УДК 316.61
DOI: 10.28995/2073-6401-2022-1-297-304
Особенности самоотношения девушек
Татьяна И. Леонова Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова, Рязань, Россия, [email protected]
Аннотация. Статья посвящена изучению особенностей самоотношения девушек. Приведены данные об их взаимосвязи со значимостью, реализацией, конфликтом между значимостью и реализацией различных ценностей, удовлетворенностью жизнью. Указано, что с увеличением возраста девушки достигают большей внутренней гармонии. Отмечается, что важную роль в формировании самоотношения девушек может приобретать ценностная сфера личности, в частности практическая реализация ценностей. Особое значение имеют ценности физической привлекательности и материального благополучия. Упоминается, что чрезмерное увеличение конфликта между значимостью и осуществлением ценностей может негативно сказываться на отношении девушек к себе. Установлено, что такие сферы жизни, как образование и здоровье, могут недооцениваться молодыми девушками и поэтому не оказывать значительного влияния на их самоотношение, что характерно и для ценности творчества, которую, судя по всему, девушки также мало соотносят с собственной личностью.
Ключевые слова: самоотношение, ценности, удовлетворенность жизнью, девушки
Для цитирования: Леонова Т.И. Особенности самоотношения девушек // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2022. № 1. Ч. 2. С. 297-304. БОТ: 10.28995/2073-6401-2022-1-297-304
Features of self-attitude of girls
Tat'yana I. Leonova I.P. Pavlov Ryazan State Medical University, Ryazan, Russia, [email protected]
Abstract. The article deals with the study in specifics of the girls self-attitude. It gives data on their relationship with significance, realization, conflict of significance and realization of various values, life satisfaction. It is indicated
© Леонова Т.И., 2022
that with increasing age, girls achieve greater inner harmony. An important role in shaping the self-attitude of girls can be played by the value sphere of the individual, in particular, the practical implementation of values. Of particular importance are the values of physical attractiveness and material well-being. An excessive increase in the conflict of significance and the implementation of values can negatively affect the self-attitude of girls. Such areas of life as education and health may be underestimated by young girls, and therefore do not have a significant impact on their self-attitude, which is also characteristic of the creative work value, which girls also do not correlate much with their own personality.
Keywords: self-attitude, values, life satisfaction, girls
For citation: Leonova, T.I. (2022), "Features of self-attitude of girls". RSUH/RGGUBulletin. "Philosophy. Sociology. Art Studies" Series, no. 1, part 2, pp. 297-304, DOI: 10.28995/2073-6401-2022-1-297-304
Введение
Центральным предметом исследования гуманитарных наук (социологии, психологии и т. д.) традиционно является личность человека в условиях общественных изменений, а также с учетом культурных, тендерных и других факторов. Такая широта контекстов определяет существование множества подходов к пониманию личности, в том числе ее можно трактовать как систему отношений, т. е. связей, возникающих между человеческим индивидом и окружающей его действительностью [Мясищев 2011]. При этом особое место занимает отношение к самому себе и собственной жизни.
Существуют данные, доказывающие, что самоотношение девушек имеет определенную специфику и отличается от отношения к себе мужчин [Мамедова 2021], а также несет в себе эмоциональную окраску и отражает психологическое благополучие личности в целом. Этим определяется важность его исследования с целью построения психологической работы с девушками для формирования у них более позитивного и гармоничного отношения к себе.
Нами было проведено исследование взаимосвязей особенностей самоотношения 82 девушек в возрасте 17-23 лет со значимостью, реализацией, конфликтом между значимостью и реализацией различных ценностей, удовлетворенностью жизнью. В ходе работы были использованы следующие методики: «Методика исследования самоотношения» С.Р. Пантелеева, «Ценностные ориентации» О.И. Моткова и Т.А. Огневой (вариант 2), «Тест диагностики удовлетворенности жизнью» А.Б. Белоусовой.
В ходе исследования была обнаружена отрицательная взаимосвязь между возрастом девушек и такой особенностью самоотношения, как внутренняя конфликтность. Видимо, чем старше становятся девушки, тем большей внутренней гармонии они достигают, учатся находить баланс уровня притязаний, желаний и имеющихся возможностей, требований общества и в целом более позитивно оценивают себя.
Также нами были обнаружены корреляции между особенностями самоотношения и декларируемой значимостью различных ценностей. Значимость физической привлекательности и внешности оказалась отрицательно связана с закрытостью, отраженным самоотношением и самопривязанностью. Можно предположить, что чем большую важность девушки придают собственному внешнему виду и привлекательности, тем более они склонны к рефлексии и критике по отношению к себе, ожидают от окружающих скорее негативной оценки, легко изменяют отношение к себе, что может во многом быть связано с неудовлетворенностью собой. Обнаружены и положительные взаимосвязи значимости ценностей высокого социального положения и роскошной жизни и самоценности у девушек. Видимо, статусность и более чем комфортные условия жизни поддерживают у них ощущение ценности собственной личности и ее уникальности. Можно предположить, что такие внешние ценности могут восприниматься ими не только как признак успешности, но и, что интересно, как показатель богатства внутреннего мира и духовного потенциала, что, на наш взгляд, может быть связано с имеющейся в социальных сетях современной тенденцией демонстрации материального благополучия и роскоши. Подобная картина может ассоциироваться у молодых девушек с авторитетностью данных людей, высоким уровнем их личностного развития и оказывать таким образом определенное влияние на их отношение к себе. Положительная связь обнаружена также между значимостью ценности любви к природе и бережного отношения с ней и внутренней конфликтностью девушек. Видимо, созерцание природы и забота о ней могут становиться одним из ресурсов для тех девушек, которые имеют склонность к сомнениям, несогласию с собой, чрезмерной выраженностью тенденции к рефлексии.
Представляется интересным тот факт, что если между самоотношением девушек и декларируемой значимостью различных ценностей было обнаружено всего 6 взаимосвязей, то с реализацией ценностей их количество составило 37. Вероятно, самоотношение девушек основано в большей степени на практическом воплощении ценностей в жизни и реально достигнутых ими результатах, чем на внутренней убежденности в значимости тех или иных ценностей.
Рассматривая подробнее взаимосвязи особенностей самоотношения и реализации различных ценностей, можно отметить, что наибольшее количество корреляций имела ценность хорошего материального благополучия: положительные - с самоуверенностью, саморуководством, отраженным самоотношением, самоценностью, самопринятием и самопривязанностью, отрицательная - с самообвинением. Чем больше девушки реализуют ценность материального благополучия, тем больше они ощущают собственную значимость и компетентность, считают именно себя и свою личность источниками развития, результатов и достижений, при этом в меньшей степени склонны брать на себя ответственность за неудачи и конфликтные ситуации, принимают себя и ожидают подобного принятия от окружающих людей, а также обладают более ригидной Я-концепцией и стремятся сохранить в неизменном виде собственную личность. Видимо, отношение девушек к себе во многом зависит от их финансовой состоятельности, что может быть связано с возрастающей в современном обществе ориентацией на материальные, предметные ценности [Плотников, Шперлинь 2014], демонстрацией подобной позиции в интернет-пространстве. Ранее нами уже было описано и то, что материальное благополучие может обуславливать также успешность дружеских отношений молодых людей и социальных контактов в целом [Леонова, Лесин 2021].
Еще одной ценностью, реализация которой имела множество взаимосвязей с самоотношением девушек, стала ценность физической привлекательности и внешности. Она имела положительные корреляции с самоуверенностью, самоценностью, самопринятием и отраженным самоотношением и отрицательные - с внутренней конфликтностью и самообвинением. Такое большое количество взаимосвязей подтверждает высокую значимость данной ценности для формирования позитивного самоотношения девушек. Ее реализация может быть связана с их уверенностью в своих силах, положительным фоном восприятия себя и ожиданием положительной оценки от других людей.
Стоит отметить, что единственной ценностью, реализация которой не имела значимых связей с особенностями самоотношения, стала ценность творчества. Вероятно, девушки не только во многом пренебрегают данной ценностью и не склонны проявлять творчество и креативность в повседневной жизни, но и в целом не соотносят ее со своей личностью.
Установлено, что уровень конфликта между значимостью и реализацией ценностей, который может свидетельствовать об их мотивационном потенциале [Лесин 2020], также оказался связан
с самоотношением у девушек. Конфликт значимости и реализации ценности хорошего материального благополучия был отрицательно связан с саморуководством и самопринятием; саморазвития личности: отрицательно - с закрытостью, отраженным самоотношением, самоценностью, самопринятием, и положительно - с внутренней конфликтностью и самообвинением; известности и популярности: отрицательно с самопривязаностью; физической привлекательности и внешности: отрицательно - с закрытостью, самоуверенностью, отраженным самоотношением, самопривязаннностью, и положительно - с внутренней конфликтностью и самообвинением; теплых, заботливых отношений с людьми: отрицательно с закрытостью и самоуверенностью; творчества: отрицательно с закрытостью. Видимо, наличие подобных конфликтов сопровождается неуверенностью в своих возможностях, сомнениями в уникальности и ценности собственной личности, верой в подвластность своей жизни скорее внешним обстоятельствам, нежели собственным усилиям, общим негативным фоном восприятия себя и ожиданием негативной оценки от окружающих, излишней критичностью к себе и фиксацией на неудачах, но при этом также внутренней честностью с собой и развитой рефлексией, а также высокой готовностью к принятию нового опыта и изменениям собственного Я. Причем больше всего корреляций было характерно для ценностей физической привлекательности, внешности и саморазвития личности, что может свидетельствовать об их высоком мотивационном потенциале для девушек. При этом можно предположить, что чрезмерное повышение уровня конфликта между значимостью и реализацией ценностей может негативно сказываться на самоотношении девушек и в большей степени свойственно девушкам с высоко развитой способностью к рефлексии.
Полученные данные позволяют сделать предположение о высокой значимости ценностной сферы личности для формирования самоотношения девушек.
Также нами были обнаружены взаимосвязи самоотношения с удовлетворенностью жизнью. Общий уровень удовлетворенности жизнью девушек оказался связан практически со всеми особенностями их самоотношения: положительно - с самоуверенностью, саморуководством, самоценностью, самопринятием, отраженным самоотношением и самопривязанностью, отрицательно - с внутренней конфликтностью и самообвинением. Можно предположить, что позитивное отношение девушек к себе может становиться важным фактором, определяющим уровень их удовлетворенности жизнью и психологического благополучия в целом. При этом больше всего взаимосвязей с самоотношением имела удовлетворенность
жизнью в таких сферах, как социальные контакты, дружба, материальный достаток и достижения. Эти данные еще раз подтверждают высокую значимость реальных достижений и финансового благополучия для формирования положительного отношения девушек к себе. Кроме того, видимо, еще одним фактором, определяющим их самоотношение, может становиться успешность межличностных отношений и их комфортность.
Необходимо отметить, что не обнаружили взаимосвязей с самоотношением девушек их удовлетворенность образованием, обучением и здоровьем. Вероятно, данные сферы жизни, учитывая молодой возраст девушек, могут восприниматься ими как данность, и поэтому не оказывают значительного влияния на их отношение к себе.
Заключение
В ходе проведенного исследования было установлено, что с возрастом девушки приобретают более гармоничное отношение к себе, своим желаниям и возможностям. Важную роль в формировании их самоотношения может приобретать ценностная сфера личности, при этом ведущее значение принадлежит реализации различных ценностей в жизни и реальным достижениям. Среди ценностей, которые могут оказывать наибольшее влияние на отношение молодых девушек к себе, можно выделить ценности физической привлекательности и внешности, материального благополучия. Повышение конфликта между значимостью и реализацией ценностей, в свою очередь, может негативно сказываться на их самоотношении. При этом позитивное самоотношение во многом может определять удовлетворенность девушек жизнью и их психологическое благополучие в целом.
Данная статья может быть полезна специалистам, осуществляющим консультационную и психотерапевтическую работу с молодыми девушками с целью формирования более позитивного самоотношения и гармонизации ценностной сферы их личности, а также самим девушкам для саморазвития.
Литература
Леонова, Лесин 2021 - Леонова Т.И., Лесин А.М. Ценность материального благополучия студентов во взаимосвязи с их отношением к себе и своей жизни // Социальная психология: вопросы теории и практики: Материалы
VI Междунар. научно-практич. конф. памяти М.Ю. Кондратьева. М.: Моск. гос. психол.-пед. ун-т, 2021. С. 332-334.
Лесин 2020 - Лесин А.М. Определение личностной значимости и содержания ценностей // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2020. Т. 8. № 4 (31). С. 445-455. DOI 10.23888/humJ20204445-455.
Мамедова 2021 - Мамедова В.Ф. Особенности самоотношения и копинг-стратегий у юношей и девушек // Социально-психологические вызовы современного общества. Проблемы. Перспективы. Пути развития: Материалы VI Междунар. научно-практич. конф. Брянск: Брянский гос. ун-т имени академика И.Г. Петровского, 2021. С. 62-65.
Мясищев 2011 - Мясищев ВН. Психология отношений. М.: МПСИ, 2011. 400 с.
Плотников, Шперлинь 2014 - Плотников С.Г., Шперлинь А.В. Различия ценностных ориентаций в зависимости от уровня субъективного экономического благополучия // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 382. С. 188-195.
References
Leonova, T.I. and Lesin, A.M. (2021), "The value of the material well-being of students in relation to their attitude towards themselves and their lives", Sotsial'naya psik-hologiya: voprosy teorii ipraktiki. Materialy VI Mezhdunar. nauchno-praktich. konf. pamyati M.Yu. Kondrat'eva [Social psychology. Questions of theory and practice. Proceedings of the VI International scientific and practical conference in memory of M.Yu. Kondratiev], Mosk. gos. psikhologo-ped. un-t,, Moscow, Russia, pp. 332334.
Lesin, A.M. (2020), "Determination of personal significance and content of values", Personality in a changing world. Health, adaptation, development, vol. 8, no. 4(31), pp. 445-455, DOI 10.23888/humJ20204445-455.
Mamedova, V.F. (2021), "Features of self-attitude and coping strategies in boys and girls", Social'no-psihologicheskie vyzovy sovremennogo obshchestva. Problemy. Perspektivy. Puti razvitiya: Materialy VI Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Socio-psychological challenges of modern society. Issues. Perspectives. Ways of development. Proceedings of the VI International Scientific and Practical Conference], Bryanskii gos. un-t imeni akademika I.G. Petrovskogo, Bryansk, Russia, pp. 62-65.
Myasishchev, V.N. (2011), Psikhologiya otnoshenii [Relationship psychology], MPSI, Moscow, Russia.
Plotnikov, S.G. and Shperlin', A.V. (2014), "Differences in value orientations depending on the level of subjective economic well-being", Tomsk State University Journal of History, no. 382, pp. 188-195.
Информация об авторе
Татьяна И. Леонова, Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова, Рязань, Россия; 390026, Россия, Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9; [email protected]
Information about the author
Tatyana I. Leonova, Pavlov Ryazan State Medical University, Ryazan, Russia; bld. 9, Vysokovol'tnaya Street, Ryazan, Russia, 390026; [email protected]