Материалы заседания Ученого совета университета 30 декабря 2009 года
Ю. Ю. Гавронская,
доцент кафедры физической и аналитической химии
ОСОБЕННОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ
Совершенно очевидно, что когда самостоятельная работа так или иначе укладывается в выполнение студентом заданий, а преподаватель оценивает факт их выполнения, не интересуясь, каким путем студент пришел к полученному результату, то это по существу традиционное предметно-ориентированное обучение. Совсем другое понимание возникает при подходе к самостоятельной образовательной деятельности как к формированию универсальной компетенции, моделированию будущей профессиональной деятельности. Тогда самостоятельная работа становится функцией процесса, где особое внимание уделяется способам деятельности, механизму достижения результата. Любые универсальные компетенции выражаются и развиваются в специальных профессиональных (предметных) компетенциях. Поэтому и самостоятельная работа должна быть обязательно наполнена конкретным предметно-профессиональным содержанием, только тогда она будет обеспечивать моделирование профессиональной деятельности.
О беспечение самостоятельной работы студентов при обучении естественнонаучным дисциплинам (например, химии) имеет особенности, связанные с предметом и методами науки. Помимо традиционных форм, здесь присутствует такой специфический элемент, как химический эксперимент. С нашей точки зрения, химический эксперимент является квинтэссенцией профессиональной компетентности химика, ибо здесь в комплексе востребованы знания по химии, способность обосновано судить об этой области и, что самое главное, эффективно и самостоятельно действовать в ней.
Чаще всего химический эксперимент выполняется студентом в рамках лабораторной работы по дисциплинам учебного плана. Это практикумы по неорганической,
аналитической, физической, коллоидной, органической, биологической химии и др. Именно здесь у преподавателя появляется возможность научить, а у студента научиться не только выполнять отдельные манипуляции (что само по себе очень важно), но и намного большему — тому, что мы иногда обозначаем термином «скрытое учебное содержание», а студенты говорят просто: «Это больше, чем только химия».
Химический эксперимент — это сложный вид деятельности, требующий предварительной подготовки. Поэтому лабораторные работы по химии в зависимости от стадии обучения носят демонстрационный, тренинговый, частично-поисковый или исследовательский характер, что позволяет поэтапно развивать и экспериментальные навыки студента, и навыки его самостоятельной образовательной деятельности.
Организация практикумов предусматривает работу студентов в малых группах (парами, тройками). Малая численность группы и многовариантность заданий обеспечивают необходимую самостоятельность, а в групповом взаимодействии появляется возможность развития личностных и межличностных навыков, способности обосновывать решения, распределять и выполнять определенные роли.
Например, на первом этапе при допуске к лабораторной работе студенты сообщают друг другу определенную часть заранее подготовленного теоретического материала. Затем наступает этап решения поставленной преподавателем теоретической или практической задачи, в том числе выбор и обоснование условий опыта. Преподаватель выступает в роли модератора обсуждения, при необходимости корректируя его направление. Далее следует собственно проведение эксперимента, обработка и интерпретация результатов, оформление отчета. На каждом этапе
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
идет анализ самостоятельной деятельности студента: где, как искал информацию, сумел ли выделить главное, почему не получилось, все ли необходимые факторы были учтены, правильно ли спланирована работа и т. д. Знания и умения, приобретенные при выполнении лабораторной работы, закрепляются не только в процессе защиты результатов, но и в процессе обязательного взаимообучения студентами разных команд.
Отдельно остановимся на проблемах внеаудиторной самостоятельной экспериментальной работы по химии. Такая работа ведется в рамках студенческого научного общества или подготовки выпускной квалификационной работы. Эта форма наиболее привлекательна для молодых людей, выбирающих химию своей профессией. Однако ее обеспечение — сложная и трудоемкая задача. В первую очередь, это сугубо индивидуальная работа, требующая подготовки персонального задания, консультаций, обсуждений, то есть болыпихвременныхзатрат с обеих сторон и тесного психологического контакта. Кроме того, предполагается предоставление студенту полноценного рабочего местав оборудованнойлаборатории, снабжения реактивами, доступ к современным приборам. Наряду с материальными затратами,
важнейшим моментом является обеспечение безопасности эксперимента (пожарной, санитарной, и т. д.), что требует не просто внимания, но и постоянного присутствия в лаборатории руководителя-преподавателя или лаборанта. Эти проблемы частично решаются привлечением студентов к работе в научных лабораториях факультета в рамках действующих научных школ.
Кроме химического эксперимента, на факультете химии практикуются и другие формы самостоятельной работы, связанные с закреплением учебного материала и умений, их осмыслением в индивидуальном темпе, а также с креативной деятельностью в виде творческих заданий научно-химического, историко-химического и контекстного педагогически ориентированного содержания.
Необходимо заметить, что организация, сопровождение и контроль самостоятельной работы в ее неформальном выражении сегодня зачастую основаны на педагогическом энтузиазме преподавателя. Разработка и формирование в университете системы условий и стимулирования самостоятельности студентов и творческой активности преподавателей в этом направлении несомненно будет способствовать успешной реализации образовательных целей.