Научная статья на тему 'Особенности системы оценивания в электронном обучении'

Особенности системы оценивания в электронном обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
321
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОЦЕНИВАНИЕ / ТЕСТИРОВАНИЕ / ВЗАИМООЦЕНИВАНИЕ / САМООЦЕНИВАНИЕ / ФИНАЛЬНАЯ РАБОТА / ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ганзюкова Ольга Юрьевна

В статье выделяются основные виды оценивания в электронном обучении. Рассматриваются особенности тестирования, взаимооценки, самооценки и написание финальной работы в электронном обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности системы оценивания в электронном обучении»

2) Овладение основными сферами жизнедеятельности современного человека, гуманизирующими личность и отношения между людьми; художественное и техническое творчество; забота о здоровье и жилье; охрана природы и среды обитания; общение с родителями и друзьями; совместные экскурсии и путешествия; оказание помощи и другое.

3) Освоение материальных и духовных ценностей общечеловеческой и национальной культуры: научных, художественных, технических нравственных и воспроизводство в творческих видах деятельности.

4) Формирование опыта гражданского поведения.

5) Накопление опыта эмоционально-насыщенных ситуаций гуманного поведения.

6) Овладение ситуациями реальной ответственности, самостоятельности. Экономическое мышление и соответственно культура, формируются не только на занятиях по экономике, но и на основе знаний по педагогике, истории, географии, психологии, праву, информатике, математике и другим общеобразовательным дисциплинам. Образовательная область экономики должна опираться на интеграцию экономических знаний в общем комплексе изучаемых предметов.

Список литературы

1. Обращение Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева к Олий Мажлису // Сельская

жизнь. Т., 2017. 23декабря. № 153-154 (8861). С. 1-2.

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ В ЭЛЕКТРОННОМ

ОБУЧЕНИИ Ганзюкова О.Ю.

Ганзюкова Ольга Юрьевна — преподаватель, кафедра лингвистики и международной коммуникации, Луганская государственная академия культуры и искусств им. М. Матусовского, г. Луганск, Украина

Аннотация: в статье выделяются основные виды оценивания в электронном обучении. Рассматриваются особенности тестирования, взаимооценки, самооценки и написание финальной работы в электронном обучении.

Ключевые слова: электронное обучение, оценивание, тестирование, взаимооценивание, самооценивание, финальная работа, формирующее оценивание.

Современные технологии позволяют модернизировать учебный процесс, оптимизировать механизм получения знаний и сделать образование доступным для большего количества людей. Интернет-технологии на сегодняшний день являются ведущими в сфере образовательных услуг. Соответственно новые подходы требуют разработки новых эффективных средств. В обучении через интернет одним из важных вопросов является система контроля и оценивания знаний, умений и навыков. Методы оценивания, которые существуют в традиционной системе обучения, не отвечают задачам электронного обучения.

Многие авторы уделяют внимание теме оценивания в электронных курсах [3; 4; 5], но ведущими в этой области остаются разработки зарубежных коллег [1; 2]. Успешное воплощение существующих теорий можно увидеть на курсах открытых университетов, таких как Coursera и EdX [5].

Существует большое количество видов оценивания в электронном обучении, среди которых выделяется четыре основных: тестирование, взаимооценивание, самоооценивание, написание финальной работы [5].

Традиционным видом оценивания является тестирование. Вопросы тестирования составляются в строгом соответствии с изложенным материалом на основе источников, рекомендованных для изучения. Вопросы творческого характера либо факты, которые присущи теме, но не были изучены, не могут содержаться в тестах. В электронном обучении допускается несколько попыток прохождения тестов. В данном виде оценивания существует возможность узнать правильные ответы после прохождения теста, что влияет на эффективность усвоения материала [1; 4].

Одним из эффективных и популярным среди слушателей является взаимное оценивание, при котором обучающиеся оценивают работы друг друга. Для того чтобы избежать предвзятости и учесть

возможные пробелы в знаниях по предмету в практике электронного обучения существует несколько принципов, которых желательно придерживаться в процессе взаимного оценивания.

1. В процессе подготовки заданий для взаимного оценивания необходимо отобрать такой материал, в котором не будет содержаться фактологический материал. Больше всего для такого вида оценивания подойдут задания творческого характера, с предварительным пояснением цели, требований, структуры работы.

2. Взаимное оценивание должно быть анонимным. Среди проверяющих так же могут быть и преподаватели.

3. Одну работу оценивает несколько слушателей, наиболее эффективным считается оценивание, которое выполняется тремя-пятью проверяющими.

4. Взаимное оценивание должно сопровождаться комментарием того, кто оценивает работу.

Еще одним видов оценивания в электронном обучении является самооценивание. Самооценивание является личностно-направленным видом оценивания и помогает самостоятельно выстроить процесс обучения самим слушателем. Правильная и объективная самооценка знаний может повысить качество обучения в том случае, если слушателю предоставляется средство измерения в виде шкалы компетентности от нулевого уровня до уровня полного овладения с возможностью дальнейшей передачи.

К заданиям самооценки можно отнести вопросы с множественным выбором ответа, заполнение пропусков, установление соответствий, составление и ли решение кроссвордов, восстановление последовательности [3].

Заключительным видом оценивания является написание финальной работы по курсу, в ходе которой обучающиеся предоставляется проявить умения и навыки, полученные в ходе изучения данного курса. В данном случае проверку уже осуществляют преподаватели курса. Возможна также и устная защита работы, которая осуществляется в режиме онлайн [1].

Немаловажным также является обсуждение результатов оценивания на форуме курса, в ходе которого слушатели могут задать интересующие их вопросы преподавателям, а также поделиться мнением и идеями относительно тематики заданий.

Важным является то, что оценивание в электронных курсах является прозрачным. Достигается это также за счет того, что обучающийся может видеть вся свои результаты в профиле в специальной таблице, что дает возможность следить за прогрессом.

Таким образом, на сегодняшний день в электронном обучении существует уже сложившаяся и эффективная система оценивания. Методы и виды оценивания сходны с традиционными, но имеют свою специфику. Можно говорить о том, что эти методы не только обеспечивают проверку и контроль знаний, умений и навыков, но и является формирующим, так как они обеспечивают обратную связь. Остается опасение по поводу несамостоятельного выполнения слушателями заданий. Но с помощью современных технологий эта проблема также решается. На современных образовательных платформах существуют инструменты, позволяющие отслеживать процесс выполнения заданий слушателями с помощью видеокамеры. Поэтому можно считать электронное образование не только доступным, но и вполне качественным.

Список литературы

1. Bates A. W. Technology, E-leaming and Distance Education: 2nd Edition. Routledge Studies in Distance Education, 2005. 246 с.

2. Yu-Liang Ting. Using mobile technologies to create interwoven leaming interactions: Anintuitive design and its evaluation // Computers & Education. Vol. 60, 2013. P. 1-13. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sciencedirect.com/ (дата обращения: 06.04.2018).

3. Дынник К. Элементы и критерии самооценки знаний как необходимые составляющие открытого образования (25 июня 2015 г.). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-learning.by/Article/Elementy-i-kriterii-samoocenki-znanij-kak-neobhodimye-sostavljajuschie-otkrytogo-obrazovanija/ELearning.html/ (дата обращения: 06.04.2018).

4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 272 с.

5. Титова С. Цифровые технологии в языковом обучении: теория и практика. Издательство: Эдитус, 2017. 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.