УДК 159.9
doi: 10.52470/2619046Х_2022_4_134
ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК, ПЕРЕЖИВШИХ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ
Е.Д. Липатова
Аннотация. Проблема насилия является одной из самых актуальных проблем современного мира. В широком смысле в обществе эта проблема имеет и социальный, и юридический, и психологический характер. Так как мы в своём исследовании будем вести речь о психологическом аспекте, стоит сказать, что переживание насилия в детском и подростковом возрасте часто может приводить к серьезным негативным последствиям на всех уровнях функционирования психики. В своем исследовании мы рассмотрим конкретно эмоциональное насилие. Этот вид насилия может существовать как сам по себе, так и сопровождать другие виды. Само по себе эмоциональное насилие является особым видом, так как такое насилие трудно доказать, оно не оставляет следов на теле и в целом его трудно проконтролировать законодательно. Тем не менее, такой опыт может стать психотравмирующим для человека и мешать его дальнейшей жизни.
Ключевые слова: самоотношение, эмоциональное насилие, юношеский возраст, психологическая травма.
FEATURES OF SELF-ATTITUDE AMONG BOYS AND GIRLS HAVING SUFFERED EMOTIONAL ABUSE
E.D. Lipatova
Abstract. The problem of violence is one of the most topical problems of the modern world. In a broad sense, this problem in society has a social, legal, and psychological character. Since we talk about the psychological aspect in our study, it is worth saying that the experience of violence in childhood and adolescence can often lead to serious negative consequences at all levels of the functioning of the psyche. In our study we specifically consider emotional abuse as this type of abuse can exist on its own or accompany others. Emotional violence itself is a special kind since such violence is not only difficult to prove, but also it does not leave marks on the body and in general, it is really hard to control it legally. However, such an experience can become traumatic for the person and disturb his future life.
Keywords: self-attitude, emotional abuse, adolescence, psychological trauma.
Феномен насилия достаточно многогранен при рассмотрении с научной точки зрения. Проблема насилия привлекала внимание представителей различных научных дисциплин [3; 4; 6]. Глубокое изучение насилия как особенности поведения человека началось в 90-х гг. прошлого века. Исследователи пришли к выводу, что наличие в поведении личности тенденции к насилию способствует формированию глубоких личностных изменений и сказывается на всех аспектах психического функционирования и жизнедеятельности жертвы [1; 5]. Ситуации повторяющегося насилия нарушают целостность человека, становятся причиной повышенной тревожности, негативно влияют на самооценку человека и отношение к себе и во многих случаях приводят к развитию посттравматического стресса [2].
На сегодняшний день отсутствует единое мнение относительно конкретных видов поведения, которые представляют собой эмоциональное насилие [5]. По мнению многих исследователей, психологическое насилие, является деструктивным процессом, разрушающим
личностное достоинство, и приводит к потере чувства собственной безопасности [1; 3; 4; 6]. Психологическое насилие возникает в межличностных отношениях, связанных с тотальным доминированием и контролем над человеком [3].
Настоящее исследование проводилось среди юношей и девушек в возрасте 15-16 лет, всего в нем приняли участие 45 человек. Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы № 179 г. г. Москвы, а также на базе колледжа МГПУ им. К.Д. Ушинского.
Цель исследования: на основе теоретического анализа и результатов эмпирического исследования изучить особенности самоотношения у подростков, подвергавшихся эмоциональному насилию.
Объект исследования: самоотношение подростков.
Предмет исследования: самоотношение у подростков, переживших эмоциональное насилие при разной степени его выраженности.
Гипотеза исследования: переживание эмоционального насилия изменяет самоотношение подростка.
Для данного исследования нами были использованы следующие методики:
1. Методика исследования самоотношения (опросник МИС) (В.В. Столина, С.Р. Пантилеева).
2. Проективные методики: «Метафорический автопортрет: Во что бы меня заколдовали» Т.Д. Зинкевич-Евстегнеевой; Автопортрет «Какой я сейчас?» Н.Я. Семаго, М.М. Семаго; Рисуночный тест Р. Сильвер «Нарисуй историю».
3. Анкета на выявление признаков эмоционального насилия (по материалам международного опросника ICAST-C, раздел 5 «Психологическое насилие: дома и в школе»).
При проведении эмпирического исследования и анализе полученных результатов перед нами стояли две основные задачи: выявить подростков, переживших эмоциональное насилие, и исследовать особенности самоотношения у этих испытуемых. Для первой задачи мы использовали стандартизированную анкету для выявления признаков насилия, где ребята давали ответы конкретно о том, переживались ли какие-то ситуации эмоционального насилия ими или нет. Нам удалось таким образом выявить группу из общей выборки ребят, которые указывают признаки насилия в стандартизированной методике.
В качестве второй методики для этой задачи мы использовали рисуночный тест «Нарисуй историю». По рисункам методики «Нарисуй историю» мы выявляли наличие у испытуемых опыта эмоционального насилия, его степень и глубину переживания, наличие другого травматичного опыта и в целом исследовали особенности того значимого опыта у испытуемых, который возможно было наблюдать по рисункам. Мы обращали внимание на сюжет истории, характер истории и те переживания, которые указывались подростком при описании истории. По результатам рисуночных тестов, мы предварительно разделили всех участников исследования на пять следующих групп:
1. Выраженные признаками эмоционального насилия. Испытуемые из этой группы могли изображать ситуацию насилия или травматичного опыта (образно или прямо). Такие рисунки, как правило, имеют однозначно негативный смысл: ситуация угрозы жизни дорогого человека (мама чуть не утонула); ситуации, прямо отражающие эмоциональное насилие (сестра сорвалась и кричит), ситуации других видов насилия (злой дрессировщик с хлыстом и котенок, который боится). В некоторых работах фигурирует тема смерти или какого-то надлома.
2. Ситуации неопределенности. В случае этой группы нам сложно интерпретировать, имеет ли насилие негативные последствия. В целом рисунки у таких респондентов носят неоднозначный, неопределенный характер. Чаще всего респонденты этой группы изображают нереалистичные истории, используя при этом какие-либо образы (робот,
уточка), иногда делая акцент на неопределенном настроении и характере историй (книга с оборвавшейся историей, которая оставляет читателя в неопределенности). Имея в виду некоторую нереалистичность и неопределенность приведенных ребятами историй, мы предположили, что респонденты в этой группе могут скрывать какой-то собственный реальный опыт. Здесь мы не можем точно исключать опыт эмоционального насилия, но в то же время не наблюдаем явно выраженных признаков такого опыта.
3. Ярко выраженные эмоциональные переживания. Подростки этой группы на изображениях с историей всегда рисуют какое-либо яркое событие. Мы понимаем, что оно эмоционально окрашено для респондента и значимо, но нам может быть трудно интерпретировать как именно - в негативную или позитивную сторону (например, роддом, рождение младшей сестры, «нескучный» семейный ужин и другие события из жизненного опыта ребят).
4. Испытание себя, склонность к рисковым ситуациям и проверке себя на выносливость. Испытуемые данной группы при изображении истории рисуют моменты испытания себя (важные выступления, футбольный матч) или истории, неоднозначные с точки зрения социальных норм и одобрения обществом (танцы на кладбище, «с другом в участке», пират на корабле). Здесь мы не можем говорить об эмоциональном насилии по результатам рисуночных тестов. Что же касается показателей самоотношения по рисункам в этой группе - чаще оно достаточно хорошее. Лишь в двух работах мы отметили варианты сложного отношения к себе, более негативного. Стоит отметить, что один из респондентов в этой группе указывал на своё пребывание в психиатрической больнице, и нам сложно оценить, происходило ли это в действительности, или же это эпатаж, но при оценке рисунков с самоотношением мы пришли к заключению, что у этого респондента возможны какие-либо психические нарушения.
5. Не проявляют признаков эмоциональных нарушений и насильственных действий по проективным методикам. Подростки в этой группе, как правило, изображают нейтральную или позитивную историю (прогулка с мамой, летний отдых). По проективным методикам на самоотношение, изображения большинства ребят мы можем интерпретировать в целом как достаточно хорошее. Такие испытуемые выделяют себе место по центру, хорошо прорисовывают себя, уделяют себе достаточно внимания, что в совокупности является объективно хорошими показателями.
По указанным в рамках задачи (выявить наличие эмоционального насилия) методикам - проективным и стандартизированной - мы выделили две группы испытуемых, имеющих признаки насилия:
1. Группа, где есть признаки эмоционального насилия как по проективным, так и по стандартизированным методикам. (группа А++).
2. Группа, где есть признаки насилия только в стандартизированной методике. Эту группу составило наибольшее количество человек. (группа Б+-).
Мы работаем с этими группами при дальнейшем анализе результатов.
Второй задачей было исследование самоотношения у подростков, имеющих признаки насилия. Для данной задачи мы использовали также стандартизированную методику - опросник МИС и проективные методики - автопортрет и метафорический автопортрет. Для начала приведем данные по стандартизированному опроснику. В таблицах ниже можно ознакомиться с результатами по опроснику в выделенных группах.
На рисунке 1 представлены результаты группы А по опроснику самоотношения. Можно наблюдать, что самый высокий показатель отмечается по шкале «Закрытость». Высокие значения по этой шкале могут указывать на выраженное защитное поведение у респонден-
Рисунок 1. «Показатели самоотношения по опроснику МИС в группе А»
тов данной группы, их неспособность осознавать значимую информацию о себе и делиться этой информацией с другими. Такие подростки могут быть склонны к избеганию открытых и честных отношений с собой, обладать недостаточными навыками рефлексии. Видят себя поверхностно, могут отрицать существование каких-либо личных проблем.
Следующими по выраженности в этой группе получились показатели школы «Самопринятие», «Саморуководство» и «Самообвинение».
В группе Б (рисунок 2) показатели по опроснику получились несколько другие. Здесь, как и в предыдущей группе, выражены показатели по шкале «Самопринятие». Это хороший показатель, свидетельствующий о выраженном чувстве симпатии себе и о принятии всех сторон своего «Я». Также в этой группе достаточно выражены показатели по шкалам «Внутренняя конфликтность», «Самообвинение» и «Самоуверенность», которые имеют уже менее
Рисунок 2. «Показатели самоотношения по опроснику МИС в группе Б»
Показатели по опроснику самоотноошения по двум группам
14
■ группаА ВгруппаБ
Рисунок 3. «Показатели самоотношения по опроснику МИС в двух группах
положительную трактовку и в некотором смысле противоречат показателю «Самопринятие». Показатель «Внутренняя конфликтность» свидетельствует о наличии внутренних сомнений, конфликтов и несогласия с собой. По компоненту «Самообвинение» у респондентов также можно выявить склонность видеть в себе первоначально недостатки, неудачи и склонность обвинять себя и порицать. «Самоуверенность» может указывать на высокую уверенность в себе и мотивы достижения успеха.
В случае данной группы можно сказать, что результаты по опроснику неоднозначные.
Далее мы проверим наличие тенденций при корреляционном анализе в связях с другими методиками.
На рисунке 3 представлены результаты по двум группам. Можно наглядно наблюдать, по каким компонентам результаты в двух группах оказались схожи, а где получились различия.
Что касается результатов по проективным методикам, направленным на самоотношение, мы получили следующие данные при анализе рисунков.
В группе с выраженным эмоциональным насилием по методикам, где необходимо изобразить себя, довольно часто наблюдается такая тенденция, что испытуемый не рисует себя вообще, может использовать какой-то метафорический образ для изображения себя, показывающий раскол или расщепление (разбитое стекло, искры), изображать какие-то декорации, без наличия себя на рисунке (например, компьютерный стол и подписать «человек за столом» без изображения самого человека). В целом, такие данные указывают на скорее негативное отношение к себе, нежелание себя видеть и честно с собой встречаться. Другими вариантами, встречающимся реже, но не единожды, являются варианты изображения себя в негативных эмоциях (плачущим, сердитым) или изображение нескольких разных вариантов человечков-себя.
Что касается метафорических автопортретов, мы обратили внимание на некоторые выразительные показатели по рисункам в этой группе. Например, подросток рисует цыпленка с короной на голове. В психоаналитической трактовке цыпленок символизирует уверения бессознательного в том, что человек является трусом. У нас, в придачу, наличествует корона на голове, в чем наблюдается некоторая инверсия. Возможно, имеет место защитная реак-
ция, желание показать себя лучше, чем есть на самом деле. Другим интересным вариантом в этой группе является изображение гаража с дверьми. Пытаясь анализировать подобное изображение, мы предполагаем, что гараж может символизировать бессознательное. Похожим вариантом (также в этой группе) является изображение закрытой книги. Если открытая книга и процесс чтения в психоанализе символизирует погружение в сознание, соответственно, закрытая книга, как можно предположить, символизирует обратное. И здесь мы можем наблюдать уже небольшую тенденцию в группе, как нам кажется, некоторую закрытость от своего внутреннего мира у участников этой группы.
У подростков, находящихся в ситуации неопределенности, отношение к себе по рисункам негативное или неопределенное (могут изображаться вопросительные знаки над изображением себя, противоречащие мысли «худший» - «лучший»). Во всех рисунках, кроме одного, изображается грустная эмоция.
У подростков с выраженными эмоциональными переживаниями по проективным методикам самоотношение достаточно разное. Испытуемые этой группы рисуют себя, выделяют себе место, но качество рисунков может отличаться. Где-то мы видим достаточно положительное отношение к себе, в каких-то случаях - негативное. В целом, в данной группе выделить обобщения по показателям самоотношения достаточно трудно. Рисунки достаточно уникальны, индивидуальны, и возможно, имеет смысл рассматривать их в таком порядке.
По методике «Метафорический автопортрет» можно отметить, что подростки этой группы часто изображают неодушевленные предметы, такие как камень, хлеб, робот, блестящий шар. Такие изображения скорее отображают негативные переживания, которые проживаются в отношении себя самого (опустошённость, агрессия и т.д.).
По итогам качественного анализа уже сейчас можно наблюдать, что у подростков с признаками эмоционального насилия имеются некоторые тенденции в рисунках, которые указывают на определенное отношение к себе. Такие респонденты чаще всего не хотят себя видеть и встречаться с собой в целом. Это может быть связано с отсутствием у таких подростков возможностей и внутренних ресурсов для того, чтобы видеть, осознавать и принимать негативный опыт и его последствия для собственной личности. Такая закрытость, с одной стороны, выполняет защитную функцию, с другой стороны - мешает развитию, росту и исцелению от травматичных событий и переживаний. Реже подростки с признаками эмоционального насилия демонстрируют проявление возможных нарушений в эмоциональной сфере или негативных переживаний в отношении самого себя. Это также может объясняться негативными событиями, произошедшими с ребятами и имеющими влияние на них. Однако, в этом случае мы скорее будем говорить не о защите от переживаний, а наоборот о том, что в настоящий момент эти переживания происходят, беспокоят, активно проживаются. Но мы, опять же, отметим, что отношение к себе у респондентов остается негативным, и мы не можем говорить о том, насколько конструктивны подростки справляются с негативными переживаниями.
У подростков, переживших эмоциональное насилие, прослеживаются следующие тенденции: они имеют слабые представления о себе или достаточного негативное самоотношение. Возможно, что такие подростки не хотят встречаться с собой вследствие травматичного опыта. Это предположение подтверждают результаты статистического анализа - мы видим, что у подростков этой группы сильно выраженно защитное поведение, они не хотят видеть себя, погружаться в себя, рефлексировать и осознавать свой опыт и себя в целом.
Другим наблюдением было то, что некоторые подростки с эмоциональным насилием в опыте склонны скрывать такой опыт или не быть до конца честными и откровенными. Это, предположительно, возможно связать с защитным поведением таких подростков и всеми тенденциями, описанными чуть ранее.
Также для подростков, указавших признаки эмоционального насилия в методиках, мы выявили следующую тенденцию: они достаточно тревожно ощущают себя в отношении собственного «Я» и самооценки, проявляют некоторую ригидность в отношении себя и в то же время достаточно требовательны к себе. Такие испытуемые склонны воспринимать окружающий мир, как что-то угрожающее их самооценке. Из всего этого складывается впечатление, что самоотношение таких подростков также имеет элементы защитного поведения, а их самооценка достаточно хрупкая, они будто бы стремятся защитить её с помощью описанной выше ригидности.
Для наглядности, обобщим полученные результаты. Исходя из наших наблюдений, перечислим тенденции, которые удалось выявить в исследовании особенностей самоотношения у подростков, переживших эмоциональное насилие. Мы обобщили полученные результаты по двум группам респондентов, переживших эмоциональное насилие. Мы выделили следующие особенности отношения к себе:
- имеют слабые представления о себе;
- достаточно негативно относятся к себе;
- демонстрируют выраженное защитное поведение;
- проявляют нежелание встречаться с собой, своим внутренним миром и переживаниями;
- склонны быть нечестными с собой и с другими по поводу пережитых травматичных событий;
- демонстрируют ригидность «Я»-концепции и в то же время - хрупкость самооценки, стремление её защитить;
- воспринимают окружающий мир как угрожающий самооценке и отношению подростков к себе.
Отталкиваясь от проведенного нами исследования, целесообразно будет описать некоторые виды психологической помощи, подходящие для работы с теми проблемами, которые мы выделили:
- коррекция самооценки и уровня самосознания у подростков;
- работа над распознаванием и пониманием собственных чувств и эмоций.
Успешно решать задачу коррекции самооценки у подростков и расширения представления и знаний о себе можно как через индивидуальную работу, так и через групповую. Групповая работа может проводиться в формате тренинга и включать в себя задания и упражнения, направленные на исследование себя, глубокую саморефлексию, формирование адекватной самооценки и поддержание её. Существует достаточное количество упражнений и программ, посвящённых теме самоотношения. Нами была составлена и предложена авторская программа развития позитивного самоотношения у подростков.
К основным методам работы с эмоциональной сферой относятся методы, которые являются базисными, эффективными и наиболее безопасными: игротерапия, арт-терапия, сказкотерапия, метод аутогенной тренировки, поведенческий тренинг. Эти методы можно применять для разного возраста, в нашем случае для работы с подростками они хорошо подходят.
В подростковом возрасте происходит становление самосознания личности - и самоотношения как ее компонента. Ученые отмечают ситуативность, неустойчивость самооценки подростка, её подверженность каким-либо внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую устойчивость и многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности в старшем подростковом возрасте.
По итогам эмпирического исследования, посвященного изучению особенностей самоотношения у подростков, переживших эмоционально насилие, нам удалось определить следующее.
Подростки, пережившие эмоциональное насилие, достаточно негативно относятся к себе, не хотят встречаться с собой, своим внутренним миром и переживаниями по-настоящему. Ввиду этого, у многих из них складывается очень неполный, размытый или неопределенный образ себя. Об этом свидетельствует анализ рисуночных тестов и обратная значимая корреляция между компонентом «Закрытость» и показателями самоотношения по проективным методикам.
Для подростков, переживших эмоциональное насилие, характерно выраженное защитное поведение. Это проявляется в их неспособности встречаться и осознавать собственный опыт и переживания, связанные с ним; также это проявляется в области самооценки подростков - они стремятся защитить её от внешнего мира, так как воспринимают его как угрозу. Ввиду этого, некоторые из ребят могут иметь достаточно ригидную и завышенную самооценку. Эти выводы мы сформулировали на основе значимых корреляционных связей между компонентом «Самопривязанность» и анкетой про насилие, а также по показателям между компонентом «Закрытость» и проективными методиками.
Неспособность таких подростков видеть и принимать негативный опыт, свои переживания и реального себя, влияет на честность отношений с собой и с другими. Это также подтверждается статистическим анализом, по показателям обратной связи между компонентом «Самообвинение» и ответами по анкете у респондентов.
Библиографический список
1. Барабанов Р.Е., Дергачев А.В., Костюшина Е.В., Чистовский Д.И. Организация работы специалистов социально-психологической службы образовательного учреждения с детьми группы риска // Вестник Московского информационно-технологического университета - Московского архитектурно-строительного института. 2020. № 2.
2. Волкова Т.Г. Психология самосознания: учебное пособие. Барнаул, 2014.
3. Волкова Е.Н. Ребенок и насилие: диагностика, предотвращение и профилактика: монография. Н. Новгород, 2015.
4. Волкова Е.Н., Исаева О.М. Диагностика распространенности насилия и жестокого обращения среди детей. Н. Новгород, 2013.
5. Дымова Е.Н., Шаталова Н.Е. Эмоциональное насилие как психотравмирующее событие в жизни молодых девушек // Мир науки. Педагогика и психология. 2020 № 2.
6. Качаева М.А., Дозорцева Е.Г., Нуцкова Е.В. Отсроченные последствия пережитого домашнего насилия у женщин и девочек // Психология и право. 2017. Т. 7. № 3.
Е.Д. Липатова
бакалавр психологии
Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва E-mail: elizaveta.lipatova@mail.ru