ПРОБЛЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
УДК 618.1.-002.2-06:618.177-097
ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМНОГО И МЕСТНОГО ИММУНИТЕТА У ЖЕНЩИН С ТРУБНО-ПЕРИТОНЕАЛЬНЫМ БЕСПЛОДИЕМ, АССОЦИИРОВАННЫМ С ГЕНИТАЛЬНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ
Л.Ф. Зайнетдинова ЧелГМА, г. Челябинск
Изучены иммунологические показатели крови и перитонеальной жидкости у пациенток с трубно-перитонеальным бесплодием, ассоциированным с генитальными инфекциями.
Ключевые слова: трубно-перитонеальное бесплодие, генитальная инфекция, иммунологические показатели.
Введение. Бесплодие - важная медико-социальная проблема современного общества, влияющая на демографическую ситуацию в целом, на здоровье и качество жизни женщин в частности, снижающая их социальную и психологическую адаптацию. Частота бесплодных браков среди женщин России достигает 17-20 % и не имеет тенденции к снижению [3]. Этот показатель, по данным ВОЗ, считается критическим. Среди всех форм женского бесплодия трубно-перитонеальное составляет 35-75 %. У большинства женщин причиной окклюзии маточных труб является воспалительный процесс, инициируемый генитальной инфекцией. Общепри-знана роль иммунной системы в патогенезе развития генитальной инфекции. Большинство авторов отмечают развитие у женщин с трубно-перитонеальным бесплодием иммунодефицитного состояния. Особенности иммунологического реагирования организма на определенный вид возбудителя при трубно-перитонеальном бесплодии изучены в незначительной степени. Важность исследований в этой области определяется выявлением дефектного звена иммунного реагирования для последующей его медикаментозной коррекции, а также влиянием иммунных механизмов на гормональную регуляцию [2].
Цель исследования: изучение иммунологических показателей крови и перитонеальной жидкости у пациенток с трубно-перитонеальным бесплодием, ассоциированным с генитальными инфекциями.
Материалы и методы исследования. Обследовано 310 женщин с трубно-перитонеальным бесплодием воспалительного генеза. Для проведения анализа были выделены 3 группы женщин: 1 группа - пациентки с моно-герпетической инфекцией (110 случаев), 2-я группа - с вирусно-бактериальной инфекцией (64 случая), 3-я группа - с моно-
бактериальной инфекцией (132 случая). Средний возраст пациенток 28,9 ± 0,2 лет. В группу сравнения вошли 35 здоровых женщин репродуктивного возраста (средний возраст 23,9 ± 0,82 лет).
Патология эндометрия диагностирована у 83,57 % пациенток. Из них хронический эндометрит - у 56,8 %. Хронический сальпингоофорит по данным лечебно-диагностической лапароскопии и гистологического исследования был у всех (100 %) женщин.
Возбудители инфекций, передающиеся половым путем, выделены в цервикальном канале в 76,4 % случаев. Доминирующим патогеном были хламидии (50 %) и их миксты с другими возбудителями. ВПП,2 выделен у 16,2 % пациенток, ЦМВ -у 15,5 %, микоплазмы - у 15 %, уреаплазмы -у 45 %. Внутриклеточная микрофлора, передающаяся половым путем, присутствовала в эндометрии пациенток в 47 % случаев. В эндометрии также доминировали хламидии (50 %). ВПП,2 выявлен у 13 % женщин, ЦМВ - у 4,6 %. В яичниках внутриклеточные патогенны обнаружены у 36 % женщин. Из них ВПП,2 выделен у 53 % пациенток, ЦМВ - у 30 %, хламидии - у 13 %, уреаплазмы - у 9,6 %, микоплазмы - у 6,8 %. В перитонеальной жидкости положительные результаты получены у 28 % пациенток. ВПП,2 выявлен у 20 %, ЦМВ - у 40 %, хламидии - у 40 %.
Для диагностики бесплодия были использованы диагностическая гистероскопия с биопсией эндометрия, лечебно-диагностическая лапароскопия с биопсией яичников и забором перитонеальной жидкости.
Иммунологическое обследование включало: определение популяционного состава лимфоцитов иммунофлюоресцентным методом, определение методом ИФА уровней 11.-4, 1Ь-17, 1Р№х, 1РЫу, а/т к 1Н^а, субклассов 01-04, определение 1§ А, М, в
Проблемы здравоохранения
(С.А. Mancini et al., 1965), ЦИК (В. Гашкова и др., 1978), СН50, С1-С5. Оценка апоптоза лимфоцитов: число CD95, число лимфоцитов с морфологическими признаками апоптоза, активность каспазы 3,8, уровень sFas (ИФА). Определение фагоцитарной активности нейтрофилов: НСТ-спонтанная и индуцированная активность, лизосомальная активность, N0 (реакция Гриса в модификации Э.Н. Коробейниковой, 2002).
Исследование перитонеальной жидкости включало: определение адгезии мононуклеаров, спонтанного и индуцированного ИСТ теста, морфологическую оценку апоптоза лимфоцитов, уровень IFN-y, IFN-a, а/т к IFN-a, sFas, N02, N03, NOx.
Статистические методы проводились с применением пакета прикладных программ STATIS-TICA for Windows серия 6,0 фирмы StatSoft Inc. (США).
Результаты исследования и их обсуждение
Характер иммунного ответа организма на генитальную бактериальную инфекцию у женщин с трубно-перитонеальным бесплодием отражают данные рис. 1.
У больных с бактериальными инфекциями наблюдалось повышение активности иммунных механизмов, обеспечивающих элиминацию вне-клеточно расположенных патогенов. У женщин был повышен уровень подклассов Ig Gl, G2, G4, выявлена тенденция роста IL-17, который образуется Th-17 и стимулирует продукцию хемокинов эпи-
телиальными клетками, рекрутируя нейтрофилы в развитие воспаления и элиминацию внеклеточных патогенов [4]. Повышена функция фагоцитарного звена (фагоцитарного индекса, НСТ-спонтанной активности, уровня IFN-a, N02), снижен лишь НСТ-индуцированный тест.
Что касается клеточного звена иммунитета крови, то его активность была снижена. Это проявлялось снижением процента CD3, HLA-DR-клеток.
Несмотря на рост ранних предшественников лимфоцитов (CD34), увеличения числа CD25, CD95, роста эффекторных CD4, CD8 клеток не происходит, отсутствует активация апоптоза. При выявленной готовности лимфоцитов к апоптозу не происходит роста числа клеток с реализованной программой апоптоза, о чем свидетельствует значительное снижение активности каспазы-8 лимфоцитов в сравнении со здоровыми женщинами.
Только в перитонеальной жидкости пациенток с трубно-перитонеальным бесплодием и пер-систирующими в половой системе бактериальными патогенами выявлены достоверно более высокие показатели IFN-y, чем в сыворотке крови, что отражает локальное усиление продукции вирули-цидного цитокина IFN-y Th-1.
Иммунологические показатели у пациенток с моновирусной генитальной инфекцией герпетической природы (ВПГ 1,2 и ЦМВ) представлены на рис. 2.
Клеточный Гуморальный Ответ Сопоставление
ответ: ответ: фагоцитарного иммунных показателей
CD3 % 4 IgGl,G2,G4T звена: перитонеальной
HLA-DR % 1 ЦИК 1 нет инд. 1 жидкости и крови:
CD34 % Т СН50, НСТ спонт. | IFNy Т
CD25 t активность Cl, С2, Фаг. индекс |
CD20 % Т С4, С5 1 Фаг. число "Г
CD95 Т ШЧа |
CD95 % Т N02 |
IL-17T(p<0,l)
Caspasa 8 j
Рис. 1. Характер иммунного ответа при бактериальной генитальной инфекции у пациенток с трубно-перитонеальным бесплодием
Клеточный Гуморальный Ответ Сопоставление
ответ: ответ: фагоцитарного иммунных показателей
CDllb 1 CD34 % Т звена: перитонеальной
CD4 % Т CD8 Т lg Gl, G2, G4 t Фаг. активность нейтрофилов 1 жидкости и крови: | N02 Т
CD25 Т CD25 % | ЦИК i Cl | НСТ инд. | NOx 1 крае |
CD95 % Т НСТ спонт. Т Кол-во специфич.
IFNotf к ВПГ 1,2 1
DL-4 Т
Рис. 2. Характер иммунного ответа на генитальную герпетическую инфекцию у пациенток с трубно-перитонеальным бесплодием
Зайнетдинова Л.Ф.
Особенности системного и местного иммунитета у женщин с трубно-перитонеальным бесплодием...
Характер иммунного ответа на вирусную инфекцию герпетической группы проявлялся у пациенток с трубно-перитонеальным бесплодием в сопоставлении с контрольной группой здоровых женщин повышением процента ранних предшественников иммунных клеток (CD34), ростом абсолютного числа CD8 и CD4 лимфоцитов, относительного и абсолютного числа лимфоцитов с маркерами ранней позитивной активации (CD25), а также процента клеток с маркерами негативной активации (CD95), т. е. выявлена достоверная активация механизмов клеточного иммунитета, направленная на уничтожение зараженных клеток. Наблюдалось снижение процентного содержания клеток, экспрессирующих рецепторы адгезии - CD1 lb.
Вместе с тем, количество клеток с морфологическими признаками апоптоза при трубно-пери-
тонеальном бесплодии, ассоциированном с генитальной вирусной инфекцией, существенно не менялось, что может быть связано с повышением уровня растворимого рецептора (sFas), способного блокировать мембранный FasL лимфоцитов. Полученные результаты соответствуют литературным данным о способности вирусов блокировать апоптоз, создавая условия для вирусной перси-стенции [1]. Таким образом, характер клеточного иммунного ответа при моновирусной инфекции отличался от ответа на персистирующую бактериальную инфекцию более выраженным ростом эф-фекторных популяций лимфоцитов (CD4, CD8) и клеток с активационными маркерами, отсутствием изменений процесса апоптоза лимфоцитов. Анализ содержания цитокинов в крови у пациенток с трубно-перитонеальным бесплодием герпесвирусной этиологии показал рост IL-4, отражающий активность Th2. Уровень иммуноглобулинов А, М, G при ВПГ1,2 и/или ЦМВ инфекции существенно не менялся, но субклассы IgGl, G2, G4 были повышены.
Кроме этого, при герпетической инфекции наблюдалось достоверное снижение ЦИК и активности компонента С1 комплемента.
Показатели фагоцитарной активности нейтро-филов, фагоцитарный индекс и НСТ-индуцирован-
ный индекс были снижены и только НСТ-спон-танная активность повышена. Уровень 1ИЧ-а, определяющего противовирусную защиту организма, в крови пациенток с трубно-перитонеальным бесплодием вирусной этиологии был достоверно выше, чем в контрольной группе здоровых женщин.
При исследовании иммунологических показателей перитонеальной жидкости у пациенток с трубно-перитонеальным бесплодием и вирусной (ВПП,2, ЦМВ) инфекцией было обнаружено повышение в сравнении с показателями сыворотки крови уровня №N-7, конечных стабильных метаболитов оксида азота и вРав.
Характер изменения системных и локальных иммунных механизмов при трубно-перитонеальном бесплодии, ассоциированным с генитальной микст-инфекцией, представлен на рис. 3.
Генитальная бактериально-вирусная инфекция чаще всего была вьщелена при трубно-перитонеальном бесплодии в цервикальном канале (24,3 %) и перитонеальной жидкости (20 %), реже в яичниках (11 %) и эндометрии (3 %). Иммунный ответ на микст-инфекцию характеризовался в сопоставлении с группой контроля достоверным повышением абсолютного числа СБ8 клеток, процентного содержания СБ34 клеток, процентного и абсолютного количества клеток, экспрессирующих маркеры ранней активации лимфоцитов (СБ25), снижением процента лимфоцитов с рецепторами адгезии (СОНЬ), свидетельствующее о перераспределении клеток, экспрессирующих рецепторы адгезии, что, скорее всего, приводит к оседанию этих клеток в местах инфекционного воспаления. В группе пациенток с вирусно-бактериальными патогенами достоверно увеличен процент СБ95 клеток, выявлены максимальные уровни активности каспаз 3 и 8 в лимфоцитах, достоверно превышающие показатели контрольной группы.
Уровень основных иммуноглобулинов А, М, С и ЦИК существенно не отличались от контрольной группы, хотя количество отдельных субклассов (61, 02, 04) было повышено. Отмечено снижение общей активности комплемента и компонентов С1, С4.
Клеточный Гуморальный Ответ Сопоставление
ответ: ответ: фагоцитарного иммунных показателей
CDllb 4 CD8 Т звена: перитонеальной
CD34 % I CD25 Т Ig G1,G2,G4T НСТ инд. 4 жидкости и крови:
CD25 % Т СН50 4 Фаг. индекс Т IFNy |
CD95 % | НСТ спонт. | sFas f
активность С1,С4| 1Р7Ча |
каспазы 3 8 | Ж)х |
Рис. 3. Характер иммунного ответа у пациенток с трубно-перитонеальным бесплодием, ассоциированным с бактериально-вирусной инфекцией
Проблемы здравоохранения
Со стороны макрофагальных клеток и нейт-рофильных фагоцитов отмечено повышение уровня в крови 1РМ-а, фагоцитарного индекса нейтрофилов, НСТ-спонтанной активности клеток и снижение НСТ-индуцированного индекса. Последний факт свидетельствует об истощении микробоцидного резерва фагоцитов, что на уровне макрофагов компенсируется гиперпродукцией оксида азота.
Таким образом, у пациенток с трубно-перито-неальным бесплодием, ассоциированным с генитальной инфекцией, наряду с различиями выявлены и сходные патогенетические механизмы в иммунном реагировании организма. Наличие в репродуктивных органах у женщин с трубно-перито-неальным бесплодием бактериальных или вирусных патогенов приводит к повышению в крови количества лимфоцитов с маркерами ранней позитивной и негативной активации (СБ25, СБ95), ранних предшественников лимфоцитов (СБ34 %), снижению ЦИК и активности белков системы комплемента. В крови повышается уровень ПТ^-а,
растет НСТ спонтанная активность нейтрофилов и снижается НСТ индуцированная активность. В перитонеальной жидкости пациенток увеличивается экспрессия IFN-y.
Литература
1. Апоптоз: начало будущего / А.Н. Маян-ский, Н.А. Маянсшй, М.А. Абаджиди, М.И. Заславская //Журн. микробиологии. - 1997. - М2. — С. 88-94.
2. Макухин, И.Б. ИППП (хламидийно-вирус-ные цервициты), диагностика и лечение / И.Б. Ма-нухин, Т.П. Захарова // Рос. вестн. акушера-гине-колога. - 2004. - Т. 4, № 2. - С. 74-78.
3. Серов, В.Н. Гинекологическая эндокринология / В.Н. Серое, В.Н. Прилепская, Т.В. Овсянникова. -М.: Медпресс-информ, 2004. -520 с.
4. Critical role of the interleukin- 17/interleu-kin- 17 receptor axis in regulating host susceptibility to respiratory infection with Chlamydia species / X. Zhou, Q. Chen, J. Moore et al. // Infect Immun. — 2009. - Vol. 77, №11. -P. 5059-5070.
Поступила в редакцию 11 апреля 2010 г.