Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АВИАСТРОЕНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АВИАСТРОЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
146
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАТРАТЫ / АВИАСТРОЕНИЕ / СЕБЕСТОИМОСТЬ / ПРОИЗВОДСТВО / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ерохин В.Н., Шешукова Т.Г.

Имеет тенденцию к росту конкуренция среди крупных и средних авиастроительных предприятий. Основной способ стать лидером в конкурентной борьбе - это снижение затрат на продукцию, при этом не ухудшая ее качество. Отсюда следует рост актуальности правильного выбора метода учета затрат. В связи с изменениями методов учета затрат происходит рост тенденции перехода на новые автоматизированные системы учета, поэтому возрастает актуальность рассмотрения новых методик формирования себестоимости и системы управления затратами в целом. Стоит упомянуть, что такие предприятия часто получают государственные заказы, которые требуют правильного формирования плановой продажной стоимости продукта, что еще в большей степени для них увеличивает значимость системы управления затратами, так как получение государственного заказа влечет за собой получение существенной прибыли. При этом в настоящее время предприятия авиастроения переживают непростые времена, некоторые из них несколько лет подряд сокращают объем производства вплоть до 15 %. Многие предприятия отрасли прилагают много усилий, чтобы сохранить работников, уровень их заработной платы и в целом остаться на плаву. В этих условиях такие предприятия ищут всевозможные способы уменьшения затрат на продукт, при этом никак не ухудшая качество. В связи с этим возрастает актуальность пересмотра системы управления затратами в авиастроении. Одними из главных инструментов в управлении затратами считаем приемы и методы управленческого учета затрат и калькулирования себестоимости в частности. Цель работы - предложение оптимальной схемы управления затратами путем указания особенностей их учета и калькулирования себестоимости, характерных для исследуемой отрасли. При написании работы использовались методы логического анализа и экспертного анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE COST MANAGEMENT SYSTEM AT AIRCRAFT MANUFACTURING ENTERPRISES

At present, we see competition grow among large and medium-sized aircraft manufacturing enterprises. The main way to become a leader in the competition is to reduce the cost of products without sacrificing the quality. Hence, the increasing relevance of the correct choice of cost accounting method become evident. Due to changes in cost accounting methods, we observe a faster transition to new automated accounting systems, therefore, topical is consideration of new cost formation methods and the cost management system as a whole. It is worth mentioning that such enterprises often receive government orders which require the correct formation of the planned sales value of the product, further increasing importance of the proper cost management system since government orders usually result in significant profits. At the same time, at present, aircraft manufacturing enterprises are going through difficult times, some of them have been reducing production volumes by up to 15 % for several years in a row. Many companies in the industry are struggling to keep their employees, their wages, and generally stay afloat. In these conditions, such enterprises are looking for all possible ways to reduce product costs, while not compromising quality. Therefore, the relevance of revising cost management system in aircraft construction is increasing. One of the main tools in cost management are the techniques and methods of management cost accounting and cost calculation in particular. The aim of the study is to offer an optimal cost management scheme by specifying the features of their accounting and calculating the cost, typical for the industry under study. The study is based on logical analysis and expert analysis.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АВИАСТРОЕНИЯ»

DOI: 10.15593/2224-9354/2021.3.19 УДК 629.7:657.313

@0®

В.Н. Ерохин, Т.Г. Шешукова

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ

НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АВИАСТРОЕНИЯ

Имеет тенденцию к росту конкуренция среди крупных и средних авиастроительных предприятий. Основной способ стать лидером в конкурентной борьбе - это снижение затрат на продукцию, при этом не ухудшая ее качество. Отсюда следует рост актуальности правильного выбора метода учета затрат. В связи с изменениями методов учета затрат происходит рост тенденции перехода на новые автоматизированные системы учета, поэтому возрастает актуальность рассмотрения новых методик формирования себестоимости и системы управления затратами в целом.

Стоит упомянуть, что такие предприятия часто получают государственные заказы, которые требуют правильного формирования плановой продажной стоимости продукта, что еще в большей степени для них увеличивает значимость системы управления затратами, так как получение государственного заказа влечет за собой получение существенной прибыли.

При этом в настоящее время предприятия авиастроения переживают непростые времена, некоторые из них несколько лет подряд сокращают объем производства вплоть до 15 %. Многие предприятия отрасли прилагают много усилий, чтобы сохранить работников, уровень их заработной платы и в целом остаться на плаву.

В этих условиях такие предприятия ищут всевозможные способы уменьшения затрат на продукт, при этом никак не ухудшая качество. В связи с этим возрастает актуальность пересмотра системы управления затратами в авиастроении. Одними из главных инструментов в управлении затратами считаем приемы и методы управленческого учета затрат и калькулирования себестоимости в частности.

Цель работы - предложение оптимальной схемы управления затратами путем указания особенностей их учета и калькулирования себестоимости, характерных для исследуемой отрасли. При написании работы использовались методы логического анализа и экспертного анализа.

Ключевые слова: затраты, авиастроение, себестоимость, производство, подразделения.

В современных реалиях в авиастроительной отрасли процесс калькулирования предлагается осуществлять в несколько этапов, которые проиллюстрированы на рис. 1 [1, с. 174].

Первый этап. Первоначальный учет затрат. Классификация согласно статьям прямых, а также косвенных затрат. На данном этапе следует осуществлять квалификацию затрат на затраты, принадлежащие, а также никак не принадлежащие к группе текущих. Затраты, никак не принадлежащие к текущим, учитываются отдельно от текущих затрат и в калькулировании себестоимости участия не примут [2, с. 118].

© Ерохин В.Н., Шешукова Т.Г., 2021

Ерохин Владислав Николаевич - аспирант кафедры учета, аудита и экономического анализа ФГАОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», e-mail: erokhin95@yandex.ru.

Шешукова Татьяна Георгиевна - д-р экон. наук, профессор кафедры учета, аудита и экономического анализа ФГАОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» e-mail: sheshukova@psu.ru.

Не относятся к текущим затратам в авиастроении:

• расходы будущих периодов, в части, не относящейся к текущим расходам;

• расходы на создание и приобретение внеоборотных активов (ОС, НМА);

• расходы на выполнение работ за счет собственных средств в рамках реализации инвестиционных проектов;

• расходы за счет средств целевого финансирования и т.п. [3, с. 77].

Общезаводские 25.2

Общецеховые 25.1

Основное производство 20

Общецеховые расходы 25.1

Вспомогательное производство 23

Общецеховые расходы

Вспомогательное производство

Общехозяйственные расходы 26

Себестоимость реализованной продукции Управленческие расходы Коммерческие расходы

Отчет о прибылях и убытках

Рис. 1. Этапы калькулирования себестоимости на предприятиях авиастроения На протяжении периода отчета:

• текущие затраты, включая затраты на материальные ресурсы и работы, услуги внешних и внутренних контрагентов, накапливаются на объектах учета;

• первоначальная стоимость по ОС и НМА формируется;

• стоимость научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые выполняются с использованием средств предприятия, формируется;

• обязательства оценочные на техническое обслуживание и гарантийный ремонт, которые при закрытии заказа включаются в производственные затраты, должны начисляться;

• должно происходить формирование затрат, признающихся в следующих отчетных периодах [4, с. 6].

Второй этап. Осуществление распределения затрат между местами их возникновения. Необходимо в соответствии со схемой взаимных поставок продукции, оказания услуг и выполнения работ осуществить перераспределение затрат между вспомогательными МВЗ. При этом заблаговременно должно производиться ОПР МВЗ вспомогательного производства.

Необходимо распределить затраты вспомогательных или обслуживающих МВЗ на основные, административные или управленческие подразделения.

Необходимо выявить не признающиеся расходами текущего периода затраты [5, с. 276].

Третий этап. Осуществление распределения косвенных затрат на носители. Необходимо осуществить распределение затрат основных мест возникновения непосредственно на объекты калькулирования.

Четвертый этап. Осуществление расчета себестоимости. Из единой величины расходов, перечисленных на объекты калькулирования, выделяется часть расходов, приходящаяся на готовую продукцию и работы, услуги, а также на конец отчетного периода сумма НЗП [6, с. 140]. Рассчитывается с/с объектов калькулирования, а также калькуляционных единиц.

Рассмотрев основные этапы калькулирования себестоимости, наиболее подходящие для авиастроения, следует рассмотреть и проиллюстрировать особенности, выявленные при исследовании практики учета и порядка распределения косвенных затрат на предприятиях авиастроения.

Представим общую схему распределения затрат текущего периода на производство, применяемую в авиастроительной отрасли (рис. 2).

Затраты на производство текущего отчетного периода включают [7, с. 592] прямые и косвенные затраты.

В составе косвенных затрат предлагается выделять:

• текущие затраты, относящиеся к заказам на производство продукции либо оказание услуг и выполнение работ, которые осуществлялись в отчетном периоде. К текущим затратам относятся затраты общепроизводственного характера цехового и заводского уровня;

• перспективные затраты, относящиеся к заказам как открытым, так и пока не открытым, связанным с определенным контрактом, включающим несколько заказов [8, с. 6; 9, с. 67; 10, с. 6].

Следует пояснить, что в составе перспективных затрат необходимо учитывать затраты, связанные с выполнением определенного контракта (договора), по которому осуществляется выпуск некоторого количества одного или

разных типов изделий, оказываются услуги, осуществляюся работы. На выпуск каждого изделия или группы однородных изделий, а также на выпуск каждого вида работ и выполнение каждого вида услуг открывается отдельный заказ в рамках одного контракта (договора).

Рис. 2. Общая схема распределения затрат на производство текущего периода

К перспективным затратам на контракт, в частности, необходимо относить:

• затраты, связанные с доработкой типовой конструкции изделия по требованиям заказчика;

• затраты по сертификации, разработанной по требованиям заказчика модификации изделия;

• другие затраты.

Перспективные затраты на контракт распределяются на заказы, открытые в рамках контракта, пропорционально плановой себестоимости работ по конкретному заказу к общей плановой себестоимости контракта.

Перспективные затраты оцениваются:

• согласно затратам фактическим, в том случае если на момент выпуска продукта либо осуществления работ и предоставления услуг по первому заказу в рамках контракта или первому заказу по выпуску определенного типа изделия все перспективные затраты осуществлены;

• в сумме оценочного обязательства, если на момент выпуска продукции (работ, услуг) по первому заказу в рамках контракта или первому заказу по выпуску определенного типа изделия перспективные затраты не осуществлены, то данные затраты будут обоснованно оценены и понесены. Примером таких затрат являются затраты по офсетным обязательствам [11, с. 4; 12, с. 249; 13, с. 264].

Также особенные моменты в управлении затратами в авиастроении необходимо выделить в учете и распределении затрат вспомогательного производства. Вспомогательные производства на предприятиях авиастроения следует подразделять на следующие:

• Вспомогательные производства, обеспечивающие теплоснабжение, энергоснабжение, водоснабжение и водоотведение и т.п. (далее - вспомогательные производства I типа по производству энергии). К ним относятся:

- цеха (подразделения, участки) теплоснабжения,

- цеха (подразделения, участки) водоснабжения,

- цеха (подразделения, участки) канализации (водоотведения),

- цеха (подразделения, участки) электроснабжения и трансформаторные подстанции,

- компрессорный цех (участок),

- другие аналогичные подразделения [14, с. 76; 15, с. 19].

• Остальные вспомогательные производства (далее - вспомогательные производства II типа), включая:

- цеха подготовки производства (далее - ЦПП), в том числе инструментальное производство; производство стапельной оснастки; производство механической оснастки, штампов и пресс-форм; производство по изготовлению стендов и оборудования, цех изготовления тары и т.п.,

- ремонтные цеха и подразделения (далее - РЦ), в том числе электроремонтный, ремонтно-монтажный, ремонтно-строительный, ремонтно-механи-ческий и т.п.,

- транспортные цеха (автотранспортный, электрокарный и автокарный, железнодорожный и т.п.),

- другие цеха, участки, иные подразделения вспомогательного производства.

К вспомогательным производствам II типа относится продукция (работы)

вспомогательного характера, выпускаемая цехами основного производства.

Особенности учета затрат вспомогательных производств представлены в таблице [16, с. 874; 17, с. 25].

Следует отметить, что в авиастроении передачу затрат для внутреннего потребления необходимо осуществлять:

• согласно общецеховой нормативной с/с, при этом учитывая ОПР цеха или комплекса по изготовлению готового продукта, в том случае если нормативы есть;

• согласно с/с общецеховой фактической, если нормативы не установлены.

Особенности учета затрат вспомогательных подразделений на некоторых предприятиях авиастроения

Вспомогательное производство Метод учета затрат Наличие НЗП Единица калькулирования База распределения расходов

Подразделения по производству тепловой и электрической энергии (углеводородное сырье) Попроцессный Нет 1 Гкал 1 кВт-ч Между теплом и эл/энергией -по условному топливу, для того чтобы передать затраты в другие отделения: данные с того, что показывают счетчики, или плановая установленная мощность

Цех электроснабжения (электросетевое хозяйство) Попроцессный Нет 1 кВт-ч Для того чтобы передать затраты в другие отделения: данные с того, что показывают счетчики или плановая установленная мощность

Цеха подготовки производства (машиностроение, штампы, спец. оснастка, инструменты) Позаказный (нормативный или фактический) Есть Заказ (нормо-час) База для передачи затрат в иные подразделения: нормо-час (план) или нормо-час (факт)

Ремонтные цеха Позаказный (нормативный или фактический) Есть Заказ (нормо-час) База для передачи затрат в иные подразделения: нормо-час (план) или нормо-час (факт)

Транспортные цеха Позаказный Нет Заказ 1 машино- час, 1 т/км перевозки Для того чтобы передать затраты в другие отделения: период рабочей деятельности согласно путевому листу или отчет по количеству тонноки-лометров перевозки грузов

В целях распределения затрат на взаимно оказываемые услуги вспомогательных департаментов необходимо использовать метод последовательного распределения [18, с. 480; 19, с. 276].

При использовании этого метода необходимо установить очередность распределения затрат вспомогательного производства на отделения основного, а также вспомогательного производства. Очередность вводят, отталкиваясь от величины осуществления услуг подразделением вспомогательного производства. В первую очередь должны быть распределены затраты вспомогательного подразделения I вида. Затем затраты иных вспомогательных подразделений II вида. Однако часть изготавливаемого продукта, выполненных работ, а также оказанных услуг, которые передаются подразделениями вспомогательного производства друг другу, при применении этого способа никак не принимаются во внимание [20, с. 416].

В ходе исследования были найдены основные особенности в процессе управления затратами в авиастроительной отрасли. Эти особенности в основном связаны с учетом затрат и калькулированием себестоимости. Предложены к применению основные из них. Используя данные особенности, то или иное предприятие авиастроения увеличит вероятность встать в ряд с ведущими предприятиями отрасли.

Список литературы

1. Ерохин В.Н., Шешукова Т.Г. Развитие управленческого учета затрат на предприятиях авиастроения // Международный бухгалтерский учет. - 2019. -№ 2.- С. 174-186.

2. Принципы формирования полной себестоимости продукции в цветной металлургии / Н.Р. Кельчевская, С.А. Сироткин, И.А. Зинченко, М.С. Гусев // Бухгалтерский учет. - 2016. - № 12. - С. 118-121.

3. Ордынская М.Е., Ситимов З.Р. Выбор метода и системы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции // Вестник АГУ. -2017. - № 3. - С. 77-81.

4. Ерохин В.Н., Шешукова Т.Г. Улучшение процесса формирования себестоимости на современных моторостроительных предприятиях // Вестник ИПБ (Вестник профессиональных бухгалтеров). - 2020. - № 3. - С. 6-12.

5. Удовикова А.А. Методические подходы к формированию себестоимости продукции на производственном предприятии // Финансы России в условиях глобализации. - 2018. - № 3. - С. 276-280.

6. Воёкова Д.А., Карпенко С.В. Проблемы определения полной себестоимости единицы продукции и пути их решения // Экономика и управление в современных условиях. - 2017. - № 2. - С. 140-142.

7. Гаррисон Р., Норин Р., Брюэр П. Управленческий учет: моногр. - СПб.: Питер, 2017. - 592 с.

8. Зайцева А.А. Позаказный метод расчета себестоимости // Современные тенденции в науке. - 2017. - № 1. - С. 6-13.

9. Нор-Аревян Г.Г. Особенности учета затрат на производстве при позаказ-ном и попроцессном методах // Учет и статистика. - 2017. - № 1 (9). - С. 62-67.

10. Суханова Е.А. Проблема выбора метода учета затрат на производстве // Евразийский научный журнал. - 2016. - № 8. - С. 6-12.

11. Арчикова Я.О., Настругов О.О. Выбор метода учета затрат - один из главных инструментов роста прибыли // Вестник Уральского института экономики, управления и права. - 2016. - № 4. - С. 4-11.

12. Цал-Цалко Ю.С. Подходы к информационному обеспечению управления затратами при нормативном методе учета // Банковская система: устойчивость и перспективы развития. - 2016. - № 18. - С. 249-258.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Шешукова Т.Г., Мухина Е.Р. Развитие управленческого учета на предприятиях по производству электротехнической продукции: моногр. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2016. - 264 с.

14. Ерохин В.Н., Шешукова Т.Г. Совершенствование подходов к формированию себестоимости на высокотехнологичных предприятиях // Развитие бухгалтерского учета, анализа, аудита и статистики в условиях современных стратегий хозяйственной деятельности: сб. науч. ст. Всерос. науч.-практ. конф. -Нижний Новгород, 2020. - С. 76-79.

15. Игнатенко М.А. Попередельный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции // Вектор экономики. - 2018. - № 7 (25). - С. 19-27.

16. Управленческий учет: моногр. / Э.А. Аткинсон, Р.Д. Банкер, Р.С. Ка-план, М.С. Янг. - М.: Вильямс, 2005. - 874 с.

17. Валебникова Н.В., Василевич И.П. Современные тенденции управленческого учета // Бухгалтерский учет. - 2000. - № 18. - С. 25-30.

18. Николаева О.Е. Классический управленческий учет: учеб. пособие. -М.: Изд-во ЛКИ, 2010. - 480 с.

19. Удовикова А.А. Методические подходы к формированию себестоимости продукции на производственном предприятии // Финансы России в условиях глобализации. - 2018. - № 3. - С. 276-280.

20. Хорнгрен Ч.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект: моногр. - М.: Финансы и статистика, 1995. - 416 с.

References

1. Erokhin V.N., Sheshukova T.G. Razvitie upravlencheskogo ucheta zatrat na predpriiatiiakh aviastroeniia [The development of cost management in accounting of aircraft engineering enterprises]. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet, 2019, no. 2, pp.174-186.

2. Kel'chevskaia N.R., Sirotkin S.A., Zinchenko I.A., Gusev M.S. Printsipy formirovaniia polnoi sebestoimosti produktsii v tsvetnoi metallurgii [Formation principles of full production cost in the non-ferrous metallurgy]. Bukhgalterskii uchet, 2016, no. 12, pp. 118 - 121.

3. Ordynskaia M.E., Sitimov Z.R. Vybor metoda i sistemy ucheta zatrat na pro-izvodstvo i kal'kulirovaniia sebestoimosti produktsii [Choice of method and system of accounting of production cost and calculation of cost of production]. Vestnik Ady-geiskogo gosudarstvennogo universiteta, 2017, no. 3, pp. 77-82.

4. Erokhin V.N., Sheshukova T.G. Uluchshenie protsessa formirovaniia sebes-toimosti na sovremennykh motorostroitel'nykh predpriiatiiakh [Improvement of the prime cost formation process at the motor manufacturing enterprises]. Vestnik IPB (Vestnikprofessional'nykh bukhgalterov), 2020, no. 3, pp. 6-12.

5. Udovikova A.A. Metodicheskie podkhody k formirovaniiu sebestoimosti produktsii na proizvodstvennom predpriiatii [Methodical approaches to the forma-

tion of production costs at a manufacturing enterprise]. Finansy Rossii v usloviiakh globalizatsii, 2018, no. 3, pp. 276-280.

6. Voekova D.A., Karpenko S.V. Problemy opredeleniia polnoi sebestoimosti edinitsy produktsii i puti ikh resheniia [Problems of determining the full costs of the product unit and the ways of their solution]. Ekonomika i upravlenie v sovremennykh usloviiakh, 2017, no. 2, pp. 140 - 142.

7. Garrison R., Noreen R., Brewer P. Managerial accounting (Russ. ed.: Garrison R., Norin R., Briuer P. Upravlencheskii uchet. St. Petersburg, Piter, 2017, 592 p.).

8. Zaitseva A.A. Pozakaznyi metod rascheta sebestoimosti [Job costing for calculating the cost]. Sovremennye tendentsii v nauke, 2017, no. 1, pp. 6-12.

9. Nor-Arevian G.G. Osobennosti ucheta zatrat na proizvodstve pri poza-kaznom i poprotsessnom metodakh [Features of the cost production in order and process-based methods]. Uchet i statistika, 2017, no. 1 (9), pp. 62-71.

10. Sukhanova E.A. Problema vybora metoda ucheta zatrat na proizvodstve [The problem of choosing a cost accounting method in production]. Evraziiskii nauchnyi zhurnal, 2016, no. 8, pp. 6-23.

11. Archikova Ia.O., Nastrugov O.O. Vybor metoda ucheta zatrat - odin iz glavnykh instrumentov rosta pribyli [Choice of method of accounting costs - a major instrument of profit growth]. Vestnik Ural'skogo instituta ekonomiki, upravleniia iprava, 2016, no. 4, pp 4-12.

12. Tsal-Tsalko Iu.S. Podkhody k informatsionnomu obespecheniiu upravleniia zatratami pri normativnom metode ucheta [Approaches to the information support of cost management in the regulatory method of accounting]. Bankovskaia sistema: Ustoichivost'iperspektivy razvitiia, 2016, no. 18, pp. 249-263.

13. Sheshukova T.G., Mukhina E.R. Razvitie upravlencheskogo ucheta na predpriiatiiakh po proizvodstvu elektrotekhnicheskoi produktsii [Management accounting development at enterprises for the electric products production]. Perm, PNRPU, 2015, 213 p.

14. Erokhin V.N., Sheshukova T.G. Sovershenstvovanie podkhodov k formiro-vaniiu sebestoimosti na vysokotekhnologichnykh predpriiatiiakh [Improvement of approaches to accounting costs at high-technological enterprises]. Razvitie bukhgalter-skogo ucheta, analiza, audita i statistiki v usloviiakh sovremennykh strategii khoziaist-vennoi deiatel'nosti. Proc. All-Russian Acad. Conf. Nizhny Novgorod, 2020, pp. 76-79.

15. Ignatenko M.A. Poperedel'nyi metod ucheta zatrat i kal'kulirovaniia sebestoimosti produktsii [Method of recalculating production costs and calculating the costs of production]. Vektor ekonomiki, 2018, no. 7 (25), pp. 19-30.

16. Banker R.D., Kaplan R.S., Young M.S., Atkinson A.A. Management accounting (Russ. ed.: Atkinson E.A., Banker R.D., Kaplan R.S., Iang M.S. Uprav-lencheskii uchet. Moscow, Vil'iams, 2005, 874 p.).

17. Valebnikova N.V., Vasilevich I.P. Sovremennye tendentsii upravlencheskogo ucheta [Modern trends in management accounting]. Bukhgalterskii uchet, 2000, no. 18, pp. 25-30.

18. Nikolaeva O.E. Klassicheskii upravlencheskii uchet [Basic management accounting]. Moscow, LKI, 2010, 480 p.

19. Udovikova A.A. Metodicheskie podkhody k formirovaniiu sebestoimosti produktsii na proizvodstvennom predpriiatii [Methodological approaches to the formation of the cost of production at the manufacturing plant]. Finansy Rossii v us-loviiakh globalizatsii, 2018, no. 3, pp. 276-280.

20. Horngren C.T., Foster G. Cost accounting: A managerial emphasis (Russ. ed.: Khorngren Ch.T., Foster Dzh. Bukhgalterskii uchet: upravlencheskii aspekt. Moscow, Finansy i statistika, 1995, 416 p.).

Оригинальность 83 %

Получено 03.03.2021 Принято 29.03.2021 Опубликовано 30.09.2021

V.N. Yerokhin, T.G. Sheshukova

FEATURES OF THE COST MANAGEMENT SYSTEM AT AIRCRAFT MANUFACTURING ENTERPRISES

At present, we see competition grow among large and medium-sized aircraft manufacturing enterprises. The main way to become a leader in the competition is to reduce the cost of products without sacrificing the quality. Hence, the increasing relevance of the correct choice of cost accounting method become evident. Due to changes in cost accounting methods, we observe a faster transition to new automated accounting systems, therefore, topical is consideration of new cost formation methods and the cost management system as a whole.

It is worth mentioning that such enterprises often receive government orders which require the correct formation of the planned sales value of the product, further increasing importance of the proper cost management system since government orders usually result in significant profits.

At the same time, at present, aircraft manufacturing enterprises are going through difficult times, some of them have been reducing production volumes by up to 15 % for several years in a row. Many companies in the industry are struggling to keep their employees, their wages, and generally stay afloat.

In these conditions, such enterprises are looking for all possible ways to reduce product costs, while not compromising quality.

Therefore, the relevance of revising cost management system in aircraft construction is increasing. One of the main tools in cost management are the techniques and methods of management cost accounting and cost calculation in particular.

The aim of the study is to offer an optimal cost management scheme by specifying the features of their accounting and calculating the cost, typical for the industry under study. The study is based on logical analysis and expert analysis.

Keywords: costs, aircraft construction, cost, production, departments.

Vladislav N. Yerokhin - PhD student, Department of Accounting, Audit and Economic Analysis, Perm State National Research University, Perm, Russia, e-mail: erokhin95@yandex.ru.

Tatyana G. Sheshukova - Doctor of Economics, Professor, Department of Accounting, Audit and Economic Analysis, Perm State National Research University, Perm, Russia, e-mail: sheshukova@psu.ru.

Received 03.03.2021 Accepted 29.03.2021 Published 30.09.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.