проблем.
8. Важнейшей составной частью механизма молодежной политики является деятельность общественных (неправительственных) организаций.
9. Постоянно используется научное сопровождение, независимый мониторинг и прогнозирование молодежных программ.
Основные различия между вариантами ГМП в зарубежных странах определяются степенью вмешательства государства; сменой подходов к молодежной политике на том или ином этапе национального разви-
тия, а также эволюцией взглядов на роль молодежи в этом развитии; экономическими возможностями государств. Анализ текстов конституций и законов ряда европейских государств позволяет сделать вывод, что во многих из этих стран постепенно осознали необходимость отражать вопросы государственной молодежной политики в конституционно-правовых источниках. При этом в некоторых из них употребляется слово «молодежь» и основанные на нем словосочетания более одного раза.
Библиографический список
1. Забелин П.В. Молодежная политика: стратегия, идеи, перспективы. М.: Изд-во Луч, 1998. 86 с.
2. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: теоретические вопросы. М.: Изд-во Социум, 1999. 351 с.
3. Конституции зарубежных государств о молодежи и молодежной политике. // Закон и право. 2004. № 12. С. 39.
4. Криворученко В.К. Молодежь и молодежная политика. В 2-х частях / Кафедра социальной политики и социальной работы МосГУ. М.: Московский гуманитарный университет. 2005. Ч. 1. 216 с.
5. Луков В.А. Молодежное движение в социалистическом обществе. Вопросы теории и практики. М.: Изд-во Молодая гвардия, 1987. 222 с.
6. Молодежная политика: Европейский опыт: Доклады Института Европы РАН № 163. М.: Изд-во «ОГНИ ТД», 2005. 66 с.
7. Нехаева Т.Г., Татаринов О.В. Организационно-правовые основы становления и деятельности органов по делам молодежи Российской Федерации: Информационный бюллетень «Из опыта реализации молодежной политики: сборник документов и материалов». Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2001. 115 с.
8. Проблемы вовлечения молодых людей в жизнь общества. Записка Генерального секретаря ООН, февраль 1991 г. // Международные документы по молодежной политике. М., 1993. С. 161.
9. Слуцкий Е.Г. Молодежная политика на рубеже веков: вопросы теории и практики. СПб.: Изд-во ИРЭ РАН, НАЮ, 1999. 86 с.
10. Формирование и развитие системы социальных служб для молодежи. // Молодежная политика: Информационный бюллетень. М.: Изд-во Социум, 1994. № 59-61.
УДК 796.011.1
ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ У СТУДЕНТОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИТНЕС-АЭРОБИКОЙ
Е.П.Куйдина1, А.Г.Адушинова2, В.Ю.Лебединский3
Иркутский государственный технический университет. 6640073, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Установлено, что на факультете физической культуры и спорта ИрГТУ уже на протяжении многих лет на занятиях по физическому воспитанию женского контингента применяются современные фитнес-технологии. Рассматривается влияние занятий фитнес-аэробикой на самоотношение и самооценку у студенток Иркутского государственного технического университета. Исследование проводилось в двух группах испытуемых: первую группу составили студентки, занимающиеся физической культурой с использованием фитнес-технологий первый год, вторая группа занималась фитнес-аэробикой в течение трех лет. Были рассмотрены: самоотношение в целом, уровень самооценки и притязаний, отношение к собственному телу. Ил. 2. Библиогр. 21 назв.
Ключевые слова: самоотношение; самооценка; притязание; фитнес-аэробика; образ тела.
SELF-ATTITUDE FEATURES OF FEMALE STUDENTS ENGAGED IN FITNESS AEROBICS E.P. Kuidina, A.G. Adushinova, V.Yu. Lebedinsky
1Куйдина Екатерина Павловна, специалист по учебно-методической работе факультета физической культуры и спорта, тел.: 8950111353, e-mail: [email protected]
Kuidina Ekaterina, specialist for educational and methodical work of the Faculty of Physical Education and Sports, tel.: 8950111353, e-mail: [email protected]
2Адушинова Альбина Григорьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии института изобразительных искусств и социально-гуманитарных наук, тел.: 89149180876, e-mail: [email protected]
Adushinova Albina, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Psychology of the Institute of Fine Arts, Social Studies and Humanities, tel.: 89149180876, e-mail: [email protected]
3Лебединский Владислав Юрьевич, доктор медицинских наук, заместитель декана факультета физической культуры и спорта по НИР, профессор кафедры физической культуры, тел.: 89148738869,e-mail: [email protected]
Lebedinsky Vladislav, Doctor of Medicine, Deputy Dean of Physical Education and Sports for Research, Professor, Professor of the Department of Physical Education, tel.: 89148738869, e-mail: [email protected]
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.
The article reports a long-term use of modern fitness technologies at Physical Education lessons for female students by the faculty of Physical Education and Sports of Irkutsk State Technical University (ISTU). It discusses the effect of fitness aerobics lessons on the self-rating and self-assessment of ISTU female students. The study embraced two groups of subjects: the first group consisted of female students having been involved in physical education with the use of fitness technology for the first year; the second group of subjects has been engaged in fitness aerobics for three years. General self-rating, levels of self-assessment and aspirations, attitudes toward their own bodies have been the subject of consideration.
2 figures. 21 source.
Key words: self-rating; self-assessment; aspiration; fitness aerobics; body image.
Одной из особенностей социального и психологического бытия человека является его отношение к самому себе, к своим поступкам, собственной личности. На современном этапе развития психологической науки и практики проблема изучения самоотношения личности является актуальной и имеет важное научно-практическое значение. Генезис самоотношения, его содержание и структура оказывают решающее влияние на развитие целостной гармоничной личности, ее общение, поведение, адаптационные возможности [1], [14].
Наиболее острой проблема самоотношения становится в юношеском возрасте на этапе, когда вопросы осмысления собственного «Я» и его взаимодействия с миром приобретают новое звучание. Одной из основных его особенностей в этом возрасте является повышенная чувствительность к особенностям своего тела и внешности. При этом отношение к своему телу часто определяется ориентацией на сложившиеся стандарты, идеалы, образцы "мужественности" и "женственности", которым молодежь изо всех сил стремится соответствовать в одежде, манерах, жаргоне. Часто эти эталоны завышены или противоречивы, что порождает множество внутренних конфликтов - повышенную тревожность, понижение уровня притязаний, трудности в общении, застенчивость [9],[10],[11].
Так, их неудовлетворенность своими физическими данными, особенностями строения тела, фиксация на физическом дефекте неизбежно влияют на общий уровень самоотношения в целом, на самооценку молодого человека и уровень его притязаний [3].
Образ собственного тела - гораздо более важный компонент юношеского самосознания, чем это обычно считают взрослые. Так же, как и подросткам, юношескому возрасту свойственно болезненное внимание к представлениям о норме в отношении роста тела, его размера, веса, пропорции и т.п.[12],[21].
У молодых людей источником беспокойства могут служить недостаточный рост, нездоровая кожа, избыточный вес, размер груди, талии, половых органов и т.п. Желая соответствовать идеалам возраста, социума, юношеской субкультуре, они компенсируют реальные или вымышленные недостатки экстравагантностью в одежде, прическах, избытком косметики, вызывающим макияжем, жаргоном, элементами поведения. Это часто делает юношей похожими друг на друга, что противоречит их стремлению к подчеркнутой демонстрации своей индивидуальности. Поэтому они
часто внутренне нестабильны, конфликтны, мнительны и тревожны. В подростковом и юношеском возрасте самооценка внешности приобретает особое значение. Огромную роль, наряду с оценками значимых «Других» (сверстников, педагогов), играет ориентация на принятые в обществе стереотипные образы маскулинности или фемининности. Причем юношеские эталоны красоты и просто «приемлемой» внешности нередко оказываются завышенными, нереалистичными. Обнаружение каких-либо явных или мнимых физических недостатков глубоко фрустри-рует подростков, порождая тревогу и дезадаптиро-ванность [5].
Огромную роль в формировании их отношения к своему телу играют средства массовой информации, которые предлагают индивиду уже готовые образы какого-то социального явления. Культурно обусловленные стереотипные реакции, социальные нормы и стандарты, ожидания - все это указывает индивиду на нежелательность существенных отклонений формы размеров его тела от идеала [6],[16].
Немаловажным фактором оценки своего тела, особенно для девушек, становится физическая привлекательность, проявляющаяся в межличностных отношениях, которая служит положительным подкреплением чувства своего «Я» как принимающего, привлекательного начала. Самопрезентация играет исключительную роль в формировании «женского» типа характера. Сформированное представление и отношение к «образу тела» является одним из ярких примеров самопрезентации, которая отражает ценность тела как такового, а также существующие в обществе социокультурные эталоны [4],[20],[21].
Отношение к собственному телу как неотъемлемой части «Я» также может быть как объектным, так и субъектным. При объектном отношении к своему телу молодой человек занимает позицию внешнего наблюдателя. Тело имеет инструментальную ценность: оно должно быть сильным, красивым, здоровым, то есть хорошим инструментом для достижения каких-либо целей. При объектном отношении он как бы смотрит на себя глазами «Другого» и тело выступает как объект оценивания: хорошее - плохое, красивое - некрасивое, устраивает - не устраивает, привлекательно - непривлекательно и т.п.[6],[18].
Эмоции по отношению к своему телу могут быть положительными или отрицательными, но и в том и в другом случае есть глубинное его неприятие, как части «Я», без которой невозможно явление себя миру и
бытие в нем. При объектном отношении к телу отсутствует способность чувствовать единство телесной и духовной тканей.
Отношение становится субъектным, когда человек позволяет себе быть самим собой, принимая себя во всем многообразии с достоинствами и недостатками. Такое отношение свидетельствует о расширении сознания и увеличении его реалистичности. Партнерское отношение к телу проявляется во внутреннем диалоге, который становится возможным благодаря глубинному самопринятию. В результате такого диалога углубляется самопонимание, повышается уровень пластичности жизнедеятельности и становится возможным аутентичное самовыражение [12].
Физическая культура и спорт рассматриваются как одно из важнейших средств воспитания человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Современная физическая культура - это образ жизни, рассчитанный на длительную систематическую работу над своим телом. И, кроме того - это психологическая готовность принять эту работу и научиться получать от нее удовольствие. Мир современного фитнеса предполагает различные тренировочные программы, с помощью которых организованы серии эффективных уроков физической культуры, направленные на улучшение общего состояния студента, то есть разума, духа и тела [7].
Постоянно совершенствуемые средства и методы проведения занятий позволяют повысить их плотность и улучшить развитие основных физических качеств: силы, быстроты, гибкости, выносливости, координационных способностей. Фитнес-аэробика - это командный, сложнокоординированный, полиструктурный вид спорта, состоящий из гимнастических и танцевальных элементов. Оптимально дозированная физическая нагрузка, разнообразие упражнений, современная ритмичная музыка повышают общий эмоциональный тонус студенток, создают устойчивое бодрое настроение, которое служит благоприятным фоном для умственной деятельности [17].
Кроме того, занятия спортом и физической культурой могут формировать у человека столь необходимую ему в жизни уверенность в себе, в своих силах, 50
преобладающий положительный и стенический эмоциональный фон, оптимизм [2],[13].
Таким образом, все вышеперечисленные особенности проведения занятий по физической культуре с использованием технологий фитнес-аэробики должны оказывать позитивное влияние на самоотношение, уровень притязаний и самооценки, отношение к своему телу у студенток.
На базе ГОУ ВПО «Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет» проводилось исследование особенностей самоотношения у студенток, занимающихся фит-нес-аэробикой.
В эксперименте приняло участие 100 студенток, занимающихся фитнес-аэробикой, 50 из которых обучаются на I курсе и занимаются фитнес-аэробикой первый год, и 50 - на III курсе. Они обучаются по разработанной программе в течение трех лет.
Были использованы методики:
Тест-опросник самоотношения [19];
Диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн (в модиф. А.М. Прихожан);
Методика незаконченных предложений;
Проективная методика «Автопортрет»;
Тест «Особенности телосложения» [15];
Анкета ценностей физической культуры (авт. М.М. Колокольцев).
Исследование проводилось в два этапа:
На первом этапе изучалось самоотношение у студенток, занимающихся фитнес-аэробикой, а также уровень их самооценки и притязаний.
Задачами второго этапа исследования стало изучение у испытуемых отношения к собственному телу, внешности, а также значимости для них занятий фитнес-аэробикой.
Как видно из рис. 1, большее количество испытуемых, имеющих адекватную самооценку, в группе 2.
Анализ результатов исследования удовлетворенности/ неудовлетворенности своим телом позволяет сделать выводы о том, что среди испытуемых группы 2 значительно больше тех, кто удовлетворен своим телом. Эти девушки менее критично оценивают свой образ, делая акцент на достоинствах (рис.2).
45 40 35 30 25 20 15 10 5 0
■ группа 1
■ группа 2
1
заниженная самооценка
адекватная самооценка
завышенная самооценка
Рис. 1. Уровень самооценки у испытуемых группы 1 и 2
Что касается вопросов значимости/незначимости занятий фитнес-аэробикой, то интерпретация полученных результатов по данной методике показала, что для подавляющего большинства всех испытуемых занятия фитнес-аэробикой являются значимыми. Однако, как показывает анализ полученных данных, у испытуемых второй группы наблюдается более осознанное отношение к занятиям фитнес-аэробикой, нежели у девушек первой группы.
Результаты анкетирования показали взаимосвязь с данными, полученными с помощью методики незаконченных предложений. Так, ценность занятий фит-нес-аэробикой девушки первой группы видят, в основном, в коррекции своей фигуры путем избавления от лишнего веса, а также в возможности сделать стройным свое тело. В то время как девушки второй группы занятия фитнес-аэробикой воспринимают как способ улучшения своего здоровья и самочувствия, поднятия общего тонуса организма и пр..
Кроме того, расчет коэффициента сопряженности Х2 показал следующие результаты: самооценка внешности у испытуемых первой группы влияет на уровень самоотношения испытуемых в целом, тогда как во второй группе не наблюдается зависимость самооценки своей внешности и тела от самооценки и самоотношения к себе в целом. Можно полагать, что это связано именно с тем, что занятия фитнес-аэробикой позволяют научиться относиться к своему телу субъектно, т.е. принимая его со всеми достоинствами и недостатками (многие из которых возможно исправить с помощью занятий фитнес-аэробикой).
Таким образом, изучение особенностей самоотношения у студенток, занимающихся фитнес-аэробикой, выявили следующую картину:
1. У испытуемых первой группы самооценка внешности влияет на уровень самооценки и самоотношения в целом. Тогда как у испытуемых второй группы эта зависимость не выявлена.
2. Сравнивая результаты методик по изучению самоотношения, уровня самооценки и притязаний с результатами методик, которые изучают отношение к собственному телу и внешности, можно заметить, что
неудовлетворенность своими физическими данными, особенностями строения тела, зацикливание на физических недостатках неизбежно влияют на представление о своем телесном «Я» и на общий уровень самоотношения в целом.
3. Среди испытуемых второй группы значительно больше тех, кто удовлетворен своим телом. Они менее критично оценивают свой образ, делая акцент на достоинствах, что свидетельствует о субъектном отношении к телу - когда человек позволяет себе быть самим собой, принимая себя, в том числе свои достоинства и недостатки. В то же время у испытуемых первой группы наблюдается объектное отношение к телу, а позитивное отношение к себе соотносится с удовлетворением при одобрении и неудовлетворением при неодобрении себя.
4. Отношение к собственному телу у испытуемых группы 1 во многом зависит от того, насколько оно соответствует стандартам и эталонам привлекательности женского тела, навязанным им средствами массовой информации. Тогда как испытуемые группы 2 принимают свое тело таким, какое оно есть, со всеми недостатками и достоинствами.
5. Социальные эталоны внешней привлекательности оказывают влияние на субъективное отношение к собственному телу у большинства испытуемых первой группы, которое, в свою очередь, воздействует на структуру глобального самоотношения.
6. Девушки, занимающиеся фитнес-аэробикой три года (испытуемые второй группы) проводят параллель между понятиями красоты и здоровья, что связано с тем влиянием, которое оказывают на них занятия фитнес-аэробикой, поскольку именно этот вид спортивной деятельности направлен на развитие единства красоты и здоровья тела.
Таким образом, можно прийти к заключению, что занятия фитнес-аэробикой повышают мотивацию к физической культуре и влияют на уровень самоотношения у студенток: уровень притязаний и самооценки у них становится адекватным и меняется отношение к своему телу, его функциональным возможностям.
Библиографический список
1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. 425 с.
2. Андронов О.П. Физическая культура как средство влияния на формирование личности. М.: Мир, 1992. 256 с.
3. Бороздина Л.В. Что такое самооценка? // Психологический журнал. 1992. №4. Т.13. С. 99-100.
4. Визгина А.В., Столин В.В. Внутренний диалог и самоотношение // Психологический журнал. 1989. № 6. Т.10. С. 50-57.
5. Визгина А.В., Пантилеев С.Р. Проявление личных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин // Вопросы психологии. 2001. № 3. С. 91-100.
6. Гозман Л.Я., Алешина Ю.А. Взаимосвязь отношения к себе и другим // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1982. № 4. С.21-29.
7. Девис Б. Мини-энциклопедия «Фитнес» / пер. с англ.; под ред. Т. Казьминой. М.: Изд-во " Олимп", 2000. 79с.
8. Исследование самооценки по методике Дембо - Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан // Практикум по возрастной психологии / под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. СПб, 2002. С. 559.
9. Кон И.С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. 367 с.
10. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979. 324 с.
11. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 254 с.
12. Леви Т.С. Отношение к телу в структуре самоотношения // Психология телесности: теоретические и практические
особенности: сб.науч.тр. электрон.дан. СПб., 2008. Режим доступа:1Нр:/^моигпа^№есЬгу^у22591
13. Лисицкая Т.С. Учебно-методическое пособие в компьютерной версии. Аэробика. Хореография и дизайн урока. М.: Федерация аэробики России, 2005. С.16-19,28,29.
14. Налчаджян А.А. Я-концепция / Психология самосознания: Хрестоматия. Самара: Издательский дом «БАХРАМ-М», 2000. С.270-332.
15. Нэпп М. Невербальное общение / под ред. Марк Нэпп, Джудит Холл. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. 406 с.
16. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000. 298 с.
17. Садовская Ю.Я., Голубова Т.Н. Взаимосвязь психофизиологического и социально-психологического уровней функционального состояния занимающихся аэробикой // Пе-дагопка, психолопя та медико-бюлопчы проблеми фiзичного виховання i спорту /зб.наук.праць за редакцею проф. Ермакова С.С. Харив: ХДАДМ (ХХП1), 2006. №9. C.137-141.
18. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: Изд-во МГУ, 1989. 298 с.
19. Столин В.В., Пантилеев С.Р. Опросник самоотношения // Практикум по психодиагностике: психодиагностические материалы. М., 1988. С. 123-130.
20. Черкашина А.Г. Образ физического Я в самоотношении девушек 17-18 лет : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 : Самара, 2004 197 с. РГБ ОД, 61:05-19/68
21. Шарай Т.П. Влияние отношения к своему телу и половой принадлежности на самоотношение личности // Психология телесности: теоретические и практические особенности: сб.науч.тр. электрон.дан. СПб.,2008. Режим до ступа: http ://psyjourna ls/d i re cto ry/psy22591.
УДК 316.6
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ И МАНИПУЛИРОВАНИЯ
М.В.Лаврик1
Иркутский государственный университет, Институт социальных наук, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 3.
Анализируется влияние аналитиков и экспертов на конструирование социально-политических процессов. Информационно-аналитическая деятельность стала неотъемлемой составляющей принятия управленческих решений ввиду усложнения социальной реальности. Целью статьи является рассмотрение информационно-аналитической деятельности не только в качестве технологии управления, но и технологии манипулирования. Установлено, что и потребители информационной аналитики, и сами эксперты способны спекулировать результатами аналитической работы с целью принятия управленческих решений, не принимающих во внимание социальную справедливость. Библиогр. 11 назв.
Ключевые слова: информационная аналитика; эксперт; политический трансферт.
INFORMATION AND ANALYTICAL ACTIVITY AS MANAGEMENT AND MANIPULATION TECHNOLOGY M.V. Lavrik
Irkutsk State University, Institute of Social Sciences, 3 Lenin St., Irkutsk, 664003.
The paper analyzes the influence of analysts and experts on the construction of socio-political processes. Information and analytical activities have become an integral part of management decision making due to the complication of social
1Лаврик Михаил Владимирович, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления, тел.: 89149074752,e-mail: [email protected]
Lavrik Mikhail, Senior Lecturer of the Department of Public and Municipal Administration, tel.: 89149074752, e-mail: [email protected]