Научная статья на тему 'Особенности служения дьякониссв связи с их литургическим поставлением'

Особенности служения дьякониссв связи с их литургическим поставлением Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
102
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЬЯКОНИССЫ / СЛУЖЕНИЕ / MINISTRY / ПОСТАВЛЕНИЕ / ХИРОТЕСИЯ / ХИРОТОНИЯ / КАТЕХИЗАЦИЯ / CATECHESIS / МОНАШЕСТВО / MONASTICISM / ДЕВЫ / ВДОВЫ / DEACONESSES / ORDINATION / CHIROTESY / CHIROTONY / VIRGINS / WIDOWS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кушнир Наталья Евгеньевна

В статье рассмотрены различные чины литургического поставления дьяконисс. Целью изучения чинов с точки зрения их содержания и обрядовой стороны было определение области служения дьяконисс в различные периоды существования чина в Восточной и Западной христианских церквах. Анализ структуры и содержания чинов, а также их обрядовой стороны выявляет несколько областей служения, имеющих характерные особенности и акценты в различных церквах в зависимости от исторической эпохи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL ASPECTS OF DEACONESSES’ MINISTRY IN THE CONTEXT OF THEIR LITURGICAL ORDINATION

He article analyses various liturgical practices for ordination of deaconesses. Analysing the content and ritual aspects of these ordination practices is aimed at identifying the ministries delivered by deaconesses who were ordained using different practices at different times across Eastern and Western Christian churches. Structural and content analysis of ordination practices along with analysis of their ritual aspects highlight several ministries varying in their specific aspects and focus from one church to another depending on the historical era.

Текст научной работы на тему «Особенности служения дьякониссв связи с их литургическим поставлением»

Н.Е. Кушнир

Особенности служения дьяконисс в связи с их литургическим поставлением

В статье рассмотрены различные чины литургического доставления дьяконисс. Целью изучения чинов с точки зрения их содержания и обрядовой стороны было определение области служения дьяконисс в различные периоды существования чина в Восточной и Западной христианских церквах. Анализ структуры и содержания чинов, а также их обрядовой стороны выявляет несколько областей служения, имеющих характерные особенности и акценты в различных церквах в зависимости от исторической эпохи.

ключевые слова: дьякониссы, служение, поставление, хиротесия, хиротония, катехизация, монашество, девы, вдовы.

Вопрос о возрождении чина дьяконисс дискутируется в Русской православной церкви с середины XIX века. При этом содержание служения дьякониссы понимается подчас неоднозначно: в одних случаях имеют в виду лишь служение милосердия, что традиционно относилось к служению дев и вдов, а в других в содержание этого понятия включают еще и литургическое служение, помощь в катехизации и крещении женщин, что действительно относилось преимущественно к служению дьяконисс.

Поскольку дьякониссы на свое служение поставлялись, то сами чины поставления становятся источниками ответа на вопрос о месте служения дьяконисс среди других церковных служений, в том числе и женских. Сопоставление молитв поставления дьяконисс в различных традициях позволяет определить характер служения в целом и выявить черты служения дьяконисс в литургическом чине поставления.

На сегодняшний день существуют переводы основных восточных чинов поставления дьяконисс: молитва епископа при постав-лении дьякониссы в Апостольских постановлениях * (III в.); чин *1 Const. Ap. 8.19 поставления дьякониссы из Евхология Барберини гр. 336 1 (VIII—

1. См.: [ЕвхологийБарберини, 172-173, 385-386]; Приложение 1.

84

ЛИТУРГИКА

IX вв.); чин поставления дьякониссы Грузинской церкви (был найден в рукописи 1216 г., но, как полагают некоторые исследователи, он был скопирован из более ранних рукописей, датируемых

IX в.) [Bradshaw, 9l]; несторианский чин поставления дьяконисс из архиерейского служебника Иосифа, митрополита Индийского, который датируется 1SS9 г. 2 (данный чин также у некоторых авторов носит название восточно-сирийского [Bradshaw, 90]) и западных чинов: чин посвящения монахинь в Картезианском женском монашеском ордене loco diaconissatus (по чину дьяко-нисс. — Н. К.) из Pontificale Romanum (XVII в.) 3, чин поставления в дьякониссы из Ordo romanus 4 и чин поставления дьякониссы по понтификалу архиеп. Йоркского Эгберта (732-766 гг.; данный чин принадлежит к Парижской рукописи, которая датируется

X в.) [Троицкий. Церковнослужительницы, l34, ссылка l].

Литургическое поставление дьяконисс: хиротония или хиротесия?

Прежде чем начать разбирать собственно чин, необходимо уточнить, в чем заключается разница между терминами «хиротония» и «хиротесия», поскольку в источниках при описании поставле-ния дьяконисс встречаются оба термина, и исследователи часто по-разному это интерпретируют. Одни отождествляют эти понятия, считая их обозначением одного и того же действия [Православное богослужение, 52]. Другие считают, что «хиротония» — это акт рукоположения в священный сан, в то время как «хиротесия» — лишь акт рукоположения в более низшие чины церковнослужителей, и делают из этого вывод о принадлежности дьякониссы к низшим церковным чинам [Троицкий. Церковнослужительницы, ll3-ll6 ]. То, что этот чин в разных источниках называется как хиротесией, так и хиротонией, объясняют тем, что в то время не было принципиального различия между чинами священнослужителей и церковнослужителей [Троицкий. Церковнослужительницы, ll3]. Некоторые, напротив, утверждают: если следовать известному принципу lex orandi est lex credendi S, можно сделать вывод о том, что чин поставления дьякониссы проходил именно в виде хиротонии, а не хиротесии, и поэтому он

2. См.: [Троицкий. Церковнослужительницы, l36-l37]; Приложение 1.

3. См. оригинальный текст: [De Benedictione];

[Троицкий. Церковнослужительницы, 33].

4. См.: [Троицкий. Церковнослужительницы, 131-133]; Приложение 1.

5. Закон веры есть закон молитвы (лат.).

н. е. кушнир • особенности служения дьяконисс в связи с их литургическим поставлением

может быть приравнен к рукоположению дьякона как подлинное сакраментальное поставление [Ware, 58].

Если обратиться к терминологии, то можно увидеть очевидное различие: слово «хиротония» происходит от греческого х^Ф — «рука» и Tovéœ — «простираю», т е. имеется в виду избрание кандидата с помощью поднятия рук, простого голосования, что, по утверждению иером. Михаила Арранца, являлось в древней церкви основанием для поставления на служение [Арранц, 311-312]. Позже это слово стало использоваться в описании совершения молитв и призывания Святого Духа при поставлении, о чем, в частности, свидетельствует Зонара [Кочетков, 90] 6, т. е. того, что сейчас называется «хиротесией». Термин «хиротесия» происходит от греческого х^Ф — «рука» и xi0n^t — «полагать, класть», что обозначает руковозложение. Это руковозложение было непосредственно связано с призыванием Святого Духа. Таким образом, можно сказать, что хиротесия относится к моменту руковоз-ложения, которое сопровождается особой молитвой, и является частью чина хиротонии [Кочетков, 94]. Иером. Михаил Арранц отмечает, что «все рукоположения с епископа до чтеца, что в греческих рукописях, что в книгах (т. е. в печатных изданиях — Н. К. ), носят название xeipoxovia, как и в Чиновнике, с епископа до иподьякона включительно; нигде в литургических книгах не является слово "рукоположение" или его греческий оригинал "хиротесия" (x£ipo0eaia)» [Арранц, 311-312]. Чин дьякониссы в «таксисе» церковных клириков находится между дьяконом и иподьяконом, поэтому ее поставление также определяется термином Xeipoxovia, в которую входит X£ipo0eoia. Таким образом, гипотеза о принадлежности дьякониссы к низшим церковным чинам на основании поставления через хиротесию не подтверждается.

Эволюция чина: структура, молитвы и обрядовые действия в чинах поставления на христианском Востоке

В процессе изучения и сопоставления текстов чинов поставления и их обрядовой стороны была выявлена интересная закономерность: наиболее изученные и распространенные тексты Апостольских постановлений, Евхология Барберини и тексты из Pontificale Romanum, Ordo romanus и понтификала архиеп. Йоркского Эгбер-та не позволяют однозначно определить границы служения дьяко-

6. См. также: [Арранц, 312].

86

литургикл

нисс, так как в большинстве своем говорят лишь о литургической части служения, и притом весьма размытыми и общими формулировками. Можно найти лишь косвенные признаки изменения отношения к женскому служению в церкви, произошедшего в период с III в. по VIII—IX вв. Особняком здесь стоят редко упоминаемые, но весьма яркие по содержанию чины Грузинской и несторианской церквей. Они, в отличие от вышеупомянутых, вполне конкретно и четко обозначают основные служения, на которые поставлялась дьяконисса: помощь в катехизации и наставлении воцерковленных женщин и во время крещения женщин-катехуменов, а также в причащении на дому и помазании больных женщин.

К примеру, если проследить, о каком именно служении дьяко-ниссы идет речь в молитвах поставления, то в молитве о постав-лении в дьякониссы из восьмой книги Апостольских постановлений мы видим лишь испрашивание Святого Духа на совершение дьякониссой того дела, на которое она избрана: «Сам и ныне воззри на рабу Твою, избранную на служение (npoxeipiZo^ev^v eig öiaraviäv), и дай ей Духа Святаго... для достойного совершения " Const. Ap. 8.19 порученного ей дела» 7, — без уточнения. Однако молитва содержит несколько косвенных указаний на характер служения. Во-первых, Бог в обращении в начале молитвы назван «мужа и жены Создатель» 8, т. е. сотворение женщины наравне с мужчиной является основанием для поставления на служение не только мужчин, но и женщин. Далее в качестве примеров служащих жен приводятся жены-пророчицы Ветхого Завета: Мариам, Девора, Анна и Олдама 9, а не святые жены Нового завета, такие как жены-мироносицы или Богородица, что может свидетельствовать об акценте на пророческом характере служения дьяконисс, под которым можно понимать и катехизацию, и учительные функции. Затем, после воспоминания рождения Самого Господа от женщины, вновь упоминаются ветхозаветные персонажи: жены, служившие при входе в скинию собрания и при входе в храм, что также может свидетельствовать еще об одном служении дьяконисс: об их служении при дверях храма 10.

7. Цит. по: [Троицкий. Церковнослужительницы, 109]; также см. Приложение 1.

8. См. Приложение 1.

9. Олдама — персонаж Ветхого завета, пророчица, современница пророков Иеремии и Софо-

нии. Рассказ о ней содержится в 4 Цар 22:14-20 и 2 Пар 34:22-28.

10. В противоположность размытым формулировкам текста чина, в других источниках (например, Testаmentum, Дидаскалия и других, а также в воспоминаниях современников о наиболее знаменитых дьякониссах: св. Олимпиаде, св. Магне, св. Нонне, матери Григория Назианского, Горгонии, сестре Григория Назианского, Макрине Младшей, старшей сестре Василия Кесарийского и Григория

н. е. кушнир • особенности служения дьяконисс в связи с их литургическим поставлением

В Евхологии Барберини Святой Дух испрашивается для сохранения поставляемой «в православной вере, в безупречной жизни», «всегда совершающей свое служение в согласии с волей Твоей», опять же без уточнения, и упоминается содержание служения: «служить храмам Твоим» и. Такая формулировка может косвенно свидетельствовать об умалении пророческой составляющей в жизни церкви, при котором пророческое служение перестает быть востребованным, но при этом существует серьезная опасность уклонения от православия. Тут уже нет ссылок на пророчиц, но упоминается св. Фива, о служении которой до сих пор нет единого мнения. Также у исследователей нет единства в интерпретации того факта, что для обозначения служения в данном случае вместо бьагауьа употреблен термин ^еноируьа, что может быть как указанием преимущественности литургического служения дьяконисс в узком понимании этого слова, так и обозначением служения Богу и церкви в более широком понимании [Афанасьев, 68-69]. Все это лишь косвенные признаки, не проясняющие вопрос о сути служения, на которое поставлялась дьяконисса.

В молитвах несторианского чина из архиерейского служебника митр. Иосифа мы, напротив, находим ясное и четкое обозначение служения: «чтобы на собрании женщин она наставляла и учила целомудрию и добродетели» 12. Иными словами, в нестори-анском чине поставления дьяконисс отражены учительные функции, что свидетельствует о служении наставления в христианской жизни женской части общины. Кроме того, мужья и жены здесь упомянуты наравне друг с другом, для обозначения «служения» употреблено слово бьакоуати^, что устанавливает более тесную связь с формулировкой восьмой книги Апостольских постановлений, хотя сам чин датируется XVI веком.

В грузинском чине мы видим еще более подробное перечисление всех служений дьякониссы «по чину Фивы, которую апостол рукоположил в служительницы в Кенхреях» 13: помазывание

Нисского, мц. Иулитты и других) прямым текстом идет подробное изложение служений дьяконис-сы: воцерковление женщин, т. е. их подготовка к крещению, предкрещальное помазание и последующее наставление в христианской жизни, а также церковная помощь в крайних жизненных ситуациях, в частности, причащением и помазанием больных женщин на дому. Дьякониссы могли приводить к вере и наставлять в церковной жизни не только женщин, но и мужчин, а в некоторых случаях —

самостоятельно крестить женщин; на Западе они могли совершать богослужения суточного круга в храме и, возможно, не только читали, но и изъясняли на богослужении Священное писание. (См.: [Святая Олимпиада, 253]; [Троицкий. Восточные диакониссы, 53-54, 279]; [Белякова и др., 23]; [Behr-Sigel, 3]).

11. См. Приложение 1.

12. Там же.

13. Там же.

88

ЛИТУРГИКА

маслом приходящих к святому крещению, приведение крещае-мых к святой купели, бдительное наставление и научение молодых в исполнении Божьих повелений. Кроме того, присутствует указание на пророческое служение: упоминаются Мариам, сестра Моисея, как первая из женщин, удостоившаяся дара призывания Имени Божьего, и Девора-пророчица. Далее в молитве упоминается наставление ап. Павла дьяконам (подразумевается 1 Тим 3:8), что является уникальным и не встречается в других чинах поставления дьяконисс, а в третьей молитве чина упоминается «служение дьякона», которым Господь «украсил Свою Церковь», после чего епископ молится: «Ты Сам, Господи, удостой этой степени служения дьякона эту рабу Твою...» 14. Можно с уверенностью утверждать, что из всех перечисленных чинов постав-ления первая молитва грузинского чина наиболее полно и точно отражает служение дьякониссы.

Обрядовая сторона чинов свидетельствует о «почти точном параллелизме между обрядами посвящения дьяконов и дьяконисс» [Тафт, 151-153]. Поставление дьякониссы совершается во время евхаристии в том же месте службы, что и поставление дьякона, т. е. после принесения Святых Даров перед причащением. Поза дьякониссы — склоненная голова без коленопреклонений («ибо это неприлично», поясняет архиерейский служебник митр. Иосифа 15). Место в храме, в котором совершается поставление дьякониссы, различается: в Евхологии Барберини это алтарь, а в архиерейском служебнике — дьяконник. Вероятно, это связано с тем, что поставляемая в дьякониссы в XVI в. происходила из монахинь. При облачении на дьякониссу возлагался дьяконский орарь и давался потир, который она ставила на святой престол [Бга^Иаш, 111] 16. Орарь возлагался на шею под мафорий так, чтобы оба его конца оказались спереди (подобно иподьяконам) 17. Во время причащения мирян дьякониссы находились в алтаре и сами причащались из чаши у престола, держа ее в руках и отпивая [Тафт, 153]. При этом Д. Вийнгаардс, например, делает акцент на том, что по духу и смыслу чина: «.только те, кто служат в алтаре, и поставляются в алтаре» ^у^аатйв, 65].

14. См. Приложение 1. 17. Некоторые исследователи сомневаются в том,

15. Там же. что это был именно орарь, поскольку у иподьяко-

16. Там же. нов нет ораря, но только иподьяконский пояс (см. :

[Троицкий. Церковнослужительницы, 116]). Тем не менее, во всех рукописях, в которых описывается облачение, упоминается именно орарь.

н. е. кушнир • особенности служения дьяконисс в связи с их литургическим поставлением

Особенности поставления на христианском Западе

Подобные различия в текстах и обрядовой стороне чинов присутствуют и в западных чинах. Молитвы из Pontificale Romanum (XVII в.) явно говорят о монашестве, и в них нет никаких указаний на какое-либо особое служение дьякониссы. Молитвы содержат прошения о ниспослании Святого Духа и о благочестивой жизни поставляемой, а также краткое предостережение о хранении чистоты ради Небесного Жениха 18. Поставление происходит после окончания мессы, епископ вручает дьякониссе бревиарий, по которому она начинает совершать службу часов, и дает ей право читать Священное писание на богослужении. О вручении потира ничего не сказано.

В молитве по чину Ordo romanus (VIII в.), напротив, служится отдельная месса поставления в дьякониссы, которая предполагает принятие монашеских обетов. Помимо прошения о ниспослании Святого Духа и «доброй жизни» есть упоминание пророческого служения, а также наставление «подростков и более молодых того же пола при святом помазании». Обрядовая сторона чина также сильно расширена и имеет множество указаний на монашеские обеты 19.

Молитвы чина поставления по понтификалу архиеп. Йоркского Эгберта (732-766 гг.) практически сопоставимы с молитвой из Апостольских постановлений. В частности, во второй молитве говорится о принесении поставляемой «подвига мученичества» 20.

Однако стоит отметить, что в целом, в отличие от чинов по-ставления, принятых на христианском Востоке, служение будущей дьякониссы никак не связано с евхаристией. В молитвах поставления практически не раскрывается содержание будущего служения, сами молитвы касаются больше монашеских обетов, чем служения дьякониссы.

Заключение

Результаты сравнения чинов поставления дьяконисс позволяют сделать следующие выводы.

1. Тексты чинов первых веков не содержат упоминаний элементов внелитургического служения (например, участия в кате-

18. См. Приложение 1.

19. Там же.

20. Там же.

90

литургикА

хизации). Лишь по косвенным признакам можно предположить, что приблизительно до начала IV в. служение дьяконисс было связано преимущественно с воцерковлением женщин, т. е. их подготовкой к крещению, предкрещальным помазанием и последующим наставлением в христианской жизни, а также с церковной помощью в крайних жизненных ситуациях, в частности, причащением и помазанием больных женщин на дому, крещением женщин.

2. У исследователей нет единой позиции в отношении того, равным или нет достоинством обладало дьяконическое постав-ление мужчин и женщин. Сослужение дьякониссы на евхаристии напрямую в источниках не упоминается.

3. Можно предположить, что к VI—VIII вв. сфера служения дья-кониссы постепенно ограничилась храмом. Область ответственности дьякониссы сузилась: она отвечала лишь за поддержание порядка и благочестия во время богослужения в женской части храма. Яркие исключения представляют собой грузинский чин поставления дьякониссы, где в первой и третьей молитвах подробно прописаны все ее служения, в том числе и участие в катехизации, и несторианский чин поставления дьякониссы, где в первой молитве отражено учительное служение.

4. В связи с развитием монашества, особенно на христианском Западе, женские монашеские обеты постепенно поглотили чины дев и вдов, из которых поставлялись дьякониссы. На христианском Западе в XVII в. дьяконисс поставляли только из монахинь и только для исполнения ограниченного круга обязанностей в храмах, а затем перестали поставлять вовсе.

5. Рассматривая вопрос о восстановлении чина сегодня, можно предположить, что служением дьякониссы в наши дни могло бы стать участие в крещении взрослых женщин-катехуменов, в их оглашении и посткрещальном научении, а также в христианском просвещении детей и молодежи, оказание помощи священнику и дьякону в причащении больных на дому. Социальное служение, служение милосердия и служение молитвой стоит оставить монашествующим, несущим на сегодняшний день эти служения. Литургическая сторона чина поставления, как видится, призвана отражать содержание служения, на которое поставляется дьяконисса.

Приложения

Приложение 1. Сравнение чинов доставления дьяконисс

1. Чин из Апостольских постановлений [Троицкий. Церковнослужи-телъницы, 109].

2. Чин из Евхология Барберини гр. 336 [Православное богослужение, 293-296].

3. Чин Грузинской церкви [ВгасЫгсш/, 168-169] (перевод мой. —Н. К.

4. Чин поставления дьяконисс в архиерейском служебнике Иосифа, митрополита Индийского [Троицкий. Церковнослужителъницы, 136-137; Вгасккащ 169] (перевод мой. — Н.К.).

Молитва поставления

1 2 3 4 5 6 7

Епископ: Боже Архиерей:Боже Господи Боже Саваоф, Кото- Настоятель: Господи, Услышь, Го- Епископ: Епископ:

вечный, Отче Гос- святой и всесиль- рый прежде всех женщин за- Боже, Сильный, Все- споди, наши Боже, Услыши,

пода нашего Иисуса ный, Ты рожде- поведал Мариам, сестре Мои- могущий, Сотворивый молитвы, и любящий Господи,

Христа, мужа и нием по плоти от сея, призывать Тебя, Который вся силою Слова Тво- ниспошли чистоту и молитвы

жены Создателю, Девы единород- даровал благодать пророче- его и Содержащий вся благосло- хранитель наши и

исполнивый духа ного Сына и Бога ства Деворе, Который также повелением Твоим, что вение Духа воздержа- пошли Духа

Мариам и Деворру, нашего освятил установил в Новом Завете по Воле Твоей сотво- Твоего на ния, благо- Благослове-

и Анну и Олдаму, не женский пол, и Духом Твоим Святым, что рил и благоизволив- этих служи- склонно ния Твоего

счевший недостой- Ты даровал не дьяконы не должны быть ший мужам и женам тельниц услыши мо- на сию рабу

ным Единородному только мужчинам, ни двуязычны, ни слишком даровать Святаго Тво- Твоих, дабы ление наше Твою, дабы,

Сыну Твоему ро- но и женщинам пристрастными к вину, но на- его Духа, Ты, Господи, наделить их и милости- обогащен-

диться от женщи- благодать и наитие ставлять в благочестии, так по милосердию Твоему даром не- во воззри на ная Твоим

ны, и избравший Святого Твоего что они могли бы быть и ныне избери бесным, рабу Твою небесным

5. Pontificale Romanum [De Benedictione; Троицкий. Церковнослужителъницы, 133] (Перевод латинских текстов выполнен

в сотрудничестве с Е. В. Майзиль. — Н.К.).

6. Ordo romanus [Троицкий. Церковнослужителъницы,131].

). 7. Чин поставления по понтификалу архиепископа Йоркского Эгберта (732-766) [Троицкий. Церковнослужителъницы, 134].

1 2 3 4 5 6 7

(лрохеьрюам-ЕУод) Духа, — Ты же примером во всем, что бедную рабу Твою дабы могли сию, дабы даром,она

в скинии свидения и ныне, Владыка, благоугодно [Тебе]: Ты Сам сию на благое дело они стяжать страха ради могла полу-

и в храме обере- воззри на этудо- удостой эту Твою служитель- служения (бьатоуатид) благодать Твоего, дав чить Благо-

гательниц святых черь Твою (имя), и ницу этого звания до конца, Твоего и дай ей беспо- Твоего ве- обет воз- дать Твоего

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Твоих врат (тад призови ее на дело чтобы она могла помазывать рочно исполнять пред личия и по- держания, величия

фроирсид тй)У ауьшу служения (т. е. маслом приходящих к Твоему Тобою сию высокую дать другим сохранила и подать

ооолиХйу), Сам дьяконии) Твоего, святому крещению и приво- службу, сохраниться пример бла- его с Твоею другим при-

и ныне воззри на и ниспошли ей дить их к Твоей святой купе- без вины на всех путях гой жизни. помощию и мер доброй

рабу Твою избран- неистощимый дар ли, и чтобы она могла стать добродетели, чтобы Ради Христа получила в жизни и т. д.

ную на служение Святого Твоего дьяконом Твоей Церкви по на собрании женщин Господа на- дар от Тебя

(лрохеьрь^ом-ёу'пу Духа, и сохрани чину Фивы, которую апостол она наставляла и учила шего. шестидеся-

еьд бкжоуьау), и дай ее в православной рукоположил в служитель- целомудрию и добро- тикратный

ей Духа Святого, и вере, в безупреч- ницы в Кенхреях; даруй ей детели и удостоилась плод воз-

очисти ее от всякой ной жизни, всегда также с бдительностью на- получить от Тебя на- держания

скверны плоти и совершающей ставлять и научать молодых граду за доброе дело и жизнь

духа, для достой- свое служение в исполнении Твоего предна- в великий и славный вечную.

ного совершения (Хатсшруьау) в значения; пошли ей благо- день откровения Еди-

порученного ей согласии с волей дать возвещать все Именем нородного Твоего, яко

дела (еухёьрюбеу Твоей, — Тебе же Твоим до конца, чтобы служа Тебе и Ему и Святому

лрау|!а) во славу подобает вся слава, достойно и без греха, она Духу подобает Слава,

Твою и похвалу честь и поклоне- могла обрести дерзновение честь и благодарение и

Христа Твоего, с ние, Отцу и Сыну ходатайствовать в назна- поклонение...

Которым Тебе слава и Святому Духу, ченный час Христа Твоего, Возглашает: Всегда

и поклонение и ныне и всегда и во с Которым Ты благословен, ныне...

Святому Духу во веки веков. со Всесвятым Духом, ныне Н.: Аминь.

веки. Аминь. Н.: Аминь. и всегда и во веки.

Чтение Св. Писания

1 2 3 4 5 6 7

Читается 1 Кор 6:15 и далее в начале мессы посвящения Ин 3:27 и далее перед приношением.

Ходатайственная молитва

1 2 3 4 5 6 7

(из Великой ектении) Об этой (имя), ныне поставляемой на служение дья-кониссы, и о спасении ее Господу помолимся. <... > Дабы человеколюбивый Бог наш даровал ей непорочное и безупречное служение (т. е. дьяконию), Господу помолимся. (из канона «Научимя, Господи...») Силу Твою, Господи, дай рабе Твоей... <...> Излей благодать Твою, Господи, на рабу Твою.

Молитва поставления (2)

1 2 3 4 5 6 7

Архиерей: Владыка Господи, Ты не отверг женщин, посвятивших себя [Тебе] и пожелавших служить, насколько им было возможно, Ты, Кто создал все словом повеления Твоего, и воплощением и трудом Твоего Единородного Сына освятил и приравнял мужчину и женщину, Епископ: читает тайную молитву сообразно своим силам (pro viribus suis). Аббатисса: Призри на этих посвященных Богу служительниц, дабы предстать им непорочными, когда Епископ: Услыши, Господи, молитвы наши и пошли на рабу Твою сию Духа благословения Твоего, дабы обогащенная Твоим небесным даром, могла получить благодать величия Твоего и подавать пример доброй жизни. Благословение дьяко-ниссы: Всемогущий Бог по заступничеству Своей Святой Девы

1 2 3 4 5 6 7

святым домам (т. е. так как это было благо- После пения должно будет дать Далее следует посвящение. да даст тебе

храмам) Твоим, угодно Тебе, Ты, Кто псалма отчет на Суде Епископ: Боже, Анну, дочь Фа- Свое благо-

но принял их в дал благодать Твоего «Пастырь Жениха, Судьи в нуилеву, едва шесть лет несшую словение,

чине служителей Святого Духа не только Израиля» веке грядущем. иго супружеское, сохранивший так как Он

(Хеьтоируйу) Твоих, мужчине, но женщине: (видимо, до 84 лет в чистом и непорочном возжелал

— даруй же благо- ныне также поставь и 80-й): Помо- Также читались вдовстве и как Праведный Воз- восторже-

дать Святого Твоего эту рабу Твою на это ги, Господи, краткие молит- даятель, даровавший ей, днем и ствовать

Духа и этой дочери служение, о Господь рабе Твоей вы при облачении ночью смешивавшей молитву с над древним

Твоей (имя), по- Вседержитель, и по благо- [Троицкий. Цер- постом, благодать пророческую врагом при

желавшей посвятить даруй ей благодать дати Твоей, ковнослужитель- при обрезании Христа Твоего посредстве

себя [Тебе] и совер- Духа, чтобы она могла укрепи ее ницы, 133]: и повелевший через апостолов, женщины.

шать дело служения ходить благоугождая и по милосер- При возложении чтобы от рук этих святых благо- Аминь. И

(бкисстою), как Ты поступая по делам пра- дию Твоему, манипля: На- даря посвящению женщин полу- пусть Он,

дал благодать служе- ведности, по милости чтобы всегда дейся на Господа, чали наставление подростки и возжелавший

ния (бкжстою) Твое- и прощению Твоего исполняла живи добро- более молодые того же пола при возложить на

го Фиве, призванной Христа, с Ним Тебе сла- волю Влады- детельно, и да святом помазании, удостой вос- них стократ-

Тобою на дело слу- ва [подобает], с Твоим чества Тво- укрепится сердце приять сей рабе Твой трудный и ный плод и

жения (Хеьхоируьад); Святым Духом, ныне, его, Господи твое, и храни тяжелый и мало различающийся славу девства

и дай ей, Боже, не- всегда и во веки. всяческих. Господа. от полного девства обет, так как и подвиг му-

осужденно служить Ты, Создатель всех тварей, зна- ченичества,

храмам Твоим и Молитва третья: Другая При возложении ешь, что нельзя избегнуть прель- даст тебе

блюсти собственную Всемогущий Господь, молитва: ораря: Возьми щений мира, но когда к Тебе очищение от

жизнь, прежде же Который украсил Сподоби, иго Господа на приходят чрез Тебя, то ужасные пятна порока

всего целомудрие; и Свою Церковь служе- Господи, по себя и научись от страсти или прельщения на- и украшение

соделай ее совершен- нием дьяконства и Благодати Него, яко кроток слаждений не смущают однаж- светильни-

ной служительницей исполнил благодатью Твоей рабе есть и смиренен ды оживотворенные души. Ибо ком доброде-

Твоей, дабы и она, Твоего Святого Духа Твоей сердцем. для чувств, дарованных тели. Аминь.

1 2 3 4 5 6 7

представ перед Су- множество церквей: бояться Сло- При возложении Тобою, нет ничего желатель- Пусть све-

дом Христа Твоего, Ты Сам, Господи, ва Твоего и креста: Отвер- нее Твоего Царства и ничего тильники

получила награду, удостой этой степени всегда быть тись себя и неси ужаснее Суда Твоего. Итак, дай, грешников

достойную правед- служения дьяконств жилищем крест твой еже- Господи, по молитве нашей сей так будут на-

ной жизни, — по сию рабу Твою N. Преславной дневно и следуй рабе Твоей с замужними трид- полнены еле-

милости и челове- и удостой ее благо- Троицы, за Господом. цатикратный плод, а со вдовами ем добродете-

колюбию Единород- говейно и в святости Господи вся- шестидесятикратный. Пусть лей, чтобы ты

ного Твоего Сына, с совершать это чистое ческих. При вручении будет в ней вместе с милосерди- могла войти в

Которым Ты благо- служение, принять бревиария: ем строгость, вместе со смире- чертог Небес-

словен, вместе со обет во благо, даруй Примите книгу, нием щедрость, со свободою ного Жениха.

всесвятым, и благим, ей силу выдержать как приступа- честность, с добротой воздер- Аминь. Благо-

и животворящим [это испытание], ибо ющие к чтению жанность. Пусть днем и ночью словение

Твоим Духом, ныне Тебе всегда подобает часов и совер- размышляет она о деле Твоем, Бога и Отца...

и всегда и во веки слава, Отцу и Сыну и шению службы в дабы в день призвания своего И т.д.

веков. Святому Духу, ныне и Церкви. она была найдена такою, какою

Н. Аминь всегда и во веки. Ты восхотел ей быть через духа пророчества.

Место и время поставления

1 2 3 4 5 6 7

На Божественной Литургии после святого возношения, когда уже Во время «совершения Таинства» поставляемая И потому в некоторых монастырях принято, где посвящение дев в чин дьяконисс может быть перед часами по канону, и совершением церковной службы, епископ, стоя Совершается месса посвящения. После псалма «Боже, услыши молитву мою» читается первая молитва,

1 2 3 4 5 6 7

открыты святые двери, перед первым возгласом дьякона на просительной ектенье поставляемая приводится в алтарь к епископу. из монахинь приводится архидьяконом в дьяконник. перед алтарем без митры, посвящаемые девы перед ним на коленях, (он) говорит... (далее следует первая молитва. — Н.К.) После этого посвященные девы выходят к воротам монастыря, где епископ встает пред ними коленопреклоненными и аббатисса также коленопреклоненная, говоря... (далее следует вторая молитва. — Н.К.) по окончании литании в алтаре читается вторая молитва, затем следует само посвящение, молитвы при вручении знаков отличия, тайная молитва при приношении ею даров, молитва во время освящения даров, благословение и молитва после причащения.

Возложение рук

1 2 3 4 5 6 7

На голову поставляемой епископ возлагает руки во время молитвы. Поставляемая склоняет голову и архиерей возлагает на нее руку, совершая трижды крестное знамение. Поставляемая встает перед епископом со сложенными руками и «головой, склоненной до пояса, но без коленопреклонения, ибо это неприлично», а епископ возлагает руки на голову поставляемой «не по образу хиротонии, но испрашивает ей благословение». Преклоняют колена. Поставляемая простирается ниц перед алтарем.

Облачение

1 2 3 4 5 6 7

После второй молитвы архиерей налагает на шею под мафорий дьяконский орарь так, чтобы оба его конца оказались спереди (подобно иподьяконам). При поставлении дьякониссе на правую руку возлагается манипль, а потом им дается крест, склоняемый на левое плечо посвящаемой. Епископ вручал дьякониссе бреви-арий и ей давалось право читать на богослужении. Также картезианки носили орарь. После посвящения епископ возлагает на шею орарь так, чтобы оба его конца оказались спереди, дьяконисса сама налагает на голову покрывало, взятое из алтаря, епископ вручает перстень и цепь. Каждое действие сопровождается краткой молитвой.

Причастие после поставления

1 2 3 4 5 6 7

После причастия у престола сразу после дьяконов архиепископ дает ей потир и она ставит его на святом престоле. После Евангелия она приносит (offert, хлеб и вино?) среди дев (velatorum) к рукам епископа. Это приношение также сопровождается молитвой. После причастия читается заключительная молитва над поставленной.

Приложение 2. Сравнение чинов поставления дьяконисс и дьяконов [Wijngaards, 42-46] (перевод молитв см.: [Православное богослужение, 133-139, 293-296]).

Поставление дьякона Поставление дъякониссы

Публичное избрание кандидата

После принесения даров Царские врата открыты и перед тем как дьякон возгласит начало ектеньи «Всем святым...» (имеется в виду Просительная ектенья перед молитвой «Отче наш». —Н. К.), мужчина-кандидат на рукоположение в дьяконы приводится к епископу. И когда формула «Божьего благословения» (имеется в виду формула-объявление поставления. —Н.К.) произнесена, поставляемый преклоняет правое колено. После принесения даров Царские врата открыты и перед тем как служащий дьякон возгласит начало ектеньи «Всем святым...» (имеется в виду Просительная ектенья перед молитвой «Отче наш». —Н.К), женщина-кандидат на рукоположение в дьякониссы приводится к епископу. И после того как епископ громко произнесет «Божье благословение» (имеется в виду формула-объявление поставления. —Н.К.), поставляемая преклоняет голову.

Первое возложение рук

Епископ трижды совершает крестное знамение на лбу поставляемого, возлагает руку на его голову и молится: [обоснование] (justification) Господи Боже наш, Ты по предвёдению Своему посылаешь содействие Святого Твоего Духа тем, кто непостижимой Твоей силой определен быть служителем и помогать в совершении непорочных Твоих таинств, [призывание Святого Духа] Ты же, Владыка, и сего, по Твоему благоволению поставляемого через меня на дьяконское служение, соблюди во всяком достоинстве, дабы он содержал тайну веры в чистой совести, и даруй ему ту благодать, что Ты дал первомученику Твоему Стефану... Епископ возлагает руку на ее голову, трижды совершает крестное знамение на лбу поставляемой, и молится: [обоснование] (justification) Боже святой и всесильный, Ты рождением по плоти от Девы единородного Сына и Бога нашего освятил женский пол. Ты даровал не только мужчинам, но и женщинам благодать и наитие Святого Твоего Духа. [призывание Святого Духа] Ты же и ныне, Владыка, воззри на эту дочерь Твою, и призови ее на дело служения Твоего (т. е. дьяконии), и ниспошли ей неистощимый дар Святого Твоего Духа.

Поставление дьякона Поставление дьякониссы

[испрашивание стойкости] (asking for perseverance) ...которого Ты призвал первым на дело служения Твоего (т. е. дья-конии). Удостой его так, как благоугодно Тебе, совершать служение, дарованное ему Твоей благостью, ибо хорошо послужившие приобретают себе достойное положение; и соделай его совершенным служителем Твоим, —ибо Твои царство и сила и слава... [испрашивание стойкости] (asking for perseverance) Сохрани ее в православной вере, в безупречной жизни, всегда совершающей свое служение в согласии с волей Твоей, — Тебе же подобает вся слава, честь и поклонение...

Ходатайство

Далее архидьякон возглашает ходатайство, как было изложено выше (имеется в виду Великая ектенья при поставлении, которая по тексту одинакова в обоих чинах. — Н.К.). После «Аминь» один из служащих дьяконов возглашает ходатайство, как было изложено выше (имеется в виду Великая ектения при поставлении, которая по тексту одинакова в обоих чинах. — Н.К.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Второе возложение рук

Тем временем епископ, держа возложенную руку на голове поставляемого молится: [обоснование] (justification) Боже, Спаситель наш, Ты бессмертным Твоим гласом провозвестил закон служения (т. е. дьяконии) апостолам Твоим [и таковым явил первомученика Стефана] и того объявил среди них первым, кто исполняет дело служения (т. е. дьяконии), — как написано в святом Евангелии Твоем: «Кто хочет быть между вами первым, пусть будет вам слугою (бкжоубд)». Тем временем епископ, держа возложенную руку на голове поставляемой молится: [обоснование] (justification) Владыка Господи, Ты не отверг женщин, посвятивших себя Тебе и пожелавших служить, насколько им было возможно, святым домам (т. е. храмам) Твоим, но принял их в чине служителей (XeixoupYtov) Твоих.

Поставление дьякона Поставление дьякониссы

[призывание Святого Духа] Ты же, Владыка всего, и этого служителя Твоего, которого Ты удостоил принять служение (Хатоируьа) дьякона, преисполни веры, и любви, и силы, и святости через наитие святого и животворящего Твоего Духа. [испрашивание стойкости] (asking for perseverance) Ибо не в наложении рук моих, но в посещении неистощимых Твоих милостей дается благодать тем, кто достоин пред лицом Твоим, — дабы и он, освободившись от всякого греха, безупречным предстал перед Тобою в страшный День Суда Твоего и принял награду по непреложному обещанию Твоему, — ибо Ты Бог наш и Тебе мы воссылаем славу вместе со Отцом и Святым Духом... [призывание Святого Духа] Даруй же благодать Святого Твоего Духа и этой дочери Твоей, пожелавшей посвятить себя Тебе и совершать дело служения (Siaicoviao), как Ты дал благодать служения (6iaicoviaa) Твоего Фиве, призванной Тобою надело служения (Хатоируьад). [испрашивание стойкости] (asking for perseverance) Дай ей, Боже, неосужденно служить храмам Твоим и блюсти собственную жизнь, прежде же всего целомудрие; и соделай ее совершенной служительницей Твоей, дабы и она, представ перед Судом Христа Твоего, получила награду, достойную праведной жизни, — по милости и человеколюбию единородного Твоего Сына...

Облачение

Епископ снимает пояс с поставляемого и возлагает орарь (на его плечи) (также ему вручаются поручи. — Н.К.). Рукоположеный целует архиерея (в плечо. — Н.К), ему вручается рипида и он поставляется у престола охранять святые дары. Епископ возлагает дьяконский орарь на шею поставляемой под ее мафорий, так, чтобы оба его конца оказались спереди.

Причастие

Когда (во время причастия) новопоставленный причащается Телу и Крови Господним, епископ вручает ему потир. Он, в свою очередь, преподает часть Крови Господней всем, кто подходит к нему. Когда (во время причастия) новопоставленная причащается Телу и Крови Господним, епископ вручает ей потир. Она принимает его и ставит его на святой престол [на алтарь].

н. е. кушнир • особенности служения дьяконисс в связи с их литургическим поставлением

Источники и литература

1. Арранц = Арранц Михаил, иером. Рукоположение // Он же. Избранные сочинения по литургике : В 5 т. Т. 5 : Введение в таинства Византийской традиции. Рим : Папский восточный институт; М. : Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. 568 с. (Богословие, Духовность, Наука).

2. Афанасьев = Афанасьев Николай, протопр. Церковь Духа Святого. Киев : Центр православной книги, 2005. 480 с.

3. Белякова и др. = Белякова Е. В., Белякова Н. А., Емченко Е. Б. Женщина в православии: церковное право и российская практика. М. : Кучково поле, 2011. 704 с.

4. Евхологий Барберини = Евхологий Барберини гр. 336 / Авт. предисл., авт. примеч., изд. Е. Велковской, С. Паренти; пер. с итал. С. В. Голованова, ред. рус. пер. М. Живова. Омск : Голованов, 2011. 512 с.

5. Кочетков = Кочетков Георгий, свящ. Тайны и таинства Церкви : Опыт современной мистагогии : Православное учение о таинствах покаяния, елео-освящения, брака и священства. М. : Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2010. 240 с.

6. Православное богослужение = Православное богослужение : В пер. с греч. и церковнослав. яз. Кн. 5 : Последования таинств покаяния, елеосвящения, срочного причащения тяжелобольного, церковного брака, поставлений на служение Церкви : С прил. церковнослав. текстов / Пер. свящ. Георгия Кочеткова, Б. А. Каячева, Н. В. Эппле; сост. и предисл. свящ. Георгия Кочеткова. М. : Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2008. 304 с.

7. Святая Олимпиада = Святая Олимпиада — диаконисса IV века // Служение женщин в церкви : Исследования / Сост. свящ. А. Постернак, С. Н. Баконина, А. В. Белоусов. М. : Изд-во ПСТГУ, 2011. С. 157-266.

8. Тафт = Тафт Р. Ф. Женщины в византийском храме: где, когда — и почему? // Он же. Статьи / Пер. с англ. С. В. Голованова. Омск : Голованов С. В., 2010. Т. 1 : Литургика. 478 с.

9. Троицкий. Восточные диакониссы = Троицкий С. В. Восточные диако-ниссы Магна и Марфана и западная церковнослужительница Эферия // Служение женщин в церкви : Исследования / Сост. свящ. А. Постернак, С. Н. Баконина, А. В. Белоусов. М. : Изд-во ПСТГУ, 2011. С. 271-302.

10. Троицкий. Церковнослужительницы = Троицкий С. В. Церковнослу-жительницы в Православной Церкви // Служение женщин в церкви : Исследования / Сост. свящ. А. Постернак, С. Н. Баконина, А. В. Белоусов. М. : ПСТГУ, 2011. С. 25-156.

102

литургикА

11. Behr-Sigel = Behr-Sigel E. Women in the Orthodox Church // The Ordination of Women in the Orthodox Church / Elisabeth Behr-Sigel, Kallistos Ware. Geneva : WCC Publications, 2000. P. 1-17.

12. Bradshaw = Bradshaw P. F. Ordination Rites of the Ancient Churches of East and West. New York : Pueblo, 1990. 288 p.

13. Const. Ap. = Постановления апостольские чрез св. Климента епископа Римского преданные / В рус. пер. с древнегреч. о. Иннокентия Новгоро-дова. СПб., 2002. 208 с.

14. De Benedictione = De Benedictione et Consecratione Virginum // Pontificale Romanum. URL: http://www.liturgialatina.org/pontificale/037.htm (дата обращения: 26.04.2013).

15. FitzGerald = FitzGerald K. K. Women Deacons : A Brief Review of Ancient Evidence // Orthodox Women Speak : Discerning the "Signs of the Times" / Ed. K. K. FitzGerald. Geneva : WCC Publications, 1999. P. 161-166.

16. Macy = Macy G. The Hidden History of Women's Ordination : Female Clergy in the Medieval West. Oxford : Oxford University Press, 2007. 262 p.

17. Testamentum Domimi = The Testamentum Domimi : A Text for Studients, with Introduction, Translation and Notes / Ed. and transl. to Engl.

by G. S. White. Bramcote : Grove Books Limited, 1991. 50 p.

18. Ware = Ware Kallistos. Man, Woman and the Priesthood of Christ // The Ordination of Women in the Orthodox Church / Elisabeth Behr-Sigel, Kallistos Ware. Geneva : WCC Publications, 2000. P. 49-90.

19. Wijngaards = Wijngaards J. N. M. Women Deacons in the Early Church : Historical Texts and Contemporary Debates. New York : Crossroad Pub. Co., 2006. 228 p.

N. E. Kushnir

Special aspects of deaconesses' ministry in the context of their liturgical ordination

The article analyses various liturgical practices for ordination of deaconesses. Analysing the content and ritual aspects of these ordination practices is aimed at identifying the ministries delivered by deaconesses who were ordained using different practices at different times across Eastern and Western Christian churches. Structural and content analysis of ordination practices along with analysis of their ritual aspects highlight several ministries varying in their specific aspects and focus from one church to another depending on the historical era. keywords: deaconesses, ministry, ordination, chirotesy, chirotony, catechesis, monasticism, virgins, widows.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.