Научная статья на тему 'Особенности самопрезентации в интернетсетях в период ранней юности и молодости'

Особенности самопрезентации в интернетсетях в период ранней юности и молодости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1129
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ В ИНТЕРНЕТ-СЕТЯХ / РАННЯЯ ЮНОСТЬ / ПЕРИОД МОЛОДОСТИ / ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОТРЕБНОСТЕЙ И САМОПРЕЗЕНТАЦИИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ / SELF-PRESENTATION IN INTERNET NETWORKS / YOUNGER YOUTH / PERIOD OF YOUNGNESS / INTERCONNECTION BETWEEN NECESSITIES AND SELF-PRESENTATION IN INTERNET NETWORKS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Уманская Ирина Александровна, Тезикова Екатерина Андреевна

Раскрывается понятие самопрезентация в социальных сетях. Показаны особенности самопрезентации как отражения субъективного восприятия себя в Интернет-сетях в период ранней юности и молодости. Прослеживается взаимосвязь ведущих потребностей и оценки собственных действий в результате самопрезентаци в Интернет пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of self-presentation in Internet networks in the period of younger youth and youngness

Notion of self-presentation in social networks is revealed. Self-presentation peculiarities are shown as reflections of subjective perception of oneself in Internet-networks in the period of younger youth and youngness. Interconnection between leading necessities and assessment of self-owned actions of in the result of self-presentation in the Internet space can be traced.

Текст научной работы на тему «Особенности самопрезентации в интернетсетях в период ранней юности и молодости»

количеством персонажей, наличием повторяющих фраз, действий персонажей.

Специфические негативные особенности: дети затрудняются уловить смысл историй киножурнала «Ералаш», у них отсутствуют умения квалифицировать эмоции, выраженных в интонации, мимике и позе действующих лиц и не могут адекватно воспринимать реплики, если они произносятся в быстром темпе.

Библиографический список

1. Баженова Л.М. Психологические особенности восприятия фильмов и телевизионных передач младшими школьниками // Начальная школа. -1995. - № 11. - С. 8-11.

2. Бондаренко Е.А. Восприятие комического дошкольниками. - Минск: Народная асвета, 1968. -104 с.

3. Бороденко М.В. Два лица Януса-смеха. - Ростов-на-Дону: Изд-во РИО ПО «Цветная печать», 1995. - 86 с.

4. Дементьева И.С. Веселая книга в воспитании чувства юмора детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1973.

5. Иванова Ю.Е. Психолого-педагогическая технология применения комического материала в коррекции агрессии старших дошкольников в ДОУ: Дис. ... канд. психол. наук. - Казань, 2002. - 199 с.

6. Кутепова Н.Г. Снижение тревожности у дошкольников посредством формирования у них восприятия и конструирования комического: Дис. . канд. психол. наук. - Казань, 2001. - 169 с.

7. Попова О.М. Концептуальная модель формирования чувства комического в целях оптимизации эмоционально-нравственного развития дошкольников. - Шадринск: ПО «Исеть», 2006. - 476 с.

8. Спирина А.В. Влияние восприятия телепередач с элементами насилия на отрицательные эмоциональные состояния детей дошкольного возраста. - Шадринск: «Шадринский Дом Печати», 2011. - 210 с.

УДК 159.922.8

Уманская Ирина Александровна

кандидат педагогических наук, доцент

Тезикова Екатерина Андреевна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

kaf_sozpsi@ksu.edu.ru

ОСОБЕННОСТИ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ В ИНТЕРНЕТ-СЕТЯХ В ПЕРИОД РАННЕЙ ЮНОСТИ И МОЛОДОСТИ

Раскрывается понятие самопрезентация в социальных сетях. Показаны особенности самопрезентации как отражения субъективного восприятия себя в Интернет-сетях в период ранней юности и молодости. Прослеживается взаимосвязь ведущих потребностей и оценки собственных действий в результате самопрезентаци в Интернет пространстве.

Ключевые слова: самопрезентацияв Интернет-сетях, ранняя юность, период молодости, взаимосвязь потребностей и самопрезентации в социальных сетях.

«Это мир, где события происходят стремительно, где все постоянно меняется, где от близкого человека можно избавиться одним щелчком мыши, где в одно мгновение можно уничтожить свой профиль, если он не нравится, и заменить его на более приемлемый»

Химаншу Тяги, психиатр

Современная жизнь не стоит на месте. Наука и технический прогресс сделали огромный шаг в будущее и сейчас у нас есть возможность находиться в виртуальной реальности, общаться с окружающими посредством сети Интернет, через разнообразные социальные сети.

Виртуальная реальность - искусственная реальность, компьютерная модель реальности. Виртуальная реальность это мир, созданный техническими средствами, передаваемый человеку через его ощу-щения...[3].

Социальные сети на современном этапе позволяют многое. Они являются обширным информа-

ционным источником, легким доступом к огромному потоку информации, дают возможность обсуждения каких-либо тем в режиме он-лайн, без затруднений устанавливать новые знакомства, са-мопрезентуя себя другим пользователям. Пользователю социальной сети предоставлена возможность оставить информацию о себе, как вербальную - комментарии, так и невербальную - фотографии, картинки, анимационные изображения. Именно эти данные направлены на самопрезентацию.

Интернет, благодаря существованию в нем множества различных сообществ (чатов, телеконференций, социальных сетей), и тому, что он сам по себе

66

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Уманская И.А., Тезикова Е.А., 2012

является социальной реальностью, предоставляет новые, по сравнению с реальной жизнью, возможности принадлежности к определенным социальным категориям.

Такие особенности Интернет-коммуникации, как анонимность, порождают уникальную возможность экспериментирования с собственной само-презентацией [4].

Самопрезентация в социальных сетях - акт творчества и самовыражения посредством представленных программным сервисом ресурсов, возможностей как текстуальных, так и мультимедийных.

Термин «самопрезентация» (self-presentation) или «управление впечатлением» (impression management) уже давно и прочно находит отражение в межличностном восприятии и влиянии. Это связано с тем, что наиболее значимыми человеческими потребностями являются: потребности в общении, принятии, признании и самовыражении. Именно эти потребности предопределяют значимость формирования благоприятного впечатления о себе, что, безусловно, отражается в социальной успешности. Нет необходимости доказывать, что в процессе создания благоприятного впечатления о себе существенная и особая роль принадлежит управлению впечатлением. Под «управлением впечатлением», В.А. Чикер, понимает «целенаправленную деятельность по контролю и регулированию информации в целях создания соответствующего образа». Так или иначе, но все люди, как правило, стремятся управлять производимым впечатлением, используя при этом различные тактики и стратегии самопрезентации[1].

Самопрезентация - процесс представления себя в отношении социально и культурно принятых способов действия и поведения. Подразумевается, что этот процесс основывается на использовании определенных стратегий, разработанных для того, чтобы формировать мнение других о себе [2].

Сравнивая особенности самопрезентации в одной из популярных среди русскоязычной аудитории социальной сети представителей раннего юношеского возраста (15-17 лет) и представителей периода молодости (20-26 лет) нами были обнаружены следующие значимые различия.

Самопрезентация в Интернет-сетях представителями ранней юности отличается от субъективного восприятия себя в жизни, а самопрезентация в Интернет-сетях представителей молодости отражает субъективное восприятие себя. Это можно объяснить стремлением представителей ранней юности выглядеть более взрослыми в глазах окружающих, демонстрировать свой статус внутри референтной группы.

Для представителей ранней юности характерна самопрезентация в Интернет-сетях через: прозвище, лже-симлинговые отношения, отражение

внешних характеристик, значительное количество знакомств в адресной книге, романтические отношения и увлечения. Для представителей же периода молодости характерна самопрезентация через факты собственной биографии. Это было подтверждено, в частности тем, что самопрезентация в Интернет-сетях лиц в возрасте 15-17 лет отличается большим количеством ложных фактов, использованием псевдонимов и прозвищ, в то же время представители молодости (20-26 лет) имеют склонность к презентации достоверных фактов, достоверного Я-образа.

Данную особенность можно объяснить процессом формирования самооценки. В возрасте 2026 лет самооценка сформирована, данные респонденты принимают себя и свои недостатки, тогда как у представителей ранней юности самооценка неустойчива, их самопрезентация во многом зависит от референтной группы, которая затрагивает внешние характеристики, уважение, общение, увлеченность чем-либо.

Так же выявлено, что ведущей потребностью у представителей ранней юности является потребность в самовыражении, а у представителей молодости материальные потребности и безопасность, так как их социальные роли предполагают материальные затраты и заработок. Представители же ранней юности ассоциируют свои социальные роли в реальной жизни с «дочерью/сыном», то есть с детской позицией.

Можно утверждать что потребности, а также субъективное восприятие и оценки собственных действий оказывают влияние на самопрезентацию в Интернет пространстве. Иными словами, наша жизнь влияет на образ пользователя в Интернет.

Рассматривая юношеский возраст, мы можем говорить о доказанном влиянии потребности в самовыражении на самопрезентацию в Интернет-сетях. Кроме того, обнаруживается влияние самоот-ношения по октантам авторитарность, зависимость, альтруизм, подчиненность. Влияние субъективных характеристик по категориям: человек, собственное имя, псевдоним, прозвище, социальная роль «брат/сестра» и «дочь/сын», профессиональные роли, «коллега/одноклассник», «дружеские отношения», романтические отношения, «самооценка», «принадлежность к городу». Группа исследуемых представителей периода молодости демонстрируют влияние потребности в безопасности, социальную потребность, потребность в признании и самовыражении, среди которых большее влияние оказывает потребность в безопасности. Вместе с этим мы видим влияние самоотношения по октантам авторитарность, эгоизм и подозрительность. Влияние субъективных характеристик по категориям: прозвище и самооценка. Эти переменные (и не только) влияют на Интернет самопрезентацию и формируют индивидуальный образ пользователя.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N«4 16

Достаточно перспективным может являться рассмотрение влияния неудовлетворенных потребностей на самопрезентацию в Интернет-сетях или влияние каких-либо других факторов(например, личностных особенностей и индивидуальных ха-рактеристик),а так же при каких обстоятельствах это влияние будет усиливаться.

Изучая Интернет самопрезентацию с различных сторон, можно понять связь и влияние реальной жизни и социальных сетей, можно психологически интерпретировать ту информацию, о которой пытается рассказать Интернет страница.

Библиографический список

1. Капустина А.Н., Чикер В.А., Захарова А.М. Восемнадцать программ тренингов: Руководство для профессионалов / под науч. ред. В.А. Чикер. -СПб.: Речь, 2007.

2. Котлярова М.Н. Теории самопрезентации. -СПб., 2002.

3. Таратута Е.Е. Философия вертуальной реальности. - СПб.: СПбГУ, 2007.

4. Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Стратегии са-мопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://flogiston.ru/articles/netpsy/strategy.

68

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.