реконструкции 6 августа 2011 года, к 50-летию полета Г. С. Титова в космос, состоялось открытие современного музейного комплекса. На грандиозный праздник, который прошел в стенах нового здания, были приглашены почетные гости: семья Титовых - супруга Тамара Васильевна с дочерьми Татьяной и Галиной, внуки Германа Степановича, а также летчики-космонавты Б. В. Вольнов и В. В. Горбатко.
«Экспозиция «Алтай и космос» размещена в двух экспозиционных залах нового здания музея и отражает две основные темы: «История развития космонавтики» и «Первый космонавт Сибири». Здесь представлены газетные и журнальные публикации, книги, редкие фотографии первых космонавтов, сувениры, подаренные Г. Титову, форма космонавта, его награды, части космического корабля «Восток», космический скафандр «Сокол», продукты питания космонавтов, макет корабля «Восток-2» в масштабе 1:3» [1].
Именем Германа Титова названы школы в Краснознаменске, Щелково-3, Шымкете (Казахстан), улицы в Барнауле, Волгограде, Екатеринбурге, Красном Куте, Липецке, кратер на Луне и подводная гора в Тихом океане. Главный испытательный космический центр Министерства обороны Российской Федерации, Международный аэропорт в Барнауле, Алтайский оптико-лазерный центр носят имя Г. С. Титова.
В сентябре 2015 года в Барнауле состоялась презентация книги Константина Сомова «Герман Титов. Позывной «Орел», изданная в рамках губернаторского проекта «Алтай. Судьба. Эпоха» [3]. В этом же году на острове Титова в Тонкинском заливе во Вьетнаме космонавту был установлен памятник.
6 августа 2016 года исполнилось 55 лет со дня полета Германа Титова в космос. Героический подвиг выдающегося летчика-космонавта останется жить в веках, благодарные потомки всегда будут помнить о том ясном солнечном утре, когда корабль «Восток-2» унес его к звездам.
Литература
1. История музея. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.muzeytitova.ru/about-muzey/history-muzey/.
2. Титов Г. Голубая моя планета. М., Воениздат, 1973. 240 с.
3. Укладов О., Кочнева М. В Барнауле презентовали книгу о Германе Титове // Комсомольская правда (Федеральный выпуск). 2015. 11 сентября. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kp.ru/daily/ 26431/3303266/.
Features of the power supply system of the Kyrgyz Chu Valley 20-40 years
of the twentieth century Kuttubekova V.
Особенности системы питания кыргызов Чуйской долины в 20-40-е годы
ХХ века Куттубекова В. М.
Куттубекова ВенераМамбеталиевна /Kuttubekova Venera - старший преподаватель, кафедра философии и социальных наук, Кыргызский государственный технический университет им. И. Раззакова, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в данной статье дается краткая характеристика особенностям системы питания кыргызов Чуйской долины. С 20-х годов ХХ века в хозяйственном развитии кыргызов Чуйской долины произошел ряд важных изменений, оказывая, в свою очередь, непосредственное влияние на многие стороны повседневной жизни, в том числе и на пищевую культуру.
Abstract: this article provides a brief description of the features of the power supply system of the Kyrgyz Chu Valley. With the 20-ies of XX century the economic development of the Kyrgyz Chu valley have been a number of important changes, providing in turn a direct impact on many aspects of daily life, including and especially food.
Ключевые слова: система питания, пища, традиционная пища, экстенсивное скотоводство, кочевническое земледелие, садоводство, огородничество, бахчеводство, сельское население. Keywords: power system, food, traditional food, extensive cattle breeding, nomadic agriculture, gardening, horticulture, melon, rural population.
Чуйская долина, крупная долина в северном Кыргызстана - её площадь занимает 32 тыс. кв. км. Климат континентальный, с жарким сухим летом, умеренно холодной зимой. В долине текут следующие водные артерии - Чуй, Чон-Кемин, Аламедин, Ала-Арча, Жыламыш, Ак-Суу, Кара-Балта, а также расположены следующие городские поселения - Быстровка (ныне -Кемин), Токмак, Ивановка, Кант, Бишкек, Шопоков, Беловодск (ныне - Ак-Суу), Калининск (ныне - Кара-Балта). Население долины многонациональное. В ней проживают представители больше 65 народов и национальностей нашей страны.
Прежде чем перейти к анализу имеющихся полевых этнографических и литературных материалов, хотелось бы дать краткий анализ к термину «система питания», который в последние годы получает широкое распространение в этнографической науке Кыргызстана.
Система питания - это набор основных продуктов, употребляемых в пищу, и типы блюд, приготовленных из них, наличие характерных дополнительных компонентов типа приправ и специй, способы обработки продуктов и приготовления блюд, пищевые ограничения и предпочтения, правила поведения, связанные с приготовлением и приемом пищи [1, 2].
Система питание кыргызов Чуйской долины имеет глубокую историю. Основные составляющие компоненты системы питания формировались параллельно с развитием всей традиционной культуры кыргызского народа в течение нескольких тысячелетий и тесно связанно с общими процессами становление и развития кочевой цивилизации Центральной Азии.
В составе продуктов, который пользуется тот или иной народ в своих питаниях всегда отражаются экологические и хозяйственные особенности. Значит, система питания зависит от характера основных видов хозяйства, хозяйственно-культурного типа, которые, в свою очередь, в какой-то мере обуславливаются исторически сложившейся моделью питания.
В народной пище по сравнению с другими элементами материальной культуры традиционные черты более устойчивы, вместе с тем пища проще всего поддается заимствованиям, влиянием извне, новациям. В этом отношении важно изучение пищи в контексте социально-экономических преобразований.
Некоторые виды традиционной пищи и её эволюции в среде чуйских кыргызов были рассмотрены в работах С. М. Абрамзона [3, 4], Ч. К. Омурбекова [5] влияние перехода к оседлости на традиционную пищу кыргызов С.И.Ильясова [6], историко-демографические процессы в трудах Ж. Жоробекова [7], Ш. Дж. Батырбаевой [8], социологические аспекты в работе С. С. Борсокбаевой [9], некоторые фактические данные были приведены в исследованиях П. Погорельского [10], М. Г. Сахарова [11].
В указанный хронологический период на территории Чуйской долины проживали представители родоплеменных групп сарыбагыш, саяк, моцолдор, кытай, солто, которые занимались отгонным скотоводством и богарным кочевым земледелием (по определению А. С. Бежковича «кочевническим земледелием» [12]. Кроме того, в долинной части Чуйской долины были расселены казахи, татары, башкиры, русские, украинцы, белорусы, немцы, дунгане, уйгуры и представители других народов. По Всесоюзной переписи 1926 года на территории долины проживали представители 64 народов, наций и этнических групп нашей страны [13]. По данным переписи на территории Кыргызской АССР проживал 1001697 человек, из них 214245 человек был сосредоточен на территории Фрунзенского и Чуйского кантонов (нынешней Чуйской области).
Собранные полевые этнографические материалы на территории Чуйской долины [14-16] показывают о том, что в изменении системы питания кыргызов Чуйской долины в 20-40-е годы ХХ века оказывали заметное воздействие следующие факторы - замена феодально-патриархальных отношений (экстенсивное скотоводство и «кочевническое земледелие») на социалистический способ производства; организация стационарных сельских поселений; распространение среди кыргызского сельского населения новых видов общественного производства - поливного земледелия, овощеводство, птицеводство, рыболовство, бахчеводство; а также многонациональность населения Чуйской долины.
В отличие от других равнинных, предгорных и горных долин Кыргызстана, на территории исследуемой долины раньше начался процесс замены феодально-патриархальных отношений (экстенсивное скотоводство и «кочевническое земледелие») на социалистический способ производства, перехода полукочевых и кочевых кыргызских хозяйств на оседлость и соответственно стационарных кыргызских селений.
В 20-30-е годы в хозяйственном развитии кыргызов Чуйской долины произошел ряд важных изменений, которые оказывали непосредственное влияние на многие стороны повседневной жизни, в том числе и на систему питания кыргызов Чуйской долины. Эти изменения обусловлены более стабильным развитием поливного земледелия, огородничества, овощеводства, садоводства, бахчеводства, птицеводства, рыболовства и с дальнейшим усилением торговых и хозяйственных отношений с народами различных национальностей. По словам респондентов, культурные и торговые взаимоотношения между представителями различных этнических объединений оказывали благоприятное воздействие на развитие традиционной системы питания кыргызского сельского населения в обследованных селениях. По сообщениям А. Батырканова (1929 г. рожд.) из с. Кароол-Дюбе Кеминского района, «совместная учеба в одной просветительской школе, совместная работа в одном хозяйстве, проживание в одном населенном пункте представителей различных этнических групп создавали благоприятные условия в распространении в среде местного кыргызского населения различных видов поливного земледелия, бахчеводства и садоводства. Заметное влияние в изменении традиционной пищи жителей нашего селения оказывали воздействие уйгурской и узбекской пищи» [15]. Различные нововведения в индивидуальном хозяйстве (различные виды и типы поливного земледелия, садоводства, рыболовства и бахчеводства) чуйских кыргызов постепенно внедрялись среди других тюркоязычных народов (уйгуров, узбеков, татар, башкир) Кыргызстана. В 20-30-е годы ХХ века межэтнические отношения сельских чуйских кыргызов с представителями славянского населения (русскими, украинцами, белорусами) были более напряженными. По словам респондентов обследованных селений, этому способствовали социально-политические и мировоззренческие факторы после поражения национально-освободительной борьбы 1916 года на территории Кеминской и Чуйской долин.
Как показывают собранные полевые этнографические материалы, влияние социально-экономических преобразований заметно отражались в традиционной пище чуйских кыргызов во второй половине 30-х годов прошлого столетия. Именно в эти годы в жизнедеятельности кыргызского сельского населения формировались первоначальные идеалы «советского» интернационализма, т.е. национальные элементы и черты, не зависящие от социальных и национальных различий поведения, характера и мировоззрения стали постепенно ликвидироваться. В индивидуальном хозяйстве сельских кыргызов Чуйской долины больше стали выращивать огородные плодоносные культуры - помидоры, огурцы; различные виды зелени - жусай, петрушки и бахчевые - яблони, груши и т.д.
Природно-географическое среда обитания чуйских кыргызов обусловлена формирование у них нового хозяйственного уклада, основанного на поливном земледелии, овощеводства и отгонном скотоводстве. Особенности горной, предгорной и равнинной местности создавали неравномерность развития ведущих отраслей хозяйства, по количественным и качественным параметрам. В равнинной части Чуйской долине, особенно вдоль автомобильной трассы Быстровка (Кемин) - Кара-Балты поливное земледелие получило существенный толчок к развитию, не только в силу благоприятных климатических для него условий, но также различных заимствований у соседних народов - татар, башкир, уйгуров, дунган, украинцев, русских и т.д. В предгорной (Кемин) и горной (Чон-Кемин, Суусамыр) части Чуйской долины условия для поливного земледелия и овощеводства были тяжелыми, большее развитие здесь получило отгонное скотоводство, преимущественно овцеводство. Горные и плоскостные жители зависели друг от друга. По обоюдному согласию они вели скотоводческое хозяйство, когда горцы пригоняли скот на равнину на зимние пастбища, а жители равнины отправляли свой скот на лето в горы. Они обменивались продуктами животноводство и земледелия, поддерживая тем самым в рационе питания необходимые продукты.
Выше указанные факторы показывают о том, что на развитие систему питания кыргызов в 20-30-годы ХХ века заметное воздействие оказывали распространение среди кыргызов новых видов домашнего хозяйства (овощеводства, садоводства, бахчеводства, рыболовства, птицеводства), а также в равнинной части Чуйской долине получило дальнейшее развитие новых культурных растений, такие как картофель, огурцы, помидор, зеленый лук, морковь и другие овощи, приведшие к заметному увеличению в материальном составе пищи доли зерновых культур. Кроме того с развитием пчеловодство и птицеводство в системе питания чуйских кыргызов появились новые продукты. В целом традиционно региональный характер пищи и способы её приготовления не подверглись существенным изменениям, пища не утратила своего сезонного характера с преобладанием молочных и мясных продуктов. Дополнительным ингредиентом послужили продукты растительного происхождения. Продукты
овощеводства и садоводства обеспечивали организм человека необходимым количеством белков, жиров, углеводов, крахмала и других ферментов.
Заметное воздействие на изменение системы питания чуйских кыргызов оказывали межэтнические контакты. В этнографической науке давно доказано, что расселение различных народов на территории одной долины оказывало большое воздействие на дальнейшее развитие различных компонентов материальной культуры, в том числе системы питания того или иного народа [17]. Для доказательства данного тезиса приведем следующую таблицу (таблица 1), которая была составлена на основе статистических данных Всесоюзной переписи 1939 года.
Таблица 1. Национальный состав и его разделение по городским и сельским поселениям Чуйской долины (по данным переписи населения 1939 г.) [18]
общее количество населения по Фрунзенской обл. от общего количества населения
в % от
№ название этниче- количество общ. ко- городское сельское
ских групп населения личества населения население население
1 кыргызы 141884 29.5 9874 132010
2 русские 184549 38.3 82559 101990
3 украинцы 97983 20.3 17312 80671
4 казахи 16112 3.4 4665 11447
5 немцы 10576 2.2 1246 9330
6 узбеки 7680 1.6 4377 3303
7 татары 5820 1.2 4143 1677
8 дунгане 4574 0.9 1004 3569
9 мордвины 1899 0.4 830 1069
10 уйгуры 1556 0.3 1170 386
11 еврейи 1278 0.3 1129 149
12 другие народы 7752 1.6 3084 4668
итоги: 481662 100.0 131393 350269
Таким образом, в изменении системы питания кыргызов Чуйской долины в 20-40-е годы заметное воздействие оказывало расселение различных этнических групп на территории данной области.
Производственные, культурные, социальные, бытовые и семейные контакты кыргызов с представителями других этнических групп оказывали положительное воздействие на развитие системы питания кыргызов в указанный хронологический период. По сообщениям информаторов, в 30-е годы прошлого столетия наиболее «модными» в повседневной и бытовой культуре кыргызского населения Чуйской долины явились влияние культуры татарского и башкирского сельского населения. Поэтому, в системе питания кыргызов равнинной части Чуйской долине большей популярностью пользовались татарские мучные блюда.
Таким образом, особенности системы питания кыргызов Чуйской долины в 20-40-е годы ХХ века заключалось в следующем:
- во-первых, в системе питания кыргызов указанной долины сохранялась традиционная пищевая модель;
- во-вторых, в системе питания кыргызов Чуйской долины раньше чем в других долинах формировались и дополнялись новыми продуктами, субпродуктами и полуфабрикатами, получаемыми от овощеводства, огородничества, садоводства и бахчеводства;
- в-третьих, раньше чем в других долинах пополнялись новыми продуктами, изготовленными в пищевых комбинатах;
- в-четвертых, в системе питания кыргызов Чуйской долины сохранялась некоторая сезонность в употреблении пищевых продуктов.
Литература
1. Арутюнов С. А. Введение // Этнография питания народов стран зарубежной Азии. Опыт
сравнительной типологии. М.: Наука, 1981. С. 4.
2. Кочкунов А. С. Система питания кыргызов (опыт этнологического анализа соотношений
традиций и инноваций) // Manas universiteti.-Sosyal bilimler dergisi, 2003. № 8. С. 213-233.
3. Абрамзон С. М. Влияние процесса сближения наций на изменение семейного быта народов Средней Азии и Казахстана // Материалы Всесоюзного координационного совещания по проблеме «Развитие национальных отношений в условиях перехода от социализма к коммунизму. М., 1963. Вып. 2.
4. Абрамзон С. М. Влияние перехода к оседлому образу жизни на преобразования социального строя, семейно-бытового уклада и культуры прежних кочевников и полукочевников на примере казахов и киргизов // ТИЭ АН СССР. Новая серия. Т. 98. (Очерки по истории хозяйства народов Средней Азии и Казахстана). Л.: Наука, 1973. С. 235-248.
5. Омурбеков Ч. К. Роль социально-культурных факторов в развитии пищевого рациона киргизов // Взаимосвязь социальных и этнических факторов в современной и традиционной культуре. Сборник статей. М.: ИЭ АН СССР, 1983. С. 92-202.
6. Ильясов С. И. Переход к оседлости и его значение в преобразовании культуры и быта киргизов. М.: Наука, 1964. 9 с.
7. Жоробеков Ж. Этнодемографические процессы в Кыргызстане (вчера, сегодня, завтра). Б.: Баис, 1997. 247 с.
8. Батырбаева Ш. Д. Население Кыргызстана в 20-50-е годы ХХ века: историко-демографический анализ. Б., 2003.
9. Борсокбаева С. С. Социология питания: методология и проблемы. Б., 2004.
10. Погорельский П., Батраков В. Экономика кочевого аула Киргизстана. М., 1930.
11. Сахаров М. Г. Оседание кочевых и полукочевых хозяйств Киргизии. М.: Центр. бюро краеведения, 1934. 227 с.
12. Бежкович А. С. Историко-этнографические особенности киргизского земледелия // ТИЭ. Нов. сер. Т. 98. Л., 1973. С. 32-699.
13. Всесоюзная перепись населения 1926 года. Киргизская АССР. Т. VIII. М., 1928. С. 200-204.
14. Полевые записи автора. Т. 8, 2010. Села Эпкин, Кен-Булун, Сары-Джон Иссык-Атинского района, Чуйская область.
15. Полевые записи автора. Т. 10, 2012. Села Карагул, Онбир-Джилга, Дон-Арык Чуйского района, Чуйская область.
16. Полевые записи автора. Т. 11, 2014. Села Кароол-Добе, Бейшеке, Джаны-Алыш Кеминского района, Чуйская область.
17. Козлов В. И. Изменения в расселении и урбанизация народов СССР как условия и факторы этнических процессов // Современные этнические процессы в СССР. 2-е изд. М, 1977.
18. Всесоюзная перепись населения 1939 года: Основные итоги. Под ред. Ю. А. Полякова. М., 1992. С. 79.
The national socialist pedagogy: goals and theoretical basis
Chopova V.
Национал-социалистическая педагогика: цели и теоретическая основа
Чопова В. Е.
Чопова Виктория Евгеньевна / Chopova Victoria — студент, факультет истории, социологии и международных отношений, Кубанский государственный университет, г. Краснодар
Аннотация: в статье анализируются теоретические положения национал-социалистической педагогики в Германии и роль в становлении личности, соответствующей политическому режиму государства.
Abstract: the article analyzes the theoretical propositions of the national socialist pedagogy in Germany and their role in the formation ofpersonality, the relevant political regime of the state.
Ключевые слова: педагогическая наука, национал-социализм, Германия. Keywords: pedagogical science, national-socialism, Germany.
Педагогическая наука, благодаря своему воспитательному и образовательному потенциалу, является одной из основополагающих отраслей знаний в любом государстве. Однако приходится признать, что порой конечный позитивный результат - формирование развитой в интеллектуальном и творческом отношении личности, подменяется диаметрально