ИССЛЕДОВАНИЕ
1 2 Проданова Н.А. , Зацаринная Е.И.
1 V V V
Россиискии экономический университет имени Г.В. Плеханова
2 Азово-Черноморский инженерный институт — филиал Донского государственного аграрного университета в г.Зернограде
Особенности системы государственных закупок в Китае
АННОТАЦИЯ:
В статье отражены особенности системы государственных закупок в Китае; раскрыты основные положения законодательства о госзакупках в данной стране, порядок формирования подходов к доступу иностранных поставщиков на рынок государственных закупок, приоритетные направления государственной политики Китая в области закупок.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: государственные закупки, способы закупок, закупочная деятельность, отечественный продукт, преференции, конкуренция, информационная безопасность
JEL: N25, N45, N70, N75
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Проданова Н.А., Зацаринная Е.И. (2015). Особенности системы государственных закупок в Китае. Экономика, предпринимательство и право, 5(3), 151-158. http://journals.creativeconomy.ru/index.php/epp/article/view/2050.
Проданова Наталья Алексеевна, д-р экон. наук, профессор кафедры бухгалтерского учета, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова ([email protected] )
Зацаринная Елена Ивановна, канд. экон. наук, Азово-Черноморский инженерный институт — филиал Донского государственного аграрного университета в г.Зернограде ([email protected])
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 17.09.2015 / ОПУБЛИКОВАНО: 30.09.2015 СТРАНИЦА СТАТЬИ:
http://journals.creativeconomy.ru/index.php/epp/article/view/2050 (с) Проданова Н.А. 1, Зацаринная Е.И. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика" ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский
Введение
Важнейшим инструментом государственного регулирования являются государственные закупки, которые в подавляющем большинстве стран мира составляют значительную долю валового внутреннего продукта.
Сектор государственных закупок в любой стране играет одну из важнейших ролей, формируя значительную часть бюджетов, как федеральных, так и местных. Эффективно построенная и функционирующая система государственных закупок приносит благо как с позиции стимулирования и развития малого, среднего и крупного предпринимательства, так и с позиции простого потребителя таких услуг. Посредством государственных закупок государство выполняет свою социальную и экономическую роль.
За 2014 г. объем государственных закупок Китая превысил 1,73 трлн юаней ($283 млрд). Это на 5,6% больше, чем в 2013 году. На данный показатель пришлось 11,4% от всех финансовых расходов страны и 2,7% от объема внутреннего валового продукта (ВВП) Поднебесной.
Политика государственных закупок в Китае состоит из двух направлений:
— государственные закупки как инструмент уменьшения технологической и финансовой зависимости национального производства от иностранных источников ресурсов и капитала;
— государственные закупки как механизм поддержки национального на экспорт.
Такой подход способствует высокому уровню загруженности производства, позволяет избежать безработицы.
Государственные закупки в Китае регулируются законами Bidding Law (BL) и Government Procurement Law (GPL).
Государственный закон о госзакупках (GPL) был обнародован в 2002 году и гласит, что правительственные учреждения и юридические лица КНР должны приобретать отечественные товары и услуги, за исключением тех случаев, когда необходимые товары или услуги не могут быть закуплены в Китае на «приемлемых коммерческих условиях», то есть если в Китае они стоят на 20% дороже, чем за границей, а также когда закупаемые товары предназначены для использования за границей или в иных случаях, предусмотренных законом или административными регламентами».
Закон предусматривает, какой товар считается отечественным, а какой импортным. Под импортным товаром понимается продукт, у которого менее 50% добавленной стоимости было произведено на территории Китая.
«Отечественный продукт» — произведенный в границах Китая, заводская себестоимость которого превышает определенный процент от конечной цены (на практике чаще всего 50%). Также отечественными считаются проекты и услуги, произведенные гражданами и компаниями Китая. Главным признаком, определяющим «отечественный продукт», служит факт непрохождения его через таможню КНР.
Закон «О торгах» (BL), в основном, позиционируется как закон, регулирующий закупки по строительным работам и сопутствующим товарам и услугам.
Помимо BL и GPL, Государственный Совет издал уведомление, кратко излагающее план реализации закупок на центральном уровне и каталог централизованных закупок (CPCatalogue), который включает перечень товаров, работ и услуг, подлежащих закупке посредством торгов, и ежегодно обновляется как на центральном уровне, так и на местном уровне местными правительственными органами. CPCatalogue на местном уровне охватывает более широкий объем профессиональных услуг и работ, таких как консалтинг, аудит, юридические услуги, дизайн и прочее, нежели CPCatalogue на центральном уровне.
Кроме того, 3 ноября 2012 г. на форуме «Государственные закупки - 2012», состоявшемся в Ухане, был запущен Единый официальный китайский сайт для размещения информации о госзакупках. Сайт www.china-cpp.com учреждён и управляется Китайской федерацией логистики и закупок /CFLP/ и предоставляет общественности информацию о поставщиках и покупателях, обнародует детали сделок, в том числе информацию о предложенных разными поставщиками товарах и ценах. Этот сайт исключает возможность покупать товары для госнужд по необоснованным ценам и делает рынок госзакупок прозрачным.
В Китае выделяют три способа закупок:
1. Открытые торги — закупающая организация приглашает организации подать заявки. Также обязательно опубликование уведомления о закупках в СМИ, назначенных государством.
2. Селективные торги — определенному кругу юридических лиц направляются письма-приглашения для участия в торгах (отсутствует
требование к публичному опубликованию проведения госзакупок). Письма-приглашения отправляются при наличии трех и более организаций, способных выполнить предлагаемый проект и имеющих хорошее финансовое положение.
В BL указано, что селективный способ закупок только тогда, когда:
— закупки являются особенными и могут быть закуплены у ограниченного количества источников;
— стоимость закупок через открытые торги будет несоизмерима с общей стоимостью закупок.
3. Единственный источник закупок.
Закупающая организация может использовать единственный источник закупок только в случае, если:
— закупки могут быть сделаны только из единственного поставщика;
— нецелесообразно закупать у других поставщиков из-за непредвиденной аварийной ситуации;
— первоначальные закупки требуют дополнительных услуг у того же поставщика, при условии, что стоимость дополнительных закупок не будет превышать 10% стоимости первоначального договора.
Закупающие организации должны подготовить тендерную документацию в бумажном и электронном виде (идентичную и имеющую одинаковую юридическую силу). Закупающие организации не вправе прекратить процесс торгов после того, как заявка-извещение или письмо-приглашение уже выдано.
Закупочная деятельность должна удовлетворять следующим трем условиям:
1. Закупки должны осуществляться государственными органами, государственными учреждениями, общественными организациями на всех уровнях.
2. Закупки должны проводиться по тем товарам, услугам, работам, которые представлены в CPCatalogue или стоимость которых выше пороговых значений.
3. Закупки должны проводиться за счет бюджетных средств.
Закупающие организации не вправе прекратить процесс торгов
после того, как заявка-извещение или письмо-приглашение уже выдано. Прекращение торгов может быть оправдано только в следующих случаях:
— существуют менее трех поставщиков, которые соответствуют квалификационным требованиям;
— возникает противоправное поведение, что ставит под сомнение справедливость проведения торгов;
— торговая цена превышает уровень бюджета и закупающая сторона способна оплатить закупки;
— закупка отменена в связи с существенными изменениями.
Таким образом, государственные закупки в Китае имеют свою специфику, заключающуюся в том, что они используются для снижения зависимости национальных производителей от конъюнктуры мировых финансовых рынков. Китай жестко регламентирует формы участия иностранного капитала в национальной экономике и вместе с тем обеспечивает открытость зарубежным странам относительно потоков ресурсов и товаров.
Многие производства страны находятся в провинциях, где, кстати, действует более либеральное законодательство. Местные учреждения и
и ^ и и «_»
ведомства располагают там большей свободой действий при закупке товаров и услуг, чем столичные или центральные предприятия. Считается, что укрепление связей с партнерами и должностными лицами в глубинке может способствовать расширению возможностей иностранных компаний в области госзакупок на окружном и муниципальном уровнях.
Деятельность иностранных компаний на рынке государственных закупок Китая существенно ограничена. После вступления в ВТО Китай законодательно закрепил правомочность предоставления преференций национальным поставщикам в рамках госзаказа. Статья 10 Закона о государственных закупках Китая устанавливает преференции по отношению к отечественным товарам. Исключение составляют лишь три ситуации:
— когда необходимые товары, работы или услуги невозможно приобрести на территории КНР или, если такая возможность есть, они не могут быть получены на разумных коммерческих условиях;
— если закупаемые товары предназначены для использования за рубежом;
— когда иное не предусмотрено другими законами и административными правилами.
На фоне роста напряжённости между Пекином и Вашингтоном Китай отказался от госзакупок ряда американской продукции. Руководство страны отказалось от государственных закупок у
производителя компьютерной и мобильной техники американской компании Apple. Для госзакупок, в частности, запрещены смартфоны iPhone, планшеты iPad и iPad Mini, а также портативные компьютеры MacBook Air и MacBook Pro.
Китайское правительство также исключило из перечня государственных закупок товары ряда крупнейших технологических производителей и заменил их аналогами местного производства. Последние два года систематически исключаются товары некоторых главных зарубежных (преимущественно американских) брендов в секторе высоких технологий из списка товаров, которые могут закупаться на бюджетные деньги, из соображения безопасности.
Если два года назад в перечне товаров, разрешённых для госзакупок в КНР, присутствовало около 60 продуктов Cisco, то к концу 2014-го этот производитель сетевого оборудования полностью исчез из списка. Не угодили китайским властям продукты для обеспечения безопасности McAfee - компании, являющейся подразделением Intel Security. Кроме того, из списка исключено серверное программное обеспечение Citrix Systems.
Ранее китайское правительство запретило госзакупки у американских компаний Symantec и Microsoft и российской «Лаборатории Касперского». Теперь госзаказчикам в этой стране доступны только антивирусы китайских компаний Qihoo 360 Technology Co, Venustech, CAJinchen, Beijing Jiangmin и Rising.
Китай готовит пятилетний план по информационной безопасности, направленный на защиту государственных тайн и данных. Правительство планирует усовершенствовать программное обеспечение в финансовом секторе, в правительственных структурах и в государственных предприятиях. Эти принципы будут частью национальной стратегии в области информационных технологий в 13-й пятилетке (2016-2020 гг.). Это может затруднить иностранным компаниям доступ на рынок программного обеспечения, которое используется институтами власти и госкомпаниями, так как правительство КНР и так делает ставку на разработанное в стране ПО.
Заклю чение
Власти Китая всеми силами пытаются снизить уровень конкуренции для китайского рынка высоких технологий со стороны США и стран Европы. Кроме того, уход западных компаний с китайского
рынка госзаказа позволит обеспечить дополнительный спрос на китайскую продукцию. Устранение иностранной конкуренции может стать приоритетом государственной политики Китая в области закупок.
ИСТОЧНИКИ
1. Статья 10 Закона о государственных закупках КНР. - Режим доступа:
http://www.gov.cn/english/laws/2005-10/08/content_75023.htm (retrieved on 20.08.2013) (Stat'ja 10 Zakona o gosudarstvennyh zakupkah KNR).
2. Китай исключил товары ряда компаний для госзакупок. - Режим доступа:
http://www.vestifinance.ru/.- 26.02.2015.
3. Корасёв С. Китай жёстко ограничивает закупки продуктов Apple, Cisco и Intel
госструктурами. - Режим доступа: http://www.3dnews.ru/. - 28.02.2015.
4. В 2014 г. госзакупки КНР превысили $283 млрд. - Режим доступа:
http://www.chinapro.ru/.- 07.08.2015.
5. Пономарева О. В. Государственные закупки как инструмент торговой политики в
развивающихся странах / О.В. Пономарева // Российский внешнеэкономический вестник. - 2014. - №9. - С.101-119.
6. Тодоров В. Софтверная китайская стена. - Режим доступа: http://www.gazeta.ru/. -
26.02.2015.
Natalia A. Prodanova, Doctor of Science, Economics, Professor of the Chair of Accounting, Plekhanov Russian University of Economics
Elena I. Zatsarinnaya, Candidate of Science, Economics, Azovo-Chernomorskiy Engineering Institute — Zernograd Branch of the Don State Agrarian University
The peculiarities of state procurement in China
ABSTRACT:
The article reflects the peculiarities of the state procurement system in China, the main legislative provisions concerning the state procurement in this country, the rules of accession of foreign suppliers in the state procurement market, prioritized directions of the Chinese state policy in the procurement sphere.
KEYWORDS: state procurement, ways of procurement, procurement activities, domestic product, preferences, competition, information security