Научная статья на тему 'Особенности системы контроля флексографского производства на основании требований ИСО серии 9000'

Особенности системы контроля флексографского производства на основании требований ИСО серии 9000 Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
829
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Ваганов В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности системы контроля флексографского производства на основании требований ИСО серии 9000»

Особенности системы контроля флексографского производства на основании требований ИСО серии 9000

В.В. Ваганов,

к.т.н., ст. научный сотрудник, профессор СПбГПУ

Введение

Цель работы - рассмотрение основных требований стандарта и демонстрация метода контроля качества продукции на флексо-графском производстве с учетом стандарта ISO серии 9000.

Общая характеристика системы качества ИСО

Стандарты по обеспечению качества серии ИСО

Развитие стандартов ISO 9000 началось на западе в 70-х годах прошлого века. Они разработаны Международной организацией по стандартизации (International Standard Orzganiation - ISO) и образуют основу нового подхода к вопросам качества.

Существующие в настоящее время стандарты серии ИСО 9000 -это пакет документов по обеспечению качества, подготовленный членами международной делегации, которая имеет название «ИСО/Техни-ческий Комитет 176» (ISO/TC 176). По состоянию на настоящий момент серия ИСО 9000 включает:

- все международные стандарты с номерами ИСО 90009004, в том числе все части стандарта ИСО 9000 и стандарта ИСО 9004;

- все международные стандарты с номерами ИСО 1000110020, в том числе все их части;

- ИСО 8402.

Рис. 1. Стандарты и руководства обеспечения качества

Три стандарта из серии ИСО 9000 (ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003) являются основополагающими документами Системы Качества, описывающими модели обеспечения качества и представляющими три различные формы функциональных или организационных взаимоотношений в контрактной ситуации.

Разработка систем контроля качества флексографского производства на основании требований ISO серии 9000

Флексографская печать и ее особенности

По определению «Флексографская печать - это способ высокой прямой ротационной печати с эластичных (гибких резиновых, фотополимерных) рельефных печатных форм, которые могут крепиться на формных цилиндрах различных размеров. С помощью валика или растрированного цилиндра, взаимодействующего с ракелем, они покрываются жидкой или пастообразной быстровысыхающей печатной краской и переносят ее на запечатываемый материал любого вида, включая и невпитывающие материалы. Изображение на печатной форме -зеркальное».

Описание разработки и методики системы контроля качества в рамках флексографского производства

Разработка системы контроля качества на флексографском предприятии предполагает потенциальную возможность выработки внутренних стандартов качества в рамках отдельно взятого производства (с присущими ему особенностями и приемами работ).

Несколько лет назад число переменных факторов, в результате одновременного управления которыми мог получаться оттиск требуемого качества, с трудом поддавалось одновременному учету и выполнению. За последнее время ситуация изменилась в лучшую сторону: появилось более совершенное оборудование, новые технологии, но при этом возросло и число переменных факторов, для управления которыми требуются новые приемы, а главное стандарты качества.

Результатом этих усилий стало появление комплексной системы тестирования - профилирования-стандартизации флексограф-ского печатного процесса, которая применима практически на любом предприятии флексографской печати. Это сложный, многоэтапный процесс, в ходе которого собирается и анализируется большой объем технологической информации, используемой в дальнейшем при проведении допечатной подготовки и контроля тиражных оттисков.

Представляемая система направлена, прежде всего, на обеспечение и поддержание стабильного качества конечной продукции. Опыт показывает, что необходимо проводить предварительное, однокрасочное тестирование печатного процесса, используя для этого однокрасочный тест (рис. 2).

ГГ* ^ --ч —ф-—^ -------.----^ ^ |

Рис. 2. Макет однокрасочного теста

Целью однокрасочного теста является определение оптимальных параметров воспроизведения растровых элементов (линиату-ра, углы наклона). В макете тестовой формы используются градационные ступенчатые клинья, которые сгруппированы по четырем углам поворота растровой сетки с проработкой по пяти различным линиату-рам в каждой группе.

Диапазон линиатур определяется в зависимости от параметров анилоксовых валов и технологии изготовления печатных форм. Для аналогового процесса соотношение линиатуры анилокса к линиатуре

оттиска берется в диапазоне от 1:4 до 1:6, для цифрового - в диапазоне от 1:3 до 1:9. Желательно, чтобы в процессе тестирования были проверены все печатные секции и группы анилоксов, которые предполагается использовать для растровых работ.

По результатам предварительного теста готовится отчет с графиками градационных кривых и графиками растискивания на различных линиатурах и определяются оптимальные параметры. Основной процесс подразделяется на ряд этапов, описанных ниже.

Подготовка индивидуального оригинал-макета, изготовление печатных форм

Рис. 3. Макет CMYK-теста для широкорулонной печатной машины

Для подготовки тестового оригинал-макета используется стандартный набор элементов, которые заверстываются в согласованный формат, соответствующий параметрам печатной машины. Дополнительно на данном этапе могут быть учтены такие моменты как: необходимость использования белой подложки, выборочного лакирования, необходимость добавления или изменения каких-либо элементов макета и др. Далее в соответствии с согласованным оригинал-макетом, изготавливаются флексографские фотополимерные печатные формы. Свойства печатных форм во многом зависят от переменных параметров формного процесса, которые так же, как и при печати, должны быть нормализованы и стандартизованы. Наилучший результат будет достигнут, если на печатную форму без искажений переносится вся информация, содержащаяся в исходном файле оригинал-макета, то есть процесс должен быть линеаризован, что особенно важно при тестировании.

Тестовая печать

В процессе тестовой печати происходит нормализация печатного процесса и по специальной методике регистрируются все его параметры: каждому оттиску, а точнее участку запечатываемого полотна, отличающемуся сменой какого-либо переменного параметра, присваивается уникальный идентификационный номер.

Этот этап является самым ответственным и сложным, так как потенциально несет в себе некоторое количество непредсказуемых ситуаций. Первое, чего необходимо добиться - это максимально оптимизировать печатный процесс, то есть достичь приемлемого качества тестовых оттисков с выходом на рабочий режим. Этот процесс, как правило, занимает большую часть времени данного этапа. Затем проводится печать с последовательной сменой переменных параметров, согласованных ранее на втором этапе при подготовке теста. Данный этап осуществляется непосредственно на производстве и в ходе него регистрируются все параметры и условия печатного процесса, контролируется качество тестовых оттисков, определяется необходимая степень нормализации процесса и в итоге - обеспечивается оптимальное качество тестовых оттисков.

Анализ тестовых оттисков (визуальный и аппаратный)

В ходе этого этапа производится исследование тестовых оттисков, для чего используется различное контрольно-измерительное оборудование. В основном это: лупа с 3-кратным увеличением, микроскоп с 30-кратным увеличением, спектрофотометр с геометрией 45-0° и ничем не заменимый зрительный аппарат человека. Все тестовые оттиски после проведения анализа переходят в разряд эталонных, с присвоением им дополнительных регистрационных номеров и поступают в архив, а собранные данные группируются и используются для подготовки отчета.

На основе данных, собранных на этом этапе, готовится отчет с детальной оценкой каждого элемента тестового оттиска по следующей схеме:

1) объект оценки - лучевые и концентрические меры, линейки со шкалами нониуса, приводочные элементы, блок штриховых элементов, градиентные роспуски по краскам и роспуск по CMY (баланс серого), градационные клинья, 100-процентные поля, бинары, контрольные цветовые мишени и мишени для профилирования;

2) предмет оценки - натиск, проскальзывание, приводка, точность монтажа, равномерность воспроизведения всего градационного диапазона, градационная характеристика печатного процесса, баланс нейтрально-серых тонов, равномерность краскопереноса в пре-

делах всего поля оттиска (макромасштаб) и в пределах одного поля мишени (микромасштаб), цветовой охват, субъективное восприятие;

3) метод оценки - описывается используемое оборудование;

4) результат оценки - описание результатов проведенного наблюдения и краткие замечания. Если имеют место какие-либо дефекты или недочеты, то выдвигается версия о возможных причинах.

Построение профилей

В заключение всего отчета подводится итоговая оценка, характеризующая весь процесс в целом, и делается вывод о пригодности печатного процесса для профилирования. После этого, в зависимости от результатов заключения, начинается работа по подготовке и построению профилей.

В автоматическом режиме производятся замеры эталонных оттисков, и полученные файлы измерений проходят предварительный контроль. После этого производится расчет и построение профилей печатного процесса. Для выполнения этой процедуры с успехом используется комплекс оборудования и программное обеспечение фирмы Gretag Macbeth: спектрофотометр SpectroLino, стол для автоматического считывания оттисков SpectroScan и пакет программного обеспечения Profile.

Maker Pro (версия 4.0). Все параметры и условия, при которых проходил процесс тестирования (включая параметры измерений и установки цветоделения), заносятся в специальные служебные поля в файлы профилей. Окончательная проверка работоспособности профилей производится по трем методикам: с использованием специального программного обеспечения, позволяющего наблюдать трехмерное тело профиля в координатах Lab; посредством вывода экранной цветопробы и сопоставления ее с эталонным оттиском; с использованием цифровой цветопробы, на которой выводится контрольная распечатка, затем она измеряется и результаты сравниваются с результатами измерений эталонных оттисков.

По результатам окончательной проверки при необходимости производится окончательная корректировка профилей: баланса по серому, градационных характеристик, точки белого и др. Однако проведение тестирования и профилирования печатного процесса само по себе еще не гарантирует получения стабильного и предсказуемого качества конечной продукции, а лишь направлено на достижение намеченной цели. Это зависит и от того, насколько в компании понимают важность мероприятий, направленных на внедрение внутренних стандартов качества, готовы к участию в реализации поставленных задач и к поддержке внедренной системы в работоспособном состоянии.

Документация для внедрения на производстве системы контроля качества (СКК) на основе ИСО серии 9000 [2,5]

Документация системы контроля качества должна обладать следующими свойствами:

1. Системность, т. е. документация должна быть строго взаимоувязана, хорошо структурирована и распределена по уровням управления. В этом случае она дает четкое представление о СКК.

2. Адекватность требованиям МС ИСО 9000.

3. Адресность, т. е. каждый документ должен быть предназначен для конкретной области применения, для конкретных исполнителей иметь ответственных держателей.

4. Доступность, т. е. документация должна быть доступна для пользователей и экспертов-аудиторов.

5. Актуальность, т. е. документация должна оперативно отражать все изменения условий функционирования СКК.

6. Эффективность, т. е. документация должна способствовать уменьшению затрат на реализацию процесса, обеспечивая при этом его результативность.

Структура документации системы контроля качества

Документация системы контроля качества должна включать:

1. Стратегические документы: документально оформленные заявления о Политике и Целях в области качества; Руководство по качеству; планы и программы СКК.

2. Внутренние нормативные документы: документированные процедуры СКК, требуемые МС ИСО 9000; рабочие инструкции.

Документированные процедуры, описывающие другие процессы СКК

1. Внешние нормативные документы: Законы, Указы, Постановления, государственные и отраслевые стандарты, нормы и правила, регламентирующие деятельность организации; документы вышестоящих организаций.

2. Организационные документы: Устав организации, организационная структура, положения о подразделениях (филиалах), должностные инструкции.

3. Распорядительные и информационные документы: Приказы, распоряжения, указания. Оперативные планы и программы. Письма, служебные записки.

4. Документы на продукцию: чертежи, технические условия, технологические регламенты, карты контроля.

5. Записи (отчетные документы).

Каждое структурное подразделение организации должно иметь и поддерживать в рабочем состоянии свой комплект документов, определяющий характер деятельности подразделения в СКК и обеспечивающий прослеживаемость результатов этой деятельности.

В состав комплекта должны включаться документы: устанавливающие цели и задачи подразделения в области качества; устанавливающие процедуры СКК, выполняемые подразделением; отражающие подготовку сотрудников подразделения; свидетельствующие о результатах деятельности подразделения.

Документация может быть в любой форме и на любом носителе, а именно: бумажном, электронном, магнитном, в виде материального образца.

Требования к документации системы контроля качества

1. Политика и Цели в области качества. Разработка документации СКК начинается с формулирования Политики организации в области качества.

Политика в области качества - это общие намерения и направление деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством. После утверждения Политики необходимо сформулировать Цели организации в области качества - то, чего добиваются, или к чему стремятся в области качества.

Цели должны быть разработаны по каждой функции организации и по каждому уровню, т. е. должно быть развернуто «дерево целей»: от Миссии организации к общеорганизационным целям, специфическим целям и конкретным задачам подразделений.

Необходимо стремиться к тому, чтобы все Цели были измеряемыми.

2. Руководство по качеству.

Организация должна разработать руководство по качеству, содержащее:

- область применения СКК, включая информацию о любых исключениях требований МС ИСО 9000 с обоснованием данных исключений;

- описание методов реализации процессов, или ссылки на внутренние нормативные документы, где описываются методы реализации процессов;

- описание взаимодействия процессов СКК.

Под «Руководством по качеству» понимается документ, определяющий систему менеджмента качества организации.

Руководства по качеству могут различаться по форме и детальности изложения, исходя из соответствия размеру и сложности организации.

Формат и структура «Руководства по качеству» составляются на усмотрение каждой организации и зависят от ее размера, культуры и сложности.

Рекомендуется следующая структура «Руководства по качеству»:

• Название и область применения (общее описание организации, применяемый стандарт СУК, дата образования, ведомственная подчиненность, вид собственности, виды деятельности и т. д.).

• Содержание.

• Данные об анализе, утверждении, пересмотре.

• Политика и Цели в области качества.

• Структура организации, распределение ответственности и полномочия среди высшего руководства.

• Нормативные ссылки.

• Описание СКК (описание процессов и их взаимодействие, документированные процедуры или ссылки на них, методы достижения целей в области качества).

• Приложения.

В состав «Руководства по качеству» в виде приложений могут быть включены: схема организационной структуры управления, матрица распределения ответственности, схемы процессов и т. д.

3. Документированные процедуры.

Процедура - установленный способ осуществления деятельности или процесса. Кроме обязательных документированных процедур, если это необходимо, организация может разработать дополнительные документированные процедуры. Необходимость в разработке дополнительных документированных процедур может возникнуть в следующих случаях: 1) разный уровень квалификации персонала; 2) текучесть персонала; 3) большая загруженность персонала разнопрофильными работами (например, один сотрудник отвечает за широкий круг вопросов); 4) сложность работы; большая важность, значимость (ответственность) работы.

4. Записи.

Особым видом документа СКК является запись.

Запись - документ, содержащий достигнутые результаты или свидетельства осуществленной деятельности. К записям относятся: 1) журналы по регистрации данных; 2) отчеты по аттестации персонала; 3) отчеты о проверках качества; 4) отчеты по анализу СКК.

Записи могут использоваться для документирования про-слеживаемости и свидетельства проведения верификации, предупреждающих действий и корректирующих действий.

Организация должна иметь документированную процедуру, определяющую порядок разработки и управления документами. При

разработке этой процедуры рекомендуется учесть существующую в организации практику документооборота.

Выводы

Рассмотрены основные требования стандарта по контролю качества продукции на флексографском производстве с учетом стандарта ИСО серии 9000. Представлены теоретические данные, создающие базу для разработки системы управления качеством на полиграфическом предприятии. Определены основные этапы методики качества контроля продукции на предприятии флексографской печати. Использование данной методики на полиграфическом предприятии позволит снизить трудоемкость и упростить реализацию системы управления качеством печатной продукции в флексографии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. ИСО 9000-2-93 Стандарты в области административного управления качеством и обеспечения качества. Часть 2. Общие руководящие указания по применению стандартов ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003.

2. Международный стандарт МС ИСО 9000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». Издание 2-е. - 2001.

3. Методы разработки, внедрения на предприятии и подготовки к сертификации Системы Менеджмента Качества на основе МС ИСО 9001:2000 : учеб. пособие. - Санкт Петербург, 2004.

4. Международный стандарт МС ИСО 9001 «Системы менеджмента качества. Требования». - Издание 2-е. - 2001.

5. ОкрепиловВ.В. Управление качеством / В.В. Окрепилов. -М. : Экономика, 1996. - 309 с.

6. Статья в сети Интернет. ФЛЕКСОГРАФИЯ-кентавр полиграфии Стефан Стефанов. 19.01.2001. Publish, 01/2001. http://old.osp.ru/ publish/2001/01/042.htm.

7. КраучДж. Пэйдж Основы флексографии / Дж. Крауч. - М. : Изд-во МГУП, 2004. - 168 с.

8. БелкинДмитрий. С чего начинается качество, или Методика тестирования и профилирования флексографского печатного процесса / Дмитрий Белкин // Флексо Плюс. - 2002. - Т. 28. - № 4.

9. БелкинДмитрий. С чего начинается качество, или Внедрение результатов тестирования на стадиях допечатной подготовки и поддержание внутренних стандартов качества / Дмитрий Белкин // Флексо Плюс. - 2002. - Т. 29. - № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.