Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА ЖИВОГО НА ПРИМЕРЕ ЭТИЧЕСКИ ОЦЕНИВАЕМЫХ ПОСТУПКОВ'

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА ЖИВОГО НА ПРИМЕРЕ ЭТИЧЕСКИ ОЦЕНИВАЕМЫХ ПОСТУПКОВ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
17
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
природа / разум / мышление / эмоции / этика / структуризация / материя / nature / mind / thinking / emotions / ethics / structuring / matter

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Тунда Елена Александровна, Тунда Владимир Александрович

В предположении, что продолжительность развития жизни как таковой гораздо больше, чем время существования Солнечной системы, обращается внимание на особенности системного анализа живого на примере этически оцениваемых поступков в животном мире. Рассматривается возможность пошагового эволюционного перехода от простых ментально-эмоциональных шаблонов ко всё более сложным вплоть до уровня мышления современного человека. Для более лёгкого представления этого сложнейшего процесса эволюции Материи привлекаются аналогии — механизмы образования различных естественных материальных структур, открытых в химии, биологии, генетике. Сделано предположение, что Природа, в соответствии с повсеместно наблюдаемой рачительностью её проявлений, использует одни и те же механизмы структуризации Материи в самых разных областях эволюции последней, например, в формировании материальных ментально-эмоциональных шаблонов: атомные и молекулярные структуры могут быть подобны поведенческим шаблонам, влияющим на этически оцениваемые поступки в животном мире. Такое подобие механизмов структуризации позволяют легче понять бесконечность разнообразия живого и, в частности, человеческих характеров с их нескончаемыми отличиями в морально-нравственных проявлениях и предпочтениях, устремлениях и представлениях, а значит прийти к лучшему пониманию необходимых подходов при системном анализе живого. Сделано предположение о необходимости введения в научный обиход новых метафизических гипотез, умозрительных моделей, парадигм и мировоззрения в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES OF THE STRUCTURAL EVOLUTION OF ETHICAL THINKING

The article, under the assumption that the duration of the development of life evolution as such is much longer than the time of the existence of the solar system, draws attention to the peculiarities of the system analysis of living things on the example of ethically evaluated actions in the animal world. The possibility of step-by-step evolutionary transition from simple mental-emotional patterns to more and more complex ones up to the level of modern human thinking is considered. To make it easier to present this most complicated process of Matter evolution we use analogies mechanisms of formation of different natural material structures discovered in chemistry, biology, genetics. The assumption is made that Nature, in accordance with the ubiquitously observed prudence of its manifestations, uses the same mechanisms of matter structuring in various areas of the latter's evolution, for example, in forming material mental-emotional patterns: atomic and molecular structures can be similar to behavioral patterns influencing ethically evaluated actions in the animal world. Such similarity of structuring mechanisms makes it easier to understand the infinite diversity of living things and, in particular, human characters with their endless differences in moral manifestations and preferences, aspirations and perceptions, and thus to come to a better understanding of necessary approaches in the system analysis of living things. The assumption of the necessity of introducing new metaphysical hypotheses, speculative models, paradigms and worldview in general is made.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА ЖИВОГО НА ПРИМЕРЕ ЭТИЧЕСКИ ОЦЕНИВАЕМЫХ ПОСТУПКОВ»

16. Кузнецов Р.С., Кузнецов И.С. Социальный капитал студентов в цифровой образовательной среде: аудиторный и дистанционный форматы обучения // Социологическая наука и социальная практика. - 2022. - Том. 10. № 3. - С. 45-62._

17. Назаров М.М. Приватность в сети и цифровая покорность: исследование аудитории интернет // Вестник Института социологии. - 2022. - Т. 13. № 3. - С. 87107.

18. Иванов Д.В. Интернет-коммуникации как социальная рутина в российских мегаполисах // Социология науки и технологий. - 2022. - Том 13. № 1. - С . 97 - 115.

19. Планировать свою жизнь: возможно ли? 16 июня 2022. https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/planirovat-svoju-zhizn-vozmozhno-li-nuzhno-li-udaetsja-li (дата обращения 30.09.2022).

20. Общественное мнение - 2021. М.: Левада-Центр, 2022. https://www.levada.ru/sbornik-obshhestvennoe-mnenie/obshhestvennoe-mnenie-2021/ (дата обращения 30.09.2022).

УДК 101.1:172:316 ёо1:10.18720/8РБРШМ23-43

Тунда Елена Александровна 1,

ведущий программист;

л

Тунда Владимир Александрович ,

независимый исследователь

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА ЖИВОГО НА ПРИМЕРЕ ЭТИЧЕСКИ ОЦЕНИВАЕМЫХ ПОСТУПКОВ

1 Россия, Томск, Институт прикладной математики и компьютерных наук Национального исследовательского Томского государственного университета (НИТГУ), e.tunda@yandex.ru 2 Россия, Томск, tunda.va@yandex.ru

Аннотация. В предположении, что продолжительность развития жизни как таковой гораздо больше, чем время существования Солнечной системы, обращается внимание на особенности системного анализа живого на примере этически оцениваемых поступков в животном мире. Рассматривается возможность пошагового эволюционного перехода от простых ментально-эмоциональных шаблонов ко всё более сложным вплоть до уровня мышления современного человека. Для более лёгкого представления этого сложнейшего процесса эволюции Материи привлекаются аналогии — механизмы образования различных естественных материальных структур, открытых в химии, биологии, генетике. Сделано предположение, что Природа, в соответствии с повсеместно наблюдаемой рачительностью её проявлений, использует одни и те же механизмы структуризации Материи в самых разных областях эволюции последней, например, в формировании материальных ментально-эмоциональных шаблонов: атомные и молекулярные структуры могут быть подобны поведенческим шаблонам, влияющим на этически оцениваемые поступки в животном мире. Такое подобие механизмов структуризации позволяют легче понять бесконечность разнообразия живого и, в частности, человеческих характеров с их нескончаемыми отличиями в морально-нравственных проявлениях и предпочтениях, устремлениях и

представлениях, а значит прийти к лучшему пониманию необходимых подходов при системном анализе живого. Сделано предположение о необходимости введения в научный обиход новых метафизических гипотез, умозрительных моделей, парадигм и мировоззрения в целом.

Ключевые слова, природа, разум, мышление, эмоции, этика, структуризация, материя.

Elena A. Tunda \

Leading Programmer;

л

Vladimir A. Tunda ,

Independent researcher

STAGES OF THE STRUCTURAL EVOLUTION OF ETHICAL

THINKING

1 Institute of Applied Mathematics and Computer Science, National Research

Tomsk State University (NITSU), Tomsk, Russia, e.tunda@yandex.ru;

2 tunda.va@yandex.ru, Tomsk, Russia

Abstract. The article, under the assumption that the duration of the development of life evolution as such is much longer than the time of the existence of the solar system, draws attention to the peculiarities of the system analysis of living things on the example of ethically evaluated actions in the animal world. The possibility of step-by-step evolutionary transition from simple mental-emotional patterns to more and more complex ones up to the level of modern human thinking is considered. To make it easier to present this most complicated process of Matter evolution we use analogies - mechanisms of formation of different natural material structures discovered in chemistry, biology, genetics. The assumption is made that Nature, in accordance with the ubiquitously observed prudence of its manifestations, uses the same mechanisms of matter structuring in various areas of the latter's evolution, for example, in forming material mental-emotional patterns. atomic and molecular structures can be similar to behavioral patterns influencing ethically evaluated actions in the animal world. Such similarity of structuring mechanisms makes it easier to understand the infinite diversity of living things and, in particular, human characters with their endless differences in moral manifestations and preferences, aspirations and perceptions, and thus to come to a better understanding of necessary approaches in the system analysis of living things. The assumption of the necessity of introducing new metaphysical hypotheses, speculative models, paradigms and worldview in general is made.

Keywords. nature, mind, thinking, emotions, ethics, structuring, matter.

Мы хотим подойти к особенности анализа живых систем, ограничившись рассмотрением лишь ментально-эмоциональных шаблонов, руководящих этически оцениваемыми поступками.

Российский учёный-генетик, доктор биологических наук из Национального института по исследованию проблем старения (США) А. Шаров обратил внимание на одну закономерность и высказал предположение: «Между скоростью усложнения живых клеток и временем происхождения основных групп животных существует жёсткая закономер-

ность, а значит можно вычислить и возраст жизни на Земле» [6, с. 3]. И ещё одно наблюдение: удвоение функциональной неповторяющейся части генома — вполне регулярный процесс, который происходит медленно, но достаточно равномерно во времени. Поэтому его можно использовать для измерения возраста жизни, поскольку объём информации в генах живых существ Земли удваивается каждые 370 млн лет. Если двигаться от самой сложной системы — ДНК человека — в прошлое, то к простейшим бактериям мы придём через 9.5 млрд. лет. Получается, что предки наших микробов старше самого Солнца. Значит, жизнь на нашу планету была занесена из других миров. Теория панспермиии не нова. Френсис Крик и Лесли Орджел пришли к этой идее в результате расшифровки ДНК. Либо разумные существа прилетели когда-то из более древних звёздных систем и посеяли жизнь на нашей планете, либо жизнь прилетела в виде микробов или бактерий внутри метеоритов, несущих уже готовые РНК и ДНК. Т. е. сама жизнь существовала задолго до зарождения Солнечной системы: возникали различные её формы от вирусов и бактерий, растительности и животных до человека с его эмоциями и мышлением, соблюдением моральных и нравственных норм и правил. Присущи ли этически оцениваемые поступки только человеческому виду и почему так велико их разнообразие?

Философы размышляют о морали уже тысячи лет, но как о прерогативе человеческого вида, как будто бы она возникла лишь с появлением человека. На самом деле мораль несложно распознать и в поведении других животных [4, с. 343]. В последние время биологи наконец обратили внимание на моральное поведение животных и начали искать подходы к этой проблеме. Источником их взглядов на мораль является научное исследование просоциальной стороны поведения животных, развитие эм-патии1 у которых привело к возникновению зачатков качеств, подобных человеческой морали. Мораль помогает распространять преимущества групповой жизни. Это соответствует и традиционным в биологии взглядам на мораль как на групповой феномен, восходящим ещё к Дарвину. Так, например, человекообразные обезьяны бонобо2 менее воинственны, чем их близкие родственники шимпанзе. Франс де Вааль, исследующий питомцев зоопарков, отмечает склонность бонобо к дружеским союзам в противоположность битвам за доминирование у шимпанзе. Бонобо способны подавать разнообразные сигналы: выражать доброжелательность, успокаивать друг друга, приветствовать, снимать напряжение, устанавливать контакт, просить поделиться едой, примиряться и даже выражать «общественный интерес», для чего требуется достаточно серьёзный уро-

1 Способность входить в чужое эмоциональное состояние, сопереживать.

2 Бонобо - вид млекопитающих из семейства гоминид.

вень абстракции и предвидение того, что может произойти. Выражается это у них (в отсутствии развитой языковой коммуникации) совершенно не так как у людей, поэтому-то биологи долгое время и не обращали внимания на проявления морально качеств у животных. Сюда же можно добавить обычное удовольствие и образовательные игры у животных. Так игра у псовых всегда происходит по правилам, что повышает взаимное доверие и учит молодняк правильно себя вести: «игровая поза» (животное глубоко опускается на передние лапы, одновременно высоко поднимая зад) помогает отделить игру от секса или конфликта, но игра резко прекращается, если один из партнеров поведёт себя неправильно - провинившийся «просит прощения», вновь принимая позу игрока и предлагая второму «простить» за нарушение и продолжить развлечение. Это межличностная мораль, когда особи развлекаются в безопасной обстановке, познают базовые правила, приемлемые для других: насколько сильно можно кусаться, насколько грубо бороться, как разрешать конфликты. Того, кто играет честно, ждёт внутригрупповая награда [4, с. 326-327]. Наивысшее общественное положение у бонобо занимают не самцы, а самки, и добиваются они авторитета скорее благодаря любезности в общественных отношениях, а не за счёт драк, как делают самцы шимпанзе.

Всё всегда начинается с простого. О нашем животном происхождении можно судить не только по схожести органов и частей тела, но и по проявлениям моральных качеств в поведении животных, похожим на наши. Современные исследования показали, что интуиция и эмоции первичны не только в поведении человека, своим идеалам следуют и животные. Паук, например, чинит свою паутину в соответствии с его идеалом того, какой она должна быть. В животном мире полно процессов коррекции, начиная от потревоженных бобровых плотин и муравейников и заканчивая защитой территории и поддержанием статуса. Всякая коррекция по определению нормативна — отражает то, как животные чувствуют должный порядок вещей. Млекопитающие с развитым социальным инстинктом, наиболее чувствительные к морали, стремятся к гармоничным отношениям» [4, с. 322-323]. Т. е., обезьяны осознают ценность дружбы и семейных уз, что заставляет их преодолевать страх, подавлять агрессию, проявлять эмоциональный контроль, особенно, когда речь идёт о жизни и смерти. В зоопарке наблюдалась ситуация, когда одна молодая шимпанзе запуталась в верёвочной петле. На вопли этой самочки примчалась её мать и сумела выпутать свою дочь из петли, увела её вниз, стала утешать. Когда дочка успокоилась, мать взобралась обратно и перекусила злосчастную петлю, уменьшив опасность на будущее. Не стала тянуть верёвку или детёныша, а аккуратно помогла малышке высвободиться, растянув петлю — мать явно понимала исходящую от

верёвки опасность [4, с. 325]. Всё сказанное говорит о происхождении морали «снизу вверх» — от животных к человеку. Моральные качества не насаждаются сверху и не выводятся из разумных логических принципов, а вырастают из эволюционно укореняющихся ценностей.

Желание принадлежать к общности, быть вместе, любить и быть любимыми заставляет нас делать всё, лишь бы сохранить хорошие отношения с теми, от кого мы зависим [4, с. 324]. Жизнь в группе основана на чувстве справедливости: справедливости первого порядка — протеста против получения меньшей доли, и справедливости второго порядка — предпочтения справедливых решений в целом. Свойство человека искать справедливости, столь явно выраженное и универсальное, не может быть случайным. Так, при изучении поведения шимпанзе выявлено, что чувствительность к справедливости возникает только при каких-то их усилиях. Кормление одних приматов простой едой, а других лакомствами, никакой негативной реакции со стороны первых не вызывает. А вот если пища является вознаграждением за сделанную работу, тогда те приматы, которые за одинаковую работу получают простую пищу, а не лакомства, начинают выказывать явное неудовольствие и отказываются выполнять задания или выбрасывают свою простую пищу, если видят, что другие получают лакомства. При этом получатели лакомств тоже отказываются принимать лакомства, когда другим достаётся простая пища. Свойства справедливости у животных выработаны задолго до появления человека. Следует также заметить, что представление о справедливости первого порядка с человеком разделяют не только высшие приматы, но и низшие обезьяны и собаки. Так, например, собаки отказываются подавать лапу человеку, чтобы «поздороваться», если ничего за это не получают, в то время как такая же собака рядом всякий раз получает вознаграждение. Это обусловлено тем, что предкам собаки предшествовал длинный ряд сотрудничающих друг с другом животных. Вообще интерес к распределению добычи при охоте группами помогает согласовывать вознаграждение с затраченными усилиями, и это очень важно при долговременном сотрудничестве.

Для выражения своего представления об окружающем мире человеку дан язык. Гипотеза лингвистической относительности предполагает, что язык определяет мышление: «Если тело человека принадлежит физическому миру, то в качестве мыслящего субъекта он «живёт» в языке» [3, с. 11]. Некоторые слова языка помимо основного значения, которое называется лексическим, могут обладать омонимией. Обратим внимание на омонимичность слова «природа» и уточним смысл его употребления в данной работе. Слово Природа с заглавной буквы подсознательно связывается ментально-эмоциональной составляющей окружающей нас реальности, то есть думающей и чувствующей структурой Мироздания.

Мы хотим сказать, что в начале эволюции Материи сначала образовалась её ментальная структура (Природа), затем сформировалась эмоциональная (Психика), и только потом данная нам в ощущениях физическая (Деятельность). По нашему разумению масштабы ментальных и эмоциональных структур на многие порядки меньше размеров ядер атомов (1-1015 м), поэтому и недоступны непосредственному изучению научным методом.

Итак, мышление (осознание) и эмоции (чувствование) возникли задолго до того, как было сформировано сначала косное, а затем и живое вещество, изучаемое наукой. В этом смысле мы и называем Природу мыслящей структурой эволюционирующей Материи.

Рачительность Природы во всех её проявлениях даёт основание предположить, что её естественные механизмы, обнаруженные наукой в одних областях, имеют место и в других сферах реальности. Так, проработанные в химии и биохимии механизмы структуризации косной и живой материи физического мира должны иметь аналоги структуризации на ментальном и эмоциональном уровнях Материи.

Творческий потенциал неживой природы больше, чем у живой по одной простой причине: он не ограничен требованиями естественного отбора, поэтому косная материя проявлена в наблюдаемом физическом мире широчайшим разнообразием структур. Лишь после зарождения первых молекул органической материи Природа «сообразила», что сложность развития живых форм одновременно с их устойчивостью возможна лишь на основе структур живого — сложнейшим образом пространственно уложенных цепочек простых элементов. И эволюция Материи в отношении развития жизни стала направляться Природой, как думающей составляющей реальности, в сторону выработки относительно небольшого количества простых базисных элементов и огромнейшего числа плотно упаковываемых из них структур. Например, основу белка составляют всего лишь 20 стандартных аминокислот, а в отдельные его молекулы могут входить центиллионы (число с 303 нулями) их сочетаний. Используем эту аналогию для понимания огромного разнообразия морально оцениваемых поступков.

Для того, чтобы легче представить, почему ещё со времён Аристотеля человечество никак не может выработать единую систему или кодекс этических норм, приемлемых для всех людей Земли, нужно понять противоречивость простоты и сложности сочетания сложнейших структур при эволюции Материи на примере организации молекул и клеток живого вещества.

Атомы состоят из трёх основных типов элементарных частиц: протонов, нейтронов и электронов. Ещё в XVIII веке физики выяснили, что разноимённые заряды притягиваются, а одноимённые отталкиваются, —

это закон Кулона, действующий в физическом мире повсеместно, в том числе и внутри атома. Электроны и протоны потому и образуют единый атом, что они электро-статически притягиваются друг к другу на атомарных расстояниях, но отталкиваются на ядерных. Подобная зависимость от расстояния между элементами при образовании различных структур в ходе эволюции Материи отражена функцией Руджера Бош-ковича (1711-1787) — хорватского учёного и дипломата — создателя оригинальной теории натуральной философии, оказавшей большое влияние на концепцию физического поля Фарадея [8]. А ведь различие в структуре при идентичности элементов ведёт к различию в свойствах (например, графит и алмаз).

В молекулах атомы чаще всего взаимодействуют на основе так называемых ковалентных связей, образуемых общими парами электронов — по одному от каждого атома: каждая пара электронов как бы принадлежит двум атомам сразу. Ковалентные связи могут быть и кратными, когда несколько пар электронов соединяют два атома, причём, чем выше кратность связи, тем прочнее сама связь. Химический состав молекул косной материи гораздо разнообразнее химического состава живой материи, а вот структура живой материи, при однообразном составе её элементов, на многое-многие порядки сложнее косной. Всего только пять химических элементов — водород (Н), кислород (О), азот (К), углерод (С) и фосфор (Р) — составляют в основном всё многообразие молекул живой материи. Именно простота атомарного состава и многократные ковалентные их связи в молекулах обеспечивают устойчивость последних при необычайной сложности их структуры и свойств. Всего пять простых главных биогенных химических элементов Природа смогла сорганизовать в такие сложнейшие молекулы, как аминокислоты, молекулы ДНК, РНК и другие. Конечно, в биогенных молекулах могут встречаться и другие атомы, например, серы натрия (Ка), хлора (С1), калия (К) или железа ^е), но сложность жизни обеспечивают упомянутые пять главных атомов, точнее, то, как Природа уложила их сначала в гибкие последовательные цепочки, а потом в пространственные спиральные структуры — достаточно простой способ пространственного уплотнения одинаковых линейных структур.

Мы постоянно пытаемся понять, но всё же не имеем ни малейшего представления о том, что такое сознание. Как изучить то, что нельзя оценить и измерить? «Понимание того, как работает мозг, полезно для описания биологических функций, но оно по-прежнему оставляет нас теряться в догадках в отношении наших осознанных переживаний» [2, с. 9]. Ни наука, ни философия сознания до сих пор не могут объяснить то, что такое сознание и как оно работает. Сложное человеческие поведение объясняется всего лишь невразумительными утверждениями о ра-

боте мозга. Внутреннее ощущение собственной правоты для нас более убедительно чем то, что мощь нашего мышления весьма ограничена. Мы ощущаем, что якобы сами намерены что-то сделать — ощущаем якобы своё намерение. Сущность и переживание намерений (формируемых сознанием) отделены от целенаправленных действий (управляемых мозгом), но при этом у нас возникает чувство агентивности - ощущение того, что именно мозг породил или явился причиной действий [2, с. 48].

Точность любых исследований всегда ограничена качеством используемых для этого инструментов и методов. Лежащее в основе научного метода требование воспроизводимости результатов не учитывает раздельности функционирования сознания и мозга при постановке вопросов и поиске ответов на них. Похоже, человек не способен научно ответить на вопросы о сознании. Он необъективен и иррационален в любых своих логических рассуждениях о нём. Ведь человек думает, что это его мозг формирует вопрос, а ведь его формирует сознание — думающая составляющая реальности, находящаяся в Материи на уровне ментального мира. Всеобщее сознание Мироздания мы назвали Природой, которая всему живому выделяет свою конкретную частицу сознания, связывая её с мозгом, управляющего лишь действиями человека. «Научный метод может принести немало полезной информации, но любое применение полученных данных для понимания сознания навсегда останется личной интерпретацией, а не научным фактом» [2, с. 14]. Всё живое использует сигналы органов чувств для наблюдения, а наблюдает на самом деле сознание. Природа, частью которой является наше сознание, осведомляется о нашем физическом мире через наши органы чувств, а затем имитирует у нас ощущения якобы нашего намерения в том или ином действии, оставляя на долю мозга только функции координации двигательной активностью тела. Сам же процесс мышления, связываемый нами с мозгом, она выполняет своими, до сих пор неизвестными науке структурами, имитируя для нас осознание самостоятельности в его осуществлении. Сформированная Природой система чувств в нашем организме нужна ей лишь для информирования её сознания через посредство нашего мозга и его органов чувств (как это происходит при эндоскопии) о том, что происходит на уровне нашего физического мира, поскольку непосредственно со своего структурного уровня в Материи Природа наш физический мир наблюдать не может — слишком разные масштабы [7]. Наличие нервной системы с её рецепторами и проприоцепторами позволяет сознанию Природы руководить активностью человека в физическом мире. Природа выработала огромный арсенал ощущений. «Голод и жажда с готовностью воспринимаются как сигналы нашего тела, а переживания, связанные с неосознаваемыми этапами процесса мышления, воспринимаются как следствие осмысленной деятельности сознающего разума»

[2, с. 16]. Другими словами, ощущения воспринимаются нами как сознательно контролируемый нами самими процесс мышления, продуцирующий рациональные выводы. При этом чувства, связанные с «собственными» мыслями, представляются нам широким полотном ощущений от интуитивного наития до полного убеждения и прозрения. Сознание Природы настроило нашу сенсорную систему так, как будто последняя включает в себя чувства контроля над мыслями, действиями, нравственностью, справедливостью и тем, как устанавливаются причинно-следственные связи. Однако когнитивный аспект мышления не имеет чувственного компонента — нет объективного способа отследить происхождение мысли. Другими словами, центральная проблема понимания того, что такое мышление, нравственность и прочие ментальные составляющие, связана с разделением мыслей и того, как мы их ощущаем. Ни сознание, ни этичность поступков нельзя положить под микроскоп, взвесить или измерить. Природа с раннего детства формирует наше осознание из неподдающихся формализации взаимодействий и ощущений. Возможно, научные исследования пора поверять не только формальной логикой?

Рассуждая об морали, необходимо помнить, что также, как, родившись, мы не сразу принимаем двигающиеся перед глазами наши ручки, ножки за свои, так и теперь мы должны постепенно осознать, что на самом деле процесс мышления происходит не в нашем мозгу, а в сознании — в Природе. Исследования электрической активности мозга продемонстрировали, что участок мозга, управляющий, например, движением рук, активизируется до ощущения намерения двинуть своей рукой. Организм человека - лишь сенсорная система в физическом мире, а его мозг — лишь приёмо-передающая станция для обмена сообщениями со структурами ментального мира, находящимися в недосягаемых для науки глубинах Материи, и, следовательно, проблемы морали, сознания невозможно исследовать научными формальными методами. Нужны новые метафизические гипотезы и умозрительные модели, поскольку «исследование сознания — это основанный на данных вид искусства, а не одно из ответвлений фундаментальной науки» [2, с. 234].

Ранее мы говорили о подсмотренных химиками естественных материальных структурах в физическом мире. Сейчас, можно предположить, что и развитие моральных качеств происходило по сходным сценариям. Сначала зарождались простейшие необходимые для выживания биологического вида шаблоны морали группового поведения и зачатки нравственности поступков индивидов. Всё вместе способствовало эволюционному развитию самих видов живого. Пониманию всего многообразия проявления этического в живом может способствовать аналогия с возникновением сложнейших музыкальных симфоний всего из семи нот или

великого множества глубочайших цветовых оттенков всего семи основных цветов, аналогию которым достаточно легко перебросить на широчайшее разнообразие гаммы характеров, поступков и образцов нравственного поведения людей, из таких, например, этических шаблонов, как известные семь добродетелей и семь смертных грехов [5]. Эти шаблоны сформировались в процессе эволюции в соответствии с механизмом, подобном образованию изомерии химических соединений, и могут составлять центиллионные цепочки этических составляющих характера человека.

Научных формальных методов для понимания ментального, эмоционального и этического недостаточно. Системному анализу живого нужны новые метафизические гипотезы и модели устройства всего Мироздания в целом. В научный обиход каким-то образом должны войти метафизические рассуждения, основанные не только на формальной логике, принятой в науке. Спектр эмоциональных переживаний, а значит и этически оцениваемых поступков, совершаемых людьми, имеет скорее аналоговую, а не дискретную природу. Значит и логика рассуждений о разуме, мышлении, эмоциях, этике также должна иметь аналоговую, а не дискретную природу, такую как принятая в науке формальная двоичная логика с её импликацией. Подобные мысли о логике высказывал и Р. Акофф при объяснении проблем века Систем [1, с. 56]. Следовательно, должна возникнуть новая научная парадигма, новое научное мировоззрение, в котором будет отведено место аналоговым характеристикам в дискурсах о ментально-эмоциональной составляющей Мироздания.

Список литературы

1. Акофф Р.Л. Вторая промышленная революция. Управление в век Систем // Проблемы управления в социальных системах. - 2010. - т. 2, вып. 3. - С. 52-77.

2. Бертон Р. Разум VS Мозг. Разговор на разных языках. - М.: Эксмо, 2016. -

340 с.

3. Бразговская Е.Е. Семиотика. Языки и коды культуры. - М.: Юрайт, 2019. -

186 с.

4. Вааль де Ф. Истоки морали: В поисках человеческого у приматов. - М.: Аль-пина нон-фикшн, 2016. - 376 с.

5. Кожевников А.Ю., Линдберг Т.Б. (сост.) Семь смертных грехов и семь добродетелей. - М.: ОЛМА Медиа Групп/Просвещение, 2012. - 304 с.

6. Прокопенко И. Великие тайны Вселенной. От древних цивилизаций до наших дней. - М.: Эксмо-Пресс, 2017. - 448 с.

7. Тунда В.А., Тунда Е.А. Сущность информации в свете концепции прамате-рии в новом изложении // Системный анализ в проектировании и управлении: сб. науч. тр. 14 Международ. научн. и учебно-практич. конф. 13 - 14 окт. 2020 года. В 3 частях. - СПб.: Политех-Пресс, 2020. - Ч. 1. - С. 188-199. DOI: 10.18720/SPBPU/2/122.

8. Boscovich R. J. Theoria philosophiae naturalis redacta ad unicam legem virium in natura existentium. Venetia, 1763.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.