Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАЗНЫМ ТИПОМ ПРИВЯЗАННОСТИ К МАТЕРИ'

ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАЗНЫМ ТИПОМ ПРИВЯЗАННОСТИ К МАТЕРИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
354
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / САМООЦЕНКА / УРОВНИ САМООЦЕНКИ / ПРИВЯЗАННОСТЬ / ТИПЫ ПРИВЯЗАННОСТИ К МАТЕРИ / PRESCHOOL CHILD / SELF-ASSESSMENT / SELF-ESTEEM LEVELS / ATTACHMENT / TYPES OF ATTACHMENT TO THE MOTHER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Деина М.Г.

Статья посвящена исследованию особенностей самооценки детей дошкольного возраста с разным типом привязанности к матери. Автором рассмотрены факторы, влияющие на самооценку детей дошкольного возраста, типы привязанности ребенка к матери, а также результаты эмпирического исследования особенностей самооценки детей дошкольного возраста с разным типом привязанности к матери.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SELF-ASSESSMENT OF PRESCHOOL CHILDREN WITH DIFFERENT TYPES OF ATTACHMENT TO THEIR MOTHER

The article is devoted to the study of the features of self-esteem of preschool children with different types of attachment to the mother. The author examines the factors influencing the self-esteem of preschool children, the types of attachment of the child to the mother, as well as the results of an empirical study of the characteristics of self-esteem of preschool children with different types of attachment to the mother.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАЗНЫМ ТИПОМ ПРИВЯЗАННОСТИ К МАТЕРИ»

ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАЗНЫМ ТИПОМ ПРИВЯЗАННОСТИ К МАТЕРИ

М.Г. Деина, магистр

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Россия, г. Абакан)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11364

Аннотация. Статья посвящена исследованию особенностей самооценки детей дошкольного возраста с разным типом привязанности к матери. Автором рассмотрены факторы, влияющие на самооценку детей дошкольного возраста, типы привязанности ребенка к матери, а также результаты эмпирического исследования особенностей самооценки детей дошкольного возраста с разным типом привязанности к матери.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, самооценка, уровни самооценки, привязанность, типы привязанности к матери.

На современном этапе дошкольного образования актуальной проблемой является проблема самооценки детей, оказывающая большое влияние на все их жизненные проявления и общее развитие.

Самооценка - это необходимый компонент развития самосознания, то есть осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе [3, с. 188].

Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяющим направление и уровни активности детей. Она включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения. Именно в дошкольном возрасте закладывается различные комплексы, которые впоследствии могут оказаться причиной различных стрессов во взрослой жизни [5, с. 74].

Проблеме исследования самооценки посвящены работы зарубежных авторов Н. Брандена, А. Грега, M. Кернис, Д. Кэмпбелла, С. Хартера и др. Не мало работ указанной проблеме посвящено отечественными исследователями Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.В. Бороздиной, А.В. Захаровой, В.В. Столина и др. Изучению самооценки в дошкольном возрасте посвящены исследования О.А. Белоборыкиной, М.И. Лисиной, Е.Е.

Кравцовой, Т.А. Репиной, Г.А. Урунтаевой и других. Данные работы описывают динамику развития самооценки, механизмы ее формирования на каждом возрастном этапе, функции и уровни.

На развитие самооценки детей влияют социальные и личностные факторы. Решающее влияние на формирование самооценки оказывает тип привязанности ребенка к матери [1, с. 47].

Привязанность - это форма эмоциональной коммуникации, основанная на удовлетворении взрослыми формирующейся потребности ребенка в безопасности и любви. Данной проблеме посвящены исследования Н.Н. Авдеевой, Э.А. Барановой, Н.Н. Обозовой, Е.А. Стребелевой, Н.А. Хаймовской, М. Эйнсворт и др. [2, с. 142].

Привязанность к матери - это необходимая фаза в нормальном психическом развитии ребенка, в формировании его личности. Условно привязанность к матери можно разделить на несколько типов, каждый из которых закладывается в детстве:

- безопасный (формируется в семье, где потребности ребенка в заботе, внимании и ласке удовлетворяются в полной мере);

- амбивалентная (формируется на фоне напряженности, непоследовательности, непредсказуемости матери);

- избегающий (возникает, когда ребенком систематически пренебрегают);

- дезорганизованный (закладывается в семье, где родители склонны к насилию);

- симбиотическая (формируется в семьях с очень тревожными мамами, которые ориентируются на некие «правильные» представления о воспитании, стараются избежать ошибок и уверены в небезопасности окружающего мира) [2, с. 188].

Привязанность ребенка к матери играет важнейшую роль в его жизни и выступает в качестве фактора, оказывающего существенное влияние на его самооценку [4, с. 147].

С целью выявления особенностей самооценки детей дошкольного возраста с разным типом привязанности к матери, было проведено эмпирическое исследование на базе МБДОУ «Детский сад «Елочка»» города Черногорска Республики Хакасия. В исследовании приняли участие 40 детей старшего дошкольного возраста в возрасте от 5 до 6 лет.

При проведении исследования использовались эмпирические методики: проективная методика определения типа привязанности к матери «Я и моя мама» М.Л. Мельниковой и методика выявления уровня самооценки детей «Лесенка» В.Г. Щур.

В ходе проведения проективной методики определения типа привязанности к матери «Я и моя мама» М.Л. Мельниковой, было выявлено, что среди детей, принявших участие в исследовании, преобладает безопасный тип привязанности к матери (60%). 5% детей с амбивалентным типом, 15% с избегающим, 10% с дезорганизованным и 10% с симбиотическим типом привязанности к

В ходе проведения методики выявления уровня самооценки детей «Лесенка» В.Г. Щур было выявлено, что у детей старшего дошкольного возраста с безопасным типом привязанности к матери преобладает адекватный уровень самооценки. Данные дети всегда открыты для общения, не боятся брать сложные задания, не стесняются просить помощи, способны к проявлениям сострадания, защищают слабых детей.

У детей с амбивалентным, избегающим и дезорганизованным типом привязанности к матери преобладает низкий уровень самооценки. Данные дети не уверены в собственных возможностях, часто проявляют тревожность, обидчивость, имеют проблемы с адаптацией к новым условиям, не всегда способны постоять за себя.

У детей с симбиотическим типом привязанности к матери преобладает завышенный уровень самооценки - данные дети негативно настроены против критики собственных действий, в общении со сверстниками чаще стремятся доминировать, не уважают старших, проявляют приступы неконтролируемой агрессии и вспышки ярости.

Таким образом, в ходе проведения эмпирического исследования были выявлены особенности самооценки детей дошкольного возраста с разным типом привязанности к матери - адекватная самооценка у детей с безопасным типом привязанности к матери, заниженная самооценка у детей с амбивалентным, избегающим и дезорганизованным типом привязанности к матери и завышенная самооценка у детей с симбио-тическим типом привязанности к матери.

матери.

Библиографический список

1. Авдеева Н. Коррекция нарушения образа себя в дошкольном возрасте: Коррекцион-но-педагогические проблемы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. -2003. - № 3. - С. 47.

2. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М., 2015. - 220 с.

3. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. -2008. - № 4. - С. 47.

4. Дружинин В.Н. Психология семьи. - М., 2017. - 240 с.

5. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. - М., 2015. - 320 с.

6. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М., 2014. - 200 с.

7. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка / Под ред. А.Г. Рузской. - М., 2010. - 384 с.

8. Репина Т.А. Отношение между сверстниками в группе детского сада. - М., 2017. -120 с.

FEATURES OF SELF-ASSESSMENT OF PRESCHOOL CHILDREN WITH DIFFERENT TYPES OF ATTACHMENT TO THEIR MOTHER

M.G. Deina, Master

Khakass State University named after N.F. Katanova (Russia, Abakan)

Abstract. The article is devoted to the study of the features of self-esteem of preschool children with different types of attachment to the mother. The author examines the factors influencing the self-esteem of preschool children, the types of attachment of the child to the mother, as well as the results of an empirical study of the characteristics of self-esteem of preschool children with different types of attachment to the mother.

Keywords: preschool child, self-assessment, self-esteem levels, attachment, types of attachment to the mother.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.