Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА МЕТАЛЛООБРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ'

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА МЕТАЛЛООБРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
356
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука без границ
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / МЕТАЛЛООБРАБОТКА / ИСО 9000 / МЕТАЛЛУРГИЯ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петрушевский Виктор Павлович

Основой современной философии менеджмента качества на промышленных предприятиях является достижение высокого качества продукции при минимальных затратах и издержках производства. Возрастающая сложность производства продукции всегда требовала комплексного подхода к системе менеджмента качества. Внедрение только технического контроля не позволяло обеспечить должный уровень качества производимых товаров и оказываемых услуг. Обеспечить высокие хозяйственно-экономические показатели предприятия возможно только в случае соответствия продукции потребностям покупателя. Проблема качества продукции является насущной и актуальной для нашей действительности. Подобные требования послужили причиной создания техники управления качеством и разработки новых способов его улучшения. В данной статье рассмотрены особенности системы менеджмента качества на металлообрабатывающих предприятиях и проведен анализ особенностей формирования системы менеджмента качества на основании стандартов серии ИСО 9000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM AT METALWORKING ENTERPRISES

The basis of the modern philosophy of quality management in industrial enterprises is the achievement of high quality products with minimal costs and production costs. The increasing complexity of production has always required a comprehensive approach to the quality management system. The introduction of only technical control did not allow to ensure the proper level of quality of manufactured goods and services. It is possible to ensure high economic and economic indicators of the enterprise only if the products meet the needs of the buyer. The problem of product quality is urgent and relevant to our reality. Such requirements have led to the creation of quality management techniques and the development of new ways to improve it. This article discusses the features of the quality management system at metalworking enterprises, and analyzes the features of the formation of a quality management system based on the ISO 9000 series of standards.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА МЕТАЛЛООБРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ»

УДК 658.5.011

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА МЕТАЛЛООБРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Петрушевский Виктор Павлович, магистрант, Научный руководитель: Голиницкий Павел Вячеславович,

кандидат технических наук, доцент;

ФГБОУ ВО РГАУ - МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Российская Федерация

Аннотация: Основой современной философии менеджмента качества на промышленных предприятиях является достижение высокого качества продукции при минимальных затратах и издержках производства. Возрастающая сложность производства продукции всегда требовала комплексного подхода к системе менеджмента качества. Внедрение только технического контроля не позволяло обеспечить должный уровень качества производимых товаров и оказываемых услуг. Обеспечить высокие хозяйственно-экономические показатели предприятия возможно только в случае соответствия продукции потребностям покупателя. Проблема качества продукции является насущной и актуальной для нашей действительности. Подобные требования послужили причиной создания техники управления качеством и разработки новых способов его улучшения. В данной статье рассмотрены особенности системы менеджмента качества на металлообрабатывающих предприятиях и проведен анализ особенностей формирования системы менеджмента качества на основании стандартов серии ИСО 9000.

Ключевые слова: система менеджмента качества; металлообработка; ИСО 9000; металлургия; промышленность.

FEATURES OF THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM AT METALWORKING ENTERPRISES

Petrushevsky Victor Pavlovich, Master's student; Scientific supervisor: Golinitskiy Pavel Vyacheslavovich, Candidate of Technical Sciences,

Associate Professor;

Russian Timiryazev State Agrarian University, Moscow, Russia

Abstract: The basis of the modern philosophy of quality management in industrial enterprises is the achievement of high quality products with minimal costs and production costs. The increasing complexity of production has always required a comprehensive approach to the quality management system. The introduction of only technical control did not allow to ensure the proper level of quality of manufactured goods and services. It is possible to ensure high economic and economic indicators of the enterprise only if the products meet the needs of the buyer. The problem of product quality is urgent and relevant to our reality. Such requirements have led to the creation of quality management techniques and the development of new ways to improve it. This article discusses the features of the quality management system at metalworking enterprises, and analyzes the features of the formation of a quality management system based on the ISO 9000 series of standards. Keywords: Quality Management System; metalworking; ISO 9000; metallurgy; industry.

Для цитирования: Петрушевский, В. П. Особенности системы менеджмента качества на металлообрабатывающих предприятиях / В. П. Петрушевский. - Текст : электронный // Наука без границ. - 2021. -№ 6 (58). - С. 102-. - URL: https://nauka-bez-granic.ru/No-6-58-2021/5-58-2021/

For citation: Petrushevsky V.P. Features of the quality management system at metalworking enterprises // Scince without borders, 2021, no. 6 (58), pp. 102-

В настоящее время внедрение системы менеджмента качества на предприятиях промышленного направления является важной составляющей экономического успеха. Система менеджмента качества дает предприятию значительные преимущества перед конкурентами на внутреннем и внешнем рынках. Металлургия и металлообработка в свою очередь является одной из главных промышленных отраслей, что делает требования ранка основными [1]. Многие металлообрабатывающие предприятия провели успешную интеграцию систем менеджмента качества, что позволило значительно повысить уровень качества выпускаемой продукции.

Специфика систем менеджмента качества на металлообрабатывающих предприятиях обусловлена особенностью производства и обработки. Успех в работе системы менеджмента качества способствует изготовлению продукции высокого качества, что в свою очередь регулирует качество продукции в смежных отраслях машиностроения и производства пищевой упаковки [2].

Основной характеристикой металлообрабатывающей промышленности являются большие масштабы производства. Связано это с особенностями технологии производства и разнообразием видов продукции, которую выпускает одно конкретное предприятие из общей выборки. Сертификацию соответствия стандартам в подобном случае, как правило, проводят в рамках раздельных направлений производства. Основной же целью

металлообрабатывающих предприятий на рубеже 21 века стала реорганизация производства для перехода на полностью непрерывный процесс за счет использования современных научных наработок и технологий.

Металлообрабатывающая промышленность является одной из отраслей, ставящих ориентированность на внешний рынок как основную. Начиная с 2004 года на многих предприятиях были внедрены системы менеджмента качества, основанные на серии стандартов ИСО 9000. В настоящий момент все большее количество предприятий данного направления занимается активным внедрением систем менеджмента качества. Это позволяет оптимизировать производство и направить на экспорт конкурентоспособный товар, соответствующий не только российским, но и мировым стандартам.

Основой современной философии менеджмента качества на промышленных предприятиях является достижение высокого качества продукции при минимальных затратах и издержках производства [3].

Согласно ГОСТ Р ИСО 9000-2015 -«качество» определено как «Качество продукции и услуг организации определяется способностью удовлетворять потребителей и преднамеренным или непреднамеренным влиянием на соответствующие заинтересованные стороны» [4].

Стандарты серии ИСО 9000 были разработаны для успешного внедрения и функционирования эффектив-

ных систем менеджмента качества на предприятиях любого размера и направления деятельности. Серия стандартов включает в себя следующий перечень нормативных документов:

- К0-9000-2015 содержит в себе словарь терминов о системе менеджмента, свод принципов менеджмента качества;

- К0-9001-2015 включает в себя набор требований к системам менеджмента качества;

- К0-9004-2019 содержит в себе руководство по достижению устойчивого успеха любой организацией в сложной, требовательной и постоянно изменяющейся среде, путём использования подхода с позиции менеджмента качества [5];

- К0-19011-2018 является стандартом, описывающим методы проведения аудита в системах менеджмента, в том числе, менеджмента качества.

Совместно данные документы формируют единый комплекс стандартов, определяющих способы создания и функционирования системы менеджмента качества, которая способствует успешному взаимодействию между предприятиями и потребителями в сферах национальной и международной торговли.

Успешная реализация политики функционирования предприятия основана на прозрачном и системном способе управления. Успех достигается лишь при внедрении и поддержании системы менеджмента качества, направленной на постоянное улучшение производственной деятельности, учитывая все потребности и издержки [6, 7].

Совокупность стандартов ИСО 9000 четко различает требования к готовой продукции и требования к системе менеджмента качества. Требования к

системе менеджмента качества описаны в документе ГОСТ Р ИСО 9001. Они применимы для предприятий любого промышленного или экономического сектора и являются общими базовыми требованиями. Данный документ серии стандартов не устанавливает требований к готовой продукции [8]. Требования к готовой продукции в данном случае устанавливаются потребителями или самим предприятием, исходя из текущих потребительских запросов или требований государственных регламентов [9]. Как правило, к подобным документам относятся технические условия, стандарты на процессы или продукцию, контрактные соглашения.

Система менеджмента качества согласно стандартам ИСО 9000 несет в себе процессный подход (рис.). Также подобный подход позволяет поддерживать и улучшать уже имеющуюся систему менеджмента качества. На практике применения данного подхода предприятия обеспечивают основу для улучшения качества продукции и формируют уверенность в возможностях производственных процессов и качестве готовой продукции. Это позволяет удовлетворить потребности потребителей и иных заинтересованных сторон.

Процесс построения системы менеджмента качества на основании стандартов ИСО 9000 состоит из множества этапов. В разработке принимают участие сотрудники основных производственных отделов. Сотрудники, связанные с данным процессом, обучаются по программам, содержащим основные требования ИСО 9001, методы разработки системы менеджмента качества и основы оформления всей необходимой документации.

Процесс построения системы ме-

Условные обозначения:

;-► Деятельность добавляющая ценность

.........■+• Поток информации

Рисунок - Модель системы менеджмента качества, основанная на процессном

подходе

неджмента качества на основании стандартов ИСО 9000 состоит из множества этапов.

Первый этап создания системы менеджмента качества начинается с создания и утверждения рабочей группой плана проведения работ. В плане устанавливают этапы работ, сроки их исполнения, указывают исполнителей и необходимые финансовые ресурсы.

Второй этап включает в себя работы по комплексному анализу управления качеством и создание опциональной модели системы менеджмента качества. Перед началом проведения данных работ необходимо проанализировать действующую систему управления для выявления сильных и слабых сторон в области организационной структуры и управления качеством на предприятии. В данном процессе принимают участие все дирекции и

службы на предприятии. Их главной задачей является предоставление в отдел качества необходимой для анализа информации. Благодаря анализу ответственные лица выясняют пригодность существующей на предприятии документации минимальным требованиям для использования в системе менеджмента качества. Итогом анализа является разработка комплексной модели системы менеджмента качества. Результаты работ документируются графиком разработки системы менеджмента качества и корректировки действующей документации на предприятии.

Третий этап включает в себя процессы разработки документации системы менеджмента качества, необходимые для нормального функционирования. На данном этапе обозначаются способы и формы взаимодействия для определе-

ния порядка ввода и вывода информации. Согласно стандарту ИСО 9001-2015 на данном этапе предлагается применение модели управления рисками. Для этого необходима проработка мониторинга всех возможных риском системы менеджмента качества.

Четвертый этап состоит из работ по внедрению систем менеджмента качества. Всех сотрудников предприятия инструктируют согласно нормам системы менеджмента качества и знакомят с соответствующей документацией. Служба качества в свою очередь занимается анализом отклонений, выявленных в работе системы менеджмента качества для определения причин и корректировки документации согласно необходимым исправлениям. Кроме этого, служба занимается внутренними проверками для определения работоспособности системы.

Пятый заключительный этап включает в себя работы связанные с сертификацией системы менеджмента качества. После всех внутренних корректировок документации и процессов определяется дата проведения внешнего аудита предприятия. По итогам прохождения всех проверок и исправления всех несоответствий предприятию сроком на три года вы-

дается сертификат соответствия. В течение данного периода сертификационный орган осуществляет надзор за деятельностью системы менеджмента качества, проводя ежегодный инспекционный контроль. В случае если выявляются серьезные нарушения, действие сертификата приостанавливается.

Процесс внедрения системы менеджмента качества является универсальным, используется на различных предприятиях с учетом специфики производимой продукции. Система менеджмента качества позволяет точно определить сильные и слабые стороны в управлении предприятием, способствует развитию как производства в частности, так и предприятия в целом, повышает качество производимого продукта или оказываемых услуг.

В данный момент в стране насчитывается порядка 12-ти тысяч успешных металлообрабатывающих компаний. В то же время сертификатами соответствия стандартам серии ИСО 9000 обладают около одной тысячи подобных компаний. Данная статистика показывает огромные перспективы для развития системы менеджмента качества и ее дальнейшего влияния на сферу услуг в области качества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Голиницкий, П. В. Восстановление подшипников скольжения из цветных сплавов комбинированным методом : специальность 05.20.03 «Технологии и средства технического обслуживания в сельском хозяйстве» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидат технических наук / Голиницкий Павел Вячеславович ; Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева - Москва, 2016. - 18 с. - Место защиты: Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева. - Текст : непосредственный.

2. Голиницкий, П.В. Совершенствование менеджмента качества на предприятиях АПК / П. В. Голиницкий, Ю. Г. Вергазова, У. Ю. Антонова. - Текст : непосредственный // Компетентность. - 2018. - № 9-10 (160-161). - С. 63-68. ГОСТ Р ИСО 9000-2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». 2015г.

3. Шкаруба, Н. Ж. Совершенствование QFD-анализа для оценки качества специальной

техники : монография / Н. Ж. Шкаруба, О. А. Леонов, Г. Н. Темасова, Ю. Г. Верга-зова, Э. И. Черкасова, П. В. Голиницкий, У. Ю. Антонова. - Москва: Логос, 2020. -90 с. - Текст : непосредственный.

4. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования». 2015г.

5. ГОСТ Р ИСО 9004-2019 «Менеджмент качества. Качество организации. Руководство по достижению устойчивого успеха организации». 2020г.

6. Бондарева, Г. И. Проектирование и анализа качества контрольных процессов на ремонтных предприятиях : монография / Г. И. Бондарева, О. А. Леонов, Н. Ж. Шкару-ба, Г. Н. Темасова, Ю. Г. Вергазова, Э. И. Черкасова, П. В. Голиницкий, У. Ю. Антонова. - Москва: ОнтоПринт, 2020. - 95 с. - Текст : непосредственный.

7. Бондарева, Г. И. Основы проектирования операций входного контроля на машиностроительных предприятиях : монография / Г. И. Бондарева, О. А. Леонов, Н. Ж. Шкаруба, Г. Н. Темасова, Ю. Г. Вергазова, Э. И. Черкасова, П. В. Голиницкий, У. Ю. Антонова. - Москва: ОнтоПринт, 2020. - 89 с. - Текст : непосредственный.

8. Леонов, О. А. Управление качеством. Учебное пособие / О. А. Леонов, Г. Н. Темасова, Ю. Г. Вергазова. - М.: Изд-во РГАУ-МСХА. 2015. - 179 с. - Текст : непосредственный.

9. Леонов, О. А. Экономика качества, стандартизации и сертификации. Учебник / О. А. Леонов, Н. Ж. Шкруба, Г. Н. Темасова. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 251 с. - Текст : непосредственный.

References

1. Golinitsky P. V. Restoration of sliding bearings from non-ferrous alloys by a combined method: [specialty 05.20.03 Technologies and means of technical maintenance in agriculture, abstract of the dissertation for the degree of candidate of Technical Sciences]. Russian Timiryazev State Agrarian University, Moscow, 2016, 18 p.

2. Golinitsky P. V, Vergazova U. G, Antonova U. U, Improvement of quality management at agricultural enterprises, [Competence, 2018, GOST R ISO 9000, 2015, Quality management systems. Basic provisions and dictionary]. 2015.

3. Shkaruba N. Z. Improvement of QFD-analysis for assessing the quality of special equipment, [monograph Shkaruba N. Z. Leonov O. A, Temasova G. N, Vergazova U. G, Cherkasova E. I, Golinitsky P. V, Antonova U. U], Moscow, Logos, 2020, 90 p.

4. Quality management systems. [GOST R ISO 9001, 2015, Requirements]. 2015.

5. Quality management. The quality of the organization. A guide to achieving the sustainable success of an organization [GOST R ISO 9004, 2019]. 2020.

6. Bondareva G. I. Design and analysis of the quality of control processes at repair enterprises [monograph Bondareva G. I, Leonov O. A, Shkaruba N.Z, Temasova G. N, Vergazova U. G, Cherkasova E.I, Golinitsky P. V, Antonova U. U]. Moscow, OntoPrint, 2020, 95 p.

7. Bondareva G. I. Fundamentals of designing input control operations at machine-building enterprises [monograph Bondareva G. I, Leonov O. A, Shkaruba N. Z, Temasova G. N, Vergazova U. G, Cherkasova E. I, Golinitsky P. V, Antonova U. U]. Moscow, OntoPrint, 2020, 89 p.

8. Leonov O. A. Quality management [Textbook Leonov O. A, Temasova G. N, Vergazova U.G]. Publishing house of the Russian Timiryazev State Agrarian University, 2015.

9. Leonov O. A. Economics of quality, standardization and certification [Textbook Leonov O. A, Shkruba N. Z, Temasova G. N]. INFRA-M, 2014.

Материал поступил в редакцию 09.06.2021 © Петрушевский В.П., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.