Научная статья на тему 'Особенности синтагматического членения устного дискурса младшими школьниками.'

Особенности синтагматического членения устного дискурса младшими школьниками. Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
383
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТНАЯ МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / ЗВУЧАЩИЙ ДЕТСКИЙ ТЕКСТ / СИНТАГМА / ФРАЗА / ПРЕДЛОЖЕНИЕ / ТЕНДЕНЦИИ / ЗАКОНОМЕРНОСТИ / ОСОБЕННОСТИ СИНТАГМАТИЧЕСКОГО ЧЛЕНЕНИЯ / CHILDREN'S SOUNDING TEXT / ORAL MONOLOGIC SPEECH / SYNTAGMA / PHRASE-SENTENCE / TENDENCIES / REGULARITIES / PECULIARITIES OF SYNTAGMATIC DIVISION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бубнова И. А.

Статья посвящена рассмотрению одного из важных для создания методики обучения устной монологической речи вопросов выявлению особенностей членения устных дискурсов детьми 6,5-8 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of syntagmatic division of a verbal discourse by primary schoolchildren

The article defines the peculiarities of division of verbal discourses by 6,5-8-year-olds, which is one of the important problems for creating the methodology of oral monologic speech training.

Текст научной работы на тему «Особенности синтагматического членения устного дискурса младшими школьниками.»

И. А. Бубнова

ОСОБЕННОСТИ СИНТАГМАТИЧЕСКОГО ЧЛЕНЕНИЯ УСТНОГО ДИСКУРСА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

Работа представлена кафедрой образовательных технологий в филологии.

Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент Г. И. Банщикова

Статья посвящена рассмотрению одного из важных для создания методики обучения устной монологической речи вопросов - выявлению особенностей членения устных дискурсов детьми 6,5-8 лет.

Ключевые слова: устная монологическая речь, звучащий детский текст, синтагма, фраза, предложение, тенденции, закономерности, особенности синтагматического членения.

The article defines the peculiarities of division of verbal discourses by 6,5-8-year-olds, which is one of the important problems for creating the methodology of oral monologic speech training.

Key words: oral monologic speech, children’s sounding text, syntagma, phrase-sentence, tendencies,

regularities, peculiarities of syntagmatic division.

С приходом ребенка в школу устная речь становится для него не только средством общения, но и способом активного участия в учебной и общественной жизни школы. Однако учащиеся 1-х и 2-х классов испытывают трудности при создании собственных устных спонтанных монологических текстов, так как речевые механизмы, отвечающие за порождение текстообразо-вания, окончательно не сформированы. Кроме того, в традиционных программах и системах развивающего обучения отсут-ствует система упражнений, направленных на целенаправленное обучение устной речи младших школьников.

Речь учащихся начальной школы прерывиста, наблюдается большое количество пауз, самоперебивов, исправлений, фальстартов, повторов. С целью изучения трудностей, которые возникают у младших школьников при построении устных текстов и исследования особенностей построения устных дискурсов детьми 6,5-8 лет, был проведен констатирующий эксперимент в школах № 41, 43, 48, 64 Приморского района г.Санкт-Петербурга, состоящий из двух этапов.

На первом (сентябрь, 2005 г.) и втором (декабрь, 2007 г.) этапах решалась одна из задач эксперимента - выявить и сопоставить особенности синтагматического членения устных дискурсов, созданных учащи-

мися 1 классов, только что поступившими в школу, и учащимися 2-х классов, обучавшихся не только по традиционным программам, но и по системе развивающего обучения в течение 1,5 лет.

Всего экспериментом было охвачено 100 учащихся 1-х классов и 50 учащихся 2-х классов.

Первоклассникам предлагалось составить устный текст по сюжетным картинкам «Щенок и котенок»1,второклассникам -устный спонтанный текст о любимом фильме или мультфильме. Материалом для анализа служили устные рассказы детей, записанные на магнитофонную ленту в присутствии экспериментатора, с последующей письменной расшифровкой записей, которую, кроме экспериментатора, выполняли изолированно друг от друга три учителя с высшим педагогическим образованием с целью получения максимально объектив -ных экспериментальных данных.

Для анализа детских звучащих текстов (после многократного прослушивания) осуществлялась разметка текста: 1) обсчитывался объем устных текстов; 2) производилось членение устного текста на синтагмы, фразы (предложения) и сверхфразовые единства (СФЕ).

Объем устных текстов представлен в табл. 1.

Таблица 1

Показатели объема устных текстов детей 6,5-8 лет

Показатели объема 1-й класс 2-й класс

Общее количество текстов 100 50

Количество предложений во всех текстах 584 393

Количество предложений в одном тексте (в среднем) 5-7 7-9

Количество синтагм во всех текстах 853 758

Количество синтагм в одном тексте (в среднем) 8-10 15-16

Количество фонетических слов во всех текстах 1677 1060

Количество фонетических слов в одном тексте (в среднем) 16-17 21-22

Прежде чем приступить к описанию объема устных детских дискурсов, следует уточнить употребление некоторых терминов, имеющих важное значение для обработки экспериментальных данных, так как изучению подвергается звучащий детский текст.

Синтагма - «фонетическое единство, выражающее смысловое целое в процессе речи-мысли и могущее состоять как из одной ритмической группы, так и из целого ряда их»2. Ни одна синтаксическая категория не может быть выражена вне синтагмы: она либо совпадает с синтагмой, либо входит в синтагму как составной элемент, либо распадается на ряд синтагм, которые организуют ее в сложную синтаксическую единицу.

Фраза - «основная единица речи, выражающая законченную мысль; смысловое единство, целостность которого создается интонационными средствами (объединяющей фразовой интонацией того или иного типа и паузами, отделяющими данную фразу от соседних), а также определенной синтаксической структурой»3. Фраза может соответствовать предложению, которое характеризуется формальными синтаксическими признаками (например, предикативностью), но чаще всего интонация превращает во фразу и последовательность слов, предложением не являющуюся. Фраза может состоять из одной или нескольких синтагм или из одного или нескольких предложений.

Предложение - «в широком смысле это любое - от развернутого синтаксического

построения (в письменном тексте от точки до точки) до отдельного слова или словоформы - высказывание (фраза), являющееся сообщением о чем-либо и рассчитанное на слуховое (в произнесении) или зрительное (на письме) восприятие»4. Фразу мож-но считать предложением, если она будет обладать следующими тремя признаками5:

а) иметь в своем составе компонент (или компоненты), выражающие предикативные категории времени и модальности;

б) образовывать непрерывную синтаксическую цепочку, где все компоненты предложения находятся в иерархической зависимости друг от друга;

в) иметь интонацию законченности тех построений, которые обладают признаками (а) и (б).

Для описания объема устных дискурсов детей 6,5-8 лет осуществлялась разметка с помощью следующих условных обозначений:

/ - граница синтагмы. Эта граница определялась по перерыву в звучании до 2-2,5 сек.

// - граница предложения.

() - нумерация фраз.

Полужирный курсив - употребление синтагмы в названном качестве.

Как показывают данные эксперимента, объем устного звучащего текста первоклассника включает (в среднем) 5-7 предложений, 8-10 синтагм, 16-17 фонетических слов. Приведем пример:

Я вижу// (3 сек)(1) Котенок подошел к молочку// (2) И испугал (3 сек)/ собака ко-

тенка/... (3) А он убежал// (4) Потом котенок/ его одели маску/ (5) И-и-и .../ эта.../ (6) Собака убежала от испуга// (7)(4,2 сек) И котенок попил// (8) (Дима Ф., 1-й класс).

Данный устный текст ученика 1-го класса состоит из 8 фраз, которые выделяются интонацией понижения в конце и паузами от других фраз в тексте, фонетических слов, словосочетаний. Например:

Я вижу// (3 сек)(1) Котенок подошел к молочку// (2) И испугал (3 сек)/ собака котенка/. (3) А он убежал// (4) Потом котенок/ его одели маску/ (5) И-и-и .../ эта./

(6) Собака убежала от испуга// (7)(4,2 сек) И котенок попил// (8) (ДимаФ., 1-й класс).

Только 5 фраз из восьми - (1), (2), (4),

(7), (8) - могут быть отнесены к предложениям, так как только они обладают вышеперечисленными тремя признаками. Три другие фразы не могут быть названы предложениями, так как они не обладают интонацией завершенности, слова независимы друг от друга и не связаны между собой по смыслу.

Количество синтагм - 11. Из них состоящих из одного фонетического слова - 3, из двух слов - 4 , из трех слов - 3, только из звука - 1. В четырех случаях синтагма совпадает с предложением. В остальных -фраза состоит из двух синтагм, объединенных интонационно.

Устный дискурс второклассника содержит (в среднем) 7-9 предложений, 15-16 синтагм, 21-22 фонетических слова. Например:

Там Ежик / (1) В мультике / (2) Ежик хотел рассме / рассмешить Сову // (3) Ежик все / это / придумывал // (4) Ежик сам (3,3 сек) красивый цветок / (5) И Крош / ой / Сова обрадовалась // (6) А-а-а-а/ (2,8 сек) Ежик еще там придумывал // (7) Он домик построил // (8) А потом все пели / плясали / на поляне // (9) И Сова пела / и Ежик // (10) (Саша Э., 2-й класс).

Данный устный текст, созданный учеником 2 класса, состоит из 10 фраз, которые выделяются интонацией понижения в конце и паузами от других фраз в тексте.

Только семь фраз из десяти - (3), (4), (6),

(7), (8), (9), (10) - могут быть отнесены к предложениям, так как только они облада-ют вышеперечисленными тремя признаками. Три другие фразы не могут быть названы предложениями, так как у них отсутствуют перечисленные признаки.

Количество синтагм - 19. Из них состоящих из одного фонетического слова - 9, из двух слов - 6 , из трех слов - 2, из четырех слов - 1, только из звука - 1. В одном случае синтагма совпадает с предложением. В остальных - фразу составляют две или три синтагмы, объединенные интонационно.

Таким образом, экспериментальные данные позволяют выявить особенности членения устных дискурсов детьми 6,5-8 лет.

Учащиеся 1-2-х классов членят устную речь на синтагмы. Несмотря на значительное увеличение количества синтагм в устных дискурсах учащихся 2-х классов, значительных изменений в содержании текстов не наблюдается. Количество синтагм возрастает за счет увеличения числа повторов, уточнений, которые делает ученик. При этом по-прежнему в подавляющем большинстве текстов ребенок не раскрывает тему и основную мысль текста.

Наряду с синтагматическим у младших школьников присутствует фразовое членение. Ребенок выражает мысль, соединяя между собой одну или несколько синтагм. Аналогичное явление наблюдается и в устной разговорной речи взрослых людей, что подтверждает нашу мысль о том, что синтагматическое и фразовое членение - закономерность устной речи.

Количественный и качественный состав синтагм (процент высчитывался от общего количества синтагм во всех текстах) представлен в табл. 2, 3.

Сравнительный анализ данных свидетельствует о том, что первоклассники и второклассники интонационно членят речевой поток на синтагмы, состоящие из одного, двух или трех фонетических слов.

26% синтагм у учащихся 1-х классов и 23% синтагм у учащихся 2-х классов явля-

Таблица 2

Количественный состав синтагм в звучащем детском тексте, %

Класс Звук Слог 1 слово 2 слова 3 слова 4 слова 5 слов 6 слов 7 слов 8 слов

1 8 11 26 27 15 9 2 1 1 0

2 7 9 23 29 18 10 2 1 1 0

Таблица 3

Особенности членения текста на синтагмы учащимися 1-х и 2-х классов

Класс Синтагма -часть сложного предложения Синтагма- предложение Синтагма-словосочетание Синтагма-слог Синтагма-звук

управление примыкание согласование

1 10 25 18 5 1 11 8

2 11 26 18 6 1 9 7

ются однословными. В большинстве устных текстов можно наблюдать совпадение однословной синтагмы с существительными или глаголами, например:

а) однословная синтагма, когда ученик называет объект высказывания, отделяя его паузой от последующей части фразы.

Пример 1. Кошка/ пила молоко// Собачка/ хотела тоже// А кошка / не пускала// Пила себе/ и пила//. (Саша К., 1-й класс);

б) повтор однословной синтагмы после фразы, когда ребенок заканчивает мысль и еще раз подводит итог того, о чем он говорил, пытаясь перейти к следующей мысли.

Пример 2. В комнату прибе... прибежала собачка/ собачка//. (Маша П.,

1-й класс).

П ример 3. Он всех заморозил/ заморозил (5 сек)// А потом стал все искать/ искать //. (Вера Д., 2-й класс);

в) повтор однословной синтагмы внутри фразы дает ученику время найти следующие слова для завершения фразы.

Пример 4. Кошка побежала в комнату / в комнату/ и нашла маску// Кошка ее надела/ надела/ и попугала/ собаку//. (Денис Ж., 1-й класс);

г) выделение однословной синтагмы для уточнения мысли.

Пример 5. Дети прибежали в домик (4 сек) / у моря// Девочка стала ку/ стала кушать делать/ в домике// А мальчик/ пошел гулять// . (Гриша П., 2-й класс).

Большинство синтагм в устных спонтанных монологах детей 6,5-8 лет состоят из 2 фонетических слов (1-й класс - 27%, 2-й класс - 29%). Чаще всего во фразе синтагма совпадает со словосочетанием, предложением или является частью сложного предложения. Рассмотрим варианты.

• Синтагма совпадает со словосочетанием. Это могут быть словосочетания с управлением или примыканием, в отдельных случаях - с согласованием. Практическое отсутствие словосочетаний с согласовани-ем объясняется редким употреблением учениками 1-2-х классов имен прилагательных в устной речи.

Пример 6. А киска взяла маску/ взяла маску/ пошла в комнату (3 сек)/ и напугала собачку //. (Аня В., 1-й класс).

Пример 7. Он обещал маме/ что будет хорошо/ все// Пошел домой / погулял с собакой/ убрал в доме/ все сделал// А мама его похвалила//. (Герман Е., 2-й класс).

• Синтагма совпадает с предложением или является частью сложного предложения. Чаще всего при создании устных спонтанных текстов у учащихся 1-х и 2-х клас-

сов синтагма совпадает с простым нераспространенным предложением, состоящим из подлежащего и сказуемого.

Пример 8. Кошка захотела питъ молоко// А собака лизнула//Кошка ее испугала // Собака убежала//... (Денис 3., 1-й класс).

П ример 9. Девочка прилетела // Она принесла (3,5 сек) // А потом выскочила ведьма // . (Саша Н., 2-й класс).

Было установлено также, что в небольшом количестве устных детских монологов реализуется синтагма из двух слов, которая является частью сложного предложения.

Пример 10. Собака испугалась/ что котик надел (3 сек)/ маску тигра// . (Света У., 1-й класс).

Пример 11. Принц хотел / чтобы она нашлась // Он искал/ долго//. (Вероника Б., 2-й класс).

На наш взгляд, двухсловный состав синтагм объясняется психологическими особенностями ребенка 6,5-8 лет, а именно: недостаточной сформированностью процессов внутренней речи, недоразвитостью оперативной (кратковременной) памяти.

В устных дискурсах первоклассников 15% синтагм, у второклассников 18% -включают 3 фонетических слова. Чаще всего они совпадают с простым двусоставным распространенным предложением.

Пример 12. Кот хотел поить молока // Потом прибежала собачка // Собачка напугала котика // Котик заплакал и убежал // Потом котик одел маску // (4,2 сек) И котик напугал собачку // (Дима И., 1-й класс).

Пример 13. Дюймовочка села на полянку // Ей было очень грустно // Она хотела домой // Она хотела к друзьям // Она заплакала // . (Рита О., 2-й класс).

Достаточно редкое совпадение синтагмы с предложением наблюдается лишь в звучащих текстах детей, которые интуитивно воспринимают и воспроизводят устную речь, опираясь на языковое чутье, без специального обучения. Таких учеников в классах - всего несколько человек, остальным же для выражения своих мыслей в устной (спонтанной и подготовленной) фор-

ме требуется целенаправленное, систематическое обучение.

Гораздо чаще в устных дискурсах ребенок, создавая трехсловную синтагму, совпадающую с простым распространенным или нераспространенным предложением, не успевает закончить свою мысль, поэтому она требует дополнения или уточнения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пример 14. Она ходила гулять / с хозяином // Кот все молоко выпил / из мисочки // Собачка пришла / а молока-то нету // . (Лена Я., 1-й класс).

Пример 15. Котик хотелпить / молоко из мисочки //(4 сек) И собачка хотела пить / молоко / хотела //. (Боря Т., 1-й класс).

П ример 16. Бандиты сразу прилетели / в город / где он жил // (3,2 сек) А он от них спрятался / у девочки одной // . (Ира. Г.,

2-й класс).

Как показывают данные эксперимента, в большинстве звучащих детских текстов наблюдается повтор трехсловной синтагмы.

П р и м е р 17. Вот она взяла маску // Вот / э-э-э / она взяла маску/ (3 сек) тоже нету // ... (Лена Я., 1-й класс).

Пример 18. Они прибежали во дворец // И-и-и / (3 сек) Они прибежали во дворец / и они нашли // . (Леша А., 2-й класс).

Ученик растягивает время для подбора языковых средств, чтобы закончить мысль. В результате темп устной речи сильно замедляется, возникают паузы хезитации, которые затрудняют процесс восприятия текста слушающими.

Вышеперечисленные особенности членения устных дискурсов учащимися 1-2-х классов объясняются, на наш взгляд, не-сформированностью процессов внутренней речи, долговременной и кратковременной памяти, элементов программы порождения речевого высказывания в возрасте 6,5-8 лет.

Данные констатирующего эксперимента свидетельствует, что 68% синтагм в звучащих текстах первоклассников и 70% синтагм - у второклассников состоят из 1-3 слов. Сравнительный анализ этих данных с употреблением детьми 6,5-8 лет в устных

дискурсах синтагм из 4 и более фонетических слов позволил констатировать следующие результаты: в 7,5 раза у учеников 1го класса ив 7 раз у учеников 2-го класса снижается количество синтагм, состоящих из 4 слов; в 34 раза ив 35 раз соответственно - снижается количество синтагм из 5 фонетических слов.

Кроме того, следует констатировать отсутствие тенденции во 2-м классе (по сравнению с 1-м классом) к увеличению количества синтагм, состоящих из 4 фонетических слов и более.

К сожалению, отсутствие экспериментальных данных об изучении синтагматического членения звучащих текстов учащимися средней и старшей школы, не позволяет нам определить дальнейшие тенденции. Нам представляется возможным провести сравнение особенностей членения звучащих текстов младших школьников с членением устной речи взрослых.

В устной речи детей 6,5-8 лет, так же как и в устной речи взрослых, присутствует синтагматическое членение, которое обознача-ется интонацией. Однако количественный состав синтагм в детских и взрослых текстах различается: в устной речи взрослых людей он может включать «от двух до семи слов»6, в устной же речи детей чаще всего употребляются синтагмы, включающие 1-2 слова.

На наш взгляд, это объясняется недостаточным объемом долговременной памяти учащихся 1-2-х классов, в которую важно заложить необходимое количество лексических единиц и запас грамматических средств, а также отсутствием тренировочных упражнений в процессе обучения.

Следует отметить, еще одну отличительную особенность членения устного дискурса детьми 6,5-8 лет - в достаточно большом количестве звучащих текстов выделяются синтагмы, совпадающие со слогом (1-й класс - 11%; 2-й класс - 9%) , а также со звуком (1-й класс - 8%; 2-й класс - 7%), которые отсутствуют у взрослых.

Пример 19. Котик идет пить молоко // А / соба / эта /ко / и-и-и / котик / закрыл глаза //. (Денис В., 1-й класс).

Пример 20. Со / ко / соба / собака / на / напу / пошла ну / э-э-э / кошка потом / напугала собаку . (Даниил Ш., 1-й класс).

Пример 21. Фе / Фея позвала де / девочку // По / ну / это / она пода / подарила пла / м-м-м-м / и туфли / ( 3 сек) и ло / коней / и карету // . (Настя Ю., 2-й класс).

Эти данные подтверждают наш вывод

о том, что этапы порождения речевого высказывания (замысел, лексическое разверты -вание, выбор грамматических и синтаксических конструкций), которые должны идти синхронно, в сжатые сроки, а также механизмы кратковременной и долговременной памяти в возрасте 6,5-8 лет не до конца сформированы, что ведет к нарушениям и недочетам при построении устных монологических текстов.

Данные констатирующего эксперимента по выявлению особенностей членения устных дискурсов младшими школьниками (1-2-й класс) позволяют сделать следующие выводы.

1. В устной спонтанной монологической детской речи (как и в устной речи взрослых людей) синтагматическое членение яв -ляется основным. Устный монолог первоклассника содержит 8-10 синтагм, второклассника - 15-16. Количество синтагм возрастает за счет увеличения числа повторов, уточнений, которые делает ученик. При этом по-прежнему в подавляющем большинстве текстов ребенок не раскрывает тему и основную мысль текста.

2. Наряду с синтагматическим у младших школьников присутствует фразовое членение. Ребенок выражает мысль, соединяя между собой одну или несколько синтагм. Аналогичное явление наблюдается и в устной разговорной речи взрослых людей, что позволяет установить закономерность устной речи.

3. В отличие от устной речи взрослых, младшие школьники членят звучащий текст стихийно. Чаще всего они употребляют синтагмы, состоящие из 1-3 слов. Кроме того, 19% синтагм у первоклассников и 16% - у второклассников совпадают со слогом и звуком. В результате звучащие

детские тексты распадаются на отдельные образования, которые слушающим трудно связать между собой и понять общий смысл высказываний. Затрудняет понимание и медленный темп речи, большое количество пауз, не совпадающих с логико-смысловым членением текста, повторов, исправлений и т. п. Это значит, что особое внимание на уроках русского языка и развития речи дол -жно быть уделено формированию мотива -ционно-побудительного этапа и этапа программирования (или составления плана высказывания) речевой деятельности, которые

происходят во внутренней речи, что существенно снизит смысловые ошибки и речевые недочеты в звучащем детском тексте.

Отсутствие целенаправленной, систематической работы по обучению устной (спонтанной и подготовленной) речи школьников в начальных классах отрицательным образом сказывается не только на способности ученика выразить свои мысли в устной форме, но и на формировании умений письменной речи и навыка чтения и в целом - на развитие личности школьника в дальнейшем процессе обучения.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Банщикова Г. И., Черняева В. Д. Развитие речи. 1 класс. СПб., 2000. С. 193.

2 Щерба Л. В. Фонетика французского языка. М., 1963. С. 86.

3 Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред В. Н. Ярцевой. М., 2002. С. 558.

4 Там же. С. 395.

5 Русская разговорная речь / Под ред. Е. А. Земской. М., 1973. С. 220.

6 Черемисина-Ениколопова Н. В. Законы и правила русской интонации. М., 1999. С. 116.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.