ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2017. №3(49)
УДК 80: 311.111
ОСОБЕННОСТИ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ В ПОЛИТИЧЕСКИХ ТЕЛЕДЕБАТАХ В АСПЕКТЕ МУЛЬТИМОДАЛЬНОЙ ИНТЕРАКЦИИ
© Олеся Тарасова
PECULIARITIES OF SELF-PRESENTATION IN POLITICAL DEBATES IN THE ASPECT OF MULTIMODAL INTERACTIONS
Olesya Tarasova
The article is devoted to one of the currently important topics - a specific character of multimodal communication in media-political discourse. This article deals with gender peculiarities of communication in political teledebates (Great Britain) at the stage of self-presentation (based on the English language), when participants take turns and act both as speakers and as listeners. They have a very difficult task to fulfill - to present their party and to make a certain impact on the audience in a short period of time. A video analysis was chosen as a method of our research. The article is aimed at specifying characteristic features of verbal and non-verbal communication of participants, men and women, from the point of view of multimodal interactions. We analyzed how speakers use different verbal and non-verbal (gestures, mimics, pauses, etc.) tools to interact with the listeners (other participants and audience) and even to manipulate them. We also analyzed verbal and non-verbal forms of communication as well as different ways that speakers use to interact with the listeners and to influence them. As a result of a comparative analysis, certain similarities and differences in male and female communication have been found.
Keywords: verbal and non-verbal communication, speaker, listener, multimodal communication, self-presentation.
Статья посвящена одной из актуальных на сегодняшний день тем - особенностям мультимо-дальной коммуникации в медиаполитическом дискурсе. В работе рассматриваются тендерная специфика коммуникативного поведения (вербального и невербального) участников политических теледебатов (Великобритания) на этапе самопрезентации (на материале английского языка), когда они по очереди выступают и в роли говорящих, и в роли слушающих. Перед участниками стоит непростая задача - за очень короткий отрезок времени представить свою партию и воздействовать определенным образом на аудиторию. В качестве метода исследования выбран видеоанализ. Основная задача - выявление специфики вербального и невербального поведения участников дебатов, мужчин и женщин, в аспекте мультимодальной интеракции. Исследуется коммуникативное поведение говорящего, его способы взаимодействия со слушающими и воздействия на них. Учитывается пол говорящего, а также то, какие вербальные (употребление определённых слов, повторение и др.) и невербальные (мимические, жестовые, миремические и другие компоненты коммуникации) средства он или она использует. В ходе подведения итогов сравнительного анализа указанных аспектов коммуникации сделан вывод о том, что существуют определённые сходства и различия в мужском и женском поведении.
Ключевые слова: вербальное и невербальное поведение, говорящий, слушающий, мультимо-дальная коммуникация, самопрезентация.
Общение между людьми, его особенности уже давно являются предметом изучения учёных и исследователей из разнообразных областей наук. Коммуникация рассматривается с различных точек зрения, с различных ракурсов, что позволяет найти огромное количество ценного материала для исследований, результаты которых, в свою очередь, можно будет применять не только в теории, но и на практике.
Необходимо отметить растущий интерес людей во всём мире к политическим событиям, новостям, а следовательно, к телепрограммам, газетам, интернет-ресурсам, посвящённым данной тематике. Учёные, в том числе и лингвисты, также не могли остаться в стороне от такой важной части нашей жизни, как политика. Исследователи считают, что язык и политика очень тесно связаны друг с другом [Туманова, с. 9]. Многие работы отечественных и зарубежных учёных по-
священы вопросам взаимодействия языка и политики, кроме того, появился даже такой термин, как «политическая лингвистика». Существуют различные точки зрения на то, какое место должна занимать политическая лингвистика: некоторые учёные считают её самостоятельной наукой, возникшей на стыке других смежных гуманитарных наук, таких как политология, социология, психология [Чудинов, с. 7]. Существует и другое мнение. Так, например, А. Н. Баранов рассматривает политическую лингвистику как одно из направлений прикладной лингвистики, «прикладную специальность» [Баранов, с. 5].
Политические ток-шоу и дебаты в настоящее время приобрели особую популярность как в нашей стране, так и за рубежом. Для их участников это способ выразить свою точку зрения по обсуждаемым вопросам, воздействовать определённым образом на зрителя и попытка убедить его. Для зрителя это возможность познакомиться с мнениями политиков, сделать выбор, какую партию поддерживать.
Особый интерес, на наш взгляд, представляют политические дебаты, в которых принимают участие ведущий и несколько участников. Была поставлена задача проанализировать, как будут вести себя участники на вербальном и на невербальном уровнях в аспекте мультимодальной интеракции.
В данной статье рассмотрим вербальное и невербальное поведение участников дебатов в момент самопрезентации, а именно представления себя и своей партии в начале программы. Существуют различные подходы к пониманию самопрезентации, но в целом это коммуникативное поведение говорящего, стратегия [Лаппо, с. 74], целью которой является создание у адресата определённого впечатления, достижение определённого результата [Михайлова, с. 56]. Данный этап дебатов очень важен, поскольку за эти несколько минут, которые предоставлены каждому отдельному участнику, он должен сформировать у зрителя положительное впечатление, убедить его, заинтересовать, вызвать доверие. Все мы прекрасно знаем, что первое впечатление всегда очень важно, от него многое зависит! Особенностью этой части дебатов является то, что участник знает: эти минуты полностью принадлежат только ему, что ему не будут задавать вопросы, не будут перебивать. Это, конечно, придаёт уверенности в себе, снимает волнение, и говорящий может только наблюдать за реакцией слушающих - зрителей, ведущего и других участников дебатов. В зависимости от этого он модифицирует свое вербальное и невербальное поведение. Кроме того, отметим и тот факт, что выступле-
ние каждого из участников является подготовленным и продуманным до мелочей. Таким образом, он или она заранее выбрали, какими средствами воздействия на аудиторию будут пользоваться.
Самым эффективным способом исследования мультимодальной интеракции является видео-анализ [Егорченкова, с. 26]. Нами была проанализирована телепрограмма (эфир от 2 апреля 2015 года) [The ITV Leaders' Debate], посвящён-ная предвыборным дебатам в Великобритании, в которой участвуют представители различных партий: David Cameron, Ed Miliband, Nick Clegg, Nigel Farage, Nicola Sturgeon, Natalie Bennett and Leanne Wood - 3 женщины и 4 мужчин. Ведущей является женщина (Julie Etchingham). Рассмотрим особенности коммуникативного поведения участников данной телевизионной передачи на этапе самопрезентации.
В самом начале ведущая представляет всех участников, называя при этом их имена, а также, какую партию они представляют. Хочется отметить, что при этом все участники-женщины улыбаются - улыбка на лицах появляется в момент, когда произносятся их имена (отмечена сильная интенсивность улыбки). Невербальное поведение мужчин несколько отличается: улыбка появляется на лице всего лишь двух участников, у остальных же спокойное, доброжелательное выражение на лице. У двух из них уголки губ слегка приподняты, интенсивность улыбки - слабая. Таким образом, с самого начала мы можем отметить достаточно существенные различия в невербальном поведении мужчин и женщин, вербальный канал на данном этапе пока остаётся не задействованным.
В большинстве примеров мы видим так называемую «социальную улыбку» (Шпиц использовал этот термин, подразумевая ответную реакцию на внешнее воздействие, стимуляцию [Spitz, с. 22]), которая используется для создания благоприятного имиджа и помогает оказать положительное воздействие на аудиторию и на других участников дебатов.
После представления ведущей участников дебатов каждому из них предоставляется возможность небольшого выступления. Итак, их задача - за достаточно короткое время сказать как можно больше и максимально убедительно, кроме того, остальные участники на это время берут вербальную паузу [Егорченкова, с. 27], то есть не перебивают и не прерывают друг друга.
Первой выступает представительница партии зелёных Натали Беннетт. Напомним, что во время представления она улыбалась, сейчас же её лицо серьёзно, вербальная часть звучит уверен-
но. Первое слово её выступления - местоимение you, которое является обращением к аудитории, к избирателям и которое потом несколько раз повторяется. Выступление состоит из чётко акцентированных, разделённых паузами частей, которые используются для того, чтобы подчеркнуть наиболее важные моменты и акцентировать на них внимание. Второе предложение в выступлении состоит всего из трёх слов, но каждое из них произносится с ударением и после каждого делается небольшая пауза: "You | were | not" (2:21-2:22). Для придания большей убедительности речи одновременно используется невербальный канал - каждое слово не только акцентируется за счёт ударения и паузации, но также сопровождается кивком головы говорящей. Следующая фраза "You all deserve better"- это прямое обращение к зрителям, сопровождается жестами обеих рук: кисти рук подняты и направлены в сторону аудитории, тем самым говорящий хочет подчеркнуть, что you - это не просто вы, а все вы ("you all"). Взгляд также направлен в сторону зрителей.
При произнесении следующего предложения "Let's put principles and values first" (2:26) говорящий использует типичный для политических дебатов жест-иллюстратор или жест-аккомпаниатор [Крейдлин, с. 64] «щепотка» (кончики пальцев направлены вверх и соединяются друг с другом). Он дублирует вербальную информацию и предназначен для того, чтобы акцентировать внимание адресата на сказанном. Выражение лица серьёзное, брови слегка приподняты.
Во время произнесения фразы "That's why I got into politics" (2:29), а точнее слова я, говорящий использует ещё один жест - показывает рукой на себя и опускает голову (рис. 1).
Рис. 1 Fig. 1
Итак, говорящий использует указательные жесты руками, когда говорит о себе и когда обращается к зрителям - указывает рукой на них. Возможно, это попытка установить контакт, и в то же время здесь есть и какой-то элемент противопоставления «это я, а это вы». Далее высту-
пающий говорит о программе партии, использует местоимение мы, четко расставленные паузы и акценты, сопровождающиеся кивками головой. Далее, когда упоминаются другие партии, говорящий рукой показывает на их представителей. А в вербальной части "We start with hope" (3:09), акцентируется слово мы не только с помощью ударения, но и с помощью жеста, когда говорящий показывает на себя. Таким образом, в глазах зрителей выступающий отождествляет себя (I) с партией (we), представителем которой является, когда использует один и тот же невербальный жест для сопровождения этих местоимений. Выступление заканчивается призывом голосовать за «зелёных».
Следующий выступающий - Найджел Фэр-рэдж, мужчина, представитель независимой партии Великобритании. Начинается его выступление совсем по-другому. Во-первых, хочется отметить более быстрый темп речи - пауз гораздо меньше, и они гораздо короче, а также характерно отсутствие каких-либо жестов. Он начинает свою речь не с обращения к зрителям, не с рассказа о своей партии, а со слов о других существующих партиях. Данная вербальная часть сопровождается жестами обеих рук: он сводит кисти рук вместе, потом разводит их в стороны, потом руки опять соединяются (рис.2, 3).
Рис. 3 Fig. 3
Постепенно темп речи замедляется и появляются акцентирование слов и паузы, сопровождающиеся невербальным поведением - акценти-
рованное поднятие и опускание руки (иногда задействованы обе руки) при каждом произнесённом с ударением слове и кивки головой. Что касается мимики, то на лице говорящего можно заметить приподнимание бровей при произнесении каждой акцентируемой вербальной части. Несомненно, всё это привлекает и удерживает внимание аудитории, что является одной из главных задач каждого выступающего.
Таким образом, можно сказать, что в данном случае одновременно задействованы сразу пять способов придания большей убедительности речи: ударения-акценты, паузы, жесты рук, кивки головой, приподнимание бровей. Напомним, что предыдущий выступающий, женщина, использовала в аналогичной ситуации в основном только кивки головой.
Третий участник дебатов Ник Клегг (партия либеральных демократов), мужчина, начинает своё выступление, достаточно активно используя жесты руками: в самом начале мы видим жест -широко разведённые в разные стороны руки. "I think it's pretty obvious that..." - выступающий выражает свою точку зрения, а своим невербальным поведением как бы ищет поддержу со стороны зрителей и хочет привлечь их на свою сторону. Данным жестом он хочет подчеркнуть очевидность того, что не только он один придерживается такого мнения (рис. 4).
S: ШШ
Рис. 4 Fig. 4
Говоря фразу "You're gonna have to choose...." (4:26), Ник акцентирует слово you и при этом руками показывает на зрителей. Речь сопровождается активной жестикуляцией.
У данного выступающего мы можем также наблюдать использование жеста «щепотки» (указательный и большой пальцы соединены вместе), когда он произносит фразу "But what you will get." (4:42) - здесь присутствует обращение к зрителям, и этот жест нужен как раз для того, чтобы привлечь их внимание (рис. 5).
Рис. 5 Fig. 5
Далее идёт вербальная часть, в которой есть чёткие ударения и паузы, также сопровождающиеся кивками головой и одновременно с этим подниманием / опусканием руки. "And I will always serve the whole of our country, not just the parts of our country. the whole of our wonderful United Kingdom" (5:18) - это заключительная фраза данного выступления. Обратим внимание на повтор слова whole, использованного в вербальной части, а также на появившуюся при этом на лице говорящего улыбку, которая преследует цель оказать положительное влияние на адресата, вызвать доверие. Таким образом, говорящий задействует мимический невербальный компонент коммуникации в конце выступления, хотя до этого интенсивно использовались в основном жесты, тем самым как бы подводя к кульминации и завершению своего выступления.
Следующий участник - Никола Стёрджен, представительница шотландской национальной партии, начинает свою речь с общих фраз о выборах в целом, темп речи достаточно быстрый, жестикуляция не используется. В целом данное выступление выглядит достаточно сдержанно и скромно по сравнению с предыдущими: говорящий использует минимум невербальных средств, выражение лица спокойное, и лишь в конце речи отмечается мимический вид невербального компонента коммуникации (НВК) - улыбка: уголки губ слегка приподняты, интенсивность улыбки -слабая (рис. 6)
Рис. 6 Fig. 6
Завершающая фраза "...for ALL of us" сопровождается кивком головы и ударением на слове all. Тем самым говорящий хочет подчеркнуть мысль о единении её партии и зрителей, показывает свою причастность к жизни и проблемам всех остальных людей.
Следующий участник - Дэвид Кэмерон (консервативная партия) - выступает с очень серьёзным выражением на лице, говорит чётко и сдержанно, для акцентирования слов так же, как и предыдущие участники, использует жест кистью руки (поднимание и опускание). Он рассказывает об успехах и достижениях его партии: "Last year we had the FASTEST growing economy of any of the major western countries". Акцент делается на слове FASTEST, и одновременно брови говорящего приподнимаются для того, чтобы зритель обратил внимание на его слова и оценил достижения партии
Рис. 7 Fig. 7
Следующий участник дебатов Лиэнн Вуд (представляет партию Уэльса) начинает своё выступление с активного использования жестов руками: сначала кисти рук сложены на животе, затем она разводит руки в разные стороны, когда обращается к зрителям, что свидетельствует о её открытости и о желании вступить в контакт со зрителями (рис. 8, 9): "I'm speaking to everyone back home in the Wales tonight."(7:42). Темп речи средний, чётко расставлены паузы и ударения.
Рис. 9 Fig. 9
Во время фразы "YOU tell me..." акцент сделан на местоимении you, выступающем в роли обращения, и сопровождается данное высказывание жестом руками - обе руки протягиваются вперед, как бы показывая на зрителей.
Заканчивает она своё выступление улыбкой и просьбой поддержать её партию на выборах. В очередной раз хочется подчеркнуть использование мимического невербального компонента именно на завершающем этапе.
Речь последнего участника Эда Милибэнда (представителя лейбористской партии) начинается с фразы "Here's what I believe", при этом используется жест-иллюстратор - поднятие одной руки вверх с той целью, чтобы с самого начала овладеть вниманием аудитории и акцентировать вербальную часть (рис. 10).
Рис. 10 Fig. 10
Следующая фраза "Britain succeeds when working people succeed" (8:41) сопровождается ещё одним жестом-иллюстратором - «щепоткой» (рис. 11). Как уже отмечалось выше, данный жест помогает сконцентрировать внимание на вербальной составляющей, подчёркивает её.
Рис. 8 Fig. 8
Рис. 11 Fig. 11
Следующее предложение "But that's not always been for the last five years." (8:44) содержит в себе отрицательную частицу not. Во время её произнесения также следует отметить поворот головы говорящего из стороны в стороны, закрытые глаза, что способствует передаче отрицательной эмоциональной реакции грусти, создаёт впечатление того, что выступающий огорчён из-за сложившейся ситуации, что это его беспокоит. Руки при этом опущены.
Далее при произнесении речи Эд Милибенд продолжает активно использовать жесты-иллюстраторы и жесты-аккомпаниаторы: «щепотку», разведение рук в стороны, приподнимание бровей, повороты головы из стороны в стороны во время произнесения вербальной части, содержащей отрицания. С точки зрения использования невербальных средств коммуникации (мимики и жестов) это выступление является, пожалуй, самым насыщенным.
На этом закончился этап самопрезентации, где каждый выступающий имел возможность высказаться и был уверен в том, что его никто не будет перебивать, поэтому все выступления отличаются спокойствием и уверенностью в себе говорящих.
Проведённый анализ коммуникативного поведения участников теледебатов позволяет сделать следующие выводы.
Почти половина участников (трое из семи) в своём выступлении часто используют вербальное обращение к зрителям, представленное местоимением you, одновременно используя и невербальный канал - руки протягиваются вперёд, как бы указывая на зрителя. Такое коммуникативное поведение наблюдается у двух женщин и одного мужчины.
Трое участников (двое мужчин и одна женщина) используют кивки головой в сочетании с паузами для сопровождения вербальной части.
Поднимание / опускание бровей можно наблюдать у трёх участников, и все они мужчины. Следовательно, данный мимический невербаль-
ный компонент коммуникации в большей степени характерен для маскулинного поведения, чем для феминного.
Характерным для многих участников оказалось использование улыбки в финальной части выступления. Её можно заметить у двух женщин и у одного мужчины. В начале выступления или в середине данный невербальный компонент отсутствовал.
Жест-аккомпаниатор «щепотка» использовался только комуникантами-мужчинами, хотя, так или иначе, жесты руками (или одной рукой) наблюдались у всех участников теледебатов.
Таким образом, в процессе анализа коммуникативного поведения участников теледебатов на этапе самопрезентации были выявлены не только особенности вербального и невербального поведения выступающих, но и некоторая гендерная специфика, что и являлось одной из главных задач данного исследования.
Список литературы
Баранов А. Н. Введение в прикладную лингвистику: Учебное пособие. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 360 с.
Егорченкова Н. Б. Стратегический потенциал мультимодальной интеракции в медиа-политическом дискурсе // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2014. №5 (31). С. 24-36.
Крейдлин Г. Е. Мужчины и женщины в невербальной коммуникации. М.: Языки славянской культуры. 2005. 224 с.
Лаппо М. А. Самопрезентация и самоидентификация в различных типах дискурса // Вестник НГУ. Сер.: Психология. 2012 Т. 6. Выпуск 2. С. 72-76.
Михайлова Е. В. Обучение самопрезентации. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. 161 с.
Туманова Г. А.. Коммуникативная стратегия убеждения и особенности её реализации в политическом дискурсе (на материале русского и немецкого языков): дис.... канд. филол. наук. Москва, 2015. 283 с.
Чудинов А. П. Политическая лингвистика. Учебное пособие. М.: «Флинта», «Наука», 2006. 254 с.
Spitz R.A. The first year of life: a psychoanalytic study of normal and deviant development of object relations. New York : International Universities Press. 1965 394 c.
The ITV Leaders' Debate (UK General Election 2015) 2nd April 2015. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=2oLlD2WXsYY (дата обращения: 13.09.2017)
References
Baranov, A. N. (2001). Vvedenie v prikladnuiu ling-vistiku: Uchebnoe posobie [Introduction to Applied Linguistics: A Study Guide]. 360 p. Moscow, Editorial URSS. (In Russian)
Chudinov, A. P. (2006). Politicheskaia lingvistika. Uchebnoeposobie [Political Linguistics. A Study Guide]. 254 p. Moscow, "Flinta", "Nauka". (In Russian)
Egorchenkova, N. B. (2014). Strategicheskii potent-sial mul'timodal'noi interaktsii v media-politicheskom diskurse [Strategic Potential of Multimodal Interaction in Media-Political Discourse]. Vestnik Tomskogo gosu-darstvennogo universiteta. Filologiia. No. 5 (31), pp. 2436. (In Russian)
Kreidlin, G. E. (2005). Muzhchiny i zhenshchiny v neverbal'noi kommunikatsii [Men and Women in Nonverbal Communication]. 224 p. Moscow, Iazyki slavian-skoi kul'tury. (In Russian)
Lappo, M. A. (2012). Samoprezentatsiia i samoiden-tifikatsiia v razlichnykh tipakh diskursa [Self-Identification and Self-Presentation in Different Types of Discourse]. Vestnik NGU. Ser.: Psikhologiia. T. 6, vy-pusk 2, pp. 72-76. (In Russian)
Mikhailova, E. V. (2006). Obuchenie samoprezen-tatsii [Teaching Self-Presentation]. 161 p. Moscow, Izd. dom GU VShE. (In Russian)
Spitz, R. A. (1965). The First Year of Life: A Psychoanalytic Study of Normal and Deviant Development of Object Relations. 394 p. New York, International Universities Press. (In English)
The ITVLeaders' Debate (UK General Election 2015) 2nd April 2015. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=2oLlD2WXsYY (accessed: 13.09.2017) (In English)
Tumanova, G. A. (2015). Kommunikativnaia strate-giia ubezhdeniia i osobennosti ee realizatsii v poli-ticheskom diskurse (na materiale russkogo i nemetskogo iazykov): dis.... kand. flol. nauk. [Strategies for Persuasive Communication and Different Ways of Their Implementation (based on the Russian and German languages): Ph.D. Thesis Abstract]. 283 p. Moscow. (In Russian)
The article was submitted on 20.09.2017 Поступила в редакцию 20.09.2017
Тарасова Олеся Николаевна,
кандидат филологических наук, доцент,
Ивановский государственный политехнический университет, 153037, Россия, Иваново, 8 Марта, 20.
Tarasova Olesya Nikolayevna,
Ph.D. in Philology,
Associate Professor,
Ivanovo State Polytechnic University,
20 Eighth of Marta Str.,
Ivanovo, 153037, Russian Federation.