Библиографический список
G.L Rabotnikova
1. Глазкова ЛК. Клинико-иммуно-логические критерии развития нарушений репродуктивной функции у женщин с гени-тальной хламидийной инфекцией / ЛК Глазкова, ИМ. Герасимова // ЗППП. -
1997,-№2.-0.18-20.
2. Гранитов ВМ. Хламидиозы / ВМ. Гранитов, - М.; Мед. книга, 2002. - 192 с.
3. Козлова ВМ. Вирусные, хламидийные и микоплазменные заболевания гениталий / ВМ. Козлова, АФ. Пухнер. - М.: Филинъ, 1997. - 536 с.
4. Медведев БК Иммунопатологические реакции при хронических воспалительных заболеваниях матки и придатков и возможности их терапевтической коррекции / БМ. Медведев, ЭА Казачкова, ЕЛ. Казачков // ЖМЭИ. - 2001. - № 4. - С.111-114.
5. Савичева AM. Урогенитальный хла-мидиоз у женщин и его последствия / AM. Савичева, МА. Вашмакова / Под ред. ЖАйламазяна. - Н,Новгород: Изд-во НГМД,
1998. - 182 с.
DYNAMICS OF IMMUNOLOGIC INDICES IN COMPLEX TREATMENT OF CHRONIC
CHLAMYDIOSIS IN WOMEN WITH INFLAMMATORY DISEASES OF SMALL PELVIS ORGANS
Possibility of regional use of preparation «Affinoieukm» in complex therapy of chronic inflammatory diseases of small pelvis organs of chlamydious etiology has been investigated, it has been shown that after complex treatment including «Affinoleukin», normalization of some immunogram indices, disappearance of clinical manifestations of the disease, more frequent and effective with regional administration of the preparation was noted in a significant part of patients. The data obtained are the evidence of efficiency of immunocorrecting preparation «Affïnoleukin» included into complex therapy of inflammatory diseases of small pelvis organs in women with chlamydious infection.
Keywords: chlamydious infection, inflammatory diseases of small pelvis organs, preparation "Affmoleukin", immunity indices.
Пермская государственная медицинская
академия
Материал поступил в редакцию 18.0 ! .06
УДК 159.923.2
СЖ Жданова, Т.С. Рагозина
ОСОБЕННОСТИ САМОПОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Нарушения физического и психического здоровья человека не являются только медицинским явлением ни по причинам возникновения, ни по его последствиям. В связи с этим особую актуальность на современном этапе приобретает междисциплинарный подход к изучению и пониманию
феномена здоровья, включающий в себя интеграцию не только медицинских, но и психологических наук (8]. Использование психологических знаний в контексте решения медицинских проблем позволит глубже понять проблемы человеческой жизни, механизмы различных отклонений, возможно-
ста реабилитации людей, страдающих различными заболеваниями, их профилактики.
Здоровье человека закладывается в период пренатального развития, в раннем детстве, и определяется как особенностями самого организма, так и воздействием окружающей среды. При этом физический недуг ребенка влияет не только на него самого, но и на его семью, окружение и это влияние определяется, прежде всего, тем смыслом, который предают ему культура и общество [8,9].
В настоящее время множество неблагоприятных факторов негативно сказываются на здоровье людей. Повышенная технизация, загрязнения окружающей среды, другие факторы ведут к неблагоприятному пре-натальному развитию детей, что в некоторых случаях вызывает нарушение двигательных функций будущего ребенка. Так, по данным Госкомитета РФ, на 1000 здоровых детей рождается от 2 до б детей, страдающих определенными формами детского церебрального паралича различной тяжести. Среди детей-инвалидов каждый десятый страдает заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Среди детей до 14 лет в 1990 г. отмечено 91,7 тыс. случаев (впервые установленный диагноз), в 1995 г. - 547 тыс, а в 1999 г. - 720 тыс. случаев. Таким образом, наблюдается рост рождаемости детей, страдающих заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
Детский церебральный паралич (ДЦП) - группа патологических синдромов, возникающих в результате внутриутробных, родовых или послеродовых поражений головного мозга и проявляющихся в форме двигательных, речевых и психических нарушений {3].
Ведущими в клинической картине ДЦП являются двигательные нарушения: центральные параличи определенных групп мышц, расстройства координации, гиперки-незы (непроизвольные беспорядочные движения конечностей и лицевой мускулатуры). Двигательные нарушения часто сочетаются с речевыми и психическими расстройствами, с нарушениями зрения и слуха (2,3).
Двигательные нарушения у детей с церебральным параличом имеют различную степень тяжести. При тяжелой форме дети не могут овладеть навыками ходьбы, мани-пулятивной деятельности, самообслуживания. При средней форме тяжести они способны к овладению навыками ходьбы, однако передвигаются с помощью ортопедических приспособлений. Навыки самообслуживания у таких детей развиты не полностью. Легкая форма предполагает наличие навыков ходьбы, самообслуживания, мани-пулятивной деятельности. Однако у детей могут наблюдаться патологические позы, положения, нарушения походки, замедленные движения, недостаточное развитие мелкой моторики руки [2,10],
При легкой и средней степени поражения, а это более 70% всех случаев, дети могут посещать коррекционно-образовательные учреждения. При тяжелой форме они воспитываются и обучаются, как правило, в специальных учреждениях интернатского типа. Анализируя причины возникновения ДЦП, следует отметить, что данное заболевание возникает в результате пренатальных, перинатальных и постнатальных поражений двигательных отделов головного мозга. Более 400 факторов могут оказать повреждающее действие на центральную нервную систему развивающегося плода [2,3,9]. К пренаталь-
ным факторам относят: конституцию, соматические, сердечно-сосудистые, эндокринные, инфекционные заболевания будущей матери (вирусные инфекции, например, краснуху); вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания); физические травмы, ушибы плода; осложнения предыдущей беременности; физические факторы (перегревание или переохлаждение, действие вибрации, облучение); действие лекарственных препаратов; несовместимость крови матери и плода; экологические факторы (загрязненные вода, воздух, нитраты, ядохимикаты, радионуклиды, различные синтетические добавки, содержащиеся в продуктах питания; повышенный уровень радиации).
Все вышеперечисленные факторы нарушают маточно-плацентарное кровообращение, что приводит к расстройствам питания и кислородному голоданию плода (внутриутробной гипоксии). Развитие нервной системы плода в этих условиях нарушается.
К перинатальным факторам относят родовые травмы, асфиксию. Сочетание внутриутробной патологии с родовой травмой является в настоящее время одной из наиболее частых причин возникновения ДЦП. Родовая травма вызывает нарушение мозгового кровообращения, и в тяжелых случаях - кровоизлияние в мозг. Причинами родовых травм могут быть механические повреждения при рождении, неправильное предлежание плода, искусственные роды -кесарево сечение, патология плаценты или пуповины, обвитие пуповины и др.
Действие родовой травмы часто сочетается с асфиксией - патологическим состоянием организма, характеризующимся
недостатком кислорода в крови, нарушением дыхания и сердечной деятельности.
К постнатальным факторам относят травмы черепа, костей, гематомы, инфекции, в том числе менингит, энцефалит, интоксикации лекарственными веществами, антибиотиками, осложнения после прививок. Примерно в 2% случаев основную роль в развитии ДЦП играет генетический фактор.
Существует более двадцати классификаций форм ДЦП. Они основаны на этиологических признаках, характере клинических проявлений, патогенетических особенностях. В отечественной клинической практике используют классификацию К.А. Семеновой, в соответствии с которой выделяют пять основных форм детского церебрального паралича (2, 3, 10]: это двойная ге-миплегия, спастическая диплегия, гиперкинетическая, атонически-астатическая, геми-паретичная формы.
Спастическая диплегия - наиболее распространенная форма ДЦП, характеризующаяся двигательными нарушениями в верхних и нижних конечностях, при этом нижние конечности поражены больше, чем верхние. Дети, страдающие спастической диллегией, под влиянием специального обучения могут овладеть навыками самообслуживания, письма и рядом трудовых навыков.
Двойная гемиплегия - возникает при наиболее тяжелых поражениях головного мозга, характеризуется двигательными нарушениями и в верхних, и в нижних конечностях, которые поражены в одинаковой степени. Тяжелое поражение рук, лицевой мускулатуры, мышц верхней части туловища приводит к задержке психического и речевого развития. При отсутствии глубоко-
го интеллектуального недоразвития двойная гемиплегия может трансформироваться в спастическую диплегию.
Гиперкинетическая форма ДЦП характеризуется преимущественным поражением подкорковых образований; наличием непроизвольных беспорядочных движений в мускулатуре лица, шеи, нижних отделов конечностей, Психическое развитие страдает в этом случае меньше, чем при других формах ДЦП, интеллект сохранен,
Атспймсшнюттияеская форма ДЦП отличается мышечной гипотонией, характеризуется наличием парезов, атаксии, тремора, Вследствие поражения мозжечка наблюдаются расстройства координации движений, трудности при ходьбе. Довольно часто наблюдается задержка психического развитая.
Гемитретическая форма отличается тем, что двигательные расстройства выражены в меньшей степени, чем при других формах ДЦП, при этом нарушение двигательных функций отмечается преимущественно на одной стороне. Из-за трофических расстройств у детей происходит замедление роста костей, таз ведет к укорочению длины паретичной конечности. При этой форме ДЦП дети лучше адаптируются, способны к овладению трудовыми навыками.
Характеризуя особенности развития детей с ДЦП, отметим, что особую значимость приобретает вопрос о физическом и психическом развитии данной группы детей. Двигательные нарушения при ДЦП обусловлены сочетанием повышенного мышечного тонуса с тоническими рефлексами периода новорож-денносга, что препятствует развитию возрастных двигательных навыков и затрудняет двигательное развитие ребенка. Доя детей с ДЦП характерны нарушения центрального отдела
двигательного анализатора и высших кинестетических функций (мышечно-суставного чувства), определяющих тонус мышц и развитие произвольных движений [3].
У детей, страдающих ДЦП, нарушено формирование схем отдельных произвольных движений и схемы тела в целом, так как формирование представлений о своем теле зависит от развития двигательных функций, тактильных, зрительных, кинестетических ощущений и соответствующих им движений, в процессе которых осознается взаиморасположение частей тела.
Многие дети, страдающие ДЦП, игнорируют свою пораженную конечность даже в случае ее умеренного поражения. При этом происходит подавление деятельности кинестетического анализатора, что затрудняет выработку условно-рефлекторных связей, на основе которых строится чувство собственно тела, чувство позы и тонкая моторика [121.
Патология двигательной системы у детей, страдающих церебральными параличами, является одним из факторов, замедляющих их психическое развитие. В силу двигательной недостаточности, ограничения поля зрения, нарушений зрительного и слухового восприятия, отсутствия предметных действий (становление которых происходит по мере развития общей моторики), недоразвития мелкой моторики у детей заметны отставания в развитии [3,10,11].
Дети, лишенные возможности свободно передвигаться и манипулировать предметами, общаться со сверстниками, не могут приобрести тог запас знаний об офужающем мире, который имеют нормально развивающиеся дети их возраста. У детей, страдающих ДЦП, сведения об окружающем часто носят формальный характер, отрывочны, изолированы
друг от друга. Формирование операций сравнения, анализа и синтеза, установления причинно - следственных связей замедлено, результатом чего являются неточность имеющихся понягай, ограниченность активного и пассивного словаря [6,11].
Несмотря на сниженную работоспособность, инертность и истощаемость психических процессов, для детей с ДЦП характерны упорство, усидчивость, которые могут компенсировать нарушения познавательной деятельности.
В целом, можно говорить о том, что у многих детей, страдающих ДЦП, потенциально сохранны предпосылки развитая мышления, в том числе его высших форм. Гибкие звенья функционирования коры головного мозга позволяют компенсировать дефект подкорковых образований в развитии интеллекта при ДЦП [51-
В дальнейшем дети, страдающие средними и легкими формами ДЦП и обладающие сохранным интеллектом, могут закончить среднюю школу, получить высшее образование с последующим трудоустройством, что является важным фактором их интеграции в обществе №
Развитие ребенка в условиях соматической патологии влияет на формирование его личности, особенности взаимоотношений с родителями, сверстниками, на возможности адаптации в целом. Заболевание может исказить развитие ребенка, вызвать серьезные расстройства поведения. Следует отметить, что реакции на заболевание зависят от возраста и уровня развития ребенка. Так, маленькие дети не способны осознать тяжесть своего заболевания, в отличие от детей школьного возраста, которые глубоко переживают свое положение [14].
Л.С. Выготский отмечал, что человек с биологическим дефектом от рождения не ощущает его как таковой, а лишь его социальные последствия [5]. Заболевание создает особый социальный контекст жизни и развития ребенка, влияет на его самопознание, самоотношение, особенности взаимоотношений с другими людьми,
Исследования показывают, что выраженные двигательные расстройства способствуют формированию у детей негативных черт характера, а также сохранению черт, не свойственных данному возрасту и характерных для предыдущего этапа развития Так. дня детей с ДЦП свойственны непосредственность, склонность к фантазированию и мечтательности, преобладание в деятельности мотивов удовольствия, недостаточная активность, нерешительность, наличие страхов, склонность к быстрой смене настроения. Недостаточность коммуникативных связей с окружающим, иногда невозможность игры и систематического обучения, поведение родителей, чрезмерно опекающих или, наоборот, чересчур требовательных к своему ребенку, могут развить в одних случаях пассивность, неумение преодолевать трудности, в других - реакцию протеста, негативизм, упрямство [11].
В ранней юности подростки с ДЦП осознают свою «уникальность», непохожесть на других, что ведет к возникновению острого чувства неполноценности, одиночества, дисгармоничных отношений с родителями и сверстниками. Изоляция от общества препятствует формированию активной жизненной позиции, устойчивой положительной самооценки, базового чувства доверия к миру, в связи с чем все люди воспринимаются как недоброжелательное окружение. У детей и подростков, страдающих ДЦП, не
формируются достаточная мотивация и навыки общения, направленность внимания на реакции окружающих в отношении собственного внешнего облика и поведения.
Дети и подростки с ДЦП выбирают для себя в основном те виды деятельности, которые могут осуществляться без присутствия других людей, предпочитают ситуации, в которых предоставлены сами себе, мало вовлечены в совместную деятельность с другими людьми, не интересуются их мнением 112].
В процессе познания индивидуальности детей, страдающих ДЦП, особый интерес приобретает вопрос об особенностях познания собственной индивидуальности. Изучение данного вопроса представляется достаточно значимым, поскольку может рассматриваться в качестве одного из направлений коррекционной работы с детьми, позволяет прогнозировать особенности взаимоотношений данной группы детей с другими людьми.
Материал и методы исследования
С целью изучения особенностей самопознания у лиц, страдающих ДЦП, нами было организовано и проведено специальное исследование, Исследование осуществлялось на выборке детей младшего и подросткового возраста, страдающих ДЦП, но обладающих сохранным интеллектом (30 человек), а также здоровых детях, не страдающих данным заболеванием (30 человек). В исследовании приняли участие дети в возрасте от 12-17 лет, средний возраст обследованных составил 14,5 г. Общее количество обследованных 60 человек, по 30 респондентов в каждой группе. Исследование проходило на базе школы-интерната № 4 дня детей с огра-
ниченными возможностями, Комплексных Центров социального обслуживания населения Индустриального и Орджоникидзев-ского районов г. Перми. Выборку здоровых детей составили учащиеся общеобразовательной школы № 84 г. Перми.
В процессе изучения особенностей познания и представлений о собственной индивидуальности были использованы следующие методы и методики исследования: метод свободного самоописания М. Лалджи, методика «Автопортрет», методика самоописания Дембо-Рубинштейн в модификации Прихожан, шкала самоуважения Розенберга, символические задания на выявление «Социального Я» [14,16,17].
Для обработки данных использовалась процедура контент-анализа [7). Статистическая обработка результатов осуществлялась на основе Т-критерия Стьюдента для независимых выборок, критерия углового преобразования Фишера.
Результаты и обсуждение
В ходе исследования получены следующие результаты. Были выявлены общие и специфические особенности в познании индивидуальности в группе здоровых детей и детей, страдающих ДЦП, причем наиболее существенные различия определялись на основе качественных методов исследования, в частности, метода свободных самоописаний, методики «Автопортрет», методики со-циально-символических заданий. Данный факт можно объяснить тем, что применение качественных методов исследования снижает вероятность сознательного контроля действий со стороны испытуемого, уменьшает эффект социальной желательности, поскольку респондент не знает заранее о типе
интерпретации, которая будет дана его результатам.
Отмечая общие особенности самопознания, следует отметить, что в обеих группах респонденты характеризуют себя как человека, обладающего рядом достоинств, недостатков, указывают факты биографии, рассматриваемые во времени. Так, например, категория контент-анализа «Детали временного условия» встретилась у 43,3% детей с ДЦП и у 42,9% здоровых детей. В процессе познания собственной индивидуальности респонденты обеих групп описывали также свои интересы, увлечения, предпочтения в деятельности (категория «Направленность личности» встретилась у 83,3% детей с ДЦП и у 89,3% здоровых детей), а также эмоциональные состояния, чувства, переживания (категория «Эмоционально-волевая сфера» встретилась у 33,3% и 21,4% детей соответственно).
Испытуемые обеих групп в равной степени говорили о своих стремлениях, желаниях (категория «Мотивационная сфера» встретилась у 36,7 %, страдающих ДЦП, и 21,4% здоровых детей), а также о проявлениях свойств темперамента (категория «Темперамент» встретилась у 10,0% детей с ДЦП и 14,3% здоровых детей).
Также испытуемые оценивали свои личностные качества, давали им позитивную и негативную оценку, говорили о желании что-либо изменить в себе. Так, категория «Положительное самоотношение» встретилась у 56,6 % здоровых детей и 39,3% детей, страдающих ДЦП. Категория «Отрицательное самоотношение» - у 20,0% здоровых детей и 25,0% детей с ДЦП.
В ходе исследования также были выявлены значимые различия между группами
испытуемых в особенностях познания собственной индивидуальности. Значимые различия были обнаружены по показателю социальной заинтересованности (/ = 2,193, р< 0,001). Данный факт можно объяснить тем, что дети, страдающие ДЦП, в меньшей степени осознают себя частью общества, включенными в социальную жизнь, межличностные взаимодействия (50% у детей с ДЦП и 76,7% у здоровых детей). Кроме того, в отличие от здоровых детей, большинство детей с ДЦП находится на домашнем обучении или в условиях закрытого интерната, вследствие чего имеют ограниченный круг общения. Здоровые дети, согласно их самоописаниям, ведут активную социальную жизнь, круг их общения достаточно широк.
Также были выявлены существенные различия относительно показателя эгоцентричное™ (/ =1,743, р<0,05). Дети с ДЦП в меньшей степени, по сравнению со здоровыми детьми, проявляют эгоцентризм (50% у детей с ДЦП и 83,3% У здоровых детей), что также можно объяснить социальной изолированностью детей, страдающих ДЦП. Узкий круг общения не позволяет данной группе детей в достаточной степени получать обратные социальные связи, в том числе непосредственные вербальные оценки, которые являются важным источником знаний о себе и стимулом к самопознанию. Этим можно объяснить и тот факт, что дети, страдающие ДЦП, в меньшей степени уделяют внимание анализу собственных мыслей, чувств, не склонны к характеристике своих личностных качеств, анализу своих поступков, особенностей взаимоотношений с другими людьми.
В отличие от здоровых, у детей, страдающих ДЦП, не встречаются ссылки на та-
кие категории, как «Внешность», «Социальные роли», в то время как здоровые дети достаточно активно используют данную категорию при познании себя. Например, категория «Внешность» встретилась у 28,6% здоровых детей, а категория «Социальные роли» - у 10,7%. Это может быть связано с негативным отношением детей, страдающих ДЦП, к своему внешнему облику, «физическому Я», с переживанием собственного физического отличия от других людей.
У детей с ДЦП также в меньшей степени встречается ссылка на возраст (6,6% у детей с ДЦП и 46,4% в группе здоровых детей).
Дети, страдающие ДЦП, в меньшей степени склонны к анализу своих способностей, меньше говорят о своих умениях, навыках, особенностях характера (16,7% детей с ДЦП и 50,0% здоровых детей), реже ссылаются на других людей, в том числе членов семьи, друзей (50,0 и 82,1% соответственно).
Данные, полученные на основе методики «Автопортрет», свидетельствуют о том, что по сравнению со здоровыми детьми, дети с ДЦП чаще изображают конкретные образы (93,4%). Для них характерны разрозненность (13,3), статичность (76,7%), ненаправленность композиции (86,7%), однонаправленность линий (60,0%), активное использование штриховки (66,7%). Полученные данные позволяют говорить о том, что образ «Я» у детей с ДЦП является неустойчивым, характеризуется конфликтностью, свидетельствует об ограничении двигательных движений, отсутствии стремлений к достижениям, саморазвитию, склонности к стагнации.
Для детей с ДЦП характерно переживание ограниченности своих возможностей,
осознание собственной «уникальности», отличия от других. Это, в свою очередь, обусловливает высокий уровень тревожности, формирование чувства неполноценности.
В целом, полученные результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Детский церебральный паралич - это группа врожденных (вследствие инфекционных заболеваний матери) или приобретенных в раннем детстве (вследствие родовых травм) заболеваний, приводящих к инвалидности и ограничению жизнедеятельности (ограничение способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, контроль за своим поведением, обучение и трудовую деятельность).
Недостаточное развитие физических и психических функций может быть компенсировано, поскольку при определенных формах ДЦП у детей могут быть потенциально сохранены предпосылки развития мышления, в том числе его высших форм, поэтому дети и подростки с ДЦП обладают потенциальными возможностями адаптации в обществе.
2, Анализ полученных результатов позволяет говорить о наличии общих особенностей в познании себя в группе здоровых детей и детей с ДЦП. Данные особенности проявляются в том, что обе группы детей характеризуются высоким уровнем самооценки, самоуважения, уровнем притязаний, характеризуются выраженной идентификацией с членами семьи, друзьями, склонны говорить о своих предпочтениях в деятельности, желаниях, ожиданиях, своих личных качествах, в том числе о достоинствах и недостатках.
3. Полученные результаты также свидетельствуют о наличии специфических различий в познании респондентами собственной индивидуальности. Анализ результатов показывает, что дети с ДЦП, по сравнению с группой здоровых детей, в меньшей степени уделяют внимание индивидным характеристикам индивидуальности, таким, как пол, возраст, особенностям внешности, свойствам личностного уровня индивидуальности, таким как характер, способности, направленность личности, не склонны к анализу своих поступков, особенностей межличностного взаимодействия, реже делают ссылку на других людей и на социальные роли.
Недостаточное развитие рефлексии, склонности к самопознанию детей, страдающих ДЦП, можно объяснить особой социальной ситуацией развития данной группы детей, в частности, социальной изоляцией, узким кругом общения, ограничением возможностей в получении образования, профессии, достижении социально значимых результатов.
Анализ особенностей познания детьми собственной индивидуальности показывает, что для детей с ДЦП характерен неустойчивый и конфликтный образ «Я», отсутствие стремления к достижениям, саморазвитию, переживание ограниченности своих возможностей, собственного отличия от других, следствием чего является высокий уровень тревожности и переживание чувства неполноценности.
Подводя итог, следует подчеркнуть, что ДЦП не является прогрессирующим заболеванием. При правильном лечении, реабилитации и коррекционной работе состояние ребенка может заметно улучшиться, отмечается его положительная динамика. Основой
коррекционной работы при ДЦП является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи, обеспечение социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Социально-психологическая реабилитация детей с ДЦП должна быть направлена на развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению, труду, к своим возможностям и способностям. Ведущую роль в этом процессе может сыграть изучение и коррекция особенностей познания у детей, страдающих ДЦП, собственной индивидуальности, а также индивидуальности других людей.
Библиографический список
1 .Ахутина ТВ. Использование виртуальных сред для развития пространственных функций у детей с церебральным параличом / ТВ. Ахутина, АН. Кричевец // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. - 2002. -№ 4. -С. 7-85.
2. Бадалян Л.О. Детские церебральные параличи / Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, ОВ. Ти-монина. - Киев, 1998. -С. 113-122.
3. Бадалян Л.О. Невропатология / Л.О. Бадалян. - М, 2000. - С. 246 - 254.
4. Баумгартен ЛВ. Отношение к труду, профессии, будущей работе студентов - инвалидов IЛ В. Баумгартен // Мир психологии. - 2001, - № 2. - С. 198-204.
5. Государев НА. Интеллектуальная элита молодых людей с последствиями детского церебрального паралича / НА Государев Ц Мир психологии. - 2001. - № 2. - С.204-210.
6. Дети с отклонениями в развитии / Сост. ИД. Шматко. - М„ 1997. - С.52-92.
7. Жданова СЮ. Психология познания индивидуальности человека / СЮ. Жданова.
- Перм. гос ун-т. Перм. гос. пед. ун-т; Ин-т психологии. - Пермь, 2005 - 190 с.
8. Журавлев АЛ. Психологические факторы физического и психического здоровья человека/АЛ. Журавлев// Психологический журнал. - 2004. - №3- - С.107-117.
9. Климова ЮЛ Социальная работа с семьями детей с ограниченными возможностями / ЮА. Климова // Мир психологии. -2001. - №2. - С.243-253.
10Ковалев ВВ. Психиатрия детского возраста / ВВ. Ковалев. - М., 1995. - 558 с.
11 Левченко ИЮ. Особенности психического развития больных ДЦП в детском и подростковом возрасте / ИЮ. Левченко // Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича. - М., 1991.
12Маетюкова ЕМ. Физическое воспитание детей с церебральным параличом / ЕМ. Маетюкова. - М., 1991.
\ЬРыженко ИВ. Особенности реагирования родителей на присутствие в семье ребенка-инвалида / ИВ. Рыжежо, М.С. Кар-данова // Мир психологии. - 2003. - № 3. -С.242-247.
14.Соколова Е.Т. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях / Е.Т. Соколова, ВВ. Николаева. - М, 1995. - С.207-323-
15.Феномен эгоцентризма у подростков-инвалидов / Л.Ф. Обухова, ТВ. Рябова, МИ. Гуаова, ТК. Сщре // Вопросы психологии.-2001.-№3.-С.40-48.
1 Швалева НМ. Основные детерминанты социально-психологической адаптации школьников с нарушениями соматического и нервно-психического здоровья / ИМ. Швалева, СЮ. Ганжа // Мир психологии. - 2002. -№ 2. - С.227-233.
17.Person description in India, Britain and Bulgaria / M. Lalljee, R. Angelova et ai. // J. of cross-cultural psychology. - 1995. - Vol. 26. -№6.-P. 645-557.
5. Ум. Zbdanova, T.S. Ragozina
PECULIARITIES OF SELF-KNOWLEDGE
IN CHILDREN WITH INFANTILE CEREBRAL PARALYSIS
The problem of cognition of individuality in subjects with limited possibilities has been considered. Peculiarities of self-knowledge in children suffering with infantile cerebral paralysis (ICP) were studied. It has been shown that ICP children in comparison with healthy ones pay less attention to individual characteristics such as sex, age, peculiar features of appearance; they are less inclined to analysis of personal characteristics, their own behaviour, peculiarities of interconnection with other people. Children with infantile cerebral paralysis have a conflict and unstable image of "Me", they do not strive for achievements, self-development, suffer from limitations in their potentialities, feet their differences from other people. It all causes high level of anxiety, perception of inferiority complex. Sociopsy-chological work carried out together with correct treatment and medical aid can significantly improve children's state of health. The leading role in this process can be played by investigation and correction of peculiar features of self-knowledge in ICP children.
Keywords: cognition, individuality, self-knowledge, peculiar features of self-knowledge in children suffering from infantile cerebral paralysis.
Пермский государственный университет Материал поступил в редакцию 25.01.06