Научная статья на тему 'Особенности системы образования в Китае: историческая ретроспектива и современное состояние'

Особенности системы образования в Китае: историческая ретроспектива и современное состояние Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
992
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мировое образовательное пространство / образовательная концепция / «Один пояс – один путь» / образование / Китай / world educational space / educational concept / education / “One Belt – One Road” / China

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т. С. Еремеева, Я. В. Кальницкая

Анализируются общие тенденции и особенности современного состояния образовательной системы Китая. Представлен экскурс в историю развития образования в Китае. Рассматриваются последствия реформ, принятых в предшествующие десятилетия и государственная политика в области образования. Изучаются российско-китайские обмены и сотрудничество в области технологий и инноваций в соответствии с концепцией «Один пояс – один путь».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of the Education System in China: Historical Retrospective and Modern State

The general trends and features of the current state of the Chinese educational system are analyzed. An excursus to the history of education development in China is presented. The consequences of reforms adopted in previous decades and the state education policy are analyzed. Russian-Chinese exchanges and cooperation in the field of technology and innovation in accordance with the concept of “One Belt, One Road” are considered.

Текст научной работы на тему «Особенности системы образования в Китае: историческая ретроспектива и современное состояние»

ЕВРАЗИЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО:

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ

УДК 371(510) ББК 74.04(5Кит)

DOI 10.22394/1682-2358-2019-3-27-35

T.S. Yeremeeva, Candidate

of Sciences (Pedagogies), Docent of the Social Work Department, Dean of the Faculty of Social Sciences, Amur State University

Ya.V. Kalnitskaya, master's student of Amur State University

PECULIARITIES OF THE EDUCATION SYSTEM IN CHINA: HISTORICAL RETROSPECTIVE AND MODERN STATE

The general trends and features of the current state of the Chinese educational system are analyzed. An excursus to the history of education development in China is presented. The consequences of reforms adopted in previous decades and the state education policy are analyzed. Russian-Chinese exchanges and cooperation in the field of technology and innovation in accordance with the concept of "One Belt, One Road" are considered.

Key words and word-combinations: world educational space, educational concept, education, "One Belt - One Road", China.

Т.С. Еремеева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы, и.о. декана факультета социальных наук Амурского государственного университета (email 78tan@maH.ru)

Я.В. Кальницкая, магистрант Амурского государственного университета (email trudogdlik2De@mail.ru)

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ: ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

Аннотация. Анализируются общие тенденции и особенности современного состояния образовательной системы Китая. Представлен экскурс в историю развития образования в Китае. Рассматриваются последствия реформ, принятых в предшествующие десятилетия и государственная политика в области образования. Изучаются российско-китайские обмены и сотрудничество в области технологий и инноваций в соответствии с концепцией «Один пояс - один путь».

Ключевые слова и словосочетания: мировое образовательное пространство, образовательная концепция, «Один пояс - один путь», образование, Китай.

Кч

ачественное образование имеет важное значение для населения современного

Вестник Поволжского института управления • 2019. Том 19. № 3

27

Китая: получение образования воспринимается здесь как необходимый жизненный этап. Отсутствие диплома о высшем образовании означает невозможность достижения высокого уровня качества жизни и самореализации. Китайское общество имеет уникальный исторически сформировавшийся подход к образованию, который тесно связан с социальными и культурными корнями. Конфуцианство, считающееся «культурным наследием» страны, вошло в жизнь китайцев и влияло на их образ мышления на протяжении тысячелетий, сыграв значительную роль в формировании китайской культуры. Конфуцианская трактовка образования — основополагающая содержательная компонента китайской традиционной культуры, являющейся духовным богатством китайцев. Образование в древнем Китае полностью основывалось на культурных факторах, таких как нравственное самосовершенствование, приобретение знаний и принесение пользы обществу. Многие аспекты конфуцианской культуры имеют важное практическое значение и в современном социальном образовании.

Конкуренция за социальный статус начинается с раннего детства, когда происходит формирование целевой установки на жизненную необходимость получения диплома и специальности для обеспечения личного и общественного благополучия. Дети и подростки осознают значимость образования — это важнейший пункт их воспитания. Китайцы невероятно усердны и старательны, школьники и студенты много учатся и ежедневно воспринимают огромное количество информации.

Китай является страной с быстро растущим уровнем грамотности населения, в том числе крестьянского, составляющего большую его часть. До 1945 г. около 80% населения Китая были неграмотными и малограмотными, сегодня 99% китайской молодежи (в возрасте 15—24 лет) грамотные. В 1980-м г. всего 12% детей заканчивали полную среднюю школу, в настоящее время — 80%. Неграмотными в современном Китае остаются лишь 15% взрослого населения. Другой важный показатель — количество неграмотных женщин в возрастной группе от 15 до 24 лет: их всего 4%, что доказывает эффективность борьбы с неграмотностью за последние 25 лет и косвенно свидетельствует о положении женщин в семье и обществе. Сейчас девушки стремятся к тому, чтобы получить хорошее образование, профессию, построить карьеру, тем самым обретя финансовую независимость как от родителей, так и от мужа [1]. Несмотря на бедность значительной части населения, Китай превратился в самую быстроразвивающуюся страну и менее чем за 70 лет построил крупнейшую в мире систему образования, гарантируя право на образование каждому из сотен миллионов своих граждан. Во времена Мао Цзэдуна, движимого марксистко-ленинскими идеями, перенимался образовательный опыт Советского Союза. Изучение передового образовательного опыта в сочетании с реалиями Китая сыграло большую роль в реформировании старой системы образования.

Еще 40 лет назад традиционное обучение представляло собой следующую схему — классная доска, книга, «мел до конца», отсутствие технических условий обучения и информационного сопровождения учебного процесса в общей и высшей школе. Сегодня ситуация кардинально изменилась, государство зна-

28 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2019. Vol. 19. № 3

чительно усилило информатизацию образования. Активно используются последние достижения в области информационных образовательных технологий. Большинство вузов Китая оборудованы современными лабораториями, имеют огромные научные библиотеки с оцифрованными фондами и все необходимые условия для совершения учащимися и сотрудниками научных открытий. Несмотря на некоторые ограничения, доступность Интернета в начальных и средних школах по всей стране составляет 93%, более 4 млн детей в отдаленных сельских районах могут получать такое же качественное образование, что и городские дети [2].

Сегодня Китай обогнал Соединенные Штаты Америки по количеству космических запусков. В стране производятся оригинальные и высококачественные продукты, она является мировым центром передовых исследовательских и инновационных проектов. Маркировка «Сделано в Китае» стала лидирующим положительным имиджем в области производства товаров и услуг. Эту страну можно назвать инновационным чудом. Стремление людей к лучшей жизни становится все сильнее, а качественное образование является важной частью растущих потребностей людей.

У образования есть определенные законы развития: с одной стороны, оно должно адаптироваться и содействовать всестороннему развитию людей, а с другой — способствовать социальному прогрессу. Повышение качества жизни и удовлетворение социальных потребностей должно измеряться качеством образования. Завоевание инициативы в ужесточающейся международной конкуренции зависит от развития науки и техники. Практические результаты научно-исследовательской деятельности свидетельствуют о том, что образование в Китае достаточно хорошо отлажено по полному циклу обучения, от школ до НИИ и конструкторских бюро. Во многом благодаря образованию, Китай развивается быстрыми темпами и добивается высоких результатов, становясь сильной страной с человеческими ресурсами. Базовое образование является основой качественного образования в стране, оно имеет четкую структуру, относительную стабильность.

«Создание сильной образованной страны — основное направление в проекте омоложения китайской нации» [3]. Это решение 19-го Национального конгресса Коммунистической партии Китая вдохновляет китайский народ и в сфере образования. «Лучшее образование и лучшая жизнь» — это не только громкие слова. В течение долгого времени Коммунистическая партия КНР отдает приоритет образованию и осуществляет стратегию укрепления страны посредством науки и образования. Омоложение науки и образования становится одной из важных задач развития партии и страны.

В 1978 г. доля начальных школ в Китае составляла 60,5%; в колледжах, и университетах было 856 тыс. учащихся и только 10 тыс. аспирантов. В настоящее время в Китае насчитывается 514 тыс. школ всех типов, в которых учатся 270 млн человек, а масштабы образования занимают первое место в мире. Популярность образования на всех уровнях значительно возросла, достигнув и даже превысив средний уровень развития стран со средним и высоким уровнем дохода [4].

Вестник Поволжского института управления • 2019. Том 19. № 3 /9

В 1986 г. в Китае вышел Закон об обязательном образовании [5]. С его введением увеличились отчисления на нужды образования, значительно улучшились условия обучения, а квалификация преподавательского состава существенно повысилась. После 30 лет развития и преобразований в образовании деятельность достигла значительных успехов, что придало мощный импульс социально-экономическому развитию Китая. Общий уровень развития образования значительно повысился, и Китай вошел в группу стран с высоким уровнем индекса человеческого развития.

Согласно данным Программы развития ООН в 2014 г., индекс человеческого развития в Китае достиг 0,719 и вошел в число стран с высоким уровнем индекса человеческого развития, что свидетельствует о достижении страной высокого уровня экономического и социального развития. Образование сыграло в этом важную роль как один из важных критериев индивидуального и общественного статуса [6].

Государство всегда придавало большое значение и оплате труда профессорско-преподавательского состава. Закон об учителях, обнародованный в 1993 г., фактически гарантирует им права, защищает их интересы, четко предусматривая, что «средний уровень заработной платы учителей не должен быть ниже среднего уровня заработной платы гражданских служащих и должен непрерывно повышаться» для обеспечения достойной жизни. Одновременно Правительство КНР обнародовало План реформы и развития образования в Китае и предложило создать систему образования, отвечающую потребностям социалистической рыночной экономической системы и преобразованию политических и технологических систем [7] . В 1990-х годах в Китае появилась первая частная школа, с тех пор частное образование развивается быстрыми темпами. С 1993 г. предложена политика «активного поощрения, усовершенствования управления». В 2002 г. Закон о поддержке частного образования официально подтвердил правовой статус частных и государственных школ. Государство постоянно корректирует и совершенствует образовательную политику, активно направляя социальные силы на поддержку частного образования. В настоящее время в стране насчитывается более 170 тыс. частных школ, в которых обучаются более 51 млн человек. Частное образование превратилось из «полезного дополнения» в важную точку роста для развития образования и значительную силу для продвижения реформы образования [8] .

В XXI в. наука и техника развиваются все быстрее, а образование стало решающим фактором в конкурентной борьбе. В 1995 г. в Китае был запущен проект «100 вузов навстречу XXI веку»: 100 вузов-победителей получали дотации от государства. В 1998 г. проводился конкурс для вузов, которые должны были выйти на уровень лучших международных университетов — сейчас их в Китае 39. Таким образом, политика концентрации ресурсов на прорывных направлениях сработала и дала возможность подготовить высококвалифицированные кадры. Учебные заведения Китая обеспечивают три основных уровня образования: начальное, среднее и высшее. Дошкольные учебные уч-

30 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2019. Vol. 19. № 3

реждения — детские сады, похожие на российские. Китайские дети посещают их три года, начиная с трехлетнего возраста. Основной целью данных заведений является обучение детей элементарным знаниям, которые понадобятся при переходе в школу. Следующая ступень системы образования в Китае, это школа. Китайские дети посещают школу с шести лет. Начальная школа (хиохие, дает шестилетнюю программу обучения. Срок обучения в

средней школе (zhбngxuë, ^^ ) также шесть лет, в течение которых учащиеся переходят из средней школы низшей ступени (chйzhбng, ^Л^) в среднюю школу высшей ступени (gaozhбng, ). Выпускники средней школы высшей ступени по результатам прямых общенациональных экзаменов могут поступать в вузы. Система высшей школы Китая включает в себя университеты ^ахиё, и институты (хиёуиап, [8].

Генеральный секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Китая Си Цзиньпин определяет стремление народа к лучшей жизни как цель Коммунистической партии Китая и рассматривает образование как инструмент для улучшения качества жизни. На встрече с китайскими и иностранными журналистами он выдвигает лозунг: «Стремление людей к лучшей жизни — наша цель». Си Цзиньпин подчеркивает, что большую роль в качестве образования играют учителя, которым необходимо повышать профессиональный уровень и социальный статус.

Качественное образование играет важную вспомогательную роль для экономических преобразований, технологических инноваций, культурного процветания, улучшения условий жизни людей и социальной гармонии. Образование в Китае открыто для внешнего мира. Общее количество студентов, проходящих обучение на платной основе в вузах Китая, ежегодно растет и сегодня составляет более 19 тыс. человек. Китай стал крупнейшим в Азии местом для обучения зарубежных студентов и партнером ведущих мировых университетов. Институты и классы Конфуция распространены по всему миру. Сейчас в России обучаются 35 тыс. китайских студентов, подавляющее большинство из них — на коммерческой основе. Многие китайские студенты остаются в России после окончания университета и успешно управляют собственным бизнесом [9].

Продолжает расти популярность программы «Обучение в Китае», увеличивается влияние китайского языка и китайской культуры. Широкое распространение «Института Конфуция» во многих странах мира свидетельствует о том, что идеи конфуцианства заслуживают уважения и имеют практическое значение, особенно в сфере влияния на современное образование.

Положительную динамику в сфере образования эксперты связывают с реализацией Китаем инициативы «Один пояс — один путь», в которой Россия рассматривается как стратегически важный политико-экономический партнер. Одним из приоритетных направлений является укрепление международных отношений. Эта инициатива способствует обменам в области образования между странами. Китай также является лидером по отправке своих граждан для обучения за рубежом [10].

Вестник Поволжского института управления • 2019. Том 19. № 3 3 1

Все больше китайской молодежи отправляется учиться в Россию. Одно из преимуществ российского образования — это наличие довузовской подготовки для иностранных студентов, способствующей овладению навыками русского языка и успешной адаптации к особенностям учебного процесса в российских вузах. Довузовская форма подготовки помогает выбрать будущую специальность, определить мотивационный интерес и академически, социокультурно и психологически адаптироваться. За последние десять лет количество китайских студентов в российских вузах выросло в два раза. В 2007 г. в России на очной форме обучались 13 639 китайских граждан, в 2017 г. — 26 775. Статистика показывает, что количество обучающихся только по программам высшего профессионального образования и на подготовительных факультетах с 2016/17 по 2018/19 учебный год выросло на 31,28%, что приносит в государственную казну около 100 млрд рублей в год. Китай наладил регулярные обмены и сотрудничество с 46 крупными международными организациями, добился взаимного признания дипломов с 50 странами, укрепил сотрудничество в области образования более чем с 180 странами и регионами. Вес Китая в международном образовании становится все больше, а его влияние в мире растет [11].

В настоящее время система высшего образования Китая активно интегрируется в мировое образовательное пространство: существует большое количество соглашений о взаимном признании международных дипломов, подписанных Китаем и Российской Федерацией. Большинство людей стремятся получить хороший уровень образования в странах с высокими качественными показателями социального развития. Благодаря новым тенденциям в образовательном пространстве у китайских студентов повышается интерес к получению высшего профессионального образования за рубежом. В результате значительное количество иностранных студентов обучается в вузах России.

Политика российских университетов направлена на социально-педагогическое сопровождение иностранных студентов в период адаптации к образовательной среде с учетом не только их культуры, но и индивидуально-психологических характеристик личности. Развитие системы образования предъявляет повышенные требования к качеству подготовки дипломированных специалистов.Этому процессу способствует и то, что Россия входит в единое европейское образовательное пространство и укрепляет контакты с ведущими китайскими высшими учебными заведениями. Большое значение приобретает внедрение новых подходов к обучению, обеспечивающих наряду с его фундаментальностью и соблюдением требований Государственных образовательных стандартов развитие коммуникативных, творческих и профессиональных компетенций студентов. Кроме того, актуальной становится подготовка специалистов в условиях иной культуры, предполагающей активное вхождение в систему культурно-детерминированных ценностей, традиций, норм, правил поведения и общения. С 1948 по 1966 г. Советский Союз подготовил для Китая в общей сложности около 25 тыс. специалис-

32 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2019. Vol. 19. № 3

тов [12] . Лидеры Китая Цзян Цзэминь, Ли Пэн, Е Сюаньпин, ЦяньЦичэнь, Ли Гуйсянь, Не Ли, ЧжуЛилань и многие другие прошли обучение в бывшем Советском Союзе [13; 14] .

В современном Китае одним из способов получения образования стало обучение за рубежом. Все больше китайских родителей отправляют детей за границу в поисках качественного образования. В последнее время наметилась тенденция отправлять детей на обучение в зарубежные страны даже в раннем школьном возрасте. Одаренные дети и студенты, как правило, пользуются различными льготами при продвижении по образовательной «лестнице» — к их услугам государственные стипендии, субсидии предприятий, организаций и т.п.

Обучаясь в российских вузах, китайские студенты имеют возможность участвовать в научных исследованиях, стажировках и проходить практику в крупных российских компаниях и за рубежом. Одним из основных направлений миграционной политики в области содействия свободному перемещению обучающихся, научных и педагогических работников является повышение доступности образовательных услуг для иностранных граждан, включая совершенствование правил въезда в Российскую Федерацию и пребывания на ее территории иностранных граждан, в целях обучения в российских образовательных организациях. Преимущества российского образования очевидны: это традиционное и глубокое базовое образование, а расходы на обучение и проживание намного ниже, чем в большинстве европейских стран. Кроме того, китайцы традиционно интересуются русской культурой.

Число китайских студентов, обучающихся по программе «5-100», с каждым годом растет. Для китайцев престижным является получение инжеенер-ного образования в России. Среди популярных специализаций — нанотехно-логии, информатика, энергетика, машиностроение и архитектура. Китайцы также учатся по специальностям «Экономика», «Финансы и займы», «Химия», «Биология». В связи с потребностью в иностранном языке выпускники могут работать и в российских, и в китайских компаниях [15].

Российские вузы привлекают иностранных студентов разными возможностями: перспективными профессиями, инновационными лабораториями, стипендиями и программами двух дипломов. Ежегодно создаются новые направления обучения для иностранных студентов — от сетевой безопасности до технологического предпринимательства. Кроме того, проводятся летние семинары, уроки русского языка для китайских студентов, разрабатываются программы адаптации иностранцев. Приток иностранных студентов в российские вузы подтверждает высокий статус системы образования России, сумевшей выдержать сложности, связанные с ее реформированием. Россия и Китай продолжают изучать и продвигать совместные учебные проекты, академические обмены, сотрудничество в области технологий и инноваций.

Университеты являются важным источником технологических инноваций

Вестник Поволжского института управления • 2019. Том 19. № 3 33

и крупных изобретений и вносят позитивный вклад в продвижение Китая как технологически сильной страны с международным влиянием. В январе 2017 г. Государственный совет утвердил 13-й пятилетний план развития национального образования, в котором затронута тема всестороннего улучшения качества образования и принятия структурной реформы образования в качестве основного направления и предложено оптимизировать структуру распределения образовательных [16]. Планы страны по расширению и развитию высшего образования подробно описаны в ее Национальном плане в средне-и долгосрочной перспективе для реформирования и развития образования (2010—2020 годы). В этом документе намечено к 2020 г. увеличить общее число вузовских студентов до 33 млн (из них примерно 45% в трехлетних колледжах), повысить частный вклад в финансирование высшего образования и в целом улучшить его качество.

Образование в любой стране мира — это средство социализации в обществе, когда приобщение человека к культуре и социокультурным ценностям происходит через интериоризацию, путем усвоения культурных традиций. При этом акцент делается также и на общечеловеческие ценности, на готовность человека вступить в межкультурное взаимодействие. Образование представляет собой систему, где зарождаются и аккумулируются базовые ценностные ориентиры и идеология всего социума, определяя культурное, экономическое, научно-техническое и нравственное развитие общества. Целью образования является создание условий для формирования положительных свойств личности. Открытость системы образования, неравномерность и нелинейность ее развития предполагают интеграционные процессы в мировое образовательное пространство, адаптивность к новым условиям, обмен информацией и ресурсами, а также взаимодействие с различными зарубежными университетами.

Таким образом, обеспечение качественного образования в современном Китае — это адекватный ответ китайского правительства на вызовы времени с социально выраженным моральным аспектом. Развивая образование и инновационные проекты, Китай сможет занять высокое положение в жесткой международной конкуренции [17]. Качественное образование определяет будущее страны, оно влияет на все сферы жизни китайцев. Только всесторонне продвигая образование и поддерживая науку, КНР может ускорить развитие страны, заложить прочную основу улучшения качества жизни людей и национального омоложения.

Библиографический список

1. Об особенностях современной системы образования в КНР. URL: http:// akvobr.ru/

2. Зинковский А.В. Адаптация иностранных студентов к обучению в университетах России // Обучение иностранных студентов: состояние и перспективы. СПб. 1997. С. 37-43.

3. Программа развития Организации Объединенных Наций: индекс человеческого развития. URL: https://gtmarket.ru/news/2014/07/24/6843

4. Современные проблемы науки и образования. URL: https://www.science-education.ru/ru/ article/view?id=5280

5. URL: https://asia-business.ru/law/law3/education/

34 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2019. Vol. 19. № 3

6. Ван С. Факторы адаптации китаиских студентов к обучению на родине и за рубежом. // Ананьевские чтения - 2015: фундаментальные проблемы психологии: материалы научной конференции (20-22 окт. 2015 г.). СПб., 2015. С. 158-159.

7. Даниленко О.И., Ли Ц., СюиИ. Адаптивность китаиских студентов на разных этапах обучения в вузах России и Китая // под общ. ред. В.В. Калиты. Владивосток, 2015.

8. URL: https://www.vestifinance. ru/ articles/109352

9. URL: https://academia.interfax.ru/ru/analytics/research/2195/

10. URL: http://russian.china.org.cn/china/China_Key_Words/2018-12/04/content_74237957.htm

11. URL: https:// www-koi.useic.ru/re-entry/reencope.hlm; www.american.edu/IRVINE/sarah/ page4.html

12. Gopfert H. Auslanderfeindlichkeitdurch Unterricht. Konzeptionen und Alternativen fur Geschichte, Sozialkunde und Religion. Dusseldorf, 1985.

13. Evans LD, Kouros C, Frankel SA. Longitudinal Relations between Stress and Depressive Symptoms in Youth: Coping as a Mediator // Journal of Abnormal Child Psychology. 2015. № 43 (2). P. 355-368.

14. Lai H. The Study on the Stress and Influence Factors of Cross Cultural Adaptation of the International Students // Education and Teaching Research. 2014. № 28 (11). P. 37-41.

15. Li J. Relations between Coping Styles and Psychological Adaptability of Local College Students China // Journal of Health Psychology. 2014. № 22 (6). P. 932-935.

16. Novokhatko E.N. Model of Psychological Support of Migrants // Innovations in Education. 2008. № 1. P. 116-124.

17. Wang J., Wang C., Wang Z. The Investigation on Psychological Adaptation of Foreign Students in Beijing // Chinese International Education. 2014.

Вестник Поволжского института управления • 2019. Том 19. № 3 35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.