Научная статья на тему 'Особенности системы подготовки рабочих кадров в ОАО "РЖД"'

Особенности системы подготовки рабочих кадров в ОАО "РЖД" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1103
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ / УЧЕБНЫЕ ЦЕНТРЫ / ПОДГОТОВКА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / TARGETED TRAINING / TRAINING CENTRES / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винникова К.В.

Изучены особенности системы подготовки рабочих кадров в ОАО» РЖД». Проанализированы сильные и слабые стороны системы подготовки рабочих кадров выявлены проблемы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SYSTEM OF TRAINING OF PERSONNEL OF JSC "RZD"

The peculiarities of the system of training of personnel of JSC" Russian Railways". Analyzed the strengths and weaknesses of the system of training of personnel of the identified issue.

Текст научной работы на тему «Особенности системы подготовки рабочих кадров в ОАО "РЖД"»

УДК 331.1

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ В ОАО «РЖД»

К. В. Винникова Научный руководитель - А. И. Таюрский

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: Kristinka-greb@yandex.ru

Изучены особенности системы подготовки рабочих кадров в ОАО» РЖД». Проанализированы сильные и слабые стороны системы подготовки рабочих кадров выявлены проблемы.

Ключевые слова: целевое обучение, учебные центры, подготовка, повышение квалификации.

FEATURES OF SYSTEM OF TRAINING OF PERSONNEL OF JSC "RZD"

K. V. Vinnikova Scientific Supervisor - A. I. Taiurskii

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: Kristinka-greb@yandex.ru

The peculiarities of the system of training of personnel of JSC" Russian Railways". Analyzed the strengths and weaknesses of the system of training ofpersonnel of the identified issue.

Keywords: targeted training, training centres, training, training.

Устойчивое развитие ОАО "РЖД" как крупнейшей в мире транспортной компании невозможно без своевременного и качественного пополнения ее высококвалифицированным персоналом. Наряду с руководителями и специалистами для ОАО "РЖД" особенно важной является подготовка рабочих кадров. От ее уровня и качества зависит эффективная работа железных дорог и обеспечение безопасного движения поездов. Повышение профессионального уровня знаний рабочих кадров является одним из важнейших направлений в работе по обеспечению безопасности движения.

В распоряжении ОАО «РЖД» об утверждении стратегии управления кадровым потенциалом на период до 2020 года констатируется, что главной задачей в области подготовки кадров компании является обеспечение квалифицированным персоналом, необходимым для реализации технологических процессов для обеспечения безопасного движения в соответствии со стратегическими целями и задачами железнодорожного транспорта [1].

Основными направлениями этой отрасли является:

- эффективное взаимодействие с железнодорожными университетами, институтами и техникумами и другими российскими университетскими комплексами для подготовки кадров;

- развитие корпоративной системы профессиональной подготовки, а именно развитие инфраструктуры учебных центров профессиональных квалификаций ОАО «РЖД» и внедрение новых технологий;

- развитие и внедрение системы единых корпоративных требований к персоналу ОАО «РЖД»;

- гарантированное укомплектование структурных подразделений и обеспечение подготовки студентов в зависимости с потребностью компании. Профессиональное обучение рабочих

Секция «Современнее проблемы экономики труда и управления персоналом»

и служащих проводится на базе среднего общего образования, а также среднего и высшего профессионального образования в образовательных организациях среднего, высшего профессионального образования, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности в сфере профессионального обучения, на основе соответствующих договоров, а также в структурных подразделениях железных дорог - учебных центрах профессиональных квалификаций, в образовательном структурном подразделении Дирекции скоростного сообщения и Петропавловской технической школе Петропавловского отделения, имеющих право на такой вид деятельности [2].

В целях совершенствования системы подготовки рабочих кадров в 2012 - 2013 годах проведена реорганизация структурных образовательных подразделений ОАО «РЖД». На базе технических школ и учебных центров созданы 15 учебных центров профессиональных квалификаций железных дорог, имеющих в своем составе 62 подразделения. Внедрение данной модели позволило выстроить единую образовательную вертикаль на полигоне дороги, которая эффективно решает весь спектр задач по организации полного цикла обучения - от комплексного планирования до оценки качества подготовки рабочих основных профессий ОАО «РЖД.

Всего в 2014 году в учебных центрах профессиональных квалификаций техникумах железнодорожного транспорта и других образовательных организациях железнодорожного транспорта обучено 49,9 тыс. человек, а в 2015 году подготовлено 52,8 тыс. человек. Если рассматривать в разрезе профессий, то самая востребованная профессия среди обучающихся «Машинист локомотива», на втором месте «Монтер пути», третье место занимает «Помощник машиниста локомотива». Ежегодно учебные центры ОАО «РЖД» удовлетворяют потребность компании в профессиональной подготовке и повышении квалификации своих сотрудников на 75%. Наличие таких учебных центров профессиональной квалификации несомненный плюс, так как учебные центры ОАО «РЖД» имеют инновационную технику и тренажеры, программы обучения, необходимые для развития рабочих кадров своей компании [3].

Одним из ключевых условий эффективной работы железнодорожного транспорта является обеспечение отрасли квалифицированными рабочими кадрами и специалистами с высшим и средним профессиональным образованием, соответствующим профессиональным стандартам. Одним из основных инструментов данной работы является целевая подготовка* в университетских комплексах железнодорожного транспорта. Холдинг «РЖД» размещает самый большой в России заказ на целевую подготовку специалистов. Право на обучение на условиях целевого приема для получения образования имеют абитуриенты, которые заключили договор о целевом обучении с ОАО «РЖД». С компанией сотрудничает целый научно-образовательный комплекс, в состав которого входят девять университетов, сорок семь техникумов. Сеть образовательных организаций формировалась в ответ на потребности железнодорожного транспорта и при непосредственном участии железных дорог [4].

Ежегодно профессорско-преподавательский состав университетских комплексов проходит стажировку в структурных подразделениях филиалов ОАО «РЖД». С 2013 года проводится Программа профессионального развития для преподавателей и руководителей вузов железнодорожного транспорта «ТОП-100», направленная на повышение уровня информированности коллективов вузов о направлениях стратегического развития холдинга «РЖД», технологических новациях, а также трансляцию актуальных требований к подготовке специалистов. За три года участниками программы стали более 270 преподавателей вузов.

Для компании такая система подготовки позволяет спланировать человеческие ресурсы, позволяет подготавливать высококвалифицированных и компетентных работников, тем самым благоприятно влияет на экономику российских железных дорог.

На сегодняшний день система подготовки кадров ОАО «РЖД» считается одной из лучших, чему свидетельствует устойчивое развитие компании. Но и данная система требует совершенствования:

- ввиду недостаточности средств для оплаты договоров с образовательными организациями происходит существенное перераспределение объемов подготовки рабочих в сторону учебных центров профессиональных квалификаций (рост за 3 года более чем на 25%);

- возможности учебных центров профессиональных квалификаций по имеющимся ресурсам используются по максимуму (прежде всего общежития и фонд оплаты труда преподавателей);

- для качественной подготовки необходимо укрепление учебно-материальной и лабораторной базы учебных центров профессиональных квалификаций (прежде всего тренажерами для подготовки локомотивных бригад);

- с 2015 года разработку примерных учебных планов и программ планируется осуществлять на основе утвержденных моделей профессиональных компетенций и профессиональных стандартов (машинисты локомотивов, монтеры пути, осмотрщики-ремонтники вагонов и др.);

Библиографические ссылки

1. Распоряжение ОАО «РЖД» № 2501р от 09.12.2016г. «Об утверждении Стратегии управления кадровым потенциалом ОАО «РЖД на период до 2020 года».

2. Распоряжение № 907р от 17.04.2013 об утверждении положения об организации профессионального обучения в ОАО «РЖД».

3. Корпоративный социальный отчет ОАО «РЖД» за 2015 год, Корпоративный социальный отчет ОАО «РЖД» за 2014 год.

4. Распоряжение № 1371 от 29.05.2014 года «Об утверждении положения о подготовке для ОАО "РЖД" специалистов с высшим и средним профессиональным образованием на условиях целевого приема и целевого обучения».

© Винникова К. В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.