Научная статья на тему 'Особенности сенсомоторных реакций младших школьников с различной степенью нарушения слуха'

Особенности сенсомоторных реакций младших школьников с различной степенью нарушения слуха Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
200
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / SCHOOL AGE / РАЗЛИЧНАЯ СТЕПЕНЬ НАРУШЕНИЯ СЛУХА / DIFFERENT DEGREES OF HEARING / СЕНСОМОТОРНЫЕ РЕАКЦИИ / SENSOMOTOR REACTIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Медведева О. А.

Цель работы исследование сенсомоторных реакций школьников с различной степенью нарушения слуха. В эксперименте приняли участие 62 мальчика в возрасте 8-12 лет, учащиеся специального коррекционного учреждения школы-интерната I-II вида и средней общеобразовательной школы № 43 г. Краснодара. Для характеристики функционального состояния сенсомоторной системы использовались: простая зрительно-моторная реакция, реакции выбора и различения, реакция на движущийся объект. Тестирование сенсомоторных реакций осуществлялось на аппаратно-программном комплексе «НС-Психотест». Проведенные исследования позволяют отметить, что у детей с различной степенью нарушения слуха в большинстве случаев наблюдаются низкая скорость сенсомоторной реакции, неуравновешенность нервных процессов с преобладанием торможения, слабость и инертность нервной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Медведева О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF SENSOMOTOR REACTIONS OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN WITH DIFFERENT DEGREES OF HEARING IMPAIRMENTS

The goal of the paper is to study sensomotor reactions of schoolchildren with different levels of hearing impairments. 62 boys aged 8 12 took part in the experiment. They were pupils of a special correction boarding school of the I-II type and the Krasnodar secondary comprehensive school № 43. A simple visual-motor reaction, a choice and difference, a reaction to a moving object were used for the characteristics of the functional condition of the sensomotor system. The testing of sensomotor reactions was carried out оn the software complex «NS-Psychotest». This research study shows that children with different levels of the hearing have the low speed of the sensomotor reaction, unbalanced nervous processes with the predominating inhibition, weakness and inactiveness of the nervous system.

Текст научной работы на тему «Особенности сенсомоторных реакций младших школьников с различной степенью нарушения слуха»

ОСОБЕННОСТИ СЕНСОМОТОРНЫХ РЕАКЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮ НАРУШЕНИЯ СЛУХА

Аспирант О. А. Медведева

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар Контактная информация для переписки: 3500015, г. Краснодар, ул. Будённого 161

комплексе

Цель работы - исследование сенсомоторных реакций школьников с различной степенью нарушения слуха.

В эксперименте приняли участие 62 мальчика в возрасте 8-12 лет, учащиеся специального коррекци-онного учреждения школы-интерната 1-11 вида и средней общеобразовательной школы № 43 г. Краснодара.

Для характеристики

функционального состояния сенсомоторной системы использовались: простая зрительно-моторная реакция, реакции выбора и различения, реакция на движущийся объект. Тестирование сенсомоторных реакций осуществлялось на аппаратно-программном «НС-Психотест».

Проведенные исследования позволяют отметить, что у детей с различной степенью нарушения слуха в большинстве случаев наблюдаются низкая скорость сенсомоторной реакции, неуравновешенность нервных процессов с преобладанием торможения, слабость и инертность нервной системы.

ключевые слова: младший школьный возраст, различная степень нарушения слуха, сенсомотор-ные реакции.

По данным Всемирной организации здравоохранения, число детей с различными аномалиями в развитии с каждым годом увеличивается. Среди них немалую долю занимает категория детей с нарушением слуха [1, 3, 7].

Адаптация организма ребенка со слуховой депри-вацией к условиям окружающей среды обеспечивается за счет активного участия центральной нервной системы, сенсорных систем, среди которых важную роль играют зрительный, вестибулярный, кинестетический, тактильно-вибрационный анализаторы, обеспечивающие точностные и скоростные характеристики движений, поддержание положения тела в пространстве [4, 5].

Формирование моторной системы ребенка тесным образом связано с состоянием слухового анализатора. В связи с этим у глухих и слабослышащих детей отмечаются дискоординация и неуверенность движений, нарушение равновесия, замедление скорости реакции и темпа движений, увеличение периода формирования двигательного навыка [2, 6, 8].

Целью настоящей работы явилось исследование сенсомо-торных реакций у школьников с различной степенью нарушения слуха.

В эксперименте приняли участие 62 мальчика в возрасте 8-12 лет, из них 42 - учащиеся специального коррекционного учреждения школы-интерната 1-11 вида Краснодарского края (21 - глухие, страдающие двусторонней сенсо-невральной глухотой и 21 - слабослышащие, страдающие двусторонней сенсоневральной тугоухостью III—IV степени); 20 человек практически здоровые - учащиеся средней общеобразовательной школы № 43 г. Краснодара.

Тестирование сенсомоторных реакций осуществлялось на аппаратно-программном комплексе «НС-Психотест». Для характеристики функционального состояния сенсомоторной системы использовались: простая зрительно-моторная реакция, реакции выбора и различения, реакция на движущийся объект.

Простая зрительно-моторная реакция (ПЗМР) применялась посредством предъявления 30 красных световых сигналов в случайные моменты времени. При появлении сигнала обследуемый быстро нажимал на кнопку зрительно-моторного анализатора.

Анализ скорости выполнения данного задания (таблица) показал, что у детей с нарушением слуха наблюдаются достоверно более низкие значения ПЗМР в сравнении с практически здоровыми сверстниками (р<0,001).

Реакции выбора и различения являются разновидностями сложной сенсомоторной реакции и служат для определения подвижности нервных процес-

Таблица

Показатели сенсомоторных реакций глухих, слабослышащих и практически здоровых школьников

№ Показатели Глухие Слабослышащие Практически здоровые

п/п Х ± о р3-5 Х ± о р5-8 Х ± о р3-8

1 ПЗМР, мс 279,1 ± 49,6 >0,05 267,8 ± 45,2 <0,001 230,0 ± 46,0 <0,001

2 Реакция выбора, мс 439,2 ± 92,4 >0,05 435,3 ± 86,8 <0,05 409,0 ± 72,0 <0,05

3 Реакция различения, мс 445,9 ± 95,9 >0,05 439,7 ± 93,1 <0,05 413,0 ± 70,0 <0,05

сов в центральной нервной системе. При использовании методики «реакция выбора» последовательно предъявлялось 30 красных и зеленых световых сигналов в случайном порядке. В ответ на предъявление сигнала основного цвета («красный») обследуемый быстро нажимал на левую кнопку зрительно-моторного анализатора, второстепенного («зеленый») - правую кнопку.

При выполнении теста «реакция различения» задание было практически идентично предыдущему. Отличие состояло только в том, что в ответ на предъявление сигнала основного цвета обследуемый быстро реагировал нажатием на кнопку, а второстепенный - игнорировал.

При оценке результатов данных реакций (таблица) установлено: дети с нарушением слуха справлялись с заданием медленнее, чем учащиеся общеобразовательной школы (р<0,05).

Реакция на движущийся объект также относится к ряду сложных сенсомоторных реакций и предназначена для оценки уравновешенности нервных процессов. Сущность данной методики состоит в изображении окружности на экране монитора, на которой в разных

точках лежат отметки, меняющие положение от предъявления к предъявлению движущегося объекта. От первой отметки по часовой стрелке с определенной скоростью происходит заливка окружности (рис. 1). Обследуемый быстро нажимал на кнопку зрительно-моторного анализатора в тот момент, когда заливка достигала второй отметки. В данном тесте наибольшее значение имеет своевременность ответа на сигнал. Оценка заключается в сравнении количества опережающих и запаздывающих реакций.

Рис. 1. Тестирование реакции на движущийся объект

601 50 40 30 20 10 0

Рис. 2. Распределение детей по вариантам уравновешенности нервных процессов, %

46

№4 • 2009

Анализ данных показал, что основная масса практически здоровых школьников (45,0%) имеет сбалансированный вариант тормозного и возбудительного процессов (рис. 2). У остальных детей общеобразовательной школы диагностируется неуравновешенность нервных процессов в равной степени: как с преобладанием торможения (27,5%), так и с преобладанием возбуждения (27,5%).

В отличие от практически здоровых у большей части глухих и слабослышащих детей (50,0% и 40,0% соответственно) число запаздывающих реакций превышает число преждевременных, что говорит о неуравновешенности нервных процессов с преобладанием торможения (рис. 2).

У остальных школьников с двусторонней сенсо-невральной глухотой наблюдается сбалансированный вариант тормозного и возбудительного процессов (25,0%) и неуравновешенность нервных процессов с преобладанием силы возбуждения (25,0%) в равной степени, а у детей с двусторонней сенсоневральной тугоухостью III—IV степени некоторое преобладание опережающих реакций (32,5%) над уравновешенностью нервных процессов (27,5%).

Таким образом, проведенные исследования позволяют отметить, что у детей с различной степенью нарушения слуха в большинстве случаев наблюдаются низкая скорость сенсомоторной реакции, неуравновешенность нервных процессов с преобладанием торможения, слабость и инертность нервной системы.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Голозубец, Т. С. Методика адаптивного физического воспитания глухих детей младшего школьного возраста с использованием креативных средств физической культуры: автореф. дис____канд. пед. наук. - Хабаровск: ДВГАФК, 2005. - 24 с.

2. Горская, И. Ю., Суянгулова, Л. А. Базовые координационные особенности школьников с различным уровнем здоровья: монография. - Омск: СибГАФК, 2000. - 212 с.

3. Губарева, Н. В. Дифференцированный подход в процессе коррекции и развития координационных способностей у школьников с различной степенью нарушения слуха: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Омск: СГУФКСТ, 2009. - 24 с.

4. Михаленкова, И. А. Практикум по психологии детей с нарушением слуха. - СПб.: Речь, 2006. - 96 с.

5. Смирнов, В. М., Будылина, С. М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность. - М.: Академия, 2003. - 304 с.

6. Харитонова, Л. Г. Диагностика и оздоровительная коррекция морфофункционального статуса, физической подготовленности школьников с патологией слуха: монография. - Омск: СибГУФК, 2003. - 220 с.

7. Хмельницкая, И. В. Компьютерные системы контроля моторики школьников 7-10 лет с нарушениями слуха в программировании физкультурных занятий: автореф. дис____канд. наук по физ. воспитанию и спорту. - Киев: НУФВиС Украины, 2006. - 21 с.

8. Хода, Л. Д. Социальная интеграция детей с нарушением слуха в различных видах адаптивной физической культуры. - Нерюнгри: ЯГУ, 2008. - 135 с.

PECULIARITIES OF SENSOMOTOR REACTIONS OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN WITH DIFFERENT DEGREES OF HEARING IMPAIRMENTS

O. Medvedeva, Post-Graduate Student

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar Contact information for correspondence: 3500015, g. Krasnodar, ul. Budennogo, 161

The goal of the paper is to study sensomotor reactions of schoolchildren with different levels of hearing impairments.

62 boys aged 8 - 12 took part in the experiment. They were pupils of a special correction boarding school of the I-II type and the Krasnodar secondary comprehensive school № 43.

A simple visual-motor reaction, a choice and difference, a reaction to a moving object were used for the characteristics of the functional condition of the sensomotor system.

The testing of sensomotor reactions was carried out on the software complex «NS-Psychotest».

This research study shows that children with different levels of the hearing have the low speed of the sensomotor reaction, unbalanced nervous processes with the predominating inhibition, weakness and inactiveness of the nervous system.

Key words: school age, different degrees of hearing, sensomotor reactions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.