Научная статья на тему 'Особенности системы управления в банковской сфере'

Особенности системы управления в банковской сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2569
358
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система управления / маркетинг / менеджмент / система управления рисками / management system / marketing / management / risk management system

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малова Ольга Юрьевна

В статье приведена система управления в сфере банковских услуг, рассмотрены подсистемы менеджмента, маркетинга и управления рисками. Предложен авторский вариант системы управления в условиях кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The management system in the sphere of banking services is presented in the article. The subsystems of management, marketing and risk management are considered. The author proposes a variant of a management system under crisis conditions.

Текст научной работы на тему «Особенности системы управления в банковской сфере»

О. Ю. Малова

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ

Работа представлена кафедрой прикладной экономики СПбГЭТУ «ЛЭТИ».

Научный руководитель - доктор технических наук, профессор Н. В. Лашманова

В статье приведена система управления в сфере банковских услуг, рассмотрены подсистемы менеджмента, маркетинга и управления рисками. Предложен авторский вариант системы управления в условиях кризиса.

Ключевые слова: система управления, маркетинг, менеджмент, система управления рисками.

O. Malova

SPECIFICS OF THE MANAGEMENT SYSTEM IN THE SPHERE OF BANKING SERVICES

The management system in the sphere of banking services is presented in the article. The subsystems of management, marketing and risk management are considered. The author proposes a variant of a management system under crisis conditions.

Key words: management system, marketing, management, risk management system.

В условиях мирового финансового кризиса банкам приходится функционировать в более сложной внешней среде и достижение поставленных целей становится возможным за счет совершенствования общей системы управления.

Систему управления в таких условиях следует рассматривать через подсистемы ме-

неджмента, маркетинга и управления рисками (рис. 1).

Для того чтобы определить особенности общей системы управления банковской деятельностью, необходимо рассмотреть основные принципы, цели и задачи этих подсистем.

СИСТЕМА УПРАЛЕНИЯ В СФЕРЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ

1

ПОДСИМТЕМА БАНКОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА ПОДСИСТЕМА БАНКОВСКОГО МАРКЕТИНГА ПОДСИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ

1 ' л г 1 г 1 ' 1 г 1 1 г

Финансовый менеджмент

Управление ресурсами

Исследование банковского рынка

Отбор целевого рынка

Разработка и реализация рыночной стратегии

Анализ риска

Риск-менеджмент

н Ан

е и

в о

з о н г о

£

й

& О3,

ур

ер

и

яти

н

ич С и

л

X

с

и

в о

оир

н а л

С

ц

а

г р

О

ац

н

и

д

р

о о

ц

кац

и н

о

я и

аци

в и т о

Е

Л

л

о тро

н

а

т

Уче

Рис. 1. Система управления в сфере банковских услуг

Как известно, в сфере банковской деятельности в качестве субъекта управления выступают органы управления кредитными организациями. Объектами управления являются денежные ресурсы и их движение (финансовый менеджмент), организационные структуры банковской системы (отдельного банка), персонал и клиенты (физические и юридические лица) банка.

Основные требования к осуществлению банковского менеджмента выражаются в принципах управления, которые являются

общими для всех сфер деятельности. Но наряду с общими принципами в каждой сфере действуют принципы, выражающие специфические требования к управлению в данной деятельности, отражающие особенности деятельности организации.

Проведение эффективного менеджмента является важным инструментом устойчивости банка, особенно в условиях мирового финансового кризиса.

Банковский менеджмент необходимо рассматривать комплексно, во взаимодейст-

Особенности системы управления в банковской сфере

вии финансового управления и управления ресурсами. Это обусловлено структурой объекта, на который направлены управляющие воздействия. Поэтому банковский менеджмент целесообразно рассматривать как деятельность, связанную с внутрибанковским регулированием и направленную в первую очередь на соблюдение требований и нормативов, установленных органами государственного надзора.

Финансовый менеджмент охватывает управление движением денежного продукта, его формированием и размещением, в соответствии с целями и задачами конкретного банка. Основными направлениями финансового менеджмента являются: разработка банковской политики с конкретизацией по отдельным сферам деятельности банка (депозиты, кредиты, инвестиции, услуги и т. д.), управление активами и пассивами банка, управление ликвидностью, управление доходностью, управление собственным капиталом, управление кредитным портфелем и т. д.

Вторая составляющая подсистемы банковского менеджмента - управление ресурсами - направлена на рациональное использование материальных, финансовых, информационных и трудовых ресурсов как необходимое условие эффективности в том числе и финансового менеджмента.

Основные функции, выполняемые системой банковского менеджмента: анализ, прогнозирование, принятие управленческих решений, планирование, организация, координация, коммуникация, мотивация, контроль и учет - отображают не только содержание всех процессов подсистемы банковского менеджмента, но и всей системы управления в сфере банковских услуг и приводят в итоге к повышению эффективности всей системы управления.

По мнению западных специалистов [8, р. 99], финансовые услуги все в большей степени попадают под влияние рынков и потребителей, поэтому для менеджеров возрастает приоритетность маркетинга с его акцентом на создание новых товаров и сегментацию рынка, продвижение продуктов на рынок и обслуживание потребителей. Маркетинг ста-

новится одним из важных стратегических факторов успеха в банковском деле наряду с общим управлением, финансами и технологиями.

Большинство отечественных исследователей определяет банковский маркетинг как «комплексную систему организации создания и сбыта банковских продуктов, ориентированную на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе изучения и прогнозирования рынка» [7, с. 67]. Это предполагает четкую постановку целей банка, формирования путей и способов их достижения и разработку конкретных мероприятий для реализации планов.

Особенности маркетинга определяются не только тем, что банки оказывают услуги, а не производят товары, но и спецификой самих банковских услуг. Исключительные особенности банковских услуг (комплексная, функциональная роль в обеспечении экономики платежными средствами; регулирование количества денег в обращении; поддержание функционирования института денег) определяют специфику и особенности банковского маркетинга, к ним можно отнести: устойчивое сотрудничество с клиентами; системный и детальный анализ клиентской базы банка, ее оптимизация; учет наличия прямых и обратных связей между рисками банка и рисками клиентов; к сложностям можно отнести достаточно затрудненное получение банковской маркетинговой информации.

Специфика банковского маркетинга заключается и в том, что банк заинтересован не только в привлечении вкладов, но и в активном использовании привлеченных средств как юридических, так и физических лиц. Отсюда можно предположить, что основным принципом банковского маркетинга является комплексность самого маркетингового процесса, а также взаимосвязанность его с процессами анализа, планирования, регулирования и контроля как в сфере отношений банка с индивидуальными вкладчиками средств, так и в сфере кредитных вложений.

Следовательно, основными элементами подсистемы банковского маркетинга являют-

ся: исследование банковского рынка; отбор целевых рынков; разработка и реализация стратегии в области продуктов, цен, распределение.

Специфика разработки новых банковских продуктов состоит в том, что банку становится невыгодным оказание услуг, рассчитанных на усредненный уровень требований. Банк стремится выделить и должным образом проанализировать ту часть рынка, те группы потребителей, на запросы которых намерен ориентировать свои услуги для выбора собственной стратегии развития.

Изучение же внутренних возможностей банка включает в себя анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности банка; затрат на производство банковской продукции; затрат на стимулирование и рекламу. Важную роль при подготовке решения о внедрении той или иной формы банковской услуги играют прошлые успехи или неудачи банков в смежных сферах деятельности.

Таким образом, можно сказать, что главными задачами (целями) банковского маркетинга являются - изучение клиентов, выявление их потребностей; создание и реализация банковских продуктов, удовлетворение запросов потребителей и т. д.

В условиях мирового финансового кризиса банковская система требует качественного уровня оценки и управления рисками. Объектом управления является весь банк в целом. Через подсистему управления банковскими рисками также осуществляется достижение основных целей и задач банковской политики. Подсистема управления банковскими рисками является важнейшим элементом системы управления в сфере банковских услуг.

Рассматривая сущность, цели и задачи подсистемы управления банковскими рисками, нельзя не отметить первостепенную необходимость соблюдения основных принципов управления. В наиболее общем виде принципы управления можно определить как изначальные по отношению к процессу управления нормы, правила и закономерности, вытекающие из сущности и

уровня развития общества и его производительных сил, соблюдение которых (норм, правил и закономерностей) способствует достижению поставленных перед обществом целей и задач. К основным принципам управления банковскими рисками следует относить [2, с. 115]:

• целостность (необходимость рассматривать элементы совокупного банковского риска как совокупную целостную систему);

• открытость (запрет на рассмотрение данной системы как автономной или обособленной, ибо система «банковские риски» подвержена воздействию целого ряда внешних факторов и, в свою очередь, является подсистемой системы «банк»);

• иерархичность строения (элементы системы должны иметь строгую подчиненность);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• структуризация (система «банковские риски» должна иметь четкую структуру, основным критерием которой является единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами, а также законов данных взаимосвязей);

• эффективность (система должна стремиться к максимуму своей эффективности).

Вышеуказанные принципы вытекают из необходимости системного подхода к управлению банковскими рисками.

Управление подсистемой банковских рисков является одной из важнейших логичных составляющих организованного процесса функционирования банка. Подсистема управления банковскими рисками должна органично вписываться в общую систему управления в сфере банковских услуг, а также должна быть взаимосвязана с другими подсистемами общей системы управления.

В настоящее время, когда изменяются условия функционирования коммерческих банков в сложной внешней среде, достижение поставленных целей становится возможным только за счет разработки и повышения изменения качества системы управления. Поэтому разработка эффективной системы управления в условиях мирового финансового кризиса становится достаточно актуальной.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Амириди Ю. В. и др. Информационные системы в экономике. Управление эффективностью банковского бизнеса: учеб. пособие. М.: Кнорус. 2009. 176 с.

2. Беляков А. В. Банковские риски: проблемы учета, управ, регулир. М.: Феникс, 2004.

3. Кац С. А. Современная информационно-аналитическая система управления финансовыми рисками и ее использование в коммерческих банках // Банковские услуги. 2008. № 4. С. 24-29.

4. Максютов А. А. Банковский менеджмент: учеб. практическое пособие. М.: Альфа-пресс, 2007.

5. МихайловМ. К. Грани банковских рисков / Михайлов М. К., Костиков И. В. // Банковское дело. 2009. № 1. С. 71-73.

6. Тульчинский С. Э. Как управлять рисками в условиях нарастающей неопределенности // Банковское дело. 2008. № 12. С. 68-69.

7. Хабаров В. И, Попова В. Ю. Банковский маркетинг. М., 2005.

8. Bankmarketing im Firmenkundengeschaeft/Von der Strategie zum Kunden/von anton Schmoll. Calv.: Dr. Th. Gabler Verlag, 2002.

9. URL: www.finansy.ru

10. URL: www.cbr.ru

11. URL: www.cfin.ru

REFERENCES

1. Amiridi Yu. V. i dr. Informatsionnye sistemy v ekonomike. Upravleniye effektivnost'yu bank-ovskogo biznesa: ucheb. posobiye. M.: Knorus. 2009. 176 s.

2. Belyakov A. V. Bankovskiye riski: problemy ucheta, uprav, regulir. M.: Feniks, 2004.

3. Kats S. A. Sovremennaya informatsionno-analiticheskaya sistema upravleniya finansovymi ris-kami i eyo ispol'zovaniye v kommercheskikh bankakh // Bankovskiye uslugi. 2008. N 4. S. 24-29.

4. Maksyutov A. A. Bankovskiy menedzhment: ucheb. prakticheskoye posobiye. M.: Al'fa-press, 2007.

5. Mikhaylov M. K. Grani bankovskikh riskov / Mikhaylov M. K., Kostikov I. V. // Bankovskoye delo. 2009. N 1. S. 71-73.

6. Tul'chinsky S. E. Kak upravlyat' riskami v usloviyakh narastayushchey neopredelennosti // Bankovskoye delo. 2008. N 12. S. 68-69.

7. Khabarov V. I., Popova V. Yu. Bankovskiy marketing. M., 2005.

8. Bankmarketing im Firmenkundengeschaeft/Von der Strategie zum Kunden/von anton Schmoll. Calv.: Dr. Th. Gabler Verlag, 2002.

9. URL: www.finansy.ru

10. URL: www.cbr.ru

11. URL: www.cfin.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.