Научная статья на тему 'Особенности системы высшего образования в Великобритании'

Особенности системы высшего образования в Великобритании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6544
967
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ И ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Розенфельд Ю. Н., Рощупкин Г. В.

Великобритания имеет репутацию страны классического университетского и профессионального образования. Модель системы высшего образования Великобритании распространена во всем мире и формально соответствует положениям Болонской Декларации. Центрами академического образования и научно-исследовательской работы в Великобритании являются университеты. В колледжах высшего образования студенты обучаются по программе бакалавра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности системы высшего образования в Великобритании»

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Розенфельд Ю.Н., Рощупкин Г.В.

Харьковский гуманитарный университет "Народная украинская академия"

Аннотация. Великобритания имеет репутацию страны классического университетского и профессионального образования. Модель системы высшего образования Великобритании распространена во всем мире и формально соответствует положениям Болонской Декларации. Центрами академического образования и научно-исследовательской работы в Великобритании являются университеты. В колледжах высшего образования студенты обучаются по программе бакалавра.

Ключевые слова: образование, высшее образование, управление и финансирование высшего образования. Анотащя. Розенфельд Ю.М., Рощупкин Г.В. Особливост системи вищоТ освгги у Великобритании

ВеликобританГя мае репутацш крани класично1 ушверситетсько1 i професшно1 освгги. Модель системи вищого утворення Великобританй' поширена у всьому свт i формально вгдповгдае положенням Болонсько1 Декларацп. Центрами академГчно1 освгти i науково-дослщно1 роботи у Великобританп е ушверситети. У коледжах вищо1 освгти студенти навчаються за програмою бакалавра.

Ключовi слова: освгта, вища освгга, керування й фшансування вищо1 освгти.

Annotation. Rozenfeld Yu.N., Roschupkin G.V. Singularities of a system of higher éducation in the Great Britain. Great Britain has a réputation of country of classical university and professional éducation. The pattern of a system of higher education in Great Britain spreads the world over and officially corresponds to the acts of Bolonian Declaration. The centers of academic education and research activities in Great Britain are Universities. In colleges of highes educational establishments all students are trained according to the bachelor programmer. Keywords: education, higher education, management and financing of higher education.

Введение.

Одной из важнейших стратегических задач в сфере высшего образования в Украине является достижения высшими учебными заведениями европейского уровня качества и доступности. Сегодня остро стоит вопрос: насколько высшее образование в Украине отвечает высоким международным нормам, а также глубоким традициям отечественного образования? Все ли вузы готовят настоящих специалистов, или "размножение" учебных заведений, которое наблюдается последнее время - это просто способ заработать деньги, часто в ущерб качеству знаний? Как недавно отметил министр образования и науки Украины, ни один из наших университетов не вошел в рейтинговый список из 500 университетов мира, а большинство их них просто неизвестны заграницей. (1. С.15).

К числу довольно сложных задач, которые требуют своего решения на пути создания общеевропейского образовательного пространства, относится сближение образовательных систем высшей школы. Ведь в каждой стране за долгие годы сформировались свои, национальные системы высшего образования, которые существенно отличаются от подобных систем в других странах.

Работа выполнена по плану НИР Харьковского гуманитарного университета "Народная украинская академия".

Формулирование целей работы.

Цель работы - анализ особенностей системы высшего образования в Великобритании.

Результаты исследований.

Великобритания имеет репутацию страны классического университетского и профессионального образования. Квалификации ее высшей школы (бакалавр - магистр) формально наиболее соответствуют положениям Болонской Декларации. В отличие от стран континентальной Европы, Великобритания имеет последовательную образовательную систему, похожую на систему США. Эта модель распространена во всем мире и, как отмечают сами англичане, в настоящее время она представляет собой де-факто глобальную модель для стандартов высшего образования.

В настоящее время высшее образование осуществляется непосредственно в университетах или имеющих университетский статус колледжах и институтах высшего образования. Всего в Великобритании насчитывается более 170 вузов, в том числе 102 университета, подавляющее большинство которых -государственные.

Университеты являются центрами академического образования и научно-исследовательской работы. Есть ряд общих важных особенностей, характерных для всех университетов. Все они присваивают свои собственные степени, например доктор философии Шеффилдского университета или бакалавр медицины Лондонского университета. Обучение в них ведется как по учебным программам, так и по исследовательским с присвоением ученых степеней. После получения степени бакалавра можно продолжить учебу по программам магистра и доктора. Большие университеты обычно подразделяются на колледжи, которые считаются частью университета.

В колледжах высшего образования студенты обучаются только по программе бакалавра. В отличие от университетов, эти вузы являются узкоспециализированными в таких областях, как живопись, дизайн и др. В колледже можно прослушать один или несколько курсов с присвоением диплома по успешно оконченным программам обучения (например, улучшить свой уровень знания английского языка и получить официальный сертификат, подтверждающий эти знания) Колледжи редко предлагают магистратуру и никогда - докторантуру.

Высшее образование в университетах осуществляется по классической трехуровневой схеме: бакалавр-магистр-доктор со сроками обучения 3-4, 4-6 и 7-9 лет соответственно.

Существует несколько типов степени бакалавра, название которых зависит от специализации обучения. 4 основные степени: - это бакалавр искусств, бакалавр инженерного дела, бакалавр наук, бакалавр права. Есть еще несколько специализированных степеней бакалавра, в частности, по медицине и стоматологии.

По гуманитарным наукам присуждаются, как правило, степень бакалавра искусств, по естественным наукам - степень бакалавра наук. Однако могут быть исключения. Так, в Кембриджском университете присваивается только степень бакалавра искусств. В ряде шотландских вузов начальной академической степенью является магистр искусств, а степень бакалавра вообще отсутствует.(2.С.42).

В зависимости от содержания подготовки, определенного количеством и характером изучаемых дисциплин, имеется 2 основных вида программ на степень бакалавра. Первый вид - это программы на "проходную" или "обычную" степень бакалавра, предполагающие профилированное обучение по одной или двум-трем смежных дисциплинам, по которым сдаются выпускные экзамены. Второй вид - программы на степень бакалавра с отличием, предусматривающее углубленное изучение от одной до трех профилирующих и несколько дополнительных дисциплин, по которым сдаются выпускные экзамены.

В зависимости от успеваемости степень бакалавра может быть 1-го, 2-го или 3-го класса. В Англии и Уэльсе для получения степени бакалавра требуется 3 года обучения, в Шотландии - 4. В таких областях, как медицина, стоматология и архитектура срок обучения на бакалавра может быть до 7-ми лет.

Имеются две большие группы программ, ведущих к получению степени магистра. Одна ориентирована на повышение профессионального уровня по одной из специальностей, другая -ориентированная на исследовательскую деятельность.

Профессиональные магистерские программы предусматривают 8-9 месяцев учебных занятий в форме лекций и семинаров, сдачу экзамена, после чего в течение 3-4-х месяцев студенты выполняют дипломный проект. По результатам экзамена и защиты дипломной работы присваивается степень магистра.

Исследовательские программы магистра обычно завершаются получением степени магистра философии. Для этого нужно в течение 1-2-х лет сдать предусмотренные экзамены и под руководством профессора выполнить самостоятельную исследовательскую работу. Дальнейшее продолжение обучения ведет к получению степени доктора философии - это чисто исследовательские программы, не предусматривающие лекций или учебных семинаров. Обычно на выполнение докторской программы уходит 2-3 года. К концу этого периода студент должен опубликовать полученные результаты в официальных отчетах, в научных или специализированных журналах и по опубликованным материалам написать диссертацию. Степень доктора присваивается после успешной защиты диссертации.

Во всех случаях при поступлении на программу любого уровня окончательное право на зачисление принадлежит конкретному вузу, в который абитуриент обращается и если вуз сочтет, что данный кандидат для него интересен и обладает необходимыми данными, он может принять его даже при несоответствии некоторым формальным требованиям.

Оценка знаний в вузах может быть буквенной - от "А" до "Е", где "А","В" и "С" сопоставимы с оценками "отлично", "хорошо" и "удовлетворительно". Но применяется и количественная кредитно-балльная система, позволяющая осуществить рейтинговое ранжирование студентов и однозначно определить средний балл итоговой аттестации. Эта система может использоваться также в переводных и накопительных целях при обучении за рубежом или в рамках непрерывного образования.

Управление и финансирование образования в Великобритании определяются 4-мя правительственными департаментами: (в Англии, Уэльсе, Шотландии и Северной Ирландии). Они осуществляют распределение фондов, предназначенных для образования, причем могут делать это самостоятельно или через другие структуры, например, через местные органы управления образованием.

Во всех учебных заведениях страны действует особая система самоуправления и самоконтроля, согласно которой важные, принципиальные решения принимаются на том уровне, на котором они должны претворяться в жизнь.

Непосредственное управление университетами осуществляется Попечительскими Советами вузов (созданных до 1992г.) или Советами управляющих (в вузах, созданных после 1992г.). В Советы входят сотрудники университета, представители студентов, а также члены, назначаемые местными органами власти.

Ректоры вузов (в Великобритании - вице-канцлеры) избираются Попечительскими Советами на срок в 2-4 года и допускается повторное избрание. Однако большинство ректоров и проректоров, как правило, не получают дополнительной заработной платы - им лишь снижается учебная нагрузка, а учитывая, что профессор в Англии около 50% своих доходов получает в виде грантов по научно-исследовательской деятельности, то длительный уход в административную деятельность негативно сказывается на научной продуктивности и, следовательно, на заработной плате профессора - руководителя вуза. Если избранный на должность ректора профессор ранее работал по совместительству в другом вузе (разрешается на это

использовать не более одного дня в неделю), то он может сохранить эту возможность работы по совместительству. (3. С.7)

Основным источником финансирования высшего образования являются: гранты Центрального правительства, выплачиваемые через департаменты образования; взносы, выплачиваемые органами местного самоуправления образования, для покрытия расходов, связанных с обучением; гранты научно-исследовательских советов для финансирования индивидуальных исследовательских проектов и поддержки последипломного обучения; частные источники, такие, как пожертвования, промышленность, финансирующая специфические научно-исследовательские проекты.

Обучение в вузах Великобритании с 1998/99 учебного года полностью платное и стоимость не может быть ниже 3-х тысяч стерлингов в год для местных студентов и значительно выше для иностранных студентов. В середине 1990-х годов в вузах Великобритании обучалось свыше 80 тысяч иностранных студентов из стран Евросоюза, 56 тысяч - из Африки и 13 тысяч - из Северной Америки (4. С. 5). Плата за обучение иностранных студентов существенно восполняет финансовые затраты на высшую школу.

Что касается грантов Центрального правительства, то основанием для их предоставления отдельным вузам являются результаты научных исследований.. Общие расходы на высшее образование в Великобритании в конце 1990-х г.г. составляли в процентах от ВВП - 1,11 (государственные - 0,83; частные - 028) (5.С.37). Выводы.

Великобритания имеет репутацию страны классического университетского и профессионального образования. Модель системы высшего образования Великобритании распространена во всем мире и формально соответствует положениям Болонской Декларации. Центрами академического образования и научно-исследовательской работы в Великобритании являются университеты. В колледжах высшего образования студенты обучаются по программе бакалавра.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения особенностей системы высшего образования в других странах.

Литература

1. Сташслав Школаенко. "Вища освгга i наука - найвадливши сфери вщповщальносп громадаяньского суспшьства т а основа шновацшного розвитку". Доповвдь на засвданш шдсумково! колеги Мшютерства освгш i науки Украши (24 березня 2005 р., м. Кшв) //"Вища школа"/. - 2005. - № 1. С. 13-30.

2. Организация, уровни и квалификация образования в зарубежных странах. Справочно-методическое пособие. М., - 2004. - 412с.

3. Филиппов В.М. Сравнительный анализ систем управления в вузах, организации и экономики образования [Электронный ресурс] / В.М. Филиппов -Режим доступа: /http://umj.usu.m/ummgmt/?base=mag/0004(01-1998)&xsln=shon Агйс1е^М!../сой:еп^. - 13с.

4. Интернационализация высшего образования в современном мире Режим доступа://Ы1р:// test.alledu/ru/publication_432/2432 / - 8 стр

5. Реформы образования. Аналитический обзор. М., 2003. - 304с.

Поступила в редакцию 16.12.2006г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.