Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ГЕРМАНИИ И РОССИИ'

ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ГЕРМАНИИ И РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
312
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / РЕФОРМА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА / УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ибраимова В.М., Маринина А.С.

Зарубежные и отечественные ученые полагают, что современная система образования не соответствует объективным требованиям нынешнего этапа развития образования. В настоящее время на решение данной проблемы направлено много сил и принимается ряд реформ в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE SCHOOL EDUCATION SYSTEM IN GERMANY AND RUSSIA

Foreign and domestic scientists believe that the modern education system does not meet the objective requirements of the current stage of education development. At present, a lot of efforts are being made to solve this problem and a number of reforms in education are being adopted.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ГЕРМАНИИ И РОССИИ»

УДК 004.02:004.5:004.9

Ибраимова В.М. учитель немецкого языка МБОУ «Гимназия №22» г. Белгород Маринина А.С. учитель английского языка МБОУ «Гимназия №22» г. Белгород

ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В

ГЕРМАНИИ И РОССИИ

Аннотация: Зарубежные и отечественные ученые полагают, что современная система образования не соответствует объективным требованиям нынешнего этапа развития образования. В настоящее время на решение данной проблемы направлено много сил и принимается ряд реформ в образовании.

Ключевые слова: система образования, реформа, профессиональная школа, учебный план

Ibraimova V. M. German language teacher MBOU "Gymnasium No. 22"

Belgorod Marinina A. S. English language teacher MBOU "GymnasiumNo. 22"

Belgorod

FEATURES OF THE SCHOOL EDUCATION SYSTEM IN GERMANY

AND RUSSIA

Abstract: Foreign and domestic scientists believe that the modern education system does not meet the objective requirements of the current stage of education development. At present, a lot of efforts are being made to solve this problem and a number of reforms in education are being adopted.

Keywords: education system, reform, vocational school, curriculum

В чём нуждается современный молодой человек, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни? В чём заключается роль школы и какая она школа XXI века? Способствует ли школа подготовке к жизни и труду? Зарубежные и отечественные ученые

говорят, что современная система образования не соответствует объективным требованиям нынешнего этапа развития образования. В настоящее время в России направлено много сил, чтобы изменить эту ситуацию в положительную сторону. Ученые работают над рядом реформ в образовании. Эти реформы должны способствовать улучшению образования и дать возможность молодым людям стать полезными и нужными обществу. Реформы, которые были проведены в Германии, являются помощью для достижения детьми с определенного возраста определённых знаний, умений, навыков. В Германии существуют различные типы школ. Это даёт возможность детям посещать школу, которая в большей степени подходит им.

Германия - федеративное государство, состоящее из 16 федеральных земель. В основном образовательные учреждения являются государственными. В каждой федеральной земле принят свой закон об образовании, однако все они разработаны на основе общего федерального закона. Каждая федеральная земля самостоятельна в определении времени посещения школ, сроков обучения и учебников. Учебные планы и образовательный уровень каждой земли различны. Школьное образование двухступенчатое: начальная ступень Primarstufe и учреждения среднего образования Sekundarstufe I и II.

Школьное образование в Германии представлено следующими типами школ:

1. Начальная школа (Grundschule)

2. Ориентировочная ступень (Orientierungsstufe)

3. Основная школа (Hauptschule)

4. Реальная школа (Realschule)

5. Гимназия (Gymnasium)

6. Комплексная (общая) школа (Gesamtschule)

Государственная система профессионального образования обязательна для выпускников реальной школы. Большинство учащихся из реальной школы посещают занятия в профессиональной школе низшего типа без отрыва от производства, где они проходят курс ученичества. В некоторых профессиональных школах есть общеобразовательные классы, окончание которых дают право на поступление в профессиональные школы повышенного типа.

Система профессиональных школ повышенного типа весьма разнообразна. Она включает множество «школ специальностей» -домоводческие, медицинские, сельскохозяйственные и др.. со сроком обучения 1 -4 года. Эти школы готовят квалифицированных работников главным образом для сферы обслуживания. Имеется также небольшая сеть технических училищ и инженерных школ для окончивших реальные школы или 10 классов гимназии. Срок обучения в них 2-3 года, в течении которых

готовятся специалисты средней квалификации (техники) и инженеры широкого профиля.

Система профессионального образования Германии высоко оценивается во всем мире. Обучение осуществляется параллельно, т.е. в образовательном учреждении и на предприятии (фирме). Больше учебного времени, а именно 3/4, учащиеся проводят на предприятии (фирме). Училище подводит под полученные на фирме знания, теоретическую основу и расширяет общий кругозор. Большинство учащихся заключают договор с фирмой, куда они поступают в качестве учеников. По окончании курса обучения в профессиональном училище выдается свидетельство, которое действительно только в сочетании с документом о прохождении обучения на фирме и дает право на поступление в вуз.

Несмотря на достоинства профессионального обучения, в настоящее время оно испытывает определенные трудности. По специальностям пищевой промышленности, химической, текстильной и электротехнической отраслей наблюдается ежегодное снижение числа учащихся, и количество учебных мест стабильно его превышает.

Система высшего образования Германии насчитывает более 250 вузов. Ее основу составляют университеты и специализированные (профессиональные) вузы. Также существуют педагогические, теологические вузы, высшие школы управления, искусств. Германские вузы являются преимущественно государственными; лишь в последние годы было создано несколько частных университетов. Университетское образование нацелено на подготовку всесторонне развитого, обладающего широким кругозором профессионала.

Специальные (профессиональные) вузы имеют огромное значение в подготовке специалистов. Они выпускают инженеров, специалистов в области информатики, в сфере организации производства. Обучение здесь включает теоретическую подготовку в течение трех лет и год практической работы. Обучение в них максимально приближено к практике, все преподаватели обязательно имеют профессиональный опыт и тесные связи с промышленными фирмами.

Использованные источники:

1. Панасюк Х.Г.-И. Германия: Страна и люди. - 2-е изд., исправл.- Мн.: Выш.шк., 1998. - с.13-15.

2. Родин О.Ф. Немецкий язык. Федеративная республика Германия. Учебное пособие по страноведению. - М.: «Восток-Запад», 2008.-с.292-335.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.