УДК 612.313
ОСОБЕННОСТИ СЕКРЕЦИИ БЕЛКА СЛЮННЫМИ ЖЕЛЕЗАМИ У ЛИЦ С ОПИОИДНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ ПРИ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ СТИМУЛЯЦИИ
Ю.А. Коноваленко1, М.А. Медведев1, Н.А. Бохан2, Г.П. Ляшенко2
1 Сибирский государственный медицинский университет,
г. Томск
2 Научно-исследовательский институт психического здоровья СО РАМН, г. Томск E-mail: [email protected]
У опиоидзависимых больных вне абстиненции показано увеличение содержания и скорости секреции общего белка и муцина в базальной и стимулированной слюне. Кроме этого, установлена отрицательная корреляция между концентрацией общего белка и поверхностным натяжением слюны.
Ключевые слова:
Слюна, слюнные железы, общий белок, муцин, опиоидная зависимость.
Опиоидергические механизмы принимают участие в регуляции функций практически всех систем и органов. Система пищеварения в целом и вероятная модуляция деятельности слюнных желез посредством эндогенной опио-идной системы (ЭОС) в частности не являются исключением. Наличие возможного контроля слюноотделения со стороны ЭОС объясняет присутствие в слюне отдельных составляющих этой системы - энкефалиназы и их ингибиторов [9, 10], в дополнение к этому описан ксерогенный эффект, индуцируемый препаратами морфинового ряда (тра-мадол, трамал) [5-8]. Однако подобные сведения единичны, носят констатирующе-описательный характер, происходит рассмотрение проблемы в свете «вещество-эффект» без детализации механизмов выявленных изменений.
С позиции наличия опиоидергических влияний в регуляции слюноотделения первоначально представляет интерес исследование объектов с дисбалансом в эндогенной опиоидной системе с описательной целью. В эту категорию входят больные с опиоидной аддикцией, но не в период абстиненции, а вне её, когда видимых признаков болезни не наблюдается. В этот момент не исключаются изменения регуляторных моментов в секреции слюнных желез.
Проведенные ранее исследования саливарного статуса у обозначенной категории больных показали изменение физических свойств слюны: увеличение вязкости, снижение поверхностного натяжения, смещение рН в сторону ацидоза. Секрет терял способность к кристаллообразованию: по фации просматривалось большое количество кристаллических структур неправильной формы, в некоторых случаях наблюдалось полное отсутствие кристал-
Медеведев Михаил Андреевич, засл. деятель науки РФ, д-р мед. наук, акад. РАН, проф., заведующий кафедрой нормальной физиологии Сибирского государственного медицинского университета. E-mail: [email protected] Область научных интересов: физиология и электрофизиология пищеварения Бохан Николай Александрович, засл. деятель науки РФ, д-р мед. наук, проф., директор ГУ НИИ психического здоровья ТНЦ СО РАМН, проф. кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии лечебного факультета Сибирского государственного медицинского университета. E-mail:[email protected] Область научных интересов: наркология, психиатрия, психотерапия.
Ляшенко Галина Пантеле-евна, канд. мед. наук, заведующая отделением аддик-тивных состояний клиник Научно-исследовательского института психического здоровья Томского научного центра СО РАМН. E-mail:[email protected] Область научных интересов: наркология, психиатрия, психотерапия.
Коноваленко Юлия Александровна, канд. мед. наук, доцент кафедры нормальной физиологии Сибирского государственного медицинского университета. E-mail: [email protected] Область научных интересов: физиология пищеварения.
лов, в поле зрения - органические включения. Уровень базальной секреции изменялся недостоверно, однако стимулированная саливация и, как следствие, отношение уровня стимулированного слюноотделения к базальному были существенно ниже [1, 2]. Одной из причин нарушения физических параметров слюны могла явиться модификация её белкового состава у данной категории больных. Вместе с тем в рамках настоящего исследования целесообразно было рассмотреть скорость секреции белка и способность железы изменять композицию секрета в ответ на физиологические стимулирующие воздействия.
Оценка параметров протеокинетического эффекта в данных условиях и определила цель настоящего исследования.
Материалом служила смешанная слюна, забор которой проводился у 21 мужчины в возрасте 25-32 лет, разделенных на 3 группы: основная группа - курящие больные опийной наркоманией вне периода абстиненции; группа сравнения - здоровые в отношении употребления опиоидов, но употреблявшие табак; фоновая группа - здоровые мужчины, не употреблявшие табак. Забор базальной слюны производили утром натощак, стимулированное слюноотделение вызывали помещением на дорсальную поверхность языка раствора лимонной кислоты в физиологической концентрации (3-5 %).
В полученных образцах определяли содержание белка биуретовым методом при помощи наборов «Протеин-Ново» (ЗАО «Вектор-Бест», Новосибирск), содержание муцина - по Э.Н. Коробейниковой, Е.И. Ильиных (2001; Р/П № 19/81 от 09.12.96) [3] с предварительным осаждением муцина уксусной кислотой с последующим вычислением его содержания по разности концентраций между его общим содержанием в слюне и в надосадочной фракции. По полученным результатам рассчитывали скорость секреции белка и его муциновой и немуцино-вой составляющих, а также соотносили количество тотального протеина с физическими параметрами слюны (вязкость, поверхностное натяжение). Статистическая обработка данных производилась с использованием непараметрического и-критерия Уитни-Манна для независимых выборок.
Результаты настоящего исследования показали увеличение содержания общего белка как в базальной, так и в стимулированной слюне у больных опийной наркоманией вне абстиненции. В базальном секрете показатель увеличен в среднем в 4,1 раз (р<0,01), в стимулированном — в 2,2 раза (р<0,05) по сравнению с таковым в контрольной группе (курящие, но здоровые в отношении опийной наркомании). Обращает на себя внимание увеличение как муци-новой, так и немуциновой фракций - изменения одинаково направлены, однако наиболее достоверны (р<0,01) при оценке базального ответа (табл. 1).
Таблица 1. Содержание общего белка и его отдельных фракций (мг/мл) в базальной и стимулированной слюне больных с опиоидной аддикцией вне абстиненции (Х±т)
Группы обследуемых Опиоидзависимые курильщики (основная группа), п=7 Табакокурение без опиоидной аддикции (группа сравнения), п=7 Здоровые (фоновая группа), п =7
Общий белок, мг/мл БС 10,11 ±1,74** 2,42 ±1,20 2,62 ±1,33
СС 2,95 ±0,84* 1,34 ±0,86 2,04 ±0,63
Муциновая фракция, мг/мл БС 7,035 ±1,01** 1,22 ±0,77 1,34 ±0,51
СС 1,57 ±0,48* 1,04 ±0,56 0,84 ±0,49
Немуциновая фракция, мг/мл БС 3,81 ±1,51* 1,29 ±0,59 1,43 ±0,88
СС 2,37 ±0,95* 0,69 ±0,49 0,66 ±0,29
Примечание: БС — базальная саливация, СС — стимулированная саливация; *р<0,05, *р<0,01 -достоверность различий основной группы и сравнения.
Скорость секреции белка, выраженная в мг/мин, у больных с опиоидной аддикцией вне абстиненции также достоверно высока по сравнению с таковыми значениями в контрольной группе. Скорость базального выделения общего белка повышена в среднем в 6,3 раз (р<0,01),
муциновой составляющей — в 1,8 раз ф<0,05), немуциновой — в 2,5 раза ф<0,05). В стимулированном секрете эти показатели увеличены в 1,8, 1,7, 1,9 раз соответственно ф<0,05 во всех случаях) против контроля (табл. 2).
Во исполнение принципа «закономерность-приспособляемость-специфичность», описанного величайшим отечественным физиологом И.П. Павловым [4], справедливо предположить, что естественный физиологический стимулятор — лимонная кислота - вызовет отделение большого количества жидкой слюны, бедной белком, что и наблюдалось в фоновой группе и группе сравнения. В основной же группе (больные с опиоидной аддикцией, употребляющие табак) этого не происходило. Дифференцировка скорости секреции протеина в зависимости от функционального статуса железы отсутствовала: скорость была одинаково высока как при ба-зальном (состояние в покое), так и при стимулированном слюноотделении (рабочее состояние железы) (табл. 2).
Таблица 2. Скорость секреции общего белка и его отдельных фракций (мг/мин) при базальном и стимулированном слюноотделении у больных с опиоидной аддикцией вне абстиненции (X±m)
Группы обследуемых Опиоидзависимые курильщики (основная группа), n=7 Табакокурение без опиоидной аддикции (группа сравнения), n=7 Здоровые (фоновая группа), n=7
Общий белок, мг/мин БС 6,84 ±3,08** 1,09 ±0,40 1,33 ±0,67
СС 4,54 ±1,56* 2,54 ±0,75 1,95 ±0,52
Муциновая фракция, мг/мин БС 4,46 ±2,26* 0,63 ±0,21 0,89 ±0,46
СС 2,25 ±0,68* 1,24 ±0,46 1,21 ±0,58
Немуциновая фракция, мг/мин БС 1,49 ±0,61* 0,62 ±0,49 1,04 ±0,39
СС 1,47 ±1,28* 0,77 ±0,42 1,32 ±0,66
Примечание: БС — базальная саливация, СС — стимулированная саливация; *p<0,05, **p<0,01 - достоверность различий основной группы и сравнения.
Следует отметить, что сам по себе факт курения не влиял ни на скорость секреции, ни на содержание общего белка и отдельных его фракций в базальной и стимулированной слюне. При сравнении с фоновой группой здоровых некурящих в группе курильщиков вышеозначенные показатели изменялись недостоверно (табл. 1, 2).
Результаты настоящего блока исследований позволяют объяснить некоторые данные, полученные и описанные ранее: ухудшение параметров текучести слюны у курящих больных опиийной наркоманией [1, 2]. Выявлена отрицательная корреляция между величиной поверхностного натяжения и содержанием общего белка в слюне (r = -0,8614): чем выше в слюне содержание общего белка, тем ниже величина поверхностного натяжения слюны.
Таким образом, у лиц, страдающих опийной наркоманией, видоизменяется протеокине-тический эффект в условиях физиологической стимуляции: наблюдается нерегулируемое, постоянно высокое содержание и скорость секреции общего белка, а также его отдельных фракций.
Полученные данные позволяют дополнить и объяснить изменения в ротовой полости у опиоидзависимых больных, актуализировать программу их стоматологической реабилитации, а также служат основой для дальнейшего изучения механизмов наблюдаемых изменений: не отрицают опиоидергического контроля саливации, показывают необходимость постановки эксперимента на лабораторных животных с применением избирательных агонистов опиатных рецепторов в целях определения конкретного типа рецептора, присутствующего в железе, с последующим установлением его внутриорганной локализации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Коноваленко Ю.А. Секреторные особенности саливаторного аппарата у больных опийной наркоманией вне абстиненции / Ю.А. Коноваленко, Е.В. Корнеева, В.О. Тараканова, А.А.
Ермакова и др. // Нейрогуморальные механизмы регуляции висцеральных функций в норме и при патологии: мат-лы научно-практической конференции с междунородным участием, посвященной памяти профессора Е.Ф. Ларина. Томск, 19-20 ноября 2013 г. - Томск: СибГМУ, 2013. - С. 51-53.
2. Коноваленко Ю.А. Физические свойства слюны и показатели общей сеереции слюнных желез у лиц с опиоидной зависимостью / Ю.А. Коноваленко, М.А. Медведев, Н.А. Бохан, Г.П. Ляшенко // XXII съезд Физиологического общества им. И.П. Павлова: Тезисы докладов. - Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2013. - С. 242.
3. Коробейникова Э.Н., Ильиных Е.И. Количественное определение белка и муцина (гликопротеинов) в слюне // Клиническая лабораторная диагностика. - 2001. - № 8. - С. 34-35.
4. Павлов И.П. Лекции о работе главных пищеварительных желез / Редакция и статья академика К.М. Быкова. — М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1949. — 290 с.
5. Струев И.В. Патоморфологическая оценка состояния маргинального пародонта у опиоидзависимых больных // Стоматология. - 2003. - Т. 82, № 1. - С. 11-13.
6. Струев И.В, Семенюк В.М., Торопов А.П. Клинико-лабораторно-морфологические параллели характера смешанной слюны и состояния слюнных желез у опийных наркоманов / Российский стоматологический журнал. - 2005. - № 5. - С. 21-22.
7. Gotrick B., Tobin G. The xerogenic potency and mechanism of action of tramadol inhibition of salivary secretion in rats // Archives of Oral Biology. - 2004. - V. 49, № 12. - Р. 969-973.
8. Loostrom H. Tramadol-induced oral dryness and pilocarpine treatment: Effects on total protein and IgA / H. Loos^m, S. Ekerman, D. Ericson, G. Tobin, B. Gotrick // Archives of Oral Biology. - 2011. - V. 56, № 4. - Р. 395-400.
9. Marini M., Roda L.G. Neuropeptide enzyme hydrolysis in human saliva // Archives of Oral Biology. - 2000. - V. 45, № 9. - Р. 775-786.
10. Pikula D.L. Methionine enkephalin-like, substance P-like, and P-endorphin-like immunoreactivity in human parotid saliva / D.L. Pikula, E.F. Harris, D.M. Desiderio et al. // Archives of Oral Biology. - 1992. - V. 37, № 9. - Р. 705-709.
Поступила 22.01.2015 г.