5.3. ОСОБЕННОСТИ СБЫТОВОЙ ПОЛИТИКИ ТУРИСТИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
Вэй Иян, аспирант
Место учебы: Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Аннотация: Статья посвящена изучению особенностей сбытовой политики туристических компаний в условиях экономического кризиса. Туристическая отрасль существенно подвержена негативному влиянию экономического кризиса, что находит отражение в содержании сбытовой политики туристических компаний. Автор статьи описывает основные особенности туристической отрасли, анализирует ключевые индикаторы ее функционирования на международном уровне, выделяет характеристики туристических продуктов и услуг, отличающих их от иных товарных категорий и приходит к выводу о специфике сбытовой деятельности туристических компаний. Автором статьи проанализированы конкретные аспекты влияния экономического кризиса на сбытовую политику туристических компаний, выделены особенности сбытовой деятельности компаний туристической отрасли, уточнены особенности трансформации сбытовой политики в туристических компаний в условиях экономического кризиса на основе дифференциации ее отдельных элементов. На примере лидирующих туристических компаний России - Pegas Touristik, TEZ TOUR, CORAL TRAVEL, TUI и Натали Турс проанализированы целеполагательные, объектные, субъектные, форменные, инструментальные и ценовые аспекты сбытовой политики в условиях экономического кризиса; представлены тезисы, характеризующие данные аспекты на уровне практики сбытовой деятельности туристических компаний в современных кризисных условиях национальной экономики. По итогам исследования автор приходит к выводу о закономерной трансформации ключевых аспектов сбытовой политики туристических компаний, соответствующих как потребностям целевой аудитории, так и вызовам современной экономики.
Ключевые слова: сбытовая политика, туристические компании, экономический кризис, влияние кризиса, туристические продукты, туристические услуги.
FEATURES SALES POLICY OF TOURIST COMPANIES UNDER CONDITIONS
OF ECONOMIC CRISIS
Wei Yiyang, Graduate student
Study place: Belgorod State National Research University
Annotation: Resume. The article examines the characteristics of the sales policy of tourist companies under conditions of economic crisis. The tourism industry significantly affected by the negative impact of the economic crisis, which is reflected in the content of the marketing policy of tourism companies. The author describes the main features of the tourism industry, analyzes key indicators of its functioning at the international level, highlights the characteristics of tourism products and services that distinguish them from other product categories and comes to the conclusion about the specifics of marketing activities of tourism companies. The author analyzes specific aspects of the impact of the economic crisis on the sales of tourism companies, the features of marketing activities of companies of the tourism industry, refined the features of transformation of marketing policy in tourism companies in the context of the economic crisis on the basis of differentiation of its separate elements. On the example of the leading tourist companies of Russia - Pegas Touristik, TEZ TOUR, CORAL TRAVEL, TUI, Natalie tours and analyzed tselepolaganie, object, subject, uniform, tool and price aspects of the marketing policy in conditions of economic crisis; presented abstracts describing these aspects at the level of practice marketing activities of tourism companies in the current crisis of the national economy. The study the author comes to the conclusion of a logical transformation of key aspects of the marketing policy of tourism companies, as appropriate to the needs of the target audience and the challenges of the modern economy.
Keywords: marketing policy, tourism companies, economic crisis, the impact of the crisis, tourism products, tourism services.
ВВЕДЕНИЕ
С точки зрения функционирования экономической системы в целом кризис является одним из неотъемлемых элементов ее развития. Любая ситуация на рынке, которая приводит к вынужденному снижению объемов производства, банкротству, увеличению дебиторской задолженности, срочной продаже активов и перепрофилированию производства попадает под определение «кризиса». Учитывая это предприятия, ориентированные на продолжительное существование на рынке, должны быть заинтересованы в разработке эффективного механизма управления организацией в условиях кризиса и
выработке антикризисных направления и мероприятий, что справедливо и для нынешней ситуации в экономике.
Сбытовая деятельность хозяйствующих субъектов представляется чрезвычайно важной в плане преодоления негативного влияния кризисных условий. Именно поэтому особенности антикризисной сбытовой политики, ее механизмы и инструменты являются объектом внимания многих современных исследователей. В научной литературе регулярно появляются исследования, посвященные вопросам антикризисного маркетинга как более широкой научно-практической категории [2, 7, 8, 17], особенностям сбытовой политики предприятий в неста-
Проблемы экономики и юридической практики
бильных, кризисных условиях [3, 4, 14], а также вопросам отраслевого влияния кризиса, в том числе - негативных последствий экономического кризиса в туристической отрасли [9, 10, 11, 13]. Цель настоящего исследования заключается в анализе особенности сбытовой политики туристических компаний в условиях экономического кризиса.
Обзор научной литературы по проблеме исследования
Сбытовая политика предприятий существенно зависит от их отраслевой принадлежности, что касается и отрасли туризма. В экономическом отношении туризм рассматривается:
- как определенная совокупность общественных отношений в сфере производства, обмена и распределения продукции;
- как часть народнохозяйственного комплекса данной страны, включающая определенные отраслевые виды производства и экономической деятельности;
- как экономическая наука, изучающая туризм как отрасль хозяйства страны или региона (экономика туризма);
- как общественная наука, изучающая поведение в сферах производства туристского продукта, его потребления, распределения и обмена;
- как современная экономическая теория, изучающая поведение людей как хозяйствующих субъектов на всех уровнях туристской экономической системы в процессах производства, распределения, обмена и
потребления туристских услуг в целях удовлетворения человеческих потребностей при ограниченных ресурсах семьи, фирмы и общества в целом.
Туристская индустрия включает в себя в первую очередь туристический сервис - деятельности туристических операторов, транспортное обслуживание (для международного перемещения туристов), экскурсионно-познавательные мероприятия и развлечения. Важным структурным элементом международного туризма является индустрия гостеприимства, которая, в свою очередь, включает в себя три индустрии меньших масштабов: индустрию услуг, размещения и питания (наиболее наглядный пример - гостиничные предприятия).
Самые быстрые темпы роста туристического рынка относятся к регионам Азии и Тихого океана (6%). Европа является лидером международного туризма на протяжении довольно долгого времени, о чем свидетельствуют данные, представленные рис. 1. В то же время показатель удельного веса Европы в общей структуре регионов имеет негативную тенденцию (1950 г. - 66,7%, 1980 г. - 64,9%, 2000 г. - 57,1%, 2010 г. - 507%) в пользу развития Азиатско-Тихоокеанского региона (1950 г. - 0,8%, 1980 г. - 8,5%, 2000 г. - 21,7%, 2010 г. - 21,7%).
80.0%
70,0% 66-7%
64,9%
$7,1%
50,7%
44,8%
1Е*ропа
■ Азиатско-Тихоокеанский регион
■ Америка
< Остальные регионы
Рис. 1. Сдвиги в региональной структуре международный туристических прибытий в 1950-2020 гг.[21]
Вместе с тем, сбытовая деятельности туристических предприятий во многом зависит от сущности туристического продукта - относится ли он ко внутреннему или международному туризму. В связи с тем, что туристические компании, как правило, реализуют туристические продукты обеих видов, целесообразно обратить внимание на общие статистические показатели международного и внутреннего туризма.
По количеству международных прибытий лидером является Франция, в которую в 2015 году прибыло 85,2 млн. чел. На втором месте располагаются Соединенные Штаты Америки с показателем 71,1 млн. чел. На третьем - Испания (61,2 млн. чел). Россия также входит в данный рейтинг, и занимает в нем девятую позицию с показателем 30,2 млн. чел. (см. таблицу 1). В целом, большая часть стран представленного рейтинга сосредоточена в Европе.
Таблица 1
Рейтинг стран по количеству международных прибытий [21]
Страна
II
Франция
Соединенные Штаты
II,
I Турция
Германия
г^Тт.'ч Соединенное Королевство
■ Таиланд
Европа
Северная Америка
Европа
Европа
Европа
Европа
Европа
Европа
Прибытий в 2015
85,2 млн.чел.
71,1 млн. чел.
61,2 млн. чел.
56,6 млн. чел.
47,3 млн. чел.
39,5 млн. чел.
32,0 млн. чел.
31,5 млн. чел.
30,2 млн. чел.
27,8 мл. чел.
Прибытий в 2014
84,7 млн. чел.
69.8 млн. чел.
60.7 млн. чел.
55,7 млн. чел.
47,7 млн. чел.
37,8 млн. чел.
31,5 млн. чел.
31,2 млн. чел.
28.4 млн. чел.
26,5 млн. чел.
Прибытий в 2013
83,0 млн. чел.
66,7 млн. чел.
57,5 млн. чел.
57.7 млн. чел.
46,4 млн. чел.
35,7 млн. чел.
30.4 млн. чел.
29.3 млн. чел.
25,7 млн. чел.
22,4 млн. чел.
В конкурентоспособности внутренних индустрий большую роль играет маркетинг, направленный на формирование выгодного туристического предложения и создания информационных мероприятий по его продвижению. При этом, в настоящий момент туристическая отрасль испытывает существенное влияние экономического кризиса. Она является одной из наиболее чувствительных и уязвимых секторов экономики, зависимых от ее состояния и устойчивости. «В условиях кризиса или даже его приближении люди в первую очередь отказываются от удовольствия путешествовать, сокращая данную статью расходов» [19, с.489].
Кризисы в туристической отрасли - не такое уж редкое явление. Туристические фирмы банкротятся не только в России. В 2010 г. во время кризиса в Великобритании ушли с рынка крупнейшие и старейшие туроператоры. Больше 200 тысяч туристов оказались за рубежом, их вывозили силами британского военно-морского флота. Десятки туроператоров банкротились в Польше, Германии, многие с опытом 100 и более лет. Во время экономического кризиса 2008-2009 г. туристическая отрасль в России тоже его почувствовала, но не в такой мере, как в конце 2014 г. В предыдущий кризис с рынка ушли не самые сильные компании. В 2014-2015 г. обанкротилось 20 туроператоров, работающих в основном в секторе выездного туризма [5, с.172].
В числе факторов кризиса, оказывающих негативное влияние на сбытовую деятельности туристических компаний, находятся следующие:
- Сложная внешнеполитическая ситуация, экономические санкции по отношению к России. Санкции по отношению к высокопоставленным лицам, которые повлекли за собой рекомендации чиновникам, сотрудникам силовых ведомств и ряду больших государственных предприятий проводить отпуск в России, в том числе в Крыму. Данное распоряжение привело к тому, что количество потенциальных клиентов туристических фирм, по оценкам самих фирм, сократилось на 30% [16, с.305].
- Падение курса рубля в ноябре-декабре 2014 г. Резкое изменение курса привело к тому, что россияне среднего класса были вынуждены провести новогодние каникулы в России, что привело к тому, что многие турфирмы оказались на грани закрытия, так как недополученные прибыли за летний период и отсутствие прибыли в зимний период привели к дефициту финансов.
- Отсутствие дифференциации продукта. Туроператоры часто специализировались только на выездном туризме, так как количество клиентов в период устойчивого развития экономики было достаточным, чтобы получать стабильный доход. Ежегодный прирост рынка выездного туризма на уровне 10-15% не требовал дополнительных усилий и новых стратегий развития [15, с.118]. Переориентация на внутрирос-сийский рынок не сможет кардинально спасти всех участников рынка. И сейчас, когда выгодно осуществлять такую переориентацию, туристические компании сталкиваются с отсутствием эффективных механизмов трансформации сбытовой деятельности в кризисных условиях.
- Отсутствие закона о запрете на демпфирование. Именно демпинговая война, в том числе, между крупными операторами за увеличение сегмента рынка привела к необоснованному снижению цен на туристические пакеты и, как следствие, повлекла за собой дефицит операционных средств и последовавшие за этим банкротства.
В итоге, экономический кризис действительно оказал сильное негативное влияние на сбытовую деятельность туристических компаний, что вынуждает их совершенствовать и адаптировать сбытовую политику.
Сбытовая деятельность - процесс продвижения конечной (промежуточной) продукции, выпускаемой конкретными предприятиями, на рынок и ее реализация организациям-потребителям (товары производственного назначения) и ин-
дивидуальным потребителям (товары потребительского назначения). В более общем понимании сбыт представляет собой комплекс организационных, плановых и оперативно-управленческих мероприятий, связанных с поставкой, реализацией и продвижением продукции от поставщика к потреби-телю[1, с.4].
Наблюдается специфический характер продвижения туристических услуг, обусловленный сущностью самих туристических услуг и продуктов. Туристические продукты и услуги имеют семь отличительных характеристик, которые учитываются при формировании сбытовой политики:
1. Неспособность к хранению. Следовательно, менеджерам необходимо приложить усилия к стимулированию спроса на эти услуги в данном краткосрочном периоде.
2. Неосязаемость услуг. Невозможно иметь представление о качестве услуги до ее покупки и потребления. Поэтому для потребителя значение будет иметь имидж фирмы на рынке, престижность ее услуг.
3. Подверженность сезонным колебаниям. Маркетинговые мероприятия фирмы отличаются в пик сезона и в межсезонье. В межсезонье необходимы дополнительные меры стимулирования спроса: низкие цены, дополнительные услуги.
4. Значительная статичность. Привязанность к определенным объектам, так как их невозможно перенести в другое место.
5. Несовпадение во времени факта продажи услуги и ее потребления. Чтобы потенциальный турист не воспринимал приобретение услуги как покупку «кота в мешке», необходимо дать ему полную и достоверную информацию и создать ощущение выгоды, извлеченной из потребления услуги в будущем.
6. Территориальная разобщенность потребителя и производителя услуги (данная характеристика актуальна на межрегиональном уровне). Покупатель преодолевает расстояние, отделяющее его от места потребления, а не наоборот.
7. Оценка качества услуг достаточно субъективна: большое влияние на оценку потребителя оказывают внешние факторы или лица, не имеющие прямого отношения к пакету приобретенных услуг (местные жители, другие потребители, члены семьи) [12, с.268].
На основании представленных выше особенностей туристических продуктов и услуг можно сделать вывод о том, что при продвижении услуг на рынок в условиях жесткой конкуренции должны учитываться специфические свойства самих услуг и создавшаяся внешняя обстановка, а новаторство в предоставлении информации целевой аудитории и современные технологии могут стать залогом успеха фирмы.
При этом, в практике деятельности туристских фирм выделяются два направления формирования каналов сбыта: внутренние и внешние (зарубежные).
Внутренние каналы сбыта - это, как правило, система филиалов, отделений и посреднических организаций (агентств), через которые продаются различные туристские услуги на территории самой страны (независимо от того, кому они продаются - гражданам страны или иностранцам, находящимся на территории данной страны). Внешние каналы сбыта - это определенное число зарубежных туристских фирм-посредников (туроператоров, турагентов), принявших на себя согласно договору обязательство продавать в своей стране туристские поездки в данную страну [6, с.142].
Если туристская фирма специализируется на продаже комплексного обслуживания (инклюзив- или пэкидж-туров), ее
Проблемы экономики и юридической практики
сбытовой аппарат должен в основном ориентироваться на зарубежных потребителей. Можно открывать в других странах собственные агентства и представительства. Но создание собственной сети турагентств в других странах связано с большими валютными затратами и под силу только крупным фирмам. Средним фирмам для продажи своих услуг за рубежом гораздо выгоднее использовать туристские организации, занявшие хорошие позиции на местном туристском рынке и имеющие большой опыт такой работы.
Как и другие предприятия, туристические компании вынуждены трансформировать свои сбытовые стратегии в условиях экономического кризиса. В рамках настоящего исследования были проанализированы аспекты сбытовой политики туристических компаний в условиях экономического кризиса. Цель практического этапа исследования заключалась в выделении различий между отдельными аспектами сбытовой политики в кризисных и обычных экономических условиях. В качестве объектов исследования были выбраны пять туристических компаний, лидирующих в российской туристической отрасли по показателям объема реализации туристических продуктов и услуг: Pegas Touristik, TEZ TOUR, CORAL TRAVEL, ти1,Натали Турс [20].
Для систематизации особенностей сбытовой политики выбранных компаний были выделены несколько аспектов сбытовой политики:
- целеполагательный (трансформируются цели сбытовой деятельности и ожидания от реализуемой сбытовой политики);
- форменный (трансформируются формы сбытовой деятельности, ее конкретные воплощения в виде проектов, мероприятий, программ);
- инструментальный (трансформируются (заменяются, создаются, ликвидируются) определенные инструменты сбытовой деятельности, которые использовались до возникновения кризисных условий);
- субъектный (трансформируется комплекс субъектов сбытовой деятельности, то есть тех, в отношении кого она реализуется - например, может быть выбран новый сегмент целевой аудитории);
- объектный (трансформируются объекты влияния сбытовой политики предприятия - например, если раньше предприятие ориентировалось на продвижение качественных свойств товара, то в условиях кризиса сбытовая политика может быть переориентирована на вкусовые свойства, и т.п.);
- ценовой (трансформируется понимание цен, фигурирующих в сбытовой политике, что касается не только цен на товары и услуг, но и ценовых затрат на реализацию самой сбытовой политики и всего маркетингового комплекса).
Для изучения названных аспектов применительно к выбранным туристическим компаниям были исследованы: туристические продукты и услуги, сбытовые каналы, характеристики целевых аудиторий (на основе особенностей туристических продуктов и услуг), ценовые предложения. Материалами исследования стали сведения о туристических продуктах и услугах компаний, представленные на официальных интернет-сайтах, в мобильных приложениях и СМИ.
Результаты проведенного исследования позволили систематизировать ключевые аспекты сбытовой политики туристических компаний в условиях экономического кризиса (см. таблицу 2).
Таблица 2
Особенности трансформации сбытовых стратегий туристических компаний в условиях экономического кризиса
№ Аспект сбытовой политики Обычное состояние Состояние в кризисный период
1 Целеполагательный Содержательный охват туристических направлений для максимизации туристических продуктов и услуг и тем самым - охвата широкой аудитории Ориентация на наиболее выгодные аспекты сбыта, выделение наиболее малозатратных и рентабельных направлений, конкретных продуктов и услуг
2 Форменный Возможно использование пассивных форм сбытовой деятельности за счет агентов, бизнес-партнеров Необходима большая собственная активность, использование персонализированных форм сбыта
3 Инструментальный Часто достаточной оказывается традиционная реклама Выбираются более инновационные инструменты, главным образом - сеть Интернет, мобильные приложения, повсеместно создающиеся туркомпани-ями
4 Субъектный Ориентация на широкую целевую аудиторию, от бюджетных до люксовых сегментов Чаще - акцент на состоятельную аудиторию, способную оплачивать турпродукты и услуги в кризис
5 Объектный Реализация самых различных туристических продуктов на внутреннем и международном уровнях Концентрация на внутреннем туризме как наименее затратном, выработка бюджетных предложений
6 Ценовой Дифференциация цен в соответствии с содержанием туристических продуктов и услуг Добавляется широкий ассортимент акций, скидок и прочих средств стимулирования продаж
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что экономический кризис оказывает существенное влияние на деятельность туристических компаний, причем не только в России, но и во всем мире. В связи с этим традиционные подходы к организации сбытовой деятельности туристических компаний подвергаются трансформации: туристические компании оптимизируют и адаптируют сбытовую политику в целе-полагательных, форменных, инструментальных, объектных, субъектных и ценовых аспектах, стремясь к сохранению собственной конкурентоспособности и обеспечению экономической безопасности. Нестабильность российской экономики как таковой подчеркивает необходимость поиска и выработки эффективных решений для совершенствования сбытовой политики туристических компаний страны в условиях экономического кризиса.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 79,95%.
Список литературы:
1. Андреева О.Ю., Рущицкий И.Е. 2015. Совершенствование механизма сбытовой деятельности на примере ООО «ПКФ Колос» // Молодежь и наука. №3. С.4-8.
2. Баранова Е.Ф., Зюзина Н.Н. 2016. Антикризисный маркетинг в условиях новой России // Экономика и социум. № 4-1 (23). С. 186-189.
3. Белугин Ю.Н. 2015. Сбытовая политика производственных предприятий в условиях кризиса // В сборнике: Материалы I Ежегодных международных научно-практических чтений Ставропольского института кооперации (филиала) БУКЭП сборник международных конференций профессорско-преподавательского состава и аспирантов СтИК (филиала) БУКЭП . Под общей ред. В.Н. Глаза, С.А. Турко.С. 61-64.
4. Белявский И.К. 2015. Экономический маркетинг: методология и анализ, особенности развития в кризисных условиях // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. № 4. - С. 105-125.
5. Викторова Е.В. 2015. Кризис и экономическая безопасность в туризме // Экономическая безопасность: региональный аспект. Сборник материалов II межвузовской научно-практической конференции. под редакцией Т.И. Безденежных, В.В. Шапкина. - С.170-175.
6. Газизов А.Ф. 2015. Маркетинг в туризме // В сборнике: Начало в науке Материалы Всероссийской научно-практической конференции школьников, студентов, магистрантов и аспирантов. - С. 142-143.
7. Голубков Е.П. 2015. Антикризисный маркетинг: экономический кризис и возможности маркетинга в преодолении кризисных явлений // Маркетинг в России и за рубежом. № 3. - С. 3-14.
8. Горбунова А.А. 2015. Антикризисный маркетинг и этапы его реализации в организации // Новый университет. Серия: Экономика и право. №4 (50). - С.71-74.
9. Ермоленко А.Р., Ефимов О.Н. 2014. Экономный маркетинг и туризм // NovaInfo.Ru. № 28. - С. 188-192.
10. Зюзина Н.Н., Провоторов С.А. 2016. Особенности маркетинга в туризме // Экономика и социум. № 5-1 (24). - С.795-798.
11. Кожаев Ю.П. 2015. Антикризисный маркетинг в туризме // Материалы Ивановских чтений. №5. - С. 293-296.
12. Луганская Е.В. 2012. Генезис туризма как социального института // Общество и право. №2. - С.268-272.
13. Морева Л.С. 2014. Современные аспекты маркетинга туризма // Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 188. -С. 409-416.
14. Первунин С.Н. 2015. Российский туризм: анатомия кризиса // Российские регионы: взгляд в будущее. №1 (2). - С. 116-129.
15. Поддубная Е.В., Кулаева Е.И. 2016. Проблемы и перспективы развития курортного туризма в условиях отраслевого кризиса // В сборнике: Политика, экономика и право в социальной системе общества: новые вызовы и перспективы материалы международной научно-практической конференции. - С. 304-307.
16. Ребрикова Н.В. 2015. Антикризисный маркетинг: теория и практика в сложившихся условиях // Управленческие науки в современном мире. Т. II. №1. - С. 422-425.
17. Хасбулатова Б.М. 2015. Влияние мирового экономического кризиса на развитие туризма в России // Теория и практика общественного развития. №7. - С. 60-62.
18. Штейнгольц Б.И., Назаркина В.А. 2015. Кризис в туризме: предпосылки, реалии, пути вывода // В книге: Мы продолжаем традиции российской статистики Материалы I Открытого российского статистического конгресса.- С. 489-490.
19. ТОП-10 крупнейших туроператоров страны // URL: http://ruturistos.ru/poleznye-sovety/top-10-krupneyshih-turoperatorov-strany-kak-vybrat-i-komu-doverit-svoy-otpusk.html (Дата обращения: 05.09.2016)
20. International Tourism OECD Statistic // URL: http://stats.oecd.org/glossary/detail.asp?ID=5878 (Дата обращения: 10.08.2016)
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Вея Ияна «Особенности сбытовой политики туристической
компании в условиях экономического кризиса» В условиях экономического кризиса особенно актуальной является проблема сбытовой политики в сфере туризма.
Автор статьи доказывает, что сбытовая политика туристической фирмы специфична. В отличие от других товарных категорий, туристические продукты и услуги особенно зависимы от экономической реальности в стране и за рубежом. В статье приводится обзор научной литературы по проблеме сбытовой политики предприятия. Дается характеристика факторов кризиса, оказывающих негативное влияние на сбытовую деятельности туристических компаний.
Сдвиги в региональной структуре туристического рынка иллюстрируются статистическими данными.
В статье приводятся особенности сбытовой деятельности компаний туристической отрасли. На основе дифференциации отдельных элементов сбытовой политики Вей Иян описывает ее трансформацию в новых условиях.
Приводится анализ целеполагательных. объектных, субъектных форменных, инструментальных и ценовых аспектов сбытовой политики ведущих туристических компаний России. В качестве объектов исследования были выбраны пять туристических компаний, лидирующих в российской туристической отрасли по показателям объема реализации туристических продуктов и услуг. На основе анализа автор делает вывод о том, что сбытовая политика и сбытовые стратегии туристических компаний изменяется с учетом потребностей целевой аудитории и вызовов современной экономики.
Статья написана доступным научным зыком, все выводы обоснованы. Может представлять интерес для широкого круга читателей, экономистов, менеджеров.
Статья в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к научным работам, и может быть рекомендована к публикации в научных журналах, в том числе в журналах из перечня ВАК.
д-р экон. наук, профессор кафедры Менеджмент организации
Дуднн М.Н.