Научная статья на тему 'Особенности самооценки подростка в структуре неформальной группы'

Особенности самооценки подростка в структуре неформальной группы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
398
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / САМООЦЕНКА / НЕФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ / ЦЕННОСТИ / ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ / TEENAGERS / SELF-ESTEEM / INFORMAL GROUPS / VALUES / PSYCHODIAGNOSTIC TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тарасова Татьяна Викторовна, Арсентьева Екатерина Владимировна, Мухадинов Владислав Рафаильевич

Статья посвящена выявлению особенностей самооценки подростков, входящих в неформальные группы. Наличествует описание и результаты применения психодиагностических методик по исследованию самооценки подростков в структуре неформальной группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SELF ESTIMATING OF A TEENAGER IN THE STRUCTURE OF INFORMAL GROUP

The article is devoted to identifying the features of self-esteem of teenagers included in the informal group. There is a description and results of psycho diagnostic techniques of study of the structure of the self-esteem teenagers in the informal group in the article.

Текст научной работы на тему «Особенности самооценки подростка в структуре неформальной группы»

Сведения об авторе

Полякова Ольга Осиповна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Историко-социологического института ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Область научных интересов: ценностно-смысловая позиция личности, просоциальное поведение, психологические особенности финно-угорской молодежи. Автор около 70 научных публикаций.

Е-mail: polyakovaoo@yandex.ru

Тел.: 8 937 511-02-80

УДК 159.922.8:316.353 ББК Ю 98

Т. В. Тарасова, Е. В. Арсентьева, В. Р. Мухадинов

ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКА В СТРУКТУРЕ НЕФОРМАЛЬНОЙ ГРУППЫ

Ключевые слова: подростки, самооценка, неформальные группы, ценности, психодиагностические методики.

T. V. Tarasova, E. V. Arsentjeva, V. R. Muhadinov

FEATURES OF SELF ESTIMATING OF A TEENAGER IN THE STRUCTURE OF INFORMAL GROUP

Keywords: teenagers, self-esteem, informal groups, values, psychodiagnostic techniques.

В настоящее время исследования самооценки человека в процессе его жизнедеятельности имеют большое значение в психологической теории и практике. Актуальность изучения роли самооценки на становление личности подростка очевидна. Переходный возраст заметно отличается как от детства, так и от взрослости, имеется грань в этом отношении между подростком и юношей. Интерес к этим исследованиям на материале психологии развития быстро возрастает. Это обусловлено тем, что самооценка оказывает огромное влияние на формирование личности подростка. Необходимо учесть, что подросток через несколько лет перейдет в период взрослости. Именно поэтому, исследование особенностей самооценки в юности является на сегодняшний день актуальным. Кроме того, изучение самооценки подростков в неформальной среде помогает понять систему ценностей подростков и то, насколько успешно и каким образом проходит его социализация и адап-

тация к современному непростому миру, к взрослой и самостоятельной жизни. Наше исследование позволит в некоторой степени пополнить запас общественных знаний по данной проблематике.

Объектом нашего исследования является самооценка подростка. Предмет исследования - особенности самооценки подростка в структуре неформальной группы. Цель исследования - изучить особенности самооценки подростка в структуре неформальной группы.

Теоретически самооценка человека начинает формироваться уже в раннем возрасте. Переход от младшего школьного возраста к подростковому характеризуется рядом важнейших изменений происходящих в физическом, умственном и эмоциональном развитии школьника. Фаза индивидуализации в подростковом возрасте характеризуется уточнением и развитием представлений о самом себе - активным формированием образа «Я». Ведущим центральным психическим

новообразованием подростка становится чувство взрослости и становящееся самосознание, потребность осознать себя как личность. У подростка возникает интерес к своей внутренней жизни, качествам собственной личности, потребность в самооценке, сопоставлении себя с другими людьми [3, с. 99]. На первых порах в основе самосознания подростка по-прежнему лежат суждения о нем других - взрослых (учителей и родителей), коллектива, товарищей.

В подростковом возрасте человек пересматривает многие ценности, в основном ориентируясь в своих вкусах и образцах на референтную группу [2, с. 44]. В целом для младшего подросткового возраста (особенно ярко это проявляется у 12-летних) характерны негативные оценки себя (по научным данным так оценивает себя приблизительно третья часть детей этого возраста). Но уже к 13 годам наблюдается положительная динамика в самовосприятии. К юношескому возрасту человек имеет более дифференцированную оценку собственного поведения в различных ситуациях, появляется развернутая система самооценок и в основном складывается «Я-образ» - относительно устойчивая система представлений о себе [1, с. 50]. Уже сформировавшаяся способность детей к обобщению дает возможность подростку делать обобщения в достаточно сложной области - деятельности по усвоению норм человеческих взаимоотношений. Поэтому ведущей деятельностью подростка является интимно-личностное общение в различных сферах деятельности. Это дает ему возможность проявить себя и самоутвердиться. Именно поэтому подростки активизируют интимно-личностное и стихийно - групповое общение как в школе, так и вне ее. Из множества сфер общения подростком выделяется референтная группа сверстников, с требованиями которой он считается и на мнение которой ориентируется в значимых для себя ситуациях [9, с. 54]. У подростка ярко проявляет себя мотивационно-потребностная сфера - сфера общения, эмоциональных контактов. В этом возрасте чрезвычайно развито чувство аф-филиации, т. е. стремления принадлежности к группам себе подобных [4, с. 76]. Остро переживается любое нарушение в сфере взаимоотношений с товарищами. Действительная

или мнимая потеря привычного положения нередко воспринимается молодым человеком как трагедия Самооценка своего места в социуме играет если не решающую, то одну из главных ролей в формировании личности, определяя в значительной степени социальную адаптацию и дезадаптацию личности, являясь регулятором поведения и деятельности [7]. Если самооценка подростка не находит опоры в социуме и потребность в самоуважении остается нереализованной, - развивается резкое ощущение личностного дискомфорта. Одним из распространенных путей решения этой проблемы является переход подростка в группу, в которой характеристика его личности окружающими адекватна самооценке или даже превосходит ее. Описанный путь снятия противоречия между оценкой и самооценкой иногда может приводить к негативным последствиям в зависимости от вида неформальной группы, в которую включается подросток [10]. В силу возрастных особенностей подростки гораздо чаще других возрастных групп могут стать дезадаптированными в результате внутренней или внешней (иногда комплексной) дегармонизации взаимодействия личности с самой собой или окружением, проявляющаяся во внутреннем дискомфорте, нарушениях взаимоотношений, поведения и деятельности. Сами по себе возрастные особенности не влекут дезадаптацию, но если появляются провоцирующие факторы, она, как правило, возникает и потом ее очень трудно преодолеть [5]. Самооценка подростка часто нестабильна и не дифференцирована. Согласно литературным данным, на подростковый возраст приходится самый противоречивый, конфликтный этап развития самооценки. В различные возрастные периоды подростки оценивают себя по-разному. Самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может возникнуть немало немотивированных поступков. Разница в темпах развития оказывает заметное влияние на психику и самосознание.

Нам хорошо известно, что наряду с детскими общественными объединениями и организациями в нашем обществе функционируют и так называемые «неформальные группы».

Неформальная группа - группа, деятельность которой определяется прежде всего

активностью ее членов, а не инструкциями каких-либо инстанций. Неформальные группы играют важную роль в жизни детей, подростков и молодежи, удовлетворяют их информационные, эмоциональные и социальные потребности: дают возможность узнать то, о чем не так просто поговорить со взрослыми, обеспечивают психологический комфорт, учат выполнению социальных ролей. Как отмечает Д. В. Ольшанский [6], чем меньше школьник вовлечен в официальные структуры, тем больше он стремится в «свою компанию», что говорит о потребности в развивающих контактах, признании ценности своей личности [6, с. 198]. Обычно неформальная группа насчитывает от 3-5 до нескольких десятков человек. Контакты ее членов носят ярко выраженный личностный характер. Эта группа не всегда имеет четкую организацию, чаще порядок основан на традиции, уважении и авторитете. Факторами ее сплочения служат симпатии, привычки, интересы ее членов. Она имеет одного или нескольких неформальных лидеров. Основной формой деятельности является общение членов группы, которое удовлетворяет потребности в психологическом контакте. Как правило, школьники общаются в небольших контактных группах в 5-10 чел., часто относят себя к сторонникам того или иного течения, которые характеризуются разными признаками: возрастной и социальной принадлежностью, формой организации, направленностью. Так, по направленности группы бывают просоци-альными, асоциальными, антисоциальными. Для просоциальных групп характерна социально одобряемая деятельность, например, участие в решении экологических проблем. Асоциальные группы стоят в стороне от общественных проблем. Для них характерно наличие более или менее четко выраженного мотива сбора: употребить спиртное, выяснить отношения с соседней группировкой и т. п. Антисоциальные - это криминальные, агрессивно-националистические группы. Особую социальную опасность представляет явный рост националистических молодежно-подростковых организаций - либо неформальных, либо прячущихся за вывеской «патриотической» деятельности. Принадлежность к той или иной неформальной группе - часто обязательный элемент процесса со-

циализации в подростковом возрасте. Именно входя в ту или иную группу сверстников, подросток имеет возможность осваивать модели межличностного общения, «примерять» на себя разнообразные социальные роли. Общеизвестно, что дети, подростки и молодежь, в силу различного рода причин не имевшие возможности постоянного общения со сверстниками (инвалидность, психологические особенности личности, жизнь в месте, отдаленном от людей и т. п.), в более позднем возрасте испытывают трудности в создании семьи, в отношениях с сослуживцами, вну-триличностные проблемы и т. д. По замечанию В. Д. Ермакова [6], большинство членов неформальных объединений, в отличие от сверстников, не входящих в подобные объединения, характеризуются зрелостью в социальном отношении. Они менее подвержены юношескому инфантилизму, самостоятельно определяют истинность общественных ценностей, более гибкие в своем поведении в конфликтных ситуациях, обладают волевым характером. Процесс вхождения подавляющего большинства подростков в ту или иную неформальную молодежную группу является процессом последовательного удовлетворения базовых потребностей человека: потребностей в самоутверждении, общении и самореализации. Неформальная среда общения порой является для подростка (особенно для подростка «группы риска») единственной сферой социализации. Нередко, имея сложные взаимоотношения в семье или не посещая регулярно какое-либо внешкольное учреждение, подросток вынужден примыкать к той или иной группе (группировке), автоматически принимая систему ее норм и ценностей, которая не всегда оказывается социально положительной. Для очень большого числа подростков ценностные ориентации и моральные принципы, проповедуемые референтно значимой группой, являются личностно значимыми, причем эта значимость намного превосходит в сознании подростка «семейные» и «школьные» нормы и ценности. Именно этим во многом объясняется низкая эффективность воздействия воспитательных мер на трудного подростка: в его сознании совершенное им негативное действие таковым не является, так как является одобряемым с точки зрения референтной группы (например, грубость по

отношению к педагогу в школе расценивается им не как нарушение норм поведения, а как подвиг, который будет поддержан и одобрен сверстниками). Неформальные объединения влияют на социализацию подростков и молодежи в зависимости от их состава, направленности, стиля лидерства, а главное - от меры значимости для того или иного их члена.

Для проведения исследования по выявлению особенностей самооценки подростков в неформальной группе нами были подобраны группы подростков:

- контрольная группа, в которую вошли подростки, в количестве 20 чел. в возрасте от 14 до 16 лет (10 мальчиков, 10 девочек), не считающие себя «неформалами» по результатам предварительной беседы с ними;

- опытная группа, в которую вошли подростки из неформальных групп в количестве 20 чел., возраст испытуемых этой группы сопоставим с возрастом испытуемых в контрольной группе (10 мальчиков, 10 девочек), эта группа состояла из подростков, состоящих в неформальной группе, объединенной по спортивным интересам (занятие экстремальными видами спорта).

Всем испытуемым были предъявлены следующие психодиагностические методики: методика самооценки личности (С. А. Бу-дасси), методика «Ценностные ориентации» М. Рокича и тест «Исследование тревожности» Ч. Спилбергера. Все исследования проводились с добровольным согласием подростков в дневное время. В некоторых случаях бланки для ответов выдавались на дом. Отмечались позитивное отношение и интерес обследуемых к процедуре и результатам тестирования. В ходе проводимого обследования соблюдались условия его анонимности.

Если кратко охарактеризовать особенности каждой из предложенных психодиагностических методик, то получится следующая картина.

Методика изучения ценностных ориен-таций М. Рокича основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности явля-

ется предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства. Респонденту предъявляется два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Шкала реактивной и личностной тревожности Ч. Спилбергера является единственной методикой, которая позволяет измерять тревожность человека с разных сторон, либо как свойство, либо как состояние.

Тревога личности может различаться по огромному количеству признаков: интенсивностью, перепадами во времени, присутствием осознаваемых неприятных опасений, переживаний, беспокойства. Появление тревоги у человека является реакцией на определенные стрессы, чаще психологического или социально-психологического характера.

Ч. Спилбергер рассматривал личностную тревожность как относительно постоянное свойство человека ожидать угрозу своему благополучию в определенных ситуациях. Шкала Ч. Спилбергера позволяет исследовать все факторы личностной тревожности и реактивной тревоги.

Эта шкала представляет собой определенный опросник, который состоит из двух подшкал. Одна подшкала - личностная тревожность, другая - реактивная тревога. Под-шкалаличностнойтревожностивключаетвсебя 20 утверждений, которые всячески характеризуют личность. Каждое из этих утверждений исследуемый человек должен оценить по 4 - балльной системе: «почти никогда», «иногда», «часто», «почти всегда». Несколько примеров по данной подшкале: я бываю раздражительным; бывает, что я чувствую себя неудачником. Подшкала реактивной тревоги также состоит из 20 утверждений. Из них десять констатируют факт присутствия тревоги, а десять других утверждений отрицают наличие тревоги. Исследуемый должен оценить утверждения также по 4-балльной системе: «нет, это совсем не так», «пожалуй,

так», «верно», «совершенно верно». Примерами утверждений по подшкале реактивной тревоги являются: меня волнуют возможные неудачи; я слишком возбужден и мне не по себе; мне ничто не угрожает.

При этом личности с высокой тревожностью способны испытывать угрозу своей самооценке и благосостоянию во многих жизненных ситуациях, и при этом реагировать весьма болезненно. Людям с повышенной оценкой тревожности необходимо формировать чувство уверенности в себе, в своих силах и в успехе.

Методика С. А. Будасси позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, то есть ее измерение. В основе данной методики лежит способ ранжирования. В предложенной методике исследования самооценки ее уровень и адекватность определяются как отношение между «Я» идеальным, и «Я» реальным. Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или на субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Качества, которые человек приписывает самому себе, далеко не всегда адекватны.

Процесс самооценивания может происходить двумя путями:

1) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности; 2) путем сравнения себя с другими людьми. Однако независимо от того, лежат ли в основе самооценки собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно-заданные стандарты, самооценка всегда носит субъективный характер.

Предлагаем обработанные результаты диагностической процедуры.

На основании анализа методики «Ценностные ориентации» М. Рокича, которая проводилась нами с целью изучить ценностно-мотивационной сферы подростка, а также определить содержательную сторону направленности личности, ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой (самооценка), основу мировоз-

зрения и ядро мотивации жизненной активности, были выявлены различия ценностей подростков, состоящих в неформальных группах и не состоящих в таких группах. Так, контрольной группой подростков среди списка терминальных ценностей выделяются наиболее часто такие ценности как здоровье, материальная обеспеченность, счастливая семейная жизнь и любовь, среди инструментальных ценностей - воспитанность, аккуратность, ответственность и независимость. Анализ методик опытной группы дает иные результаты, так среди терминальных ценностей большинство ставит на первое место такие ценности как активная деятельностная жизнь, наличие друзей, свобода, творчество и любовь, среди инструментальных - независимость, смелость в отстаивании собственного мнения. Данные представлены в табл. 1 и 2.

Таблица 1

Терминальные ценности групп

Терминальные ценности Контрольная группа (%) Опытная группа (%)

Активная деятельностная 35 75

жизнь

Жизненная мудрость 5 10

Здоровье 70 10

Интересная работа 10 20

Красота природы и ис- 5 35

кусства

Ллюбовь 45 55

Материально обеспеченная 50 10

жизнь

Наличие хороших друзей 5 70

Общественное признание 25 5

Познание 10 35

Продуктивная жизнь 5 15

Развитие 10 40

Развлечения 15 20

Свобода 10 85

Счастливая семейная жизнь 50 0

Счастье других 5 0

Творчество 15 50

Уверенность в себе 15 45

Таблица 2

Инструментальные ценности групп

Инструментальные ценности Контрольная группа (%) Опытная группа (%)

Аккуратность 40 5

Воспитанность 55 10

Высокие запросы 20 15

Жизнерадостность 30 0

Исполнительность 10 5

Независимость 50 65

Непримиримость к недостаткам в себе и других 25 35

Образованность 20 10

Ответственность 10 5

Рационализм 0 0

Самоконтроль 25 50

Смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов 5 55

Твердая воля 5 35

Терпимость 0 10

Широта взглядов 5 30

Честность 10 25

Эффективность в делах 5 5

Чуткость 5 10

Тест «Исследование тревожности» Ч. Спилбергера проводился с целью выявления уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека), а также с целью установить, существуют ли различия уровня тревожности в контрольной и опытной группах, т. е. среди подростков в неформальных группах и вне их и влияние уровня тревожности на самооценку подростка. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта, его отношения к окружающим и самому себе. Анализ полученных данных свидетельствует о том, что в среде неформальных сообществ, подросток обладает повышенной личностной и ситуативной тревожностью в сравнении с подростками, которые не входят в неформальные группы. Данные сравнительного анализа представлены в табл. 3-6.

Методика С. А. Будасси позволила провести количественное исследование самооценки

Таблица 3

Коэффициенты личностной тревожности контрольной и опытной групп

Личностная тревожность Контрольная группа (%) Опытная группа (%)

Повышенная 30 60

Умеренная 55 30

Низкая 15 10

Таблица 4 Результаты обследования ситуативной тревожности групп

Ситуативная тревожность Контрольная группа (%) Опытная группа (%)

повышенная 35 55

умеренная 55 30

низкая 10 15

личности подростков в опытной и контрольной группах. Анализ данных свидетельствует о том, что подростки неформальных групп обладают завышенной самооценкой чаще, чем подростки контрольной группы, не входящие в неформальные группы. Результаты представлены в табл. 7 и 8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты исследования, полученные нами при изучении качественных и количественных показателей самооценки, позволили сделать следующие выводы.

1. Неформальные объединения и движения молодежи выполняют определенные функции, одной из которых является возможность самореализации подростков, т. е. субъективного воплощения, группа становится инструментом для достижения сознательных или несознательных результатов, творческой деятельности - это и есть мотивы вступления подростка в неформальную группу.

2. Подростки из неформальных групп имеют завышенную самооценку в три раза чаще (60 %), чем подростки, не входящие в эти группы (20 %);

3. Уровень тревожности, как личностной, так и ситуативной, также был повышен в группе подростков из неформальных групп, по сравнению с контрольной группой, включающей подростков, не входящих в неформальные группы, что подтверждается определением статистической достоверности и характером распределения уровня тревожности внутри групп; так, уровень личностной тревожности

Таблица 5

Результаты обследования личностной тревожности групп

Личностная тревожность Контрольная группа

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Повышенная 46 45 49 51 48 46

Умеренная 32 34 41 31 38 43 32 36 30 44 42

Низкая 29 28 30

Опытная группа

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Повышенная 46 49 50 49 51 46 45 49 50 52 49 45

Умеренная 31 40 43 44 43 42

Низкая 30 28

Таблица 6

Коэффициенты ситуативной тревожности контрольной и опытной групп

Ситуативная тревожность Контрольная группа

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Повышенная 51 47 50 49 52 50 49

Умеренная 37 35 44 42 41 44 39 32 35 41 40

Низкая 29 30

Опытная группа

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Повышенная 49 45 50 49 51 50 49 44 47 50 49

Умеренная 40 44 44 37 39 43

Низкая 29 29 30

подростка в неформальной группе составил 60 %, в контрольной группе - 30 %, а уровень ситуативной тревожности в опытной группе -55 %, в контрольной - 35 %;

4. Подростки контрольной группы среди списка терминальных ценностей выделяет наиболее часто такие ценности как здоровье, материальная обеспеченность, счастливая семейная жизнь и любовь, среди инструментальных ценностей - воспитанность, аккуратность, ответственность и независимость,

Таблица 7 Результаты обследования самооценки групп

Самооценка Контрольная группа (%) Опытная группа (%)

Заниженная 5 5

Средняя 75 35

Завышенная 20 60

Таблица 8

Коэффициенты уровня самооценки групп

Контрольная группа

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Низкий -0,6

Средний -0,4 0,1 -0,5 0,1 -0,2 -0,4 0,2 0,2 -0,5 0,4 0,1 0,2 -0,2 -0,1 0,5

Высокий 0,6 0,6 0,7 0,8

Опытная группа

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Низкий -0,7

Средний 0 -0,3 -0,5 -0,1 0,3 0,5 -0,3

Высокий 0,7 0,6 0,7 0,6 0,8 0,6 0,8 0,6 0,5 0,5 0,9 0,6

а подростки из неформальных групп (опыт- соответствовать группе и даже превосходить

ная группа) среди терминальных ценностей ее запросы. Исследование особенностей са-

выделяют такие ценности, как активная дея- мооценки в подростковом возрасте является на

тельностная жизнь, наличие друзей, свобода, сегодняшний день наиболее актуальным. Кро-

творчество и любовь, среди инструменталь- ме того, изучение самооценки подростков в

ных - независимость, смелость в отстаива- неформальной среде помогает понять систему

нии собственного мнения. ценностей подростков и то, насколько успешно

Подросток хочет свободы, общения и са- и каким образом проходит его социализация и

мореализации - неформальное сообщество адаптация к современному непростому миру, к

дает ему это. Другими словами неформаль- взрослой и самостоятельной жизни [8]. ные группы формируются на основании мо- Наше исследование не является исчерпы-

тивов самих подростков и служат одним из вающим и позволяет продолжить научный по-

средств социализации и самораскрытия под- иск по выявлению психологических особен-

ростка в современном мире. ностей подростков в неформальной группе.

Самооценка подростка в структуре не- Полученный материал имеет как теоретиче-

формальной группы, как мы видим из резуль- скую обобщающую значимость, так и прак-

татов проведенных исследований, завышена, тическую и может быть использован в работе

и почти всегда сопровождается высокой тре- психологов и педагогов с детьми данной воз-

вожностью, желанием быть другим, лучше, растной группы.

Библиографический список

1. Байярд Р. Т. Ваш беспокойный подросток / Р. Т. Байярд. - М. : Просвещение, 1991. - 63 с.

2. Берне Р. Развитие «Я»-концепции и воспитание / Р. Берне. - М., 1986. - 66 с.

3. Карпенко Л. А. Краткий психологический словарь / Л. А. Карпенко, А. В. Петровский. - М.: Просвещение, 1981. - 195 с.

4. КлеМ. Психология подростка / М. Кле. - М., 1989. - 120 с.

5. Кон И. С. Психология юношеского возраста / И. С. Кон. - М. : Просвещение, 1989. - 175 с.

6. Ольшанский Д. В. Неформалы : Групповой портрет в интерьере / Д. В. Ольшанский. - М. : Педагогика, 1990. - 245 с.

7. Словарь-справочник по психологической диагностике / Л. Ф. Бурлачук ; отв. ред. С. Б. Крымский. - Киев : Наукова думка, 1989. - 198 с.

8. Тарасова Т. В. Особенности мировоззренческой культуры личности как педагогическая проблема / Т. В. Тарасова, Е. В. Арсентьева, Н. С. Щанкина, В. Р. Мухадинов // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2013. - № 2. - С. 23-30.

9. Толстых А. В. Подросток в неформальной группе / А. В. Толстых. - М. : Знание, 1991. - 162 с.

10. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе / Д. И. Фельдштейн. - М. : Педагогика, 1989. - 114 с.

Поступила в редакцию 5 июля 2013 г.

Сведения об авторах

Тарасова Татьяна Викторовна - доктор биологических наук, профессор кафедры психологии Историко-социологического института ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва». Область научных интересов - клиническая и педагогическая психология. Автор более 120 научных и учебно-методических работ, в том числе 5 монографий.

Тел.: (8342) 24-76-76

E-mail: 9023060@mail.ru

Арсентьева Екатерина Владимировна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры психологии Историко-социологического института ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва». Область научных интересов - эмоциональные особенности адаптации детей к новым условиям. Автор 32 научных и учебно-методических работ.

Тел.: (8342) 25-86-88

E-mail: eka14081981@yandex.ru

Мухадинов Владислав Рафаильевич - преподаватель кафедры психологии Историко-социологического института ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва». Область научных интересов - педагогическая конфликтология. Автор 25 научных и учебно-методических работ.

Тел.: 8 927 175-79-77

E-mail: vr-muhadinov@yandex.ru

УДК 316.3 ББК С2

А. А. Сомкин, А. Г. Бударина

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ: очередная утопия или путь к интеграции?

Ключевые слова: гуманизм, личность, общество, социальные ценности, гуманистический антропоцентризм, нравственный кризис, аксиология, творчество.

А. А. Somkin, А. G. Budarina

THE PROBLEM OF FORMATION OF UNIVERSAL

HUMANISTIC VALUES: One More Utopia or Another Way to Integration?

Keywords: humanism, individual, society, social values, humanistic anthropocentrism, moral crisis, axiology, creativity.

В настоящее время одной из наиболее последнюю очередь вызванного односто-важных задач современного социогума- ронностью предлагаемых философских и нитарного познания является поиск основ аксиологических концепций, пытающихся единства личности и общества с целью гар- раскрыть сущность их взаимосвязи (вос-монизации их взаимоотношений и интегра- протюодеганнад гощепцм - А. Туре^ ции человечества в единое целое. Перво- В. Я. Ельмеев и др.; концепция устойчи-степенность ее решения обусловлена все вого развития - А. Д. Урсул, С. В. Макар и углубляющимся духовно-нравственным и др.; концепция «информационного общесоциально-экономическим кризисом, не в ства» - Д. Белл Д. В. Иванов Э. Т°ффлер и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.