Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ'

ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
774
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Ключевые слова
самооценка / самосознание / социализация / старшие дошкольники / полная семья / неполная семья / self-esteem / self-awareness / socialization / senior preschoolers / full family / incomplete family

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ковалерова Елена Александровна

В данной статье рассматривается вопрос об особенностях самооценки детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей, так как известно, что влияние семьи на развитие ребенка трудно переоценить. Особое значение для дальнейшей жизни ребенка приобретает представление о себе, которое он получает c непосредственным участием родителей. Проанализирована педагогическая литература по выявлению особенностей самооценки детей из полных и неполных семей, подведены итоги исследования самооценки детей из разных типов семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF SELF-ASSESSMENT OF PRESCHOOL AGE CHILDREN FROM FULL AND INCOMPLETE FAMILIES

This article discusses the features of self-assessment of children of senior preschool age from full and incomplete families, as it is known that the influence of the family on the development of the child is difficult to overestimate. Of particular importance for the further life of the child is the idea of himself, which he receives with the direct participation of parents. The pedagogical literature on identifying the features of self-esteem of children from full and incomplete families is analyzed, the results of the study of self-esteem of children from different types of families are summed up.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №12/2020

ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

PECULIARITIES OF SELF-ASSESSMENT OF PRESCHOOL AGE CHILDREN FROM FULL AND INCOMPLETE FAMILIES

УДК 159.9

Ковалерова Елена Александровна, магистрант 2 курса, Направление подготовки: Психолого-педагогическое образование, Магистерская программа: Педагогическая психология, Институт непрерывного педагогического образования, ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова», Россия, г. Абакан

Kovalerova Elena Aleksandrovna, e-mail suetuksad@inbox. ru

Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос об особенностях самооценки детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей, так как известно, что влияние семьи на развитие ребенка трудно переоценить. Особое значение для дальнейшей жизни ребенка приобретает представление о себе, которое он получает c непосредственным участием родителей. Проанализирована педагогическая литература по выявлению особенностей самооценки детей из полных и неполных семей, подведены итоги исследования самооценки детей из разных типов семей.

Annotation: This article discusses the features of self-assessment of children of senior preschool age from full and incomplete families, as it is known that the influence of the family on the development of the child is difficult to overestimate. Of particular importance for the further life of the child is the idea of himself, which

1957

he receives with the direct participation of parents. The pedagogical literature on identifying the features of self-esteem of children from full and incomplete families is analyzed, the results of the study of self-esteem of children from different types of families are summed up.

Ключевые слова: самооценка, самосознание, социализация, старшие дошкольники, полная семья, неполная семья.

Keywords: self-esteem, self-awareness, socialization, senior preschoolers, full family, incomplete family.

Особое значение для дальнейшей жизни ребенка приобретает представление о себе, которое он получает c непосредственным участием родителей. Центральным аспектом этого представления является самооценка. В дошкольном возрасте формирование самооценки является особенно значимым процессом, прежде всего из-за того, что этот возраст является сенситивным к внешним воспитательным воздействиям, а также это возраст вхождения в социальный мир отношений за пределами семьи.

Самооценка личности ребенка, являясь регулятором поведения, напрямую оказывает влияние на его внутреннее состояние, на его деятельность, поведенческие реакции, взаимоотношения в коллективе. Неправильная самооценка ведет к большим личностным и коммуникационным проблемам.

Самооценка является, одной из форм проявления самосознания, оценочной составляющей «Я-концепции», аффективной оценкой представления индивида о самом себе, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты «образа Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

Понятие самооценки в отечественной и зарубежной психологии рассматривают с различных точек зрения. Так, оценку себя в целом как хорошего или плохого принято считать общей самооценкой, а оценку

1958

достижений в отдельных видах деятельности - парциальной (частной). Существенно, что частные оценки могут развиваться неравномерно [4].

Маллер А.Р. в своей работе утверждает, что «вследствие таких проблем, как: заниженная самооценка; самоотношение; проблема детско-родительских отношений; проблема социальной адаптации; низкий уровень интеллекта; взаимоотношения с окружающими и повышенная утомляемость, у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками» [3, с.27].

В детстве у ребенка довольно узкие возможности выбора того, с кем ему общаться и в свою очередь, критерии самооценки также ограничены. В большей степени, по сравнению с другими людьми, ребенок общается со своими родителями, от которых он и слышит высказывания о нем самом, а родителей, как известно, не выбирают. В случае любви со стороны родителей, у ребенка отмечается наличие прочного фундамента для формирования позитивной самооценки. В противном случае, при наличии в поведении родителей по отношению к ребенку таких негативных черт, как неприятие, отталкивание, пренебрежительность, у ребенка, скорее всего, возникнут отрицательные переживания, связанные с негативной самооценкой [1].

Таким образом, семейная атмосфера, взаимодействие членов семьи между собой, и семья в целом, должны быть тем самым здоровым климатом для роста и развития дошкольника.

Рассматривая полную и неполную семью, как среду воспитания нельзя однозначно сказать, что сама по себе неполная семья является абсолютно негативной средой, с точки зрения влияния для ребенка, как и то, что наличие обоих родителей в полной семье делает ее позитивной. Это происходит вследствие влияния множества факторов. Многие детские психологи обнаруживают, что даже полная семья не гарантирует успех воспитания ребенка, а только создает условия для успешного формирования его личности. Воспитание в условиях неполной семьи содержит в себе лишь еще большую

1959

полосу трудностей, с которыми рано или поздно придется столкнуться каждому одинокому родителю [5].

Известно, что в неполной семье недостаточно выполняются так называемые семейные функции, что в свою очередь порождает дефицит адекватных воспитательных взаимодействий между родителем и ребенком. Кроме того, следует подчеркнуть то, что семейные формы меняются и их становится все больше, что в результате приводит к ослаблению брака, как института контроля над поведением человека. Если для пожилых людей традиционные семейные нормы имеют большое значение, то для молодых людей, они уже не имеют такого значения.

Ввиду отсутствия давления со стороны общества и того факта, что брак не выступает как норма, стоит отметить изменение последующих со вступлением в брак, правил и обязанностей. Следовательно, отмечается наличие более широкой индивидуальной свободы выбора, что в свою очередь приводит к тому, что люди не исключают возможность развода, несмотря на ту ценность, которую они придают браку [2].

Экспериментальная часть исследования проводилась на базе МБДОУ «Нижнесуэтукский детский сад». Исследование проводили с помощью двух методик «Лесенка» (В.Г. Щур), методика «Какой Я?» (О.С. Богдановой).

Исходя, из полученных результатов, мы делаем вывод, что дошкольники из неполных семей не умеют адекватно оценить свою деятельность, проанализировать ее. Самооценка у дошкольники из неполных семей в преобладании заниженная, а также неустойчивая, может меняться на полярно противоположную, не мотивирована. А самооценка детей из полных семей отличается устойчивостью, эти дети аргументировали свои ответы, приводили примеры, в преобладании является адекватной.

Таким образом, на основании результатов исследования можно сформулировать следующие выводы, что воспитание в неполной семье может сказаться на личностных особенностях детей дошкольного возраста, которые

1960

могут проявляться в неадекватной самооценке. А также уровень самооценки старших дошкольников из неполных семей достоверно ниже уровня самооценки их сверстников из полных семей. Следовательно, дети старшего дошкольного возраста из неполных семей чаще испытывают отрицательное отношение к собственной личности. В свою очередь, дети из полных семей достоверно чаще испытывают положительные эмоции по отношению к собственной личности и имеют более высокий уровень самооценки.

Литература:

1. Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание / Бернс Р. // -М., 2000.

2. Колесниченко Е. А. «Психологические проблемы современной российской семьи» В 3-х частях. - 2 часть / Под общей редакцией доктора психологических наук В.К. Шабельникова и кандидата психологических наук А.Г. Лидерса. - М., 2005 - 360 с.

3. Маллер, А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями / А. Р. Маллер. -Москва: Педагогика - Пресс, 2006.

4. Столин В.В., Ермолаев О.Ю., Самосознание личности. - М.: Издательство Московского Университета, 2005.

5. Сухопарова А.А. Психологические особенности воспитания детей в полной и неполной семье / А.А. Сухопарова // Мир науки, культуры, образования. - 2013 - № 3 (40) - С. 215-217.

Literature

1. Burns R. Development of "I-concept" and education / Burns R. // -M., 2000.

2. Kolesnichenko E. A. "Psychological problems of the modern Russian family" In 3 parts. - Part 2 / Under the general editorship of Doctor of Psychological Sciences V.K. Shabelnikov and candidate of psychological sciences A.G. Leaders. - M., 2005 - 360 p.

3. Muller, A. R. Child with disabilities / A. R. Muller. - Moscow: Pedagogy -Press, 2006.

1961

4. Stolin VV, Ermolaev O.Yu., Self-awareness of the individual. - M .: Publishing house of Moscow University, 2005.

5. Sukhoparova A.A. Psychological features of the upbringing of children in complete and incomplete families / A.A. Sukhoparova // World of Science, Culture, Education. - 2013 - No. 3 (40) - S. 215-217.

1962

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.