■
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
УДК 378.147 : 53 о. Ю. ПАВЛОВСКАЯ
В.И. СУРИКОВ ВАД. И. СУРИКОВ Н. А. ПРОКУДИНА А. Г. ТУРОВЕЦ
Омский государственный технический университет
ОСОБЕННОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ ФИЗИКИ ОМГТУ____________________________________
В статье обсуждены вопросы самостоятельной работы студентов, способствующие повышению мотивации изучения физики в технических вузах. К таким вопросам относятся, по мнению авторов, использование технических средств обучения, создание специальных компьютерных учебников, слайд-лекций, тестовых материалов.
Ключевые слова: самостоятельная работа, мотивация изучения, технические средства обучения, компьютерный учебник, слайд-лекция, тестовые материалы, творческие способности.
Инженер — выдающийся продукт исторического развития. Инженерное дело развивалось, отражая конкретные этапы социального прогресса. Основная функция инженерного сообщества — соединить производство с научными знаниями, воплотив последние в технические средства и технические процессы.
Стандарты высшего образования XXI столетия требуют от квалифицированного инженера, наряду с определенной оснащенностью знаниями, сформи-
ровавшегося активного поиска знаний. Учеба не завершается защитой диплома; напротив, нынешний диплом — всего лишь сертификат на право сделать его обладателя инженером.
Перестройка мышления инженера неизбежна, и практическую инициативу здесь должна проявить высшая школа, модернизируя учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности, но главное — акцентируя подход не на сумму знаний, как сейчас
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011
делается, а на необходимость учиться всю жизнь. Студентов надо учить мыслить. В научной литературе и официальных документах новый склад инженерного мышления называют обычно инновационным. Т ермин «инновация» в переводе с английского означает «комплекс мероприятий, направленных на внедрение в экономику новой техники, технологий, изобретений» [1].
Высшее учебное заведение (вуз) обязано максимально активизировать резервы, необходимые для развития индивидуальности студенческого мышления, самостоятельности суждений по всему спектру содержания будущей профессиональной деятельности.
К сожалению, в этом отношении наше инженерное образование не выдерживает никакой критики. Мы не можем позволить себе повысить объем работ, т.к. сегодняшняя организация учебного процесса подчинена стандарту, сокращающему общее число лекционных и практических часов.
В сложившейся ситуации необходимо перестраивать организацию всего учебно-воспитательного процесса, усиливая позиции индивидуализации образовательной деятельности и ее ориентации на самостоятельную работу студентов (СРС).
В педагогической литературе существуют разные определения самостоятельной работы. Так, В.И. За-гвязинский рассматривает самостоятельную работу как «деятельность студентов по усвоению знаний и умений, которая протекает без непосредственного руководства преподавателя, хотя и направляется им» [2].
П.И. Пидкасистый, Л.М. Фридман и М.Г. Гарунов полагают, что СРС является средством организации учебного или научного познания студентов, которое выступает в своем двуедином качестве:
1) объект их деятельности, задаваемый преподавателем, программированным пособием или обучающей программой;
2) форма проявления студентом определенного способа деятельности по выполнению соответствующего учебного задания, приводящего к получению нового задания, или углублению имеющегося [3].
И.А. Зимняя отмечает деятельностный характер самостоятельной работы. В деятельностном определении самостоятельная работа рассматривается ею как организуемая самим обучаемым «в силу его познавательных мотивов, в наиболее удобное, рациональное с его точки зрения время, конролируемая им самим в процессе и по результату деятельность на основе опосредованного системного управления ею со стороны преподавателя (обучающей прграммы, дисплейной техники)» [4].
Анализ изученной научной литературы по исследуемой проблематике позволил определить самостоятельную работу студентов как важнейшую форму организации учебного процесса в вузе, которая выполняется без непосредственного участия, но под общим руководством преподавателя. В ходе данной формы организации учебного процесса проявляются такие необходимые современному специалисту личностные качества как активность, инициативность, ответственность за ход и результаты деятельности, а также формируются навыки самоорганизации и самоконтроля.
В настоящее время, в связи с сокращением аудиторных часов качественное образование стало просто невозможным без развития уже существующих видов самостоятельной работы.
Самостоятельная работа является одним из основных, органических элементов учебного процесса, если она проводится планомерно и систематически и если преподаватель заинтересован в результате
самостоятельной работы студентов. Он должен, во-первых, помочь им в формировании высокого уровня мотивации на учебную деятельность; во-вторых, профессионально разработать необходимые методические материалы [5].
Характерной чертой третьего тысячелетия стало интенсивное развитие процессов информатизации во всех сферах человеческой деятельности, и в особенности в образовании. В результате использования в учебной деятельности информационно-коммуникационных технологий (Интернет-коммуникации, образовательный ШеЪ-ресурс, электронно-образовательный ресурс) формируется информационнокоммуникационная образовательная среда (ИКОС), способствующая внедрению новых информационных технологий в образовательный процесс. В связи с этим можно говорить о необходимости организации информационно-методического обеспечения учебной деятельности вузов, в частности, самостоятельной работы студентов. Такое обеспечение основано на внедрении в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, коренным образом модернизирующих доступ к учебной, методической и справочной информации.
Информатизация образования на данном этапе развития образования в России — это не только обеспечение участников образовательного процесса средствами вычислительной техники и подключение их к сети Интернет, а необратимый процесс изменения содержания, методов и организационных форм учебной деятельности. Информатизация образования — это не столько технологический процесс, сколько педагогический. В целях реализации задач, стоящих перед образованием, — развитие цифровой образовательной среды необходимо увязать СРС с достижением новых образовательных результатов, обновлением целей и содержания образования, регламентов работы учебных заведений, разработкой и реализацией новых стандартов, создание новых учебно-методических и справочных материалов, профессиональным ростом педагогических кадров [6].
По сравнению с традиционным учебным материалом на печатной основе, образовательные ШеЪ-ре-сурсы обладают набором дидактических возможностей характерных электронным ресурсам, позволяющим оказывать опосредованное информационное, управленческое и эмоциональное воздействие на учащегося. В этой связи необходимо еще отметить, что образовательные ШеЪ-ресурсы позволяют реализовать преимущества методического характера: организация индивидуального обучения, простая обратная связь, мультимедиавозможности (динамичность, виртуальность и т.д.).
Несомненно, что увеличение доли СРС в учебных планах высшего профессионального образования предполагает для глубокого освоения учебного материала разработку новых дидактических подходов, пересмотр учебно-методической документации, разработку принципиально новой учебно-методической литературы.
Для этого на кафедре физики ОмГТУ совершенствуются методы, формы и средства обучения студентов, организация учебной деятельности. Одним из главных направлений работы кафедры в области информатизации учебного процесса является создание тестовых комплексов, учебно-лабораторных комплексов и мультимедийных слайд-лекций, позволяющих расширить средства для СРС.
В настоящее время на кафедре физики разработаны тесты по всем разделам курса физики (в общей
сложности 1500 заданий) [7]. Данный комплекс активно используют студенты для подготовки к электронным коллоквиумам, предэкзаменационному тестированию, федеральному Интернет-тестированию и электронным семестровым экзаменам (в основном для студентов заочной формы обучения). Студенты имеют возможность в часы работы компьютерного класса кафедры самостоятельно подготовиться к некоторым видам контрольных мероприятий. Средняя загруженность компьютерного класса кафедры составляет 58 академических часов в неделю. Разработанный тестовый комплекс сертифицирован [8].
На кафедре физики также созданы и активно используются в учебном процессе учебно-лабораторные комплексы по различным разделам курса физики, содержащие задания для СРС. Такие комплексы включают в себя лабораторные работы и электронный тестовый комплекс, позволяя решить следующие задачи:
— обеспечить выполнение лабораторных работ на ПК;
— расширить возможности студентов при подготовке к различным видам занятий, а также к проведению текущего и итогового контроля знаний;
— проводить все виды контроля знаний с использованием электронных тестов.
К каждой лабораторной работе разработан тестовый блок, содержащий не менее 20 вопросов (с возможностью их редактирования/добавления/удаления).
В программе используются задания на одиночный выбор, это наиболее простой тип тестовых заданий, как для составления, так и для ответов на них студентами.
Разработанный тестовый комплекс предназначен для проведения самоконтроля и контроля знаний обучающихся по выполнению лабораторных работ. Минимальный объем знаний, необходимый для успешного прохождения теста (допуска к лабораторной работе) соответствует объему материала, изложенному в учебном пособии.
Использование лабораторно-тестового комплекса для проведения контроля знаний по курсу «Физика» существенно расширяет возможности преподавателя по объективной оценке знаний студентов, в том числе при дистанционном обучении, когда студент проходит тест и выполняет лабораторную работу, пользуясь сетевыми технологиями.
Большое внимание на кафедре уделяют созданию мультимедийных лекций. Мультимедийные лекции являются комплексными методами обучения, так как обладают признаками словесных, демонстрационных методов одновременно. При использовании мультимедийных слайд-лекций в образовательном процессе повышается интерес студентов к лекциям. На ряде потоков (в основном, факультета экономики и управления и факультета гуманитарного образования) по дисциплине «Концепции современного естествознания» в качестве домашнего задания предлагается студентам подготовить слайд-лекции по определенным темам.
Следует отметить, что работа, проделанная преподавателями по созданию лабораторно-тестовых комплексов, слайд-лекций, тестов, мультимедийных лекций позволяет студентам существенно экономить время, затраченное на подготовку к занятиям, проводимым в семестре и на текущий контроль успеваемости.
Таким образом, проводимая на кафедре физики работа по внедрению и использованию информационных и коммуникационных технологий в педагогической деятельности позволяет студентам выработать достаточно устойчивые навыки самообразо-
вания, необходимые как для обучения в профессиональном учебном заведении, так и для своей профессиональной деятельности в будущем.
Грамотная организация процесса самообразования будущего специалиста — это первостепенная задача высшего учебного заведения [9].
Библиографический список
1. Верескун, В. Д. вуз и инновационное мышление инженера / В. Д. Верескун, П. М. Постников, Ю. Д. Мишин. — Новосибирск. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : zdt — magazine. га > public / Kadri / 2008 / sep08. htm (дата обращения: 11.04.11).
2. Загвязинский, В. И. Теория обучения: Современная интерпретация [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. — М. : Академия, 2007. — 192 с.
3. Пидкасистый, П. И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы [Текст] / П. И. Пидкасистый, Л. М. Фридман, М. Г. Гарунов. — М. : Педагогическое общество России, 1999. — 354 с.
4. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] / И. А. Зимняя. — М. : Логос, 2003. — 383 с.
5. Губернаторова, Э. В. Самостоятельная работа как форма организации учебного процесса в вузе / Э. В. Губернаторова / / Вест. Алтайского государственного университета. — 2010. — С. 5 — 6.
6. Асмолов, А. Г. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие / А. Г. Асмолов, А. П. Семенов, А. Ю. Уваров. — М. : Федеральный институт развития образования. Вычислительный центр Российской академии наук, 2010. — 222 с.
7. Инновационные и наукоемкие технологии. Федеральный институт развития образования. Вычислительный центр технологии в высшем образовании России : межвуз. сб. науч.-метод. тр. ; под общ. ред. д. т. н., проф. М. М. Благовещенской / ГОУ ВПО «Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет)». — Москва : МИРЭА, 2008. - 184 с. - ISBN 978-5-7339-0720-8.
8. Банки программно-дидактических тестовых материалов (ПДТМ) по дисциплине «Физика» для направлений и специальностей ВПО ОКСО: 140600.62; 14010ю62; 200101.65; 200106.65; 210300.62 : программный продукт / Орган по сертификации № РОСС RU.0001.11 СП22. Орган по сертификации программно-дидактических тестовых материалов и технологий компьютерного тестирования, ООО «Сервис АСТ-Тест», г. Москва. — М., 2009. № РОСС RU/СП22.Н00064.
9. Магомедов, Р. М. Самостоятельная работа студента как новая форма организации учебного процесса в условиях внедрения ИТК / Р. М. Магомедов, М. М. Ниматулаев // Информационные технологии в образовании : Междунар. конф. Москва — 2010. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : msk.ito.edu.ru./ section/55/2546/ (дата обращения: 11.04.11).
ПАВЛОВСКАЯ Ольга Юрьевна, старший преподаватель кафедры физики.
СУРИКОВ Валерий Иванович, доктор технических наук, профессор (Россия), профессор кафедры физики, заведующий кафедрой физики.
СУРИКОВ Вадим Иванович, кандидат физико-математических наук, профессор (Россия), профессор кафедры физики.
ПРОКУДИНА Наталья Анатольевна, кандидат технических наук, доцент (Россия), доцент кафедры физики. ТУРОВЕЦ Александр Глебович, кандидат физикоматематических наук, доцент (Россия), доцент кафедры физики
Адрес для переписки: е-шаП: visur@omgtu.ru
Статья поступила в редакцию 11.04.2011 г.
© О. Ю. Павловская, В. И. Суриков, Вад. И. Суриков,
Н. А. Прокудина, А. Г. Туровец.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ