ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, психология личности
Научная статья
УДК 159.923.2
https://d0i.0rg/10.23947/2658-7165-2022-5-5-6-22
Особенности сформированности просоциальных ценностей у студентов с разными когнитивными стилями
Ольга А. Журавлева*
Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация * [email protected]
Аннотация
Во Введении автором раскрывается актуальность изучения сформированности просоциальных ценностей у студентов с разными когнитивными стилями. Она обусловливает необходимость обращения к актуальной проблеме когнитивных стилей, изучения их влияния на различные аспекты жизнедеятельности, в том числе на социальное поведение. Новизна исследования заключается в систематизации и характеризации современного состояния проблемы особенностей просоциальных ценностей в связи с различными когнитивными стилями. В разделе «Методы» отражен инструментарий исследования: методика «Дифференциальный тип рефлексии» (Д. А. Леонтьев), шкала Аналитичности-Холистичности (АНБ) (В. В. Апанович), ТСОБ-4 (диагностика когнитивного стиля) (В. В. Селиванов и К. А. Осокина), методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» (С. С. Бубнова). Выборку составили 62 студента гуманитарных специальностей. В разделе «Результаты» представлены данные, полученные с помощью математического анализа. Доказано, что в группах студентов с разными когнитивными стилями наблюдается разная выраженность холистичности мышления. Установлено, что для студентов является важным оказывать помощь людям, проявлять милосердие, однако, для них является менее важным проявлять социальную активность с целью достижения позитивных изменений в обществе. Продемонстрированно наличие определенных различий в выраженности просоциальных ценностей у студентов с разным уровнем выраженности поленезависимости. В Обсуждении результатов указывается наличие различий просоциального поведения студентов в зависимости от их когнитивного стиля, отмечаемые авторами. Полученные данные могут также быть использованы в ходе организации работы со студентами по развитию просоциальных ценностей. По результатам исследования разработан комплекс методов изучения уровня сформированности и особенностей просоциальных ценностей у студентов с разными когнитивными стилями.
Ключевые слова
когнитивные стили, просоциальные ценности, студенты, поленезависимость, холистичность мышления, ценностные ориентации, рефлексия
Для цитирования
Журавлева, О. А. (2022). Особенности сформированности просоциальных ценностей у студентов с разными когнитивными стилями. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 5(5), 6-22. https://doi.org/10.2B947/2658-7165-2022-5-5-6-22
Research article
UDC 159.923.2
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-5-6-22
Features of the formation of prosocial values in students with different cognitive styles
Ol'ga A. Zhuravleva*
Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation
Abstract
In the Introduction, the author reveals the relevance of studying the formation of prosocial values among students with different cognitive styles. It makes it necessary to address this relevant issue and explore its impact on various aspects of life, including social behaviour. The study is novel in the systematization and characterization of the current state of the features of prosocial values in connection with various cognitive styles. The Methods section describes the research tools: the Differential Test of Reflection (DTR) by D. A. Leont'ev, the Analyticity-Holism Scale (AHS) by V. V. Apanovich, TSOV-4 methodology (diagnosis of cognitive style) (V. V. Selivanov and K. A. Osokina), the Diagnostics of the Real Structure of Value Orientations of Personality by S. S. Bubnova. The sample consisted of 62 humanities students. The Results section presents the data obtained by statistical analysis. It is proven that students with different cognitive styles have different levels of holistic thinking. It is established that students find it significant to help people and to show mercy. However, it is not that significant for them to be socially active to achieve positive social change. It has been demonstrated that there are differences in the degree of prosocial values among students with different levels of gender independence. The Discussion indicates the presence of differences in the prosocial behavior of students depending on their cognitive style, as noted by the authors. The data obtained can also be used in the course of organizing work with students on the development of prosocial values. Based on the study results, a set of methods has been developed to study the level of formation and characteristics of prosocial values among students with different cognitive styles.
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, психология личности
Keywords
cognitive styles, prosocial values, students, field independence, holistic thinking, value orientations, reflection
For citation
Zhuravleva, O. A. (2022). Features of the formation of prosocial values among students with different cognitive styles. Innovative Science: psychology, pedagogy, defectology, 5(5), 6-22. https://doi. org/10.23947/2658-7165-2022-5-5-6-22
Введение
Фактор необходимости реализации ценностных ориентиров современной молодежи в условиях современных рисков требует высокого уровня когнитивных стилевых характеристик личности, что отсылает к актуальности их изучения. Обращаясь к просоциальному уровню смысловой сферы, стоит отметить его общечеловеческую смысловую ориентацию: побуждение к стремлению создания общественных ценностей. Понимание различий когнитивных стилей позволяет усиливать способность личности адекватно отражать современную действительность, осуществлять эффективную деятельность в условиях неопределенности, развивая социально психологическую зрелость и готовность к просоциальному поведению (Лазюк, Белоглазова, 2020). Когнитивный стиль, как многомерное психологическое образование индивидуальной ментальной сферы, интегрирует индивидуальные особенности восприятия, анализа, категоризации и воспроизведения информации (Lipperman-Kreda, Glicksohn, 2010). Таким образом, он представляет особый интерес для исследования в контексте просоциальных ценностей, однако, их взаимосвязь изучена недостаточно.
Просоциальное поведение также трактуется как разноплановый спектр действий, которые нацелены на благо других людей, и получение внутренней либо внешней награды (Кухтова и др., 2020). Таким образом, в просоциальном поведении обязательно предусмотрена психологическая или иная выгода для участников взаимодействия (Eisenberg, 2003). Просоциальное поведение, детерминированное соответствующими ценностями, реализуется в форме дарения, сотрудничества, помощи. Однако просоциальные действия могут мотивироваться как сопереживанием и озабоченностью благополучием других, так и практическими и эгоистическими соображениями в зависимости от ценностно-смысловой сферы субъекта (Леонтьев, 2003).
Ценностно-смысловая сфера студента детерминирует его социальное поведение, определяет уровень развития просоциального поведения личности, определяет личностный путь самоопределения (Бокова, Мельникова, 2019; Абакумова, Кукуляр, Фоменко, 2014).
В психологии понятие «когнитивный стиль», как схема индивидуальных способов взаимодействия человека с миром и макросоциальным окружением, используется в рамках изучения индивидуальных различий и особенностей познания окружающего мира (Лазарева, 2019).
Таким образом, целью данного исследования является изучение сформированности просоциальных ценностей у студентов с разными когнитивными стилями, предметом - просоциальные ценности студентов в связи с когнитивными стилями, а теоретическим объектом - аспекты взаимосвязи просоциальных ценностей и когнитивных стилей. Эмпирическим объектом исследования выступили студенты вуза, преимущественно гуманитарного профиля.
Было выдвинуто две гипотезы исследования: -Сформированность просоциальных ценностей у студентов с разными когнитивными стилями может различаться;
-Группы с разным уровнем выраженности поленезависимости могут различаться характером взаимосвязи с просоциальными ценностями.
Методы
Выборка
В исследовании приняли участие 62 студента вуза гуманитарного профиля обучения (мужчины и женщины) в возрасте от 17 до 20 лет. Средний возраст составил - 17,7 года. Диагностика проводилась в групповой форме.
Методика «Дифференциальный тип рефлексии» (Д. А. Леонтьев) Состоит из 30 утверждений, разделенных на три шкалы, и 4-х балльной шкалы оценивания. Шкала «Системная рефлексия» позволяет оценить возможности самодистанцирования и объективной оценки собственной личности со стороны. Шкала «Интроспекция» отражает склонности к сосредоточенности субъекта на собственном состоянии и переживаниях. Шкала «Квазирефлексия» отражает направленность на отстраненный от актуальной жизненной ситуации объект.
Шкала Аналитичности-Холистичности (AHS) (В. В. Апанович)
На основании четырехкомпонентной модели аналитичности-холистичности Р. Нисбетта в Южной Корее была сконструирована и апробирована методика AHS (Analytic-Holistic Scale). Она состоит из 24 пунктов, сгруппированных по 4 субшкалам, по которым испытуемый выражает степень согласия: «Фокус внимания», «Каузальная атрибуция», «Толерантность к противоречиям» и «Восприятие изменений». Склонные кхолистичности субъекты больше внимания концентрируют на связях между объектами и явлениями, а тяготеющие к аналитичности - на изолированном восприятии объекта.
ТСОБ-4 (диагностика когнитивного стиля) (В. В. Селиванов и К. А. Осокина)
Диагностика полезависимости и поленезависимости в контексте когнитивного стиля как сочетания способов восприятия, мышления, действия, обусловленных личностными характеристиками и преимущественно используемых человеком при принятии решений, производится по четырем субизмерениям: «дифференцированность поля», «тип реагирования», «широта категорий», «уровень концептуализации».
Методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» (С. С. Бубнова)
Изучение реализации ценностных ориентаций происходит с помощью 66 вопросов по следующим ценностям: «приятное времяпрепровождение, отдых»; «высокое материальное благосостояние»; «поиск и наслаждение прекрасным»; «помощь и милосердие к другим людям»; «любовь»; «познание нового в мире, природе, человеке»; «высокий социальный статус и управление людьми»; «признание и уважение людей и влияние на окружающих»; «социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе»; «общение»; «здоровье».
Математико-статистическая обработка данных проводилась с помощью U-критерия Манна-Уитни, изучения корреляции по Спирмену.
Процедура исследования
Перед проведением обследования информированные и добровольно согласившиеся респонденты были ознакомлены с целью, порядком работы, значимостью результатов. Успешность исследования обеспечивалась формированием правильного отношения участников
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, психология личности
исследования к выполнению заданий и инструкций. Обследование проводилось на электронной платформе Google Forms.
Результаты
В ходе исследования были сформированы 2 группы респондентов (Рис. 1), отражающие высокий и средний уровень поленезависимости.
Высокий уровень поленезависимости Средний уровень поленезависимости
Рисунок 1. Распределение респондентов на группы в связи с уровнем выраженности поленезависимости.
Поленезависимость, как тип когнитивного стиля, отражает автономию и самодостаточность личности, определенный уровень независимости от внешних социальных условий. Личность характеризуется высоким представлением о себе и рефлексией, что ведет к высокоорганизованной саморегуляции жизнедеятельности.
Анализ полученных по группам результатов по методике «ТСОБ-4» показал различия в выраженности шкал (Рис. 2). У респондентов группы с высоким уровнем поленезависимости по всем шкалам наблюдается большая выраженность показателей в полюсе поленезависимости.
Рисунок 2. Выраженность показателей полезависимости/поленезависимости у студентов с разными когнитивными стилями.
Респонденты первой группы демонстрируют более позитивные отношения, складывающиеся в их социальном окружении и семье. Людям с поленезависимой стратегией восприятия свойственна высокая самооценка, принятие своего «Я», адекватное представление о собственном теле.
Сравнительный анализ результатов диагностики по полезависимости и поленезависимости показал, что группа с высоким уровнем поленезависимости характеризуется более независимой позицией по всем шкалам, то есть большим вниманию к собственному мнению, нежели чужому.
Преобладание шкалы «Отношение к новизне» у респондентов говорит о способности принимать неопределенность и предлагать нестандартные решения в трудных ситуациях.
У второй группы респондентов со средним уровнем поленезависимости больше выражено стремление к внешней поддержке и одобрению, в целом - большая зависимостью от окружения, сниженная самооценка и склонность к применению психологических защит.
«Дифференциальный опросник рефлексии»
Анализ ответов опросника указал на преобладание выраженности рефлексии в средних и низких значениях у обеих групп, причем у группы со средним уровнем поленезависимости все типы рефлексии имеют более высокую степень выраженности (Рис. 3).
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, психология личности
Средние значения
40,80
Системная рефлексия Интроспекция Квазирефлексия
■ Высокий уровень поленезависимости ■ Средний уровень поленезависимости Стандартное Среднее
Рисунок 3. Выраженность типов рефлексии у студентов с разными когнитивными стилями.
У второй группы со средним уровнем поленезависимости системная рефлексия выражена выше, чем у первой группы. Таким образом, наиболее адаптивный тип рефлексии, связанный с самодетерминацией, более выражен у второй группы.
У второй группы такие типы рефлексии, как интроспекция и квазирефлексия, имеют средние значения, а у первой группы средние значения находятся в пределах нижних. Интроспекция, как склонность к погружению в собственное состояние, а квазирефлексия, как уход в резонерство и фантазии, выступают более как механизмы психологической защиты, не решающие непосредственно проблему.
На основании полученных результатов можно заключить, что у второй группы респондентов со средним уровнем поленезависимости представленные типы рефлексии имеют среднюю степень выраженности, в то время как у первой группы показатели интроспекции и квазирефлексии имеют низкие значения.
«Методика АН Б»
Изучение когнитивных стилей на основе выраженности холистичности/аналитичности мышления с помощью методики не позволило выявить значимых различий у двух групп респондентов (Рис. 4).
Выраженность общего показателя холистичности/аналитичности тяготеет к полюсу холи-стичности, что свидетельствует о том, что, при решении задач, респондентами осуществляется целостный подход.
Средневыраженная субшкала «Фокус внимания» отражает склонность человека к анализу контекста в регуляции жизнедеятельности.
Субшкала «Каузальная атрибуция», как отражение понимания причин и действий себя и окружения, имеет значения ниже среднего.
Субшкала «Толерантность к противоречиям», как описание отношения к противоречиям, базируется на дихотомическом либо целостном восприятии трудностей и проблем.
116,25 И».«» Средние значения
29.38 30,93 29,88 32-73 31,00 30,73 26,00 24.60
Общий показатель Фокус внимания Каузальная атрибуция Толерантность к Восприятие изменений
аналитичности/холистичности противоречиям
■ Высокий уровень поленезависимости ■ Средний уровень поленезависимости
Рисунок 4. Выраженность шкал холистичности/аналитичности у респондентов с разными когнитивными стилями.
«Ценностные ориентации личности»
Была изучена сформированность ценностных ориентаций студентов с разными когнитивными стилями (Рис. 5).
Средние ШЛ'ШШИ
InHlllhll
1 » ^т в w г * —■ В. — Ш-^т W^^
I. Приятное ?.. Высокое 2. nantit и А. ПОМОЩЬ и 5. Любое* Познани? 7. Высокий 8. Признание 9. Социальная 10, Общение П. Здоровье
времяпрепров материальное иасллидемие милосердие л нового & мире. социальный уважение ЙКТИАНОСГЬ
ожденне, благосостовни прекрасным Другим ЛЮДЯМ природе. статус и людей и ДЛЯ
01ДЫК е человеке управление плкяние на достижения
людьми окружающих fiOÎHTHBHbiX
«вменений в
обществе
Высокий уровень л ол е не за в ис им ост и Средний уровень поленеэзвмсимости
Рисунок 5. Выраженность ценностных ориентаций у респондентов с разными когнитивными стилями.
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, психология личности
В тройку приоритетных ценностей у двух групп респондентов с разными когнитивными стилями входят:
-Признание и уважение людей и влияние на окружающих;
-Приятное времяпрепровождение, отдых;
-Помощь и милосердие к другим людям.
Наименьшую выраженность у обеих групп имеет «социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе».
Можно предположить, что, вместе со стремлением к помощи другим людям, не все про-социальные ценности актуальны для студенческой молодежи.
Ценность «Признание и уважение людей и влияние на окружающих» более представлена в ценностном профиле студентов с высоким уровнем поленезависимости, ценность «Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе» также сформирована больше у респондентов первой группы.
Ценностные ориентации «Приятное времяпрепровождение и отдых» и «Общение» более выражены у респондентов со средним уровнем поленезависимости. Данный факт можно объяснить тем, что данная группа респондентов больше ориентируется на себя и удовлетворение своих гедонистических потребностей.
На уровне выраженности средних значений, группа респондентов с высоким уровнем поленезависимости больше характеризуется просоциальной ценностной направленностью, ориентацией на других людей и оказание им помощи и поддержки. Группа респондентов со средним уровнем выраженности поленезависимости больше ориентирована на гедонистические потребности, удовлетворение своих индивидуальных интересов.
Статистическая проверка на достоверность различий с помощью критерия Манна-Уитни показала, что различий в выраженности ценностных ориентаций у двух групп студентов с разными когнитивными стилями не наблюдается.
По ценностной ориентации «Социальная активность» установлено, что различия находятся в зоне неопределенности (р < 0,05), что говорит о наличии тенденции к большей выраженности у респондентов первой группы с высоким уровнем поленезависимости.
Таким образом, можно утверждать, что выраженность ценностных ориентаций просоциальной направленности у студентов с разными когнитивными стилями не имеет значимых различий, что опровергает первую гипотезу эмпирического исследования.
Корреляционный анализ
Корреляционный анализ с помощью критерия Спирмена показал, что респонденты с высоким уровнем поленезависимости, характеризуются позитивными отношениями, складывающимися в их социальном окружении и семье (г = 0.79, при р < 0,05). Для них эти отношения являются значимыми и ресурсными (Рис. 6). Для людей с поленезависимой стратегией восприятия свойственна высокая самооценка, принятие своего «Я», адекватное представление о своем внешнем образе.
У респондентов с высоким уровнем поленезависимости, просоциальная ценность «Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе» имеет прямую корреляционную связь с ценностью «Высокое материальное благосостояние» (г = 0.76, при р < 0.05), которая в свою очередь связана с ценностью «Познание нового в мире, природе, человеке» (г = 0.72, при р < 0.05), и ценностью «Высокий социальный статус» (г = 0.83, при р < 0.05) (Рис. 7).
ГРУППА С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ПОЛЕНЕ ЗАВИСИМОСТИ
**р<0,01 < 0,05
Рисунок 6. Корреляционные связи между шкалами «Поленезависимость» (общий результат) и «Социальное окружение».
Респонденты с высоким уровнем поленезависимости ориентированы на познание нового, расширение своего кругозора. Связь социальной активности с высоким материальным благосостоянием может говорить о том, что, в понимании современного человека, любая активность, в том числе социальная, должны приводить к улучшению качества жизни.
группа с: высоким уровнем поленезависимости
Рисунок 7. Корреляционные связи между ценностными ориентациями у группы респондентов с высоким уровнем поленезависимости.
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, психология личности
Выявлены обратные связи между шкалой «квазирефлексия» и шкалами - «семейные отношения» (г = -0.72, при р < 0.05), «стереотипы и социальные установки» (г = -0.76, при р < 0.05), и прямая связь со шкалой «отношение к новшествам» (г = 0.72, при р < 0.05) (Рис. 8).
Квазирефлексия, проявляющаяся как фантазирование, уход в прошлое или будущее, имеет обратную связь со шкалой «семейные отношения», что говорит о том, что, чем более независимо респондентами воспринимаются семейные отношения, тем меньше они занимаются квазирефлексией.
группа с высоким уровнем полене зависимости
Рисунок 8. Корреляционные связи между квазирефлексией и шкалами поленезависимости у группы респондентов с высоким уровнем поленезависимости.
Установлено, что каузальная атрибуция имеет прямые сильные связи со шкалами «ана-литичность-холистичность» (г = 0.92, при р < 0.01) и «толерантность к противоречиям» (г = 0.74, при р < 0.05), а толерантность к противоречиям имеет прямые связи со шкалами «ана-литичность/холистичность» (г = 0.91, при р < 0.01) и «профессиональная деятельность» (г = 0.74, при р < 0.05) (Рис. 9).
Каузальная атрибуция, как особенность понимания причин действий и явлений, и толерантность к неопределенности в рамках аналитического полюса с диспозиционизмом может указывать, что у данной выборки респондентов выражена склонность при объяснении причин исходить из внутренних условий и причин. В нашем исследовании установлено, что существует прямая сильная связь между аналитичностью, толерантностью к противоречиям и каузальной атрибуцией, что может говорить о тесной связи между изучаемыми показателями.
Каузальная атрибуция
Толерантность к
противоречиям
Профессиональная деятельность
группа с высоким уровнем поленезависимости
|) < 0,01
|> < 0,05
Рисунок 9. Корреляционные связи между каузальной атрибуцией и шкалами аналитичности/ холистичности у группы респондентов с высоким уровнем поленезависимости.
Выявлена прямая связь между общим показателем поленезависимости и шкалой «стереотипы и социальные установки» (г = 0.62, при р < 0.05), которая имеет сильную связь с ценностью «Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе» (г = 0.71, при р < 0.01) (Рис. 10).
У респондентов со средним уровнем поленезависимости общий показатель, характеризующий когнитивный стиль, имеет прямые сильные связи с ценностью «Помощь и милосердие к другим людям» (г = 0.71, при р < 0.01). Таким образом, способность к сочувствию и помощи, эмпатии, накладывается на определенную стереотипность восприятия других людей.
У группы со средним уровнем выраженности поленезависимости установлены прямые умеренные связи между шкалой «идеология и политические отношения» и «системная рефлексия» (г = 0.51, при р < 0.05), «фокус внимания» (г = 0.69, при р < 0.01), и «аналитичность/ холистичность (г = 0.58, при р < 0.05) (Рис. 11). Можно сказать, что отношение к политическим вопросам и идеологии у данной группы респондентов связано со склонностью человека опираться на контекст, в который он погружен. Анализируя различные явления и социальные ситуации, используя системную рефлексию, у респондентов есть возможность видеть как саму ситуацию взаимодействия во всех ее аспектах, включая и полюс субъекта, и полюс объекта, так и альтернативные возможности.
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, психология личности
ГРУППА СО СРЕДНИМ УРОВНЕМ ПОЛЕНЕ ЗАВИСИМОСТИ
ТТоленечависнмостъ ! - общий результат )
Рисунок 10. Корреляционные связи между шкалами поленезависимости и ценностными ориентациями у группы респондентов со средним уровнем поленезависимости.
Идеология и
политические
отношения
Системная рефлексия
Фокус
внимания
Аналитичность /холистичность
Каузальная атрибуция
Восприятие
изменений
Психологическая зашита
ГРУППА СО СРЕДНИМ >ТОВНЕМ ПОЛЕНЕЗАВИСИМОСТИ
Стереотипы и
социальные
установки
|) < 0.01
р < о,о;
Рисунок 11. Корреляционные связи между шкалами поленезависимости, шкалами аналитичности/холистичности и типами рефлексии у группы респондентов со средним уровнем поленезависимости.
Таким образом, можно заключить, что респонденты с разными когнитивными стилями продемонстрировали разные профили корреляционных связей изучаемых параметров. У студентов со средним уровнем поленезависимости выявлено больше корреляционных связей между изучаемыми параметрами. Установлено, что в группах студентов с разными когнитивными стилями наблюдается большая выраженность холистичности мышления. Можно сказать, что уровень выраженности типов рефлексии у обеих групп находится в пределах средних и низких значений. Для респондентов является важным оказывать помощь людям, проявлять милосердие, при этом для них менее важно проявлять социальную активность с целью достижения позитивных изменений в обществе. Первая гипотеза исследования была опровергнута ввиду отсутствия статистического подтверждения.
В группе с высоким уровнем поленезависимости выявлены прямые сильные связи между ценностью «Социальная активность с целью достижения позитивных изменений в обществе» и ценностью «Высокое материальное благосостояние», с субшкалами полезависимости и поленезависимости корреляционные связи не выявлены.
Таким образом, можно утверждать, что студенты со средним уровнем поленезависимости имеют более выраженную просоциальную ориентацию, готовы проявлять социальную активность и оказывать помощь другим людям, что подтверждает вторую гипотезу.
Обсуждение результатов
В современной психологии акцентируется внимание на изучении индивидуальных различий в ценностных способах переработки поступающей информации (Саякин, 2011), специфике реализации разнообразных когнитивных стилей как индивидуальных способов исследования реальности (Аддапл/а1, \Л/ооПеу, СИаЬпз, Ма1опе, 2019), а также большое внимание уделяется параметрам поленезависимости и полезависимости (Осокина, 2016).
Авторами подчеркивается базовое наличие влияния ценностей и когнитивного стиля на активность субъекта, позволяющее в том числе осуществлять прогнозирование его действий (Шкуратова, 1998). В системе исследований когнитивного стиля наиболее популярной является концепция интеллекта и формирования когнитивного опыта М. А. Холодной (Бокова, Мельникова, 2019). Ментальный опыт представлен разными уровнями (Холодная, 2004). На когнитивном происходит работа с информацией, то есть осуществляется адаптивная оценка реальности. На метакогнитивном уровне, путем интеллектуального контроля, производится процесс осознанной саморегуляции интеллектуального поведения, распределения ресурсов. На интенциональном уровне определяются личностные характеристики, например, склонностей, убеждений, предпочтений, умонастроений. Когнитивные стили, тесно связанные с индивидуальным профилем, имеют отношение к интеллектуальной саморегуляции (Холодная, 2004)
В связи с этим положением, предметное изучение специфики формирования когнитивных стилей, позволяет увеличить «фонд вооруженности личности», оптимизировать ее адаптационные механизмы, способность адекватно отражать действительность, осуществлять эффективную деятельность в различных условиях и, как следствие, достигать социально психологической зрелости (Саякин, 2011). Социально психологическая зрелость, рассматриваемая в том числе в рамках просоциальных ценностей и в концепции Э. Фромма в качестве «ориентации быть» (Халифаева, 2021), подразумевает позитивное преобразование внутреннего мира и внешнего мира.
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, психология личности
Просоциальные ценности рассматриваются как социальные установки отношений человека, его актуальных и перспективных интересов взаимодействия с другими. Просоциальные ценности исследовались с разных сторон. Так, А. М. Beutel и М. К. Johnson, к примеру, обращались к изучению просоциальных ценностей у подростков разного пола, a M. Benish-Weisman, Е. Daniel, J. Sneddon и J. Lee (2019), изучая ценности и просоциальное поведение, отмечают, что просоциальное поведение отрицательно коррелирует с ценностями самосовершенствования и положительно коррелирует с ценностями самопревосхождения и консервативными ценностями. Б. С. Братусь, рассматривая вопросы ценностной регуляции просоциального поведения личности, подчеркивает ориентировку на ценности добра, принятия, поддержки, сотрудничества, понимания, взаимовыручки (Сельченок, 2000).
Таким образом, в детерминации просоциального поведения имеет значение когнитивный стиль личности, отражающий индивидуальные различия и особенности познания окружающего мира. Можно отметить существование индивидуальных различий в ценностных способах переработки поступающей информации, специфику реализации разнообразных когнитивных стилей как индивидуальных способов исследования реальности, а также выраженность поленезависимости и полезависимости. Как просоциальные ценности, так и особенности когнитивного стиля личности, оказывают влияние на выбор студентами просоциального маршрута активности и ее содержание.
Литература
Абакумова, И. В., Кукуляр, А. М., Фоменко, В. Т. (2014). Смыслодидактика как системное воплощение общей теории смысла в практике учебного процесса. Российский психологический журнал, 77(3), 24-32. Бокова, О. А., Мельникова, Ю. А. (2019). Когнитивные стили как метаспособность: теоретические предпосылки исследования. Новое в Психолого-Педагогических Исследованиях, 3(55), 85-99.
Кухтова, Н. В., Шингаев, С. М., Купченко, В. Е., Кирилова, С. А., Морожанова, М. М., Нестер, Е. Ф., Тхорик, Н. С., Циркунова, Н. И., Клеймёнова, Е. А., Сотникова, Е. И., Осинский, А. Е., Молчанова, Н. В., Черняева, С. А., Яценко, Т. Е. (2020). Предикторы просоциального поведения в современных исследованиях: Межкультурный аспект. Витебск : ВГУ имени П. М. Машерова.
Лазарева, Е. А. (2019). Опыт исследования когнитивных стилей студентов. Мир педагогики
и психологии, 7(30), 268-283. Лазюк, В., Белоглазова, А. (2020). Когнитивные стили и толерантность к неопределенности как факторы адаптации студентов к обучению в вузе. Азимут Научных Исследований: Педагогика и Психология, 9(4(33)), 343-348. Леонтьев, Д. (2003). Психология смысла: Природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл.
Осокина, К. А. (2016). Взаимосвязь когнитивного стиля (полезависимость-поленезависимость) и некоторых свойств личности. Вестник Красноярского Государственного Педагогического Университета Им. В. П. Астафьева, 4(38), 255-257. Саякин, В. Ю (2011). Психолого-педагогические условия оптимизации индивидуального когнитивного стиля студентов в образовательном пространстве высшей школы (диссертация). Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет.
Сельченок, К. В. (2000). Гуманистическая и трансперсональная психология: хрестоматия. Минск: Харвест.
Халифаева, О. А. (2021). Взаимосвязь когнитивных стилей мышления и социальной перцепции у студентов. В: Весенние психолого-педагогические чтения. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти почётного профессора АГУА.
B. Буровой (С. 76-81). Астрахань: Астраханский университет.
Холодная, М. А. (2004). Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. СПб.: Питер. Шкуратова, И. П. (1998). Исследование стиля в психологии: оппозиция или консолидация?
В А. В. Либин (ред.): Стиль человека: психологический анализ (С. 13-33). М.: Смысл. Aggarwal, I., Woolley, A. W., Chabris, С. F., Malone, Т. W. (2019). The Impact of Cognitive Style Diversity on Implicit Learning in Teams. Frontiers in Psychology, 70,112. fpsyg.2019.00112
Benish-Weisman, M., Daniel, E., Sneddon, J., Lee, J. (2019). The relations between values and prosocial behavior among children: The moderating role of age. Personality and Individual Differences, 141, 241-247. Eisenberg, N. (2003). Prosocial behavior, empathy, and sympathy. In M. H. Borenstein, L. Davidson,
C. L. M. Keyes, K. A. Moore (eds.): Well-being: Positive development across the life course (pp. 253-265). New Jersey: Lawrence Erlbaum. https://doi.org/10.4324/9781410607171
Lipperman-Kreda, S., Glicksohn, J. (2010). Personality and Cognitive-Style Profile of Antisocial and Prosocial Adolescents: A Brief Report. International Journal of Offender Therapy and Comparative Criminology, 54(5), 850-856.
References
Abakumova, I. V., Kukular, A. M., Fomenko, V. T. (2014). Sense-didactics as a system implementation of the general theory of sense in the practice of the educational process. Russian Psychological Journal, 77(3), 24-32. https://doi.Org/10.21702/rpj.2014.3.2 (in Russ.). Aggarwal, I., Woolley, A. W., Chabris, C. F., Malone, T. W. (2019). The Impact of Cognitive Style Diversity on Implicit Learning in Teams. Frontiers in Psychology, 10,112. fpsyg.2019.00112
Benish-Weisman, M., Daniel, E., Sneddon, J., Lee, J. (2019). The relations between values and prosocial behavior among children: The moderating role of age. Personality and Individual Differences, 141, 241-247. Bokova, O. A, Melnikova, Yu. A. (2019). Cognitive styles as meta-skills: theoretical background of
the study. New in Psychological and Pedagogical Research, 3(55), 85-99. (in Russ.). Eisenberg, N. (2003). Prosocial behavior, empathy, and sympathy. In M. H. Borenstein, L. Davidson, C. L. M. Keyes, K. A. Moore (eds.): Well-being: Positive development across the life course (pp. 253-265). New Jersey: Lawrence Erlbaum. https://doi.org/10.4324/9781410607171 Khalifaeva, O. A. (2021). The relationship of cognitive thinking styles and social perception in students. In: Spring psychological and pedagogical readings. Materials of the V All-Russian Scientific and Practical Conference dedicated to the memory of ASU Honorary Professor A.V. Burova (pp. 76-81). Astrakhan: Astrakhan University, (in Russ.). Kholodnaya, M. A. (2004). Cognitive styles. About the nature of the individual mind. St. Petersburg: Piter, (in Russ.).
Kukhtova, N. V., Shingaev, S. M., Kupchenko, V. E., Kirilova, S. A., Morozhanova, M. M., Nester, E. F.,
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, психология личности
Thorik, N. S., Tsirkunova, N. I., Kleimenova, E. A., Sotnikova, E. I., Osinsky, A. E., Molchanova, N. V., Chernyaeva, S. A., Yatsenko, Т. E. (2020). Predictors ofprosocial behavior in modern research: An intercultural aspect. Vitebsk: Vitebsk State University named after P.M. Masherov. (in Russ.). Lazareva, E. A. (2019). The experience of studying students' cognitive styles. The World of Pedagogy
and Psychology, 7(30), 268-283. (in Russ.). Lazyuk, V., Beloglazova, A. (2020). Cognitive styles and tolerance to uncertainty as factors of students' adaptation to higher education. Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology, 9(4(33)), 343-348. (in Russ.). Leontiev, D. A. (2003). Psychology of Meaning: The Nature, Structure and Dynamics of Meaningful
Reality. Moscow: Smysl. (in Russ.). Lipperman-Kreda, S., Glicksohn, J. (2010). Personality and Cognitive-Style Profile of Antisocial and Prosocial Adolescents: A Brief Report. International Journal of Offender Therapy and Comparative Criminology, 54(5), 850-856. Osokina, K. A. (2016). The relationship of cognitive style (utility dependence-polenezavisimost) and some personality traits. Bulletin of The Krasnoyarsk State Pedagogical University Named After V. P. Astafyev, 4(38), 255-257. (in Russ.). Sayakin, V. Yu. (2011). Psychological and pedagogical conditions for optimizing the individual cognitive style of students in the educational space of higher education (Cand. dissertation). Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod State Pedagogical University, (in Russ.). Selchenok, К. V. (2000). Humanistic and transpersonal psychology: a textbook. Minsk: Harvest, (in Russ.).
Shkuratova, I. P. (1998). The study of style in psychology: opposition or consolidation? In A. V. □bin (ed.): Human style: psychological analysis (pp. 13-33). M.: Smysl. (in Russ.).
Информация об авторах Ольга Анатольевна Журавлева - магистрант, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация. E-mail: [email protected]: ORCID: https://orcid.org/0000-00Q1-6417-8332.
Author Information
Ol'ga Anatolievna Zhuravleva - master's degree student, Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation. E-mail: [email protected]: ORCID: https://orcid. org/0000-0001 -6417-8332.
Информация о конфликте интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.