Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ САМОКОНТРОЛЯ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЯХ У СПОРТСМЕНОВ-ЛУЧНИКОВ'

ОСОБЕННОСТИ САМОКОНТРОЛЯ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЯХ У СПОРТСМЕНОВ-ЛУЧНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
108
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОКОНТРОЛЬ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СТРУКТУРА САМОКОНТРОЛЯ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ / СТРЕЛЬБА ИЗ ЛУКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Черняев А.А., Орешкина Т.И., Пестряева Л.Ш., Пашкова Н.Н.

Цель исследования - определить средства и методы, способствующие активизации контрольно-корректировочной части деятельности самоконтроля в соревновательных упражнениях у спортсменов-лучников. Методика и организация исследования. Применялась методика классификации элементов самоконтроля по степени сформированности двигательных действий и выявления особенности структуры самоконтроля, позволяющая количественно оценить и сопоставить степень автоматизации элементов техники в стрельбе из лука. Из числа лучников начального года обучения были сформированы две опытные группы по 15 человек в каждой. Учебно-тренировочный процесс в контрольной группе (КГ) осуществлялся по общей принятой методике. Результаты исследования и выводы. Исследование показало, что уменьшение количества элементов, контролируемых на осознанном уровне, и увеличение контролируемых на автоматическом уровне связано с ростом спортивного мастерства. Осознанный самоконтроль является необходимым условием совершенствования технических действий и подтвердил эффективность выполнения спортивного двигательного действия от правильного выбора основных опорных точек и сосредоточения самоконтроля именно на них. Предлагаемые средства и методы, способствующие активизации контрольно-корректировочной части деятельности самоконтроля в соревновательных упражнениях у спортсменов-лучников, эффективны и могут быть использованы на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHERS’ COMPETITIVE SELF-CONTROL EXCELLENCE MODEL

Objective of the study was to analyze the competitive self-control structure in modern archery and test benefits of a new self-control excellence model. Methods and structure of the study. We classified the self-control elements by elementary motor skill to profile the self-control quality and the motor skill automation degrees in competitive shooting events and test benefits of a new self-control excellence model. We grouped the beginner sample into Experimental and Reference Groups of 15 people, with the Reference Group training being traditional, and the Experimental Group training complemented by the self-control excellence model. Results and conclusion. The self-control analysis found the numbers of consciously self-controlled motor elements falling and automatically self-control elements growing with progress in skills and experience. Conscious self-controls were found critical for technical progress, with a special emphasis on the key reference points in the movement sequence pivotal for the self-control. The self-control excellence model geared to activate every element in the self-control sequence was tested beneficial and may be recommended for application in practical trainings.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ САМОКОНТРОЛЯ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЯХ У СПОРТСМЕНОВ-ЛУЧНИКОВ»

особенности самоконтроля в соревновательных упражнениях у спортсменов-лучников

УДК/UDC 799.3

Поступила в редакцию 20.09.2021 г.

Информация для связи с автором: professor-ch@mail.ru

Кандидат педагогических наук, профессор А.А. Черняев1 Т.И. Орешкина2

Кандидат педагогических наук, доцент Л.Ш. Пестряева3

Кандидат педагогических наук, доцент Н.Н. Пашкова2

поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Казань

2Чувашский государственный университет им. И.Я. Ульянова, Чебоксары 3Чувашский государственный аграрный университет, Чебоксары

ARCHERS' COMPETITIVE SELF-CONTROL ExCELLENCE MODEL

PhD, Professor A.A. Chernyaev1 T.I. Oreshkina2

PhD, Associate Professor L.Sh. Pestryaeva3 PhD, Associate Professor N.N. Pashkova2

1 Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, Kazan

2 Chuvash State University named after I.Y Ulyanov, Cheboksary

3 Chuvash State Agrarian University, Cheboksary

Аннотация

Цель исследования - определить средства и методы, способствующие активизации контрольно-корректировочной части деятельности самоконтроля в соревновательных упражнениях у спортсменов-лучников. Методика и организация исследования. Применялась методика классификации элементов самоконтроля по степени сформированности двигательных действий и выявления особенности структуры самоконтроля, позволяющая количественно оценить и сопоставить степень автоматизации элементов техники в стрельбе из лука. Из числа лучников начального года обучения были сформированы две опытные группы по 15 человек в каждой. Учебно-тренировочный процесс в контрольной группе (КГ) осуществлялся по общей принятой методике.

Результаты исследования и выводы. Исследование показало, что уменьшение количества элементов, контролируемых на осознанном уровне, и увеличение контролируемых на автоматическом уровне связано с ростом спортивного мастерства. Осознанный самоконтроль является необходимым условием совершенствования технических действий и подтвердил эффективность выполнения спортивного двигательного действия от правильного выбора основных опорных точек и сосредоточения самоконтроля именно на них. Предлагаемые средства и методы, способствующие активизации контрольно-корректировочной части деятельности самоконтроля в соревновательных упражнениях у спортсменов-лучников, эффективны и могут быть использованы на практике.

Ключевые слова: самоконтроль двигательной деятельности, структура самоконтроля, соревновательное упражнение, стрельба из лука.

Abstract

Objective of the study was to analyze the competitive self-control structure in modern archery and test benefits of a new self-control excellence model. Methods and structure of the study. We classified the self-control elements by elementary motor skill to profile the self-control quality and the motor skill automation degrees in competitive shooting events and test benefits of a new self-control excellence model. We grouped the beginner sample into Experimental and Reference Groups of 15 people, with the Reference Group training being traditional, and the Experimental Group training complemented by the self-control excellence model.

Results and conclusion. The self-control analysis found the numbers of consciously self-controlled motor elements falling and automatically self-control elements growing with progress in skills and experience. Conscious self-controls were found critical for technical progress, with a special emphasis on the key reference points in the movement sequence pivotal for the self-control. The self-control excellence model geared to activate every element in the self-control sequence was tested beneficial and may be recommended for application in practical trainings.

Keywords: motor activity self-control, self-control elements, competitive exercise, archery.

Введение. Современный вид спорта «Стрельба из лука» включает в себя последние достижения в различных областях научных знаний. Высокий результат спортсмена в стрельбе из лука обеспечивается должной направленностью его внимания на элементы техники выполнения в соответствии с особенностями структур движений [3]. В этом содержатся большие психологические резервы в формировании высшего технического мастерства лучников. Следовательно, возрастает необходимость в исследованиях в области тренировочного процесса у лучников, направленных на физическую, тех-

ническую, тактическую, психологическую подготовку. Одной из перспективных форм подготовок в улучшении соревновательных результатов является психологическая подготовка. Известно, что одним из главных компонентом в психической подготовке является самоконтроль, уровень которого определяется как врожденными генетическими характеристиками, так и психологическими навыками человека. В нашем исследовании за основу было взято определение самоконтроля В. В. Чебышевой: «Самоконтроль включает проверку и оценку собственных действий и результатов» [5].

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

2 а

с

га

^

О (и .с Н

Цель исследования - определить средства и методы, способствующие активизации контрольно-корректировочной части деятельности спортсменов-лучников.

Методика и организация исследования. В ходе исследования решались следующие задачи: 1) выделить основные, ведущие элементы самоконтроля и степень их осознания при выполнении двигательного действия лучников; 2) выявить психологическую структуру самоконтроля при выполнении соревновательного действия; 3) экспериментально обосновать средства и методы, способствующие активизации контрольно-корректировочной части деятельности.

Решая первую задачу, были выделены 40 элементов самоконтроля с использованием методики классификации элементов самоконтроля по степени сформированности двигательных действий, позволяющей количественно оценить и сопоставить степень автоматизации элементов техники в стрельбе из лука.

В ходе эксперимента были разработаны карточки с порядковым номером на обороте, которые несли информацию об элементах самоконтроля техники [4]. Испытуемый раскладывал их в отделы классификационного блока, исходя из определения элемента. Полностью автоматизированные элементы техники помещались в первый блок (А), частично автоматизированные элементы (осознаваемые при нарушениях в технике и замечаниях тренера) - во второй блок (ЧА), систематически осознаваемые элементы - в третий блок (ОС), субъективно несущественные элементы техники - в четвертый блок (Н). В процессе обработки карточек оформлялся протокол, позволяющий быстро подсчитать индивидуальные и групповые показатели: количество элементов, отнесенных к определенному типу осознания (автомати-зированности) (в процентах к числу всех элементов).

Для решения второй задачи 40 элементов техники выполнения соревновательного упражнения были разделены на основы техники движения, ее главные звенья и детали [2].

Решение третьей задачи заключалось в организации и проведении формирующего эксперимента. Из числа лучников начального года обучения были сформированы две опытные группы по 15 человек в каждой. На момент начала эксперимента существенных отличий в показателях физической двигательной подготовленности не было обнаружено. Учебно-тренировочный процесс в контрольной группе (КГ) осуществлялся по общей принятой методике. Экспериментальная группа (ЭГ) обучалась технике в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий по П. Я. Гальперину (1965), сопровождающихся речевой инструкцией и собственным самоконтролем движений [1].

В качестве диагностирующего инструментария по определению соревновательного результата у лучников были упражнения КД-1 на 18 м.

Опытно-экспериментальной базой исследования явилась МБУ ДО «СДЮСШОР по настольному теннису и стрельбе из лука им. И. Солдатовой» города Чебоксары. В исследовании приняли участие 30 человек в возрасте от 13 до 15 лет.

За время годичного эксперимента в опытной группе было проведено 289 занятий, что предусмотрено рабочей программой по стрельбе из лука для данной возрастной группы.

Результаты исследования и их обсуждение. Участников КГ в исходных показателях отличает большее количество автоматизированных элементов - на 11,22 %, по сравнению с участниками ЭГ. Самоконтроль техники стрелков из лука ЭГ отличается, в первую очередь, детально понимаемым контролем элементов, который выше на 14,77 %, чем у КГ. В ЭГ отмечаются низкие показатели несущественных элементов техники. Обнаруженные особенности структуры самоконтроля двигательных действий свидетельствуют о специфичности и свернутости осознаваемого контроля у стрелков из лука ЭГ.

Решение первой задачи показало, что осознанный самоконтроль - необходимое условие совершенствования технических действий, и подтвердило, что эффективность выполнения спортивного двигательного действия во многом зависит от правильности выбора основных опорных точек и сосредоточения самоконтроля именно на них.

Выявление структуры самоконтроля элементов техники по степени осознаваемости начинающих лучников показало, что за годичный период тренировочного процесса у обучающихся произошло сворачивание действий элементов техники во внутренний план, то есть интериоризация действия. Итоговые показатели распределились следующим образом: А - 46,02 %; ЧА - 28,19 %; ОС - 18,44 %; Н - 7,33 %.

Решение второй задачи по выявлению психологической структуры самоконтроля при выполнении соревновательного действия показало, что участники КГ к элементам самоконтроля, за которыми анализ ведется частично, или они осознаются при нарушениях в технике и замечаниях тренера, относят следующие: распределение нагрузки происходит равномерно на все пальцы; снятие напряжения с пальцев рук и кисти левой руки; предельное выпрямление левой руки с оптимальным приближением к плоскости стрельбы; контролирование мушки во время и после выстрела; контролирование устойчивости изготовки связки «стрелок-оружие» в течение 1-2 секунд после выстрела.

В ЭГ к таким элементам самоконтроля отнесены: легкий наклон туловища вперед; направление мышцами плеча и спины правой руки назад и фиксирование правой лопатки ближе к позвоночнику.

Блок элементов осознанного самоконтроля показал существенную разницу в исследуемых группах. Так, в КГ можно выделить следующие элементы самоконтроля техники выполнения соревновательного упражнения: захват тетивы передними фалангами указательным, средним и безымянным пальцами; равномерное распределение нагрузки на все пальцы; контролирование мушки во время и после выстрела, относящееся к прицеливанию. В ЭГ акцент элементов самоконтроля уже смещен на главные, основные элементы техники - прицеливание: проецирование контура тетивы на грань рукоятки лука или на мушке прицела; наведение мушки в район прицеливания - в желтый круг; четкость мушки прицела.

Соотношение исходных и итоговых показателей элементов техники участников педагогического эксперимента (МШ), %

Группы п Показатель А ЧА ОС Н

КГ 15 Исходные 47,33±5,01 26,33±2,7 17,17±1,54 9,17±1,93

Итоговые 45,67±5,01 27,5±3,08 16,33±2,5 10,5±2,12

Сдвиг -1,66 1,17 -0,84 -1,33

ЭГ 15 Исходные 36,11±4,24 23,06±2,12 31,94±3,27 8,8±1,73

Итоговые 46,39±2,7 28,89±2,31 20,56±2,12 4,17±0,96

Сдвиг 10,28 5,83 -11,38 4,63

Исходные 11,22 3,27 14,77 0,37

Итоговые 0,72 1,39 4,23 6,33

58

http://www.teoriya.ru

№12^ 2021 Декабрь | December

Анализ этих элементов показывает, что в центре внимания исследуемых при выполнении соревновательного упражнения находятся элементы, которые имеют большое значение для заключительной фазы выстрела.

Последний блок элементов самоконтроля техники показывает, что несущественным элементом самоконтроля являются: небольшой наклон туловища вперед; расслабленные мышцы лица и шеи; выстрел производится на полувыдохе.

Выводы. Анализ структуры самоконтроля техники в экспериментальной группе позволил выделить ведущие элементы постоянного осознанного самоконтроля, которые имеют большое значение для заключительной фазы техники соревновательного упражнения.

Литература

1. Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий» / П.Я. Гальперин / - М., 1965. - 51 с.

2. Гордиенко Г.А. Изготовка при стрельбе из лука / Г.А. Гордиенко, В.В. Сидорук // Разноцветные мишени: Сб-к статей и очерков. -М.: Физкультура и спорт, 1979. - С. 17-26.

3. Матвиенко С.В. Особенности развития познавательных процессов в спорте высших достижений / С.В. Матвиенко, А.В. Меркулова, С.А. Широченкова // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. - 2016. - С. 136-139.

4.

5.

3.

4.

Пестряева Л.Ш. Основные элементы техники для самоконтроля у лучников / Л.Ш. Пестряева, Т.И. Орешкина // Матер. Междунар. науч.-практ. конференции «Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях». - 2020. - С. 434-437.

Чебышева В.В. Психология трудового обучения / В.В. Чебышева. - М., Просвещение, 1969. - 303 с.

References

1. Galperin P.Y. Osnovnye rezultaty issledovaniy po probleme «Formirovanie umstvennykh deystviy i ponyatiy» [Key results of research on "Formation of mental actions and concepts"]. Moscow, 1965. 51 p.

2. Gordienko G.A., Sidoruk V.V. Izgotovka pri strelbe iz luka [Preparation in archery]. Raznotsvetnye misheni [Colored targets]. Collected papers and essays. Moscow: Fizkultura i sport publ., 1979. pp. 17-26. Matvienko S.V., Merkulova A.V., Shirochenkova S.A. Osobennosti razvitiya poznavatelnykh protsessov v sporte vysshikh dostizheniy [Features of development of cognitive processes in elite sports]. Resursy konkurentosposobnosti sportsmenov: teoriya i praktika re-alizatsii [Competitiveness Resources of Athletes: Theory and Practice of Implementation]. 2016. pp. 136-139.

Pestryaeva L.Sh., Oreshkina T.I. Osnovnye elementy tekhniki dlya samokontrolya u luchnikov [Key elements of archers' self-control technique Aktualnye problemy fizicheskoy kultury i sporta v sovre-mennykh sotsialno-ekonomicheskikh usloviyakh [Actual problems of physical education and sports in modern socio-economic conditions]. Proc. Int. res.-practical conference. 2020. pp. 434-437.

5. Chebysheva V.V. Psikhologiya trudovogo obucheniya [Psychology of labor training]. Moscow, Prosveshchenie publ., 1969. 303 p.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

злнятия ФИЗИЧЕСКОМ культурой и спортом И их ВЛИЯНИЕ НА ПОВЫШЕНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ

У МАШИНИСТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Кандидат исторических наук, доцент Л.В. Блонский1

1Российский университет транспорта (МИИТ), Москва

УДМ^С 377/378 (377.3:37.037)

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, стрессо-устойчивость, транспортная безопасность, машинисты локомотивов, физическая культура, спорт.

Введение. Согласно официальной статистике, в I квартале 2021 г. на железнодорожных переездах ОАО «РЖД» зафиксировано 79 дорожно-транспортных происшествий. Это на 41 % больше, чем в прошлом году за те же месяцы [1]. Предотвращение аварии на железнодорожных путях во многом зависит от высокой стрессоустойчивости машиниста локомотива. В данном исследовании мы попытались выявить, влияют ли регулярные занятия физической культурой и спортом на повышение стрессоустойчивости машинистов локомотивов.

Цель исследования - определить влияние регулярных занятий физической культурой и спортом на повышение стрессоустойчивости машинистов локомотивов.

Методика и организация исследования. Изучение проводилось в период с января по июль 2021 г. в Российской открытой академии транспорта Российского университета транспорта (РУТ (МИИТ). В данном структурном подразделении на заочном отделении обучается значительное количество студентов, которые являются действующими машинистами локомотивов. Именно среди них и был проведен опрос, позволяющий определить, насколько регулярные занятия физической культурой и спортом влияют на повышение у них стрессоустойчивости. В процессе исследования было опрошено 225 студентов вуза.

Результаты исследования и их обсуждение. В рамках опроса было определено, что связь между регулярными занятиями физической культурой и спортом и повышением стрессоустойчивости обнаруживают 87,09 % опрошенных студентов. В то же время только 66,5 % участвующих в исследовании занимаются физической культурой и спортом

PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS AND STRESS TOLERANCE OF MOTORMEN

PhD, Associate Professor L.V. Blonsky1 1Russian University of Transport (MIIT), Moscow

Поступила в редакцию 03.10.2021 г.

регулярно. При этом 71,03 % ежедневно делают утреннюю гимнастику.

На вопрос о том, какие качества позволяют Вам приобрести регулярные занятия физической культурой и спортом, 93,8 % студентов ответили, что такие занятия позволяют усовершенствовать физические и психологические характеристики организма, а 81,3 % констатировали, что данные занятия позволяют развить дополнительную реакцию и силу, которые необходимы в их сфере деятельности.

При ответе на вопрос о том, влияет ли психологический стресс на уровень Вашей реакции и быстроту принятия решения, от которого зависит предотвращение возможной аварии на железнодорожных путях, 91,7 % участвующих в опросе студентов дали утвердительный ответ. При этом 97,08 % студентов, которые регулярно занимаются спортом, положительно ответили на вопрос о том, помогают ли Вам Ваши занятия физической культурой и спортом в преодолении стрессовой ситуации.

На вопрос о том, увеличилась бы Ваша устойчивость к стрессовым ситуациям, если бы Вы регулярно занимались физической культурой и спортом, 88,5 % участников опроса дали положительный ответ.

Вывод. Таким образом, результаты исследования продемонстрировали значительную степень влияния регулярных занятий физической культурой и спортом на повышение стрессоустойчивости у машинистов железнодорожного транспорта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. ОАО «РЖД» фиксирует увеличение ДТП на железнодорожных переездах в I квартале 2021 года // URL: https://company.rzd.ru/ ru/9397/page/104069?id=261491 (дата обращения: 01.10.2021).

Информация для связи с автором: leonidas78@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.