Научная статья на тему 'Особенности школьной дезадаптации детей начальных классов'

Особенности школьной дезадаптации детей начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
714
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
школьная дезадаптация / тест дезадаптации / тест Керна-Иерасека. / school disadaptation / disadaptation test / Kern Ierasek test.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Н М. Заиров, Г К. Садыкова

Выявлены факторы, оказывающих влияние на формирование школьной дезадаптации. Проанализировав анамнез, соматический и неврологический статус, результаты нейропсихологического теста Керна-Иерасека у 82 детей со школьной дезадаптацией в возрасте 6-7 лет, определено, что значение имеет социальный статус семьи, уровень школьной патологии, и сопутствующие заболевания детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Н М. Заиров, Г К. Садыкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SCHOOL EXCLUSION OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL

The factors that influence the formation of school exclusion. After analyzing the history, physical and neurological status, the results of neuropsychological tests Kern-Ieraseka in 82 children with school maladjustment between the ages of 6-7 years, it is determined that the value of a social status of the family, the level of the school of pathology, and related diseases of children. Due to the high prevalence of adjustment disorders in children, this problem is among the most important in the child psychiatry, psychology and pedagogy. Timely detection of mental maladjustment, comprehensive treatment and interdisciplinary interaction can prevent abnormal personality development and the transition to psychosomatic disorders [3,6]. Adjustment disorders are well represented in the pediatric population, and often (25% of all mental disorders) occur in pediatric patients [1,2,7]. The number of complaints from children in the functional disorders of the body: headache, abdominal pain, sleep disturbance, fatigue, reduced performance. Only the frequency of tension headaches in school children is between 28-52% [2,8], and it is often an indicator of reducing their adaptation and compensatory possibilities, signal dysfunction of individual organs and body systems [4,8]. The degree of adjustment disorders in children depends on the age and maturity level of the child: physical, mental and social. Two-way communication between mind and body in children is much closer than expected. The younger the children are, the more this connection is obvious. Virtually every sick child, suffering from physical illnesses, both suffer from neuropsychiatric disorders: a reaction to the illness, medications, injections, change of life stereotype, in some cases, hospitalization. For young children somatovegetativnyh typical level of response that is manifested disorders of sleep, food intake, weight loss, frequent illness, etc.The factors that influence the formation of school exclusion. After analyzing the history, physical and neurological status, the results of neuropsychological tests Kern-Ieraseka in 82 children with school maladjustment aged 6-7 years, it is determined that the value of a family's social status, the level of the school of pathology, and comorbidities children.

Текст научной работы на тему «Особенности школьной дезадаптации детей начальных классов»

УДК 613.955-003.96:616.89

Н.М. ЗАИРОВ, Г.К. САДЫКОВА

Ташкентский Педиатрический Медицинский Институт, Ташкент, Узбекистан

ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Выявлены факторы, оказывающих влияние на формирование школьной дезадаптации. Проанализировав анамнез, соматический и неврологический статус, результаты нейропсихологического теста Керна-Иерасека у 82 детей со школьной дезадаптацией в возрасте 6-7 лет, определено, что значение имеет социальный статус семьи, уровень школьной патологии, и сопутствующие заболевания детей.

Ключевые слова: школьная дезадаптация, тест дезадаптации, тест Керна-Иерасека.

В связи с большой распространенностью расстройств адаптации у детей эта проблема относится к наиболее актуальным в детской психиатрии, психологии и педагогике. Своевременное выявление психической дезадаптации, комплексное лечение и междисциплинарное взаимодействие могут предупредить патологическое развитие личности и переход в психосоматические расстройства [3,6].

Расстройства адаптации широко представлены в детской популяции и часто (до 25% всех психических расстройств) встречаются в педиатрической практике [1,2,7]. Увеличилось количество жалоб детей на функциональные расстройства организма: головные боли, боли в животе, нарушение сна, повышенную утомляемость, снижение успеваемости. Только частота головной боли напряжения у школьников составляет от 28-52% [2,8], и она нередко является показателем снижения их адаптационно-компенсаторных возможностей, сигналом дисфункции отдельных органов и систем организма [4,8]. Степень выраженности нарушений адаптации у детей зависит от возраста и уровня зрелости ребенка: физической, психической и социальной. Двусторонняя связь между психикой и телом в детском возрасте значительно теснее, чем предполагают. Чем младше дети, тем эта связь очевиднее. Фактически каждый больной ребенок, страдая от соматических заболеваний, одновременно страдает и от нервно-психических расстройств: реакция на болезнь, прием лекарств, уколы, изменения жизненного стереотипа, в ряде случаев, на госпитализацию. Для детей раннего возраста характерен соматовегетативный уровень реагирования, что проявляется расстройствами сна, приема пищи, снижением веса, частыми заболеваниями и т.д.

Наиболее уязвимы к расстройствам адаптации дети в периоды возрастных кризисов (3-4 года, 7-8 лет, пубертатный возраст), которые совпадают с изменением жизненного стереотипа детей: поступление в детский сад, школу [3,4,5].

Период школьного обучения - это качественно новый этап социализации детей. Это не только новые контакты, отношения, обязанности, новый статус ученика, но и принципиально новые условия деятельности, большие физические (прежде всего статические), эмоциональные и умственные нагрузки.

Цель исследования. Выявить факторы, преимущественно влияющие на развитие школьной дезадаптации у первоклассников.

Материалы исследования. Обследовано 82 детей первоклассников, с симптомами дезадаптации, поступивших в школу в возрасте от 6 до 7 лет.

Методы исследования. Нейропсихологическое тестирование детей первоклассников проведено согласно тесту Керна-Йерассека, наличие школьной дезадаптации оценивалось согласно карте дезадаптации., которая состоит из 2х частей -одна часть заполняется родителями школьника, другая преподавателем. Нами анализированы наличие сопутствующей соматической и неврологической патологии, состав семьи (полная или неполная), социальный статус семьи. Рассчитаны отношения шансов влияния каждого фактора на развитие школьной дезадаптации первоклассников.

Результаты исследования. С целью выявления влияния возраста и пола на формирование школьной дезадаптации дети были распределены следующим образом (Таблица 1).

Таблица 1 - Распределение школьной дезадаптации по полу и возрасту

Пол 6-6,5 лет 6,5-7 лет

Девочки 26 41,9% 8 40%

Мальчики 36 58,1% 12 60%

Всего 62 100% 20 100%

Среди обследованных превалировали мальчики 48 (58,5%).

Согласно нейропсихологическому тесту Керна-Йирасека дети набрали следующие баллы (Рисунок 1).

80,6%

3-6 баллов 7-12 баллов

6-6,5 лет 6,5-7 лет

Рисунок 1 - Результаты нейропсихологического теста Керна-Йирасека.

Из диаграммы видно, что в обеих возрастных группах большинство детей перед поступлением набрали от 7 до 12

баллов, что соответствовало среднему уровню школьной готовности.

Социальный статус семьи был следующим (Таблица 2).

Таблица 2 - Социальный статус обследованных

Социальный статус 6-6,5 лет 6,5-7 лет

Интеллигенция 8 (12,9%) 3 (15%)

Служащие 16 (25,8%) 5 (25%)

Рабочие 17 (27,4%) 4 (20%)

Торговцы 21 (33,9%) 8 (40%)

Всего 62 (100%) 20 (100%)

При изучении состава семьи полная семья была определена в 32% случаев, семья была неполной в 68% случаях. При исследовании неврологического статуса у 75 (91,4%) детей была выявлена микроочаговая неврологическая симптоматика. Анализ данных анамнеза показал, что 43 (69,4%) ребенка, были на диспансерном учете у невролога по поводу перинатальной патологии нервной системы. Проведя полное неврологическое обследование, им были выставлены следующие диагнозы: минимальная мозговая дисфункция у 21 (28%) ребенка, синдром дефицита внимания гиперактивности у 29 (38,7%) детей, посттравматическая энцефалопатия у 6 (8%), невротические расстройства 19 (25,3%) - логоневроз, моносимптомный энурез.

В результате осмотра узкими специалистами у детей обнаружены следующие соматические заболевания: анемия 1 степени (48%), хронические воспалительные заболевания дыхательных путей (23%), хронические заболевания ЖКТ (32%), заболевания мочевыделительной системы (12%), заболевания опорно-двигательного аппарата (27%), аномалии рефракции (12%). У большинства больных отмечалось сочетание нескольких патологий. Из общего количества обследованных больных 17 (20,7%) были соматически здоровыми.

При заполнении карты дезадаптации родителями и учителями детей были выявлены следующие степени дезадаптации (Рисунок 2).

85,5 90

100,0 50,0 0,0

6 лет

7 лет

Легкая Выраженная дезадаптация дезадаптация

Рисунок 2 - Степени дезадаптации

У детей легкая дезадаптация проявлялась головными болями, нарушением сна, тикозными гиперкинезами, нарушением внимания и памяти. Выраженная дезадаптация проявлялась навязчивыми состояниями (покашливание, нарушение ритма дыхания, обкусывание ногтей), тахилалией, заиканием, энурезом, нарушением сна, аппетита, часто присоединялись астенические состояния -снижение работоспособности, повышенная утомляемость, снижение иммунитета, поведенческие нарушения и патологические реакции, преимущественно в виде реакций активного и пассивного протеста, отказа от чего-либо.

Дезадаптация может возникнуть вследствие кратковременных и сильных воздействий среды на человека или под влиянием менее интенсивных, но продолжительных стрессов [6,7,9]. В детском возрасте в качестве стрессовых факторов чаще всего выступают неблагоприятные условия в семье (утрата близких, асоциальные семьи, холодные, жестокие взаимоотношения, неполная семья и т.д.), приводящие к эмоциональной депривации. По данным исслдователей постоянно переживаемые детьми дошкольного и школьного возраста эмоциональные стрессы нередко приводят к

психосоматическим расстройствам: головным и абдоминальным болям, кардиалгиям, артралгиям, расстройствам дыхания, тахикардии, неприятным ощущениям во всем теле, по поводу которых дети часто обследуются в соматических стационарах [2]. Исследователи считают, что оптимальным для поступления в школу считается возраст не 6 лет (на 1 сентября), а 6,5-7 лет. Год, отделяющий 6-летнего ребенка от 7-летнего, очень важен для физического, функционального и психического развития. Так как, именно в это время формируются многие психологические новообразования: механизмы регуляции поведения, ориентация на социальные нормы и требования, самооценка и т.д. Интенсивно созревает кора головного мозга, развиваются все познавательные функции (прежде всего, организации и произвольной регуляции деятельности). Наиболее сложный

период психологической и физиологической адаптации первоклассников продолжается 4-6, а у ослабленных - до 8 недель [4,8].

Большинство исследователей сходятся во мнении, что ШД -сложный многофакторный процесс, имеющий как медико-биологические, так и социально-психолого-педагогические основы. В его структуре выделяют три основных компонента: когнитивный (неуспеваемость в обучении предметам по программам, соответствующим возрасту и способностям ребенка), эмоционально-личностный. Таким образом, в происхождении школьной дезадаптации имеют значения несколько факторов: социальный статус семьи, пол детей, сопутствующие неврологические и соматические заболевания. Особое значение имеет уровень школьной подготовки детей перед поступлением.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Безруких М.М. Трудности адаптации первоклассников к школе //Управление начальной школой.- 2011. - № 8.- С.24-31.

2 Горюнова А.В. Патогенетические механизмы головной боли напряжения у детей. Терапевтическая стратегия и принципы профилактики // Лечащий врач. - 2012. - № 1. - С.1-8.

3 Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. - М.: Издательский дом «Академия», 2005.- 256 с.

4 Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей.- СПб.: 2005. - 400 с.

5 Сабельникова, С.И. Блоки - модули - форма организации деятельности детей в период адаптации к школе // Управление начальной школой. - 2011.- № 8.- С.24-31.

6 Шалимов В.Ф., Новикова Г.Р., Ополинский Э.С. Пограничные психические расстройства у детей и школьная дезадаптация // Российский психиатрический журнал. - 2001. - № 4.- С. 26-30.

7 Юдельсон Я.Б., Рачин А.П. Эпидемиология головной боли у детей и подростков / / Журн. неврол. и психиатр. - 2004. - Т.104. - № 5.- С.50-53.

8 Childhood Headache /Edited by I. Abu-Arafeh. - Glasgow, Scotland. - 2002. - Р. 200.

9 Patricia Casey, Christopher Dowrick and Greg Wilkinson Adjustment disorders // Brit. J. Psych. - 2001. - Vol. 179. - P.479-481.

Н.М. ЗАИРОВ, Г.К. САДЫКОВА

БАСТАУЫШ СЫНЫП БАЛАЛАРЫ МЕКТЕПТ1К ДЕЗАДАПТАЦИЯ ЕРЕКШЕЛ1КТЕР1

Тушн: Мектептш дезадаптация дамуына эсер етуш1 факторлар аныкталган. 6-7 жасар мектептш дезадаптациямен 82 баланыц анамнез, соматикалык жэне неврологиялык статустарын, Керн-Иерасек нейропсихологиялык тест нэтижелерш талдай отырып аныкталганы, жащяныц элеуметтш статусы, мектептш патология децгет, сонымен катар балалардыц косымша аурулары эсер етедъ

Туйщд сездер: мектептш дезадаптация, дезадаптация тесть Керн-Иерасек тесть

N.M. ZAIROV, G.K. SADYKOV

FEATURES OF SCHOOL EXCLUSION OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL

Resume: The factors that influence the formation of school exclusion. After analyzing the history, physical and neurological status, the results of neuropsychological tests Kern-Ieraseka in 82 children with school maladjustment between the ages of 6-7 years, it is determined that the value of a social status of the family, the level of the school of pathology, and related diseases of children.

Due to the high prevalence of adjustment disorders in children, this problem is among the most important in the child psychiatry, psychology and pedagogy. Timely detection of mental maladjustment, comprehensive treatment and interdisciplinary interaction can prevent abnormal personality development and the transition to psychosomatic disorders [3,6].

Adjustment disorders are well represented in the pediatric population, and often (25% of all mental disorders) occur in pediatric patients [1,2,7]. The number of complaints from children in the functional disorders of the body: headache, abdominal pain, sleep disturbance, fatigue, reduced performance. Only the frequency of tension headaches in school children is between 28-52% [2,8], and it is often an indicator of reducing their adaptation and compensatory possibilities, signal dysfunction of individual organs and body systems [4,8]. The degree of adjustment disorders in children depends on the age and maturity level of the child: physical, mental and social. Two-way communication between mind and body in children is much closer than expected. The younger the children are, the more this connection is obvious. Virtually every sick child, suffering from physical illnesses, both suffer from neuropsychiatric disorders: a reaction to the illness, medications, injections, change of life stereotype, in some cases, hospitalization. For young children somatovegetativnyh typical level of response that is manifested disorders of sleep, food intake, weight loss, frequent illness, etc.The factors that influence the formation of school exclusion. After analyzing the history, physical and neurological status, the results of neuropsychological tests Kern-Ieraseka in 82 children with school maladjustment aged 6-7 years, it is determined that the value of a family's social status, the level of the school of pathology, and comorbidities children.

Keywords: school disadaptation, disadaptation test, Kern Ierasek test.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.