И. А. Бубнова
ОСОБЕННОСТИ СИНТАГМАТИЧЕСКОГО ЧЛЕНЕНИЯ УСТНОГО ДИСКУРСА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
Работа представлена кафедрой образовательных технологий в филологии.
Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент Г. И. Банщикова
Статья посвящена рассмотрению одного из важных для создания методики обучения устной монологической речи вопросов - выявлению особенностей членения устных дискурсов детьми 6,5-8 лет.
Ключевые слова: устная монологическая речь, звучащий детский текст, синтагма, фраза, предложение, тенденции, закономерности, особенности синтагматического членения.
The article defines the peculiarities of division of verbal discourses by 6,5-8-year-olds, which is one of the important problems for creating the methodology of oral monologic speech training.
Key words: oral monologic speech, children’s sounding text, syntagma, phrase-sentence, tendencies,
regularities, peculiarities of syntagmatic division.
С приходом ребенка в школу устная речь становится для него не только средством общения, но и способом активного участия в учебной и общественной жизни школы. Однако учащиеся 1-х и 2-х классов испытывают трудности при создании собственных устных спонтанных монологических текстов, так как речевые механизмы, отвечающие за порождение текстообразо-вания, окончательно не сформированы. Кроме того, в традиционных программах и системах развивающего обучения отсут-ствует система упражнений, направленных на целенаправленное обучение устной речи младших школьников.
Речь учащихся начальной школы прерывиста, наблюдается большое количество пауз, самоперебивов, исправлений, фальстартов, повторов. С целью изучения трудностей, которые возникают у младших школьников при построении устных текстов и исследования особенностей построения устных дискурсов детьми 6,5-8 лет, был проведен констатирующий эксперимент в школах № 41, 43, 48, 64 Приморского района г.Санкт-Петербурга, состоящий из двух этапов.
На первом (сентябрь, 2005 г.) и втором (декабрь, 2007 г.) этапах решалась одна из задач эксперимента - выявить и сопоставить особенности синтагматического членения устных дискурсов, созданных учащи-
мися 1 классов, только что поступившими в школу, и учащимися 2-х классов, обучавшихся не только по традиционным программам, но и по системе развивающего обучения в течение 1,5 лет.
Всего экспериментом было охвачено 100 учащихся 1-х классов и 50 учащихся 2-х классов.
Первоклассникам предлагалось составить устный текст по сюжетным картинкам «Щенок и котенок»1,второклассникам -устный спонтанный текст о любимом фильме или мультфильме. Материалом для анализа служили устные рассказы детей, записанные на магнитофонную ленту в присутствии экспериментатора, с последующей письменной расшифровкой записей, которую, кроме экспериментатора, выполняли изолированно друг от друга три учителя с высшим педагогическим образованием с целью получения максимально объектив -ных экспериментальных данных.
Для анализа детских звучащих текстов (после многократного прослушивания) осуществлялась разметка текста: 1) обсчитывался объем устных текстов; 2) производилось членение устного текста на синтагмы, фразы (предложения) и сверхфразовые единства (СФЕ).
Объем устных текстов представлен в табл. 1.
Таблица 1
Показатели объема устных текстов детей 6,5-8 лет
Показатели объема 1-й класс 2-й класс
Общее количество текстов 100 50
Количество предложений во всех текстах 584 393
Количество предложений в одном тексте (в среднем) 5-7 7-9
Количество синтагм во всех текстах 853 758
Количество синтагм в одном тексте (в среднем) 8-10 15-16
Количество фонетических слов во всех текстах 1677 1060
Количество фонетических слов в одном тексте (в среднем) 16-17 21-22
Прежде чем приступить к описанию объема устных детских дискурсов, следует уточнить употребление некоторых терминов, имеющих важное значение для обработки экспериментальных данных, так как изучению подвергается звучащий детский текст.
Синтагма - «фонетическое единство, выражающее смысловое целое в процессе речи-мысли и могущее состоять как из одной ритмической группы, так и из целого ряда их»2. Ни одна синтаксическая категория не может быть выражена вне синтагмы: она либо совпадает с синтагмой, либо входит в синтагму как составной элемент, либо распадается на ряд синтагм, которые организуют ее в сложную синтаксическую единицу.
Фраза - «основная единица речи, выражающая законченную мысль; смысловое единство, целостность которого создается интонационными средствами (объединяющей фразовой интонацией того или иного типа и паузами, отделяющими данную фразу от соседних), а также определенной синтаксической структурой»3. Фраза может соответствовать предложению, которое характеризуется формальными синтаксическими признаками (например, предикативностью), но чаще всего интонация превращает во фразу и последовательность слов, предложением не являющуюся. Фраза может состоять из одной или нескольких синтагм или из одного или нескольких предложений.
Предложение - «в широком смысле это любое - от развернутого синтаксического
построения (в письменном тексте от точки до точки) до отдельного слова или словоформы - высказывание (фраза), являющееся сообщением о чем-либо и рассчитанное на слуховое (в произнесении) или зрительное (на письме) восприятие»4. Фразу мож-но считать предложением, если она будет обладать следующими тремя признаками5:
а) иметь в своем составе компонент (или компоненты), выражающие предикативные категории времени и модальности;
б) образовывать непрерывную синтаксическую цепочку, где все компоненты предложения находятся в иерархической зависимости друг от друга;
в) иметь интонацию законченности тех построений, которые обладают признаками (а) и (б).
Для описания объема устных дискурсов детей 6,5-8 лет осуществлялась разметка с помощью следующих условных обозначений:
/ - граница синтагмы. Эта граница определялась по перерыву в звучании до 2-2,5 сек.
// - граница предложения.
() - нумерация фраз.
Полужирный курсив - употребление синтагмы в названном качестве.
Как показывают данные эксперимента, объем устного звучащего текста первоклассника включает (в среднем) 5-7 предложений, 8-10 синтагм, 16-17 фонетических слов. Приведем пример:
Я вижу// (3 сек)(1) Котенок подошел к молочку// (2) И испугал (3 сек)/ собака ко-
тенка/... (3) А он убежал// (4) Потом котенок/ его одели маску/ (5) И-и-и .../ эта.../ (6) Собака убежала от испуга// (7)(4,2 сек) И котенок попил// (8) (Дима Ф., 1-й класс).
Данный устный текст ученика 1-го класса состоит из 8 фраз, которые выделяются интонацией понижения в конце и паузами от других фраз в тексте, фонетических слов, словосочетаний. Например:
Я вижу// (3 сек)(1) Котенок подошел к молочку// (2) И испугал (3 сек)/ собака котенка/. (3) А он убежал// (4) Потом котенок/ его одели маску/ (5) И-и-и .../ эта./
(6) Собака убежала от испуга// (7)(4,2 сек) И котенок попил// (8) (ДимаФ., 1-й класс).
Только 5 фраз из восьми - (1), (2), (4),
(7), (8) - могут быть отнесены к предложениям, так как только они обладают вышеперечисленными тремя признаками. Три другие фразы не могут быть названы предложениями, так как они не обладают интонацией завершенности, слова независимы друг от друга и не связаны между собой по смыслу.
Количество синтагм - 11. Из них состоящих из одного фонетического слова - 3, из двух слов - 4 , из трех слов - 3, только из звука - 1. В четырех случаях синтагма совпадает с предложением. В остальных -фраза состоит из двух синтагм, объединенных интонационно.
Устный дискурс второклассника содержит (в среднем) 7-9 предложений, 15-16 синтагм, 21-22 фонетических слова. Например:
Там Ежик / (1) В мультике / (2) Ежик хотел рассме / рассмешить Сову // (3) Ежик все / это / придумывал // (4) Ежик сам (3,3 сек) красивый цветок / (5) И Крош / ой / Сова обрадовалась // (6) А-а-а-а/ (2,8 сек) Ежик еще там придумывал // (7) Он домик построил // (8) А потом все пели / плясали / на поляне // (9) И Сова пела / и Ежик // (10) (Саша Э., 2-й класс).
Данный устный текст, созданный учеником 2 класса, состоит из 10 фраз, которые выделяются интонацией понижения в конце и паузами от других фраз в тексте.
Только семь фраз из десяти - (3), (4), (6),
(7), (8), (9), (10) - могут быть отнесены к предложениям, так как только они облада-ют вышеперечисленными тремя признаками. Три другие фразы не могут быть названы предложениями, так как у них отсутствуют перечисленные признаки.
Количество синтагм - 19. Из них состоящих из одного фонетического слова - 9, из двух слов - 6 , из трех слов - 2, из четырех слов - 1, только из звука - 1. В одном случае синтагма совпадает с предложением. В остальных - фразу составляют две или три синтагмы, объединенные интонационно.
Таким образом, экспериментальные данные позволяют выявить особенности членения устных дискурсов детьми 6,5-8 лет.
Учащиеся 1-2-х классов членят устную речь на синтагмы. Несмотря на значительное увеличение количества синтагм в устных дискурсах учащихся 2-х классов, значительных изменений в содержании текстов не наблюдается. Количество синтагм возрастает за счет увеличения числа повторов, уточнений, которые делает ученик. При этом по-прежнему в подавляющем большинстве текстов ребенок не раскрывает тему и основную мысль текста.
Наряду с синтагматическим у младших школьников присутствует фразовое членение. Ребенок выражает мысль, соединяя между собой одну или несколько синтагм. Аналогичное явление наблюдается и в устной разговорной речи взрослых людей, что подтверждает нашу мысль о том, что синтагматическое и фразовое членение - закономерность устной речи.
Количественный и качественный состав синтагм (процент высчитывался от общего количества синтагм во всех текстах) представлен в табл. 2, 3.
Сравнительный анализ данных свидетельствует о том, что первоклассники и второклассники интонационно членят речевой поток на синтагмы, состоящие из одного, двух или трех фонетических слов.
26% синтагм у учащихся 1-х классов и 23% синтагм у учащихся 2-х классов явля-
Таблица 2
Количественный состав синтагм в звучащем детском тексте, %
Класс Звук Слог 1 слово 2 слова 3 слова 4 слова 5 слов 6 слов 7 слов 8 слов
1 8 11 26 27 15 9 2 1 1 0
2 7 9 23 29 18 10 2 1 1 0
Таблица 3
Особенности членения текста на синтагмы учащимися 1-х и 2-х классов
Класс Синтагма -часть сложного предложения Синтагма- предложение Синтагма-словосочетание Синтагма-слог Синтагма-звук
управление примыкание согласование
1 10 25 18 5 1 11 8
2 11 26 18 6 1 9 7
ются однословными. В большинстве устных текстов можно наблюдать совпадение однословной синтагмы с существительными или глаголами, например:
а) однословная синтагма, когда ученик называет объект высказывания, отделяя его паузой от последующей части фразы.
Пример 1. Кошка/ пила молоко// Собачка/ хотела тоже// А кошка / не пускала// Пила себе/ и пила//. (Саша К., 1-й класс);
б) повтор однословной синтагмы после фразы, когда ребенок заканчивает мысль и еще раз подводит итог того, о чем он говорил, пытаясь перейти к следующей мысли.
Пример 2. В комнату прибе... прибежала собачка/ собачка//. (Маша П.,
1-й класс).
П ример 3. Он всех заморозил/ заморозил (5 сек)// А потом стал все искать/ искать //. (Вера Д., 2-й класс);
в) повтор однословной синтагмы внутри фразы дает ученику время найти следующие слова для завершения фразы.
Пример 4. Кошка побежала в комнату / в комнату/ и нашла маску// Кошка ее надела/ надела/ и попугала/ собаку//. (Денис Ж., 1-й класс);
г) выделение однословной синтагмы для уточнения мысли.
Пример 5. Дети прибежали в домик (4 сек) / у моря// Девочка стала ку/ стала кушать делать/ в домике// А мальчик/ пошел гулять// . (Гриша П., 2-й класс).
Большинство синтагм в устных спонтанных монологах детей 6,5-8 лет состоят из 2 фонетических слов (1-й класс - 27%, 2-й класс - 29%). Чаще всего во фразе синтагма совпадает со словосочетанием, предложением или является частью сложного предложения. Рассмотрим варианты.
• Синтагма совпадает со словосочетанием. Это могут быть словосочетания с управлением или примыканием, в отдельных случаях - с согласованием. Практическое отсутствие словосочетаний с согласовани-ем объясняется редким употреблением учениками 1-2-х классов имен прилагательных в устной речи.
Пример 6. А киска взяла маску/ взяла маску/ пошла в комнату (3 сек)/ и напугала собачку //. (Аня В., 1-й класс).
Пример 7. Он обещал маме/ что будет хорошо/ все// Пошел домой / погулял с собакой/ убрал в доме/ все сделал// А мама его похвалила//. (Герман Е., 2-й класс).
• Синтагма совпадает с предложением или является частью сложного предложения. Чаще всего при создании устных спонтанных текстов у учащихся 1-х и 2-х клас-
сов синтагма совпадает с простым нераспространенным предложением, состоящим из подлежащего и сказуемого.
Пример 8. Кошка захотела питъ молоко// А собака лизнула//Кошка ее испугала // Собака убежала//... (Денис 3., 1-й класс).
П ример 9. Девочка прилетела // Она принесла (3,5 сек) // А потом выскочила ведьма // . (Саша Н., 2-й класс).
Было установлено также, что в небольшом количестве устных детских монологов реализуется синтагма из двух слов, которая является частью сложного предложения.
Пример 10. Собака испугалась/ что котик надел (3 сек)/ маску тигра// . (Света У., 1-й класс).
Пример 11. Принц хотел / чтобы она нашлась // Он искал/ долго//. (Вероника Б., 2-й класс).
На наш взгляд, двухсловный состав синтагм объясняется психологическими особенностями ребенка 6,5-8 лет, а именно: недостаточной сформированностью процессов внутренней речи, недоразвитостью оперативной (кратковременной) памяти.
В устных дискурсах первоклассников 15% синтагм, у второклассников 18% -включают 3 фонетических слова. Чаще всего они совпадают с простым двусоставным распространенным предложением.
Пример 12. Кот хотел поить молока // Потом прибежала собачка // Собачка напугала котика // Котик заплакал и убежал // Потом котик одел маску // (4,2 сек) И котик напугал собачку // (Дима И., 1-й класс).
Пример 13. Дюймовочка села на полянку // Ей было очень грустно // Она хотела домой // Она хотела к друзьям // Она заплакала // . (Рита О., 2-й класс).
Достаточно редкое совпадение синтагмы с предложением наблюдается лишь в звучащих текстах детей, которые интуитивно воспринимают и воспроизводят устную речь, опираясь на языковое чутье, без специального обучения. Таких учеников в классах - всего несколько человек, остальным же для выражения своих мыслей в устной (спонтанной и подготовленной) фор-
ме требуется целенаправленное, систематическое обучение.
Гораздо чаще в устных дискурсах ребенок, создавая трехсловную синтагму, совпадающую с простым распространенным или нераспространенным предложением, не успевает закончить свою мысль, поэтому она требует дополнения или уточнения.
Пример 14. Она ходила гулять / с хозяином // Кот все молоко выпил / из мисочки // Собачка пришла / а молока-то нету // . (Лена Я., 1-й класс).
Пример 15. Котик хотелпить / молоко из мисочки //(4 сек) И собачка хотела пить / молоко / хотела //. (Боря Т., 1-й класс).
П ример 16. Бандиты сразу прилетели / в город / где он жил // (3,2 сек) А он от них спрятался / у девочки одной // . (Ира. Г.,
2-й класс).
Как показывают данные эксперимента, в большинстве звучащих детских текстов наблюдается повтор трехсловной синтагмы.
П р и м е р 17. Вот она взяла маску // Вот / э-э-э / она взяла маску/ (3 сек) тоже нету // ... (Лена Я., 1-й класс).
Пример 18. Они прибежали во дворец // И-и-и / (3 сек) Они прибежали во дворец / и они нашли // . (Леша А., 2-й класс).
Ученик растягивает время для подбора языковых средств, чтобы закончить мысль. В результате темп устной речи сильно замедляется, возникают паузы хезитации, которые затрудняют процесс восприятия текста слушающими.
Вышеперечисленные особенности членения устных дискурсов учащимися 1-2-х классов объясняются, на наш взгляд, не-сформированностью процессов внутренней речи, долговременной и кратковременной памяти, элементов программы порождения речевого высказывания в возрасте 6,5-8 лет.
Данные констатирующего эксперимента свидетельствует, что 68% синтагм в звучащих текстах первоклассников и 70% синтагм - у второклассников состоят из 1-3 слов. Сравнительный анализ этих данных с употреблением детьми 6,5-8 лет в устных
дискурсах синтагм из 4 и более фонетических слов позволил констатировать следующие результаты: в 7,5 раза у учеников 1го класса ив 7 раз у учеников 2-го класса снижается количество синтагм, состоящих из 4 слов; в 34 раза ив 35 раз соответственно - снижается количество синтагм из 5 фонетических слов.
Кроме того, следует констатировать отсутствие тенденции во 2-м классе (по сравнению с 1-м классом) к увеличению количества синтагм, состоящих из 4 фонетических слов и более.
К сожалению, отсутствие экспериментальных данных об изучении синтагматического членения звучащих текстов учащимися средней и старшей школы, не позволяет нам определить дальнейшие тенденции. Нам представляется возможным провести сравнение особенностей членения звучащих текстов младших школьников с членением устной речи взрослых.
В устной речи детей 6,5-8 лет, так же как и в устной речи взрослых, присутствует синтагматическое членение, которое обознача-ется интонацией. Однако количественный состав синтагм в детских и взрослых текстах различается: в устной речи взрослых людей он может включать «от двух до семи слов»6, в устной же речи детей чаще всего употребляются синтагмы, включающие 1-2 слова.
На наш взгляд, это объясняется недостаточным объемом долговременной памяти учащихся 1-2-х классов, в которую важно заложить необходимое количество лексических единиц и запас грамматических средств, а также отсутствием тренировочных упражнений в процессе обучения.
Следует отметить, еще одну отличительную особенность членения устного дискурса детьми 6,5-8 лет - в достаточно большом количестве звучащих текстов выделяются синтагмы, совпадающие со слогом (1-й класс - 11%; 2-й класс - 9%) , а также со звуком (1-й класс - 8%; 2-й класс - 7%), которые отсутствуют у взрослых.
Пример 19. Котик идет пить молоко // А / соба / эта /ко / и-и-и / котик / закрыл глаза //. (Денис В., 1-й класс).
Пример 20. Со / ко / соба / собака / на / напу / пошла ну / э-э-э / кошка потом / напугала собаку . (Даниил Ш., 1-й класс).
Пример 21. Фе / Фея позвала де / девочку // По / ну / это / она пода / подарила пла / м-м-м-м / и туфли / ( 3 сек) и ло / коней / и карету // . (Настя Ю., 2-й класс).
Эти данные подтверждают наш вывод
о том, что этапы порождения речевого высказывания (замысел, лексическое разверты -вание, выбор грамматических и синтаксических конструкций), которые должны идти синхронно, в сжатые сроки, а также механизмы кратковременной и долговременной памяти в возрасте 6,5-8 лет не до конца сформированы, что ведет к нарушениям и недочетам при построении устных монологических текстов.
Данные констатирующего эксперимента по выявлению особенностей членения устных дискурсов младшими школьниками (1-2-й класс) позволяют сделать следующие выводы.
1. В устной спонтанной монологической детской речи (как и в устной речи взрослых людей) синтагматическое членение яв -ляется основным. Устный монолог первоклассника содержит 8-10 синтагм, второклассника - 15-16. Количество синтагм возрастает за счет увеличения числа повторов, уточнений, которые делает ученик. При этом по-прежнему в подавляющем большинстве текстов ребенок не раскрывает тему и основную мысль текста.
2. Наряду с синтагматическим у младших школьников присутствует фразовое членение. Ребенок выражает мысль, соединяя между собой одну или несколько синтагм. Аналогичное явление наблюдается и в устной разговорной речи взрослых людей, что позволяет установить закономерность устной речи.
3. В отличие от устной речи взрослых, младшие школьники членят звучащий текст стихийно. Чаще всего они употребляют синтагмы, состоящие из 1-3 слов. Кроме того, 19% синтагм у первоклассников и 16% - у второклассников совпадают со слогом и звуком. В результате звучащие
детские тексты распадаются на отдельные образования, которые слушающим трудно связать между собой и понять общий смысл высказываний. Затрудняет понимание и медленный темп речи, большое количество пауз, не совпадающих с логико-смысловым членением текста, повторов, исправлений и т. п. Это значит, что особое внимание на уроках русского языка и развития речи дол -жно быть уделено формированию мотива -ционно-побудительного этапа и этапа программирования (или составления плана высказывания) речевой деятельности, которые
происходят во внутренней речи, что существенно снизит смысловые ошибки и речевые недочеты в звучащем детском тексте.
Отсутствие целенаправленной, систематической работы по обучению устной (спонтанной и подготовленной) речи школьников в начальных классах отрицательным образом сказывается не только на способности ученика выразить свои мысли в устной форме, но и на формировании умений письменной речи и навыка чтения и в целом - на развитие личности школьника в дальнейшем процессе обучения.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Банщикова Г. И., Черняева В. Д. Развитие речи. 1 класс. СПб., 2000. С. 193.
2 Щерба Л. В. Фонетика французского языка. М., 1963. С. 86.
3 Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред В. Н. Ярцевой. М., 2002. С. 558.
4 Там же. С. 395.
5 Русская разговорная речь / Под ред. Е. А. Земской. М., 1973. С. 220.
6 Черемисина-Ениколопова Н. В. Законы и правила русской интонации. М., 1999. С. 116.