https://doi.org/10.24412/2412-9062-2024-3-16 УДК 159.9.072.432
ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ И ЕЕ СВЯЗЬ С КОГНИТИВНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ЛИЧНОСТИ
Турик Е.В.
Донской государственный технический университет
••••••
FEATURES OF SELF-ESTEEM AND ITS CONNECTION WITH COGNITIVE CHARACTERISTICS OF THE INDIVIDUAL
Elena V. Turik
Don State Technical University
Аннотация.
Ключевые слова:
Abstract.
Keywords:
Особенности самооценки личности: ее уровень и личностная идентификация являются важными факторами для адаптации и социализации индивида в обществе, а также в достижении им личностного успеха. Когнитивную составляющую самооценки, среди прочего, может определять и критическое мышление, которое по сути является здравомыслием, помогающим индивиду трезво оценивать объективную реальность и себя в этой реальности. Целью исследования стало изучение динамики становления критического мышления личности и изменения самовосприятия и уровня самооценки. Для изучения самооценки использовалась методика «Кто я?» (М. Кун, Т. Мак-Партланд, 1954; модификация Т. В. Румянцевой, 2006), для изучения уровня критического мышления использовалась методика «Тест критического мышления» (Л. Старки, 2004; адаптация Е.Л. Луценко, 2014). В результате исследования было установлено, что критическое мышление в группах респондентов увеличивается с возрастом, также изменяется самовосприятие личности: отмечается рост самовосприятия социальной направленности.
самооценка, самоидентификация, критическое мышление, гендерные группы, возрастные группы.
Features of personality self-esteem: its level and personal identification are important factors for the adaptation and socialization of an individual in society, as well as in achieving personal success. The cognitive component of self-esteem, among other things, can be determined by critical thinking, which is essentially common sense, helping an individual to soberly assess objective reality and himself in this reality. The purpose of the study was to study the dynamics of the development of critical thinking of an individual and changes in self-perception and level of self-esteem. To study self-esteem, the «Who Am I?» technique was used. (M. Kuhn, T. McPartland, 1954; modification by T.V. Rumyantseva, 2006), to study the level of critical thinking, the «Critical Thinking Test» technique was used (L. Starkey, 2004; adaptation by E.L. Lutsenko, 2014). As a result of the study, it was found that critical thinking in groups of respondents increases with age, and the self-perception of the individual also changes there is an increase in self-perception of a social orientation. self-esteem, self-identification, critical thinking, gender groups, age groups.
Введение. Самооценка влияет на оценку индивидом себя в социуме, влияет на принятие себя и своей социальной роли личностью. Дебаты о пользе высокой самооценки для личности продолжались на протяжении десятилетий, как в научной литературе, так и в популярной прессе. Хотя многие исследователи и неспециалисты утверждают, что высокая самооценка помогает людям адаптироваться и преуспевать в различных сферах жизни, существует широко распространенный скептицизм по поводу этого утверждения [1]. Самооценка личности включает не только положительную или отрицательную оценку личностью себя, но и
включает личностные ориентации человека, его место в обществе, мотивы и потребности. Самооценка играет важную роль в контроле над тревожностью и организацией деятельностью личности. Ориентация на других является сильной мотивирующей силой к личностному росту [2]. Самооценка входит в понятие «качество жизни», оказывая на него положительное или отрицательное влияние [3]. Самооценка не ограничивается только характеристиками «высокая-низкая», оценка человека себя отражает его социальные роли, ролевое поведение и восприятие человеком себя, носителем этих ролей. Очевидно, что когнитивная сфера индивида играет очень важную роль в формировании самооценки и умении человеком оценить себя и качества своей личности как положительные или отрицательные [4]. Важную роль, на наш взгляд в такой оценке играет критическое мышление, которое, при его высоких показателях позволяет объективно оценить окружающую действительность, и, в частности, себя в этой действительности [5, 6]. Критическое мышление, по мнению многих ученых является важнейшим навыком для гармоничного, счастливого существования личности, так по результатам исследований Р. Дж. Штернберга [7, 8] именно критическое мышление помогает адаптироваться к окружающей действительности. Само по себе критическое мышление также подвергается оценке, что может привести к более успешному результату выполняемой деятельности. Нами было проведено исследование, направленное на изучение становления критического мышления у лиц разного возраста и пола в соотношении с уровнем самооценки и видами социальной идентичности.
Организация исследования
Испытуемые. В исследовании приняли участие люди разных возрастов разделенные на три группы: от 15 до 17 лет, от 20 до 25 лет, от 30 до 45 лет; также при оценке результатов учитывался пол испытуемых.
Методы. Для изучения особенностей личности, связанных с самооценкой, использовалась методика «Кто я?» (М. Кун, Т. Мак-Партланд, 1954; модификация Т.В. Румянцевой, 2006), для изучения уровня критического мышления использовалась методика «Тест критического мышления» (Л. Старки, 2004; адаптация Е.Л. Луценко, 2014). Для изучения изменений в критическом мышлении испытуемых с возрастом и по полу применялись методы математической обработки данных: U-критерий Манна-Уитни для вычисления достоверности различий между группами респондентов; компьютерных для автоматизированного вычисления данных применялись программы Microsoft 365 Excel и Statistica 12.6.
Результаты: для изучения особенностей самооценки испытуемых в возрастных группах были получены результаты, показывающие преобладающую адекватную самооценку во всех представленных возрастах: в младшей возрастной группе адекватная самооценка у 75,4 % мужчин и 59,4 % женщин, в группе 20-25 лет 52,0 % мужчин и 56,7 % женщин, в старшей возрастной группе у 64,0 % мужчин и 57,1 % женщин, во всех возрастных группах была зафиксирована неадекватно завешенная самооценка и неадекватно заниженная самооценка: в младшей группе у 13,4 % мужчин неадекватно завышенная самооценка, этот показатель у девушек - 34,9 %, неадекватно заниженная самооценка не зарегистрирована, проблемная идентичность встречается у 11,2 % мужчин и 5,7 % женщин. В группе 20-25 лет завышенная самооценка встречается у 26,9 % мужчин и 39,6 % женщин, заниженная самооценка зарегистрирована у 1,9% мужчин, у женщин не встречается, проблемная идентичность - 19,2 % мужчин и 3,7 % женщин. Данные результаты показывают, что значимых различий в уровне самооценки во всех группах не наблюдается, по полу также значимы различий нет. Виды идентичности во всех подгруппах представлены на рисунке 1.
При изучении критического мышления было установлено, что в группе 15-17 лет у большинства испытуемых (77,1 %) был выявлен средний уровень критического мышления. Низкий уровень наблюдался у 2,2 % участников, а очень низкий - у 2,1 %. При этом по полу значения критического мышления отличались не сильно с чуть более высоким средним показателем у мужчин. Очень высокого уровня критического мышления ни у кого из испытуемых обнаружено не было. В возрастной категории 20-25 лет согласно полученным данным, только 1,0 % испытуемых продемонстрировали чрезвычайно высокий уровень развития критического мышления. Высокий уровень был отмечен у 36,2 % участников, в то время как средний уровень наблюдался у 62,9 %. Важно отметить, что ни один из испытуемых не показал низкий или очень низкий уровень критического мышления. При этом отмечен рост критического мышления по сравнению с младшей группой на 112,01 ± 30,14 % (p < 0,05).
У участников группы от 30 до 45 лет были выявлены следующие особенности: 8,8 % продемонстрировали очень высокий уровень развития критического мышления, в то время как 41,6 % показали высокие результаты, а 52,5 % - средние. Низкий и очень низкий уровни критического мышления не были обнаружены ни у одного из участников этой группы. Данные этой группы по уровню исследуемого признака достоверно выше группы 20-25 лет (до 115,03 ± 30,14 %; p < 0,05).
Рисунок 1 - Распределение по видам социальной идентичности в разных возрастных группах и по полу
Далее нами были изучены виды идентичности участников исследования и получены следующие результаты: в младшей группе у мужчин с высоким уровнем критического мышления чаще проявляется ориентация на коммуникацию и рефлексию, и они обычно обладают адекватной самооценкой. У женщин с таким же уровнем критического мышления также часто наблюдается ориентация на коммуникацию и социальную сферу, и они характеризуются адекватной самооценкой. В то же время у людей с низким уровнем критического мышления чаще проявляется ориентация на коммуникацию и проблемы идентичности, а их самооценка может быть неадекватной. В группе студентов (20-25 лет) испытуемые мужского пола чаще всего демонстрируют идентичности «рефлексивное Я» и «социальное Я», в то время как у испытуемых женского пола наиболее распространены идентичности «социальное Я» и «рефлексивное Я». У мужчин с высокой степенью критического мышления чаще отмечается идентичность «социальное Я», и они обычно обладают адекватной самооценкой. У женщин с высокой степенью критического мышления также доминирует идентичность «социальное Я», и они имеют адекватную самооценку. У испытуемых с низкой степенью критического мышления чаще встречаются идентичности «коммуникативное Я» и «проблемная идентичность», а самооценка у них неадекватна. В старшей группе по возрасту обнаружены следующие результаты: испытуемые обоих полов чаще всего проявляют идентичности «социальное Я» и «рефлексивное Я». У мужчин с очень высоким и высоким уровнем критического мышления наиболее распространено «социальное Я», что сопровождается адекватной самооценкой. У женщин с аналогичными показателями критического мышления также преобладает «социальное Я» и адекватная самооценка. Те, чей уровень критического мышления ниже, чаще демонстрируют «деятельное Я» и «проблемную идентичность», а также неадекватную самооценку.
Выводы. В исследуемой группе с увеличением возраста растёт количество индивидов с развитым критическим мышлением, без учёта половой принадлежности. Анализ средних показателей критического мышления в разных возрастных категориях не выявил существенных ген-
дерных расхождений. При анализе гендерно-возрастных групп участников исследования было выявлено, что адекватность самооценки не зависит от возраста и пола. Завышенная самооценка чаще встречается у представителей второй возрастной группы, независимо от пола. Заниженная самооценка более характерна для участников третьей группы. Во всех группах преобладает адекватная самооценка и социальная направленность идентичности у людей с высоким уровнем критического мышления, причём эти характеристики улучшаются с возрастом, независимо от пола.
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
Литература / References:
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
1. Orth U. Is high self-esteem beneficial? Revisiting a classic question. Am Psychol / U. Orth, R.W. Robins. - 2022. - № 77(1). - P. 5-17.
2. Pyszczynski T. Can we really do without self-esteem? Comment on Crocker and Park / T. Pyszczynski, C. Cox // Psychol Bull. - 2004. - № 130(3). - P. 425-9.
3. Psychological defense in anticipation of anxiety: eliminating the potential for anxiety eliminates the effect of mortality salience on worldview defense / J. Greenberg, A. Martens, E. Jonas, D. Eisenstadt, T. Pyszczynski, S. Solomon // Psychological Science. - 2003. - Vol. 14 5. - P. 516-9.
4. Transformative Life Experience as a Glimpse Into Potentiality / Russo-Netzer, Pninit & Davidov, Jonathan // Journal of Humanistic Psychology. - 2020.
5. Lim A.J. Infodemic: the effect of death-related thoughts on news-sharing. Cogn. Research 6, 39 / A.J. Lim, E. Tan & T. Lim. - 2021. - URL : https://doi.org/10.1186/s41235-021 -00306-0
6. Yalom I.D. Love's executioner and other tales of psychotherapy. Basic Books. - 1989.
7. Sternberg R.J. COVID-19 has taught us what intelligence really is. Inside higher ed. - 2020. -URL : https://insidehighered.com/views/2020/08/31/pandemic-has-proven-standardized-tests-dont-me asure-whats-important-opinion
8. Sternberg R.J. A Theory of Adaptive Intelligence and Its Relation to General Intelligence. J. Intell. - 2019. - № 7. - P. 23. - URL : https://doi.org/10.3390/jintelligence7040023
Турик Елена Викторовна
аспирант кафедры
общая и консультативная психология, Донской государственный технический университет ОЯСЮ: 0009-0008-2451-0183 [email protected]
1 об авторе Elena V. Turik
Postgraduate Student of the Department of General and Consultative Psychology, Don State Technical University ORCID: 0009-0008-2451-0183 [email protected]