Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ СФЕРЫ'

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ СФЕРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Болонский процесс / европейская система высшего образования / Болонская декларация / академические кредиты / модернизация / Bologna process / European higher education system / Bologna Declaration / academic loans / modernization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О.А. Мальцева, В.В. Ноговицина, О.В. Пацук, Мушир Алам

Вступление в Болонский процесс России заостряет внимание на проблемах высшего образования и требует практических действий. Если образовательная система действительно сможет подтвердить свой статус конкурентоспособности, то авторитет России для зарубежных студентов и преподавателей продолжит расти. Если выявятся недостатки, то в дальнейшем потребуется осуществить необходимые изменения, что особенно важно учитывать при обучении студентов ракетно-космической сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — О.А. Мальцева, В.В. Ноговицина, О.В. Пацук, Мушир Алам

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE STUDENT EDUCATION SYSTEM SPACE ROCKET SPHERE

Russia's entry into the Bologna process focuses on the problems of higher education and requires practical action. If the educational system can really confirm its competitiveness status, then the authority of Russia for foreign students and teachers will continue to grow. If shortcomings are revealed, then in the future it will be necessary to make the necessary changes, which is especially important to take into account when teaching students in the rocket and space sphere.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ СФЕРЫ»

УДК 378.1:629.76/78

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ СФЕРЫ

1 112

О. А. Мальцева , В. В. Ноговицина , О. В. Пацук , Мушир Алам

1 Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 2 Университет Алигарх Маслим, г. Алигарх, Индия E-mail: ора!8ик@тай.ги

Вступление в Болонский процесс России заостряет внимание на проблемах высшего образования и требует практических действий. Если образовательная система действительно сможет подтвердить свой статус конкурентоспособности, то авторитет России для зарубежных студентов и преподавателей продолжит расти. Если выявятся недостатки, то в дальнейшем потребуется осуществить необходимые изменения, что особенно важно учитывать при обучении студентов ракетно-космической сферы.

Ключевые слова: Болонский процесс, европейская система высшего образования, Болонская декларация, академические кредиты, модернизация

FEATURES OF THE STUDENT EDUCATION SYSTEM SPACE ROCKET SPHERE

O. A. Maltseva1, V. V. Nogovitsyna1, O. V. Patsuk1, Musheer Alam2

1 Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation 2Aligarh Muslim University, Aligarh, India E-mail: оpatsuk@mail.ru

Russia's entry into the Bologna process focuses on the problems of higher education and requires practical action. If the educational system can really confirm its competitiveness status, then the authority of Russia for foreign students and teachers will continue to grow. If shortcomings are revealed, then in the future it will be necessary to make the necessary changes, which is especially important to take into account when teaching students in the rocket and space sphere.

Keywords: Bologna process, European higher education system, Bologna Declaration, academic loans, modernization.

Болонский процесс является важным компонентом европейской интеграции, процессом гармонизации и единения систем образования стран Европы с целью создания целостного европейского пространства высшего образования. Он зарождался в европейской системе высшего образования на протяжении десятилетий [1].

Параметры Болонского процесса условно подразделяют на три группы:

1. Обязательные параметры Болонского процесса: трёхуровневая система высшего образования; академические кредиты ECTS, академическая мобильность студентов, преподавателей и административного персонала вузов; европейское приложение к диплому; контроль качества высшего образования; создание единого европейского исследовательского пространства.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3

2. Рекомендательные параметры: унитарные европейские оценки; активное участие студентов; социальная поддержка малообеспеченных студентов; образование на протяжении всей жизни.

3. Факультативные параметры Болонского процесса: гармонизация содержания образования по направлениям подготовки; нелинейные траектории обучения студентов, курсы по выбору; модульная система; дистанционное обучение, электронное прохождение курсов; академические оценки студентов и преподавателей.

В России высшее профессиональное образование нуждается в изменении. Считается, что даже в неизменном состоянии общества, обновление высшего образования произойдет через 25-30 лет. Международная практика такого реформирования считает, что обновление должно сосредоточиться на модернизации содержания образования и структуры образования, технологии обучения и ресурсного обеспечения.

Присоединение России к Болонскому процессу осенью 2003 г. дало возможность сделать реформу отечественного образования содержательной и последовательной. Однако, вступление нашей страны в Болонский процесс заостряет внимание на проблемах высшего образования и требует практических действий и, в связи с этим, появляется вопрос о масштабности планируемых перемен. Считается возможным отграничить радикальные реформы по всем направлениям, если они требуются, но при этом, никакие серьезные реформы не отвергаются.

Имеются все основания ожидать образовательные выгоды от введения многоуровневой системы высшего образования. Так, аналогичные европейскому образованию, российские образовательные степени бакалавр - магистр - доктор будут являться понятными не только в Европе, но и по всему миру. Осуществятся дополнительные потоки студентов из стран Азии и Африки, так как диплом российских вузов станет европейским и станет полностью признаваться в едином образовательном пространстве.

Первое преимущество Болонского процесса содержится в двухуровневой системе высшего образования. Она подразделяется на бакалавриат и магистратуру. Такая система позволяет повысить уровень профессионального образования студентов. По окончании бакалавриата студент может подать заявку на получение степени магистра с целью достижения более высокой профессиональной должности. Также, такая система позволяет гибко изменять профиль обучения, что важно в рыночной среде, которая очень изменчива. Кроме того, подразумевается, что студент имеет возможность получить степень бакалавра в одной области и иметь степень магистра в другой [2].

Главное достоинство Болонской системы - это студенческая мобильность. Она говорит о том, что студент, который начал обучение в университете в одной стране, может перейти в университет в другой стране и завершить учебу, получив соответствующий диплом о высшем образовании. Помимо этого, в будущем планируется юридически стандартизировать дипломы стран-участниц Болонского процесса. Это даст возможность студентам перемещаться по странам в поисках подходящей работы.

Третий, не менее важный положительный аспект, заключается в том, что Болонский процесс сформирует условия для создания конкурентного рынка для профессионалов с высшим образованием.

Помимо достоинств Болонской системы у нее также имеются и недостатки. Первый весомый недостаток - это сокращение времени обучения в университете. Такое новшество, несомненно, повлияет на качество обучения студентов. Более того, после получения степени бакалавра, многие прекращают учебу, не думая, что на этом этапе они приобретают только базовые знания, которых в дальнейшем может оказаться недостаточно на практике [3].

Другой недостаток заключается в том, что многие цели Болонского процесса в большей степени ориентированы на развитые страны. Это объясняется тем, что выпускники университетов начнут думать о переезде в другую страну, в поисках работы с более высокой

заработной платой и хорошими условиями труда. А это означает только потерю профессионалов.

Также следует рассмотреть влияние такого обучения для технических специальностей. Так, студенты Института космической техники (ИКТ) работают в области практической космонавтики и ракетостроения, создают новые конструкции узлов и агрегатов летательных аппаратов, занимаются патентованием найденных новых технических решений. Он охватывает такие специальности как: авиационный инженер, инженер по испытаниям ракетных двигателей, инженер-конструктор по ракетостроению, проектировщик антенно-фидерных устройств космических аппаратов, проектировщик жизненного цикла космических сооружений и т.д.

Разберёмся на примере такой специальности как проектирование авиационных и ракетных двигателей. Бакалавр - это степень высшего образования, при которой получаются исключительно базовые знания для своей профессии. В то время как программы обучения для магистров включают в себя дополнительную нагрузку углубленных теоритических сведений для возможности последующего продолжения студентом научной деятельности, то есть образование бакалавриат дает только минимум для освоения профессии.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что студентам ИКТ обязательно нужно учиться ещё и на магистра, ведь с минимальными знаниями в таких сложных специальностях невозможно будет работать. Во-первых, будет присутствовать настороженное отношение работадателей. Квалификация бакалавра сейчас очень сильно принижается обществом и сравнима со средне-специальным образованием. Работодатели зачастую считают ее неполным высшим и не спешат отдавать свои рабочие места под эти кадры. Во-вторых, будет присутствовать сильная конкуренция с выпускниками магистратур. В-третьих, ограничение карьерного роста.

По нашему мнению, учиться в этой области самому практически невозможно, в отличие от того, когда тебя будут учить преподаватели и профессора. В таких направлениях нельзя просто заучить, как в юриспруденции или экономике. Здесь нужна чёткость, слаженность и постоянная практика.

В заключение, следует отметить, что на сегодняшний день у Болонского процесса есть как плюсы, так и минусы. Очевидно, что нет необходимости заниматься расчетом и статистикой преимуществ и недостатков Болонской системы. Идея создания единой европейской системы образования эффективна и соответствует реалиям сегодняшнего дня, но внедрение этой системы все еще требует серьезного улучшения.

Библиографические ссылки

1. Алашкевич М. Ю., Байденко В. И., Боев О. В. «Мягкий путь» вхождения российских вузов в Болонский процесс. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. С. 15.

2. Владимиров А. И. Болонский процесс и его влияние на отечественную систему высшего образования. М.: РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, 2009.

3. Плюсы и минусы Болонского процесса [Электронный ресурс]. URL: http://vuzobr.ru (дата обращения 25.03.2021).

© Мальцева О. А., Ноговицина В. В., Пацук О. В., Мушир Алам, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.