Научная статья на тему 'Особенности смешанного обучения на основе концепции деятельностного треугольника'

Особенности смешанного обучения на основе концепции деятельностного треугольника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1897
3474
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васин Е.К.

В статье рассматриваются особенности индивидуализированного обучения как вида смешанного обучения на основе использования концепции деятельностного треугольника. Концепция деятельностного треугольника предполагает реализацию учебного процесса, в котором специализированные электронные образовательные ресурсы программного типа являются наряду с учителем и обучающимся его равноправным субъектом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васин Е.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности смешанного обучения на основе концепции деятельностного треугольника»

Список использованной литературы: 1. ФГОС ООО - режим доступа: http://www.standart.edu.ru

© И.Е.Балабанова, И.А.Андреева, 2015

УДК 372.862

Е.К. Васин, К.п.н., учитель МБОУ Пучежская гимназия г. Пучеж, Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТРЕУГОЛЬНИКА

Аннотация

В статье рассматриваются особенности индивидуализированного обучения как вида смешанного обучения на основе использования концепции деятельностного треугольника. Концепция деятельностного треугольника предполагает реализацию учебного процесса, в котором специализированные электронные образовательные ресурсы программного типа являются наряду с учителем и обучающимся его равноправным субъектом.

Ключевые слова

Индивидуализированное обучение, смешанное обучение, деятельностный треугольник

Практическая реализация модели информационного общества предполагает информатизацию всех его сегментов деятельности. Для этого необходимо, прежде всего, перевести на информационную основу сферу образования. Речь идет, по существу, о том, что в информационном обществе не может быть «неинформационного» образования. По мнению И.В. Роберт [4] информатизация общества является глобальным социальным процессом, отличающимся рядом существенных особенностей, из которых ключевая заключается в том, что в сфере общественного производства преобладающим видом деятельности становится работа с информацией, включающая ее приобретение, присвоение и применение для решения практических задач. При этом подобная работа структурируется по видам деятельности (сбор и накопление информации, ее обработка и хранение, а в дальнейшем - передача и использование нужной информации). Принципиально, что все перечисленные виды деятельности реализуются через использование средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена. Очевидно, что при таких критериальных условиях ведущая цель информационного образования должна заключаться в формировании готовности и стремления молодого поколения к жизни и профессиональной деятельности в условиях информационно обусловленного и информационно насыщенного общественного пространства.

Умение работать с информацией становится необходимым условием успешной социализации каждого его самоактуализирующегося представителя, поэтому сфера образования должна соответствовать потребностям современного общества (должна быть готова к выполнению его социального заказа). Из числа важнейших следствий информатизации образования следует особо выделить его возвращение к своей изначальной методологии, в основе которой лежит индивидуальный подход, предполагающий всесторонний учет личностных особенностей конкретного индивида, демонстрирующего желание и стремление к овладению культурным наследием предыдущих поколений. Образование должно быть доступно всем, но реализуется потребность в образовании каждым человеком индивидуально. Признание необходимости информатизации образования, таким образом, закономерно влечет признание необходимости его индивидуализации.

Индивидуальное обучение исторически предшествовало организации общего образования населения на основе классно-урочного подхода и многими исследователями признается сегодня как оптимальная по результативности система обучения. При индивидуальном подходе учебная работа с каждым учеником ведется отдельно, даже в том случае, если он занимается в группе. При этом осуществляется его непосредственный контакт с учителем, что позволяет наставнику в случае необходимости оказывать ученику своевременную продуктивную помощь. Это качество индивидуального обучения отражает основную идею непосредственной передачи накопленного социального опыта от поколения к поколению. Однако при массовом обучении населения такой подход оказался малопродуктивным в силу того, что для его реализации количество наставников должно быть сопоставимо с числом обучающихся. Устранить это противоречие позволило внедрение классно-урочной системы обучения. Она разрешила проблему «массовости» при получении образования, но при этом важнейшие вопросы учета личностных особенностей учеников были, по существу, переведены в разряд «непринципиальных». Остроту дилеммы «личность или коллектив» в обучении сгладить не удалось. Более того, в условиях формирования информационного общества она существенно усилилась, а на современном этапе общественного развития привела к серьезному кризису классно-урочного подхода в обучении.

Острота сложившегося кризисного положения может быть значительно снижена или даже полностью снята, по нашему мнению, с помощью реального перевода общего образования на информационную основу. Концептуально следует вернуться к индивидуальной системе обучения, предоставив каждому обучающемуся наставника, максимально учитывающего личностные особенности, способности и устремления школьника, а также способного организовать его индивидуальную учебную деятельность в форме классического урока. Современный уровень развития ИКТ технологически позволяет это сделать. При таком подходе обучение становится не индивидуальным, а индивидуализированным, поскольку его главной особенностью является адаптация образовательного процесса к личностным особенностям обучающегося. Происходит не замена обучения группы школьников на обучение каждого ее члена в индивидуальном порядке, а индивидуализация образовательного процесса внутри группы в зависимости от личностных особенностей ее членов. Целью данного исследования является анализ особенностей индивидуализированного подхода в обучении, основанного на концепции деятельностного треугольника.

Индивидуализированное обучение мы позиционируем как учебный процесс, опирающийся на методологию смешанного обучения и осуществляемый по двухуровневой схеме «дистант - практикум», согласно которой теоретический материал усваивается обучающимися дистанционно в результате самостоятельной учебной деятельности (СУД) (уровень дистанта), а на базе учебного заведения проводится практикум, обеспечивающий обучающимся трансформирование усвоенной учебной информации в их личное знание (уровень практикума). Усвоение теоретической части учебного материала осуществляется обучающимися на основе использования специализированных электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Функционирование таких ЭОР предполагает воспроизведение основных этапов урока изучения нового материала, включающих организацию предстоящей работы, актуализацию необходимых опорных знаний, изучение нового материала, закрепление изученного материала, контроль усвоения изученного материала, оценку качества осуществленной учебной деятельности. Такая функционально-архитектурная композиция ЭОР обеспечивает учет положительных сторон классно-урочной системы обучения (экономичность, логически правильная последовательность изучения учебного материала, обеспечение доступности, последовательности и прочности усвоения информации). В то же время, поскольку основным средством обучения является персональный компьютер, использование специализированных электронных образовательных ресурсов обеспечивает учет индивидуальных особенностей обучающихся (реализация принципа адаптивности ЭОР). При этом электронные образовательные ресурсы должны рассматриваться, наряду с учеником и учителем, в качестве третьего равноправного субъекта образовательного процесса.

Выполнение практической части учебной деятельности осуществляется на базе образовательного учреждения по индивидуальным планам обучающихся под непосредственным руководством учителя (наставника). При этом учебный процесс на всех его этапах реализуется в форме самостоятельной учебной деятельности обучающихся. Практическая часть самостоятельной учебной деятельности обучающихся

реализуется через осуществление творческих проектов по темам учебных модулей на основе методических рекомендаций «Информационно-проектный учебный цикл» (ИПУЦ) [1].

Вышеизложенное позволяет выдвинуть предположение о том, что для продуктивной реализации идеи информационного образования на ступени общего образования в школьном учебном процессе необходимо использовать дидактический потенциал деятельностного треугольника «учитель -обучающийся - электронный образовательный ресурс», функционирующего по направлениям «учитель -обучающийся», «ЭОР - обучающийся»» и «учитель - ЭОР». Схема формирования деятельностного треугольника взаимодействий учителя, обучающегося и ЭОР при изучении учебных дисциплин общеобразовательной школы показана на схеме (см. Рис.1).

Обучающийся

Учитель ЭОР

Рис. 1. Взаимодействие субъектов образовательного процесса общеобразовательной школы в модели индивидуализированного обучения

Использование схемы «дистант - практикум» может обеспечить максимальную продуктивность при изучении дисциплин естественнонаучного цикла (физика, химия, биология), математики, информатики, а также учебной дисциплины «Технология». Такой выбор объясняется тем, что изучение этих дисциплин предполагает движение по линии «теория - практика». Функционирование деятельностного треугольника при изучении дисциплины «Технология» детально изложено в монографии [2]. При этом концепция деятельностного треугольника не исключает ее использования при изучении других дисциплин, при чем не только в школе, но и на ступени получения профессионального образования, а также в структуре дополнительного образования.

В концепции деятельностного треугольника существенная часть функций преподавателя передается электронным образовательным ресурсам, поэтому акценты деятельности учителя при реализации вышеперечисленных направлений взаимодействия субъектов образовательного процесса изменяются. При реализации направления «ЭОР - обучающийся» учитель выполняет функции консультанта при самостоятельном овладении обучающимся определенной порции учебной информации посредством работы с ЭОР. В направлении «учитель - обучающийся» акцентируется его деятельность в качестве наставника при выполнении практических работ, направленных на трансформирование усвоенной учебной информации в личное знание обучающегося. Для направления «учитель - ЭОР» характерна деятельность педагога как организатора самостоятельной учебной деятельности обучающегося (в идеале - разработчика необходимых ЭОР программного типа (программиста)). В условиях информационного образования разработка учителем электронных образовательных ресурсов должна заменить существующее ныне поурочное планирование своей деятельности.

Следует отметить, что предлагаемая модель смешанного обучения качественно отличается от существующих подходов [3]. Принципиальным отличием является постулирование электронного образовательного ресурса в качестве равноправного субъекта образовательного процесса (идея деятельностного треугольника). Исходя из этого, специализированные ЭОР для индивидуализированного обучения должны отвечать ряду педагогико-эргономических требований, среди которых педагогические (обеспечение: адаптивности информационного ресурса и интерактивного взаимодействия с ним; динамической визуализации учебной информации; целостности и непрерывности обучения от постановки цели до итогового контроля; учета особенностей аудиовизуального восприятия информации обучающимся; представления учебной информации в соответствии с возрастными особенностями обучающихся), методические (обеспечение: иерархического структурирования научных понятий с учетом особенностей усвоения учебного материала; выполнения тренировочных действий при осуществлении самостоятельной

учебной деятельности), технико-технологические (обеспечение: функционирования ЭОР в средах Интернет-навигации, в операционных системах MS 2000, ХР и «выше»; корректной работы в локальном и сетевом режимах при использовании технологий гипертекста и мультимедиа; простоты использования, надежности и устойчивой работоспособности; защиты от несанкционированных действий пользователей), эргономические (обеспечение: организации в ЭОР дружественного интерфейса; справочной и методической информацией; представления учебной информации в комфортном для восприятия обучающимся режиме).

Поскольку основным видом деятельности в концепции деятельностного треугольнтка признается поэтапная самостоятельная учебная деятельность обучающихся, она должна соответствовать ряду принципов, среди которых: модульный принцип организации учебного материала в ЭОР (осуществление структурирования учебного материала); принцип равнодоступности (обеспечение комфортных условий для осуществления СУД с достаточным методическим сопровождением ЭОР); принцип вариативности выбора учебного материала (предоставление возможности выбора при изучения учебных модулей); принцип наследования (учет положительных сторон классно-урочной системы обучения); принцип трансформирования учебной информации в знание (последовательное преобразование целенаправленно приобретенных сведений сначала в полезную информацию (псевдознание), а затем в личное знание обучающегося, формирующееся в процессе продуктивного практического использования им усвоенной учебной информации).

Рассматриваемый подход опирается на использования специализированных ЭОР на всех этапах самостоятельной учебной деятельности обучающихся (поиск необходимой учебной информации, ее усвоение и последующее практическое применение, а также контроль качества усвоения изученного материала). На разных этапах СУД обучающимся требуются электронные образовательные ресурсы с различной функциональной направленностью, структурой и содержанием. Это означает, что для продуктивной реализации концепции деятельностного треугольника требуется комплекс электронных образовательных ресурсов, в состав которого необходимо включить ЭОР для дистанционного изучения теоретического материала, ЭОР сопровождения выполняемых обучающимися практических работ в условиях учебного заведения, ЭОР информационной поддержки изучения теоретического материала и выполнения практикума, ЭОР для проверки о оценивания качества усвоения изученного материала.

Индивидуализированный подход в обучении, опирающийся на использование комплекса электронных образовательных ресурсов, предполагает структурирование учебного материала по модульному принципу. Такая особенность структурирования является необходимым условием использования ЭОР в качестве субъекта образовательного процесса и объясняется алгоритмической предопределенностью функционирования ресурсов программного типа. Содержание любого учебного модуля разбивается на дидактически обоснованные порции учебного материала. Для усвоения одной такой порции создается электронный образовательный ресурс, способный воспроизвести все основные этапы урока изучения нового материала. В результате появляется образовательный программный продукт, при дистанционной работе с которым обучающийся усваивает порцию теоретического материала по теме учебного модуля. Наряду с этим ЭОР он может воспользоваться входящими в комплекс ресурсами информационной поддержки (электронный учебники, словари, энциклопедии и т.д.), а также, используя возможности интернета, комментариями и рекомендациями учителя (преподавателя). По окончании работы ЭОР генерирует документ (Сертификат), содержащий всю необходимую для анализа информацию о СУД обучающегося по изучаемой теме. В результате обучающийся осуществляет самостоятельную учебную деятельность на виртуальном уроке под руководством виртуального учителя, но при этом получает вполне реальные знания и объективную оценку своей учебной деятельности. Таким образом, концепция деятельностного треугольника позволяет объединить положительные стороны индивидуального и классно-урочного подходов в обучении.

Классно-урочный подход в обучении предполагает решение на каждом уроке триединой задачи обучения, воспитания и развития ребенка. Вся необходимая для этого деятельность осуществляется при непосредственном участии учителя и его руководстве образовательным процессом. Он же осуществляет

контроль и оценивание деятельности школьников. Задача позиционируется как триединая, поскольку образование, воспитание и развитие решаются одновременно, в ходе неразделяемого учебно-воспитательного процесса. В условиях реализации концепции деятельностного треугольника организация учебно-воспитательного процесса в таком виде не может быть осуществлена в принципе, поскольку в образовательном процессе принимают участие вместо двух (учитель и ученик) три субъекта, один из которых - электронный образовательный ресурс - выполняет часть функций преподавателя. Электронные образовательные ресурсы вполне успешно могут обеспечить ребенку решение задачи накопления знаний (образовательная составляющая) и частично - решения задачи развития личности обучающегося в образовательном процессе. Однако задача воспитания подрастающего поколения может быть решена только в процессе взаимодействия ученика и учителя, поскольку осуществима исключительно в условиях их живого общения. Обучающая машина, функционирующая на основе определенного алгоритма, на подобные действия не способна.

Концепция деятельностного треугольника не отменяет решение задач образования, воспитания и развития. Ее особенность состоит в том, что решение этих задач оказывается разделенным по месту реализации (дистант - дома, а практикум - в школе) и субъектной ответственности за результаты образовательной деятельности школьников (дистанционная деятельность находится под контролем родителей, а практикум - под контролем учителя).

Вышеизложенное позволяет утверждать, что при реализации концепции деятельностного треугольника родители обучающихся (или замещающие их лица) на уровне дистанта становятся действующими участниками образовательного процесса в части осуществления контролирующей функции преподавателя и решения воспитательной задачи.

Особенностью индивидуализированного обучения с применением деятельностного треугольника является также непрерывное совершенствование обучающимся своей ИКТ-компетенции. Глобальное внедрение информационных и коммуникационных технологий во все сферы общественной жизни послужило основанием для изменения основных целевых установок образования. Одной из его главных задач стала необходимость формирования и совершенствования ИКТ-компетенции обучающихся. Продукция на основе микропроцессорной техники с соответствующим программным обеспечением заполнила все сферы общественной жизни, включая образование и профессиональную деятельность людей. Общество из технологического стремительно превращается в техно-информационное. Очевидно, что ИКТ-компетентность должна быть сформирована на достаточном уровне у молодых людей уже к моменту завершения общего образования. Поскольку такая задача раньше перед школой никогда не стояла, использование для ее решения традиционных подходов в современных условиях оказывается малопродуктивным и экономически неоправданным. Реализация индивидуализированного обучения на основе концепции деятельностного треугольника позволяет снять остроту этой проблемы благодаря тому, что необходимая ИКТ-компетенция формируется у обучающихся непрерывно на протяжении всего образовательного процесса. По существу, она формируется и непрерывно совершенствуется непосредственно в процессе изучения учебных дисциплин. В этой бинарной сущности учебного процесса состоит еще одна особенность смешанного обучения на основе концепции деятельностного треугольника.

В информационном обществе с его информационным образованием индивидуализированное обучение, как вид смешанного обучения на основе использования концепции деятельностного треугольника может объединить положительные стороны традиционного классно-урочного и индивидуального подходов в обучении. Приведенные выше результаты исследования особенностей такого подхода позволяют утверждать, что смешанное обучение с опорой на использование возможностей информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе позволит обеспечить высокую продуктивность реализации ФГОС нового поколения. Однако главная особенность такого подхода заключается в том, что он содержит огромный потенциал для дальнейшего развития образовательного Стандарта, что, в конечном итоге, может стать основой практического перевода системы образования на информационную основу.

Список использованной литературы:

1. Васин Е.К. Разработка и использование комплекса электронных образовательных ресурсов для изучения предмета «Технология»: Дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2014.

2. Васин Е.К., Романова К.Е., Червова А.А. Методическая система обучение дисциплине «Технология» в общеобразовательной школе в условиях информатизации образования: Монография. -Шуя: Изд.-во Шуйского филиала ИвГУ, 2015.-240с.

3. Орлова М. С. Модели смешанного обучения и их применение при обучении программированию // Конгресс конференций. Информационные Технологии в Образовании URL: http://ito.edu.ru/2008 /MariyEl/IV/IV-0-5.html

4. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и теоретический аспект). 3-е изд. - М.: ИИО РАО, 2010. - 356 с.

© Е.К. Васин, 2015

УДК 372.8:657.1

А.С. Васина

студентка Зкурса направления подготовки «Педагогическое образование», бакалаврская программа «Экономика и право»

А.В. Махова

канд. экон. наук, доцент кафедры социально-экономических дисциплин ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» филиал в г. Славянск-на-Кубани, Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМ АДАПТАЦИИ СИСТЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РОССИИ К МИРОВЫМ СТАНДАРТАМ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация

Целью данной статьи является изучение и понимание учащимся проблем адаптации российского бухгалтерского учета к мировым стандартам, формирование у учащихся знаний по теме урока, выявление проблем и способов их решения, методов реформирования российского бухгалтерского учета.

Ключевые слова

Бухгалтерский учет, адаптация, международные стандарты финансовой отчетности, международные

стандарты бухгалтерского учета.

Сегодня, в школах все чаще можно наблюдать введение экономики, как отдельного, независящего от обществознания, предмета. Однако мало уделяется внимания или не рассматриваются темы «Экономика предприятия» или «Бухгалтерский учет», хотя именно в этих темах даются теоретические и практические знания и навыки, столь необходимые в будущей жизни, при отсутствии профильного образования, для тех, кто собирается организовать собственный бизнес. В представленной ниже методической разработке урока делается акцент на осознание учащимся проблем адаптации российского бухгалтерского учета к МСФО. Данный урок входит в авторскую программу элективного курса «Бухгалтерский учет» и преподается для учащихся 10-11 классов.

Тема: Адаптация российского бухгалтерского учета к мировым стандартам.

Тип урока: изучение нового материала.

Метод ведения: лекционный с элементами беседы.

Мотивация темы и формы проведения занятия: тема выбрана в соответствии с элективным курсом по дисциплине. Ее актуальность заключается в том, что в ведении бухгалтерского учета в России отличается

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.