УДК 159.95
Долговых Оксана Геннадьевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры электротехнологии сельскохозяйственного производства Ижевской государственной сельскохозяйственной академии [email protected]
Жученко Ольга Александровна
старший преподаватель кафедры философии Ижевской государственной сельскохозяйственной академии [email protected]
ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ СТУДЕНТОВ АГРОПРОМЫШЛЕННЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ
Dolgovykh Oksana Gennadyevna
PhD in Education Sciences, Assistant Professor of the Department for Electrotechnology of the Agricultural Production, Izhevsk State Agricultural Academy [email protected]
Zhuchenko Olga Aleksandrovna
Senior lecturer of the Philosophy Department, Izhevsk State Agricultural Academy [email protected]
FEATURES OF STUDENTS’ SELF-CONTROL IN THE AGRO-INDUSTRIAL DEPARTMENTS OF THE HIGHER SCHOOL
Аннотация:
Саморегуляция, в основе которой лежит прогнозирование, обеспечивает психологическое единство учебной и профессиональной деятельности. Выявлены особенности процессов саморегуляции и их взаимосвязь со способностью к прогнозированию у студентов технических и естественнонаучных специальностей сельскохозяйственного вуза.
Ключевые слова:
процессы саморегуляции, способность к прогнозированию, агропромышленные факультеты, студенты.
Summary:
Basing upon the prognostication the self-control provides psychological unity of the educational and vocational activities. The authors consider features of the self-control and their correlation with prognostication capabilities of students with specialization in technics and sciences studying in the agricultural higher school.
Keywords:
process of self-control, prognostication capability, agro-industrial department, students.
В процессе обучения в вузе наряду с профессиональными компетенциями развиваются и общие, частью которых является психическая саморегуляция. Ее уровень сформированности как всего контура в целом, так и отдельных компонентов, в основе которых лежит прогнозирование, влияет на успешность выполнения учебной и трудовой деятельности, способствуя самоактуализации в обществе. В связи с этим цель данного исследования заключается в выявлении особенностей саморегуляции и ее взаимосвязи со способностью к прогнозированию в зависимости от факультета, на котором учится студент.
В исследовании приняли участие 296 учащихся первых, третьих, четвертых, пятых курсов факультета энергетики и электрификации, агрономического, зооинженерного факультетов очной формы обучения направления подготовки бакалавр и специалист ФГБОУ ВПО «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия».
В работе использовались психодиагностические методики (тест «Стиль саморегуляции поведения (ССП-98)» В.И. Моросановой; тест «Способность к прогнозированию» Л.А. Регуш), метод продольных срезов, методы математической статистики (описательная статистика, хи-квадрат Пирсона, факторный анализ).
Сравнение средних значений показателей шкал тестов по факультетам представлено в таблице 1.
Таблица 1 - Средние значения изучаемых показателей по факультетам
Шкалы тестов Факультет энергетики и электрификации Агрономический факультет Зооинженерный факультет
Г ибкость 6,64 6,54 6,43
Моделирование 5,89 4,84 5,23
Оценка и коррекция результатов 5,55 4,80 4,95
Общий уровень саморегуляции 31,06 28,05 28,42
Планирование 6,34 5,68 5,60
Программирование 6,11 5,69 5,81
Самостоятельность 5,66 5,54 5,40
Способность к прогнозированию 9,90 9,36 9,32
Из таблицы 1 видно, что более высокие средние значения всех шкал наблюдаются у студентов, обучающихся на факультете энергетики и электрификации. Возможно, это объясняется как гендерным составом учащихся (больше 90 % мужчин), так и подходом в обучении на данном факультете.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Учащиеся агрономического факультета отличаются низким уровнем, в сравнении с другими специальностями, моделирования и оценки и коррекции результата как процессов саморегуляции.
Хи-квадрат Пирсона показал нормальное распределение шкал тестов, что позволило выполнить их факторный анализ в группах испытуемых в зависимости от факультета (таблицы 2-4).
Выборку на факультете энергетики и электрификации составили 88 человек. Им свойственна способность выделять значимые условия достижения целей, как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем (таблица 2), сформирована потребность самостоятельно продумывать свои действия и реалистичность планов.
Таблица 2 - Факторный анализ показателей студентов факультета энергетики и электрификации
1 фактор 2 фактор
Моделирование (0.83); Оценка и коррекция результатов (0.77); Г ибкость (0.65) Планирование (0.88); Программирование (0.82); Способность к прогнозированию (0.40)
Гибкость мышления, аналитичность, перспективность, доказательность, по мнению Л.А. Регуш [1], составляют основу способности к прогнозированию. У студентов технических специальностей она развита больше по сравнению с другими факультетами (таблица 1). При этом она связана, в первую очередь, с планированием и программированием, что объяснимо, так как для построения планов и способов действию ситуацию необходимо предвидеть, антиципировать (таблица 3).
Таблица 3 - Факторный анализ показателей студентов агрономического факультета
1 фактор 2 фактор
Планирование (0.83); Программирование (0.73); Способность к прогнозированию (0.71); Оценка и коррекция результатов (0.49) Гибкость (0.87); Моделирование (0.84)
Выборку на агрономическом факультете составили 100 человек. При возникновении непредвиденных обстоятельств студенты этого направления подготовки способны быстро оценить изменение значимых условий и перестроить программу действий. Их планы реалистичны, действенны и устойчивы.
На агрономическом факультете занимаются будущие агрономы, агрохимики, то есть данные специальности относятся к естественнонаучному направлению. Их деятельность связана с растениями, рост и развитие которых нужно прогнозировать и направлять, вот почему способность к прогнозированию в данной группе людей обеспечивает планирование, программирование, оценку и коррекцию результатов (таблица 4).
Таблица 4 - Факторный анализ показателей студентов зооинженерного факультета
1 фактор 2 фактор
Оценка и коррекция результатов (0.74); Моделирование (0.69); Способность к прогнозированию (0.61); Г ибкость (0.59); Программирование (0.41) Самостоятельность (0.78); Планирование (0.65)
Исследовались 108 студентов зооинженерного факультета. Для них характерна адекватность самооценки, обеспечивающаяся через способность выделять значимые условия деятельности для достижения целей и способность к прогнозированию. Профессиональная деятельность зоотехников и технологов производства и переработки сельскохозяйственной продукции связана с животными, как известно, обладающих психикой, вследствие чего их поведение прогнозировать сложнее, чем работу техники. Вот почему способность к прогнозированию у таких студентов коррелирует, в первую очередь, с моделированием и оценкой и коррекцией результатов. Осознанное планирование деятельности при этом строится с учетом независимости от мнений и оценок окружающих.
Выявлено, что способность к прогнозированию развита больше у учащихся технических специальностей и связана, в первую очередь, с планированием и программированием. Кроме этого, к индивидуальнотипологическим особенностям саморегуляции людей данного направления подготовки относится сформиро-ванность процессов моделирования. У студентов агрономического факультета способность к прогнозированию обеспечивает как реалистичность планов и продумывание поведения, так и адекватность самооценки. Для будущих агрономов и агрохимиков характерна также пластичность регуляторных процессов. У учащихся зооинженерных специальностей способность к прогнозированию коррелирует с моделированием и оценкой и коррекцией результатов. Их отличает также автономность в организации своей активности.
Результаты исследования могут быть использованы для повышения качества образования в процессе профессионального обучения бакалавров и разработки программы психологического сопровождения с целью формирования данных характеристик на младших курсах и развития профессиональных компетенций.
Ссылки:
1. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. СПб., 2003.