Научная статья на тему 'Особенности рынка медицинских услуг'

Особенности рынка медицинских услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3597
293
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / МЕДИЦИНА / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ЭКОНОМИКА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гуд Антон Леонидович

В статье обосновываются особенности рынка медицинских услуг. Рыночный механизм является процессом, посредством которого продавцы и покупатели взаимодействуют, чтобы определить цену и количество производимых благ, тем самым спрос, предложение и цена являются главными его элементами. Механизм рынка медицинских услуг также функционирует благодаря взаимодействию трех основных составляющих: спрос, предложение и цена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности рынка медицинских услуг»

опыте использования ГЧП. Ведь одна из его целей - повышение качества государственных услуг и снижение их стоимости.

В современных российских условиях развитие государственно-частного партнерства сдерживается рядом барьеров. Главная задача ГЧП - привлечь частные инвестиции для развития публичной инфраструктуры, и она становится все более актуальной в быстро меняющейся экономической и политической обстановке. Для ее решения необходимо создать и усовершенствовать такой правовой, организационный, экономический и политический механизм, который сможет обеспечить заинтересованность обоих партнеров в сотрудничестве, открытость и прозрачность их взаимодействия и объективную оценку эффективности реализации проектов, а также снижение рисков для государства и бизнеса.

В частности, все еще существует необходимость совершенствования законодательства, планирования на долгосрочную перспективу, разработки методики оценки проектов ГЧП. Кроме того, требуется активное взаимодействие всех заинтересованных сторон: органов власти на различных уровнях, государства и частного сектора, привлечение гражданского общества к оценке качества реализованных проектов.

Список литературы

1. Кривошеев М.А. ГЧП как возможность для социально-экономического развития // В сборнике: Актуальные проблемы управления: теория и практика материалы IV Международной научно-практической заочной конференции. Тверской государственный университет, 2017. С. 3.

2. Соколовская О.Е. Выгоды от взаимодействия государства и бизнеса для решения социально-экономических проблем с использованием механизма ГЧП // В сборнике: Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты. Сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. Под общей редакцией Т.М. Сигитова. Пермь, 2017. С. 46.

3. Рагулина Ю.В., Елесина М.В. Проблема управления реализацией проектов гчп на муниципальном уровне // В сборнике: Муниципальное управление: проблемы и перспективы развития Сборник научных статей. Под общей редакцией В.Б. Зотова, Н.М. Розиной, 2014. С. 247.

ОСОБЕННОСТИ РЫНКА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

Гуд А.Л.

Гуд Антон Леонидович - студент магистратуры, кафедра менеджмента, Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, г. Минск, Республика Беларусь

Аннотация: в статье обосновываются особенности рынка медицинских услуг. Рыночный механизм является процессом, посредством которого продавцы и покупатели взаимодействуют, чтобы определить цену и количество производимых благ, тем самым спрос, предложение и цена являются главными его элементами. Механизм рынка медицинских услуг также функционирует благодаря взаимодействию трех основных составляющих: спрос, предложение и цена.

Ключевые слова: рынок, медицина, здравоохранение, экономика, законодательство.

Рынок медицинских услуг является частью рынка здравоохранения. Отрасль здравоохранения относится к сфере социальных услуг и часто рассматривается как «чистое общественное благо». Здравоохранение значительно влияет на все другие отрасли, т.к. эффективность умственного и физического труда человека напрямую зависит от состояния

его здоровья. Таким образом, существует взаимосвязь между функционированием рынка медицинских услуг, через эффективность которого выражается состояние здоровья населения, и валового внутреннего продукта [1, 119].

Рынок медицинских услуг представляет собой комплексную многофакторную систему, состоящую из отдельных элементов - региональных рынков. В качестве элементов системы, составляющей рынок медицинских услуг, можно выделить рынки отдельных областей, городов, районных центров, мелких населенных пунктов.

Рынок медицинских услуг может быть определен как совокупность всех медицинских технологий, изделий медицинской техники, методов организации медицинской деятельности, фармакологических средств, реализуемых в условиях конкретной экономической системы.

В более узком смысле под рынком медицинских услуг можно рассматривать совокупность существующих и потенциальных производителей и потребителей медицинских услуг.

При оказании медицинских услуг законом предъявляются повышенные требования к квалификации исполнителя. Законодательство устанавливает специальную правоспособность не только для хозяйствующего субъекта, который осуществляет медицинскую деятельность, но и для исполнителя медицинских услуг. На этом основывается порядок выдачи лицензий на осуществление медицинской деятельности и сертификатов, подтверждающих профессионализм исполнителя медицинских услуг [2, 225].

Следует отметить, что неограниченный доступ к рынку медицинских услуг привел бы к негативным последствиям: неограниченному распространению непроверенных медицинских технологий, большему количеству ошибок диагнозов и лечения и др.

Для современного рынка медицинских услуг характерны следующие экономические особенности функционирования и развития.

1. Опережающий рост средних издержек медицинских услуг по сравнению с другими сферами экономической деятельности.

2. Снижение зависимости между полнотой удовлетворения потребностей в медицинских услугах и платежеспособностью населения в результате усиления роли медицины в инновационном развитии общества и его демократизации.

3. Ускоренное развитие медицинской инфраструктуры по сравнению с национальными рынками медицинских услуг.

Эффективность функционирования рынка медицинских услуг зависит от взаимообусловленного единства трех составляющих: общественных услуг, частных услуг и государственных услуг. Данные субрынки взаимодополняют друг друга, позволяя минимизировать изъяны и обеспечить максимальный положительный эффект.

Рынок частных коммерческих медицинских услуг является стимулятором конкуренции, механизмом повышения разнообразия услуг и расширения возможностей их комбинации, что расширяет выбор медицинских услуг для потребителей.

Функционирование рынка частных медицинских услуг позволяет достичь умноженного медицинского эффекта, повышения эластичности спроса на каждую медицинскую услугу, снижения цен на медицинские услуги.

Вывод: функционирование и развитие рынка медицинских услуг во многом обусловлено специфическими особенностями самой медицинской услуги: низкой информативностью пациента, высокой социально-экономической значимостью, возможностью оказания услуг на безвозмездной основе, персонализированным характером медицинской услуги и др. Современный рынок медицинских услуг имеет ряд особенностей функционирования и развития, средЬ которых выделяют: опережающий рост средних издержек медицинских услуг по сравнению с другими сферами экономической деятельности, снижение зависимости между полнотой удовлетворения потребностей в медицинских услугах и платежеспособностью населения в результате усиления роли медицины в инновационном развитии общества и его демократизации.

Список литературы

1. Портной В.А. Регулирование рынка медицинских услуг // Российское предпринимательство, 2014. № 4 (250). С. 119-125.

2. Аристова Е.В. Специфические особенности медицинской услуги как экономической категории // Экономика. Управление, 2012. № 2 С. 224-227.

ВАЖНОСТЬ СОЗДАНИЯ КЛИЕНТСКИХ СООБЩЕСТВ

Гулиев Ш.Р.

Гулиев Шамиль Рзаевич - студент, Институт экономики и права Московский технологический университет, г. Москва

Аннотация: в статье рассмотрены новые стратегические цели при развитии малого бизнеса, а именно определение стратегии улучшения контакта с потенциальными покупателями через уже давно функционирующие веб-сайты. Выявлены причины снижения интереса клиентов вновь вернуться на веб-сайт альтернативной компании, рассмотрены способы воздействия на предпочтения потребителей и предложено основное решение возникшей проблемы, которая может быть устранена путем создания клиентских сообществ, приносящих положительный экономический эффект для представителей малого бизнеса.

Ключевые слова: клиент, малый бизнес, веб-сайт, сообщества, стратегия, связь.

В 2017 году многие владельцы малого бизнеса, которые имеют свои веб-сайты, часто задаются вопросом о том, нужна ли им стратегия для социальных сетей [1]. Ответ очень прост. Каким бы выдающимся и удобным не был сайт, он все равно не может предоставить нам один из важнейших аспектов - построение сообществ.

С каждым повторным визитом, после первого посещения, интерес клиента к сайту будет угасать. Это не является причиной того, что клиентов больше не интересуют новые материалы, такие как продукты, информация, статус заказа, специальные предложения и т.д. Всему виной отсутствие у них желания возвращаться на веб-сайт, чтобы их получить. Все чаще клиенты говорят бизнесменам о том, что им нравятся различного рода предложения и они готовы их приобрести, но в силу занятости потребителей - у них не получается каждый раз заходить на сайт. Все просят лишь об одном: «дать новый материал с собой».

Вот, что клиенты имеют в виду, когда они присоединяются к сообществу, давая разрешение связаться с ними и отправить предложения и полезную информацию по электронной почте, текстовым сообщением, путем социальных сетей и т.д. Потенциальным покупателям просто нужны новые материалы, в том числе обновления альтернативного вебсайта [2]. Даже когда они вернутся, чтобы купить что-то на платформе электронной коммерции, они захотят попасть на сайт через страницу, которую им отправили, а не через главную (домашнюю).

Создавая онлайн-сообщества клиентов и получая разрешение следовать за потребителями в любое место, малый бизнес тем самым выходит за рамки конкуренции и достигает вершины - релевантности. Стоит определить стратегию бизнеса в социальных сетях как создание клиентских сообществ. В данном определении понятие «социальные сети» гораздо шире, и более всеобъемлюще, чем онлайн-платформы, такие как Вконтакте, Facebook, Twitter и т.д. Стратегия клиентских сообществ включает все, что менеджеры делают для построения этих сообществ, контакта с ними и их обслуживания, включая email-маркетинг, программы лояльности клиентов, новую деятельность в социальных сетях, и, конечно же, прямое общение с потребителем - лицом к лицу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.