Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ ПОЖИЛЫХ ЖЕНЩИН, РАБОТАВШИХ В СОЦИОНОМИЧЕСКИХ И ТЕХНОНОМИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЯХ'

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ ПОЖИЛЫХ ЖЕНЩИН, РАБОТАВШИХ В СОЦИОНОМИЧЕСКИХ И ТЕХНОНОМИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
36
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖИЛЫЕ ЖЕНЩИНЫ / СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ОПЫТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Криулина А. В.

Введение. В данной статье с помощью теоретического анализа и эмпирического исследования выделены особенности систем отношений личности пожилых женщин, работавших в социономических и технономических профессиях. Результаты исследования позволяют получить психологические знания о системе отношений личности и индивидуально-психологических особенностях пожилых женщин, имеющих профессиональный опыт в различных сферах. Материалы и методы. Выборка представлена 116 пожилыми женщинами, проживающими в Санкт-Петербурге, представительницы социономических специальностей - 60 человек, технономических - 56 человек. Использовались следующие методики: опросник социально-демографическая анкета, методика «Цветовые метафоры» И.Л. Соломина, «Семантический дифференциал времени» (Вассерман Л.И. с соавт., 2005). Результаты исследования. Для пожилых женщин, работавших в социономической сфере, характерны ориентация на социальные аспекты отношений, низкая толерантность к одиночеству, интерес к себе, большая представленность семьи в картине мира, выраженная идентификация с профессиональной деятельностью. Для пожилых женщин, работавших в сфере технономических профессий, характерны более широкий спектр интересов, временная связность прошлого, настоящего и будущего в системе отношений личности, ориентация на дружеские связи, толерантность к одиночеству. Обсуждение и выводы. Впервые система отношений личности с направленностями отношений к себе, к другим, к деятельности была изучена у пожилых женщин, работавших в сфере социономических и технономических профессий. Определено, что сфера предыдущей профессиональной деятельности является одним из определяющих факторов, связанных с системой отношений личности пожилых людей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Криулина А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE SYSTEM OF PERSONALITY ATTITUDE OF ELDERLY WOMEN WHO WORKED IN SOCIONOMIC AND TECHNOLOGICAL PROFESSIONS

Introduction. In this article, with the help of theoretical analysis and empirical research, the features of the system of personality relations of elderly women who worked in socionomic and technonomic professions are highlighted. The results of the study allow us to gain psychological knowledge about the system of personal relationships and individual psychological characteristics of elderly women with professional experience in various. fields. Materials and methods. The sample is represented by 116 elderly women living in St. Petersburg. Representatives of socionomic specialties - 60 people, technonomic - 56 people. The following methods were used: questionnaire socio-demographic questionnaire, methodology “Color metaphors” (Solomin, 2006), “The semantic differential of time” (Wasserman et al., 2005). Results. Older women who worked in the socionomic sphere are characterized by orientation to the social aspects of relationships, low tolerance to loneliness, self-interest, a large representation of the family in the world picture, pronounced identification with professional activity. Older women who have worked in the field of technonomical professions are characterized by a wider range of interests, temporary coherence of the past, present and future in the system of personal relationships, orientation to friendly ties, tolerance to loneliness. Discussion and conclusion. For the first time, the system of personal relations with the directions of relations: to oneself, to others, to activity, was studied in elderly people with different professional specialization. It is determined that the sphere of previous professional activity is one of the determining factors associated with the system of personality relationships of older people.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ ПОЖИЛЫХ ЖЕНЩИН, РАБОТАВШИХ В СОЦИОНОМИЧЕСКИХ И ТЕХНОНОМИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЯХ»

Статья / Article

УДК / UDC 159.923 - 057.8 - 055.2 DOI 10.35231/18186653_2021_4_70

Особенности систем отношений личности пожилых женщин, работавших в социономических и технономических профессиях

А. В. Криулина

Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация

Введение. В данной статье с помощью теоретического анализа и эмпирического исследования выделены особенности систем отношений личности пожилых женщин, работавших в социономических и технономических профессиях. Результаты исследования позволяют получить психологические знания о системе отношений личности и индивидуально-психологических особенностях пожилых женщин, имеющих профессиональный опыт в различных сферах.

Материалы и методы. Выборка представлена 116 пожилыми женщинами, проживающими в Санкт-Петербурге, представительницы социономических специальностей - 60 человек, технономических - 56 человек.

Использовались следующие методики: опросник социально-демографическая анкета, методика «Цветовые метафоры» И.Л. Соломина, «Семантический дифференциал времени» (Вассерман Л.И. с соавт., 2005).

Результаты исследования. Для пожилых женщин, работавших в социономиче-ской сфере, характерны ориентация на социальные аспекты отношений, низкая толерантность к одиночеству, интерес к себе, большая представленность семьи в картине мира, выраженная идентификация с профессиональной деятельностью. Для пожилых женщин, работавших в сфере технономических профессий, характерны более широкий спектр интересов, временная связность прошлого, настоящего и будущего в системе отношений личности, ориентация на дружеские связи, толерантность к одиночеству.

Обсуждение и выводы. Впервые система отношений личности с направленно-стями отношений к себе, к другим, к деятельности была изучена у пожилых женщин, работавших в сфере социономических и технономических профессий. Определено, что сфера предыдущей профессиональной деятельности является одним из определяющих факторов, связанных с системой отношений личности пожилых людей.

Ключевые слова: пожилые женщины, система отношений личности, индивидуально-психологические особенности, возрастные особенности, опыт профессиональной деятельности.

© Криулина А. В., 2021

Для цитирования: Криулина А.В. Особенности систем отношений личности пожилых женщин, работавших в социономических и технономических профессиях // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. - 2021. - № 4. - С. 70-89. DOI 10.35231/18186653_2021_4_70

Features of the system of personality attitude of elderly women who worked in socionomic and technological professions

Anastasia V. Kriulina

Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation

Introduction. In this article, with the help of theoretical analysis and empirical research, the features of the system of personality relations of elderly women who worked in socionomic and technonomic professions are highlighted. The results of the study allow us to gain psychological knowledge about the system of personal relationships and individual psychological characteristics of elderly women with professional experience in various. fields.

Materials and methods. The sample is represented by 116 elderly women living in St. Petersburg. Representatives of socionomic specialties - 60 people, technonomic - 56 people. The following methods were used: questionnaire socio-demographic questionnaire, methodology "Color metaphors" (Solomin, 2006), "The semantic differential of time" (Was-serman et al., 2005).

Results. Older women who worked in the socionomic sphere are characterized by orientation to the social aspects of relationships, low tolerance to loneliness, self-interest, a large representation of the family in the world picture, pronounced identification with professional activity. Older women who have worked in the field of technonomical professions are characterized by a wider range of interests, temporary coherence of the past, present and future in the system of personal relationships, orientation to friendly ties, tolerance to loneliness.

Discussion and conclusion. For the first time, the system of personal relations with the directions of relations: to oneself, to others, to activity, was studied in elderly people with different professional specialization. It is determined that the sphere of previous professional activity is one of the determining factors associated with the system of personality relationships of older people.

Key words: elderly women, the system of personal relationships, individual psychological characteristics, age characteristics, professional experience.

For citation: Kriulina, A.V. (2021) Osobennosti sistem otnoshenij lichnosti pozhilyh zhenshchin, rabotavshih v socionomicheskih i tekhnonomicheskih professiyah [Features of the system of personality attitude of elderly women who worked in socionomic and technological professions]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina - Pushkin Leningrad State University Journal. No 4. pp. 70-89. DOI 10.35231/18186653_2021_4_70 (In Russian).

Введение

Человек традиционно рассматривается как субъект жизнедеятельности: прежде всего труда, познания и общения, именно в жизнедеятельности он формируется как субъект. И тогда субъективный характер психического отражения можно раскрыть через анализ жизнедеятельности, в частности профессиональной деятельности.

На данный момент недостаточно изученным остается влияние завершенной трудовой деятельности на систему отношений личности пожилых людей. Влияние профессиональной деятельности на личность человека настолько глубоко и системно, что пожилые люди, даже завершая работу, все равно продолжают обладать системой отношений личности, сформированной под влиянием особенностей профессиональной деятельности. В этой связи актуальным для возрастной психологии является решение научной задачи - выявление значимых особенностей систем личности пожилых людей, работавших в различных профессиональных областях. Решение данной научной задачи позволит разрабатывать различные программы психологического сопровождения для представителей разных профессий.

Цель исследования - выявить особенности систем отношений личности пожилых людей, работавших в различных профессиональных сферах.

Гипотеза исследования - существует различия систем отношений личности женщин пожилого возраста, работавших в социономической и технономической сфере.

Обзор литературы

Еще С.Л. Рубинштейн писал о том, что «...субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением деятельности можно определить его самого» [19].

А.А. Бодалев отмечал, что «любой конкретный вид деятельности всегда требует от человека проявления совершенно определенных качеств личности, и, по мере того как участники этой деятельности усваивают ее задачи, у них создается тенденция отмечать в человеке такие качества, а также соотносить уровень их развития с требованиями деятельности» [7, с. 159-160]. В.Н. Мясищев же говорит о формировании личности как системы отражения сущности объективно существующих социальных отношений. Таким образом, через приоритеты в восприятии личностей других людей профессиональная деятельность опосредованно влияет и на саму

личность, и на ее социальные отношения [18]. Мало того, профессиональные образы, включаясь в систему отношений личности работника, влияют и на когнитивные процессы, т. е. на сферу познания человека. Из этого следует, что профессиональная деятельность как ведущая сфера деятельности человека через системы отношений личности профессионалов влияет как на сферу общения, так и на сферу познания. «Отношения связывают человека со всеми сторонами действительности, но при всем многообразии можно установить три ее основные категории: 1) явления природы и мир вещей, 2) люди и общественные явления, 3) сам субъект-личность» [18, с. 208]. Таким образом, есть отношения со средой, межличностные отношения и внутриличностные отношения.

Если смотреть на систему отношений личности как на личностно насыщенный конструкт, полученный в ходе восприятия действительности, то можно прогнозировать, что чем более личностно прожитой и разнообразной является профессиональная деятельность, тем более профессионально «окрашенную» систему отношений имеет человек. О.Г. Кукосян отмечает, что «изучение как психического, так и сознательного может быть объективным только при условии анализа социальной стороны бытия человека. Важнейшую же роль в этом анализе играют категория личности и категория деятельности. Именно через деятельность формируется и проявляется сознание личности, через деятельность оно и изучается. Чем многограннее деятельность личности, тем всесторонне происходит ее развитие. Деятельность по существу является основной детерминантой отражения человеком окружающей действительности, другого человека» [17, с. 10-11].

Согласно Е.Ю. Артемьевой, мир профессии, представляющий «групповой инвариант субъективного отношения профессионалов к миру», является важной частью образа профессионального мира. У него имеются свое «квазиизмерение» - «смысловое поле», системы смыслов и значений, «понимаемых как следы деятельностей, зафиксированные в отношении к их предметам». Опыт восприятия в профессиональной деятельности (ее предмет, составляющий процессы и явления) влияет на общий опыт восприятия самого себя и мира, становясь профессиональным «следом» [2; 3].

В работе «Образ мира в разнотипных профессиях» Е.А. Климов обращается к разным профессиональным сферам и описывает их обобщенные типовые характеристики субъекта деятельности. Он называет это «фон-мир», отражающий предметную область работы, которая очень разнится в профессиональных сферах [13].

Е.Ю. Артемьева совместно с Ю.К. Стрелковым вводят понятие «мира профессии», представляющего собой «групповой инвариант субъективного отношения профессионалов к объектам». В работе авторы связывают мир профессии и его особые акценты профессионального восприятия с семантическими характеристиками, тем самым давая возможность миру профессии быть описанным и измеренным на языке семантических структур и в их численных параметрах. Субъективная модель мира профессионала формируется в процессе взаимодействия со специфическими объектами труда, зависит от способов участия в труде, типа трудового общения, т. е. проходит тот же путь формирования и испытывает влияние тех же формирующих факторов, что и система смыслов, понимаемых как следы прошлых деятельностей, зафиксированные в отношениях к их предметам - субъективная семантика. А в подходе к проблемам субъективных семантик рассматриваются категориальные системы (семантики) не только понятий и текстов, но преимущественно реальных объектов - предметов, представленных своей формой, цветом, запахом, звуком, вкусом, поверхностей, временных интервалов - предметов материальной культуры. При таком рассмотрении есть основание считать, что смысловая система человека, его субъективная семантика «пропитана» следами профессиональных деятельностей, и именно в субъективной семантике следует искать следы этих деятельностей. Важной характеристикой субъективной семантики является способ выбора смыслового контекста при встрече с многозначным объектом [4].

Е.А. Климов считал, что инженерная психология и психология труда, социальная психология, а также когнитивная психология и психосемантика внесли большой вклад в изучение профессионально-опосредованного отображения реальности профессионалами [13]. Экспериментальная психосемантика в силу методологии и разработанных технологических подходов является самым перспективным направлением для изучения видения мира с профессиональной спецификой.

Материалы и методы

Исследование проводилось на базе Центра социальной помощи пожилым людям Санкт-Петербурга. В нем приняли участие женщины пенсионного возраста в количестве 116 человек (представительницы социономических специальностей - 60 чел., технономических - 56). Разделение на группы по критерию предыдущей профессиональной деятельности осуществлялось на основе анкетных данных.

В батарею методик вошли: социально-демографическая анкета, методика «Цветовые метафоры» И.Л. Соломина [20], «Семантический дифференциал времени» [8].

Для анализа данных, полученных в исследовании, применялись методы первичных описательных статистик, оценки достоверности различий по критерию Манна-Уитни, а также кластерный анализ, который использовался для выявления компонентов подсистем системы отношений личности. Для обработки данных мы использовали статистические пакеты SPSS 20 и Statistica 10.

На основе проведенного исследования, с использованием кластерного анализа, было описано психосемантическое пространство всех трех подсистем системы отношений личности, различающихся по направлен-ностям: к себе, к другим, к деятельности. Подсистема отношений к себе представлена комплексом взаимосвязанных понятий, отражающих Я-кон-цепцию, восприятие времени, эмоции, а также систему субъективных немодальных значений и смыслов. Подсистема отношений к другим представлена понятиями, касающиеся значимых других и характеристики пространства отношений, а подсистема отношений к деятельности - отражающих содержательную, ценностную и материальную сторону деятельности.

Качественная оценка осуществлялась на основе выявления комплекса понятий, ассоциированных в психосематическом пространстве. Данный комплекс определялся с помощью кластерного анализа. В каждый комплекс входили те понятия, которые по групповому восприятию имели наибольшую степень близости в психосемантическом пространстве (процент несогласия менее 0,67).

Степень эмоционального принятия понятий: в качестве предпочитаемых рассматривались понятия, средние ранги которых не превышали 3; понятия, средние ранги которых были равны 4 и выше, рассматривались как непринимаемые.

Результаты исследования

Изложены отличия систем отношений пожилых людей в зависимости от сферы предыдущей профессиональной деятельности (ЧЧ - «человек-человек» - ориентированные профессии, ЧТ - «человек-техника» - ориентированные профессии).

Анализ понятий, составляющих Я-концепцию и восприятие времени подсистемы отношения к себе представлен в табл. 1.

Таблица 1

Сравнение психосемантических характеристик подсистемы отношения к себе (Я-концепция и восприятие времени) в группах пожилых женщин, различающихся по сферам предыдущей

профессиональной деятельности

Пожилые женщины, работавшие в социономических профессиях Пожилые женщины, работавшие в технономических профессиях

Психосемантическая характеристика Комплекс понятий, ассоциированных с психосемантической характеристикой Средний ранг Психосемантическая характеристика Комплекс понятий, ассоциированных с психосемантической характеристикой Средний ранг

Я-идеаль-ное Привлекательный, Безопасность, Внуки, Дети, Доверие, Дружба, Здоровье, Интересное занятие, Мое будущее, Мои родные, Общение, Признание окружающими, Творчество, Учеба, Я 2,39 Я-идеаль-ное Внуки, Дети, Отдых, Радость, Свобода, Я 2,30

Я-реальное Знания, Интересное занятие, Каким я хочу быть, Какой я на самом деле, Личная независимость, Мои родные, Моя профессия, Моя работа, Моя семья, Общение, Радость, Стабильность 2,62 Я-реальное Положительный, Близость, Дружба, Каким я хочу быть, Люди, Признание окружающими, Радость, Стабильность, Учеба 2,62

Мое настоящее Здоровье, Какой я на самом деле 3,52 Мое прошлое Какой я на самом деле, Моя профессия, Работа, Труд 3,80

Мое будущее Каким я хочу быть, Надежность, Стабильность 3,75 Уход на пенсию 3,95

Перемены Успех 3,77 Мое настоящее Мое будущее, Учеба 3,97

Мое прошлое 3,95 Мое будущее Мое настоящее 4,26

Уход на пенсию Пенсионеры 4,38 Перемены 4,29

Как следует из табл. 1, в группах ЧЧ и ЧТ предпочитаемыми понятиями являются Я-идеальное (2,39 и 2,30) и Я-реальное (2,62). В группе ЧЧ к нейтральным относятся все понятия, отражающие время: настоящее (3,52), будущее (3,75) и прошлое (3,95), а также перемены (3,77). В группе ЧТ нейтрально окрашены прошлое (3,80) и настоящее (3,97), а также уход на пенсию (3,95). Уход на пенсию в группе ЧЧ отвергается (4,38), отвергаемыми в группе ЧТ являются будущее (4,26) и перемены (4,29).

Существуют качественные различия психосемантического пространства подсистемы отношений к себе системы отношений личности. Я-идеальное в двух группах связано с внуками, детьми, Я-реальным. Помимо этого, в группе ЧТ есть связи с отдыхом, радостью, свободой. В группе ЧЧ понятий, связанных с Я-идеальное, гораздо больше: привлекательный, безопасность, доверие, дружба, здоровье, интересное занятие, будущее, родные, общение, признание окружающими, творчество, учеба.

Нейтрально в двух группах окрашено настоящее и прошлое. Настоящее в группе ЧЧ связано со здоровьем и Я-реальным, тогда как в группе ЧТ - с будущим и учебой. Прошлое в группе ЧЧ является изолированным понятием, тогда как в группе ЧТ связано с Я-реальным, профессией, работой, трудом.

Будущее в группе ЧЧ является нейтральным понятием и связано с Я-идеальным, надежностью и стабильностью, тогда как в группе ЧТ - это отвергаемое понятие, связанное с настоящим.

Перемены в группе ЧЧ - нейтральное понятие, связанное с успехом, а в группе ЧТ - отвергаемое и изолированное.

Уход на пенсию в группе ЧЧ отвергается и связан с пенсионерами, в группе ЧТ - это нейтральное и изолированное понятие.

В эмоциональном аспекте подсистемы отношения к себе принимаемым понятием является радость (ранг 2,47 и 2,17, соответственно). Все негативные эмоции отвергаются (ранги 5,58-6,70) Одиночество - отвергаемое понятие (ранг 5,98 и 5,58).

Качественная характеристика различий в ассоциированных понятиях эмоционального аспекта подсистемы отношения к себе показала, что радость ЧЧ связана с общением, интересным занятием, родными, а для ЧТ - с богатством, доверием, здоровьем, искусством и признанием окружающими. Более того, в обеих выборках она связана с Я-реальным и Я-идеальным, детьми и внуками, любовью, дружбой, отдыхом, успехом и учебой. Все негативные эмоции связаны с конфликтами, угрозой и враждебностью, тесно переплетены между собой. Одиночество воспринимается как неподвижное состояние, а в группе ЧЧ ассоциируется со скукой, печалью, обидой и угрозой. Наибольшее количество негативных эмоций в каждой группе ассоциируются со страхом и печалью.

При анализе подсистемы отношения к другим было рассмотрено две категории понятий: значимые другие и пространство отношений. Необходимо отметить, что понятия, связанные с пространством семейных отношений (дети, моя семья, внуки, мои родные, моя мать), вошли в число предпочитаемых (ранги 2,37-2,9) и тесно связанных между собой.

Предпочитаемыми понятиями в системе значимых других являются родные (2,41 и 2,74), дети (2,69 и 2,37), мать (2,89 и 2,83), внуки (2,9 и 2,85), семья (2,92 и 2,85). Коллеги в группе ЧЧ - отвергаемое понятие (4,2), тогда как в группе ЧТ - нейтральное (3,92). Пенсионеры - отвергаемое понятие (4,86 и 4,95).

Родные - принимаемое понятие, связанное с миролюбием, безопасностью, внуками, детьми, матерью, семьей, радостью. Так же в группе ЧЧ родные связаны с уважением, здоровьем, Я-реальным и идеальным, общением, творчеством, успехом, учебой, а в группе ЧТ - с доверием, дружбой, любовью, отцом. Дети - принимаемое понятие, связанное с внуками, Я-идеальным, радостью, успехом. Так же в группе ЧЧ дети связаны с творческим, привлекательным, положительным, здоровьем, родными, общением, учебой, а в группе ЧТ - с близостью, дружбой, любовью, матерью, отдыхом. Мать - принимаемое понятие, связанное с миролюбивым, родными и отцом. Так же в группе ЧТ мать связана с безопасностью, детьми, доверием, любовью, семьей, радостью, стабильностью, успехом. Внуки - принимаемое понятие, связанное с детьми, Я-идеаль-ным, родными, радостью. Так же в группе ЧЧ внуки связаны с привлекательным, истинным, безопасностью, а в группе ЧТ - с дружбой.

Семья - принимаемое понятие, связанное с работой, родными. Так же в группе ЧЧ семья связана с положительным, доверием, здоровьем, общением, отдыхом, Я-реальным, а в группе ЧТ - с безопасностью, детьми, любовью, матерью и успехом.

Коллеги в группе ЧЧ - отвергаемое понятие, связанное с выполнением долга, тогда как в группе ЧТ - нейтральное и изолированное. Пенсионеры - отвергаемое понятие, в группе ЧЧ связанное с уходом на пенсию, а в группе ЧТ - изолированное.

Пенсионеры в группе ЧТ - отвергаемое и изолированное понятие, а в группе ЧЧ связано только с уходом на пенсию.

В пространстве отношений подсистемы отношения к другим наиболее предпочитаемыми в двух группах являются свобода (2,78 и 2,7), дружба (2,81 и 2,27), доверие (2,97 и 2,82). Общение в группе ЧЧ - принимаемое понятие, в группе ЧТ - нейтральное (2,84 и 3,36, р<,034), тогда как любовь, напротив, в группе ЧЧ - нейтральное понятие, а в группе ЧТ - принимаемое (3,08 и 2,88, соответственно). Надежность в группе ЧЧ -

нейтральное понятие (3,41), а в группе ЧТ - принимаемое (2,79). Нейтральными понятиями являются безопасность (3,02 и 3,11), стабильность (3,17 и 3,61), близость (3,36 и 3,15), уверенность (3,47 и 3,12). Отвергаемыми понятиями являются угроза (6,44 и 6,27), конфликты (6,52 и 5,2, р<,028), неудача (6,77 и 6,27), неприятности (6,88 и 6,44).

Свобода связана с истинностью. В группе ЧЧ свобода так же связана со знаниями, любовью, материальным благополучием и успехом, тогда как в группе ЧТ - со здоровьем, личной независимостью, отдыхом, уверенностью и тем, какими хотят быть опрошенные. Дружба связана с доверием, радостью. Ранги понятия дружба в группе ЧЧ выше (р<,064), так же в группе ЧЧ оно связано с демократичностью, миролюбивостью и тем, какими хотят быть опрошенные, тогда как в группе ЧТ оно более насыщенное и связано с безопасностью, внуками, детьми, знаниями, любовью, родными, отдыхом, надежностью, уверенностью и успехом. Доверие -предпочитаемое понятие, связанное с дружбой, так же в группе ЧЧ оно связано с семьей, отдыхом и тем, какими хотят быть опрошенные, тогда как в группе ЧТ - с безопасностью, родными, радостью, уверенностью, миролюбивостью.

Общение в группе ЧЧ - предпочитаемое понятие, связанное с семьей, отдыхом, радостью, творчеством, успехом, учебой, Я-реальным и идеальным, ранги понятия общение в группе ЧЧ выше (р<,034), тогда как в группе ЧТ - нейтральное и изолированное. Любовь связана со знаниями и радостью. В группе ЧЧ - это нейтральное понятие, связанное с признанием окружающими, свободой и творчеством, в группе ЧТ - предпочитаемое понятие, связанное с богатством, детьми, дружбой, семьей и родными. Надежность связана с положительностью, безопасностью и стабильностью. В группе ЧЧ это нейтральное понятие, связанное с будущим, а в группе ЧТ - предпочитаемое, связанное с постоянством, дружбой, отдыхом, уверенностью.

Стабильность - нейтральное понятие, связанное с уверенностью, надежностью и Я, так же в группе ЧЧ, связанное с миролюбивостью, будущим, отдыхом, а в группе ЧТ - с выполнением долга, профессией, матерью и трудом. Уверенность - нейтральное понятие, связанное со стабильностью. Так же в группе ЧЧ оно связано со знаниями, а в группе ЧТ - с насыщенностью, доверием, дружбой, свободой и успехом. Безопасность - нейтральное понятие, связанное с родными и надежностью, в группе ЧЧ оно связано с уважением и тем, какими хотят быть опрошенные, а в группе ЧТ - с доверием, дружбой и отдыхом. Близость -нейтральное понятие, в группе ЧЧ оно изолированное, а в группе ЧТ связано с детьми и Я-реальным.

Конфликты - отвергаемое понятие, связанное с неприятностями, неудачей, обидой, печалью, раздражением, угрозой и страхом, также в группе ЧЧ оно связано с безнравственностью, а в группе ЧТ - со скукой. Неприятности - отвергаемое понятие, связанное с враждебностью, дискомфортом, конфликтами, скукой, страхом, угрозой, печалью, обидой, так же в группе ЧЧ оно связано с одиночеством и трусливостью. Неудача -отвергаемое понятие, связанное с враждебностью, несчастьем, неприятностями, обидой, печалью, страхом и скукой, также в группе ЧЧ оно связанно с бессмысленностью и безнравственностью. Угроза - отвергаемое понятие, связанное с враждебностью, злостью, конфликтами, неприятностями, неудачей, обидой, печалью, раздражением и страхом, так же связанное в группе ЧЧ с трусливостью и одиночеством, а в группе ЧТ - с несчастным.

Анализ понятий, составляющих содержательную сторону подсистемы отношений к деятельности, представлен в табл. 2.

Таблица 2

Сравнение психосемантических характеристик подсистемы отношения к деятельности (содержательная сторона) в группах пожилых женщин, различающихся по сферам предыдущей

профессиональной деятельности

Пожилые женщины, работавшие в социономических профессиях Пожилые женщины, работавшие в технономических профессиях

Психосемантическая характеристика Комплекс понятий, ассоциированных с психосемантической характеристикой Средний ранг Психосе-мантиче-ская характеристика Комплекс понятий, ассоциированных с психосемантической характеристикой Средний ранг

Успех Дети, Заработок, Интересное занятие, Мои родные, Общение, Перемены, Радость, Свобода, Учеба 2,75 Успех Активный, Дети, Дружба, Здоровье, Знания, Моя мать, Моя семья, Отдых, Радость, Уверенность 2,54

Интересное занятие Веселый, Информация, Каким я хочу быть, Радость, Творчество, Успех, Учеба, Я 2,77 Интересное занятие Знания, Искусство, Творчество 3,05

Творчество Творческий, Интересное занятие, Каким я хочу быть, 2,91 Творчество Интересное занятие, Радость 3,05

Любовь, Мои родные, Общение, Труд, Учеба

Труд Работа, Творчество 3,41 Моя работа Моя профессия, Моя семья, Работа, Труд 3,47

Моя работа Моя профессия, Моя семья, Работа, Я 3,55 Труд Мое прошлое, Моя работа, Работа, Стабильность 3,52

Работа Моя профессия, Моя работа, Труд 3,56 Моя профессия Мое прошлое. Моя работа, Работа, Стабильность 3,56

Моя профессия Моя работа, Работа, Я 3,72 Работа Заработок, Мое прошлое, Моя профессия, Моя работа, Труд 3,76

Карьера 4,56 Карьера 4,42

Как следует из табл. 2, в группах ЧЧ и ЧТ выявлены следующие предпочтения и связи: успех - предпочитаемое понятие (2,75 и 2,54), интересное занятие (2,77) и творчество (2,91) в группе ЧЧ - принимаемые понятия, а в группе ЧТ - нейтральные (3,05 и 3,05). Нейтральные понятия - труд (3,41 и 3,52), моя работа (3,55 и 3,47), работа (3,56 и 3,76), моя профессия (3,72 и 3,56). Карьера - отвергаемое понятие (4,56 и 4,42). Успех - предпочитаемое понятие в группе ЧЧ, связанное с заработком, переменами, общением, свободой и учебой, а в группе ЧТ - с активностью, семьей, здоровьем, знаниями, отдыхом и уверенностью. Примечательно, что успех респонденты связывают с семейной средой, детьми, радостью. Важно также, что творчество, учеба и интересное занятие связаны между собой.

Интересное занятие - в группе ЧЧ это предпочитаемое понятие, связанное с радостью, Я-реальным и Я-идеальным, в группе ЧТ -нейтральное, связанное с искусством, творчеством. Творчество связано с интересным занятием, в группе ЧЧ - это принимаемое, связанное с любовью, родными, общением, трудом и Я-идеальным, а в группе ЧТ -нейтральное, связанное с радостью.

Труд - нейтральное понятие, связанное с работой, так же в группе ЧЧ оно связанно с творчеством, а в группе ЧТ - с прошлым и стабильностью. Профессия и работа - нейтральные понятия, и в группе ЧЧ связаны с Я и семьей, а в группе ЧТ - с прошлым, заработком, трудом и стабильностью.

Карьера - изолированное и отвергаемое понятие (ранги 4,56 и 4,42) в обеих группах.

Анализ понятий, составляющих ценностную и материальную стороны подсистемы отношения к деятельности, выявил следующие предпочтения и связи: отдых (2,78 и 2,80) и учеба (2,8 и 2,73) - предпочитаемые понятия. В группе ЧЧ здоровье (3,03), искусство (3,52) и знания (3,22) -нейтральные понятия, а в группе ЧТ - предпочитаемые (2,73; 2,85 и 2,89, соответственно). Частота высоких рангов понятия искусство в группе ЧТ статистически достоверна (р<,034). К нейтральным понятиям относятся признание окружающими (3,27 и 3,17), информация (3,36 и 3,85), материальное благополучие (3,38 и 3,71), выполнение долга (3,55 и 3,74), заработок (3,86 и 3,76). В группе ЧЧ деньги - нейтральное понятие (3,56), а в группе ЧТ - отвергаемое (4,47, р<,029). Домашнее хозяйство в группе ЧЧ - отвергаемое понятие (4,02), в группе ЧТ - нейтральное (3,92). Выполнение обязанностей в группе ЧЧ - нейтральное понятие (3,98), а в группе ЧТ - отвергаемое (4,18). Обязанности (4,09 и 4,33) и власть (5,25 и 4,73) - отвергаемые понятия.

Отдых - предпочитаемое понятие, связанное с учебой и радостью, также в группе ЧЧ оно связано с богатством, общением, доверием, признанием окружающими, стабильностью, а в группе ЧТ - с детьми, дружбой, безопасностью, свободой, успехом.

Учеба - предпочитаемое понятие (ранги 2,8 и 2,73), связанное с отдыхом и радостью. В группе ЧЧ учеба - более насыщенное понятие и связано с общением, признанием окружающими, успехом, творчеством, успехом, детьми, а в группе ЧТ - с настоящим и Я. Здоровье связано со знаниями и тем, какими хотят быть опрошенные. В группе ЧЧ - это нейтральное понятие, связанное с настоящим временем, родными и истинностью, а в группе ЧТ - предпочитаемое, связанное со свободой, успехом.

Искусство - в группе ЧЧ нейтральное понятие, связанное с учебой, тогда как в группе ЧТ - предпочитаемое, связанное со знаниями, интересным занятием, информацией и радостью.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Знания в группе ЧЧ - понятие нейтральное, связанное со свободой и уверенностью, а в группе ЧТ - предпочитаемое, связанное с информацией, искусством, успехом.

Личная независимость - нейтральное понятие, в группе ЧЧ связанное с Я и положительной оценкой, а в группе ЧТ - со свободой.

Признание окружающими - нейтральное понятие, в группе ЧЧ оно связано с любовью, отдыхом, учебой и тем, какими хотят быть окружающие, а в группе ЧТ - с радостью и Я.

Информация - нейтральное понятие, в группе ЧЧ связанное с интересным занятием, а в группе ЧТ - со знаниями и искусством.

Материальное благополучие - нейтральное понятие, в группе ЧЧ связанное с положительным, заработком и свободой.

Выполнение долга - нейтральное понятие, связанное с выполнением обязанностей, в группе ЧЧ оно так же связано с коллегами и социальным, тогда как в группе ЧТ - со стабильностью и демократичностью.

Деньги в группе ЧЧ - нейтральное понятие, связанное с богатством, а в группе ЧТ - отвергаемое и изолированное.

Заработок - нейтральное понятие, в группе ЧЧ связанное с материальным благополучием и успехом, а в группе ЧТ - с работой.

Выполнение обязанностей связано с выполнением долга, в группе ЧЧ - нейтральное понятие, связано так же с обязанностями, в группе ЧТ -отвергаемое, связанное с достойным.

Домашнее хозяйство - изолированное понятие, а в группе ЧЧ - отвергаемое.

Обязанности - отвергаемое понятие, в группе ЧЧ связанное с выполнением долга, а в группе ЧТ - изолированное.

Власть - отвергаемое и изолированное понятие.

Детальные результаты исследования системы отношений личности пожилых людей представлены в наших публикациях [1; 5; 6; 9; 10; 12; 14].

В восприятии временных зон по «Семантическому дифференциалу времени» (табл. 3) тоже выявлены различия как между сравниваемыми группами, так и с нормативными значениями взрослой выборки, представленными в работе Л.И. Вассерман [8].

Таблица 3

Сравнение характеристик субъективного восприятия прошлого, настоящего и будущего в нормативной выборке и в группах ЧЧ и ЧТ

Характеристики субъективного восприятия прошлого, настоящего и будущего Нормативная выборка, ср.зн ЧЧ, ср.зн ЧТ, ср. зн

Настоящее. Активность времени 5,49 4,26 4,28

Настоящее. Эмоциональная окраска времени 2,08 5,02 5,85

Настоящее. Величина времени 2,92 5,46 6,04

Настоящее. Структура времени 2,14 4,31 4,34

Настоящее. Ощущаемость времени 4,65 3,9 3,66

Прошлое. Активность времени 3,81 6,39 6,51

Прошлое. Эмоциональная окраска времени 1,59 6,84 5,3

Прошлое. Величина времени 1,48 6,44 5,79

Прошлое. Структура времени -0,02 4,05 3,02

Прошлое. Ощущаемость времени 1,49 3,3 2,34

Будущее. Активность времени 5,05 3,41 2,68

Будущее. Эмоциональная окраска времени 5,45 5,97 4,47

Будущее. Величина времени 5,4 4,82 3,89

Будущее. Структура времени 2,34 3,43 3,34

Будущее. Ощущаемость времени 5,1 3,87 3,02

В целом можно сказать, что прошлое воспринимается крайне идеализированно. И эта тенденция в группе ЧЧ выражена в большей степени: прошлое - более радостное, объемное, наполненное смыслом, упорядоченное. Настоящее оценивается неоднозначно. В восприятии активности, структуры и ощущаемости настоящего группы ЧЧ и ЧТ практически совпадают, но ЧТ воспринимают настоящее как несколько более радостное и наполненное смыслом. В будущем все показатели, за исключением структуры, ниже нормативных. Показатели активности, эмоциональной окраски, величины и ощущаемости будущего времени в группе ЧТ ниже: работавшие в технономических профессиях ощущают будущее менее радостным, с более суженной жизненной перспективой, более отстранены и созерцательны.

Детальные результаты исследования восприятия времени пожилыми людьми представлены в наших публикациях [11; 15; 16].

Обсуждение и выводы

Интерпретируя полученные данные, можно отметить, что выявленные различия в системе отношений личности в двух группах, могут объяснятся тем, что сфера предыдущей профессиональной деятельности является одним из факторов, определяющих особенности системы отношений личности пожилых женщин.

Так, например, для респондентов группы ЧЧ характерны ассоциации Я-концепции с профессией, интересным занятием, независимостью, интересом к собственной личности. В то время как для респондентов группы ЧТ понятия Я-концепции ассоциируется с учебой, признанием окружающими, дружбой, людьми в целом. Отношение ко времени в группе ЧЧ связано с ориентацией на настоящее и будущее, прошлое вытесняется, будущее ассоциируется с надежностью и стабильностью, настоящее со здоровьем. В группе ЧТ будущее связано с настоящим, а также с учебой, прошлое имеет множество ассоциаций с профессией, трудом, работой, с Я.

Существенные различия обнаружены в эмоциях подсистемы отношений к себе. У респондентов группы ЧЧ положительные эмоции связаны лишь с общением, одиночество ассоциируется с обидой, неприятностями, угрозой. В то время как у респондентов группы ЧТ положительные эмоции ассоциируются с большим количеством сфер (искусство, доверие, признание окружающими, богатство), одиночество не нагружено отрицательными эмоциями. Одиночество группы ЧЧ насыщено обидой, несет в себе неприятности и угрозу, тогда как в группе ЧТ характеризуется как неподвижность. У группы ЧЧ в большей степени актуализированы категории истинности, нравственности, целостности, тогда как в группе ЧТ -рациональности.

Подсистема отношений к другим группы ЧЧ насыщенна абстрактными понятиями и связана с идентификацией с семейным кругом, тогда как в группе ЧТ строится на ресурсе дружеских связей. Общение в группе ЧЧ - предпочитаемое понятие, связанное с семьей, отдыхом, радостью, творчеством, успехом, учебой, Я-концепцией и тем, какими хотят быть испытуемые, тогда как в группе ЧТ - это понятие нейтральное и изолированное. В то же время неприятности в группе ЧТ связаны с одиночеством.

Описание подсистемы отношения к деятельности говорит о более функциональном и прикладном характере отношения к деятельности и активности в группе пожилых людей, работавших в прошлом в системе профессий технической сферы, в то время как среди людей, работавших в социальной сфере, многие связи основаны на творчестве. В ценностной стороне подсистемы отношения к деятельности респонденты группы ЧЧ принимают всего два понятия: отдых и учеба, у респондентов группы ЧТ система ценностей более широкая и включает: здоровье, искусство, знания, отдых, учебу. Характер ассоциативных связей также различается в обеих группах.

Наиболее насыщено ассоциациями понятие отдых: в обеих группах по 12 связей. В группе ЧЧ к наиболее насыщенным связям относится учеба, в группе ЧТ - знание, учеба, искусство. Важным представляется, что в эти системы включены понятия Я-концепции, что свидетельствует о принятии данных ценностей.

Таким образом, оценивая научную значимость полученных результатов исследования, можно сформулировать следующие выводы:

1. Существуют особенности всех подсистем системы отношений личности пожилых женщин, работавших в социономических и технономиче-ских профессиях.

2. Наиболее значимым результатом для геронтопсихологии являются выявленные качественные различия системы отношений личности пожилых женщин. Для работавших в социономической сфере характерны ориентация на социальные аспекты отношений, низкая толерантность к одиночеству, интерес к себе, большая представленность семьи в системе отношений личности, выраженная идентификация с профессиональной деятельностью. Для работавших в сфере технономических профессий характерны более широкий спектр интересов, временная связность прошлого, настоящего и будущего в системе отношений личности, ориентация на дружеские связи, толерантность к одиночеству.

3. Практическая значимость полученных данных заключается в том, что при разработке индивидуальной программы социальной и психологической поддержки пожилого человека необходимо учитывать сферу его

предыдущей профессиональной деятельности: представителям соционо-мических профессий больше рекомендованы групповые формы активности, направленные на самопознание, тогда как представителям технономических профессий могут быть рекомендованы индивидуальные занятия, направленные на обретение новых практических навыков.

Список литературы

1. Golovey L. A., Kriulina A.V., Strizhitskaya O.Y. Life Interests Content with Regard to Professional Background, Age, and Retirement Period // 8th International Conference on Cultural Gerontology, NUI Galway. 10-12 April, 2014. - P. 212.

2. Артемьева Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики / под ред. И.Б. Ханиной. - М.: Наука; Смысл, 1999. - 350 с.

3. Артемьева Е. Ю. Психология субъективной семантики. - М.: Изд-во МГУ, 1980. -128 с.

4. Артемьева Е.Ю., Стрелков Ю.К. Профессиональная составляющая образа мира // Мышление и общение: активное взаимодействие с миром: сб. науч. тр. - Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1988. - 138 с.

5. Белов В.В., Криулина А.В. Индивидуально-психологические особенности пожилых женщин с различными системами отношений личности // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. - 2021. - № 2. - С. 83-100.

6. Белов В.В., Криулина А.В. Субъективная оценка качества жизни пожилых людей с разными личностными особенностями // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. - 2020. - № 2. - С. 275-293.

7. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 200 с.

8. Вассерман Л.И., Трифонова Е.А. Червинская К.Р. Семантический дифференциал времени: экспертная психодиагностическая система в медицинской психологии. Пособие для врачей и медицинских психологов. - СПб.: Изд-во СПбНИПНИ им. В.М.Бехтерева, 2009. - 44 с.

9. Головей Л. А., Криулина А. В. К вопросу о характеристиках субъективного мира личности в период поздней взрослости // Вестник Санкт-Петербургского университета. - Сер. 16. - 2014. - Вып. 2. - С. 41-50.

10. Головей Л.А., Криулина А.В. Образ мира пожилого человека в связи с его профессиональным опытом //Ананьевские чтения - 2014: Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: материалы науч. конф., 21-23 окт. 2014 г. / отв. ред. Г.С. Никифоров. - СПб.: Скифия-принт, 2014. - С. 311-312.

11. Головей Л.А., Криулина А.В. Темпоральные характеристики личности пожилого человека // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». - 2017. - Т. 27. - № 1. - С. 82-90.

12. Головей Л.А., Стрижицкая О.Ю., Криулина А.В. Позитивное функционирование личности в пожилом возрасте: комплексный подход // Психологические исследования, 2014. - Т. 7. - № 36. - С. 9.

13. Климов Е.А., Образ мира в разнотипных профессиях. - М.: Изд-во Моск. унта, 1995. - 224 с.

14. Криулина А. В., Головей Л.А. Декларируемые и неосознаваемые ценности в образе мира пожилых людей // Ананьевские чтения - 2016: Психология: вчера, сего-

дня, завтра: материалы науч. конф., 25-29 окт. 2016 г., в 2 т. Т. 1. / отв. ред. А.В. Ша-болтас, Н.В. Гришина, С.В. Медников, Д.Н. Волков. - СПб.: ФАРМиндекс, 2016. - Т.1. -С. 229-230.

15. Криулина А.В. Восприятие и отношение ко времени в поздние периоды жизни // Психология XXI века: академическое прошлое и будущее: материалы XVIII между-нар. науч. конф. молодых ученых, 20-23 апр. 2015 г. / под науч. ред. О. В. Щербаковой - СПб.: Скифия-принт. - С. 99-101.

16. Криулина А.В. Восприятие различных периодов времени в связи с особенностями личности в позднем возрасте // Психология - наука будущего: материалы VI междунар. конф. молодых ученых / под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. - С. 216-219.

17. Кукосян О.Г. Профессия и познание людей. - Ростов-н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 1981. - 158 с.

18. Мясищев В. Н. Психология отношений / под ред. А. А. Бодалева. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: МОДЭК, 1995. - 356 с.

19. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000. - 712 с.

20. Соломин И. Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. - СПб.: Речь, 2006. - 279 с.

References

1. Golovey, L. A., Kriulina, A.V., Strizhitskaya, O.Y. (2014) Life Interests Content with Regard to Professional Background, Age, and Retirement Period // 8th International Conference on Cultural Gerontology, NUI Galway. 10-12 April 2014.

2. Artem'eva, E. Yu. (1999) Osnovy psihologii sub"ektivnoj semantiki [Fundamentals of Psychology of Subjective Semantics] / pod red. I.B. Haninoj. Moskva: Nauka; Smysl. (In Russian).

3. Artem'eva, E. Yu. (1980) Psihologiya sub"ektivnoj semantiki [Psychology of subjective semantics]. Moskva: Izdatel'stvo MGU. (In Russian).

4. Artem'eva, E.Yu., Strelkov, Yu.K. (1988) Professional'naya sostavlyayushchaya obraza mira [Professional component of the world image]. Myshlenie i obshchenie: ak-tivnoe vzaimodejstvie s mirom: sbornik nauchny^x trudov - Thinking and communication: active interaction with the world: collection of scientific works. Yaroslavl': IzdateTstvo YarGU. (In Russian).

5. Belov, V.V., Kriulina, A.V. (2021) Individual'no-psihologicheskie osobennosti pozhi-lyh zhenshchin s razlichnymi sistemami otnoshenij lichnosti [Individual-psychological features of elderly women with different personality relations systems]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina - Pushkin Leningrad State University Journal. No № 2. pp. 83-100. (In Russian).

6. Belov, V.V., Kriulina, A.V. (2020) Sub"ektivnaya ocenka kachestva zhizni pozhilyh lyudej s raznymi lichnostnymi osobennostyami [Subjective assessment of the quality of life of older persons with different personality characteristics]. Vestnik Leningradskogo gosu-darstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina - Pushkin Leningrad State University Journal. No № 2. pp. 275-293. (In Russian).

7. Bodalev, A.A. (1982) Vospriyatie i ponimanie cheloveka chelovekom [Human perception and understanding]. Moskva: Izdatel'stvo Mosk. un-ta. (In Russian).

8. Vasserman, L.I., Trifonova, E.A. Chervinskaya, K.R. (2009) Semanticheskij differencial vremeni: ekspertnaya psihodiagnosticheskaya sistema v medicinskoj psihologii. Posobie dlya vrachej i medicinskih psihologov. [Semantic time differential: an expert psy-

chodiagnostic system in medical psychology. Manual for doctors and medical psychologists]. Sankt-Peterburg. Izdatel'stvo SPbNIPNI im. V.M. Bekhtereva. (In Russian).

9. Golovej, L. A., Kriulina, A. V. (2014) K voprosu o harakteristikah sub"ektivnogo mira lichnosti v period pozdnej vzroslosti [To the question of the characteristics of the subjective world of personality in the period of late adulthood]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo univer-siteta - Herald of St. Petersburg University. Ser. 16. Vyp. 2. pp. 41-50. (In Russian).

10. Golovej, L.A., Kriulina, A.V. (2014) Obraz mira pozhilogo cheloveka v svyazi s ego professional'nym opytom [Image of the world of an elderly person in connection with his professional experience]. Anan'evskie chteniya - 2014: Psihologicheskoe obespeche-nie professional'noj deyatel'nosti. Materialy nauchnoj konferencii, 21-23 oktyabrya 2014g. - Ananyev readings - 2014: Psychological support of professional activity: scientific materials. conf., 21-23 Oct. 2014 / Otv. red. G.S. Nikiforov. Sankt-Peterburg: Skifiya-print. pp. 311-312. (In Russian).

11. Golovej, L.A., Kriulina, A.V. (2017) Temporal'nye harakteristiki lichnosti pozhilogo cheloveka [Temporal characteristics of an elderly person's personality]. Vestnik Ud-murtskogo universiteta. Seriya «Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika» - Bulletin of Udmurt University. Series «Philosophy. Psychology. Pedagogy». Tom 27. No № 1. pp. 82-90. (In Russian).

12. Golovej, L.A., Strizhickaya, O.Yu., Kriulina, A.V. (2014) Pozitivnoe funkcion-irovanie lichnosti v pozhilom vozraste: kompleksnyj podhod [Positive functioning of personality in old age: integrated approach]. Psihologicheskie issledovaniya - Psychological research. T. 7. No 36. (In Russian).

13. Klimov, E.A. (1995) Obraz mira v raznotipnyh professiyah [The image of peace in different occupations]. Moskva.: Izdatel'stvo Mosk. un-ta. (In Russian).

14. Kriulina, A. V., Golovej, L.A. (2016) Deklariruemye i neosoznavaemye cennosti v obraze mira pozhilyh lyudej [Declared and unconscionable values in the image of the world of older people]. Anan'evskie chteniya - 2016: Psihologiya: vchera, segodnya, zavtra: Materialy nauchnoj konferencii, 25-29 oktyabrya 2016 g., v 2-h tomah. Tom 1. - Ananyev readings - 2016: Psychology: yesterday, today, tomorrow: scientific materials. conf., 25-29 Oct. 2016, in 2 tons T. 1. / Otv. red. A.V. Shaboltas, N.V. Grishina, S.V. Mednikov, D.N. Volkov. Sankt-Peterburg: FARMindeks. T.1. pp. 229-230. (In Russian).

15. Kriulina, A.V. (2015) Vospriyatie i otnoshenie ko vremeni v pozdnie periody zhizni [Perception and attitude to time in late periods of life]. Psihologiya XXI veka: akad-emicheskoe proshloe i budushchee: Materialy XVIII mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii molodyh uchenyh, 20-23 aprelya 2015 g. - Psychology of the XXI century: academic past and future: materials of the XVIII international scientific. conf. young scientists, 20-23 Apr 2015 Pod nauchnoj redakciej O.V. Shcherbakovoj. Sankt-Peterburg: Skifiya-print. pp. 99101. (In Russian).

16. Kriulina, A.V. (2015) Vospriyatie razlichnyh periodov vremeni v svyazi s osoben-nostyami lichnosti v pozdnem vozraste [Perception of various periods of time in connection with personality characteristics in late life]. Psihologiya - nauka budushchego: materialy VI Mezhdunarodnoj konferencii molodyh uchenyh «Psihologiya - nauka budushchego». 1920 noyabrya 2015 goda - Psychology - the science of the future: materials of the VI international conf. young scientists / Pod. red. A.L. Zhuravleva, E.A. Sergienko. Moskva: Izda-tel'stvo «Institut psihologii RAN». pp. 216-219. (In Russian).

17. Kukosyan, O.G. (1981) Professiya i poznanie lyudej [Profession and knowledge of people]. Rostov-na-Donu: Izdatel'stvo Rost. un-ta.

18. Myasishchev, V. N. (1995) Psihologiya otnoshenij [Psychology of relationships] / Pod redakciej A. A. Bodaleva. Moskva: Izdatel'stvo «Institut prakticheskoj psihologii». Voronezh: MODEK. (In Russian).

19. Rubinshtejn, S. L. (2000) Osnovy obshchej psihologii [Fundamentals of general psychology]. Sankt-Peterburg: Piter. (In Russian).

20. Solomin, I. L. (2006) Sovremennye metody psihologicheskoj ekspress-diagnostiki i professional'nogo konsul'tirovaniya [Modern methods of psychological rapid diagnosis and professional counselling]. Sankt-Peterburg. Rech'. (In Russian).

Об авторе

Криулина Анастасия Владимировна, соискатель, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID ID: 0000-0002-0803-3873, e-mail: v-kontekste@yandex.ru

About the author

Anastasia V. Kriulina, candidate for an academic degree, Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, ORCID ID: 0000-0002-0803-3873, e-mail: v-kontekste@yandex.ru

Поступила в редакцию: 25.11.2021 Received: 25 November 2021

Принята к публикации: 30.11.2021 Accepted: 30 November 2021

Опубликована: 27.12.2021 Published: 27 December 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.