Научная статья на тему 'Особенности синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер, оказывающих паллиативную помощь'

Особенности синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер, оказывающих паллиативную помощь Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
731
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА / ПАЛЛИАТИВНАЯ ПОМОЩЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / КАЧЕСТВО СМЕРТИ / NURSE / PALLIATIVE CARE / BURNOUT / QUALITY OF LIFE / QUALITY OF DEATH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пискунова Виктория Валентиновна

Статья посвящена изучению проблемы формирования эмоционального ответа медицинских работников, работающих в условиях повышенного психоэмоционального риска, вырабатывающегося в результате профессиональной деятельности среднего медицинского персонала в хосписе. Представлены результаты психодиагностики эмоционального выгорания у медицинских сестер хосписа (использована методика В. В. Бойко).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пискунова Виктория Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE EMOTIONAL BURN OUT SYNDROME IN MEDICAL NURSES PROVIDING PALLIATIVE HELP

The article is devoted to the study of the problem of the formation of the emotional response of medical workers working in conditions of increased psychoemotional risk generated as a result of the professional activity of nurses in the hospice. The results of psychodiagnostics of emotional burnout in hospice nurses are presented (the methodology of V. V. Boyko is used).

Текст научной работы на тему «Особенности синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер, оказывающих паллиативную помощь»

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Пискунова В. В. Особенности синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер, оказывающих паллиативную помощь // Вестник Прикамского социального института. 2019.№ 3 (84). C. 69-73.

Piskunova V.V. Peculiarities of the emotional burn out syndrome in medical nurses providing palliative help. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2019. No. 3 (84). Pp. 69-73. (In Russ.)

УДК 159.9

В. В. Пискунова

Пермский базовый медицинский колледж, Пермь, Россия

ОСОБЕННОСТИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР, ОКАЗЫВАЮЩИХ ПАЛЛИАТИВНУЮ ПОМОЩЬ

Пискунова Виктория Валентиновна — кандидат медицинских наук, преподаватель.

E-mail: hr.piskunova@mail. ru

Статья посвящена изучению проблемы формирования эмоционального ответа медицинских работников, работающих в условиях повышенного психоэмоционального риска, вырабатывающегося в результате профессиональной деятельности среднего медицинского персонала в хосписе. Представлены результаты психодиагностики эмоционального выгорания у медицинских сестер хосписа (использована методика В. В. Бойко).

Ключевые слова: медицинская сестра, паллиативная помощь, эмоциональное выгорание, качество жизни, качество смерти.

V. V. Piskunova

Perm Basic Medical College, Perm, Russia

PECULIARITIES OF THE EMOTIONAL BURN OUT SYNDROME IN MEDICAL NURSES PROVIDING PALLIATIVE HELP

Piskunova Victoriya V. — Candidat of Medical Sciences, Teacher.

E-mail: hr.piskunova@mail. ru

The article is devoted to the study of the problem of the formation of the emotional response of medical workers working in conditions of increased psychoemotional risk generated as a result of the professional activity of nurses in the hospice. The results of psychodiagnostics of emotional burnout in hospice nurses are presented (the methodology of V. V. Boyko is used).

Keywords: nurse, palliative care, burnout, quality of life, quality of death.

Актуальность темы обусловлена негативными последствиями синдрома эмоционального выгорания среднего медицинского персонала, оказывающего медицинские услуги особой части пациентов с неблагоприятным прогнозом заболевания. Пациенты паллиативных отделений больниц, хосписов неизлечимы, что минимизирует одну из важнейших составляющих результата труда медицинского работника — удовлетворение (в полном его

© Пискунова В. В., 2019

смысле) от собственного труда, ощущение чувства выполненного долга в полном объеме. Осознание невозможности излечения, положительной динамики объективного состояния больного, с одной стороны, и критическая оценка профессиональной деятельности медицинского персонала родственниками неизлечимых больных, с другой стороны, создает неблагоприятные условия для формирования синдрома эмоционального выгорания медицинских сестер.

Профессиональная деятельность среднего медицинского персонала относится к «помогающим» профессиям. Профессия медицинской сестры / медицинского брата является энергозатратной как физически — работа мобильная, чаще стоя, сменный график работы в стационарах по 12 или 24 часа, работа в ночное время суток; так и эмоционально — постоянный контакт с больными различных возрастных групп, их родственниками, законными представителями, работа в условиях патологически измененного функционирования органов и систем пациента, его психического состояния и т. д., что оказывает влияние на различные функциональные системы и психоэмоциональное состояние медицинского работника.

По мнению В. В. Бойко, «эмоции — уникальное творение живой природы, наиболее универсально реализованное в человеке. Они устроены так, что оказались на линии слияния двух миров — материального и идеального, обеспечивая преобразование разных видов энергий, воздействующих на индивида, в психическую энергию и обратно» [1]. С одной стороны, эмоции медицинской сестры являются ресурсом профессиональной деятельности, с другой стороны, фактором, способствующим развитию различных негативных психических состояний.

Необходимо отметить, что медицинская деятельность способствует развитию негативных психических состояний работника: эмоциональное истощение, утомление, усталость, стресс на фоне завышенных требований к себе при исполнении своих профессиональных обязанностей. В результате общей психофизической усталости и неудовлетворенности, разочарованности у медицинских работников формируется синдром эмоционального выгорания.

Исследования К. Маслач выявили «специфический вид эмоционального истощения: утрата профессионалами позитивных чувств, сочувствия и уважения к клиентам или пациентам. Дальнейшее развитие синдрома кристаллизуется в циничное и антигуманное восприятие клиентов, которое характеризует их негативным образом. Это, во многих случаях, приводит к ухудшению качества услуг, которые оказываются клиенту» [3].

По мнению К. Маслач, эмоциональное выгорание — это «плата» за сочувствие — важное качество личности медицинского работника, определяющее его профессионализм.

Исследователями синдрома эмоционального выгорания выявлены следующие стадии:

1) первая стадия — нарушение выполнения функций, произвольное поведение; не выделяется как симптом развивающегося синдрома, не определяется серьезность последствий «девичьей памяти», «склероза». Может формироваться в течение трех-пяти лет (в зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста);

2) вторая стадия — снижение интереса к работе, потребности в общении (на работе, дома, с друзьями), нарастание аппетита, появление устойчивых соматических симптомов («обессиливание», особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений»; увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность. Продолжительность формирования — от пяти до пятнадцати лет;

3) третья стадия — личностное выгорание: полная потеря интереса к работе и жизни, эмоциональное безразличие, ощущение постоянного отсутствия сил, стремление к уе-

динению (общение с животными, природой). Стадия может формироваться от десяти до двадцати лет [4].

Последствиями развития синдрома эмоционального выгорания у среднего медицинского персонала могут быть циничность, астенический синдром, психопатии, психосоматические расстройства, вредные привычки, снижение профессиональных возможностей, уход из профессии, из социума. Данные последствия имеют значение как для уровня оказания медицинских услуг (качество жизни/смерти пациентов), так и для медицинского работника: его личности, психосоматического статуса, социального благополучия.

Ведущим российским исследователем синдрома эмоционального выгорания В. В. Бойко разработана «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания». По мнению В. В. Бойко, эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психо-травмирующие воздействия. С одной стороны, эмоциональное выгорание является «сохраняющим» энергетические ресурсы функциональным стереотипом индивида, с другой — причиной дисфункциональных расстройств, влияющих на профессиональную деятельность и межличностные отношения.

Данная методика различает ведущие симптомы эмоционального выгорания и дифференцирует фазы стресса (три стадии эмоционального выгорания): напряжение, резистен-ция, истощение [5].

Эмоциональное выгорание разделено на следующие фазы:

I. Фаза напряжения — начало эмоционального выгорания, характеризуется постоянством или усилением психотравмирующих факторов, включает следующие симптомы:

- симптом «переживания» психотравмирующих обстоятельств (усиливающееся осознание трудных или неустранимых психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, усиливающееся раздражение ими, отчаянье и негодование);

- симптом неудовлетворенности собой (в результате неспособности повлиять на пси-хотравмирующие обстоятельства развивается недовольство собой, избранной профессией);

- симптом «загнанности в клетку» (чувство безысходности, эмоционального и интеллектуального тупика в связи с невозможностью изменить психотравмирующую ситуацию);

- симптом «тревоги и депрессии» (чувство неудовлетворенности собой и работой преобразуется в переживания ситуационной и личностной тревоги, личностные и профессиональные разочарования).

II. Фаза резистенции — сопротивление нарастающему напряжению, включает следующие симптомы:

- симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования» (ограничение эмоциональной отдачи за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов);

- симптом «эмоционально-нравственной дезориентации» (работник не проявляет должного эмоционального отношения к субъекту, представляя субъектов как недостойных / не заслуживающих эмоциональной отдачи);

- симптом «расширения сферы экономии эмоций» (данная форма защиты осуществляется вне профессиональной области, в общении с семьей, друзьями, знакомыми);

- симптом редукции профессиональных обязанностей (облегчение или сокращение обязанностей, требующих эмоциональных затрат).

III. Фаза истощения — снижение энергетического тонуса и ослабление нервной системы. Фаза истощения включает следующие симптомы:

а) симптом «эмоционального дефицита» (ощущение эмоционального «бессилия» помогать субъектам своей деятельности, невозможности сочувствия и сопереживания; более

осложненная форма — урежение положительных эмоций и учащение отрицательных; резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы);

б) симптом «эмоциональной отстраненности» (эмоциональная защита в виде исключения эмоций из сферы профессиональной деятельности с сохранением полноценных эмоций вне работы); реагирование без чувств и эмоций — наиболее выраженный симптом эмоционального выгорания, признак профессиональной деформации личности, причиняющий ущерб субъекту общения;

в) симптом «личностной отстраненности», или деперсонализации (деперсонализированный защитный эмоционально-волевой антигуманный настрой: полная или частичная утрата интереса к клиенту/пациенту, восприятие его как объект для манипуляций; изменение установок, принципов, системы ценностей личности). Может трансформироваться в неврозы и психопатические состояния;

г) симптом психосоматических и психовегетативных нарушений (мысли/действия с клиентом/пациентом вызывают плохое настроение, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострение хронических заболеваний). Формирование психосоматики является признаком декомпенсацации выгорания как эмоциональной защиты и вовлечение в патологический процесс других органов и систем индивида [2].

Профессия медицинской сестры отличается от многих профессий: помимо профессиональных технических качеств (выполнение манипуляций), необходимо обладание такими личностными качествами, как спокойствие, долготерпение, дружелюбие, желание помогать, сочувствие. Обладание вышеперечисленными личностными качествами первично основывается на психофизиологических особенностях личности медработника, а в дальнейшем формируется в процессе профессионального становления.

От высокого профессионализма медицинской сестры / медицинского брата как в техническом, так и в личностном плане напрямую зависит уровень качества жизни и качества смерти (в случае хосписа) пациентов. По данным Всемирной организации здравоохранения, качество жизни представляет собой «индивидуальное соотношение положения в жизни общества в контексте культуры и систем ценности этого общества с целями данного индивидуума, его планами, возможностями и степенью общего неустройства». Выделяют следующие показатели качества жизни:

- физические (сила, энергия, усталость, боль, дискомфорт, сон, отдых);

- психологические (положительные и отрицательные эмоции, мышление, память, самооценка);

- уровень независимости (повседневная активность, работоспособность, зависимость от лечения и лекарств);

- общественная жизнь (личные взаимоотношения, общественная ценность субъекта, сексуальная активность);

- окружающая среда (благополучие, безопасность, быт, обеспеченность, доступность и качество медицинского и социального обеспечения, доступность информации, возможность обучения и повышения квалификации, досуг, экология) [6].

Показатели качества смерти кардинально не отличаются от показателей качества жизни, являясь составной частью жизни, но в большей степени зависят от медицинского обслуживания, душевного участия медицинского персонала. Сочувствие, сопереживание и другие проявления эмоционального отклика среднего медицинского персонала — обязательное условие получения высококвалифицированной медицинской помощи. Препятствием формированию эмоционального отклика может являться синдром эмоционального выгорания медицинского работника.

С целью изучения синдрома эмоционального выгорания у среднего медицинского персонала, оказывающего паллиативную помощь, было проведено собственное исследование. Использована «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко. Простую случайную выборку составили медицинские сестры, работающие в хосписе, женского пола, в возрасте от 24 до 50 лет, стаж работы в медицинских учреждениях (в том числе в хосписе) от 4 до 30 лет.

Анализ проведенной психодиагностики показал следующее:

1) 100 % опрошенных медицинских сестер подвержены эмоциональному выгоранию в той или иной степени;

2) 20 % опрошенных медицинских сестер находятся в стадии формирования фазы истощения эмоционального выгорания.

Необходимо отметить, что фаза истощения выявлена у медицинских сестер как с типичным (30 лет), так и нетипичным (7 лет) стажем работы. Фаза истощения при более длительном стаже работы характеризовалась складывающимся симптомом эмоционального дефицита, доминирующим сложившимся симптомом психосоматических и психовегетативных нарушений. Фаза истощения при недлительном стаже работы (7 лет) характеризовалась сложившимся доминирующим симптомом эмоционального дефицита, складывающимися симптомами эмоциональной отстраненности и психосоматических и психовегетативных нарушений.

Результаты психодиагностики показывают, что проблема формирования синдрома эмоционального выгорания для среднего медицинского персонала, оказывающего паллиативную помощь, актуальна. Данная проблема требует вмешательства, что обусловлено зависимостью уровня оказания медицинских услуг (качество жизни/смерти пациентов) от психоэмоционального состояния среднего медицинского персонала.

Библиографический список

1. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Филинъ, 1996.

472 с.

2. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Питер, 2009. 278 с.

3. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются [Электронный ресрус]. URL: https://mirznanii.com (дата обращения: 01.04.2019).

4. Молокоедов А. В., Слободчиков И. М., Удовик С. В. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности. М.: Левъ, 2018. 252 с.

5. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие. Самара: БАХРАХ, 1998. 672 с.

6. What quality of life? / The WHOQOL Group // World Health Forum. 1996. Vol. 17, no. 4. P. 354-356. URL: https://apps.who.int/iris/handle/10665/54358 (дата обращения: 01.04.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.