Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА'

ОСОБЕННОСТИ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
25
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / LEGAL CULTURE / НАРОДЫ ДАГЕСТАНА / PEOPLES OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN / МЕТОДОЛОГИЯ ПРАВОВОЙ НАУКИ / METHODOLOGY OF LEGAL SCIENCE / СИНЕРГЕТИКА / SYNERGETICS / ПОЛИЭТНИЧНОСТЬ / POLYETHNICITY / САМООРГАНИЗАЦИЯ / SELF-ORGANIZATION / ПРАВОСОЗНАНИЕ / JURIDICAL CONSCIENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Джамалова Э.К.

В статье рассматривается проблема совершенствования методологии правовой науки, возможность использования нового естественнонаучного направления синергетики для изучения правовой культуры народов Дагестана.The article is concerned with the problem of improving methodology of legal science as well as with the use of the new research area of synergetics to study the legal culture of the peoples of Dagestan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА»

УДК 342.57 (470.67) Э.К. Джамалова

Особенности синергетического подхода исследования правовой культуры

народов Дагестана

Дагестанский государственный университет; dgamalova@mail.ru

В статье рассматривается проблема совершенствования методологии правовой науки, возможность использования нового естественнонаучного направления синергетики для изучения правовой культуры народов Дагестана.

Ключевые слова: правовая культура, народы Дагестана, методология правовой науки, синергетика, полиэтничность, самоорганизация, правосознание.

The article is concerned with the problem of improving methodology of legal science as well as with the use of the new research area of synergetics to study the legal culture of the peoples of Dagestan.

Keywords: legal culture, peoples of the Republic of Dagestan, methodology of legal science, synergetics, polyethnicity, self-organization, juridical conscience.

Состояние правовой культуры любого государства является важным показателем степени зрелости конкретно-исторической правовой системы. Это в полной мере относится и к современной России. В ее правовой системе как в зеркале отражается достигнутый на рубеже веков и тысячелетий уровень прогрессивно-правового развития общества. Правовая культура опосредует все основные сферы правовой жизни общества: законодательство, правотворчество, правореализацию, права и свободы граждан, механизм государства, принципы и методы его деятельности, правосознание во всех его видах и уровнях и, таким образом, является важным критерием качества правовой жизни общества.

Исследование проблем формирования и развития правовой культуры народов Дагестана, изучение закономерностей утверждения правового мировоззрения приобретают актуальное значение на сегодняшний день, т. к. анализ процесса формирования правовой культуры дагестанцев показывает, что в историческом аспекте на всех этапах развития Дагестана именно правовая культура выступала как основа соционормативной системы.

Правовая культура тесно связана с политической, нравственной, духовной и другими видами культуры, и, прежде всего, с обычной, повседневной, связанной с воспитанностью человека, его привычкой к порядку, дисциплине, организованности, уважению к законам страны. Правовая культура - один из важнейших элементов правовой системы общества, непременное условие нормального функционирования государства. Таким образом, правовая культура дагестанцев - часть общей культуры народов Дагестана.

Эффективность правового регулирования в государстве во многом обусловлена уровнем правосознания и правовой культуры граждан, их готовностью и желанием воплотить в жизнь правовые предписания государственной власти. Однако позитивное отношение к правовым нормам и явлениям не возникает само по себе, а является результатом сложного процесса формирования общей концепции правосознания и правовой культуры в государстве. Дагестанский опыт последних лет явственно показал, что одной из главных предпосылок неудачи проводимых правовых реформ является узость социальной базы их проведения, в т. ч. - отторжение от их реализации значительной

частью населения, игнорирование национальных особенностей правосознания и правовой культуры народов Дагестана.

Понятие правовой культуры народов Дагестана - это глубокие, объемные и формализованные знания законов и подзаконных актов, а также источников права, правильное понимание принципов права и задач правового регулирования, правовое отношение к праву и практике его применения в строгом и точном соответствии с правовыми предписаниями или принципами законности, т. е. высокая степень владения правом в предметно-практической деятельности.

Анализ правовой культуры народов Дагестана необходим для того, чтобы сначала выделить и описать правовые ценности дагестанцев, идеалы и образцы, к которым следует стремиться законодателю, правоприменителю, дагестанскому обществу в целом, а затем, оценив с этой точки зрения реальное состояние дел, искать пути и средства построения правового государства и гражданского общества в Республике.

Методология исследования правовой культуры дагестанцев должна быть современной, опирающейся на новую парадигму правового познания в целом. В рамках стохастической картины мира правовая культура социального субъекта и его деятельность могут быть описаны такими понятиями, как нелинейность, диссипативность, открытость, сложность, вероятностный характер событий, их принципиальная непредсказуемость в точках бифуркаций [1, с. 47].

В русле методологического поиска по-новому должен быть поставлен вопрос о правовой культуре дагестанцев как субъекте и факторе социальных изменений. В анализе правовой культуры народов Дагестана должна применяться многомерная исследовательская модель.

До недавнего времени в научных исследованиях ученые следовали жесткому детерминизму. В центре их внимания оказывались причинно-следственные связи. Ведущим методом прогноза выступала экстраполяция, основанная на продлении в будущее сегодняшних тенденций. Наиболее общей причиной выступала методологическая ограниченность традиционной науки (вне зависимости от идеологических, мировоззренческих позиций) [2, с. 239].

Исследование правовой культуры народов Дагестана будет весьма плодотворным с помощью системного подхода (анализа), эволюции и самоорганизации.

Теория самоорганизации, возникшая на основе исследования простейших физико-математических систем, оказалась способной объяснить многие эволюционные процессы, происходящие не только в биологических и экологических, но и даже в социально-культурных, политических и правовых системах.

Объектом синергетического научного поиска всегда становились саморазвивающиеся системы. Принципиальное отличие самоорганизующихся систем от систем иного порядка (автоматических, например) заключается в том, что они имеют «гибкие критерии различения сигналов и гибкие реакции на воздействия, приспосабливающиеся к заранее неизвестным сигналам и воздействиям» [3, с. 42].

Эволюция правовой культуры народов Дагестана возникает в результате взаимодействия с окружающей средой. У народов Дагестана всегда существовали свои методы и средства передачи накопленного опыта. При этом передача приобретенного опыта носит не только индивидуальный, но и социальный характер. Эти методы характеризуются как традиции. Традиции придают эволюции правовой культуры народов Дагестана коренной характер. Сюда можно отнести все способы передачи опыта, начиная от простейших навыков, правил поведения и этикета, и заканчивая накопленными знаниями, памятниками права и общечеловеческими правовыми ценностями. Ведь эволюция правовой культуры народов Дагестана связана не только с передачей правового

опыта, но с передачей в целом правовых традиций, правовых норм, представлений о правовом поведении всех предшествующих поколений людей в той мере, в какой они зафиксированы и объективизированы в результате практической и интеллектуальной деятельности дагестанцев.

Национальную правовую культуру народов Дагестана также следует отнести к системам открытого типа, где процессы самоорганизации играют важную роль в общем динамическом процессе ее развития. Заранее отработанной программы на воздействия внешней среды она не имеет и не может иметь в своей основе. Уже в процессе своего развития правовая культура народов Дагестана приспосабливается к заранее неизвестным внешним проявлениям. Так, имея дело с проявлениями правового нигилизма, правового радикализма, правового экстремизма и сепаратизма современная правовая культура народов Дагестана пытается ответить на вызовы внешней среды в лице динамически развивающегося информационного общества.

Специфика правосознания и правовой культуры дагестанцев проявляется в том, что отдельные ситуации относились к вероятностным, флуктуационным (резко отклоняющимся) изменениям. Их объяснение возможно в рамках качественно иной - синергети-ческой - парадигмы социального познания. Для нее характерно признание открытости мира, многовариантности, нелинейности, необратимости развития, спонтанный переход от неупорядоченного состояния к упорядоченному, возникающему через флуктуации. В синергетике развитие представляется как переход системы от старого порядка к новому через хаотическое состояние. Ее основной ориентир - управляемый хаос, а не порядок. Принципиально новое здесь заключается том, что новый порядок рождается из хаоса: порядок и хаос не исключают, а дополняют друг друга, периоды устойчивого состояния правовой культуры прерываются периодами хаотического поведения. Эволюцию правовой культуры народов Дагестана можно представить как последовательность переходов от порядка к хаосу и от хаоса к порядку через механизм самоорганизации.

Синергетика предполагает наличие и спокойного, стабильного, эволюционного развития, и бифуркаций («развилок», моментов выбора). Если исходить из этой парадигмы, то мы можем сделать вывод о том, что имевшие место в Дагестане неоднократные случаи самосуда над преступниками (в Башлыкенте, в Хаджалмахи, в Буйнакске и т. д.) были флуктуациями, отклонениями, моментами выбора. Отметим, что актуализация обычно-правовой ментальности и, как следствие, воспроизводство типов правоотношений, аналогичных ранним стадиям социогенеза, наблюдается также в периоды переходных эпох, когда в обществе доминировали дезинтеграционные процессы, связанные с разрушением старых ценностей, в т. ч. и правовых. Соответственно, чтобы быть готовым к анализу событий, неожиданных с точки зрения предыдущего развития, нужно осваивать синергетическую методологию.

Еще в начале XX в. П. Валери предупреждал: «Две опасности не перестанут угрожать миру: порядок и беспорядок» [4, с. 111]. Конечно, общество всегда испытывает страх перед беспорядком. Очевидно, что многих дагестанцев (и не только их) сегодня более всего пугает нарастающий социальный хаос, увеличение дезорганизованности, ювызванное разрушением привычных социальных связей, непредсказуемость кризисных ситуаций. Но не меньшую опасность для общества представляет и жесткий порядок тоталитарной системы, который строится на подавлении элементарных проявлений свободы и самостоятельности, автономности индивидов, на порабощении человека, над индивидуальными структурами.

Синергетика, теория самоорганизации показывают несостоятельность идеи полного и всеохватывающего контроля над социальными процессами. Управляющее воздействие со стороны субъекта лишь включается в процесс социальной самоорганизации.

Оно вносит коррективы в этот процесс, но никогда полностью не подчиняет его. Включение субъекта управления в правовой процесс, его воздействие может внести и дополнительную степень неурегулированности, хаоса. Прямое управленческое воздействие, даже успешное по каким-то параметрам, может увеличить степень дезорганизации по другим параметрам. Теория самоорганизации убедительно показывает, что некоторая доля хаоса, стихийности, неопределенности - это не зло, напротив, это конструктивный фактор в процессах самоорганизации социальной среды [5, с. 47].

Синергетика подразумевает признание конструктивной роли хаоса в эволюции. По мнению И. Пригожина, «в привычном нам мире равновесие - это состояние редкое и хрупкое; в сильно неравновесных условиях протекают процессы самоорганизации различных типов: одни из них приводят к установлению химических колебаний, другие -к появлению пространственных структур» [6, с. 182].

На определенных ступенях эволюционного роста правовые системы также имеют хаотичную, диссипативную структуру. Внешними проявлениями деиерархизации системы становятся неминуемые процессы распада связей между различными элементами правовой системы, как следствие из этих процессов - непонимание населением страны сути правовых реформ, существование огромного множества бездействующих законов, отчуждение гражданского общества от политико-правовых преобразований в стране. Подобные «хаотичные» фазы своего развития российская правовая система проходила неоднократно. Только в XX в. она дважды (после октября 1917 г. и в начале 1990-х гг.) пережила бифуркационные скачки и процессы становления правового порядка из правового хаоса [7, с. 106].

Согласно синергетической методе, флуктуация, приводящая к смене режимов, не может сразу «одолеть» начальное состояние - она должна сначала установиться в некоторой конечной области и лишь затем распространиться и заполнить все пространство. Нередко в подобных случаях правовая культура находится на переходной стадии своего развития. И в зависимости от того, лежат ли начальные флуктуации ниже или выше критического значения, флуктуация либо затухает, либо распространяется на всю систему.

Однако подчеркнем, что самоорганизацию следует отличать от вынужденной организации, при которой появление нового порядка обусловлено целенаправленным внешним воздействием. При самоорганизации возрастание упорядоченности, возникновение новой структуры являются следствием внутренних процессов, происходящих в системе без специфического внешнего воздействия [8, с. 243].

Очень важное значение имеет прогностическая функция синергетики. Использование ее базисов позволяет моделировать карту эволюционных возможностей правовой системы и ее элементов. В свете идей синергетики важно в данном случае проследить внутреннюю логику развития правовой системы, ее стержневой фокус. В таком случае ее реформирование станет не процессом навязывания внешнего и искусственного для нее правового образа, а, напротив, проявит себя как закономерный юридический модус.

Жизнь дагестанского общества, правосознание и правовая культура народов Дагестана являются одной из областей нового синергетического прочтения. Пока такое прочтение исследуется нами на уровне самых общих методологических подходов, а не конкретных прогнозов. Но и такой уровень может быть полезен. Действительно, эта сфера представляет собой постоянное столкновение необходимых и случайных явлений. В ней возникает множество нестабильных, неустойчивых процессов, действуют синергетически неравновесные правовые институты. Задуманное и спланированное часто при осуществлении оборачивается прямо противоположным, начинает развиваться, иначе подчиняясь каким-то своим самоорганизационным началам, своей логике. Синергетика позволяет по-новому взглянуть на субъективное и случайное в право-

вой деятельности, осознать, что случайность - не побочное вторжение, а существенное условие развития правовой жизни.

Случайное оказывается не просто формой проявления необходимости, предопределенности, а самостоятельным свойством, конструктивным элементом правовой жизни. И уже данное обстоятельство содержит важный методологический ориентир для современной национальной политики, предупреждая о неэффективности и даже опасности любого стремления чрезмерно заорганизовать и жестко отрегламентировать правовую культуру и правосознание.

В современных поисках цельной общезначимой системы, регулирующей все уровни общественного поведения, не лишено смысла обратить внимание на нормы и юридические институты дагестанского обычного права. Речь, конечно же, не идет о каком-то «введении» их вместо юридических норм, полагаем, что просто следует считаться с их реальным, продолжающимся влиянием на формирование сегодняшних ценностных представлений в массовом общественном сознании, на развитие правовой культуры, и с сохранением их нормативной роли в общественно-повседневной, бытовой, религиозной сферах.

И потому особенно значимо то, что в современных условиях должна измениться и методика предвидения будущего - общества, правовой культуры народов Дагестана. Ясно, что возможности научного, жестко детерминистского прогноза весьма ограничены. Более плодотворной является сценарная методика предвидения будущего, анализ различных альтернатив, сравнение степени их вероятности.

Новая эвристика, предполагающая неклассический взгляд на правовую действительность, ориентируется на новые регуляторы, предписания, плюрализм, полиэкранность, ипостасность, синергизм, дополнительность, релятивизм, нелинейность.

Неклассические методологии не противопоставляют специализированное (теоретическое) знание здравому смыслу. Центр тяжести с анализа «оснований» и «клеточек» переносится на изучение жизненных проявлений, человеческого взаимодействия.

На основе новой синергетической парадигмы социального познания становится более понятной правомерность разнообразных подходов к определению понятия «правовая культура народов Дагестана», продуктивность интегративного подхода. Он нацелен не на выделение единственно истинного понимания, а на реализацию принципа дополнительности.

Необходимо подчеркнуть, что синергетика является научным направлением, изучающим системы в состояниях, далеких от равновесия.

Доминирующим моментом в изучении правовой культуры народов Дагестана является национальная общность, ценностность правовой культуры дагестанцев как национального ресурса, развития и обновления современного дагестанского общества. Поэтому целостное изучение правовой культуры народов Дагестана во всем многообразии ее общественных связей и проявлений с точки зрения роли и места в системе воспроизводства и обновления дагестанского общества было и остается актуальной потребностью - при всей многомерности правовой культуры дагестанцев.

Литература

1. Князева Е., Курдюмов С. Синергетика как новое мировидение // Вопросы философии. - 1992. - № 12.

2. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Современная российская молодежь: методология изучения // Молодежь на рубеже веков: материалы Международной научно-практической конференции. Москва, 29 октября 1998 г. - М., 1999.

3. Астафьев А.К., Бранский В.П., Оганян К.М. Социальная синергетика. - СПб., 2004.

4. Валери. Об искусстве. - М., 1976.

5. Абрамова Н.Т. Принцип фундаменталистского идеала и новый науки // Философские науки. - 1989. - № 11.

6. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой / пер. с анг.; общ. ред. В.И. Аршинова, Ю.Л. Климантовича и Ю.В. Скачкова. - М., 1986.

7. Захарова М.В. О некоторых аспектах методологии сравнительно-правовых исследований, их взаимосвязь и взаимообусловленность // Методологические проблемы сравнительного правоведения: материалы Всероссийской научной конференции. Москва, 27 марта 2009 г. - М., 2009.

8. Эмиров М.Б. Проблемы методологии самоорганизации в развитии государства и общества // Межреспубликанская научно-практическая конференция «Проблемы методологии и методики преподавания юридических дисциплин». - Махачкала, ИПЦ ДГУ, 2006.

Поступила в редакцию 22 ноября 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.