Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СИСТЕМЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СИСТЕМЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самооценка / социальная фрустрированность / слушатели Казанского юридического института МВД России / self-assessment / social frustration / students of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Харрасова Гульемеш Ваисовна, Халилуллин Фаиль Фаргатович, Старостин Вадим Геннадьевич

Самооценка как сложное образование человеческой психики является одной из главных характеристик личности, имеющей отношение к психологическому благополучию. Самооценка, являясь ключевым элементом самосознания, предназначена для оценки личностью самого себя на основе знаний о себе. В работе рассмотрены различные трактовки понятия «самооценка». Описаны разновидности самооценки: адекватная (объективная) и неадекватная (завышенная и заниженная). На основании применения методик И.О. Будасси и Л.И. Вассермана представлены результаты эмпирических исследований особенностей самооценки слушателей факультета профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации Казанского юридического института МВД России. Профессионально-личностная самооценка слушателей рассмотрена как следствие соотнесения реального и идеального «Я», а так же удовлетворенности собой и сферами собственной жизни. Анализ полученных результатов показал, что большинство слушателей имеют средний уровень адекватной самооценки и пониженный уровень социальной фрустрированности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Харрасова Гульемеш Ваисовна, Халилуллин Фаиль Фаргатович, Старостин Вадим Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-esteem as a complex formation of the human psyche is one of the main characteristics of a person related to psychological well-being. Self-esteem, being a key element of self-awareness, is intended for self-assessment by a person based on self-knowledge. The paper considers various interpretations of the concept of "self-esteem". The types of self-esteem are described: adequate (objective) and inadequate (overstated and understated). Based on the application of the methods of I.O. Budassi and L.I. Wasserman, the results of an empirical study of the features of self-assessment of students of the Faculty of Vocational Training, Retraining and advanced Training of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia are presented. The professional and personal self-esteem of the listeners is considered as a consequence of the correlation of the real and ideal "I", as well as self-satisfaction and the spheres of their own life. Analysis of the results showed that the majority of respondents have an average level of adequate self-esteem and a reduced level of social frustration.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СИСТЕМЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

6. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова // Науч. исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1991. - 152 с.

7. Спиваковская, A.C. Как быть родителями: О психологии родительской любви / A.C. Спиваковская. - М.: Педагогика. -2001. - 160 с.

8. Суворова, О.В. Личностные предпосылки развития субъектной активности ребенка в условиях перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту / О.В. Суворова, С.Н. Сорокоумова, П.А. Рыбаков // Приволжский научный журнал. -2011. - № 4 (20). - С. 256-260

9. Ульенкова, У.В. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе / У.В. Ульенкова // Вопросы психологии - 1983. -№ 4. - С. 62-70

10. Шалина, A.A. Личность старшего дошкольника как субъект нравственного выбора: условия и возможности развития / A.A. Шалина, О.В. Суворова, Е.В. Минаева. - Нижний Новгород, НГПУ им. К. Минина, 2022. - 174 с.

11. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.Э. Юстицкис. 4-е изд. - СПб.: Питер, 2008.-671 с.

Психология

УДК 159.9

кандидат биологических наук, доцент Харрасова Гульемеш Ваисовна

Уфимский юридический институт МВД России (г. Уфа); кандидат психологических наук, доцент Халилуллин Фаиль Фаргатович Казанский юридический институт МВД России (г. Казань); старший преподаватель Старостин Вадим Геннадьевич

Казанский юридический институт МВД России (г. Казань)

ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СИСТЕМЕ

ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. Самооценка как сложное образование человеческой психики является одной из главных характеристик личности, имеющей отношение к психологическому благополучию. Самооценка, являясь ключевым элементом самосознания, предназначена для оценки личностью самого себя на основе знаний о себе. В работе рассмотрены различные трактовки понятия «самооценка». Описаны разновидности самооценки: адекватная (объективная) и неадекватная (завышенная и заниженная). На основании применения методик И.О. Будасси и Л.И Вассермана представлены результаты эмпирических исследований особенностей самооценки слушателей факультета профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации Казанского юридического института МВД России. Профессионально-личностная самооценка слушателей рассмотрена как следствие соотнесения реального и идеального «Я», а так же удовлетворенности собой и сферами собственной жизни. Анализ полученных результатов показал, что большинство слушателей имеют средний уровень адекватной самооценки и пониженный уровень социальной фрустрированности.

Ключевые слова: самооценка, социальная фрустрированность, слушатели Казанского юридического института МВД России.

Annotation. Self-esteem as a complex formation of the human psyche is one of the main characteristics of a person related to psychological well-being. Self-esteem, being a key element of self-awareness, is intended for self-assessment by a person based on self-knowledge. The paper considers various interpretations of the concept of "self-esteem". The types of self-esteem are described: adequate (objective) and inadequate (overstated and understated). Based on the application of the methods of I.O. Budassi and L.I. Wasserman, the results of an empirical study of the features of self-assessment of students of the Faculty of Vocational Training, Retraining and advanced Training of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia are presented. The professional and personal self-esteem of the listeners is considered as a consequence of the correlation of the real and ideal "I", as well as self-satisfaction and the spheres of their own life. Analysis of the results showed that the majority of respondents have an average level of adequate self-esteem and a reduced level of social frustration.

Key words: self-assessment, social frustration, students of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Самооценка - это уважение, которое вам оказывают и которое вы испытываете к самому себе.

Уильям Дж. Макгрейн [7, С. 47].

Введение. Исследование самооценки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (ОВД РФ) имеет важное социально-психологическое и научно-практическое значение, так как для успешного выполнения служебных обязанностей необходимо обладать здоровой-адекватной самооценкой.

В связи с этим актуальность исследования заключается в том, что адекватный уровень самооценки является фактором успешной профессиональной деятельности и морально-психологического здоровья сотрудников ОВД РФ. Так, Л.Н. Корнеева подтверждает, что на профессиональную деятельность специалиста влияет «параметр высоты самооценки» [7, С. 4].

Итак, здоровое представление о себе (адекватная самооценка) показывает уровень личности в своих профессиональных и личных силах. И.А. Юрловская отмечает: «Еотовность к профессиональной деятельности - это не только теоретическая и практическая подготовка, но и созревание профессионального сознания и становления личности в целом».

Самооценка является предметом многочисленных трудов отечественных и зарубежных ученых: Агапов B.C., Б.Е. Ананьев, Л.И. Божович, А.К. Болотова, Л.В. Бороздина, Л.С. Выготский, А.В. Захарова, В.А. Зобков, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, А.И. Липкина, О.Н. Молчанов, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, И.И. Чеснокова, Е.С. Шорохова; Р. Берне, У.Джемс, Дж. Мид, К. Мрук, К. Роджерс, Э. Эриксон и др.

В следствии этого, существует множество различных трактовок понятия «самооценка» (табл. 1), которая своим влиянием пронизывает все аспекты человеческого существования [8, С.1-348].

Исходя из множества подходов к пониманию «самооценка» все трактовки можно обобщить как «Я концепция», «образ-Ял, «представления о себе», «самоотношение», «удовлетворенность собой» и т.д.

Самооценка - это сложный компонент психики человека, которая проходя, различные этапы и уровни развития в ходе формирования личности постоянно изменяется. Елавная функция самооценки - внутренняя регуляция поведения психической жизни личности.

Таблица 1

Концепции понятия «самооценка»

Автор Характеристика

Б.Г. Ананьев Самооценка - это обнаружение в себе качеств другого (познание себя через другого) [1,С. 138].

Р. Берне Самооценка - совокупность представлений о самом себе [6, С. 79].

Л.И. Божович Самооценка - это внутренняя позиция личности с помощью, которой человек контролирует собственнуюдеятельность [1,С. 138].

Л.В. Бороздина Самооценка - оценка точки зрения определенной системы ценностей [1, С. 138].

Л.С. Выготский Самооценка складывается на основе биологических и социальных компонентов и является параметром самосознания личности в общении и деятельности. Самооценка проявляется в выработке новых систем поведения [1,С. 138].

У. Джемс Самооценка - это состояние удовлетворенности или неудовлетворенности субъекта собой. Самооценка принадлежит к «первичным эмоциям» [4, С. 16].

В.А. Зобков Самооценка - это личностное образование, включающее ряд индивидуальных характеристик [1, С. 138].

И.С. Кон Самооценка - это когнитивные схемы, которые обобщая прошлый опыт личности организуют новую информацию «Я» [1,С. 40].

М.И. Лисина Самооценка - это аффективный компонент образа себя [1, С. 138].

А.И. Липкина, Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер Самооценка - это компонент направленности личности. Самооценка выражается в психических свойствах, которые проявляются в действиях и взаимодействии с другими людьми [1, С. 138].

О.Н. Молчанов Самооценка - это способность человека составлять суждение о собственных действиях их качествах и недостатках. Формируется самооценка в понимании сущности знаний о самом себе [1,С. 138].

С.Л. Рубинштейн Самооценка - это стержневое формирование личности, базисом которой является отношение других людей (их оценка) [1, С. 138].

И.И. Чеснокова Самооценка - это совокупность знаний отношения к себе посредством эмоций. Процесс формирования самооценки протекает при активном участии самой личности [1,С. 138].

Как ключевой элемент самосознания самооценка характеризует личностный комфорт или дискомфорт, которая выражается в удовлетворении самим собой (самопринятии). Процесс формирования самооценки не может быть конечным, так как личность постоянно развивается, значит, меняются ее представления и понятия о себе [2, С. 224-225].

В психологии выделяют две разновидности самооценки: адекватная (объективная) и неадекватная (завышенная и заниженная) самооценки (табл.2). Соответственно, есть три уровня самооценки - средняя, высокая и низкая [3, С. 153-172; 4, С. 119-130].

Таблица 2

Типы и характеристики самооценок

Тип самооценки Психологические свойства и проявления

Адекватная - это уверенный, общительный, оптимистичный в себе человек; - правильно взвешивает свои потребности и способности; - видит свои достоинства и недостатки; - способен воспринимать критику; - инициативный, предприимчивый; - успешно определяет разумные цели, которых сможет достичь; - способен адаптироваться к условиям различных социумов.

Неадекватная завышенная - это высокомерный, самоуверенный, амбициозный, самовлюбленный, тщеславный человек; - переоценивает себя, завышая свои возможности; - преувеличивает собственную значимость; - пренебрежительно относится к людям; - не воспринимает критику со стороны окружающих; - постоянно критикует других; - в своих неудачах обвиняет других; - отвергает поддержку и помощь.

Неадекватная заниженная - это тревожный, нерешительный, зависимый, не коммуникабельный человек; - испытывает чувство вины, стыда и сожаления; - сравнивая себя с другими, думает, что он хуже; - просит прощения, оправдывается; - соглашается с мнением других, даже если внутренне не согласен с ним; - ощущает себя жертвой; - боится побеспокоить других, сказать «нет»; - боится открыто выражать свое мнение, не соответствующего мнению большинства; - не уважает, не любит себя.

Изложение основного материала статьи. Психологическим обследованиям были охвачены слушатели факультета профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации Казанского юридического института (КЮИ) МВД России, обучающиеся по программе «Профессиональная подготовка лиц младшего и среднего начальствующего состава, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации» по должности служащего «Полицейский». В эмпирическом исследовании приняло участие 60 человек в возрасте от 20 до 40 лет, из которых 35 мужчин и 25 женщин.

В исследовании были использованы методики С.А. Будасси и Л.И. Вассермана позволяющие, выявить профессионально-личностную самооценку слушателей как следствие соотнесения реального и идеального «Я», а так же уровень удовлетворенности собой и собственной жизни.

Измерение самооценки личности респондентов проводили по методике С.А. Будасси. Данная методика состоит из 48 слов, обозначающих свойства личности из которых необходимо выбрать 20 характеризующих «мой идеал» и 20 качеств личности выраженных у себя «я-реальный». Так, по интерпретации методики, если большинство признаков характеризующие идеал, то самооценка высокая.

Результаты нашего исследования показали, что обследованные респонденты, имеют разные уровни самооценки: высокая неадекватная, высокая адекватная, средняя адекватная и низкая адекватная (табл. 3). Однако не было ни одного респондента с низким неадекватным уровнем самооценки. Анализ полученных данных показал доминирование третьего и второго уровней, соответственно со средней и высокой адекватной самооценкой.

Таблица 3

Результаты исследования особенностей самооценки в учебно-служебной деятельности

№ Уровни показателей самооценки Частота проявления самооценки

1 Самооценка высокая неадекватная 9 человек - 15,0%

2 Самооценка высокая адекватная 17 человек - 28,3%

3 Самооценка средняя адекватная 27 человек-45,0%

4 Самооценка низкая адекватная 7 человек -11,6%

5 Самооценка низкая неадекватная -

Диагностику уровня социальной фрустрированности проводили по методике Л.И. Вассермана. Опросник показывает степень неудовлетворенности социальными достижениями и положением личности в социальном обществе. Уровень социальной фрустрированности определяется с учетом величины балла по каждому показателю.

Исследование уровня социальной фрустрированности по методике Л.И. Вассермана показало следующие результаты:

1. Очень высокий уровень фрустрированности устанавливается если полученное значение находится в пределах от 3,5 до 4 балла. Так, по результатам полученных данных респондентов с очень высоким уровнем фрустрированности не выявлено.

2. Повышенный уровень фрустрированности (3,0-3,4 балла) выявлен у 14% респондентов.

3. Умеренный уровень фрустрированности (2,5-2,9 балла) - 28%.

4. Неопределенный уровень фрустрированности (2,0-2,4 балла) - 9%.

5. Пониженный уровень фрустрированности (1,5-1,9 балла) - 33%.

6. Очень низкий уровень фрустрированности (0,5-1,4 балла) - 16%.

7. Отсутствие фрустрированности (0-0,5 балла) - не выявлено.

Анализ результатов выявил у большинства респондентов преобладание пониженного и умеренного уровней фрустрированности. Данные показатели характеризуют низкий порог тревожности, поэтому можно сказать что удовлетворённость своей профессиональной деятельностью и социальным положением в обществе у обследуемых респондентов находится в норме.

В качестве мер профилактики оптимального уровня самооценки личности могут выступать [5, С. 69-80]:

- подбор морально и психологически адаптированного к внешним условиям кадрового потенциала;

- поддержка здорового психологического климата в коллективе;

- рациональная организация учебного процесса и служебной деятельности;

- оптимальный режим труда и отдыха;

- обеспечение мер психопрофилактического характера (индивидуальное консультирование, проведение социально-психологических тренингов и т.д.);

- систематическая индивидуально-воспитательная работа;

- физическая подготовка.

Выводы. Проведенное исследование позволяет сделать итог о том, что большинство слушателей факультета профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации Казанского юридического института МВД России обладают здоровой-адекватной самооценкой необходимой для успешного выполнения служебных обязанностей, а так же вполне удовлетворены своей профессиональной деятельностью и социальным положением в обществе.

Литература:

1. Беликова, С.А. Самооценка студентов гуманитарного института как регулятор их успеваемости / С.А. Беликова // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). - 2022. - Вып. 2 (62). - С. 136-145

2. Горская, Н.Е. Сравнительный анализ уровня самооценки студентов / Н.Е. Горская, В.Е. Глызина, Е.С. Белоусова // Вестник ИрГТУ. - 2014. - №5 (88). - С. 223-228

3. Молчанова, О.Н. Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования: учеб. пособие / О.Н. Молчанова. - Москва: Наука, 2010. - 392 с.

4. Молчанова, О.Н. Психология самооценки: учебное пособие для вузов / О.Н. Молчанова. - Москва: Издательство Юрайт, 2023.-308 с.

5. Печенкина, А.К. Психологическая программа развития самооценки сотрудников министерства внутренних дел: магистерская диссертация / А.К. Печенкина. - Красноярск, 2018. - 97 с.

6. Човдырова, Г.С. Самооценка как копинг-ресурс в трудных профессиональных ситуациях полицейских / Г.С. Човдырова, Е.В. Иванова // Психология и педагогика служебной деятельности. - 2022. - №2. - С. 78-84

7. Юрловская, И.А. Самооценка обучающихся вуза как условие успешности будущей профессиональной деятельности / И.А. Юрловская // Интернет-журнал «Науковедение». - 2014. - Вып. 4 (23). - С. 1-9

8. Branden, N. The six pillars of self- esteem. N.Y.: Bantam Books, 1994. - 348 c.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Шабанова Татьяна Леонидовна

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Иванова Ирина Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Малянова Ксения Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО СТРЕССА У ДЕВУШЕК-

СПОРТСМЕНОК КОМАНДНЫХ ВИДОВ СПОРТА

Аннотация. В статье представлены результаты исследования индивидуальных особенностей личности как факторов саморегуляции соревновательного стресса у девушек спортсменок командных видов спорта. У трети спортсменок выявлен высокий уровень стресса и психического напряжения, следствием которого является низкая адаптация к тренировочным и соревновательным нагрузкам, возможная дезорганизация деятельности во время соревнований. На особенности и уровень развития саморегуляции в спорте оказывают влияние индивидуально-личностные особенности спортсменов, в частности, особенности эмоциональной сферы, волевой сферы, направленность личности, особенности темперамента. Результаты корреляционного анализа показали, что индивидуальными особенностями девушек-спортсменов, которые способствуют преодолению соревновательного стресса является низкий уровень нейротизма и высокий уровень самообладания, настойчивости, общей волевой саморегуляции. Полученные результаты позволяют сформулировать основные задачи и направления пропедевтической психологической работы со спортсменками в предсоревновательный период.

Ключевые слова: саморегуляция личности, соревновательный стресс, индивидуальные особенности личности, экстраверсия, интроверсия, нейротизм, волевая регуляция, настойчивость, самообладание.

Annotation. The article presents the results of a study of individual personality traits as factors of self-regulation of competitive stress in female athletes of team sports. A third of the athletes revealed a high level of stress and mental tension, the consequence of which is low adaptation to training and competitive loads, possible disorganization of activities during competitions. The peculiarities and level of development of self-regulation in sports are influenced by the individual and personal characteristics of athletes, in particular, the peculiarities of the emotional sphere, the volitional sphere, the orientation of the personality, the peculiarities of temperament. The results of the correlation analysis showed that the individual characteristics of female athletes who contribute to overcoming competitive stress are a low level of neuroticism and a high level of self-control, perseverance, and general volitional self-regulation. The obtained results allow us to formulate the main tasks and directions of propaedeutic psychological work with athletes in the pre-competition period.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: self-regulation of personality, competitive stress, individual personality traits, extraversión, introversion, neuroticism, volitional regulation, perseverance, self-control.

Введение. Спорт представляет собой специфический вид деятельности, основной характеристикой которой является то, что в ней чередуются довольно длительные периоды тренировочных нагрузок, целью которых является выработка определенных физических качеств, которые необходимы для достижения высоких спортивных результатов во время соревнований, и собственно сам период соревнований, который характеризуется кратковременными, но пиковыми психическими и физическими нагрузками.

В связи с этим результаты исследований свидетельствуют, что спортивная деятельность характеризуется высоким уровнем стресса и напряжения и поэтому требует от спортсменов сформированной саморегуляции для достижения значимых успехов Г1; 71.

К проблеме регуляции в психологии спорта исследователи обращаются достаточно часто. Понятие «саморегуляция» имеет междисциплинарный характер изучения. Саморегуляция определяется как целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности [5, С. 1261. В психологии саморегуляция рассматривается как системное качество, возникающее благодаря объединению индивидуально-психологических особенностей личности в единую психологическую систему [9; 11; 12].

На особенности и уровень развития саморегуляции в спорте оказывают влияние индивидуально-личностные особенности спортсменов, в частности, особенности эмоциональной сферы, волевой сферы, направленность личности, особенности темперамента [3; 4; 51. Личностные особенности спортсмена определяют формирование индивидуального стиля деятельности, в частности индивидуальную специфику планирования, выбора тактических действий, их оценку и корректировку для достижении целей, что является необходимым условием профессионального спорта достижений Г131. Вместе с тем данные исследований свидетельствуют, что спортсменам легче оценивать свою деятельность, а не себя, свои качества, что затрудняет формирование эффективного индивидуального стиля спортивной деятельности (Гуревич М.О., Моросанова В.Н., Анастази А. и др.). В связи с этим исследование индивидуальных особенностей личности с целью обучения спортсменов эмоциональной устойчивости и устойчивости системы саморегуляции своих индивидуальных и командных действий является актуальной задачей.

Целью исследования являлось исследование индивидуальных особенностей личности как факторов саморегуляции соревновательного стресса у девушек-спортсменок командного вида спорта.

В нашем пилотном исследовании принимали участие 35 девушек-спортсменок, обучающихся в ГБПОУ «Нижегородское областное училище олимпийского резерва имени B.C. Тишина», в возрасте от 14 лет до 21 года.

Были использованы следующие методики:

1. Личностный опросник на определение типа темперамента Г. Айзенка.

2. Тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» (А.В. Зверькова и Е.В. Эйдман).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.