- отсутствие социального контакта с другими участниками обучения;

- опасность неправильного толкования обучаемыми теоретического материала;

- необходимость высокого уровня самообучаемости слушателей.

На наш взгляд эти недостатки компенсирует комбинированное или смешанное обучение (ЫеМе^Ьеагш^), в рамках которого «е-Ьеагш^ перестает рассматриваться как исключительная прерогатива полнообъемных оп-Нпе-университетов и оценивается как явление, вполне пригодное для традиционных высших заведений» [1, с. 18]. Его основу составляет дидактически осмысленное объединение технологий «классического обучения в классах» и технологий виртуального или оп-Нпе -обучения, базирующегося на новых информационных и коммуникационных носителях [2]. Концепция смешанного обучения предполагает, что обучающийся должен оптимально и в совокупности ис-

пользовать все возможности, предоставляемые как классическим обучением, так и новыми образовательными технологиями. Это создает условия для решения основной проблемы традиционного обучения, заключающейся в ограниченности возможностей для реализации и развития потенциальных способностей каждого обучаемого.

В настоящее время смешанное обучение, как одна из разновидностей электронного обучения, все шире входит в практику современного вуза. Чаще всего под ним понимают использование распределенных информационно-образовательных ресурсов в очном обучении с применением элементов асинхронного и синхронного ДО, что позволяет одновременно использовать сильные стороны очной формы обучения и преимущества дистанционных технологий, прежде всего коллективно-распределенные формы организации деятельности [3]. Реализация смешанного обучения предполагает сохранение общих принципов построения традиционного учебного процесса с применением элементов электронного обучения. При этом процесс сочетания технологий может происходить как на уровне отдельного курса, дисциплины, так и на уровне образовательной программы в целом.

Современные тенденции развития профессионального образования непосредственным образом затрагивают и систему военного образования, являющуюся его частью, но вместе с тем имеющую ряд особенностей, вызванных спецификой военно-профессиональной деятельности. А именно: вся деятельность по подготовке военного специалиста жестко регламентирована требованиями приказов, воинских уставов, различных нормативных документов, наставлений, инструкций, распорядка дня и регламента служебного времени, которые определяют ее по заранее заданному алгоритму. Сам процесс обучения осуществляется в обстановке строгого воинского порядка и уставных взаимоотношений как на занятии, так и вне его, воинской дисциплины, четкой организации и насыщенности учебного дня. Это предъявляет дополнительные требования к дидактическим средствам обучения (учебникам, учебным пособиям, методическим указаниям и др.), которые должны быть адаптированы и доступны к их познавательным возможностям. Этого можно достичь, если в сочетании с обычными формами и методами обучения, использовать возможности ЭДО.

Совершенствование системы профессиональной подготовки военных специалистов, предусматривающее развитие профессиональной компетентности, невозможно без гармоничного сочетания традиционного и дистанционного обучения. При этом дистанционное обучение выступает в качестве поддержки очного базового образования и рассматривается как средство хранения учебных ресурсов и их доставки, как платформа для общения и групповой работы. Поэтому смешанное обучение становится важным звеном образовательной системы профессиональной подготовки военного специалиста. Оно обеспечивает повышение качества образования, принципиально новые возможности доступа к образовательным информационным ресурсам, в организации управления образовательными процессами, предоставления организационных форм, методов и средств, основанных на интеграции традиционного и электронного обучения, и отвечает требованиям совершенствования системы военного образования.

Внедрение технологий blended-Learning в систему подготовки военного специалиста позволит:

- сформировать новую парадигму военного образования;

- повысить уровень ИКТ-компетентности, как одной из составляющих профессиональной компетентности военного специалиста;

- повысить уровень мотивации у обучаемых и обеспечить удовлетворенность подавляющего большинства военнослужащих качеством и доступностью образовательных услуг, а командиров и начальников уровнем профессиональной подготовки подчиненных;

- повысить эффективность учебного процесса подготовки (переподготовки) военного специалиста;

в полной мере использовать потенциал системообразующих вузов для реализации принципа непрерывности военного образования, а также переподготовки офицеров перед увольнением в запас;

- существенно снизить финансовые и временные затраты на учебный процесс.

Объективная необходимость внедрения смешанного обучения в учебный процесс подготовки

военного специалиста предполагает выполнение ряда обязательных шагов:

1) развитие компьютерной базы и иного оборудования;

2) создание корпоративной сети вуза;

3) создание образовательного портала;

4) разработку интерактивного контента;

5) подготовку профессорско-преподавательского состава, учебно-вспомогательного персонала и инженерно-технического персонала.

Кроме этого внедрение технологий blended-Learning в систему военного образования требует выделения трех интегрированных факторов: философского, организационного, педагогического и технологического. Кратко охарактеризуем каждый из них.

Философский фактор заключается в понимании каждым участником учебного процесса значимости и необходимости использования более эффективных информационных технологий образования, способных вывести подготовку военных специалистов на качественно новый уровень.

Организационный фактор зависит от специфики подготовки специалистов и характеризуется общей организационной структурой вуза. Это своего рода действия, которые готово осуществлять, и осуществляет руководство вуза для внедрения в учебный процесс инновационных технологий, в нашем конкретном случае технологий blended-Learning. Этот фактор включает в себя изучение базовой информации о методике внедрения технологии, основных этапах, конкретных процедурах и особенностях ее внедрения у себя и в других вузах, определения общих принципов смешанного обучения. Претворение в жизнь смешанного обучения предполагает сохранение общих принципов построения учебного процесса. При этом основная часть учебных дисциплин осваивается в условиях традиционных форм обучения, а дополнительная часть - по технологиям blended-Learning. Соотношение долей должно определяться готовностью к подобному построению учебного процесса вуза в целом, техническими возможностями и техническим обеспечением процесса обучения и базироваться на интеграции очного и электронного обучения с обязательным увеличением роли самостоятельной работы обучаемых.

Значение педагогического фактора определяется набором методов, форм и приемов, применяемых в ходе учебно-воспитательного процесса. Это предполагает создание новых педагогических методик, основанных на интеграции традиционных подходов к организации учебного процесса, в ходе которого осуществляется непосредственная передача знаний, и технологии электронного обучения; организацию интегрированной информационно-образовательной среды, основой которой являются учебно-методические комплексы по специальности; нацеленность на формирование и развитие профессиональной компетентности военных специалистов; создание единого образовательного пространства, основанного на единстве ключевых подходов к обучению и использовании технологии e-Learning.

Технологический фактор предусматривает эффективную обработку информации, ее распространение (обмен) и использование, что невозможно без наличия соответствующих ИКТ. Характер технологического фактора определяется ИКТ, используемыми для разработки, доставки, поддержки учебных курсов, а также учебного процесса в целом.

Проведенный анализ исследований, различных публикаций [4] свидетельствует о возрастающем внимании к проблеме реализации смешанного обучения в образовательном процессе подготовки военных специалистов. На наш взгляд, с учетом обозначенной выше специфики организации образовательного процесса, именно смешанное обучение наиболее полно отвечает потребностям совершенствования системы военного образования, требованиям к подготовке компетентных военных специалистов, профессиональное знание которых должно формироваться на основе интеграции традиционных и инновационных технологий, применяющих современные информационные ресурсы и средства обучения. Смешанное обучение предоставляет рациональные способы для приобретения важных компетенций, необходимых знаний и навыков, применяемых на практике; обеспечивает среду для формирования и проявления профессиональной компетентности.

Библиографический список

1. Рубин, Ю. Б. E-learning в России: от хаоса к глубокому укоренению / Ю. Б. Рубин // Высшее образование в России. - 2006. - № 3. - С. 16-23.

2. Seufert, S. Fachlexikon e-lerning : Wegweiser durch das e-Vokabular / S. Seufert, P. Mayr. -Bonn : May, 2002.

3. Капустин, Ю. И. Педагогические и организационные условия эффективного сочетания очного обучения и применения технологий дистанционного обучения : автореф. дис. ... д-ра. пед. наук / Ю. И. Капустин. - М., 2007.

4. Лепешинский, И. Ю. Развитие ИКТ-компетентности студентов учебных военных центров в условиях интеграции базового и военно-профессионального образования [Текст] : монография / И. Ю. Лепешинский ; ОмГТУ. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2011. - 221 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.