Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ УГАНДЫ'

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ УГАНДЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инвестиции / государство / система управления / структура / аппарат государственного управления / investments / state / management system / structure / public administration apparatus

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Натарова Елена Владимировна

В настоящее время в Российской Федерации происходят трансформационные процессы, связанные с проводимой Президентом и Правительством Российской Федерации активизацией развития сотрудничества со странами Африканского региона в части запуска российской индустриальной зоны для экспорта на всю Африку в районе Суэцкого канала; предложений создать совместные с Российской Федерацией комиссии и торгпредства; перехода в расчётах с Африкой на нацвалюты. В связи с этим актуальность приобретают вопросы инвестирования капитала в данный регион, что невозможно без изучения особенностей системы управления государственными инвестициями Республики Уганды, ее структуры и методики оценки реализации национальных проектов. Методика исследования статьи предполагает проведение критического анализа нормативно-законодательных и правовых актов, регламентирующих конституционно–правовой статус участников системы управления государственными инвестициями Уганды. В статье рассмотрены структура системы управления государственными инвестициями; роли и обязанностей ключевых заинтересованных сторон в рамках реализации национальных инвестиционных программ; институциональные механизмы, концепции и принципы, лежащие в основе подготовки и оценки инвестиционных проектов; изучен анализ методики оценки реализации национальных проектов на этапе их подготовки. Проведенное исследование указывает на то, что основу контроля в системе управления государственными инвестициями Уганды составляют эффективные процессы оценки на этапе отбора проекта, которые являются ключевой предпосылкой обеспечения позитивного вклада государственных инвестиций в экономическое и социальное развитие страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Натарова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF UGANDA’S PUBLIC INVESTMENT MANAGEMENT SYSTEM

Currently, transformational processes are taking place in the Russian Federation related to the intensification of cooperation with the countries of the African region carried out by the President and the Government of the Russian Federation in terms of launching a Russian industrial zone for export to the whole of Africa in the Suez Canal area; proposals to create joint commissions and trade missions with the Russian Federation; transition to national currencies in settlements with Africa. In this regard, the issues of capital investment in this region are becoming relevant, which is impossible without studying the features of the public investment management system of the Republic of Uganda, its structure and methodology for evaluating the implementation of national projects. The research methodology of the article involves a critical analysis of regulatory and legal acts regulating the constitutional and legal status of participants in the public investment management system of Uganda. The article examines the structure of the public investment management system; the roles and responsibilities of key stakeholders in the implementation of national investment programs; institutional mechanisms, concepts and principles underlying the preparation and evaluation of investment projects; The analysis of the methodology for evaluating the implementation of national projects at the stage of their preparation has been studied. The conducted research indicates that the basis of control in the Ugandan public investment management system consists of effective evaluation processes at the project selection stage, which are a key prerequisite for ensuring a positive contribution of public investment to the economic and social development of the country.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ УГАНДЫ»

ИНВЕСТИЦИИ

УДК 351

Натарова Елена Владимировна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры учета, анализа и аудита, Институт экономики и управления,

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, Российская Федерация.

Natarova Elena Vladimirovna,

Ph.D. in Economics, Associate Professor,

Associate Professor of Accounting, Analysis and Audit Department, Institute of Economics and Management, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation.

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ

ИНВЕСТИЦИЯМИ УГАНДЫ

FEATURES OF UGANDA'S PUBLIC INVESTMENT MANAGEMENT SYSTEM

В настоящее время в Российской Федерации происходят трансформационные процессы, связанные с проводимой Президентом и Правительством Российской Федерации активизацией развития сотрудничества со странами Африканского региона в части запуска российской индустриальной зоны для экспорта на всю Африку в районе Суэцкого канала; предложений создать совместные с Российской Федерацией комиссии и торгпредства; перехода в расчётах с Африкой на нацвалюты. В связи с этим актуальность приобретают вопросы инвестирования капитала в данный регион, что невозможно без изучения особенностей системы управления государственными инвестициями Республики Уганды, ее структуры и методики оценки реализации национальных проектов.

Методика исследования статьи предполагает проведение критического анализа нормативно-законодательных и правовых актов, регламентирующих конституционно-правовой статус участников системы управления государственными инвестициями Уганды. В статье рассмотрены структура системы управления государственными инвестициями; роли и обязанностей ключевых заинтересованных сторон в рамках реализации национальных инвестиционных программ; институциональные механизмы, концепции и принципы, лежащие в основе подготовки и оценки инвестиционных проектов; изучен анализ методики оценки реализации национальных проектов на этапе их подготовки.

Проведенное исследование указывает на то, что основу контроля в системе управления государственными инвестициями Уганды составляют эффективные процессы оценки на этапе отбора проекта, которые являются ключевой предпосылкой обеспечения позитивного вклада государственных инвестиций в экономическое и социальное развитие страны. Ключевые слова, инвестиции, государство, система управления, структура, аппарат государственного управления.

Currently, transformational processes are taking place in the Russian Federation related to the intensification of cooperation with the countries of the African region carried out by the President and the Government of the Russian Federation in terms of launching a Russian industrial zone for export to the whole of Africa in the Suez Canal area; proposals to create joint commissions and trade missions with the Russian Federation; transition to national currencies in settlements with Africa. In this regard, the issues of capital investment in this region are becoming relevant, which is impossible without studying the features of the public investment management system of the Republic of Uganda, its structure and methodology for evaluating the implementation of national projects.

The research methodology of the article involves a critical analysis of regulatory and legal acts regulating the constitutional and legal status of participants in the public investment management system of Uganda. The article examines the structure of the public investment management system; the roles and responsibilities of key stakeholders in the implementation of national investment programs; institutional mechanisms, concepts and principles underlying the preparation and evaluation of investment projects; The analysis of the methodology for evaluating the implementation of national projects at the stage of their preparation has been studied.

The conducted research indicates that the basis of control in the Ugandan public investment management system consists of effective evaluation processes at the project selection stage, which are a key prerequisite for ensuring a positive contribution of public investment to the economic and social development of the country.

Keywords: investments, state, management system, structure, public administration apparatus.

68

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время наблюдается тенденция развития сотрудничества Российской Федерации со странами африканского региона, намечая все новые направления для развития торгового, экономического, энергетического, политического, научного и гуманитарного сотрудничества, а также отмечается рост российских инвестиций в добычу углеводородов и металлов, сельское хозяйство, производство электроэнергии на африканском континенте [1]. В связи с чем особую актуальность приобретает исследование особенностей системы управления государственными инвестициями Республики Уганды, ее структуры и методики оценки реализации национальных проектов.

В соответствии с правительственной программой развития Уганды, подробно изложенной во втором Национальном плане развития [2] и Концепции до 2040 года [3], основной целью национального развития является превращение Уганды в страну со средним уровнем дохода. Однако, достижение данной цели в значительной степени зависит от темпов реализации.

У Уганды существуют значительные возможности для ускорения инвестиций в рамках Национальном плане развития. Ожидается, что начатая добыча нефти и газа обеспечит новые ресурсы, в то время как относительно недавнее принятие Закона о государственно-частном партнерстве (2015), как ожидается, обеспечит прочную платформу для привлечения частного капитала [2]. В сочетании с ожидаемым ростом нефтяных, налоговых поступлений эти ресурсы предоставляют стране уникальную возможность достичь своих целей в области развития. Однако, исходя из опыта богатых природными ресурсами стран Африки к югу от Сахары, общий вклад государственных расходов в экономический рост в значительной степени зависит от эффективности управления государственными инвестициями. Поэтому, правительство Уганды провело диагностическую оценку своей системы управления государственными инвестициями, с целью выявления ключевых проблем, способствующих сдерживанию реализации данного направления развития. Основным выводом диагностического исследования стало неодинаковое качество проектов в Плане государственных инвестиций и ограниченная зависимость от предварительного технико-экономического обоснования для руководства принятием решений о государственных инвестициях, слабость, которая частично объясняется отсутствием всеобъемлющей основы для руководства процессом оценки проектов в разных секторах. Данный факт способствовал разработке нового Руководства по подготовке и оценке проектов [4] является своевременным вмешательством, которое, как ожидается, укрепит систему управления государственными инвестициями за счет повышения качества и готовности проектов и позволит потенциальным инвесторам отслеживать ход развития Уганды в интересующих областях.

Весомый вклад в исследование системы управления государственных инвестиций, а также сотрудничества с Республикой Уганды внесли такие отечественные ученые, как Сапунцов А. Л. [5], Высоцкая Н.В., Тселюк В.И. [6], Прохорова Ю.С. [7], Ломакина Н.В. [8]. в работах которых рассматриваются, как правило, аспекты стимулирования инвестиционной активности в регионах, оценка реализации государственных программ, институциональные подходы к регулированию деятельности иностранных инвесторов. Вопросы особенностей системы управления государственными инвестициями Республики Уганды, ее структуры и методики оценки реализации национальных проектов не были раскрыты, что в условиях «перезапуска» сотрудничества России с африканским регионом, делает статью актуальной. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью статьи является исследование особенностей системы управления государственными инвестициями Уганды, а именно: исследование действующей системы управления государственными инвестициями; изучение роли и обязанностей ключевых заинтересованных сторон в рамках реализации национальных инвестиционных программ; рассмотрение институциональных механизмов, концепции и принципов, лежащих в основе подготовки и оценки инвестиционных проектов; анализ методики оценки реализации национальных проектов на этапе их подготовки. МЕТОДЫ

В рамках научного исследования использовались: общенаучные методы — анализ, синтез, индукция, дедукция — для проведения исследований методики формирования системы управле-

69

ния государственными инвестициями, особенностей подготовки и оценки национальных проектов Уганды; сравнительно-сопоставительный анализ—в процессе изучение роли и обязанностей ключевых заинтересованных сторон в рамках реализации национальных инвестиционных программ; рассмотрение институциональных механизмов. РЕЗУЛЬТАТЫ

Государственные инвестиции поддерживают предоставление ключевых государственных услуг, обеспечивают доступ граждан и фирм к экономическим возможностям и могут служить важным катализатором экономического роста. В мировой экономике, где частный сектор играет доминирующую роль в экономической деятельности, государственные инвестиции приводят к снижению затрат на ведение бизнеса, что приносит пользу частному сектору и стимулирует общий процесс экономического развития. Несмотря на необходимость вмешательства правительства, его общий вклад в экономический рост в значительной степени зависит от эффективности государственных инвестиций, оцениваемых с точки зрения способности правительства реализовы-вать проекты вовремя, в рамках бюджета и с соблюдением правильных спецификаций. Глобальные экономические события последнего десятилетия преподнесли Уганде важные уроки в отношении необходимости укрепления ее системы управления государственными инвестициями.

Высокие мировые цены на сырьевые товары предоставили многим странам возможность преобразовать свою экономику за счет использования доходов от природных ресурсов для создания производственных капитальных активов. Однако многие из признанных экспортеров нефти и минеральных ресурсов в странах Африки к югу от Сахары по-прежнему сталкиваются с огромным дефицитом экономической и социальной инфраструктуры. Отчасти это объясняется относительно слабым институциональным потенциалом для обеспечения эффективного использования имеющихся у них природных ресурсов в целях развития.

Исследования, проведенные Всемирным банком [11], выявили существенные доказательства неэффективности управления государственными инвестициями независимо от уровня дохода страны. Эти недостатки, как правило, проявляются в виде: некачественной идентификации, проектирования, отбора и подготовки проектов; задержек в реализации и завершении проектов; неэффективной практики закупок; хронического недовыполнения капитальных проектов; перерасхода средств; и отсутствия приверженности сохранению созданных активов. Подобная неэффективность может быть объяснена слабостями в системах управления государственными инвестициями, которые включают:

1) отсутствие объективных критериев отбора проектов;

2) нечеткое распределение обязанностей и подотчетности;

3) недостаточные технические навыки для оценки проектов, закупок и управления ими;

4) порочные стимулы для руководителей проектов недооценивать риски;

5) отсутствие интеграции и координации между различными уровнями государственного управления и различными юрисдикциями [11].

Перечисленные недостатки системы управления государственными инвестициями присутствовали и в Уганде, что побудило Правительство данной страны принимать меры для их устранения. В связи с этим «в феврале 2019 г. был принят новый Инвестиционный кодекс Уганды, который призван устранить недостатки предыдущего кодекса и включил в себя наиболее современные мировые подходы к реализации инвестиционного регулирования» [1], путем создания всеобъемлющей системы управления государственными инвестициями, подкрепленной планом действий. В частности предполагается, что до 2024 г произойдет реформирование институциональной основы, совершенствование всего проектного цикла, наращивание потенциала в рамках всего проектного цикла, разработка национальных параметров, создание Интегрированного банка проектов, совершенствование нормативно-правовой базы, методики бухгалтерского учета и аудита, механизма реализации проектов и создание системы мониторинга и оценки [4].

В целях реализации намеченного плана действий была проведена определенная работа. В частности, произошло реформирование функциональных обязанностей участников системы управления государственными инвестициями. Так, общая ответственность за управление инвестиция-

70

ми лежит на Министерстве финансов, планирования и экономического развития. Контрольные функции осуществляются Комитетом по развитию посредством координации и содействия различным заинтересованным сторонам путем разработки и выпуска соответствующих руководящих принципов, обучения, а также создания и поддержания в рабочем состоянии таких важнейших инструментов, как Интегрированный банк проектов, национальные параметры и сборник национальных показателей.

Учитывая сквозной характер управления государственными инвестициями, Комитет по развитию возглавляется секретарем Казначейства, а Департамент анализа проектов и государственных инвестиций является секретариатом, и в его состав входят представители Администрации президента, Национального органа планирования, Канцелярии премьер-министра, Комитета государственных закупок и распоряжения государственным имуществом, Канцелярии генерального аудитора, Генеральный солиситор и члены агентств, спонсирующих проекты (отраслевые министерства, департаменты, агентства и местные органы власти), которые принимают участие в каждом конкретном случае. Общие роли и обязанности ключевых участников системы управления государственными инвестициями выделены ниже.

На Комитет по развитию возложены следующие обязанности:

1. Разработать и издать руководящие принципы по выявлению, подготовке, формулированию, планированию, оценке, внедрению, мониторингу и аттестации государственных инвестиционных проектов.

2. Проанализировать представленные секторами концептуальные записки проекта, профили, предварительные технико-экономические обоснования, технико-экономические обоснования и предложения, чтобы убедиться в том, что представленные материалы соответствуют целям политики Национального плана развития, каждая проектная идея имеет четкий набор измеримых целей и задач, определенных таким образом, чтобы включать цель проекта, конечные результаты, и мероприятия, были оценены все возможные альтернативы для достижения целей проекта и была проведена подробная оценка осуществимости предлагаемого проекта.

3. Предоставление рекомендаций по областям для внесения корректировок в концептуальные записки проекта, профили, предварительные технико-экономические обоснования, технико-экономические обоснования и предложения до утверждения.

4. Утверждение проектов, которые будут финансироваться правительством и включены в План государственных инвестиций.

5 Анализ и выработка рекомендаций по существующим проектам в Плане государственных инвестиций в отношении эффективности и статуса многолетних обязательств.

6. Рекомендации приемлемых проектов для передачи в подразделение по государственно-частному партнерству

7. Осуществление надзора за осуществлением государственных инвестиций.

Функции Министерства финансов, планирования и экономического развития в отношении управления государственными инвестициями включают следующее:

1. Выполнение функции секретариата Комитета по развитию через Департамент анализа проектов и государственных инвестиций, предлагая техническую поддержку в рассмотрении представленных секторами концептуальных записок по проектам, профилей, предварительных технико-экономических обоснований, технико-экономических обоснований и предложений.

2. Подготовка проекта руководящих принципов по выявлению, подготовке, оценке, внедрению, мониторингу и аттестации государственных инвестиционных проектов для рассмотрения Комитетом по развитию.

3. Разработка руководства и шаблонов для определения, подготовки, формулирования, планирования и оценки проектов.

4. Вычисление и обновление национальных параметров, теневых цен и коэффициентов пересчета, которые будут использоваться во всех экономических оценках проектов.

5. Анализ результатов предынвестиционных исследований и оценок инвестиционных проектов с целью подтверждения их предположений, критериев прогнозирования, затрат, выгод и парамет-

71

ров, используемых при оценке (т.е. анализ отчетов, представленных государственным органом, спонсирующим проект или запрашивающим финансирование инвестиционной инициативы).

6. Обеспечение финансирования государственных инвестиций.

7. Контроль эффективности реализуемых инвестиционных проектов, сравнение их с соответствующими предположениями, сделанными в ходе предынвестиционных исследований.

8. Создание и обеспечение соблюдения соответствующей нормативной базы для системы управления государственными инвестициями.

9. Координация национальной политики в области обучения, связанную с системой управления государственными инвестициями.

10. Создание Интегрированного банка проектов и управление ими.

11. Участие в рассмотрении концептуальных записок проектов, профилей, предварительных технико-экономических обоснований, технико-экономических обоснований и предложений в рамках отраслевых рабочих групп.

Аналитическим центром, отвечающим за формулирование целей национального развития, является Национальное управление планирования, которое осуществляет надзор за стратегической реализацией инвестиционного плана для обеспечения приоритетности целей, а именно:

1. Формулирует национальные инвестиционные цели.

2. Предоставляет руководящие указания отраслевым рабочим группам для обеспечения соответствия их планов национальным целям.

3. Участвует в рассмотрении концептуальных записок проектов, профилей, предварительных технико-экономических обоснований, технико-экономических обоснований и предложений в качестве членов Комитета по развитию.

4. Осуществляет мониторинг и оценку текущих проектов.

В качестве общего координатора повседневной деятельности правительства выступает Канцелярия премьер-министра, которая участвует в рассмотрении концептуальных записок проектов, профилей, предварительных технико-экономических обоснований, технико-экономических обоснований и предложений в качестве членов Комитета по развитию; контролирует и оценивает текущие проекты и предлагайте корректирующие меры.

Канцелярия президента также задействована в данном процессе, в частности участвует в рассмотрении концептуальных записок проектов, профилей, предварительных технико-экономических обоснований, технико-экономических обоснований и предложений в качестве членов Комитета по развитию; обеспечивает соответствие инвестиций общественным интересам и нормативным актам; осуществляет мониторинг и оценку текущих проектов.

Управление генерального аудитора проводит аудиты эффективности завершенных проектов и любых других задач по запросу Комитета по развитию.

Парламент в равной степени осуществляет надзор за исполнительной властью, чтобы гарантировать работу в интересах общества. Их роли должны быть следующими:

1. Убедиться, что процессы Комитета по развитию были соблюдены, прежде чем одобрять внешнее финансирование, что выделены соответствующие ресурсы для государственных инвестиций, одобрить внешнее финансирование.

Отраслевые министерства, департаменты, агентства и органы местного самоуправления также являются учреждениями-исполнителями, ответственными за надзор внедрения государственных инвестиций. В их обязанности входит следующее:

1. Разработка проектных идей в соответствии со стратегическими целями сектора.

2. Разработка проектных документов и исследований для рассмотрения.

3. Участие в процессе оценки в качестве членов Комитета по развитию.

4. Предоставление информации о проекте для базы данных.

5. Участие в реализации, мониторинге и оценке государственных инвестиций.

6. Составление отчетов о завершении проекта и представлять их в Комитете по развитию.

В системе управления государственными инвестициями Уганды функционируют также Отраслевые рабочие группы (технические рабочие форумы в секторах, на которых заинтересован-

72

ные стороны встречаются для обсуждения сквозных вопросов, а также планирования. Данные группы созывают совещания на регулярной основе для рассмотрения концептуальных записок проекта, представленных министерствами, департаментами и агентствами, и их утверждения, после проверки согласованности с инвестиционными планами сектора); Комитет по подготовке проекта (учреждается на уровне голосования и рабочей группы, проводить совещания для рассмотрения идей концепции проекта, представленной министерствами, департаментами и агентствами, находящиеся под их юрисдикцией, с целью контроля соответствия идеи проекта стратегическому плану национального развития, исключение дубляжа); Партнеры по развитию (участвуют в рассмотрении представленных проектов в качестве членов рабочей группы секторов, согласовывают свои мероприятия с инвестиционным планом страны, оказывают финансовую и техническую поддержку правительству в целях развития).

Рассмотренную выше структуру системы управления государственными инвестициями Уганды можно обозначить иерархической, с многоступенчатой системой контроля на разных этапах реализации проектов.

Государственные инвестиции должны иметь свои особенности реализации. Должны ограничиваться государственными расходами на приобретение или создание физических активов, необходимых для содействия производству или предоставлению социальных и административных услуг. Должны быть определены, подготовлены и оценены в рамках проектов, каждый из которых должен быть реализован в соответствии с руководящими указаниями. Если государственные инвестиции должны быть реализованы в виде программы, каждый из проектов в рамках программы должен соответствовать критериям идентификации, подготовки и оценки проекта. Такие критерии установлены исследованиями государственных инвестиций специалистов Международного валютного фонда [10]. Рассмотрим особенности подготовки и оценки проектов в Уганде с целью определения соответствия данного процесса правилам, установленным специалистами Всемирного банка.

Рассмотрим особенности разработки государственных инвестиционных проектов Уганды.

Основная идея управления государственными инвестициями Уганды заключается в усилении отбора проектов до их включения в План государственных инвестиций путем создания поэтапного подхода к подготовке, оценке и независимому обзору проектов.

Рамочная программа определяет объем приемлемых государственных инвестиций, предписывает обязательный жизненный цикл проекта и устанавливает институциональную основу для поддержки процесса принятия решений на протяжении проектного цикла. В нем также определяются обязанности ключевых заинтересованных сторон и инструменты, которые, как ожидается, сделают систему управления государственными инвестициями намного более эффективными.

Государственные инвестиции определяются как включающие все расходы государственного сектора на создание, эксплуатацию и техническое обслуживание физических активов, необходимых для облегчения производства и/или предоставления инфраструктурных, социальных и административных услуг Государственные инвестиции осуществляются в рамках проектов, направленные на предоставление государственных активов в заданные сроки на основе определенных результатов и мероприятий. Ожидается, что использование активов, созданных в рамках проекта, со временем окажет положительное влияние на достижение целей развития.

Государственные инвестиции также могут осуществляться в рамках программы, которая определяется как комплексная схема внутри секторов или между ними, включающая набор проектов, которые, как ожидается, приведут к аналогичным результатам.

В целях оптимизации разработки государственных инвестиционных проектов система управления государственными инвестициями устанавливает четырехэтапный цикл для руководства подготовкой и реализацией проектов.

1 этап — планирование и идентификация (на данном этапе определяется соответствие проектной идеи национальным приоритетам, определенным в Национальном плане развития, разрабатывается стратегическое бизнес-обоснование предлагаемой проектной идеи путем подготовки концептуальной записки).

73

2 этап—прединвестирование (формулирование, планирование и оценка осуществимости проекта — на данном этапе разрабатывается концептуальная основа проекта, включающая иерархию целей, показатели, которые будут использоваться для оценки успеха каждой из целей проекта, способы получения информации или данных по показателям (средства проверки) и целевые показатели для каждого набора показателей и установленные исходные условия и основополагающие допущения, которые необходимо выполнить для успешного выполнения проекта. Далее осуществляется подготовка предварительного технико-экономического обоснования).

3 этап—инвестирование (формирование детализированной структуры проекта, внедрения или исполнения проекта, проведение торгов и заключение контрактов на техническую помощь или выполнение работ и поставок).

4 этап—реализация и последующая оценка проекта (мониторинг и корректировка реализации для обеспечения достижения целей в области развития, критическая оценка основных показателей эффективности реализации проекта) [9].

Для укрепления системы подготовки и оценки проектов в Уганде было принято решение о повышении эффективности капитальных вложений. Данный подход предполагает тестирование эффективности инвестиций или оценку того, предполагают ли проекты расходы на требуемые государственные активы. Подобное проводится на этапах определения проекта и предынвести-ционной стадии, путем рассмотрения концептуальных записок проекта и профилей проектов, чтобы оценить, существует ли стратегическое экономическое обоснование предлагаемого вмешательства. Другими словами, решается вопрос о том, помогут ли предлагаемые государственные расходы достижению национальных и отраслевых стратегических приоритетов. Чтобы это произошло, ресурсы должны расходоваться только на те области, которые наилучшим образом соответствуют целям правительства, изложенным в Национальном плане развития и/или Концепции до 2040 года.

Оценка того, могут ли предлагаемые проекты привести к эффективному распределению ресурсов, должна проводиться на предынвестиционной стадии путем получения гарантий экономической прибыльности или привлекательности каждого государственного инвестиционного проекта. Этого лучше всего достичь, подвергнув каждый предлагаемый проект анализу затрат и выгод или анализу экономической эффективности, которые являются неотъемлемой частью финансово-экономического анализа, проводимого в рамках предварительного технико-экономического обоснования.

В случае Уганды Национальный план развития обеспечивает основу для выявления и разработки проектных идей. Однако из-за постоянно меняющихся экономических условий ограничение плана государственных инвестиций фиксированным набором идей в Национальном плане развития может оказаться непрактичным. Это связано с тем, что новые полезные проектные идеи вне рамок указанного плана обязательно появятся в течение его 5-летнего периода реализации. Поэтому применяется гибкий подход к определению проекта, позволяющий генерировать проектные идеи из других источников при условии, что любые такие проектные идеи соответствуют стратегическим приоритетам страны.

Другие источники проектных идей могут включать:

1) данные о существующих агентствах, независимых подразделениях, отраслевых министерствах и стратегических планов государственных предприятий;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) политику региональной интеграции;

3) политические манифесты;

4) данные о народных представителях, заинтересованных группах или бенефициарах;

5) данные о частных спонсорах и предприятиях, партнерах по развитию [4].

Основным требованием на этапе идентификации является то, что независимо от источника идеи проекта, точкой входа в Систему управления государственными инвестициями является подготовка концептуальной записки, которая должна быть представлена сотруднику бухгалтерии.

В рамках соответствующего департамента, руководитель программы, к которой относится идея проекта, берет на себя ответственность за подготовку концептуальной записки, представляет свои выводы/рекомендации руководству

74

На уровне департамента должна быть проведена оценка в отношении определения проблемы, соответствия мандату, соответствия министерским, отраслевым и национальным стратегическим приоритетам, обоснования предлагаемых вмешательств, предполагаемой стоимости вмешательства и наличия финансовых возможностей в рамках среднесрочных рамок расходов и финансирования голосования. Кроме того, Комитет по подготовке проекта проследит за тем, чтобы предложенная идея не дублировала существующее или осуществляемое в настоящее время вмешательство. В случае одобрения концептуальная записка должна быть представлена сотрудником бухгалтерии Отраслевой рабочей группе для дальнейшего рассмотрения [4].

На уровне сектора должна быть проведена оценка в отношении определения проблемы, соответствия мандату сектора, соответствия отраслевым и национальным стратегическим приоритетам, обоснования предлагаемых вмешательств, предполагаемой стоимости вмешательства и наличия финансовых возможностей в рамках среднесрочных расходов сектора, а также подтвержденных новых источников финансирования. После утверждения Отраслевой рабочей группой концептуальная записка должна быть представлена председателем Рабочей группы по разработке концепции в Министерство финансов для рассмотрения Комитетом по развитию [4].

Секретариат Комитета по развитию должен проанализировать концептуальную записку в соответствии с руководящими принципами и представить свои выводы для рассмотрения.

Материалы, направляемые в Комитет по развитию, должны быть подкреплены соответствующими одобрениями Рабочей группы, о чем свидетельствуют протоколы заседаний, на которых были сделаны утверждения, и сопроводительное письмо председателя рабочей группы. Утверждение концептуальной записки Комитетом по развитию равносильно первоначальной регистрации концептуальной записки проекта Министерством финансов.

Ввиду обязательного рассмотрения концептуальной записки проекта департаментами, отраслевой рабочей группой и Комитетом по развитию, при разработке стратегического бизнес-обоснования предлагаемого проекта необходимо руководствоваться приведенными ниже критериями:

1. Предыстория проекта: определить проблему проекта, объяснив предполагаемую ситуацию с точки зрения Концепции до 2040 года, Национального плана развития, позиции правительства в области политики и/или международных стандартов; оценить текущую ситуацию с точки зрения прошлых событий, недавних изменений, включая текущие и прогнозируемые тенденции и опубликованные прогнозы.

2. Постановка проблемы: дать четкое определение проблемы, требующей решения, с точки зрения вызовов, ограничений или пробелов, которые рынок или частный сектор не могут устранить, и краткое представление о вероятных причинах проблемы и последствиях, если не будет предпринято вмешательство правительства.

3. Актуальность проекта: обосновать необходимость предлагаемого проекта путем: увязки проекта со стратегическими мероприятиями Национального плана развития, определив цели (целей), достижению которых, как ожидается, будет способствовать предлагаемый проект; увязать предлагаемый проект с инвестиционным планом сектора, описав результаты в секторе, на которые, как ожидается, повлияет проект.

4. Анализ заинтересованных сторон: определить ключевые заинтересованные стороны, которые, вероятно, будут затронуты (положительно или отрицательно) мероприятиями, включая прямых и косвенных бенефициаров, лиц, затронутых проектом. Дать краткое описание вероятного воздействия проекта на заинтересованные стороны.

5. Цель проекта: увязать проект с Национальным планом развития, описав цели национального развития, достижению которых, как ожидается, будет способствовать предлагаемый проект;

6. Результаты проекта: увязать предлагаемый проект со стратегическими целями сектора, описав результаты сектора, на которые, как ожидается, повлияет проект;

7. Предлагаемые мероприятия: объяснить предлагаемые мероприятия, которые необходимо осуществить, и продемонстрируйте, что мероприятия подпадают под мандат спонсора голосования, занимают высокое место среди приоритетов в стратегическом плане министерства, а также докажите, что мероприятия не могут быть предусмотрены в текущем бюджете.

75

8. Предлагаемая стоимость проекта: предоставить годовую оценку объема финансирования, необходимого в течение ожидаемого срока реализации предлагаемого проекта, и продемонстрировать, соответствует ли предполагаемое финансирование отраслевым ограничениям, установленным в рамках среднесрочных расходов, или иным образом представьте доказательства возможности или вероятности появления новых источников финансирования сверх запланированного, указать существующие ассигнования [4].

После утверждения концептуальной записки Департаментом по развитию и ее регистрации в Министерстве финансов, планирования и экономического развития, департамент обязан провести подробное исследование профиля проекта, чтобы установить логическую основу для предлагаемого проекта.

Таким образом, цель данного этапа состоит в том, чтобы:

1. Помочь представить проект логичным образом с подробным описанием целей. Это включает в себя: цель проекта, конечные результаты, выходная информация, мероприятия и вводимые ресурсы,

2. Определить поддающиеся измерению показатели для каждого уровня целей в цепочке результатов. Каждый показатель должен иметь исходные данные и целевые показатели, которые должны быть достигнуты

3. Разработать или идентифицировать средства проверки эффективности в соответствии с показателями

4. Раскрыть важнейшие допущения, реализации мероприятия для достижения целей проекта [4].

Утверждение профиля Департаментом по развитию означает, что агентство, спонсирующее

проект, может перейти к предварительной технико-экономической оценке проекта.

Таким образом, исследование профиля проекта закладывает прочную основу для системы мониторинга и оценки на более поздних этапах, включающих внедрение и последующую оценку. ВЫВОДЫ

Рассмотренную выше структуру системы управления государственными инвестициями Уганды можно обозначить иерархической, с многоступенчатой системой контроля на разных этапах реализации проектов. Примечательно, что основу контроля составляют построение эффективных процессов оценки на этапе отбора проекта, являясь ключевой предпосылкой для обеспечения того, чтобы государственные инвестиции вносили позитивный вклад в экономическое и социальное развитие.

Основной целью укрепления системы подготовки и оценки проектов в Уганде является повышение эффективности капитальных вложений. Для достижения этой цели все новые проекты должны соответствовать двум предварительным условиям, чтобы претендовать на включение в План государственных инвестиций:

1. Для каждого приемлемого проекта должно быть четкое стратегическое обоснование (принцип эффективности).

2. Проекты, отобранные для включения в План государственных инвестиций, должны вносить наибольший вклад в благосостояние общества (принцип эффективности).

Таким образом, исследование профиля проекта закладывает прочную основу для системы мониторинга и оценки на более поздних этапах, включающих внедрение и последующую оценку.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Грушевская В. Новые роли: Россия и Африка перезапустили сотрудничество / В. Грушевская // Деловой Петербург. — 29 июля 2023 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.dp.ru/a/2023/07/29/novie-roli-rossija-i-afrika (дата обращения: 20.10.2023).

2. Uganda vision 2040 / Yoweri Kaguta Museveni [Electronic resource]. — Access mode: www.greenpolicyplatform.org/sites/default/files/downloads/policy-database/UGANDA)%20Vision%202040.pdf (date of the application: 20.10.2023).

3. Second National Development Plan (NDPII) 2015/16-2019/20. — June, 2015 [Electronic resource]. — Access mode: library.health.go.ug/sites/default/files/resources/Second%20National%20Development%20plan%202015-16-2019-20.pdf (date of the application: 20.10.2023).

76

4. Public investment manual for project preparation and appraisal // Ministry of finance planning and economic development. — 2017 [Electronic resource]. — Access mode: finance.go.ug/sites/default/files/Budget/ PIMS%20Manual%2014022018.pdf (date of the application: 20.10.2023).

5. Сапунцов, А. Л. Институциональные подходы к регулированию деятельности иностранных инвесторов в Уганде и ее инвестиционный кодекс / А. Л. Сапунцов // Экономические отношения. — 2020. — Т. 10, N° 4. — С. 1131-1142. — DOI 10.18334/eo. 10.4.111430. — EDN MVZFEO.

6. Высоцкая, Н. В. Повышение инвестиционной привлекательности субъектов малого и среднего бизнеса / Н. В. Высоцкая, В. И. Тселюк // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2022. — № 4(61). — С. 67-75. — EDN CBTKLZ.

7. Прохорова, Ю. С. Комплексный подход к управлению стоимостью строительства объекта в условиях государственного инвестирования / Ю. С. Прохорова // Экономика и управление. — 2020. — Т. 26, № 8(178). — С. 861-872.—DOI 10.35854/1998-1627-2020-8-861-872. — EDN GWOOSL.

8. Ломакина, Н. В. Государственное стимулирование инвестиционной активности в ресурсном регионе: дальневосточный вариант / Н. В. Ломакина // Пространственная экономика. — 2020. — Т. 16, № 4. — С. 68-90. — DOI10.14530/se.2020.4.068-090. — EDN HQCYHM.

9. Uganda Investment Code Act, 2019. — 41 p. [Electronic resource]. — Access mode: www.ugandainvest.go.ug/ wp-content/uploads/2019/03/Investment-Code-Act-2019 .pdf (date ofthe application: 20.10.2023).

10. Государственные инвестиции и государственно-частные партнерства /Бернарден Акитоби, Ричард Хемминг, Герд Шварц // Международный валютный фонд. — ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ. — № 40. — 2007. — 30 с.

11. Поддержка стран в период беспрецедентных испытаний // Всемирный банк. — Годовой отчет, 2020. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: documents1.worldbank.org/curated/ru/663831601574058227/pdf/Main-Report.pdf (дата обращения: 20.10.2023).

SPISOKLITERATURY

1. Grushevskaya V. Novyye roli: Rossiya i Afrika perezapustili sotrudnichestvo / V. Grushevskaya // Delovoy Peterburg. — 29 iyulya 2023 [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.dp.ru/a/2023/07/29/novie-roli-rossija-i-afrika (data obrashcheniya: 20.10.2023).

2. Uganda vision 2040 / Yoweri Kaguta Museveni [Electronic resource]. — Access mode: www.greenpolicyplatform.org/sites/default/files/downloads/policy-database/UGANDA)%20Vision%202040.pdf (date of the application: 20.10.2023).

3. Second National Development Plan (NDPII) 2015/16-2019/20. — June, 2015 [Electronic resource]. — Access mode: library.health.go.ug/sites/default/files/resources/Second%20National%20Development%20plan%202015-16-2019-20.pdf (date of the application: 20.10.2023).

4. Public investment manual for project preparation and appraisal // Ministry of finance planning and economic development. — 2017 [Electronic resource]. — Access mode: finance.go.ug/sites/default/files/Budget/ PIMS%20Manual%2014022018.pdf (date of the application: 20.10.2023).

5. Sapuntsov, A. L. Institutsional'nyye podkhody k regulirovaniyu deyatel'nosti inostrannykh investorov v Ugande i yeye investitsionnyy kodeks / A. L. Sapuntsov // Ekonomicheskiye otnosheniya. — 2020. — T. 10, № 4. — S. 1131-1142. — DOI 10.18334/eo. 10.4.111430. — EDN MVZFEO.

6. Vysotskaya, N. V. Povysheniye investitsionnoy privlekatel'nosti sub'yektov malogo i srednego biznesa / N. V. Vysotskaya, V. I. Tselyuk // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2022. — № 4(61). — S. 67-75. — EDN CBTKLZ.

7. Prokhorova, Yu. S. Kompleksnyy podkhod k upravleniyu stoimost'yu stroitel'stva ob'yekta v usloviyakh gosudarstvennogo investirovaniya / Yu. S. Prokhorova // Ekonomika i upravleniye. — 2020. — T. 26, № 8(178). — S. 861-872. — DOI 10.35854/1998-1627-2020-8-861-872. — EDN GWOOSL.

8. Lomakina, N. V. Gosudarstvennoye stimulirovaniye investitsionnoy aktivnosti v resursnom regione: dal'nevostochnyy variant / N. V. Lomakina // Prostranstvennaya ekonomika. — 2020. — T. 16, № 4. — S. 68-90. — DOI 10.14530/se.2020.4.068-090. — EDN HQCYHM.

9. Uganda Investment Code Act, 2019. — 41 p. [Electronic resource]. — Access mode: www.ugandainvest.go.ug/ wp-content/uploads/2019/03/Investment-Code-Act-2019 .pdf (date ofthe application: 20.10.2023).

10. Gosudarstvennyye investitsii i gosudarstvenno-chastnyye partnerstva /Bernarden Akitobi, Richard Khemming, Gerd Shvarts // Mezhdunarodnyy valyutnyy fond. — VOPROSY EKONOMIKI. — № 40. — 2007. — 30 s.

11. Podderzhka stran v period bespretsedentnykh ispytaniy // Vsemirnyy bank. — Godovoy otchet, 2020. [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: documents1.worldbank.org/curated/ru/663831601574058227/pdf/Main-Report.pdf (data obrashcheniya: 20.10.2023).

Статья поступила в редакцию 1 ноября 2023 года Статья одобрена к печати 14 ноября 2023 года

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.