Научная статья на тему 'Особенности самооценки людей пожилого возраста'

Особенности самооценки людей пожилого возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1671
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сахарова Т. Н.

Данная статья представляет собой теоретический и эмпирический анализ особенностей самооценки личности в пожилом возрасте. Согласно психологическим особенностям, присущим личности на поздних этапах онтогенеза, в статье представлен анализ особенностей самооценки на данном возрастном этапе. В приведенном эмпирическом анализе отражена подробная сравнительная характеристика уровневых параметров самооценки в зависимости от влияния тех или иных факторов. В работе предложен один из возможных вариантов типологии людей пожилого возраста в соответствии с присущим им уровнем самооценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности самооценки людей пожилого возраста»

Помимо данной проблемы также есть сложность в плане культурных различий, связанных с самоотношением. Возможно, есть различия в формировании самоотношения, самовосприятия и Я-концепции у подростков и юношей из различных культур т.к. Я-концепция имеет сложную структуру она носит опосредованный характер, поэтому не исключено, что влияние культуры тоже задействовано в ее развитии.

Список литературы:

1. Крайг Г, Бокум Д. Психология развития. - 2007.

2. Берне Р. Я-концепция и воспитание. - М., 1986.

3. Coopersmit S. Teh antecendents of self-esteem. - N.Y.: Freeman, 1967.

4. Роджерс К., Становление личности. - М., 2001.

5. Staines J.W. - 1954.

6. Колышко A.M. Психология самоотношения. - 2004.

7. Коновальчук И.С. Развитие отношения к себе как субъекту учебной деятельности в младшем школьном возрасте. - 1992.

8. Пантелеев С.Р., Самоотношение как эмоционально-оценочная система. - М., 1991.

9. Психология самосознания. Хрестоматия / Под ред. Д.Я. Райгород-ского. - 2006.

10. СтолинВ.В., Самосознание личности. - М., 1986.

ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

© Сахарова Т.Н.*

Московский педагогический государственный университет, г. Москва

Данная статья представляет собой теоретический и эмпирический анализ особенностей самооценки личности в пожилом возрасте. Согласно психологическим особенностям, присущим личности на поздних этапах онтогенеза, в статье представлен анализ особенностей самооценки на данном возрастном этапе. В приведенном эмпирическом анализе отражена подробная сравнительная характеристика уровневых параметров самооценки в зависимости от влияния тех или иных факторов. В работе предложен один из возможных вариантов типологии людей пожилого возраста в соответствии с присущим им уровнем самооценки.

Самооценка является формой отражения человеком самого себя как особого объекта познания, репрезентирующей принятые им ценности, личност-

* Доцент кафедры Психологии развития, кандидат психологических наук, доцент.

ные смыслы, меру ориентации на общественно выработанные требования к поведению и деятельности. Особенности самооценки в пожилых определяются спецификой данного возрастного этапа. Пожилой возраст характеризуется снижением внешней активности, обусловленной физиологическими изменениями, а также изменениями в когнитивной, эмоциональной, личностной сферах, перестройкой социальной ситуации. Но одновременно с упадком внешней активности наблюдается рост внутренней активности, направленный на раскрытие творческих способностей, саморазвитие. В соответствии с этим определяются особенности самооценки людей пожилого возраста.

На поздних этапах онтогенеза отмечена противоречивость уровневых характеристик: снижение уровня частных самооценок по некоторым сферам при относительно высоком уровне общего самоотношения. В целом, для пожилого возраста характерны резко выраженные индивидуальные вариации самооценки (зависимость самооценки от общих особенностей протекания старости, выбора стратегии психологической адаптации, уровня развития творческого потенциала и продуктивности жизненной позиции). По временной соотнесенности преобладает ретроспективный характер самооценивания. В содержательном плане самооценки акцент ставится на личностных характеристиках, здоровье, семье, выходе на пенсию, социальных отношения, увлечениях и интересах; отмечается включение в самооценку достижений детей и внуков. При сопоставлении Я-идеального и Я-реального в пожилом возрасте отмечается сближение данных психологических конструктов.

Для выявления особенностей самооценки в пожилом возрасте нами использовалась методика определения уровня самооценки С.А. Будасси и анкетирование. Согласно данной методики испытуемым необходимо было проранжировать приведенные в таблице прилагательные, обозначающие качества личности с целью дальнейшего определения уровня самооценки. В процессе анкетирования испытуемых просили ответить на ряд вопросов, с целью получения более полной информации об них и выявления факторов, в наибольшей степени влияющих на уровень самооценки людей пожилого возраста. В качестве испытуемых в исследовании приняли участие пожилые люди в возрасте от 55 до 65 лет. Общие число выборки составило 96 человек. Из них: 50 % мужчин (48 человек) и 50 % женщин (48 человек); 60 % работающие (58 человек), 40 % неработающие (38 человек); 48 % с высшим образованием (46 человек), 52 % без высшего образования (50 человек); 90 % имеют детей (86 человек), 10 % детей не имеют (10 человек); 55 % признают себя религиозными (53 человека), 45 % нерелигиозными (43 человека); 41 % с супругом (ой), 27 % с детьми, 23 % с супругом (ой) и детьми, 9 % проживают в одиночестве.

Для обработки результатов использовались методы кластерного и сравнительного анализа. Кроме того, использовался метод статистической обработки данных: ^критерий Стьюдента.

Кластерный анализ результатов исследования особенностей самооценки людей пожилого возраста

При изучение полученного в результате кластерного анализа графика и дальнейшем анализе данных в программе SPSS было установлено 3 уз-ловидных образования, что и послужило основой для выдвижения гипотезы относительно числа кластеров.

Таким образом, были выделены следующие типы испытуемых:

1 тип (1 кластер): 14, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 31, 33, 34, 37, 39, 42, 45, 48, 51, 52, 53, 54, 58, 62, 66, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75 (32 человека, из них 17 мужчин и 15 женщин).

2 тип (2 кластер): 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 18, 30, 35, 36, 38, 92, 93, 95 (24 человека, из них 4 мужчин и 20 женщин).

3 тип (3 кластер): 29, 32, 40, 41, 43, 44, 46, 47, 49, 50, 55, 56, 57, 59, 60, 61, 63, 64, 65, 67, 68, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 94, 96 (40 человек, из них 27 мужчин, 13 женщин).

Для выяснения более точной картины в отношении различий между испытуемыми выделенных типов, мы провели сравнительное сопоставление их результатов по t-критерию (Стьюдента). В табл. 1 представлены полученные результаты сравнительного анализа.

Таблица 1

Результаты сравнительного анализа уровня самооценки испытуемых различных типов

Сравнительный анализ 1 и 2 типа

Среднее для 1 типа Среднее для 2 типа t-критерий

0,51 0,38 t = 2.7 (различие значимо)

Сравнительный анализ 1 и 3 типа

Среднее для 1 типа Среднее для 3 типа t-критерий

0,51 0,64 t = 2.8 (различие значимо)

Сравнительный анализ 2 и 3 типа

Среднее для 2 типа Среднее для 3 типа t-критерий

0,38 0,64 t = 3.1 (различие значимо)

Далее приводятся характеристики каждого из кластеров. Выделялись лишь те характеристики, по которым один тип значимо отличается от остальных.

1 кластер был условно назван нами «Реалисты». В него вошли 17 мужчин, 15 женщин, т.е. данный тип характеризуется смешанным тендерным составом, объединяет по своим особенностям людей в основном со средним и средне-специальным образованием (23 человека), имеющих детей (31 человек), неработающих (19 человек), нерелигиозных (21 человек), проживающих с супругой и детьми, либо только с детьми (26 человек). Преобладающий уровень самооценки, характерный для данного типа - средняя. Мы предполагаем, что представители данного типа в целом отличаются

высоким самоуважением, уверены в себе. Чаще всего общительны, социально активны. Но в некоторых случаях могут замыкаться, уходить в себя. Вместе с тем, эта категория пожилых людей неоднородна. Часть из них ближе к высокоуровневой самооценке, а другая - к низкоуровневой, но основная масса занимает все-таки промежуточное, срединное положение. Таких людей легче подвигнуть к саморазвитию и тем самым повысить ощущение значимости, и создать условия для успешной адаптации к пожилому возрасту.

2 кластер был условно назван нами «Пессимисты». В него вошли 20 женщин и 4 мужчин. В основном это люди с высшим образованием (16 человек), не имеющие детей (85 % от всех респондентов), религиозные (20 человек), проживающие в одиночестве или с супругом (17 человек), преимущественно неработающие (21 человек). Преобладающий уровень самооценки, характерный для данного типа - низкий. Мы предполагаем, что представители данного типа, более пассивны, легко поддаются внушению. Такие представители пожилого возраста чрезмерно чувствительны к критике, полагая, что она свидетельствует об их неполноценности, некомпетентности и непригодности. Любые реакции на них других людей воспринимаются негативно. Это приводит к проблемам в общении. Пониженное самоуважение и коммуникативные трудности снижают их социальную активность. Условно представителя данной группы можно охарактеризовать как «врага самому себе». Представители данного типа неуверенны в себе, недооценивают свои возможности, стремятся к выполнению только самых простых задач, что мешает продолжению их развития и успешной адаптации к пожилому возрасту. Возникает чувство страха, апатии, тревожность. В этой ситуации таланты и способности не будут развиваться, и могут вообще не проявляться. Творческая активность снижена

3 кластер был назван нами «Оптимисты». В него вошли в основном мужчины (27 человек). Данный тип объединяет по своим особенностям людей преимущественно с высшим образованием (28 человек), имеющих детей (36 человек), нерелигиозных (24 человека), проживающих с супругом (ой) (17 человек). 23 человека данного типа работающие, 17 человек на данный момент не имеют работы. Преобладающий уровень самооценки, характерный для данного типа, - высокий. Мы предполагаем, что людям данного типа свойственно позитивное отношение к собственной старости, активная жизненная позиция, появление новых форм творчества и креативности. Такие люди более общительны, направлены на сохранение социальных контактов. У них не возникает сомнения в собственной значимости. Представители данного типа отличаются большей уверенностью в себе, удовлетворенностью жизнью. Этот тип характеризуется достаточно эффективной (конструктивной) стратегий приспособления пожилого человека к периоду старости. Можно условно назвать такой вариант проте-

кания пожилого возраста - «продуктивная старость». Такие люди обладают чувством юмора, реалистично оценивают себя, свои достижения, ошибки, свое прошлое и будущее, внутреннее принимают свою роль как пожилого человека. Они проявляют ответственность за свои действия и поступки, справляются со своими проблемами без помощи других в рамках определенного состояния здоровья. Старость воспринимается как один из этапов развития, особенностью которого является приобретение мудрости.

Таким образом, с помощью кластерного анализа данных испытуемые были условно разделены на 3 типа, каждый из которых имеет ряд отличительных особенностей. Можно предположить, что данные типы пожилых людей существуют в современном обществе. Но надо учитывать, что при большей выборке могло получиться большее количество кластеров.

Для получения более полной картины особенностей самооценки людей пожилого возраста был проведен сравнительный анализ по выявленным с помощью анкетирования характеристикам.

Сравнительный анализрезультатое исследования самооценки людей пожилого возраста

На данном этапе исследования было сформировано определенное число групп для сравнения средних показателей уровня самооценки:

1. мужчин и женщин;

2. респондентов с высшим и без высшего образования;

3. респондентов, признающих себя религиозными и респондентов, не признающих себя таковыми;

4. работающих и неработающих респондентов;

5. респондентов с детьми и без детей;

6. респондентов проживающих в одиночестве, с детьми, с супругом (ой), с супругом (ой) и детьми;

7. мужчин работающих и мужчин неработающих;

8. мужчин с высшим и без высшего образования;

9. женщин работающих и женщин неработающих;

10. женщины с высшим и без высшего образования.

Достоверность различий между выборками определялась при помощи

^критерия Стьюдента. Это стало возможным благодаря тому, что показатели получены в интервальной шкале, а все распределения признаков не отличаются от нормального.

У работающих людей пожилого возраста уровневые показатели самооценки оказались выше, чем у неработающих. По фактору образования значимых различий в уровневых показателях самооценки обнаружено не было. В целом согласно проведенному исследованию, в возрасте 55-65 лет преобладает высокий уровень самооценки. Кроме того, встречается неадекватность самооценки, в основном, по типу занижения у женщин и по ти-

пу завышения у мужчин. Что касается тендерных различий по высотным параметрам самооценки, то у мужчин выявлены более высокие показатели, чем у женщин. Это может быть связано с большей тревожностью женщин, большей значимостью для них внешних изменений, большей распространенностью негативных стереотипов старения женщин в обществе.

Таким образом, нами была сделана попытка выявления сравнительной характеристики уровневых параметров самооценки в зависимости от влияния тех или иных факторов, а также предложен один из возможных вариантов типологии людей пожилого возраста в соответствии с присущим им уровнем самооценки. Отметим, что проведенное исследование позволило нам лишь выявить некоторые тенденции и особенности в исследуемом явлении, которые определят направление нашей дальнейшей исследовательской работы.

Список литературы:

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. -301 с.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001. -288 с.

3. Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых. - М.: ООО Проекг-Ф, 2001. - 204 с.

4. Будасси С. А. Способ исследования количественных характеристик личности в группе // Вопросы психологии. - 1971. - № 3. - С. 138-143.

5. Зинько Е.В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Часть 1. Самооценка и ее параметры // Психологический журнал. - 2006. - Т. 27, № 3. - С. 18-30.

6. Мухина B.C. Личность: Мифы и реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). - Екатеринбург: Интелфлай, 2007. - 1072 с.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2006. -713 с.

8. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Речь, 2006. - 349 с.

9. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. - М.: Прогресс, 1996. - 344 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.