Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И США'

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И США Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И США»

Уварова Н.Н., к. п. н.

доцент

ФГАОУВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»

Россия , г. Ставрополь Пальцева А. А. студент Бруклинского колледжа, США, г. Нью-Йорк

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В РОССИИ И США

Высшее образование за рубежом, как и в России, является серьезным шагом, которому должна предшествовать существенная подготовка. Получение высшего образования представляет собой достаточно растянутый процесс во времени, когда образование ведет к конечной цели, работа с перспективой карьерного роста.

Начнем с того, что согласно словарю Мирриам Вебстер образование -это поле исследования, которое концентрируется, главным образом, на методах преподавания и обучения в школах"[5]. Образование служит нескольким целям и может быть также индивидуально. Цели образования зависят от экономических, социальных, религиозных, этнических и политических реалий современного мира и изменяюются от страны к стране.

Цель российской системы высшего образования является подготовка и переподготовка специалистов, удовлетворение личных потребностей в расширении образования. По словам Ким Джонс (журнал Форбс) были сформулированы следующие цели американского образования в течение десятилетий:

• подготовка подрастающего поколения к социальной ответственности;

• разработка квалифицированных трудовых ресурсов;

• научить культурной грамотности;

• помочь студентам стать критическим мышлящими;

• помочь студентам быть конкурентно-способными на глобальной арене [7].

Система высшего образования в США включает в себя как колледжи, так и университеты и в настоящее время насчитывается 6742 высших учебных заведений [1]. США входит в десятку развитых стран по проценту взрослых, имеющих высшее образование. В 2009 году 70,1% выпускников средней школы поступили в колледж [8]. На сегодняшний день в России имеются 607 государственных и 358 негосударственных высших учебных заведений, вмещающие 4,7 млн. студентов [4]. 87% процентов российского населения получает высшее образование [3].

Интересной особенностью американского образования является то, что колледжи ориентированы на подготовку специалистов в конкретных областях. Как правило, на начальном этапе обучения они могут выбирать предметы в соответствии с их собственными интересами и дальнейшей

специализации. Кроме того, большинство институтов дают возможность определения будущей профессии на втором или третьем курсе. В отличие от России, где студенты обязаны обучаться по конкретной учебной программе, одобренной государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Как правило, в Соединенных Штатах Америки частные университеты являются более престижными по сравнению с государственными. В то время как государственные учреждения России олицетворяют более качественное образование, чем негосударственные. Абитуриент должен сдать единый государственный экзамен с высокой оценкой, получить полное среднее образование для того, чтобы попасть в российский университет. В США признанные критерии включают широкий спектр тестов, таких как Эс-эй-ти или Эй-си-ти, средний балл по программе и рейтинг. Многие колледжи предпочитают студентов, участвующих во внешкольных мероприятиях, а также сдавших эссе и прошедших интервью.

Американское высшее образование включает в себя неполное высшее образование и магистратуру. Преддипломное образование (неполное высшее) призвано помочь студентам получить необходимые знания в выбранной ими сфере, чтобы получить степень бакалавра. Наиболее распространенные типы степеней бакалавра являются степень бакалавра искусств и бакалавра наук. Бакалавр изобретательных искусств, бакалавр социальной работы, бакалавр или бакалавр философии менее распространены. Пятилетняя программа по архитектуре предлагают степень бакалавра архитектуры. После завершения учебы в колледже, студенты могут получить степень магистра (искусств, наук или бизнес-администрирования).

Между тем, российская система образования претерпевает изменения. В 2007 году Россия приняла закон двухуровневый подхода: четырехлетняя степень бакалавриата и два года магистратуры [6]. Тем не менее, в некоторых университетах все так же можно получить степень специалиста после обучения по традиционной пятилетней программе.

В России выделяют четыре типа учебных заведений:

• университеты (вовлечены в преподавание и ведение научных исследований в различных областях);

• академии (служат той же цели, что и университеты, но ограничена конкретным направлением в исследованиях);

• институты (самостоятельные структуры или части университета/академии, которые специализируются на исследованиях);

• частные учреждения (как правило, предлагают программы по бизнесу, культурологии, социологии и др.).

Кроме того, российское образование включает следующие виды обучения: очное, заочное, экстернат, дистанционное. А в американских колледжах наиболее распространенными видами обучения является полный и неполный учебный день, а также хорошо развито онлайн обучение.

Э. Рослов утверждает, что системы образований в американских и российских университетах очень разные. В России профессора высоко ценятся, как источник знания и очень уважаемы. Как правило, они читают лекции в формальной обстановке и студенты пишут лекции. Столы и стулья чаще всего расположены в традиционных рядах прибитые к полу. В конце семестра оценка студента по курсу определяется успехом сдачи устного экзамена [2]. Для сравнения, американские студенты обычно видят преподавателя в качестве посредника в процессе обучения. Профессора не такие авторитетные, как в России. На занятиях ожидаются оживленные обсуждения, преподнесение собственной информации и высказывания мнений. Студенты, получающие образование в США, имеют возможность предпочесть тот или иной курс, но и лучших преподавателей. Они сами строят свое расписание и выбирают преподавателей, которых хотят. Студенты сидят за индивидуальными партами, исключающие возможность списывать, что карается непременным отчислением. Оценка по курсу определяется сочетанием письменных работ, проектов и экзаменов или тестов, проведенных в течение семестра.

Более того, американские колледжи оснащены оборудованием по последнему слову технологии (компьютеры, принтеры, факсы). Тем не менее, библиотеки российских университетов обеспечивают учебниками и другими материалами всех студентов на бесплатной основе. В то время как американские инструкторы обычно ожидают, что все студенты приобретут индивидуальный учебный материл. Хотя американская система образования воплощает в себе одну из лучших в мире, в России уровень преподавания иностранных языков значительно выше, чем в Соединенных Штатах. Кроме того, считается, что русские инженеры пользуются большим спросом за рубежом, включая США. Это является еще одним показателем достойного образования в России.

Использованные источники:

1. Educational institutions // [electronic source] http://nces.ed.gov/fastfacts/display.asp?id=84.

2. Edward Roslof, Differences in Russian and U.S. Academic Cultures // [electronic source] http://dashkeyev.blogspot.com/2006/11/differences-between-russian-us.html.

3. Extra education, extra people, the extra land? KGB-Info all-Russian newspaper. (in Russian) // [electronic source] http://kgb-inform.ru/index.html?tema=otci&id=l_ob.

4. Higher education institutions. Statistics on education levels. (in Russian) // [electronic source] http://stat.edu.ru/stat/vis.shtml.

5. Merriam Webster. An encyclopedia Britannica company // [electronic source] http://www.merriam-webster.com/dictionary/education.

6. Putin signs law on two-tier higher education system-1". RIA Novosti, October 25, 2007.

7. What is the purpose of education? Kim Jones. Forbes // [electronic source] http://www.forbes.com/sites/sap/2012/08/15/what-is-the-purpose-of-education/.

8. Zac Bissonnette. College Enrollment Hits New Record, but That's Not Necessarily Good News // [electronic source] dailyfinance.com.

9. Zagier, Alan Scher (6 June 2010). "Rethinking the four-year degree". Washington Post: Washington Post. pp. A2.

Черненко Р.С.

студент 402 гр. специальности физика и математика

Филиал БГУ Россия, г. Новозыбкове ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ ЭНЕРГИИ В МЕХАНИЧЕСКИХ

ПРОЦЕССАХ Аннотация.

Статья посвящена рассмотрению законов сохранения энергии в механических процессах. Дается рассмотрение вопросов об изменении энергии при взаимодействии тел, образующих замкнутую систему.

Ключевые слова:

Механическая энергия, кинетическая энергия, потенциальная энергия, энергия.

Механическая энергия подразделяется на два вида: потенциальную и кинетическую. Потенциальная энергия характеризует взаимодействующие тела, а кинетическая - движущиеся. И потенциальная и кинетическая энергии изменяются только в результате такого взаимодействия тел, при котором действующие на тела силы совершают работу, отличную от нуля.[3]

Рассмотрим теперь вопрос об изменении энергии при взаимодействии тел, образующих замкнутую систему. Если несколько тел взаимодействуют между собой только силами тяготения и силами упругости и никакие внешние силы не действуют, то при любых взаимодействиях те сумма кинетической и потенциальной энергий тел остается постоянной. Это утверждение называется законом сохранения энергии в механических процессах. [1]

Сумма кинетической и потенциальной энергий тел называется полной механической энергией. Поэтому закон сохранения энергии можно сформулировать так: полная механическая энергия замкнутой системы тел, взаимодействующих силами тяготения и упругости, остается постоянной.[5]

Основное содержание закона сохранения энергии заключается не только в установлении факта сохранения полной механической энергии, но и в установлении возможности взаимных превращений кинетической и потенциальной энергий в равной Количественной мере при взаимодействии тел.[4]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.