Научная статья на тему 'Особенности самостоятельной работы студентов при обучении естественнонаучным дисциплинам'

Особенности самостоятельной работы студентов при обучении естественнонаучным дисциплинам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ ВЫСШЕЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гавронская Юлия Юрьевна

Совершенно очевидно, что когда самостоятельная работа так или иначе укладывается в выполнение студентом заданий, а преподаватель оценивает факт их выполнения, не интересуясь, каким путем студент пришел к полученному результату, то это по существу традиционное предметно-ориентированное обучение. Совсем другое понимание возникает при подходе к самостоятельной образовательной деятельности как к формированию универсальной компетенции, моделированию будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности самостоятельной работы студентов при обучении естественнонаучным дисциплинам»

Материалы заседания Ученого совета университета 30 декабря 2009 года

Ю. Ю. Гавронская,

доцент кафедры физической и аналитической химии

ОСОБЕННОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ

Совершенно очевидно, что когда самостоятельная работа так или иначе укладывается в выполнение студентом заданий, а преподаватель оценивает факт их выполнения, не интересуясь, каким путем студент пришел к полученному результату, то это по существу традиционное предметно-ориентированное обучение. Совсем другое понимание возникает при подходе к самостоятельной образовательной деятельности как к формированию универсальной компетенции, моделированию будущей профессиональной деятельности. Тогда самостоятельная работа становится функцией процесса, где особое внимание уделяется способам деятельности, механизму достижения результата. Любые универсальные компетенции выражаются и развиваются в специальных профессиональных (предметных) компетенциях. Поэтому и самостоятельная работа должна быть обязательно наполнена конкретным предметно-профессиональным содержанием, только тогда она будет обеспечивать моделирование профессиональной деятельности.

О беспечение самостоятельной работы студентов при обучении естественнонаучным дисциплинам (например, химии) имеет особенности, связанные с предметом и методами науки. Помимо традиционных форм, здесь присутствует такой специфический элемент, как химический эксперимент. С нашей точки зрения, химический эксперимент является квинтэссенцией профессиональной компетентности химика, ибо здесь в комплексе востребованы знания по химии, способность обосновано судить об этой области и, что самое главное, эффективно и самостоятельно действовать в ней.

Чаще всего химический эксперимент выполняется студентом в рамках лабораторной работы по дисциплинам учебного плана. Это практикумы по неорганической,

аналитической, физической, коллоидной, органической, биологической химии и др. Именно здесь у преподавателя появляется возможность научить, а у студента научиться не только выполнять отдельные манипуляции (что само по себе очень важно), но и намного большему — тому, что мы иногда обозначаем термином «скрытое учебное содержание», а студенты говорят просто: «Это больше, чем только химия».

Химический эксперимент — это сложный вид деятельности, требующий предварительной подготовки. Поэтому лабораторные работы по химии в зависимости от стадии обучения носят демонстрационный, тренинговый, частично-поисковый или исследовательский характер, что позволяет поэтапно развивать и экспериментальные навыки студента, и навыки его самостоятельной образовательной деятельности.

Организация практикумов предусматривает работу студентов в малых группах (парами, тройками). Малая численность группы и многовариантность заданий обеспечивают необходимую самостоятельность, а в групповом взаимодействии появляется возможность развития личностных и межличностных навыков, способности обосновывать решения, распределять и выполнять определенные роли.

Например, на первом этапе при допуске к лабораторной работе студенты сообщают друг другу определенную часть заранее подготовленного теоретического материала. Затем наступает этап решения поставленной преподавателем теоретической или практической задачи, в том числе выбор и обоснование условий опыта. Преподаватель выступает в роли модератора обсуждения, при необходимости корректируя его направление. Далее следует собственно проведение эксперимента, обработка и интерпретация результатов, оформление отчета. На каждом этапе

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

идет анализ самостоятельной деятельности студента: где, как искал информацию, сумел ли выделить главное, почему не получилось, все ли необходимые факторы были учтены, правильно ли спланирована работа и т. д. Знания и умения, приобретенные при выполнении лабораторной работы, закрепляются не только в процессе защиты результатов, но и в процессе обязательного взаимообучения студентами разных команд.

Отдельно остановимся на проблемах внеаудиторной самостоятельной экспериментальной работы по химии. Такая работа ведется в рамках студенческого научного общества или подготовки выпускной квалификационной работы. Эта форма наиболее привлекательна для молодых людей, выбирающих химию своей профессией. Однако ее обеспечение — сложная и трудоемкая задача. В первую очередь, это сугубо индивидуальная работа, требующая подготовки персонального задания, консультаций, обсуждений, то есть болыпихвременныхзатрат с обеих сторон и тесного психологического контакта. Кроме того, предполагается предоставление студенту полноценного рабочего местав оборудованнойлаборатории, снабжения реактивами, доступ к современным приборам. Наряду с материальными затратами,

важнейшим моментом является обеспечение безопасности эксперимента (пожарной, санитарной, и т. д.), что требует не просто внимания, но и постоянного присутствия в лаборатории руководителя-преподавателя или лаборанта. Эти проблемы частично решаются привлечением студентов к работе в научных лабораториях факультета в рамках действующих научных школ.

Кроме химического эксперимента, на факультете химии практикуются и другие формы самостоятельной работы, связанные с закреплением учебного материала и умений, их осмыслением в индивидуальном темпе, а также с креативной деятельностью в виде творческих заданий научно-химического, историко-химического и контекстного педагогически ориентированного содержания.

Необходимо заметить, что организация, сопровождение и контроль самостоятельной работы в ее неформальном выражении сегодня зачастую основаны на педагогическом энтузиазме преподавателя. Разработка и формирование в университете системы условий и стимулирования самостоятельности студентов и творческой активности преподавателей в этом направлении несомненно будет способствовать успешной реализации образовательных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.