Научная статья на тему 'Особенности самопрезентации и выраженность социальных потребностей у пользователей социальных сетей'

Особенности самопрезентации и выраженность социальных потребностей у пользователей социальных сетей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1190
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛЬЗОВАТЕЛИ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ / САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / КОММУНИКАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ / ТАКТИКИ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ / ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ПРЕДЪЯВЛЯЕМОЕ И ТРЕБУЕМОЕ ПОВЕДЕНИЕ / SOCIAL NETWORKS USERS / SELF-PRESENTATION / SOCIAL NECESSITY / COMMUNICATIVE CONTROL / SELF-PRESENTATION TACTICS / EMPIRICAL RESEARCH / DEMANDED AND REQUIRED BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузьменко Инна Сергеевна, Долгова Алина О.

Проведено эмпирическое исследование особенностей самопрезентации и выразительности социальной необходимости у пользователей социальных сетей. Приводятся результаты математического анализа, подтверждающие гипотезу о наличии существенных различий в особенностях самопрезентации и выразительности социальной необходимости у пользователей социальных сетей и лиц, не пользующихся социальными сетями. Сформулирована практическая значимость результатов исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL NETWORK USERS SELF-PRESENTATION FEATURES AND DEGREE OF SOCIAL NECESSITY

The article is devoted to empirical research of self-presentation features and expressiveness of social necessity at social network users. The article gives us the data results of mathematical analysis that confirm hypothesis about the significant differences in self-presentation features and expressiveness of social necessity between social network users and persons who don't use social networks. The paper formulates the practical significance of the research.

Текст научной работы на тему «Особенности самопрезентации и выраженность социальных потребностей у пользователей социальных сетей»

УДК 159.9.072.433

ОСОБЕННОСТИ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ И ВЫРАЖЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ У ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ Кузьменко И. С., Долгова А. О. Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация

inna_mansurova@mail.ru dolgovaalya@mail.ru

Проведено эмпирическое исследование особенностей самопрезентации и

выразительности социальной необходимости у пользователей социальных сетей. Приводятся результаты математического анализа, подтверждающие гипотезу о наличии существенных различий в особенностях самопрезентации и выразительности социальной необходимости у пользователей социальных сетей и лиц, не пользующихся социальными сетями. Сформулирована практическая значимость результатов исследования.

Ключевые слова: пользователи социальных сетей, самопрезентация, социальные потребности, коммуникативный контроль, тактики самопрезентации, эмпирическое исследование, предъявляемое и требуемое поведение.

UDC 159.9.072.433

SOCIAL NETWORK USERS SELF-PRESENTATION FEATURES AND DEGREE OF SOCIAL NECESSITY

Kuzmenko I. S., Dolgova A. O.

Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation inna mansurova@mail.ru dolgovaalya@mail.ru

The article is devoted to empirical research of self-presentation features and expressiveness of social necessity at social network users. The article gives us the data results of mathematical analysis that confirm hypothesis about the significant differences in self-presentation features and expressiveness of social necessity between social network users and persons who don't use social networks. The paper formulates the practical significance of the research.

Keywords: social networks users, self-presentation, social necessity, communicative control, self-presentation tactics, empirical research, demanded and required behavior.

Введение. Мы живем в мире стремительно развивающихся инновационных технологий. Социальные сети стали дополнительной площадкой для самопрезентации и выражения социальных потребностей не только лишь молодого поколения, но и ученых, и исследователей [1]. Феномен активного проникновения социальных сетей в жизнь появился сравнительно недавно, и в связи с этим общество до сих пор не может определить нормы, правила и возможности социальных сетей, исследований по этой теме тоже очень мало [2].

В настоящее время феномен самопрезентации личности является предметом исследования целого ряда направлений гуманитарных наук, в связи с чем отсутствует целостность его понимания [3]. Так, рассматриваемый феномен привлекает внимание не только психологов, но и специалистов в области культурологии, культурантропологии, психолингвистики, лингвокультурологии, этнолингвистики, социологии, социальной философии, педагогики [4, 5].

Авторы статьи предприняли попытку исследования особенностей самопрезентации и выраженности социальных потребностей у пользователей соцсетей и лиц, не являющихся ими.

Для проведения исследования были взяты следующие методики: шкала измерения тактик самопрезентации (Б. Куигли,

С. Ли), диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер), опросник межличностных отношений (У. Шутц).

Цель исследования — изучить особенности самопрезентации и социальных потребностей у групп, являющихся и не являющихся пользователями социальных сетей.

Эмпирический объект: выборка была сформирована двумя группами — всего 60 человек (из них 28 мужчин и 32 женщины в возрастном диапазоне от 18 до 40 лет), при этом 30 человек являются пользователями социальных сетей, 30 человек не являются пользователями социальных сетей.

Задачи данного исследования:

1. Изучить понятие самопрезентации в научных исследованиях.

2. Описать теоретические подходы к изучению социальных потребностей личности.

3. Изучить феномен самопрезентации личности в виртуальном пространстве.

4. Изучить и описать особенности самопрезентации респондентов.

5. Определить выраженность социальных потребностей респондентов.

6. Осуществить сравнительный анализ особенностей самопрезентации и выраженности социальных потребностей респондентов, являющихся пользователями социальных сетей и не являющихся пользователями социальных сетей.

Достоверность результатов обеспечивалась достаточным объемом выборки, валидностью и надежностью применяемых методик, а также использованием методов математической статистики (частотный анализ, квартилирование, ^ критерий Стьюдента) (табл. 1). В таблице к гр. 1 относятся пользователи социальных сетей, к гр. 2 — те, кто сетями не пользуется.

Таблица 1

Значимые различия в особенностях самопрезентации и выраженности социальных потребностей у пользователей социальных сетей и лиц, не являющихся пользователями социальных сетей

Шкала Т Средние значения

Препятствование себе 2,7 20,1 — гр.1 16,3 — гр.2

Негативная оценка других 2,528 18,1 — гр.1 13,8 — гр.2

^(потребность во включении) 2,489 4,2667 — гр.1 5,2333 — гр.2

Ce(потребность контролировать других) 3,958 6,1667 — гр.1 4,1333 — гр.2

к (потребность быть включенным) 1,866 4,7667 — гр.1 4,0333 — гр.2

На первом этапе исследования был выявлен уровень коммуникативного контроля у всех респондентов. Выяснилось, что в процентном соотношении количество респондентов, не пользующихся социальными сетями, с высоким уровнем коммуникативного контроля превзошло количество пользователей социальных сетей на 3,1 % (20% и 23,1%). Испытуемые во время прохождения исследования показали умение управлять своими эмоциями, отмечали, что им нетрудно подражать другим людям, проявляли дружелюбие по отношению к тем людям, которых не выносят. Иными словами, респонденты-пользователи с высоким уровнем коммуникативного

контроля (23,1%) обладают выраженной способностью к управлению впечатлением в общении, к планомерному и структурированному предъявлению себя партнеру по взаимодействию. Кроме того, результаты данного исследования показывают, что среди респондентов, не являющихся пользователями социальных сетей, также присутствуют лица с высоким уровнем коммуникативного контроля (20%). Это говорит о том, что потребность в управлении впечатлением присуща обеим группам — тем, кто имеет аккаунт в социальных сетях, и тем, кто не имеет данного аккаунта.

Далее был выявлен процент респондентов с низким уровнем коммуникативного контроля.

В целом респондентов с низким уровнем коммуникативного контроля (а значит, и с низким уровнем склонности к самопрезентации) чуть больше, чем с высоким. По результатам процедуры квартилирования низкий уровень коммуникативного контроля был выявлен у 26,7% опрошенных, как имеющих аккаунт в социальных сетях, так и не имеющих его.

У данных респондентов отмечается высокая импульсивность в общении, открытость, раскованность, поведение мало подвержено изменениям в зависимости от ситуации общения и не всегда соотносится с поведением других людей.

Средний уровень коммуникативного контроля характерен для респондентов, являющихся пользователями социальных сетей и не являющихся ими. У пользователей социальных сетей количество респондентов со средним уровнем коммуникативного контроля равно 49,8 %. У 46,8 % лиц, не имеющих аккаунта в социальных сетях, наблюдался средний уровень коммуникативного контроля. У данных респондентов отмечалось непосредственность в общении, сдержанность в эмоциональных проявлениях, испытуемые склонны соотносить свои реакции с поведением окружающих.

Низкий уровень коммуникативного контроля может также являться определенной тактикой самопрезентации, респонденты могут говорить о том, что им не важно, как они выглядят в глазах окружающих, но на самом деле выстраивают диалоги, стараются показать себя с выгодной стороны и производят определенное впечатление [6].

Таким образом, коммуникативный контроль как общая склонность к самопрезентации проявляется в умении вести беседу, подстраиваясь под собеседника, в умении избежать конфликта, направить разговор в нужное русло. Такие умения присущи не только очень общительным людям, но и тем, кто контактирует по необходимости [7, 8].

На втором этапе исследования были рассмотрены разные стратегии самопрезентации. В результате анализа применяемых тактик были сделаны следующие выводы:

1. И пользователи социальных сетей, и респонденты, не имеющие аккаунта в социальных сетях, используют определенные тактики самопрезентации в общении [9].

2. Респонденты, имеющие аккаунт в социальных сетях, чаще прибегают к таким тактикам: «просьба-мольба» — с помощью использования своих слабостей они добиваются расположения окружающих, «преувеличение своих достижений» — характеризуется рассказами респондентов о тех вещах, владельцами которых они являются, с упоминанием их стоимости, «негативная оценка других» — подавление других для того, чтобы самому выглядеть лучше, и преувеличение негативных качеств у тех людей, которые конкурируют с ними.

3. Редко используемыми тактиками самопрезентации у данной группы испытуемых являются «препятствование самому себе» — отмечается, что тревога испытуемых препятствует их успеху, «пример для подражания» — респонденты стараются быть для окружающих примером, стремятся убедить других вести себя также положительно, «запугивание» — для данной тактики характерно использование своей силы для того, чтобы оказать влияние на людей, угрожать другим для осуществления своих целей.

4. Респонденты, не имеющие аккаунта в социальных сетях, также применяют определенные тактики самопрезентации. Часто используемыми являются «просьба-мольба» — с помощью использования своих слабостей респонденты добиваются расположения окружающих, «преувеличение своих достижений» — характеризуется рассказами о тех вещах, владельцем которых они являются, «пример для подражания» — респонденты стараются быть для окружающих примером, убедить других вести себя так же.

5. Редко используемыми тактиками самопрезентации являются «отречение» — для респондентов, использовавших данную стратегию, характерно заблаговременно оправдываться, если есть опасение, что они могут потерпеть неудачу, стараться заручиться поддержкой окружающих перед тем, как делать что-то, что может быть негативно воспринято, «оправдание с принятием ответственности» — использовавшие данную тактику могут оправдывать свои поступки, чтобы уменьшить отрицательные реакции со стороны окружающих, приводить веские причины для оправдания поведения, которое кажется окружающим неправильным.

И на третьем этапе исследования были рассмотрены социальные потребности. Респонденты, имеющие аккаунт в социальных сетях и не являющиеся их пользователями, имеют разные степени выраженности потребности во включении, контроле и аффекте.

У респондентов, не являющихся пользователями социальных сетей, наиболее ярко выражены потребности «во включении» — т.е. стремление испытуемых к тому, чтобы окружающие приглашали их принимать участие в их делах, как можно чаще находиться среди людей, заводить новые контакты, «стремление человека быть в близких отношениях» — это потребность индивида в том, чтобы окружающие стремились быть к нему эмоционально близкими, делились своими чувствами, «потребность контролировать других» — влиять на окружающих, брать все в свои руки.

У респондентов, не являющихся пользователями социальных сетей, менее выражены такие потребности, как потребность «быть контролируемым» — респонденты утверждали, что некомфортно себя чувствуют, когда ими управляют, потребность «во включении» — индивиды не стремятся, чтобы окружающие проявляли к ним внимание, также низко выражена потребность в том, чтобы окружающие стремились быть к ним более эмоционально близкими, респонденты комфортно чувствуют себя в одиночестве.

У респондентов, являющихся пользователями социальных сетей, наиболее ярко выражены потребности «быть включенным» — испытуемые сами стремятся принадлежать к определенным группам, чаще находиться среди людей, «потребность контролировать других» — влиять на окружающих.

У респондентов, являющихся пользователями социальных сетей, менее выражены такие социальные потребности, как потребность «во включении» — респонденты не стремятся, чтобы окружающие проявляли к ним внимание, потребность «быть контролируемым» — респонденты утверждали, что не принимают контроля над собой, некомфортно себя чувствуют, когда ими управляют.

Выводы. Таким образом, в ходе проведенного исследования об особенностях самопрезентации и выраженности социальных потребностей выдвинутая авторами гипотеза о том, что существуют значимые различия в особенностях самопрезентации и выраженности социальных потребностей у пользователей социальных сетей и респондентов, не являющихся пользователями, подтвердилась на основании данных, приведенных выше, которые были выявлены в ходе частотного анализа и процедуры квартилирования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в данной работе результаты и выводы можно использовать в деятельности психологов, менеджеров, работников

г(ш)}

кадровых служб и других специалистов. Материалы исследования могут быть использованы при работе с кадровым резервом, консультировании сотрудников по вопросам планирования и развития карьеры, развития лидерства, для разрешения (и профилактики) конфликтов, формирования команд, подбора персонала, при семейном консультировании и др. Данные об особенностях самопрезентации и социальных потребностях позволят лучше понимать свои потребности в общении с другими людьми, особенности своего поведения и поведения других людей, человек сможет использовать более эффективные способы коммуникативного контроля, определять альтернативные методы достижения своих целей. Результаты исследования могут помочь руководителям, ИЯ-специалистам и психологам организаций более грамотно выстроить систему мотивации и стимулирования персонала с учетом удовлетворения их социальных потребностей.

Библиографический список

1. Арестова, О. Н. Психологическое исследование мотивации пользователей Интернета : тезисы доклада на 2-й Российской конференции по экологической психологии / О. Н. Арестова, Л. Н. Бабанин, А. Е. Войскунский: — Москва, 2000. — С. 245-246.

2.Карасева, С. А. Самопрезентационная компетентность современного конкурентоспособного специалиста / С. А. Карасева, С. А. Хазова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. — 2012. — №4 (109). — С.

3. Жичкина, А. Е. Самопрезентация в виртуальной реальности и особенности идентичности подростка-пользователя Интернета / А. Е. Жичкина, Е. П. Белинская // Образование и информационная культура. Социологические аспекты ; под ред. В. С. Собкина. — Москва : Центр социологии образования РАО, 2000. — С. 431-460.

4. Бабаева, Ю. Д. Интернет: воздействие на личность / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский, О. В. Смыслова // Гуманитарные исследования в Интернете; под ред. А. Е. Войскунского. — Можайск : Терра-Москва, 2000. — С.11-39.

5. Пикулёва, О. А. Самопрезентация личности пользователей сети Интернет / О А. Пикулёва // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. Серия «Психология». — 2013. — Т. 5, № 4. —

6. Виноградова, Т. Ю. Специфика общения в интернете / Т. Ю. Виноградова // Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект. — Казань : Казанский госуниверситет, 2004. — С. 63-67.

7. Гоцева, Ю. А. Особенности самопредъявления подростков в семейной, учебной и дружеской сферах общения : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Ю. А. Гоцева. — Ростов-на-Дону, 2008. — 30 с.

8. Грязнова, Е. В. Компьютерное общение как социальный феномен : автореф. дис. ... канд. филос. наук / Е. В. Грязнова. — Нижний Новгород, 2001. — 29 с.

9. Чудова, Н. В. Психологические особенности коммуникативного пространства Интернета / Н. В. Чудова, М. А. Евлампиева, Н. А. Рахимова [Электронный ресурс] / Медиапсихология. — Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text7/47.htm (дата обращения: 24.04.18).

55-64.

С. 77-81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.