Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ КАК КОМПОНЕНТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СПОРТСМЕНОВ РАЗНОГО ВОЗРАСТА'

ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ КАК КОМПОНЕНТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СПОРТСМЕНОВ РАЗНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
114
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / ЮНОШИ / ДЕВУШКИ / ПОДРОСТКИ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / МОЛОДОСТЬ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / SPORT / YOUNG MEN / GIRLS / ADOLESCENTS / ADOLESCENCE / YOUTH / SELF-REGULATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пархоменко Е.А., Дубовова А.А., Матвеева И.С.

В статье рассматривается один из компонентов психологической культуры - саморегуляция. Навыки саморегуляции являются важными в подготовке, как начинающих спортсменов, так и высокого класса. Навыки самостоятельности, гибкости, планирования очень важны не только во время тренировочного процесса, но и в соревновательной деятельности. Поэтому актуальность данного исследования представляет изучение уровня сформированности навыков саморегуляции у спортсменов разного возраста. Компоненты саморегуляции были изучены с помощью методики «Стиль саморегуляции поведения» В.А. Моросановой на выборке спортсменов разного пола от 12 до 23 лет. Было выявлено, что максимального развития достигают показатели саморегуляции к 18-23 годам. Также установлено, что в возрасте 12-14 и 15-17 лет статистически достоверно девушки-спортсменки имеют лучше сформированные компоненты саморегуляции. А к 18-23 годам статистически достоверно лучше развиты компоненты «Самостоятельность» и «Планирование» у юношей-спортсменов. Также отражена динамика изменения показателей саморегуляции в женской и мужской выборке 12-23 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пархоменко Е.А., Дубовова А.А., Матвеева И.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OFFORMATION OF SELF-REGULATION AS A COMPONENT OFPSYCHOLOGICAL CULTURE AMONG THE ATHLETES OF DIFFERENT AGE

The article examines one of the components of psychological culture - self-regulation. Selfregulation skills are important in the preparation of both beginner and high-end athletes. The skills of independence, flexibility, planning are very important not only during the training process, but also in competitive activity. Therefore, the relevance of this study is the study of the level of self-regulation skills formation among athletes of different ages. The components of self-regulation were studied using the method “Style of self-regulation of behavior” by УА. Morosanova on a sample of athletes of different genders from 12 to 23 years old. It was found that self-regulation indicators reach the maximum development by the age of 18-23. It was also found that at the age of 12-14 and 15-17 years, statistically significant female athletes have better formed components of self-regulation. And by the age of 18-23, the components "Independence" and "Planning" are statistically significantly better developed among young men-athletes. It also reflects the dynamics of changes in self-regulation indicators in the female and male sample of 12-23 years old.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ КАК КОМПОНЕНТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СПОРТСМЕНОВ РАЗНОГО ВОЗРАСТА»

REFERENCES

1. Kovzov, V.V., Gusakov, V.K., and Ostrovskiy, A.V. (2005), Physiology of sleep, UO VGAVM,

Vitebsk.

2. Moore, M., and Meltzer, L.J. (2008), "The sleepy adolescent: causes and consequences of sleepiness in teens", Paediatric respiratory reviews, Vol. 9, No. 2, pp. 114-121.

3. Shaposhnikova, V.I. and Taymazov, V.A. (2005), Chronobiology and sports, Soviet sport. Moscow.

4. Luke, A. (2017), "Critical Literacy, School Improvement, and the Four Resources Model", Global Conversations in Literacy Research, pp.1-13.

5. Milewski, M.D, Skaggs, D.L, Bishop, G.A., J.L. Pace, J.L., D.A. Ibrahim, D.A., Wren, T.A. and Barzdukas, A. (2014), "Chronic lack of sleep is associated with increased sports injuries in adolescent athletes", Journal of Pediatric Orthopaedics, Vol. 34, No. 2, pp. 129-133.

6. Fullagar, H.H., Skorski, S., Duffield, R., Hammes, D., Coutts, A.J. and Meyer, T. (2015), "Sleep and athletic performance: the effects of sleep loss on exercise performance, and physiological and cognitive responses to exercise", Sports Medicine, Vol. 45, No. 2, pp. 161-186.

7. Waterhouse, J., Atkinson, G., Edwards, B. and Reilly, T. (2007), "The role of a short postlunch nap in improving cognitive, motor, and sprint performance in participants with partial sleep deprivation", Journal of Sports Sciences, Vol. 25, No. 14, pp. 1557-1566.

8. Postolache, T.T. and Oren, D.A. (2005), "Circadian phase shifting, alerting, and antidepressant effects of bright light treatment", Clinics in Sports Medicine, Vol. 24, No. 2, pp. 381-413.

9. McLaughlin Crabtree, V., and Williams, N.A. (2009), "Normal sleep in children and adolescents", Child and Adolescent Psychiatric Clinics of North America, Vol. 18, No. 4, pp. 799-811.

10. Carskadon, M.A. and Acebo, C. (2002), "Regulation of sleepiness in adolescents: update, insights, and speculation", Sleep, Vol. 25, No. 6, pp. 606-614.

11. Erlacher, D., Ehrlenspiel, F., Adegbesan, O.A. and El-Din, H.G. (2011), "Sleep habits in German athletes before important competitions or games", Journal of sports sciences, Vol. 29, No. 8, pp. 859-866.

12. Keyes, K.M., Maslowsky, J., Hamilton, A. and Schulenberg, J. (2015), "The great sleep recession: changes in sleep duration among US adolescents, 1991-2012", Pediatrics, Vol. 135, No. 3, pp. 460-468.

13. Owens, J.A., Spirito, A. and McGuinn, M. (2001), "The Children's Sleep Habits Questionnaire (CSHQ): psychometric properties of a survey instrument for school-aged children", Sleep. 2001, Vol. 23, No. 8, pp. 1043-1051.

14. Afanasyeva, I.A., Bindusov, E.E., and Levin, M.Ya. (2015), "Particularity of anxiety among the gymnasts of the youth and main national team of rhythmic gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (123), pp. 212-215.

15. Gabelkova, O.E. (2009), "Exhibiting of factors of the stress in different kinds of sports", Pedagogics, Psychology, Medical-Biological Problems of Physical Training and Sports, No. 1, pp. 38-42.

Контактная информация: katya_n2001@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.09.2020

УДК 159.99

ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ КАК КОМПОНЕНТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СПОРТСМЕНОВ

РАЗНОГО ВОЗРАСТА

Елена Александровна Пархоменко, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, Александра Анатольевна Дубовова, кандидат психологических наук, доцент,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар; Инга Сергеевна Матвеева, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, г. Краснодар

Аннотация

В статье рассматривается один из компонентов психологической культуры - саморегуляция. Навыки саморегуляции являются важными в подготовке, как начинающих спортсменов, так и вы-

сокого класса. Навыки самостоятельности, гибкости, планирования очень важны не только во время тренировочного процесса, но и в соревновательной деятельности. Поэтому актуальность данного исследования представляет изучение уровня сформированности навыков саморегуляции у спортсменов разного возраста. Компоненты саморегуляции были изучены с помощью методики «Стиль саморегуляции поведения» В.А. Моросановой на выборке спортсменов разного пола от 12 до 23 лет. Было выявлено, что максимального развития достигают показатели саморегуляции к 18-23 годам. Также установлено, что в возрасте 12-14 и 15-17 лет статистически достоверно девушки-спортсменки имеют лучше сформированные компоненты саморегуляции. А к 18-23 годам статистически достоверно лучше развиты компоненты «Самостоятельность» и «Планирование» у юношей-спортсменов. Также отражена динамика изменения показателей саморегуляции в женской и мужской выборке 12-23 лет.

Ключевые слова: спорт, юноши, девушки, подростки, юношеский возраст, молодость, саморегуляция.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p488-493

FEATURES OF FORMATION OF SELF-REGULATION AS A COMPONENT OF PSYCHOLOGICAL CULTURE AMONG THE ATHLETES OF DIFFERENT AGE

Elena Alexandrovna Parkhomenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, department chair, Alexandra Anatolyevna Dubovova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Kuban State University of Physical Culture of Sports and Tourism, Krasnodar;

Inga Sergeevna Matveeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, the Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin, Krasnodar

Abstract

The article examines one of the components of psychological culture - self-regulation. Self-regulation skills are important in the preparation of both beginner and high-end athletes. The skills of independence, flexibility, planning are very important not only during the training process, but also in competitive activity. Therefore, the relevance of this study is the study of the level of self-regulation skills formation among athletes of different ages. The components of self-regulation were studied using the method "Style of self-regulation of behavior" by У.А. Morosanova on a sample of athletes of different genders from 12 to 23 years old. It was found that self-regulation indicators reach the maximum development by the age of 18-23. It was also found that at the age of 12-14 and 15-17 years, statistically significant female athletes have better formed components of self-regulation. And by the age of 18-23, the components "Independence" and "Planning" are statistically significantly better developed among young men-athletes. It also reflects the dynamics of changes in self-regulation indicators in the female and male sample of 12-23 years old.

Keywords: sport, young men, girls, adolescents, adolescence, youth, self-regulation.

ВВЕДЕНИЕ

В большинстве исследований психологическая культура рассматривается как ресурс адаптации личности, как фактор расширения возможностей самоактуализации. В современной литературе к одним из компонентов психологической культуры относится уровень самопознание человека, отношения к другим людям и к самому себе, а также достаточно хороший уровень саморегуляции действий и эмоций, конструктивность в общении и в ведении различных дел, а также самоопределение, саморазвитие [1, 3, 5]. Установлено, что к одним из регуляторов личностного развития подростков, старшеклассников, молодых людей относится включение в дополнительную образовательную среду. В данном исследовании под дополнительной образовательной средой рассматривается включение школьников и студентов в спортивные школы. Современный спорт отличается большими нагрузками как физическими так психическими. От того насколько у спортсменов будут сформированы навыки осознанной саморегуляции зависит их успешность [2, 6, 4]. Саморегуляция начинает формироваться с детства. Дети начинают осознанно ставить и пытаться выполнить цели, контролировать свое поведение,

овладевают навыками регуляции своего поведения. Основные компоненты саморегуляции начинают формироваться в подростковом возрасте. Важно в этот возрастной период развить у подростка основные навыки самостоятельности, ответственности, самоконтроля . Компоненты саморегуляции формируются у человека в процессе всей жизни, под воздействием различных факторов [3, 7]. Поэтому изучить насколько сформированы компоненты осознанной регуляции, представляет актуальность, особенно у спортсменов разного возраста.

Целью исследования явилось изучения особенностей развития осознанной регуляции у спортсменов 12-23 лет с учетом гендерной принадлежности.

МЕТОДИКА

В исследовании приняли участие спортсмены 12-14 лет и 15-17 лет, 18-23 лет юноши и девушки.

Уровень развития саморегуляции оценивался по методике В.А. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения». Компоненты, по которым был оценен уровень сфор-мированности саморегуляции: планирование, моделирование, программирование, оценка результатов, гибкость, самостоятельность, общий уровень саморегуляции. Из которых показатели планирование, моделирование, программирование, оценка результатов относятся к структурным компонентам осознанной регуляции поведения, а гибкость и самостоятельность являются ее стилевыми характеристиками.

Обработка полученных в результате исследования данных производилась с использованием методов математической статистики: среднее значение, стандартное отклонение, достоверность различий по t-критерию Стьюдента. Статистическая обработка проводилась с помощью пакетов прикладных программ «Statictica 6.0» и «Excel».

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ результатов исследования по сформированности компонентов саморегуляции у спортсменов разного возраста выявил, что в подростковом возрасте все компоненты находятся в диапазоне средних значений. Также было установлено, что изучаемые компоненты имеют тенденцию к повышению уровня и к 18-23 годам достигают выше среднего. Это свидетельствует о том, что спортсмены способны планировать, моделировать свое поведение, а также предвидеть свои результаты. Но также полученные результаты, возможно, свидетельствуют о специфике спортивной деятельности. Для спортсменов характерно принятие решения, развитие навыков саморегуляции в зависимости от мнения команды или тренера. Полученные результаты были изучены с учетом не только возрастного, но и тендерного аспекта спортсменов. Установлено, что в подростковом возрасте у девочек лучше сформирована самостоятельность (р<0,05), она имеет высокий уровень. Девушки-спортсменки более склонны брать на себя ответственность, ставить и достигать различные цели. Данный показатель является очень важным в становлении личности подростка. У юношей-спортсменов подросткового возраста выявлено, что все показатели саморегуляции находятся на среднем уровне.

При анализе результатов по сформированности показателей саморегуляции в старшем школьном (15-17) возрасте установлено, что общий уровень саморегуляции девушек статистически достоверно выше, по сравнению с юношами (p<0,05). Значение данного показателя у спортсменок приближено к высокому уровню, у спортсменов - интегральный показатель саморегуляции находится на среднем уровне. Статистически достоверно девушки имеют выше уровень по показателям: моделирование, программирование, оценка результатов, самостоятельность (p<0,05). У юношей все изучаемые показатели соответствовали средним значениям.

Сравнительный анализ показателей саморегуляции в группе юношей и девушек 18-22 лет не выявил существенных различий между интегральными показателями юно-

шей и девушек. Также можно отметить, что для юношей более свойственно планирование, в отличие от девушек, значение данного показателя достоверно выше у юношей (р<0,05). У девушек статистически достоверно выше показатель самостоятельности (р<0,05). Значения остальных показателей не имеют существенных различий.

Интерес данного исследования представляет изучение сформированное™ показателей саморегуляции в женских и мужских выборках разного возраста. Были изучены показатели саморегуляции у девушек 12-23 лет (таблица 1).

Таблица 1 - Средние значения показателей само регуляции в женской выборке

Шкалы 12-14 лет 15-17 лет 18-23 года

Планирование 4,8 5,8* 5,3

Моделирование 4,7 6,2* 5 1**

Программирование 4,9 6,8* 5 9**

Оценка результатов 4,8 6,5* 5,8**

Гибкость 5,8 6,9* 6,9

Самостоятельность 6,1 7,7* 6,7

Саморегуляция 25,6 31,5* 30,6

Примечание: * - достоверность различий между показателями саморегуляции девушек в возрасте 12-14 лет и 15-17 лет; ** - между девушками 15-17 лет и 18-23 лет (р<0,05)

В женской выборке выявлена тенденция статистически достоверного повышения уровня саморегуляции по показателям «Моделирование», «Программирование», «Оценка результатов» к 15-17 годам, а затем отмечается спад к 18-23 годам по показателям «Моделирование», «Программирование», «Оценка результатов». Поскольку рассматриваемый возраст 18-23 года - это возраст профессионального самоопределения поэтому данные результаты закономерны. Девушки-спортсменки имеют недостаточную самостоятельность и неготовность к реализации своих жизненных планов, неготовность нести ответственность за свою самостоятельность и жизненный выбор.

В мужской выборке картина полученных результатов несколько отличается. К юношескому возрасту наблюдается тенденция к возрастанию значений таких показателей саморегуляции как «Оценка результатов», «Гибкость» и «Программирование» (р<0,05). Также общий показатель увеличился к 18-23 годам (таблица 2). Юноше более уверены в будущем и готовы принять самостоятельность, ответственность.

Таблица 2 - Средние значения показателей само регуляции в мужской выборке

Шкалы 12-14 лет 15-17 лет 18-23 года

Планирование 5 5,1 6,1

Моделирование 4,7 4,5 5,5

Программирование 5,3 5,1 6,1**

Оценка результатов 4,6 4,9* 5 7**

Гибкость 5,6 6,2* 6,7**

Самостоятельность 4,9 6,9* 6,2

Саморегуляция 24,2 27,6* 31,5**

Примечание: * - достоверность различий между показателями саморегуляции юношей в возрасте 12-14 лет и 15-17 лет; ** - между юношами 15-17 лет и 18-23 лет (р<0,05)

Данную тенденцию изменения уровня сформированности показателей саморегуляции в мужской выборке можно расценить как проявление давления полоролевого стереотипа мужественности, требующего от мужчин высоких достижений, что побуждает к более критичной оценке своих возможностей.

Вместе с тем, это может быть следствием различий в формировании самоотношения у юношей и девушек, заключающегося в том, что юноши склонны формировать его на основе когнитивного анализа, а девушки - на основе эмоционального восприятия себя.

ВЫВОДЫ

Таким образом, к возрасту 18-23 года компоненты саморегуляции имеют тенденцию к максимальному развитию. Установлено, что в возрасте 12-14 и 15-17 лет стати-

стически девушки имеют лучше сформированные компоненты саморегуляции. Для них характерно проявление самостоятельности при планировании, они лучше оценивают результаты своих действий. При принятии решения девушки-спортсменки склонны проявлять гибкость, в отличие от их сверстников мужского пола.

К возрасту 18-23 выявлена тенденция к уравниванию сформированности показателей саморегуляции, за исключением «Планирование» и «Самостоятельность». Данные компоненты осознанной регуляции статистически достоверно лучше сформированы у юношей.

Полученные результаты исследования свидетельствуют о гендерной стереотипно -сти, а также об особенностях воздействия спортивной деятельности на сформирован-ность показателей осознанной саморегуляции. Юноши более чётче представляют своё будущее, строят планы, проявляют самостоятельность, а также склонны брать ответственность за себя, в отличие от сверстниц 18-23 лет.

ЛИТЕРАТУРА

1. Колмогорова, Л. С. Становление психологической культуры школьника / Л. С. Колмогорова // Вопросы психологии. - 1999. - № 1. - С.83-91.

2. Кучугурова, А.О. Особенности взаимосвязи прокрастинации и перфекционизма у спортсменов юношеского возраста / А.О. Кучугурова, А.А. Дубовова, Е.А. Пархоменко // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма материалы XII Международной научно-практической конференции. - Уфа, 2018. - С. 349-350.

3. Матвеева, И.С. Формирование организационно - управленческих способностей студентов специальности "Физическая культура" в период практики / И.С. Матвеева // Тезисы докладов XXXV научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа. -Краснодар, 2008. С. 78-79.

4. Матвеева, И.С. Организационно-управленческих способностей у студентов специальности "Физическая культура и спорт"/ И.С. Матвеева // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2008. - № 3. - С. 55-57.

5. Моросанова, В.И. Личностная саморегуляция: пути развития в юношеском возрасте / В.И. Моросанова, И.В. Плахотникова // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. -2004. - № 4(37). - С. 96-104.

6. Пархоменко, Е.А. Стилевые особенности саморегуляции поведения спортсменов игровых и индивидуальных видов спорта /, Е.А. Пархоменко // Теория и практика физической культуры и спорта, 2013. - № 3. - С. 69-71.

7. Фокина, И.С. Психологическая культура спортсмена как основа успешной самореализации / И.С. Фокина, И.В. Харитонова // Психологическое благополучие современного человека : материалы международной заочной научно-практической конференции. - Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2019. - С. 741-743.

REFERENCES

1. Kolmogorova, L. (1999), "Formation of the psychological culture of the schoolchild", Psychology issues, No. 1, pp. 83-91.

2. Kuchugurova, A., Dubovova, A. and Parkhomenko, E. (2018), "Features of the relationship between procrastination and perfectionism in adolescent athletes", Actual problems of physical culture, sports and tourism materials of the XII International scientific and practical conference, Ufa, pp. 349-350.

3. Matveeva, I. (2008), "Formation of organizational and managerial abilities of students of the specialty "Physical culture" during the period of practice", Abstracts of the XXXV Scientific Conference of students and young scientists of universities of the Southern federal district, Krasnodar, pp. 78-79.

4. Matveeva, I. (2008), "Organizational and managerial abilities of students of the specialty "Physical culture and sports"", Physical culture, sports - science and practice, No. 3, pp. 55-57.

5. Morosanova, V. and Plakhotnikova, I. (2004), "Personal self-regulation: ways of development in adolescence", Bulletin of the Russian humanitarian science foundation, No. 4 (37), pp. 96-104.

6. Parkhomenko, E. (2013), "Stylish features of self-regulation of behavior of athletes in playing and individual sports", Theory and practice ofphysical culture and sports, No. 3, pp. 69-71.

7. Fokina I. and Kharitonova, I. (2019), "Psychological culture of an athlete as the basis for successful self-realization", Psychological well-being of modern man: materials of the international correspondence scientific and practical conference, Ural state pedagogical university, Ekaterinburg, pp. 741743.

Контактная информация: nastyg@bk.ru

Статья поступила в редакцию 20.09.2020

УДК 159.9.07

КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ, ПЕРЕЖИВШИХ ПСИХИЧЕСКУЮ ТРАВМУ

Вера Владимировна Тураносова, начальник отделения, Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье представлены результаты исследования клинико-психологических характеристик у сотрудников полиции, переживших экстремальные и трудные жизненные ситуации. Продолжительность периода с момента столкновения с психотравмирующими событиями варьировалось от 3 месяцев и более. Использовались эмпирические методы исследования, направленные на изучение посттравматической симптоматики в соответствии с диагностическими критериями посттравматического стрессового расстройства, а также уровня соматической адаптации, специфических копинг-механизмов и базисных убеждений. По результатам сравнительного анализа исследуемых показателей показано, что у сотрудников полиции, переживших психическую травму, обнаруживаются признаки посттравматических нарушений (симптомы вторжения, избегания, гиперактивации, дистресса (дезадаптации), депрессии, диссоциации), соматические жалобы, проявления специфических копинг-механизмов (дистанцирование, конфронтация, бегство-избегание, принятие ответственности), негативных имплицитных представлений относительно образа «Я», удачи и доброжелательности окружающего мира. На основе использования клинико-психологического метода - оригинального авторского (Э.Б. Карпова, В.В. Тураносова, 2015-2017) стандартизированного интервью, изучено содержание травматических стрессоров в профессиональной деятельности и жизни сотрудников полиции, получена субъективная оценка сотрудниками полиции причин возникновения психической травматизации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: сотрудники полиции, психическая травма, психотравмирующие ситуации, посттравматические симптомы, стратегии психологической помощи.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p493-499

CLINICAL AND PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF POLICE OFFICERS WHO HAVE EXPERIENCED MENTAL TRAUMA

Vera Vladimirovna Turanosova, the head of the Department, Directorate of non-departmental security of the troops of the National Guard of the Russian Federation in St. Petersburg and the

Leningrad region, St. Petersburg

Abstract

The article presents the results of the study of clinical and psychological characteristics of police officers who have experienced extreme and difficult life situations. The duration of the period since the encounter with traumatic events varied from 3 months or more. We used empirical research methods aimed at studying post-traumatic symptoms in accordance with the diagnostic criteria of post-traumatic stress disorder, as well as the level of somatic adaptation, specific coping mechanisms, and basic beliefs. According to the results of the comparative analysis of the studied indicators, it is shown that police officers, who have experienced mental trauma show signs of post-traumatic disorders (symptoms of invasion, avoidance, hyperactivity, distress (maladaptation), depression, dissociation), somatic complaints, manifes-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.