2) Овладение основными сферами жизнедеятельности современного человека, гуманизирующими личность и отношения между людьми; художественное и техническое творчество; забота о здоровье и жилье; охрана природы и среды обитания; общение с родителями и друзьями; совместные экскурсии и путешествия; оказание помощи и другое.
3) Освоение материальных и духовных ценностей общечеловеческой и национальной культуры: научных, художественных, технических нравственных и воспроизводство в творческих видах деятельности.
4) Формирование опыта гражданского поведения.
5) Накопление опыта эмоционально-насыщенных ситуаций гуманного поведения.
6) Овладение ситуациями реальной ответственности, самостоятельности. Экономическое мышление и соответственно культура, формируются не только на занятиях по экономике, но и на основе знаний по педагогике, истории, географии, психологии, праву, информатике, математике и другим общеобразовательным дисциплинам. Образовательная область экономики должна опираться на интеграцию экономических знаний в общем комплексе изучаемых предметов.
Список литературы
1. Обращение Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева к Олий Мажлису // Сельская
жизнь. Т., 2017. 23декабря. № 153-154 (8861). С. 1-2.
ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ В ЭЛЕКТРОННОМ
ОБУЧЕНИИ Ганзюкова О.Ю.
Ганзюкова Ольга Юрьевна — преподаватель, кафедра лингвистики и международной коммуникации, Луганская государственная академия культуры и искусств им. М. Матусовского, г. Луганск, Украина
Аннотация: в статье выделяются основные виды оценивания в электронном обучении. Рассматриваются особенности тестирования, взаимооценки, самооценки и написание финальной работы в электронном обучении.
Ключевые слова: электронное обучение, оценивание, тестирование, взаимооценивание, самооценивание, финальная работа, формирующее оценивание.
Современные технологии позволяют модернизировать учебный процесс, оптимизировать механизм получения знаний и сделать образование доступным для большего количества людей. Интернет-технологии на сегодняшний день являются ведущими в сфере образовательных услуг. Соответственно новые подходы требуют разработки новых эффективных средств. В обучении через интернет одним из важных вопросов является система контроля и оценивания знаний, умений и навыков. Методы оценивания, которые существуют в традиционной системе обучения, не отвечают задачам электронного обучения.
Многие авторы уделяют внимание теме оценивания в электронных курсах [3; 4; 5], но ведущими в этой области остаются разработки зарубежных коллег [1; 2]. Успешное воплощение существующих теорий можно увидеть на курсах открытых университетов, таких как Coursera и EdX [5].
Существует большое количество видов оценивания в электронном обучении, среди которых выделяется четыре основных: тестирование, взаимооценивание, самоооценивание, написание финальной работы [5].
Традиционным видом оценивания является тестирование. Вопросы тестирования составляются в строгом соответствии с изложенным материалом на основе источников, рекомендованных для изучения. Вопросы творческого характера либо факты, которые присущи теме, но не были изучены, не могут содержаться в тестах. В электронном обучении допускается несколько попыток прохождения тестов. В данном виде оценивания существует возможность узнать правильные ответы после прохождения теста, что влияет на эффективность усвоения материала [1; 4].
Одним из эффективных и популярным среди слушателей является взаимное оценивание, при котором обучающиеся оценивают работы друг друга. Для того чтобы избежать предвзятости и учесть
возможные пробелы в знаниях по предмету в практике электронного обучения существует несколько принципов, которых желательно придерживаться в процессе взаимного оценивания.
1. В процессе подготовки заданий для взаимного оценивания необходимо отобрать такой материал, в котором не будет содержаться фактологический материал. Больше всего для такого вида оценивания подойдут задания творческого характера, с предварительным пояснением цели, требований, структуры работы.
2. Взаимное оценивание должно быть анонимным. Среди проверяющих так же могут быть и преподаватели.
3. Одну работу оценивает несколько слушателей, наиболее эффективным считается оценивание, которое выполняется тремя-пятью проверяющими.
4. Взаимное оценивание должно сопровождаться комментарием того, кто оценивает работу.
Еще одним видов оценивания в электронном обучении является самооценивание. Самооценивание является личностно-направленным видом оценивания и помогает самостоятельно выстроить процесс обучения самим слушателем. Правильная и объективная самооценка знаний может повысить качество обучения в том случае, если слушателю предоставляется средство измерения в виде шкалы компетентности от нулевого уровня до уровня полного овладения с возможностью дальнейшей передачи.
К заданиям самооценки можно отнести вопросы с множественным выбором ответа, заполнение пропусков, установление соответствий, составление и ли решение кроссвордов, восстановление последовательности [3].
Заключительным видом оценивания является написание финальной работы по курсу, в ходе которой обучающиеся предоставляется проявить умения и навыки, полученные в ходе изучения данного курса. В данном случае проверку уже осуществляют преподаватели курса. Возможна также и устная защита работы, которая осуществляется в режиме онлайн [1].
Немаловажным также является обсуждение результатов оценивания на форуме курса, в ходе которого слушатели могут задать интересующие их вопросы преподавателям, а также поделиться мнением и идеями относительно тематики заданий.
Важным является то, что оценивание в электронных курсах является прозрачным. Достигается это также за счет того, что обучающийся может видеть вся свои результаты в профиле в специальной таблице, что дает возможность следить за прогрессом.
Таким образом, на сегодняшний день в электронном обучении существует уже сложившаяся и эффективная система оценивания. Методы и виды оценивания сходны с традиционными, но имеют свою специфику. Можно говорить о том, что эти методы не только обеспечивают проверку и контроль знаний, умений и навыков, но и является формирующим, так как они обеспечивают обратную связь. Остается опасение по поводу несамостоятельного выполнения слушателями заданий. Но с помощью современных технологий эта проблема также решается. На современных образовательных платформах существуют инструменты, позволяющие отслеживать процесс выполнения заданий слушателями с помощью видеокамеры. Поэтому можно считать электронное образование не только доступным, но и вполне качественным.
Список литературы
1. Bates A. W. Technology, E-leaming and Distance Education: 2nd Edition. Routledge Studies in Distance Education, 2005. 246 с.
2. Yu-Liang Ting. Using mobile technologies to create interwoven leaming interactions: Anintuitive design and its evaluation // Computers & Education. Vol. 60, 2013. P. 1-13. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sciencedirect.com/ (дата обращения: 06.04.2018).
3. Дынник К. Элементы и критерии самооценки знаний как необходимые составляющие открытого образования (25 июня 2015 г.). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-learning.by/Article/Elementy-i-kriterii-samoocenki-znanij-kak-neobhodimye-sostavljajuschie-otkrytogo-obrazovanija/ELearning.html/ (дата обращения: 06.04.2018).
4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 272 с.
5. Титова С. Цифровые технологии в языковом обучении: теория и практика. Издательство: Эдитус, 2017. 240 с.