Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБРАЗОВАНИИ'

ОСОБЕННОСТИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1210
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сеть / взаимодействие / сетевое взаимодействие / условия и особенности сетевого взаимодействия в образовании / элементы сетевого взаимодействия / network / interaction / network interaction / conditions and features of network interaction in education / elements of network interaction

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вашукова И. С.

Введение. Система образования является достаточно сложным механизмом. Это усложнение обусловлено автономностью образовательных организаций, обеспечением открытости деятельности, цифровизацией образования. В связи с этим в последнее время проявляется большой интерес к сетевому взаимодействию как к конструкции для осуществления образовательной деятельности, взаимодействия между участниками образовательных отношений и, наконец, достижения целей, стоящих перед системой образования. Правовой основой реализации сетевого взаимодействия является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». При этом необходимо отметить, что сетевое взаимодействие изучается на протяжении последних десятилетий достаточно интенсивно в контексте разных наук. Цель статьи — проанализировать научные взгляды на сетевое взаимодействие и выявить отличительные особенности сетевого взаимодействия в образовании. Методология и методы исследования. В основе исследования — представления о сети, взаимодействии и сетевом взаимодействии. Применяются анализ педагогической, философской, социологической, психологической литературы по проблеме исследования, сравнительный анализ. Результаты исследования. Научные представления свидетельствуют о том, что сетевое взаимодействие — это взаимовыгодное объединение субъектов на основе интеграции ресурсов, добровольности связей, включающее процесс коммуникации и направленное на достижение определенного результата. Исходя из этого, особенностями сетевого взаимодействия в образовании являются наличие цели, динамичность и гибкость, открытость, распределение ролей участников взаимодействия, развитие, оценка и мониторинг. Среди основных структурных элементов сетевого взаимодействия выделяют цель, «узлы» взаимодействия, связи и отношения, горизонтальное подчинение и объекты. Существует большое количество классификаций сетевого взаимодействия на основе таких признаков, как форма, отношения субъектов друг к другу, масштаб, время существования и другие. Наиболее распространенными типами сетевого взаимодействия в системе образования являются тип, для которого характерна общность проблемы; тип с общностью цели сетевого взаимодействия и тип с общностью или взаимовыгодным использованием ресурсов. Заключение. Сетевое взаимодействие нельзя рассматривать как категорию, образовавшуюся путем механического соединения терминов «сеть» и «взаимодействие». Сетевое взаимодействие в образовании является комплексным понятием с определенными особенностями, условиями и принципами организации. В системе образования сетевое взаимодействие способствует более быстрому развитию инноваций, обмену знаниями и распространению практики, укреплению имиджа образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF NETWORK INTERACTION IN EDUCATION

Introduction. The education system is a rather complex mechanism. This complication is due to the autonomy of educational organizations, ensuring openness of activities, and digitalization of education. In this regard, a great interest in network interaction has recently been manifested as a structure for the implementation of educational activities, interaction between participants in educational relations and finally achieving the goals facing the education system. The legal basis for the implementation of network interaction is the federal law “On Education in the Russian Federation”. At the same time, it should be noted that network interaction has been studied quite intensively over the past decades in the context of various sciences. The purpose of the article — to analyse scientific views on network interaction and identify the distinctive features of network interaction in education. Methodology and research methods. The research is based on ideas about the network, interaction, and network interaction. The analysis of pedagogical, philosophical, sociological, psychological literature on the research problem, comparative analysis are used. Results. Scientific ideas indicate that network interaction is a mutually beneficial association of subjects based on the integration of resources, voluntariness of connections, including the communication process and aimed at achieving a certain result. Proceeding from this, the features of network interaction in education are the presence of a goal, dynamism, and flexibility, openness, distribution of the roles of interaction participants, development, assessment, and monitoring. Among the main structural elements of network interaction are the goal, the “nodes” of interaction, connections and relationships, horizontal subordination, and objects. A large number of classifications of network interaction based on such features as form, relations of subjects to each other, scale, time of existence, and others. The most common types of network interaction in the education system are the type that is characterized by a common problem; the type with a common goal of networking; and the type of with a common or mutually beneficial use of resources. Conclusion. Network interaction cannot be viewed as a category formed by the mechanical connection of the terms “network” and “interaction”. Network interaction in education is a complex concept with certain features, conditions, and principles of organization. In the education system network interaction contributes to the faster development of innovations, the exchange of knowledge and the distribution of practice, and the strengthening of the image of educational organizations.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБРАЗОВАНИИ»

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 1. С. 141-152. Domestic and foreign pedagogy. 2022. Vol. 1, no. 1. P. 141-152.

Научная статья УДК 37.011

doi: 10.24412/2224-0772-2022-82-141-152

ОСОБЕННОСТИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

Ирина Сергеевна Вашукова

Институт стратегии развития образования РАО, Москва, Россия,

irina-vashukova@rambler.ru

И. С. Вашукова

Аннотация. Введение. Система образования является достаточно сложным механизмом. Это усложнение обусловлено автономностью образовательных организаций, обеспечением открытости деятельности, цифровизацией образования. В связи с этим в последнее время проявляется большой интерес к сетевому взаимодействию как к конструкции для осуществления образовательной деятельности, взаимодействия между участниками образовательных отношений и, наконец, достижения целей, стоящих перед системой образования. Правовой основой реализации сетевого взаимодействия является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». При этом необходимо отметить, что сетевое взаимодействие изучается на протяжении последних десятилетий достаточно интенсивно в контексте разных наук.

Цель статьи — проанализировать научные взгляды на сетевое взаимодействие и выявить отличительные особенности сетевого взаимодействия в образовании.

Методология и методы исследования. В основе исследования — представления о сети, взаимодействии и сетевом взаимодействии. Применяются

© Вашукова И. С., 2022

анализ педагогической, философской, социологической, психологической литературы по проблеме исследования, сравнительный анализ.

Результаты исследования. Научные представления свидетельствуют о том, что сетевое взаимодействие — это взаимовыгодное объединение субъектов на основе интеграции ресурсов, добровольности связей, включающее процесс коммуникации и направленное на достижение определенного результата. Исходя из этого, особенностями сетевого взаимодействия в образовании являются наличие цели, динамичность и гибкость, открытость, распределение ролей участников взаимодействия, развитие, оценка и мониторинг. Среди основных структурных элементов сетевого взаимодействия выделяют цель, «узлы» взаимодействия, связи и отношения, горизонтальное подчинение и объекты. Существует большое количество классификаций сетевого взаимодействия на основе таких признаков, как форма, отношения субъектов друг к другу, масштаб, время существования и другие. Наиболее распространенными типами сетевого взаимодействия в системе образования являются тип, для которого характерна общность проблемы; тип с общностью цели сетевого взаимодействия и тип с общностью или взаимовыгодным использованием ресурсов.

Заключение. Сетевое взаимодействие нельзя рассматривать как категорию, образовавшуюся путем механического соединения терминов «сеть» и «взаимодействие». Сетевое взаимодействие в образовании является комплексным понятием с определенными особенностями, условиями и принципами организации. В системе образования сетевое взаимодействие способствует более быстрому развитию инноваций, обмену знаниями и распространению практики, укреплению имиджа образовательных организаций.

Ключевые слова: сеть, взаимодействие, сетевое взаимодействие, условия и особенности сетевого взаимодействия в образовании, элементы сетевого взаимодействия

Для цитирования: Вашукова И. С. Особенности сетевого взаимодействия в образовании // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 1. С. 141-152. doi: 10.24412/2224-0772-2022-82-141-152.

Original article

Features of network interaction in education Irina S. Vashukova

Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education,

Moscow, Russia

irina-vashukova@rambler.ru

Abstract. Introduction. The education system is a rather complex mechanism. This complication is due to the autonomy of educational organizations,

I M. C. BamyKOBa

ensuring openness of activities, and digitalization of education. In this regard, a great interest in network interaction has recently been manifested as a structure for the implementation of educational activities, interaction between participants in educational relations and finally achieving the goals facing the education system. The legal basis for the implementation of network interaction is the federal law "On Education in the Russian Federation". At the same time, it should be noted that network interaction has been studied quite intensively over the past decades in the context of various sciences.

The purpose of the article — to analyse scientific views on network interaction and identify the distinctive features of network interaction in education.

Methodology and research methods. The research is based on ideas about the network, interaction, and network interaction. The analysis of pedagogical, philosophical, sociological, psychological literature on the research problem, comparative analysis are used.

Results. Scientific ideas indicate that network interaction is a mutually beneficial association of subjects based on the integration of resources, voluntariness of connections, including the communication process and aimed at achieving a certain result. Proceeding from this, the features of network interaction in education are the presence of a goal, dynamism, and flexibility, openness, distribution of the roles of interaction participants, development, assessment, and monitoring. Among the main structural elements of network interaction are the goal, the "nodes" of interaction, connections and relationships, horizontal subordination, and objects. A large number of classifications of network interaction based on such features as form, relations of subjects to each other, scale, time of existence, and others. The most common types of network interaction in the education system are the type that is characterized by a common problem; the type with a common goal of networking; and the type of with a common or mutually beneficial use of resources.

Conclusion. Network interaction cannot be viewed as a category formed by the mechanical connection of the terms "network" and "interaction". Network interaction in education is a complex concept with certain features, conditions, and principles of organization. In the education system network interaction contributes to the faster development of innovations, the exchange of knowledge and the distribution of practice, and the strengthening of the image of educational organizations.

Keywords: network, interaction, network interaction, conditions and features of network interaction in education, elements of network interaction

For citation: Vashukova I. S. Features of network interaction in education. Domestic and Foreign Pedagogy. 2022;1(1):141-152. (In Russ.). doi: 10.24412/2224-0772-2022-82-141-152.

Введение

За последние десятилетия появилось достаточно литературы по сетевому взаимодействию. Авторы, исследователи обращаются как к концептуальным основам сетевого взаимодействия, так и к вопросам влияния сетевого взаимодействия на достижение определенных результатов, в том числе в сфере образования.

Рассматривая термин «сеть» в фокусе разных наук, можно выделить как сходства, так и различия.

В социологии сеть рассматривается и как «совокупность взаимосвязанных узлов» [7, с. 34], и как комплекс «социальных субъектов, связей между ними, возникающих на основе определенных отношений и сопровождающихся передачей ресурсов» [8, с. 1], и как развитие связей между участниками для поддержания взаимного интереса [29, с. 315].

А. М. Лобок, характеризуя сущность категории «сеть» с философской точки зрения, указывает на то, что причина существования сети — это потребность во взаимодействии. В основе сети всегда есть диалог, который определяется двумя обстоятельствами: интересным содержанием и презентацией этого содержания. Среди отличительных особенностей автор выделяет открытость сети и наличие множества равно значимых субъектностей [10, с. 53].

В педагогической литературе выделим несколько характеристик сети. Ряд исследователей придерживаются мнения, что сеть — это совокупность объектов, связей между ними и ресурсов, которыми обладают объекты [5; 20]. Именно интеграция ресурсов как основная характеристика сети взята за основу сетевого взаимодействия в работах О. Н. Шиловой [25]. Вместе с тем некоторые авторы выделяют более «индивидуальные» значимые аспекты: сеть рассматривается как основа для коммуникации [4], ресурс для достижения определенных целей/ результата, в том числе за счет наличия объединяющей проблематики [11; 15; 26; 27]. Позднее ряд авторов взяли за основу эти особенности для определения сущности термина «сетевое взаимодействие»: «система отношений, включающая процесс коммуникации» [1], «взаимовыгодное объединение организаций» [19], возможность для достижения качественного результата [17].

Обратимся к термину «взаимодействие». В самом общем виде — это «взаимная связь явлений» [13]. В философском словаре взаимодействие трактуется как «философская категория, отражающая процессы воздей-

ствия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого» [22], с точки зрения педагогики — «совместная или согласованная по целям, месту и времени деятельность образовательных организаций между собой или с другими организациями, направленная на решение поставленных задач путем рационального использования средств» [20].

Так что такое сетевое взаимодействие в образовании? Это термин, который получился путем суммирования двух категорий— «сеть» и «взаимодействие», — или все-таки сетевое взаимодействие характеризуется своими уникальными особенностями?

Цель статьи: проанализировать научные взгляды на сетевое взаимодействие и выявить отличительные особенности сетевого взаимодействия в образовании.

Методология и методы исследования

В основе исследования — представления о сети, взаимодействии и сетевом взаимодействии. Применяется анализ педагогической, философской, социологической, психологической литературы по проблеме исследования, сравнительный анализ.

Результаты и обсуждение

С целью комплексной характеристики сетевого взаимодействия авторы выделяют необходимые условия для его взаимодействия [25, с. 8384], принципы реализации [6, с. 122-124], особые характерные черты [2; 4; 14], роли сетевого взаимодействия [18; 21], функции сетевого взаимодействия [20], что свидетельствует о многостороннем рассмотрении особенностей данного вида взаимодействия в образовательной среде.

Отправной точкой любого сетевого взаимодействия должна быть постановка цели. Это так называемая коллективная цель, которая позволяет ответить на вопрос: для чего? Коллективная цель должна быть понятна участникам сетевого взаимодействия. Помимо коллективной цели у каждого участника сетевого взаимодействия есть свои сложные и разнообразные индивидуальные цели.

Учет индивидуальных целей и запросов участников позволяет выделить еще одну особенность сетевого взаимодействия — независимость и гибкость. С одной стороны, каждый участник сетевого взаимодей-

ствия — это самостоятельный субъект (юридическое или физическое лицо) со своими взглядами, запросами. С другой стороны, сеть должна быть гибкой и реагировать на изменяющиеся потребности участников взаимодействия. Это позволит мотивировать действующих членов сетевого взаимодействия, поддерживать их интерес, а также привлекать потенциальных членов сетевого взаимодействия.

Сетевое взаимодействие не может возникнуть само по себе. Наряду с идеей необходим набор действий — движение к намеченной цели. Одним из принципов сетевого взаимодействия является наличие множества лидеров [24, с. 5]. Но в сети могут быть не только роли лидеров. Поэтому участникам сетевого взаимодействия необходимо обеспечить право голоса, создать ситуацию доверия. В зависимости от возможности, желания и степени активности распределить роли, исходя из профессиональных задач. Тем более что для участников сетевое взаимодействие может дать определенную степень признания, даже если это не было исходной мотивацией или целью.

Сетевое взаимодействие является открытым для участников взаимодействия, для новых идей, целей, возникновения новых связей и отношений. В процессе реализации взаимодействия некоторые участники могут выйти из него, новые участники — стать членами сетевого взаимодействия. Сетевое взаимодействие в этом случае можно представить как путь разных субъектов (образовательные и иные организации, педагоги, родители и иные заинтересованные стороны) для продвижения и развития каждого субъекта в отдельности и взаимодействия в целом. Именно развитие является еще одной особенностью сетевого взаимодействия независимо от времени его существования.

Для понимания эффективности сетевого взаимодействия нужны оценка и мониторинг. Подбор необходимых инструментов для оценки, проведение мониторинга, получение результатов, анализ, принятие решений и дальнейшая корректировка деятельности на основе полученных результатов — основа для развития сетевого взаимодействия в целом и каждого участника в отдельности.

Сетевое взаимодействие обладает синергетическим эффектом, который основан на предположении, что совместная работа более эффективная, чем индивидуальная, так как при совместной работе есть возможность использовать знания и опыт других.

Основные элементы сетевого взаимодействия:

1. Цель [16, с. 37]. Является прогнозируемым ожидаемым результатом, может быть стратегической, тактической или оперативной и личной. Цель является одним из способов операционализации работы, а также «видением», стремлением, который объединяет участников взаимодействия.

2. «Узлы» сети [16, с. 37]. Они являются необходимым элементом, так как осуществляют сетевую активность. На их поведение может повлиять профессиональная деятельность, их роль и позиционирование в сетевом взаимодействии, связи и отношения с другими участниками сетевого взаимодействия.

3. Связи и отношения [16, с. 37]. Это структурные связи и функциональные отношения между субъектами сетевого взаимодействия. Степень силы связи и расстояние может быть разным, как и количество связей между субъектами взаимодействия. Расположение связей может быть различным и позволяет выделить несколько вариантов сетевого взаимодействия: централизованный, децентрализованный, древовидный, линейный и др.

4. Горизонтальное подчинение [16, с. 37]. Именно отсутствие вертикального/иерархического подчинения является, с одной стороны, особенностью, с другой стороны, необходимым элементом сетевого взаимодействия.

5. Объекты. Это то, что совместно используется при сетевом взаимодействии (знания; материальные, кадровые, методические, информационные и иные ресурсы и др.).

Структурные компоненты сетевого взаимодействия — наиболее часто встречающаяся основа для классификации сетей. А. М. Цирульников предлагает группировать виды сетевых взаимодействий по отношению субъектов друг к другу и связям между ними [23]. В основе классификации В. В. Маковеевой лежит комплексный подход, включающий признак формирования, структуру, тип интеграции, степень однородности субъектов, время существования, масштаб [12]. И. Н. Слинкина и Н. Н. Устинова классифицируют виды сетевого взаимодействия по наличию или отсутствию «центрального управляющего органа» [20]. В любом случае основанием для классификации должны быть точные критерии [28].

В настоящее время в системе образования можно выделить следую-

щие типы сетевого взаимодействия. Первый тип — это взаимодействие на основе общей проблемы. В образовательной среде примером таких сетей могут быть, например, сельские или малокомплектные школы, имеющие схожие условия (например, географическое расположение, территориальная удаленность от районного центра, отсутствие учреждений дополнительного образования и культуры). Эти образовательные организации объединены общей проблематикой — совместный поиск механизмов для осуществления образовательной деятельности на качественном уровне в заданных условиях. Второй вариант — это сетевое взаимодействие, в основе которого на первое место выходит достижение общей цели, например повышения качества образования. Примером таких взаимодействий могут стать пары или дуэты школ, одна из которых является школой, демонстрирующей стабильные и высокие образовательные результаты обучающихся, а другая — нестабильные и, возможно, низкие результаты качества образования. При этом цель в такой сети у всех школ одна — повышение качества образования.

Еще одним типом взаимодействия является «взаимовыгодное» сетевое взаимодействие. Это взаимное объединение образовательных организаций и учреждений культуры, спорта с целью интеграции ресурсов, знаний. Примером таких сетей в общем образовании может быть распространенное в настоящее время и реализуемое в рамках национального проекта «Образование» объединение школы и дома научной коллаборации (ДНК) или школы и технопарка «Кванториум» для реализации предметной области «Технология». Цель такого взаимодействия заключается в реализации образовательной программы за счет совместного использования ресурсов (лаборатории, цифровые ресурсы и др.). В системе высшего образования примером может служить создание научно-образовательного консорциума [9], а в системе среднего профессионального образования — система взаимодействия с работодателями [3].

Сетевое взаимодействие, независимо от типа, способствует более быстрому и качественному развитию образовательных инноваций, так как позволяет увеличить охват участников, ускорить процесс обмена информацией. Оно позволяет более эффективно перераспределить и использовать ресурсы, поддерживать горизонтальное принятие решений, решать сложные задачи, разделять обязанности, способствовать обмену знаниями и распространению практики, повышать про-

фессиональное развитие педагогов, укрепить имидж образовательной организации.

Заключение

Сетевое взаимодействие — одно из направлений, набирающих обороты в системе образования. Но суть его не может сводиться к непосредственному суммированию терминов «сеть» и «взаимодействие». Среди особенностей сетевого взаимодействия в образовании можно выделить наличие цели, динамичность и гибкость, открытость, распределение ролей участников взаимодействия, развитие, оценку и мониторинг. Залогом эффективного сетевого взаимодействия и реализации его цели является понимание того, какую структуру может иметь сеть, каковы важнейшие ее элементы. Наиболее распространенными типами сетевого взаимодействия в системе образования являются тип, для которого характерна общность проблемы; тип с общностью цели сетевого взаимодействия и тип с общностью или взаимовыгодным использованием ресурсов. В сетевом взаимодействии участвует группа организаций, работающих вместе для решения «объединяющей их» проблемы или вопроса, которые слишком велики, чтобы любая организация могла справиться с ними самостоятельно. Образовательные организации, входящие в сетевое взаимодействие, должны не только видеть выгоды для себя, но и спрогнозировать потенциальные преимущества и свой вклад в функционирование и дальнейшее развитие сетевого взаимодействия.

Список источников

1. ВасилевскаяЕ. В. Повышение профессиональной компетентности: сетевой подход на основе использования ИКТ // Народное образование. 2013. № 9. С. 141-146.

2. Гаранина О. В., Митрофанова А. В., Гапсаламов А. Р. Формирование системы сетевого взаимодействия в условиях цифровизации образования // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2020. № 4 (67) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/formirovanie-sistemy-setevogo-vzaimodeystviya-v-usloviyah-tsifrovizatsii-obrazovaniya (дата обращения: 17.01.2022).

3. Голубева Е. А., Смагина М. В., Шобонов Н. А. Управление моделью сетевого взаимодействия в профессиональной образовательной организации // Управление образованием: теория и практика. 2020. № 3 (39) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie--modelyu-setevogo-vzaimodeystviya-v-professionalnoy-obrazovatelnoy-organizatsii (дата обращения: 17.01.2022).

4. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Сетевой клуб тьюторов в сфере воспитания // Воспитательная работа в школе. 2007. № 6. С. 39-52.

5. Грошева А. В. Сетевое взаимодействие образовательных организаций: ресурсы, риски, эффекты // Методист. 2016. № 5. С. 15-17.

6. Евдокимова В. Е., Устинова Н. Н. Принципы организации сетевого взаимодействия в сфере образования // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-2 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-organizatsii-setevogo-

vzaimodeystviya-v-sfere-obrazovaniya (дата обращения: 17.01.2022).

7. Кастельс М. Власть коммуникации: учеб. пособие / пер. с англ. Н. М. Тылевич; под науч. ред. А. И. Черных. М.: Дом Высшей школы экономики, 2016. 564 с.

8. Князева Е. И. Сетевая теория в современной социологии [Электронный ресурс]. URL: http://elib.bsu.by/handle/123456789/11256 (дата обращения: 03.08.2021).

9. Кудряшова Е. В., Ненашева М. В., Сабуров А. А. Сетевое взаимодействие вузов в контексте развития российской Арктики // Высшее образование в России. 2020. № 7 [Электронный ресурс]. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/setevoe-vzaimodeystvie-vuzov-v-kontekste-razvitiya-rossiyskoy--arktiki (дата обращения: 17.01.2022).

10. Лобок А. М. Возможное сетевое взаимодействие инновационных школ // Школьные технологии. 2008. № 1. С. 49-59.

11. Мазниченко М. А., Нескоромных Н. И. Выявление и поддержка одаренных детей средствами сетевого взаимодействия // Science for Education Today. 2021. Т. 11, № 2. С. 7-31. DOI: http:// dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2102.01.

12. Маковеева В. В. Сетевое взаимодействие — ключевой фактор развития интеграции образования, науки и бизнеса [Электронный ресурс]. URL: http://zdorovie-seti.moy.su/B/statja_v.v-makoveeva.pdf (дата обращения: 03.08.2021).

13. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / под ред. Л. И. Скворцова. 28-е изд., пере-раб. М.: Мир и образование, 2017. 1375 с.

14. Петрова Н. П. Готовность будущих педагогов к сетевому взаимодействию с обучающимися в условиях цифровизации образования // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-1. С. 235-237 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ gotovnost-buduschih-pedagogov-k-setevomu-vzaimodeystviyu-s-obuchayuschimisya-v-usloviyah--tsifrovizatsii-obrazovaniya (дата обращения: 17.01.2022).

15. Реморенко И. М. На путях к сетевому управлению [Электронный ресурс]. URL: http://setilab.ru/modules/conference/view.article.php/39/c2 (дата обращения: 03.08.2021).

16. Ромм Т. А., Ромм М. В. Сетевой подход в дополнительном образовании: стратегия и тактика // Вестник ТГПУ. 2019. № 3 (200). С. 35-41.

17. Романова О. В. Создание сетевых объединений и партнерств школ с низкими образовательными результатами с ведущими школами: метод. рекомендации. Нижний Тагил: НТФ ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2018. 48 с.

18. Сазонова А. Н., Ахаян А. А., Кравцов В. В. Представленность феноменов «сетевое образовательное взаимодействие» и «сетевая личность» в педагогическом сознании // Педагогическое образование в России. 2021. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ predstavlennost-fenomenov-setevoe-obrazovatelnoe-vzaimodeystvie-i-setevaya-lichnost-v-pedagogicheskom-soznanii (дата обращения: 17.01.2022).

19. Силкина Н. В., Ваганова Н. О. Особенности образовательной среды в сетевом взаимодействии образовательной организации с производством // Образование и наука. 2015. № 6 (125). С. 63-76.

20. Слинкина И. Н., Устинова Н. Н. Дефиниция сетевого взаимодействия в сфере образования // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-2 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/definitsiya-setevogo-vzaimodeystviya-v-sfere--obrazovaniya (дата обращения: 17.01.2022).

21. Слинкина И. Н., Устинова Н. Н. Логико-семантическая модель сетевого взаимодействия в сфере образования // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-2 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/logiko-semanticheskaya-model--setevogo-vzaimodeystviya-v-sfere-obrazovaniya (дата обращения: 17.01.2022).

22. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Советская энциклопедия, 1983. 843 с.

23. Цирюльников А. М. Сетевое образование: контуры новой парадигмы // Первое сентября. 2002. № 2. С. 6-9.

24. Чучкевич М. М. Что такое сетевая организация? М.: Издательство Института социологии РАН, 1999. 40 с.

25. Шилова О. Н., Якушкина М. С. Сетевое взаимодействие — социокультурный феномен современного мира // Новые образовательные стратегии в современном информационном про-

странстве: сб. науч. ст. СПб.: Изд-во Лема, 2014. С. 81-85.

26. Якушкина М. С., Пономарев П. А. Новое качество сетевого взаимодействия социокультурных институтов // Человек и образование. 2019. № 1 (58). С. 22-28.

27. Chapman C., Hadfield M. Realising the potential of school-based networks // Educational Research. 2010. No. 52. P. 309-323. DOI: https://doi.org/10.1080/00131881.2010.504066.

28. Lima J. Thinking more deeply about networks in education // Journal of Educational Change. 2010. No. 11. P. 1-21. DOI: https://doi.org/10.1007/s10833-008-9099-1.

29. Sousa S. B., Doroftei A., Araujo H. Networks in education: An analysis of selected discourses // Interchange. 2013. No. 44. P. 311-331. DOI: https://doi.org/10.1007/s10780-014-9214-6.

References

1. Vasilevskaya E. V. Povyshenie professional'noj kompetentnosti: setevoj podhod na osnove ispol'zovaniya IKT // Narodnoe obrazovanie. 2013. № 9. S. 141-146. [In Rus].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Garanina O. V., Mitrofanova A. V., Gapsalamov A. R. Formirovanie sistemy setevogo vzaimodejst-viya v usloviyah cifrovizacii obrazovaniya // Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo uni-versiteta. 2020. №4 (67) [Elektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sistemy-setevogo-vzaimodeystviya-v-usloviyah-tsifrovizatsii-obrazovaniya (data obrashcheniya: 17.01.2022). [In Rus].

3. Golubeva E. A., Smagina M. V., Shobonov N. A. Upravlenie model'yu setevogo vzaimodejstvi-ya v professional'noj obrazovatel'noj organizacii // Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. 2020. № 3 (39) [Elektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-modelyu-setevogo--vzaimodeystviya-v-professionalnoy-obrazovatelnoy-organizatsii (data obrashcheniya: 17.01.2022). [In Rus].

4. Grigor'ev D. V, Stepanov P. V. Setevoj klub t'yutorov v sfere vospitaniya // Vospitatel'naya rabota v shkole. 2007. № 6. S. 39-52. [In Rus].

5. Grosheva A. V. Setevoe vzaimodejstvie obrazovatel'nyh organizacij: resursy, riski, effekty // Metodist. 2016. № 5. S. 15-17. [In Rus].

6. Evdokimova V. E., Ustinova N. N. Principy organizacii setevogo vzaimodejstviya v sfere obrazovaniya // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2021. № 71-2 [Elektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-organizatsii-setevogo-vzaimodeystviya-v-sfere-obrazovaniya (data obrashcheniya: 17.01.2022). [In Rus].

7. Kastel's M. Vlast' kommunikacii: ucheb. posobie / per. s angl. N. M. Tylevich; pod nauch. red. A. I. Chernyh. M.: Dom Vysshej shkoly ekonomiki, 2016. 564 s. [In Rus].

8. KnyazevaE. I. Setevaya teoriya v sovremennoj sociologii [Elektronnyj resurs]. URL: http://elib. bsu.by/handle/123456789/11256 (data obrashcheniya: 03.08.2021). [In Rus].

9. Kudryashova E. V., Nenasheva M. V., Saburov A. A. Setevoe vzaimodejstvie vuzov v kontekste razvitiya rossijskoj Arktiki // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2020. № 7 [Elektronnyj resurs]. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/setevoe-vzaimodeystvie-vuzov-v-kontekste-razvitiya-rossiyskoy-arktiki (data obrashcheniya: 17.01.2022). [In Rus].

10. Lobok A. M. Vozmozhnoe setevoe vzaimodejstvie innovacionnyh shkol // Shkol'nye tekhnologii. 2008. № 1. S. 49-59. [In Rus].

11. Maznichenko M. A., Neskoromnyh N. I. Vyyavlenie i podderzhka odarennyh detej sredstvami setevogo vzaimodejstviya // Science for Education Today. 2021. T. 11, № 2. S. 7-31. DOI: http://dx.doi. org/10.15293/2658-6762.2102.01. [In Rus].

12. Makoveeva V. V. Setevoe vzaimodejstvie — klyuchevoj faktor razvitiya integracii obrazovaniya, nauki i biznesa [Elektronnyj resurs]. URL: http://zdorovie-seti.moy.su/B/statja_v.v-makoveeva.pdf (data obrashcheniya: 03.08.2021). [In Rus].

13. Ozhegov S. I. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka / pod red. L. I. Skvorcova. 28-e izd., pererab. M.: Mir i obrazovanie, 2017. 1375 s. [In Rus].

14. Petrova N. P. Gotovnost' budushchih pedagogov k setevomu vzaimodejstviyu s obuchayush-chimisya v usloviyah cifrovizacii obrazovaniya // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo ob-razovaniya. 2021. № 72-1. S. 235-237 [Elektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ gotovnost-buduschih-pedagogov-k-setevomu-vzaimodeystviyu-s-obuchayuschimisya-v-usloviyah-

tsifrovizatsii-obrazovaniya (data obrashcheniya: 17.01.2022). [In Rus].

15. Remorenko I. M. Na putyah k setevomu upravleniyu [Elektronnyj resurs]. URL: http://setilab.ru/ modules/conference/view.article.php/39/c2 (data obrashcheniya: 03.08.2021). [In Rus].

16. Romm T. A., Romm M. V. Setevoj podhod v dopolnitel'nom obrazovanii: strategiya i taktika // Vestnik TGPU. 2019. № 3 (200). S. 35-41. [In Rus].

17. Romanova O. V. Sozdanie setevyh ob"edinenij i partnerstv shkol s nizkimi obrazovatel'nymi rezul'tatami s vedushchimi shkolami: metod. rekomendacii. Nizhnij Tagil: NTF GAOU DPO SO «IRO», 2018. 48 s. [In Rus].

18. Sazonova A. N., Ahayan A. A., Kravcov V. V. Predstavlennost' fenomenov«setevoe obrazovatel'noe vzaimodejstvie» i «setevaya lichnost'» v pedagogicheskom soznanii // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2021. № 3 [Elektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predstavlennost--fenomenov-setevoe-obrazovatelnoe-vzaimodeystvie-i-setevaya-lichnost-v-pedagogicheskom-soznanii (data obrashcheniya: 17.01.2022). [In Rus].

19. Silkina N. V., Vaganova N. O. Osobennosti obrazovatel'noj sredy v setevom vzaimodejstvii obrazovatel'noj organizacii s proizvodstvom // Obrazovanie i nauka. 2015. № 6 (125). S. 63-76. [In Rus].

20. Slinkina I. N., Ustinova N. N. Definiciya setevogo vzaimodejstviya v sfere obrazovaniya // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2021. № 71-2 [Elektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/definitsiya-setevogo-vzaimodeystviya-v-sfere-obrazovaniya (data obrashcheniya: 17.01.2022). [In Rus].

21. Slinkina I. N., Ustinova N. N. Logiko-semanticheskaya model' setevogo vzaimodejstviya v sfere obrazovaniya // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2021. № 71-2 [Elektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/logiko-semanticheskaya-model-setevogo-vzaimodeystviya-v-sfere-obrazovaniya (data obrashcheniya: 17.01.2022). [In Rus].

22. Filosofskij enciklopedicheskij slovar' / gl. red. L. F. Il'ichev, P. N. Fedoseev, S. M. Kovalev, V. G. Panov. M.: Sovetskaya enciklopediya, 1983. 843 s. [In Rus].

23. Ciryulnikov A. M. Setevoe obrazovanie: kontury novoj paradigmy // Pervoe sentyabrya. 2002. № 2. S. 6-9. [In Rus].

24. Chuchkevich M. M. Chto takoe setevaya organizaciya? M.: Izdatel'stvo Instituta sociologii RAN, 1999. 40 s. [In Rus].

25. Shilova O. N., Yakushkina M. S. Setevoe vzaimodejstvie — sociokul'turnyj fenomen sovremen-nogo mira // Novye obrazovatel'nye strategii v sovremennom informacionnom prostranstve: sb. nauch. st. SPb.: Lema, 2014. S. 81-85. [In Rus].

26. YakushkinaM. S., PonomarevP. A. Novoe kachestvo setevogo vzaimodejstviya sociokul'turnyh institutov // Chelovek i obrazovanie. 2019. № 1 (58). S. 22-28. [In Rus].

27. Chapman C., Hadfield M. Realising the potential of school-based networks // Educational Research. 2010. No. 52. P. 309-323. DOI: https://doi.org/10.1080/00131881.2010.504066.

28. Lima J. Thinking more deeply about networks in education // Journal of Educational Change. 2010. No. 11. P. 1-21. DOI: https://doi.org/10.1007/s10833-008-9099-1.

29. Sousa S. B., Doroftei A., Aratijo H. Networks in education: An analysis of selected discourses // Interchange. 2013. No. 44. P. 311-331. DOI: https://doi.org/10.1007/s10780-014-9214-6.

Информация об авторе

И. С. Вашукова — прикрепленное лицо для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре Information about the author

I. S. Vashukova — a person attached to prepare a thesis for the degree of Candidate of Sciences without mastering the training programs of scientific and pedagogical staff in graduate school

Статья поступила в редакцию 09.09.2021; одобрена после рецензирования 01.11.2021; принята к публикации 13.01.2022. The article was submitted 09.09.2021; approved after reviewing 01.11.2021; accepted for publication 13.01.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.