Научная статья на тему 'Особенности саморегуляции студентов агропромышленных факультетов'

Особенности саморегуляции студентов агропромышленных факультетов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕССЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ / СПОСОБНОСТЬ К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЕ ФАКУЛЬТЕТЫ / СТУДЕНТЫ / PROCESS OF SELF-CONTROL / PROGNOSTICATION CAPABILITY / AGRO-INDUSTRIAL DEPARTMENT / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долговых Оксана Геннадьевна, Жученко Ольга Александровна

Саморегуляция, в основе которой лежит прогнозирование, обеспечивает психологическое единство учебной и профессиональной деятельности. Выявлены особенности процессов саморегуляции и их взаимосвязь со способностью к прогнозированию у студентов технических и естественнонаучных специальностей сельскохозяйственного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Долговых Оксана Геннадьевна, Жученко Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of students’ self-control in the agro-industrial departments of the higher school

Basing upon the prognostication the self-control provides psychological unity of the educational and vocational activities. The authors consider features of the self-control and their correlation with prognostication capabilities of students with specialization in technics and sciences studying in the agricultural higher school.

Текст научной работы на тему «Особенности саморегуляции студентов агропромышленных факультетов»

УДК 159.95

Долговых Оксана Геннадьевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры электротехнологии сельскохозяйственного производства Ижевской государственной сельскохозяйственной академии dom-hors@mail.ru

Жученко Ольга Александровна

старший преподаватель кафедры философии Ижевской государственной сельскохозяйственной академии dom-hors@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ СТУДЕНТОВ АГРОПРОМЫШЛЕННЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ

Dolgovykh Oksana Gennadyevna

PhD in Education Sciences, Assistant Professor of the Department for Electrotechnology of the Agricultural Production, Izhevsk State Agricultural Academy dom-hors@mail.ru

Zhuchenko Olga Aleksandrovna

Senior lecturer of the Philosophy Department, Izhevsk State Agricultural Academy dom-hors@mail.ru

FEATURES OF STUDENTS’ SELF-CONTROL IN THE AGRO-INDUSTRIAL DEPARTMENTS OF THE HIGHER SCHOOL

Аннотация:

Саморегуляция, в основе которой лежит прогнозирование, обеспечивает психологическое единство учебной и профессиональной деятельности. Выявлены особенности процессов саморегуляции и их взаимосвязь со способностью к прогнозированию у студентов технических и естественнонаучных специальностей сельскохозяйственного вуза.

Ключевые слова:

процессы саморегуляции, способность к прогнозированию, агропромышленные факультеты, студенты.

Summary:

Basing upon the prognostication the self-control provides psychological unity of the educational and vocational activities. The authors consider features of the self-control and their correlation with prognostication capabilities of students with specialization in technics and sciences studying in the agricultural higher school.

Keywords:

process of self-control, prognostication capability, agro-industrial department, students.

В процессе обучения в вузе наряду с профессиональными компетенциями развиваются и общие, частью которых является психическая саморегуляция. Ее уровень сформированности как всего контура в целом, так и отдельных компонентов, в основе которых лежит прогнозирование, влияет на успешность выполнения учебной и трудовой деятельности, способствуя самоактуализации в обществе. В связи с этим цель данного исследования заключается в выявлении особенностей саморегуляции и ее взаимосвязи со способностью к прогнозированию в зависимости от факультета, на котором учится студент.

В исследовании приняли участие 296 учащихся первых, третьих, четвертых, пятых курсов факультета энергетики и электрификации, агрономического, зооинженерного факультетов очной формы обучения направления подготовки бакалавр и специалист ФГБОУ ВПО «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия».

В работе использовались психодиагностические методики (тест «Стиль саморегуляции поведения (ССП-98)» В.И. Моросановой; тест «Способность к прогнозированию» Л.А. Регуш), метод продольных срезов, методы математической статистики (описательная статистика, хи-квадрат Пирсона, факторный анализ).

Сравнение средних значений показателей шкал тестов по факультетам представлено в таблице 1.

Таблица 1 - Средние значения изучаемых показателей по факультетам

Шкалы тестов Факультет энергетики и электрификации Агрономический факультет Зооинженерный факультет

Г ибкость 6,64 6,54 6,43

Моделирование 5,89 4,84 5,23

Оценка и коррекция результатов 5,55 4,80 4,95

Общий уровень саморегуляции 31,06 28,05 28,42

Планирование 6,34 5,68 5,60

Программирование 6,11 5,69 5,81

Самостоятельность 5,66 5,54 5,40

Способность к прогнозированию 9,90 9,36 9,32

Из таблицы 1 видно, что более высокие средние значения всех шкал наблюдаются у студентов, обучающихся на факультете энергетики и электрификации. Возможно, это объясняется как гендерным составом учащихся (больше 90 % мужчин), так и подходом в обучении на данном факультете.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Учащиеся агрономического факультета отличаются низким уровнем, в сравнении с другими специальностями, моделирования и оценки и коррекции результата как процессов саморегуляции.

Хи-квадрат Пирсона показал нормальное распределение шкал тестов, что позволило выполнить их факторный анализ в группах испытуемых в зависимости от факультета (таблицы 2-4).

Выборку на факультете энергетики и электрификации составили 88 человек. Им свойственна способность выделять значимые условия достижения целей, как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем (таблица 2), сформирована потребность самостоятельно продумывать свои действия и реалистичность планов.

Таблица 2 - Факторный анализ показателей студентов факультета энергетики и электрификации

1 фактор 2 фактор

Моделирование (0.83); Оценка и коррекция результатов (0.77); Г ибкость (0.65) Планирование (0.88); Программирование (0.82); Способность к прогнозированию (0.40)

Гибкость мышления, аналитичность, перспективность, доказательность, по мнению Л.А. Регуш [1], составляют основу способности к прогнозированию. У студентов технических специальностей она развита больше по сравнению с другими факультетами (таблица 1). При этом она связана, в первую очередь, с планированием и программированием, что объяснимо, так как для построения планов и способов действию ситуацию необходимо предвидеть, антиципировать (таблица 3).

Таблица 3 - Факторный анализ показателей студентов агрономического факультета

1 фактор 2 фактор

Планирование (0.83); Программирование (0.73); Способность к прогнозированию (0.71); Оценка и коррекция результатов (0.49) Гибкость (0.87); Моделирование (0.84)

Выборку на агрономическом факультете составили 100 человек. При возникновении непредвиденных обстоятельств студенты этого направления подготовки способны быстро оценить изменение значимых условий и перестроить программу действий. Их планы реалистичны, действенны и устойчивы.

На агрономическом факультете занимаются будущие агрономы, агрохимики, то есть данные специальности относятся к естественнонаучному направлению. Их деятельность связана с растениями, рост и развитие которых нужно прогнозировать и направлять, вот почему способность к прогнозированию в данной группе людей обеспечивает планирование, программирование, оценку и коррекцию результатов (таблица 4).

Таблица 4 - Факторный анализ показателей студентов зооинженерного факультета

1 фактор 2 фактор

Оценка и коррекция результатов (0.74); Моделирование (0.69); Способность к прогнозированию (0.61); Г ибкость (0.59); Программирование (0.41) Самостоятельность (0.78); Планирование (0.65)

Исследовались 108 студентов зооинженерного факультета. Для них характерна адекватность самооценки, обеспечивающаяся через способность выделять значимые условия деятельности для достижения целей и способность к прогнозированию. Профессиональная деятельность зоотехников и технологов производства и переработки сельскохозяйственной продукции связана с животными, как известно, обладающих психикой, вследствие чего их поведение прогнозировать сложнее, чем работу техники. Вот почему способность к прогнозированию у таких студентов коррелирует, в первую очередь, с моделированием и оценкой и коррекцией результатов. Осознанное планирование деятельности при этом строится с учетом независимости от мнений и оценок окружающих.

Выявлено, что способность к прогнозированию развита больше у учащихся технических специальностей и связана, в первую очередь, с планированием и программированием. Кроме этого, к индивидуальнотипологическим особенностям саморегуляции людей данного направления подготовки относится сформиро-ванность процессов моделирования. У студентов агрономического факультета способность к прогнозированию обеспечивает как реалистичность планов и продумывание поведения, так и адекватность самооценки. Для будущих агрономов и агрохимиков характерна также пластичность регуляторных процессов. У учащихся зооинженерных специальностей способность к прогнозированию коррелирует с моделированием и оценкой и коррекцией результатов. Их отличает также автономность в организации своей активности.

Результаты исследования могут быть использованы для повышения качества образования в процессе профессионального обучения бакалавров и разработки программы психологического сопровождения с целью формирования данных характеристик на младших курсах и развития профессиональных компетенций.

Ссылки:

1. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. СПб., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.